Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР В 1917-1931 ГГ'

ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР В 1917-1931 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / TRAINING OF LAWYERS / ФАКУЛЬТЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК (ФОНЫ) / ФАКУЛЬТЕТ СОВЕТСКОГО ПРАВА / FACULTY OF SOCIAL SCIENCES / FACULTY OF THE SOVIET RIGHT / СУДЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / JUDICIAL DEPARTMENT / ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / INTERNATIONAL DEPARTMENT / ECONOMIC AND LEGAL DEPARTMENT / STATE AND ADMINISTRATIVE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шебанов А.Ф.

Представленная вниманию читателей научная публикация в рубрике «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого» принадлежит известному советскому ученому-юристу Александру Филипповичу Шебанову. В настоящем выпуске мы публикуем фрагмент из его монографии «Юридические высшие учебные», вышедшей в 1963 году и посвященной истории юридического образования в России с XVIII века по 1960 год. В рецензии на данную книгу в 1965 году В.Е. Чугунов характеризовал ее как «первую в нашей литературе работу, из которой читатель может получить достаточно полное представление об истории юридического высшего образования в СССР, поэтому она представляет интерес для читателя. Несмотря на то, что данное исследование выполнено в рамках советской идеологической концепции, оно представляет научную ценность благодаря обширному фактическому материалу. Работа написана на основе большого количества архивных источников, нормативных актов, с привлечением юридической литературы соответствующих эпох. Мы предлагаем нашим читателям фрагмент, посвященный становлению и развитию высших юридических учебных заведений в первый период существования советского государства - 1917-1931 годы. А.Ф. Шебанов делает вывод, что организация юридических вузов и построение процесса обучения в них в новых условиях была неразрывно связана с поисками лучших форм преподавания и воспитания, что привело к большому количеству реформ в юридическом образовании. Автор внимательно анализирует эти изменения и показывает, что, несмотря на некоторые ошибочные решения, юридическое образование в СССР развивалось в соответствии с потребностями социалистического строительства. Уже к началу 1930-х годов в стране существовала развитая сеть юридических вузов; основную массу студентов составляли рабочие, крестьяне, интеллигенция, в вузах работали квалифицированные преподаватели, в том числе много известных ученых-юристов и видных деятелей советской юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE USSR IN 1917-1931

The scientific publication presented to attention of readers in a heading "Legal education in Russia: the look from the Soviet past" belongs to the famous Soviet scientist-lawyer Alexander Filippovich Shebanov. We publish a fragment from its monograph "Legal Higher Educational" which appeared in 1963 and devoted to history of legal education in Russia from the XVIII century to 1960 in the real release. In the review of this book in 1965 V. E. Chugunov characterized it as "the first in our literature work from which the reader can gain rather complete idea of history of legal higher education in the USSR therefore it is of interest to the reader. In spite of the fact that this research is executed within the Soviet ideological concept, it is of scientific value thanks to extensive actual material. Work is written on the basis of a large number of archival sources, regulations, with attraction of legal literature of the corresponding eras. We offer our readers the fragment devoted to formation and development of the highest legal educational institutions during the first period of existence of the Soviet state - 1917-1931. A.F. Sheabanov draws a conclusion that the organization of legal higher education institutions and creation of process of training in them in new conditions was inseparably linked with searches of the best forms of teaching and education that led to a large number of reforms in legal education. The author attentively analyzes these changes and shows that, despite some wrong decisions, legal education in the USSR developed according to requirements of socialist construction. Already by the beginning of the 1930th years in the country there was a developed network of legal higher education institutions; the bulk of students was made by workers, peasants, the intellectuals, in higher education institutions the qualified teachers worked, including it is a lot of famous scientists-lawyers and eminent persons of the Soviet justice.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР В 1917-1931 ГГ»

Раздел I

Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого

А.Ф. Шебанов*

ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР

В 1917-1931 ГГ.

Аннотация. Представленная вниманию читателей научная публикация в рубрике «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого» принадлежит известному советскому ученому-юристу Александру Филипповичу Шебанову. В настоящем выпуске мы публикуем фрагмент из его монографии «Юридические высшие учебные», вышедшей в 1963 году и посвященной истории юридического образования в России с XVIII века по 1960 год.

В рецензии на данную книгу в 1965 году В.Е. Чугунов характеризовал ее как «первую в нашей литературе работу, из которой читатель может получить достаточно полное представление об истории юридического высшего образования в СССР, поэтому она представляет интерес для читателя.

Несмотря на то, что данное исследование выполнено в рамках советской идеологической концепции, оно представляет научную ценность благодаря обширному фактическому материалу. Работа написана на основе большого количества архивных источников, нормативных актов, с привлечением юридической литературы соответствующих эпох.

Мы предлагаем нашим читателям фрагмент, посвященный становлению и развитию высших юридических учебных заведений в первый период существования советского государства - 1917-1931 годы. А.Ф. Шебанов делает вывод, что организация юридических вузов и построение процесса обучения в них в новых условиях была неразрывно связана с поисками лучших форм преподавания и воспитания, что привело к большому количеству реформ в юридическом образовании. Автор внимательно анализирует эти изменения и показывает, что, несмотря на некоторые ошибочные решения, юридическое образование в СССР развивалось в соответствии с потребностями социалистического строительства. Уже к началу 1930-х годов в стране существовала развитая сеть юридических вузов; основную массу студентов составляли рабочие, крестьяне, интеллигенция, в вузах работали квалифицированные преподаватели, в том числе много известных ученых-юристов и видных деятелей советской юстиции.

Ключевые слова: юридическое образование, подготовка юристов, факультет общественных наук (ФОНы), факультет советского права, судебное отделение, хозяйственно-правовое отделение, государственно-административное отделение, международное отделение.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в развитии человеческого общества. Уничтожив господство помещиков «капиталистов и ликвидировав вместе с самодержавным государством и буржуазно-помещичье право, она создала новое, первое в мире социалистическое государство и право.

* Шебанов Александр Филиппович (1922-1977 гг.) — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Университета дружбы народов; заместитель директора Института государства и права АН СССР.

Советскому социалистическому государству потребовались квалифицированные юристы, обладающие марксистско-ленинским мировоззрением, способные на практической работе в органах юстиции и других звеньях государственного аппарата бороться за проведение в жизнь политики Коммунистической партии, за торжество идей марксизма-ленинизма. Задача борьбы за марксистско-ленинскую правовую науку стала неотложной задачей. Советская высшая школа должна была найти новые пути подготовки юристов и развития советского правоведения на базе марксистско-ленинской теории.

Старые юридические факультеты, являющиеся средоточием кадетской профессуры, воспитывавшие студентов в духе догм римского права и крайнего формализма, в сочетании с идеалистическим, а иногда и просто мистическим объяснением правовых явлений, не могли, конечно, решить задач, поставленных социалистической революцией. Необходимо было создать такую систему юридического образования, которая обеспечивала бы подготовку грамотных юристов-марксистов, преданных социалистическому государству и способных решать вопросы становления нового права, новой законности и новой социалистической государственности.

Создание такой системы юридического образования происходило в процессе перестройки всей высшей школы. В соответствии с ленинской программой построения социализма в нашей стране.

Все дело народного образования с первых дней Советской власти было поставлено на службу интересам широких масс трудящихся. В своей речи на III Всероссийском съезде Советов в 1918 г. В.И. Ленин определил основное направление советской школы: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем, - и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил? И трудящиеся совершат эту титаническую историческую работу, ибо в них заложены дремлющие великие силы революции, возрождения и обновления»1. Справедливость этого гениального ленинского предвидения подтверждена всей историей советской школы.

Ленинские идеи о перестройке системы высшего образования в России легли в основу ряда документов Коммунистической партии и молодого Советского государства. Так, программа РКП (б), принятая на VIII съезде партии, провозглашала в качестве одной из целей Партии и Советской власти: «Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и

1 Ленин В.И. Соч. Т. 26. С. 436-437.

кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой».

2 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР за подписью В.И. Ленина принимает декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения»1. В проекте декрета В.И. Ленин, выражая его основную идею, писал: «На первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии»2. Декрет широко раскрыл двери высших учебных заведений для трудящихся и их детей, узаконив бесплатность обучения и государственную материальную помощь студентам.

Одновременно Советское государство провело ряд мероприятий, создающих широким массам трудящейся молодежи реальную возможность получить высшее образование. Несмотря на исключительно трудную обстановку, сложившуюся в стране в 1918—1919 гг., когда Советская власть вела борьбу за само свое существование, Совнарком РСФСР 30 января 1919 г. принимает решение о создании новых университетов. «В ознаменование Октябрьской революции 1917 г., раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнета со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знания и культуры, - говорилось в декрете СНК, - учредить государственные университеты... Сроком открытия... университетов считать день первой годовщины Октябрьской революции -

-5

7 ноября 1918 года» . В 1918 г. организуются университеты Нижегородский, Воронежский, Днепропетровский, Иркутский, Ереванский, Тбилисский, в 1819 г. - Азербайджанский, в 1920 г. - Уральский и Туркестанский (Ташкентский).

По инициативе В.И. Ленина при вузах были созданы рабочие факультеты для ускоренного прохождения курса средней школы. В декрете Совнаркома РСФСР от 7 сентября 1920 г., подписанном В.И. Лениным, указывалось, что «основной задачей рабочих факультетов является широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены Высшей школы»4. Предусматривались меры, обеспечивающие комплектование рабочих факультетов через профсоюзы, партийные органы, исполкомы местных советов. Еще ранее, постановлением Народного Комиссариата просвещения «Об организации рабочих факультетов при университетах» рабфаковцы по своему положению были полностью приравнены к студентам, то есть получали стипендии, размещались в студенческих общежитиях, имели право пользоваться вузовской библиотекой, а также социальным обеспечением наравне со студентами5. Рабочие факультеты тем самым действительно предоставили «рабочим и крестьянам возможность фактически и широко

1 См. СУ РСФСР. 1918. № 57. ст. 632.

2 Ленин В.И. Соч. т. 28. С. 31.

3 См. СУ РСФСР. 1919. № 2. Ст. 20.

4 См. СУ РСФСР. 1920. № 80. Ст. 381.

5 См. СУ РСФСР. 1919. № 45. Ст. 443.

использовать свое право поступления в высшие учебные заведения».

Перестройка системы юридического образования так же, как и всей высшей школы, должна была решить одновременно две задачи: открыть аудитории юридических факультетов для рабочих, крестьян и их детей, коренным образом перестроить учебный процесс, положив в основу всей системы преподавания правовых наук и воспитания студенчества марксистско-ленинскую идеологию. Вместе с тем необходимо было взять от старой школы то лучшее, прогрессивное, что было накоплено университетами.

Естественно, что эти задачи не могли быть решены сразу, тем более в условиях гражданской войны и экономической разрухи. Не хватало преподавательских кадров, не было опыта преподавания по-новому, главенствующую роль на юридических факультетах играла еще старая профессура, буржуазная по своему духу, студенты по своему социальному положению в большинстве своем были еще выходцами из непролетарских слоев населения. Трудное положение, в частности, сложилось на юридическом факультете Московского университета, где преподавательский состав состоял в значительной степени из реакционных профессоров, проповедников идеализма и мракобесия в науке. Даже после революции деканом факультета более года состоял профессор полицейского права, которого сменил затем профессор церковного права. В отчете 1-го Московского государственного, университета за первое советское десятилетие отмечается, что «...всеобновляющее влияние революции далеко не сразу отразилось на жизни юридического факультета. Не говоря уже о 1917 г., весь 1918 год прошел для юридического факультета все еще в обстановке дореволюционного уклада... Влияние революции не отразилось за эти годы сколько-нибудь существенно ни на составе профессуры, ни на учебных планах факультета... Факультет оставался средоточием кадетской профессуры, с явно выраженной идеалистической идеологией, переходящей порой в прямую православно-церковную мистику (проф. Ильин, Булгаков и т.д.). Душой факультета по-прежнему была «Догма Римского права», этот шедевр буржуазной мысли. Все это определяло не только идеологическую, но и политическую позицию факультета... Большинство студенчества, все еще рекрутировавшегося из непролетарских слоев населения, шло за буржуазной профессурой»1.

Сильный удар по реакционной профессуре был нанесен декретом СНК РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений», по которому профессора и преподаватели, проработавшие в данном вузе более 10 лет или имеющие более 15 лет общего педагогического стажа, должны были пройти конкурс. В результате претворения декрета в жизнь только в Московском университете из 99 профессоров должны были пройти конкурс 30. В итоге конкурса реакционная часть преподавателей была удалена, состав преподавателей был пополнен новыми, главным образом молодыми

1 Первый Московский государственный университет за первое советское десятилетие. М., 1928. С. 60-61.

работниками, 175 доцентов и приват-доцентов получили звание профессора, а 70 приват-доцентов - звание преподавателей. Эта работа по обновлению преподавательского персонала продолжалась в 1920 и 1921 гг.

Перестройка юридического образования была значительно ускорена после издания в марте 1919 г. постановления Наркомпроса РСФСР «Положение о факультете общественных наук». Согласно Положению юридические факультеты упразднялись и вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОН). Позднее были упразднены и историко-филологические факультеты и их студенты также переведены на ФОНы.

Изменилась система управления факультетом. Во глазе ФОНа стал Президиум в составе 3-х профессоров и 2-х представителей от студенчества. Теперь студенчество стало принимать активное участие в регулировании академической жизни университета.

В составе факультета общественных наук было создано три отделения: 1) юридико-политическое, 2) экономическое и 3) историческое.

На юридико-политическом отделении должны были читаться курсы: история права и государства, эволюция политической и юридической мысли, публичное право советской республики, социальное право, криминальная социология и политика, рабочее право и социальная политика, история международных отношений и международное право, социальная гигиена и санитария.

Большое значение в дальнейшем развитии юридического высшего образования в СССР сыграло подписанное В.И. Лениным Постановление СНК от 4 марта 1921 г. «О порядке организации факультетов общественных наук Российских Университетов»1. Согласно этому постановлению политико-юридические отделения факультетов общественных наук были преобразованы в правовые отделения с двумя циклами: судебным и административным. Такие отделения функционировали в университетах Москвы, Петрограда и Иркутска.

Помимо правовых отделений ФОНы имели тогда также отделения экономические, статистические, внешних сношений, исторические, литературно-художественные, этнолого-лингвистические, археологические. Исторические отделения вскоре были преобразованы в общественно -педагогические.

С осени 1921 г. прием в вузы стал осуществляться по классовому принципу и в университетские аудитории стали приходить рабочие и крестьяне, получившие подготовку на рабочих факультетах. На факультеты общественных наук прием производился по командировкам партийных и советских организаций и первый же такой организованный прием сразу изменил лицо студенчества. Так, только на правовое отделение ФОНа Московского университета в 1921 г. по командировкам партийных и советских организаций было принято около 400 человек, а в 1922/23 учебном году на этом отделении обучалось уже 1169 студентов. В 1923 г. факультет общественных наук с правовым отделением был учрежден и в Среднеазиатском

1 См. СУ РСФСР. 1921. № 18. Ст. 117.

государственном университете (г. Ташкент).

2 сентября 1921 г. Совнаркомом РСФСР было утверждено «Положение о высших учебных заведениях»1, явившееся первым уставом советской высшей школы. В Положении было указано, что «высшие учебные заведения имеют целью: а) создавать кадры специалистов по различным отраслям РСФСР, б) подготовлять научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений Республики, в частности, для самих высших учебных заведений, в) распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом месте».

Устанавливалось, что доступ в аудитории высшего учебного заведения открыт для всех граждан без различия пола, достигших 16 лет. Кафедры заменялись предметными комиссиями в составе научных работников и представителей студенчества в равном числе. Усиливалась роль ректора. Это Положение, подписанное В.И. Лениным, явилось важнейшей вехой в деле становления новой, советской высшей школы и на долгие годы определило пути ее развития. Аналогичное «Положение о высших учебных заведениях УССР» было принято и ВУЦИКом в октябре 1922 г.

Важным моментом при создании ФОНов было включение в учебный план предметов, закладывавших у слушателей основы марксистского мировоззрения - исторического материализма, политической экономии, экономической политики, истории социализма, истории коммунистической партии.

Курс обучения был рассчитан на 3 года. На основе указанных выше общественных наук, общих для всего факультета, студенты правового отделения изучали такие юридические предметы, как общая теория и история права, уголовное право, публичное право, хозяйственное право, трудовое право, государственное право, римское право, право иностранных государств, гражданский процесс, судоустройство. Однако профиль подготовки юристов четко определен не был, и стремление дать, обучающимся возможно более широкий круг знаний вело к тому, что студентам приходилось сдавать зачеты и экзамены более чем по 40 предметам, в том числе и в области естественных наук (например, по биологии, химии, физике).

Студенты, выполнившие учебный план, должны были сдавать экзамены в Государственной испытательной комиссии - по политической экономии, историческому материализму и юридической дисциплине (по избранной специальности). С 1925 г. вместо экзамена была введена защита дипломной работы.

Произошли существенные изменения и в формах преподавания. Наряду с лекциями все большую роль стали играть семинарские (групповые) занятия. Как отмечалось в отчете Первого Московского государственного университета за первое советское десятилетие, «спор между лекционным методом и семинарским был разрешен жизнью, компромиссом, так как семинарский метод требовал большого количества времени и чрезвычайно интенсивной работы со

1 См. СУ РСФСР. 1921. № 85. Ст. 486.

стороны студентов, но этим методом могли прорабатываться только основные, наиболее ответственные дисциплины, остальные же сохранялись за лекционным методом»1.

Новое студенчество, пришедшее на факультеты общественных наук, довольно отрицательно относилось вообще к лекционному методу. В «действенном» настроении студентов отражалась революционная эпоха. Было бы совершенно неестественно спокойно просидеть весь год и только слушать, когда самому хотелось действовать: выступать, делать доклады, участвовать в дискуссиях. Вместе с тем, необходимо было внести плановость в занятия, известную равномерность в усвоении материала, распределить тяжесть работы на весь год. Имело значение и то обстоятельство, что при семинарских занятиях преподаватель мог гораздо интенсивнее оказать помощь студенту в усвоении им учебного материала2.

Однако распространению семинарского метода во многом препятствовало отсутствие достаточного количества преподавательских кадров. С аудиторией в несколько сот человек работал один лектор. Та же аудитория, разделенная на семинарские группы, потребовала бы уже и соответствующего количества преподавателей. Поэтому семинарские занятия проводились лишь по основным общеобразовательным и специальным дисциплинам для больших групп студентов. Количество их участников, например в Московском университете, доходило порой до 100 человек. К тому же в то время методика семинарских занятий была еще совершенно не разработана, не было единых программ и семинары велись вне связи с читаемыми курсами.

Серьезным новшеством была попытка на юридическом факультете МГУ в 1922 г. ввести производственную практику. Несколько десятков студентов работало в органах прокуратуры, камерах следователей и в других учреждениях. Но преподаватели в проведении практики не участвовали. Да и студенты не были достаточно подготовлены к ней в связи с коротким сроком обучения. Однако, даже при этих условиях, результаты практики все же были эффективны, ибо разрыв между теорией, изучаемой в вузе, и практикой юридических учреждений в какой-то степени сужался.

Большую роль в подготовке юристов стали играть также учебно-вспомогательные учреждения при факультетах. Так, на правовом отделении ФОНа МГУ действовали факультетская библиотека, статистический кабинет, кабинет хозяйственного права, кабинет экономической политики, музей криминологии, кабинет истории партии и ленинизма, кабинет государственного права, кабинет административного права и другие. На правовом отделении Ленинградского университета было организовано три кабинета:

публично-правовых наук (обслуживавший кафедры исторического материализма, истории, социализма, государственного и административного права, трудового права, теорий и практики профдвижения, финансового права,

1 Указ. соч. С. 62.

См. Исаев М. О высшем юридическом образовании РСФСР. Советское право. М., 1927. № 6. С. 114.

международного права); уголовного права (обслуживавший кафедры уголовного права, уголовного процесса, судебной медицины и психиатрии) с музеем уголовного права; хозяйственного права (обслуживавший кафедры гражданского права и процесса, торгово-промышленного права, земельного права, кооперативного права). В этих кабинетах, рассказывал бывший в то время деканом факультета видный советский правовед профессор В.М. Догадов, была собрана специальная литература и организовано дежурство ассистентов, которые помогали студентам в работе над литературой и пособиями, вели беседы по вопросам, вызывающим споры и сомнения, обсуждали с ними казусы1.

Большую роль в жизни факультетов общественных наук, в частности их правовых отделений, играли студенческие общественные организации (ячейка РКП (б), ячейки комсомола, бюро профсекций и др.), которые в значительной степени направляли жизнь факультетов. Так, факультетский студенческий комитет выполнял следующие функции: руководство деятельностью всех академических студенческих организаций, учет студенчества и его успеваемости, защита интересов пролетарского студенчества в административных органах вузов, возбуждение вопроса об исключении студента, созыв собраний, участие в распределении окончивших студентов, в переводе студентов с курса на курс, в подборе преподавателей, возбуждение ходатайства об увольнении преподавателей, руководство составлением расписаний и распределением преподавателей по группам, участие в заседаниях деканата, постоянное представительство студенчества в деканате.

Основной контингент студентов правового отделения составляли работники советских учреждений, партийные работники, рабочие и др., которые учились в те годы без отрыва от производства. Поэтому занятия на правовом отделении происходили вечерами.

Учиться было нелегко. Сказывалось почти полное отсутствие в тот период учебников и пособий, которые освещали бы правовую науку с марксистских позиций. Отмечая крайне тяжелое положение с марксистскими учебниками по социальным наукам, В.И. Ленин в предисловии к книге И.И. Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства» писал: «Если бы все наши литераторы-марксисты вместо того, чтобы тратить свои силы на всем надоевшую газетную и журнальную политическую трескотню, засели за такие же пособия или учебники по всем без изъятия общественным вопросам, тогда мы не переживали бы такого позора, что почти пять лет спустя после завоевания политической власти пролетариатом, в его, пролетариата, государственных школах и университетах учат (вернее, развращают) молодежь старые буржуазные ученые старому буржуазному хламу»2.

Но главная трудность по-прежнему заключалась в недостаточном

1 См. Догадов В.М. Реформа преподавания на правовом отделении Ленинградского университета. В сб.: Научный работник. 1925. Кн. 3. С. 54-64.

2 Ленин В.И. Соч. Т. 33. С. 217-218.

количестве марксистских профессорских кадров. Существенное значение в преодолении этой трудности имело учреждение в 1921 г. по постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР институтов красной профессуры в Москве и Петрограде. На институты возлагалась задача подготовки профессоров и преподавателей для высшей школы по социально-экономическим дисциплинам, в том числе и по праву и советскому строительству.

Однако, несмотря на все трудности и недостатки, факультеты общественных наук, и в частности их правовые отделения, подготовили большой отряд квалифицированных специалистов, которые так необходимы были нашей стране для развертывания советского и хозяйственного строительства в первые послевоенные годы.

Изменения в системе юридического образования были вызваны поисками правильных форм подготовки высококвалифицированных специалистов-юристов, глубоко преданных своей Родине и великому делу марксизма-ленинизма. Такие формы в конце концов были найдены и, хотя они естественно изменялись применительно к потребностям нашего государства в разные периоды его развития, основные принципы системы юридического образования, заложенные ленинскими декретами о высшей школе, остались неизменными и по сей день.

Большие успехи, которых добилось наше государство по восстановлению народного хозяйства, и задачи дальнейшего его развития существенно повысили требования к юридическим кадрам. С переходом к новой экономической политике государственный аппарат и народное хозяйство потребовали более подготовленных специалистов, чем те, которых мог дать ФОН. Совершенствование государственного аппарата и методов его деятельности, появление и развитие банковской сети и системы финансовых учреждений (бюджетных, налоговых), развернувшаяся деятельность судов, следственных органов и нотариата, внешняя торговля. установление дипломатических связей с буржуазными государствами, растущее значение и деятельность кооперации, потребность статистического и финансового учета и т. д., и т. д., все это требовало создания учебных заведений, выпускающих для всех этих отраслей более подготовленных специалистов. Кроме того, развитие законодательства (начиная с 1922 г., в короткое время были изданы такие кодексы, как Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Кодекс законов о труде к другие новые законы) породило такое количество необходимого для изучения нормативного материала, усвоить который в полтора-два года было невозможно.

8 августа 1924 г. СНК РСФСР декретом «Об изменениях сети высших учебных заведений»1 ликвидировал факультеты общественных наук в Саратовском и Ростовском университетах; факультеты общественных наук Иркутского и Среднеазиатского университетов были реорганизованы в факультеты права и хозяйства. На этих факультетах были созданы правовые

1 СУ РСФСР. 1924. № 68.

отделения. Позднее постановлением СНК РСФСР от 28 апреля 1925 г.1 факультет общественных наук Московского университета с 1925/26 учебного года был преобразован в два факультета: советского права и этнологический. В Ленинградском университете с осени 1926 г. также был открыт факультет советского права2.

Срок обучения на факультетах и отделениях советского права был установлен четырехлетний. С самого начала был более четко определен профиль подготавливаемых специалистов-юристов. «Факультет советского права, - сообщает отчет 1 -го МГУ за 1925/26 учебный год, - ставит своей задачей подготовку общественных работников с высшим юридическим образованием для творческого участия их в деле социалистического строительства, проводимого Союзом Советских Социалистических Респуб-

-5

лик» . В составе факультета было образовано четыре отделения:

судебное отделение, готовящее судей, прокуроров, следователей, нотариусов, защитников, администрацию и инспекцию мест заключения, деятелей комиссий о несовершеннолетних, руководителей уголовного розыска;

хозяйственно-правовое отделение, готовящее юрисконсультов по правовым вопросам хозяйственных наркоматов, хозорганов, профсоюзных, кооперативных и др. специалистов;

государственно-административное отделение (в последующем советского строительства), готовящее работников НКВД, РКИ, ГПУ, НКФ, организаторов-администраторов орготделов и оргчастей ЦИК, областных и окружных исполкомов и ГИК;

международное отделение, готовящее работников НКИД, Наркомторга, работников иностранных отделов наркоматов.

\Прием на факультет советского права МГУ в 1926— 1927 гг. составил 425-450 человек в год.

В Ленинградском университете на факультете советского права было создано два отделения (с IV курса) - судебное и хозяйственно -административное с двумя циклами: административным и хозяйственным. В других университетах, где были отделения советского права, они работали по единому для всех курсов учебному плану.

Уже в 1925/26 учебном году работа факультетов и отделений советского права была существенно перестроена. На I курсе были введены утренние занятия (старшие курсы перешли на этот режим несколько позднее), разработан и введен новый учебный план, устранивший существовавшую до того многопредметность. Новый учебный план имел прочную марксистскую базу: все студенты должны были изучать историю ВКП(б), политическую экономию, исторический материализм. Изучались специальные юридические дисциплины: основы советской конституции, уголовное право, хозяйственное право, земель-

1 СУ РСФСР. 1925. № 28. Ст. 199.

2

См. Догадов В.М. Факультет советского права Ленинградского государственного университета // Революция и право. 1929. № 1. С. 115.

3 Отчет I МГУ за 1925/26 г., М., 1927. С. 271.

ное право, административное право, брачное и семейное право, судоустройство, уголовный процесс, кооперация, профдвижение и др. Кроме того, на каждом отделении были введены дополнительные специальные лекционные курсы и семинары, например, на судебном отделении в МГУ -исправительный кодекс и тюрьмоведение, судебная медицина и психиатрия, брачное и семейное право, прокурорский надзор и др.; на хозяйственно-правовом отделении - экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли, история институтов частного права, кооперация и кооперативное право и др.1.

В этот период большое место в преподавании юридических дисциплин заняли семинарские занятия, которые заключались в групповом собеседовании на заданную тему, в решении казусов, в постановке докладов и их обсуждении; они стали принимать более отчетливые формы, увязываться с лекциями по данному курсу. Широкое распространение семинарских занятий позволяло преподавателям в большей мере индивидуализировать обучение. Однако количество студентов в семинарах все еще оставалось большим.

Дальнейшее развитие на юридических факультетах получили специальные кабинеты, где сосредотачивалась литература по специальности и организовывались консультации для студентов. В частности в Московском университете большое развитие получили кабинет экономической политики, кабинет истории ВКП(б) и ленинизма, возглавлявшиеся проф. И.Д. Удальцовым, и кабинет криминологии с музеем криминалистики, под руководством проф. М.Н. Гернета.

В разработке новых методов преподавания большую роль стали играть предметные комиссии.

Так, на юридическом факультете МГУ таких предметных комиссий было образовано семь: уголовного права (председатель проф. М.М. Исаев), хозяйственного права (председатель — проф. Ф.И. Вольфсон), государственного и административного права (председатель проф. А.И. Елистратов), международного права (председатель проф. Е.А., Коровин), экономическая (председатель проф. И.Д. Удальцов), историческая (председатель проф. В.К. Сережников), новых языков (председатель преп. М.И. Фишер). Главной задачей предметных комиссий являлась разработка программ как лекционных курсов, так и семинарских занятий. Если в предыдущие годы каждый лектор вел занятия по собственной, никем не апробированной программе, то теперь предметные комиссии разрабатывали и утверждали обязательные для всех преподавателей данного предмета программы. Помимо этого предметные комиссии занимались увязкой тематики семинаров с лекциями, просматривали списки рекомендованной литературы, обсуждали темы дипломных работ, итоги успеваемости студентов.

Большую роль в повышении теоретических знаний студентов играли научные кружки, которыми руководили наиболее квалифицированные

1 См. Галанза П.Н., Кожевников М.В. Краткий очерк истории юридического факультета МГУ (советский период). Ученые записки МГУ. Вып. 180. М., 1956, С. 43.

преподаватели. Дальнейшее развитие получила производственная практика; в 1925 г. ее стали проводить, начиная с 3-го курса. В Московском университете, например, кроме производственной практики в судах, прокуратуре и т. д., проводилась учебная практика в так называемом «академическом участке народного суда», где студенты систематически знакомились с судебной работой.

Другим новшеством явилась организация учебного практикума по криминалистике.

В формирование криминалистики как науки и учебной дисциплины и организацию ее преподавания в юридических вузах большой вклад внесли видные советские криминалисты (профессора С.М. Потапов, И.Н. Якимов. Н.В. Терзиев.

Существенное значение в повышении уровня подготовки юристов сыграло также улучшение материального положения студентов, в частности значительное увеличение числа стипендиатов, в первую очередь из числа командированных в вузы с фабрик, заводов и т.п. Студенческие организации постепенно освобождались от несвойственных им административных функций и основное внимание стали уделять общественно-политическому воспитанию студентов и их культурно-бытовому обслуживанию.

Повышению уровня преподавания и развития научной работы способствовала также проведенная в 1929 г. реорганизация предметных комиссий и восстановление в университетах кафедр, возглавляемых ведущими, наиболее крупными преподавателями в данной области науки.

В октябре 1927 г. при правлении Московского университета было создано бюро заочного юридического образования (факультет советского права на дому) с учебным планом, рассчитанным на 4-леткий срок обучения. Этот момент можно считать началом заочной подготовки юристов. Интерес к этой новой форме юридического образования был настолько велик, что за полтора месяца в бюро поступило 1200 заявлений.

Эти изменения в развитии высшего юридического образования в СССР происходили в обстановке бурного политического и экономического подъема в стране после провозглашения XIV съездом Коммунистической партии в декабре 1925 г. курса на построение социализма в СССР. Отвергнув капитулянтские планы троцкистско-зиновьевских оппозиционеров, съезд решил: «В области экономического строительства съезд исходит из того, что наша страна, страна диктатуры пролетариата, имеет «все необходимое для построения полного социалистического общества» (Ленин). Съезд считает, что борьба за победу социалистического строительства в СССР является основной задачей нашей партии»1. В осуществление этой исторической программы XIV съезд принял решение о социалистической индустриализации страны, а последовавший через два года XV съезд партии вынес решение о всемерном развертывании коллективизации сельского хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II. Изд. 7. М., 1953. С. 75.

Юридические факультеты университетов СССР в этот период осуществляли задачу по обеспечению государственного аппарата и народного хозяйства квалифицированными кадрами. Только Московский университет подготовил и выпустил за первое советское десятилетие около 1640 юристов. Резко изменился социальный состав выпускаемых специалистов-юристов, чему весьма способствовали принятые меры по вовлечению в университеты рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции и их детей.

Введение в учебный план юридических факультетов основ марксизма и переработка на этой основе всех учебных программ по юридическим наукам нанесло решительный удар идеалистическому мировоззрению в преподавании. Этому способствовали в значительной степени и существенные изменения в преподавательском составе. К преподаванию были привлечены практические работники. На юридическом факультете МГУ преподавали в эти годы народный комиссар юстиции РСФСР Д.И. Курский, председатель Верховного Суда РСФСР П.И.Т Стучка, бывшие одновременно и крупными учеными-правоведами, и другие видные советские юристы-практики. Педагогическую работу вели профессора И.Д. Удальцов, И.Б. Новицкий, М.Н. Гернет, Н.Н. Полянский, И.С. Перетерский, А.Н. Трайнин. М.Д. Загряцков, М.М. Исаев, А.В. Карасс, В.И. Дурденевский, В.Э. Грабарь, Б.И. Сыромятников,

A.Г. Гойхбарг и др.

В подготовке молодых научно-педагогических кадров определенную роль сыграл Институт советского права, входивший в Российскую ассоциацию научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Первоначально эта ассоциация была организована при факультете общественных наук МГУ, но затем в связи с расширением ее задач выделилась в самостоятельное учреждение. В 1928 г. в РАНИОН было уже 40 аспирантов по советскому праву, из них 27 штатных, большинство из которых вели занятия на юридическом факультете. Из числа аспирантов РАНИОН вышли ныне известные профессора-юристы А.А. Герцензон, Н.Д. Дурманов,

B.Д. Меньшагин, Б.С. Маньковский.

В ходе социалистического строительства, развернувшегося в конце 20-х и начале 30-х годов, потребности государственного аппарата и народного хозяйства в юристах неуклонно возрастали. Это обусловило необходимость дальнейшего расширения юридического образования и устранения недостатков в подготовке специалистов. Нужно было увеличить выпуск юристов с высшим образованием, лучше готовить их к практической работе, развернуть подготовку молодых научно-педагогических кадров. Это было тем более необходимо потому, что среди части советских юристов имели хождение ошибочные теории об отмирании советского государства и права и базирующиеся на этих теориях взгляды на юридическое образование как па отмирающую отрасль образования. Проявлением этих взглядов явилось, в частности, исключение из учебного плана юридических факультетов таких важных курсов, как государственное, административное и финансовое право.

Эти недостатки были преодолены в последующий период развития юридического высшего образования В СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.