Научная статья на тему 'МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И 185-ЛЕТИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)'

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И 185-ЛЕТИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ФАКУЛЬТЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК / МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герцензон Алексей Адольфович

В продолжение нашей рубрики «Юридическое образование: взгляд из советского прошлого» в четвертом выпуске журнала мы публикуем статью Алексея Адольфовича Герцензона, посвященную 185-летнему юбилею Московского государственного университета и юридическому факультету. Данная публикация впервые была издана во втором номере журнала Советское государство и право в 1940 году. При общей тенденциозности публикации, отрицании положительного дореволюционного опыта существования юридического образования в МГУ статья содержит интереснейший фактический материал о 185-летие существовании юридического образования в Московском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И 185-ЛЕТИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)»

А.А. Герцензон*

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И 185-ЛЕТИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Исторический очерк)

Аннотация. В продолжение нашей рубрики «Юридическое образование: взгляд из советского прошлого» в четвертом выпуске журнала мы публикуем статью Алексея Адольфовича Герцензона, посвященную 185-летнему юбилею Московского государственного университета и юридическому факультету. Данная публикация впервые была издана во втором номере журнала Советское государство и право в 1940 году. При общей тенденциозности публикации, отрицании положительного дореволюционного опыта существования юридического образования в МГУ статья содержит интереснейший фактический материал о 185-летие существовании юридического образования в Московском университете.

Ключевые слова: юридическое образование, Московский государственный университет, юридический факультет, факультет общественных наук, Московский юридический институт.

В 1940 г. исполняется 185 лет со времени организации в Москве высшего юридического образования. Советская общественность не может пройти мимо такой знаменательной даты. Советские ученые-юристы и практические работники юстиции, учащаяся в наших институтах молодежь, живущие и работающие в условиях подлинного расцвета социалистического государства и права под великим знаменем Сталинской Конституции, - все они отдают должное исторической дате создания Московского университета с его юридическим факультетом.

Являясь средоточием и рассадником русской правовой мысли, Московский университет в его юридическом факультете в силу общих условий царской России - «тюрьмы народов» - был предназначен для подготовки юристов-чиновников, царских прокуроров и судей, людей, жизнь которых направлялась против науки, против элементарных человеческих прав.

Несмотря на все эти предначертанные условиями царизма задачи «подготовки кадров», вопреки этим задачам, Московский университет и, в частности, его юридический факультет подготовили за длительный период их существования сотни и тысячи революционных деятелей, десятки и сотни ученых, многие из которых заслужили мировую известность, создали научные труды, не только стоявшие на уровне буржуазной западноевропейской юридической мысли, но и значительно ее опережавшие. Мы отмечаем 185-летие юридического образования в эпоху Сталинской Конституции, в эпоху победившего социализма, в середине третьей сталинской пятилетки. В области науки советского социалистического права

* Герцензон Алексей Адольфович, советский учёный-правовед и криминолог, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР, директор Московского юридического института.

- это дата расцвета, подлинного подъема творческих сил и культуры советского народа, создавшего свое советское социалистическое государство, свое советское социалистическое право, разгромившего вражеские попытки ослабить, подорвать великую мощь ленинско-сталинского государства и права.

185 лет высшего юридического образования, 22 года советского юридического образования, около 10 лет деятельности Московского юридического института - таковы три факта, быть может неравнозначные, но очень поучительные для советского юриста. На этих фактах мы и остановимся ниже.

I

Проект организации Московского университета был утвержден Елизаветой Петровной в январе 1755. Открытие университета состоялось в конце апреля 1755 г.

В университете, на юридическом факультете, в соответствии с учебным планом, должны были работать три профессора - «юриспруденции всеобщей, российской и политики».

В печатном объявлении кураторов Московского университета по поводу юридического факультета было сказано: «И понеже наука о правах по природе есть как бы основание всех прав и законов, из которого бы человек и богу всея натуры главнейшей причине, и самому себе и ближнему в общем житии правильные должности производить и находить мог того ради также и в сем Университете учение действительно утвердить надлежит»1. Фактически же в течение длительного периода на юридическом факультете читал лекции по всем юридическим дисциплинам один профессор, прибывший в Россию в 1756 г. и осенью того же года открывший публичные лекции, - Филипп Генрих Дильтей, «доктор обоих прав» и член Майнцкой академии».

Дильтей читал курсы естественного и народного права и всеобщей истории, римское гражданское и государственное права, а также право вексельное, право уголовное и т.п. Эти курсы он читал на латинском, французском, итальянском и немецком языках; несколько позднее он приступил к чтению лекций и на русском языке»2.

Являясь разносторонне образованным юристом, Дильтей уделял большое внимание чтению не только публичных, но и «приватных» лекций, служивших, видимо, существенным подспорьем в материальных условиях существования профессуры. Дильтей читал многочисленные приватные (платные) курсы, не отказывался читать лекции за отдельную плату и на дому у слушателя.

Необходимость создания собственных, русских кадров профессоров университета была осознана Екатериной II, которая предложила производить

1 Шевырев С. История императорского Московского университета. М., 1855. С. 13,76.

2 См. там же. С. 33, 36, см. так же «Биографический словарь» Т.1.

5

чтение лекций на русском языке. Директор университета Херасков в 1767 г. писал: «Ее императорское величие указать соизволила, что в Университете пристойнее бы читать лекции на русском языке, а особливо юриспруденцию, что де неоднократно повторя, соизволила всевысочайше повелеть, дабы о том стараться»3.

В соответствии с этим в январе 1768 г. в №5 «Московских ведомостей» было написано: «С сего 1768 году в Императорском Московском Университете для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке»4. Первым русским профессором-юристом был Десницкий, «выдающийся юрист екатерининской эпохи»5.

Десницкий, по происхождению украинский мещанин, учился в Московском университете, затем в Петербурге в Академии наук, четыре года находился в научной командировке в Глазго. В Шотландии Десницкий получил степень доктора прав. Вернувшись в Россию, он выдержал испытание в университетской конференции. Десницкий - первый русский профессор-юрист и первый лектор, читавший курс на русском языке. Наряду с педагогической деятельностью, он работал над проектом государственных преобразований, являясь вместе с тем и автором ряда юридических исследований.

Русская юридическая наука в первый период деятельности Московского университета находилась еще в значительной мере в зачаточном состоянии. Однако, нельзя недооценивать громадной прогрессивной роли организации юридического образования во второй половине XVIII века.

Как справедливо замечает проф. Б.И. Сыромятников, «... в М. У. вступила европейская наука XVIII ст., наука «века просвещения». «Право естественное и натуральное с учением о «правах гражданина», политические теории и «институции» знаменитых камералистов и полицеистов XVII и XVIII, - такова та «рационалистическая» наука, которая господствует в М. У. в области гуманитарных наук. Философия «просвещенного абсолютизма» и наука «полицейского государства» с ее учением о «мудром правлении» и «обязанностях граждан», направляемых государственною властью ко «всеобщему блаженству» в эту эпоху провозглашаются с кафедры как непреложные истины»6.

По уставу 1804 г. Московский университет в числе других факультетов располагал отделением нравственных и политических наук. На этом отделении преподавались следующие дисциплины:

1. Богословие догматическое и нравоучительное.

2. Толкование св. писания и церковной истории.

3 Шевырев С. История императорского Московского университета. М., 1855. С. 140-141

4 Там же. С. 141.

5 Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 29. С. 377.

6 Там же. С. 376.

3. Умозрительная и практическая философия.

4. Права естественные, политические и народные.

5. Права гражданского и уголовного судопроизводства в Российской

империи.

6. Права знатнейших как древних, так и нынешних народов.

7. Дипломатика и политическая экономика.

В этот период Московский университет характеризуется ограниченной автономией, с выборными ректором, деканами и т.д. Необходимо подчеркнуть отсутствие свободы преподавания и свободы слушания лекций. Жизнь студента, посещение лекций, посещение театров, чтение книг строго регламентируются «Правилами» 1824 г. Студент должен почитать университетское и всякое иное начальство, вести «жизнь богобоязненную, по правилам вероисповедания», «рачительно» посещать лекции, «ни в какие тайные связи и общества» не вступать. Студентам, далее, вменяется в обязанность, чтобы они «театры, рауты и т.п. собрания и увеселения посещали только с письменного разрешения начальства университетского, а равно без оного не отлучались за город даже для ботанических гербаризаций».

Наконец, студентам предлагалось, чтобы они книг, противных христианству и существующим системам правительств, в особенности же Российского государства и других соблазнительных отнюдь не читали»7. С введением в действие Устава 1835 г. правительственная опека над университетом становится еще более значительной. Усиливается правительственный надзор, устанавливается обязательность ношения студентами формы, еще более придирчивой и издевательской становится регламентация поведения студентов.

Помимо внутреннего сыска, придирчивого контроля за преподаванием, вводятся сословные ограничения приема студентов, повышается плата за обучение, устанавливается комплект приема и т.д. Широко применяются взыскания за «несоблюдение формы», за «ослушание», за «посещение публичных собраний», за «беспорядки и непозволительные действия» и т.д. Задачей университета становится подготовка по преимуществу кадров чиновников николаевского государственного аппарата. В связи с этим из учебного плана исключаются целые дисциплины, которые могут внушить опасения, что они сами по себе являются крамольными.

«... Некоторые науки признаны были вредными по самому своему существу и преподавание их вовсе запрещено. Такому остракизму подверглось государственное право европейских держав, «потрясенных внутренними крамолами и бунтами в самих основаниях своих», а также

философия, признанная неблагонадежной «при современном

8

предосудительном развитии этой науки германскими учеными»8.

7 Энциклопедический словарь «Брокгауз и Эфрон» Т. 68. С. 801.

8 Там же. С. 792.

На юридическом факультете читают римское законодательство, гражданские законы, законы политические и уголовные, энциклопедию законоведения, начала общенародного правоведения, законы благоустройства и благочиния, законы о государственных повинностях и финансах, церковное законоведение.

Однако, и в этот период деятельности Московского университета он является ярким показателем роста русской культуры, роста революционного движения, подъема русской научной мысли. В Московском университете читают лекции Грановский, Кавелин, криминалист Редкин; в Московском университете известны имена Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского. «В переходный период 30-40-х гг., на перевале между пароксизмами реакции 20-х и конца 40-х и 50-х гг., в М. У. незаметно, мало-по-малу успела укрепиться та академическая традиция, которую создало в ней новое поколение профессоров-идеалистов, вышедших из школ Шеллинга и Гегеля. Сороковые и пятидесятые годы - это действительно эпоха небывалого расцвета М. У. , когда окончательно за ним утвердилась роль руководящего центра русской национальной культуры. И это возвышение морального авторитета М. У. совпало в дальнейшем как раз с моментом его внешнего ослабления, когда правительством был принят целый ряд мер, направленных против даже тех скромных начатков университетской автономии, которые терпелись до тех пор министерством гр. Уварова»9.

Устав 1863 г. принес с собою некоторые, правда недолговечные, либеральные веяния. Университету была предоставлена известная автономия профессуры, избрание ректора, деканов, профессоров.

Учебный план юридического факультета подвергся некоторым либеральным реформам: в него включаются такие крамольные дисциплины, как философия, политическая экономия, статистика, вводится изучение иностранного права и т.д.

Устав 1884 г., в основном просуществовавший до Октября 1917 г., упразднил те либеральные уступки, которые царское правительство дало университетам в Уставе 1863 г. Были упразднены автономные начала Устава 1863 г., проводились массовые увольнения студентов, восстановлена система донимающей регламентации поведения студентов, усилен сыск. В связи с этим по всем университетам прокатилась волна студенческих «беспорядков» 1884, 1887, 1890, 1894, 1896, 1899, 1900, 1905 гг. Революция 1905 г. усилила революционное движение среди студенчества. Студенчество Московского университета вписало не одну яркую страницу в историю революции 1905 г. В связи со всеми этими событиями правительству пришлось, наряду с Уставом 1884 г. ввести «Новые правила», которые несколько смягчали открыто реакционный характер этого Устава.

Среди правил приема в университеты, утвержденных в 1885 г., мы находим запрещение приема женатых, требование предоставления документов о состоянии, свидетельства полиции о «благонадежности». В

9 Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 29. С. 379.

8

своем поведении студент должен был руководствоваться многочисленными правилами, точно определявшими каждый его шаг в стенах университета и вне его.

Среди этих правил мы встречаем и запрещение собраний и объединений студентов и ряд других ограничений, являвшихся прямым издевательством над студентом:

«§13. Студенты считаются отдельными посетителями университета, а потому не допускается никакое действие их, носящее на себе характер корпоративный. На сем основании не допускается подача адресов и прошений за подписями нескольких лиц, посылка депутатов, выставление каких бы то ни было объявлений от имени студентов и т. п.

§15. Студентам воспрещаются всякие сборища и сходки с целью обсуждения каких-либо дел сообща, произнесение публичных речей, а равно какие бы то ни было денежные сборы.

§16. Студентам воспрещается принимать участие в каких бы то ни было тайных обществах и кружках, хотя бы и не имеющих преступной цели.

§17. Студентам воспрещается вступать в брак во все время пребывания их в университете».

Проступки студентов разбирались инспектором, ректором или правлением. «Правила» предусматривали целую «лестницу наказаний»:

а) выговор;

б) выговор со внесением в штрафную книгу;

в) арест в карцере от 24 часов до 4 недель;

г) выговор и арест с объявлением, что виновный, в случае нового проступка, будет немедленно удален из университета;

д) увольнение из университета по собственному прошению, по предложению ректора;

е) увольнение из университета без прошения и без права обратного поступления в тот же университет, но без воспрещения посещения других университетов;

ж) исключение из университета.

Особыми правилами определялось применение наказания в виде карцера. Предлагалось в каждом университете оборудовать карцеры из расчета один карцер на 300 студентов. Карцер представлял собою комнату в 6 - 8 х 3 - 4 аршина, с одним окном и дверью, с «совершенно простой» обстановкой; питание находящегося в карцере было минимальным. «Правила» точно регламентировали даже устройство и содержание уборной. Так студент университета становился на положение заключенного!

«Инструкция для инспекции» возлагала на инспекторов обязанность надзора за поведением студентов как в стенах университета, так и вне его. «Инструкция» совершенно недвусмысленно подчеркивала связь инспекции с полицией.

Учебный план юридического факультета, помимо дисциплин философских и богословских, предусматривал следующие юридические дисциплины:

1. Римское право.

2. Гражданское право и судопроизводство.

3. Уголовное право и судопроизводство.

4. Государственное право.

5. Историю русского права.

6. Международное право.

7. Полицейское право.

8. Финансовое право.

9. Торговое право и судопроизводство.

10. Церковное право.

11.Энциклопедию права и историю философии права.

Помимо этого на юридическом факультете преподавались политическая экономия и статистика.

Общая политическая «установка» преподавания юридических наук была ясно определена «Экзаменными требованиями, коим должны удовлетворять испытуемые в комиссии юридической», в которых, в частности, говорилось: «Почему бы не взглянуть на мир и с точки зрения Русского народа? Вместо абстракции всеобщего государственного права, почему бы в науке Русского государственного права, которая обрекает себя на перечень департаментов и канцелярий, не представить в доказательном, достойном предмета и оживленном мыслию учении существо Русского монархического начала? Вот философия не фиктивная, но действительная, выходящая из самой реальности предмета».

Основным методом преподавания на юридическом факультете был метод лекционный. Практические семинарские занятия занимали сравнительно небольшое место.

Для зачета полугодия от студента-юриста требовалось (§27 «Правил»):

1) исправное посещение в неделю не менее 18 лекций и научно -практических занятий,

2) домашнее изучение источников и памятников права и действующего законодательства, обязательной литературы, с дачей устного или письменного отчета,

3) исполнение письменных работ,

4) участие в поверочных испытаниях.

Если обратиться к цифровым данным о движении числа студентов на юридическом факультете Московского университета, то мы увидим значительный рост числа студентов в первых полутора десятках лет XX века10:

1901 г. 1904 г. 1907 г. 1911 г. 1912 г. 1914 г. 1916 г. 1673 1112 3115 3890 3532 3757 4171

10 Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 29. С. 385-386.

10

Как уже указывалось выше, правительство вынуждено было пойти на известные уступки университетам в области организации университетам в области организации их управления, в области надзора за студентами, в области самоуправления студенчества. Однако, в 1911 г., с назначением Кассо министром просвещения, наступает новая волна реакции. В связи с действиями министра просвещения из Московского университета уходят лучшие профессора. Этот уход является массовым и демонстративным. Из юридического факультета ушли профессора Гернет, Полянский, Сыромятников, Загряцков и другие.

Из приведенных материалов достаточно ясно видно, как сложен, а в отдельные периоды и трагичен был путь развития русской науки, которую всячески давило и угнетало царское правительство и которая тем не менее вписала не одну яркую страницу в историю мировой подлинно научной мысли.

Положение юридических наук в царском университете было еще более сложным. Призванные укреплять и поддерживать устои Российской империи, призванные готовить кадры верных царизму чиновников, юридические факультеты, и в особенности юридический факультет Московского университета, выполняли вопреки этому другую, исторически важную миссию - создавать и развивать русскую науку права. Конечно, Великий Октябрь уничтожил до основания старое право, точно так же как он уничтожил и старое государство, но он сохранил и поднял на небывалую высоту университетскую культуру. Великий Октябрь создал советское социалистическое государство, советское социалистическое право.

Перед советскими юридическими высшими учебными заведениями встала ответственная задача борьбы за марксистско-ленинскую наук, против буржуазного юридического мировоззрения, сохраняя и развивая лучшие вековые научные традиции Московского университета.

II

Должно было пройти полтора года с октября 1917 г., чтобы на юридическом факультете Московского университета сделалась ощутимой Великая Октябрьская социалистическая революция. В период октябрь 1917 г. - середина 1919 г. на юридическом факультете все оставалось по-прежнему. «Не говоря уже о 1917 г., весь 1918 г. прошел для юридического факультета все еще в обстановке дореволюционного уклада. Во главе факультета стоял по-прежнему, в качестве его декана и идейного руководителя, профессор полицейского права И. Т. Тарасов. Влияние революции не отразилось за эти годы сколько-нибудь существенно ни на составе профессуры, ни на учебных планах факультета. Почти без всяких изменений протекала жизнь факультета и в первые 4 месяца 1919 г., если не считать того факта, что на посту декана и идейного руководителя факультета представителя полицейского права сменил представитель церковного права проф. П.В. Гидулянов. Факультет оставался средоточием кадетской профессуры, с явно выраженной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

идеалистической философией, переходящей порой в прямую православно-церковную мистику (проф. Ильин, Булгаков и т. д.). Душой факультета по -прежнему была «Догма Римского Права», этот шедевр буржуазной мысли. Все это определяло не только идеологическую, но и политическую позицию факультета, который продолжал выпускать воспитанных в духе буржуазной юриспруденции юристов, политических врагов пролетарской революции. Большинство студенчества, все еще рекрутировавшееся из непролетарских слоев населения, шло за буржуазной профессурой. Факультет в целом был враждебен Советской власти»11.

Эта враждебность проявлялась не только в идеологии профессуры, в развитии ею взглядов и теорий буржуазной юриспруденции. Известная часть профессуры принимала участие во всевозможных контрреволюционных заговорах. Так, в ряде процессов по делам контрреволюции, в частности в процессе «Тактического центра», мы находим фамилии «маститых» профессоров. Буржуазная профессура в эти годы открыто хозяйничает на юридическом и других факультетах Московского университета. Характерным является тот факт, что даже в середине 1920 г. на заседании ФОНа Ильин, ставший затем белоэмигрантом, возражал против назначения Виппера в силу того, что последний якобы «.сторонник исторического материализма, в своих научных исследованиях не признает психики за самостоятельный фактор истории»12.

Так совершенно открыто злейшие враги советской власти орудовали на факультете общественных наук в пролетарской столице. Пишущему эти строки вспоминается, как в 1921 г. многие буржуазные профессора открыто проповедовали со своих кафедр антимарксистские взгляды и на недоуменные вопросы советских студентов ехидно предлагали им: «Если вы не согласны, займите мое место на кафедре и читайте по Марксу».

Некоторые сдвиги в деятельности юридического факультета Московского университета в сторону его советизации были достигнуты в 1919 г., когда 28 апреля в соответствии с постановлением Наркомпроса был создан факультет общественных наук. На ФОНе было три отделения: 1) юридическо-политическое, 2) экономическое и 3) историческое. На юридическо-политическом читались курсы:

1. История права и государства.

2. Эволюция политической и юридической мысли.

3. Публичное право советской республики.

4. Социальное право.

5. Криминальная социология и политика.

6. Рабочее право и социальная политика.

7. История международных отношений и международное право.

8. Социальная гигиена и санитария.

11 Первый Московский государственный университет за первое советское десятилетие (1917-1927 гг.). М., 1928. С. 60-61.

12 Факультет общественных наук. М., 1925. С. 14.

12

На юридическо-политическом отделении было 16 преподавателей, представителей главным образом кадетской профессуры. Таким образом, все еще не обеспечивалась советизация этого отделения.

В жизни Московского университета все же замечались известные сдвиги. В частности, было создано студенческое представительство в различных факультетских организациях.

ФОН в таком виде просуществовал до 1 июня 1921 г., когда было создано правовое отделение и проведен новый прием советского студенчества. В 1921 по командировкам партийных и советских организаций на правовое отделение было принято 400 человек. К 1922-1923 учебному году на правовом отделении было 1169 студентов.

В первый период существования правового отделения отмечается еще совершенно недостаточное определение профиля этого отделения. В течение всего периода обучения студент-юрист должен был изучить и сдать зачеты чуть ли не по полсотне предметов; среди последних мы находим и биологию, и химию, и физику, и психологию, и логику и т. д.

В методе преподавания на правовом отделении произошли некоторые изменения по сравнению со старым юридическим факультетом, где по сути дела безраздельно господствовал лекционный метод. Эти изменения были совершенно недостаточными и не удовлетворяли советское студенчество.

«Спор между лекционным методом и семинарским был разрешен жизнью, компромиссом: так как семинарский метод требовал большого количества времени и чрезвычайно интенсивной работы со стороны студентов, то этим методом могли прорабатываться только основные, наиболее ответственные дисциплины, остальные же сохранялись за

13

лекционным методом»13.

В качестве дополнительного мероприятия по улучшению метода преподавания были созданы методы факультативного типа, недостатком которых являлось очень большое число участников в каждом из них (до 100 человек!).

При ФОНе была создана научно-исследовательская ассоциация, позднее выделившаяся в самостоятельную Российскую ассоциацию научно -исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН).

В 1923-1924 гг. была проведена академическая проверка студентов. Правовое отделение было очищено от чуждых элементов. Вместе с тем был проведен новый набор пролетарского студенчества. На место старой буржуазной профессуры приходили кадры советских юристов -педагогов. К этому периоду достаточно четко определился самый профиль студента-юриста - будущего судьи, прокурора, советского работника, активного участника строительства социалистического государства.

13 Первый Московский государственный университет за первое советское десятилетие (1917-1927 гг.). М., 1928. С. 62

В соответствии с этим была устранена многопредметность в преподавании, которое более тесно увязывалось с практическими потребностями социалистического государства.

Метод преподавания также подвергся существенным изменениям. Основной контингент студентов правового отделения ФОНа - работники советских учреждений, партийные работники, рабочие и т. д., которые учились в те годы без отрыва от производства.

Занятия на правовом отделении производились вечером, с 5 часов, и лишь в дальнейшие годы реорганизации ФОНа факультет советского права перешел на нормальные часы учебных занятий.

Все это создавало известные трудности для учебной работы пролетарского студенчества.

«Попав на ФОН из рядов партии или с советской службы, рабфака или Красной армии, а также, хотя и реже, от сохи и фабрики, фоновец как бы по инерции продолжает тянуться к общественной работе и в ВУЗе, подчас забывая совсем про учебу и занимаясь ею только на ходу, в промежутках между службой, заседаниями, собраниями, шефскими командировками,

14

всевозможными кружками и пр.»14.

Новое студенчество еще не умело еще не умело работать над лекцией, не всегда могло пользоваться учебником, предназначенным для старого юридического факультета, а нового, советского учебника еще не было. Лекционный метод полностью удовлетворить не мог.

«Новое студенчество, заполнявшее ФОНы, довольно отрицательно относилось вообще к лекционному методу. В «действенном» настроении студенчества отражалась революционная эпоха»15.

Намечавшийся самой жизнью переход с лекционного метода на семинарский затруднялся недостатком помещений, в особенности недостатком кадров преподавателей.

Если один лектор мог обслужить в одной аудитории несколько сот студентов, то для обслуживания того же числа студентов семинарскими занятиями требовалось в десять раз большее число преподавателей и аудиторий.

«С самого начала было ясно, что лекционный метод отжил свой век, что для новой аудитории он ни в какой мере не пригоден... Но вскоре оказалось, что и самый семинарский метод требует реформирования»16. Семинарские занятия проводились в группах по 50-80-100 студентов. Естественно, что такая организация семинарских занятий не являлась удовлетворительной.

Для семинарских занятий слушатели были разбиты на более компактные группы, в результате чего число семинарских групп резко

14 Факультет общественных наук. М., 1925. С. 54.

15 Исаев М. О высшем юридическом образовании в РСФСР // Советское право. 1927. № 6. С. 113.

16 Факультет общественных наук. М., 1925. С. 15.

14

увеличилось. Так, на правовом отделении было создано семинарских групп в 1922-1923 гг. - 11, в 1923-1924 гг. - 39, в 1924-1925 гг. - 71.

Помимо этого, для изучения литературы, решения казусов и для подготовки выступлений на семинарах были созданы небольшие группы по 5 студентов, которые руководились наиболее подготовленными студентами.

«Действенное настроение революционного студенчества сказалось и в стихийной тяге их связать теорию, изучаемую в вузах, непосредственно с практикой. Отсюда и введение на правовом отделении ФОНа так называемой

17

производственной практики»17.

«Зимняя» и «летняя» практика сыграла значительную положительную роль в деле реорганизации правового образования, установления тесной связи между теорией и практикой, приближения первой к нуждам второй. Правда, на правовом отделении ФОНа не удалось еще достаточно глубоко развернуть производственную практику. Однако, студент-практикант все же имел возможность ознакомиться с основными видами работы органов юстиции.

В 1924-1925 г. производственная практика приняла следующие формы:

1) Работа в качестве народного заседателя.

2) Работа в качестве секретаря судебного заседания.

3) Работа в юридических консультациях газет.

4) Работа в губернской прокуратуре.

5) Работа в отделах и секциях Моссовета.

6) Работа в Московской рабоче-крестьянской инспекции.

В каждой точке производственной практики студент должен был работать

3-6-9 дней.

В целом студент правового отделения должен был: 1) прослушать курс лекций, 2) активно участвовать в семинарах, 3) пройти производственную практику.

Студенты, выполнившие учебный план, подвергались экзаменам в Государственной испытательной комиссии по политической экономии, историческому материализму и по одной юридической дисциплине, избранной в качестве специальности. С 1925 г. вместо экзамена была установлена сдача дипломной работы.

В жизни факультета общественных наук и, в частности, правового отделения исключительно большую роль играли студенческие общественные организации. Ячейка РКП(б), ячейки РЛКСМ, исполбюро профсекций и т. д. определяли в значительной мере направление жизни ФОНа и правового отделения.

Следует отметить , что на студенческие организации были возложены не свойственные им по сути дела обязанности - учет успеваемости студентов руководство составлением расписания, руководство распределением преподавателей по группам и т. д.

17 Исаев М. О высшем юридическом образовании в РСФСР // Советское право. 1927. № 6. С. 114.

Исполбюро профсекций вело большую экономическую, культурную и академически организационную работу среди студенчества. Были организованы столовые, производственные подсобные предприятия, обслуживавшие студентов.

В результате деятельности правового отделения ФОНа Московского государственного университета было выпущено около 1500 юристов. Сопоставляя социальное лицо студента-юриста царской Москвы с лицом студента советской Москвы, нельзя не видеть разительного контраста, отображающего завоевания Октября:_

1914 г. 1924-1925 г.

Трудящихся 42,8 100,0

Нетрудовых элементов 57,2 нет

Если в 1914 г. среди студентов-юристов трудящиеся составляли меньше половины, то в 1924-1925 г. их было уже 100%. Нет уже более сыновей потомственных и личных дворян (которых в 1914 г. было 36%), нет уже более и сыновей почетных граждан, купцов духовенства. Вместо них на правовое отделение пришли рабочие (21,1%), крестьяне (17,2%), служащие (53,5%), прочие категории трудящихся (8,2%).

Создание факультета советского права I Московского государственного университета открыло новую страницу в истории юридического образования.

III

Факультет советского права I Московского университета был организован в 1925-1926 учебном году и функционировал до 1929-1930 учебного года включительно.

«Факультет советского права, - говорится в отчете I МГУ за 1925-1926 г., - ставит своей задачей подготовку общественных работников с высшим юридическим образованием, для творческого участия их в деле социалистического строительства, проводимого Союзом Советских Социалистических Республик»18.

На факультете советского права было создано 4 отделения:

1) судебное,

2) хозяйственно-правовое,

3) советского строительства (государственно-административное),

4) международное.

По каждому отделению был определен профиль: «Судебное отделение готовит судебных работников: судей, прокуроров, следователей, нотариусов, защитников, администрацию и инспекцию месть заключения, деятелей комиссий о несовершеннолетних; руководителей уголовного розыска.

18 Отчет I МГУ за 1925-1926 гг. М., 1927. С. 271.

16

Хозяйственно-правовое отделение готовит юрисконсультов по правовым вопросам хозяйственных наркоматов, хозорганов, профсоюзных, кооперативных и других специалистов.

Государственно-административное отделение (советское

строительство, - А.Г.) готовит работников НКВД, РКИ, ГПУ, НКФ, организаторов-администраторов орготделов и оргчастей ЦИКов, областных и окружных исполкомов и ГИКов.

Международное отделение готовит работников НКИД, Наркомторга, работников иностранных отделов наркоматов»19.

В соответствии с профилем каждого отделения был принят учебный план, предусматривавший и общие для всех отделений дисциплины и специализацию для каждого из них.

Обозревая деятельность факультета советского права, нужно подчеркнуть, что она явилась значительным вкладом в дело развития подготовки кадров советских юристов.

Уже 1925-1926 г. производится организационная перестройка бывшего правового отделения ФОНа. На I курсе вводятся утренние занятия вместо ранее практиковавшихся на ФОНе вечерних занятий; остальные курсы переходят на утренние занятия несколько позднее. Разрабатывается и утверждается более устойчивый, чем в предшествующие годы, учебный план. Факультет привлекает к себе постоянный кадр преподавателей, среди которых уже занимает заметное место советская научная молодежь. Разрабатываются и проводятся в жизнь новые методы преподавания. Развертываются новые учебно-вспомогательные учреждения: помимо ранее функционировавших на правовом отделении кабинетов создаются кабинеты по истории ВКП(б) и ленинизму, государственному праву, административному праву и т. д., - всего 8 кабинетов. Факультет советского права переходит на 4-летнее обучение.

Ликвидировав многопредметность, введя по всем дисциплинам обязательные семинарские занятия, создав сеть кабинетов и сосредоточив в них всю литературу по специальности, а также организовав при кабинетах консультации для студентов, факультет советского права уделяет большое внимание учебно-методической работе, бюро отделений и предметных комиссий, а также организации производственной практики.

Если в предыдущие годы на правовом отделении отсутствовали программы курсов и каждый лектор вел занятия по собственной, никем не утвержденной программе, то теперь программы то теперь предметные комиссии разрабатывают и утверждают обязательные для всех преподавателей программы. Помимо этого предметные комиссии просматривают списки рекомендованной литературы, разрабатывают вопросы методики преподавания, наконец, обсуждают итоги успеваемости студентов.

19 Там же. С. 272.

В методике преподавания на факультете советского права происходят существенные изменения. Если на правовом отделении ФОНа лекция являлась все же основным звеном в системе юридического образования, то на факультете советского права значение лекционного курса заметно отходит на второй план. Ведущую роль приобретают семинарские занятия, которые состоят в собеседовании по заданной теме, в решении казусов, в докладах по узловым темам. Большое значение приобретает вводное слово руководителя семинара. Это вводное слово постепенно все более вытесняет общефакультетскую лекцию.

Организация ряда научных кружков способствовала не только повышению теоретической подготовки студентов, но и выдвижению наиболее способных и подготовленных из них в аспирантуру. Повышение значения семинарских занятий способствовало более индивидуальному подходу преподавателю к успеваемости студента, к даче консультаций и т. д.

Однако, первое время на факультете советского права, как и раньше на ФОНе, вопрос об учете успеваемости студентов разрешался далеко не удовлетворительно.

Лишь в дальнейшем, по мере укрепления учебно-методической работы на факультете, удается более удовлетворительно организовать учет успеваемости студентов.

Производственная практика студентов, впервые организованная на правовом отделении ФОНа, получает свое дальнейшее развитие и укрепление на факультете советского права. Помимо общих мест производственной практики в судах, в прокуратуре и т. д. создается особая практика в «академическом участке народного суда». Это явилось новой формой производственной практики студентов. Другим новшеством явилась организация академической практики в криминалистической клинике.

Таким образом, факультет советского права, развертывая производственную практику студентов, вместе с тем нащупывал и иные формы связи теории с практикой.

В рассматриваемый период улучшается материальное положение студенчества. Все большее число студентов получает стипендии. Студенческие организации постепенно освобождаются от несвойственных им административных по факультету функций и основное свое внимание уделяют общественно-политическому воспитанию студентов и их культурно -бытовому обслуживанию..

В подготовке кадров советских юристов на факультете советского права чувствовался недостаток в кадрах марксистски подготовленных преподавателей. Правда, в период, 1928-1930 гг. на факультет уже работают молодые научные работники, окончившие аспирантуру, но число их все же оказывается совершенно недостаточным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует подчеркнуть, что в этот период времени приобретает распространение взгляд на юридическое образование как на «отмирающую» отрасль.

В этом нельзя не видеть влияния тлетворных, вредительских «установок» об отмирании советского государства и права, которые пропагандировались тогда еще не разоблаченными вредителями, пробравшимися на факультет советского права.

В соответствии с этими «установками» вредителей из бывшей Коммунистической академии правовое образование не только не должно было развиваться, но ему, наоборот, предстояло постепенно свертываться. Это крайне затрудняло деятельность факультета советского права, который должен был не столько готовить многочисленные кадры советских юристов, сколько подготовлять в небольшом количестве «знатоков» советского права. Невзирая на эти трудности, факультет советского права развернул большую деятельность по подготовке советских юристов. За 10 лет советской власти факультет советского права вместе с его предшественником - правовым отделением ФОНа - подготовил и выпустил из своих стен 1640 квалифицированных юристов, из числа которых в дальнейшем выдвинулся на руководящую научную и практическую работу не один десяток людей.

IV

В 1930-1931 учебном году высшее юридическое образование отошло от университетской системы и перешло в систему высших учебных заведений народных комиссариатов юстиции, а в дальнейшем было сосредоточено в Народном комиссариате юстиции СССР. Факультет советского права I МГУ разделился на два самостоятельных института - Московский правовой институт НКЮ РСФСР и Московский институт советского строительства ВЦИК.

Структура Московского правового института, ныне называемого Московским юридическим институтом, за истекшее десятилетие неоднократно подвергалось изменениям:

1931 г. Отделения: судебно-прокурорское, хозяйственно-правовое, международно-правовое и вечернее.

1932 г. Помимо перечисленных отделений открылось исправительно-трудовое отделение.

1933 г. Закрылось международно-правовое отделение и прекращен прием на вечернее отделение.

1935 г. Созданы два факультета: судебно-прокурорский и хозяйственно-правовой.

1936 г. Ликвидированы факультеты. На IV курсе определены две специальности - криминалист и цивилист.

1937 г. Ликвидирована узкая специализация, введена общая специальность окончившего институт - юрист.

Московский юридический институт занимает помещение, в котором ранее находился так называемый «семинарский корпус» факультета советского права I МГУ. Это здание было приспособлено главным образом для ведения семинарских занятий. Поэтому пришлось проделать работу по приспособлению здания для нужд всего института. Были оборудованы два зала - большой и малый - для чтения лекций. Правда, в первые годы существования Московского юридического института, как об этом подробнее будет сказано ниже, продолжался еще процесс замены лекций семинарскими занятиями, в силу чего особой надобности в создании лекционных зал еще не было. Существовавшие ранее децентрализованные библиотеки по общетеоретическим наукам и по специальным отраслям юридических наук были соединены в единую централизованную библиотеку. В настоящее время библиотека начитывает до 170 000 томов. Большой потерей явилась ликвидация музея уголовного права, который был передан из Московского юридического института в другое учреждение, а в дальнейшем и вовсе прекратил свое существование.

Кабинеты, ранее существовавшие на факультете советского права, постепенно начинают развертывать свою деятельность. Более точно определяются и сами задачи кабинетов. Если первое время в деятельности кабинетов в подборе экспонируемых материалов обнаруживается своеобразный музейный уклон, то в дальнейшем кабинет становится основным местом деятельности кафедры, консультационным пунктом, развертывается деятельность кабинета в области библиографии, в кабинете сосредоточивается наиболее важная справочная и специальная литература. Большие неудобства в деятельности кабинетов создает отсутствие для них специальных помещений; кабинеты в учебные часы обычно занимаются студентами как аудитории для практических занятий. В настоящее время в Московском юридическом институте функционируют следующие кабинеты, в каждом из которых постоянно работают, помимо профессорско-преподавательского состава и аспирантов, 1 -2 штатных лаборанта:

1. Кабинет марксизма-ленинизма и политической экономии.

2. Кабинет теории и истории государства и права.

3. Кабинет государственного и административного права.

4. Кабинет гражданского права.

5. Кабинет трудового права.

6. Кабинет земельного и колхозного права.

7. Кабинет гражданского процесса.

8. Кабинет уголовного права.

9. Кабинет судебного права.

10. Криминалистическая лаборатория.

11.Кабинет иностранных языков.

12. Военный кабинет.

13. Кабинет физкультуры.

В кабинетах проводится вся научная и учебно-методическая работа кафедр.

Учебные планы судебно-прокурорского и хозяйственно правового отделений содержали значительные отличия, которые состояли не только во включении в учебные планы специальных дисциплин (например, на судебно-прокурорском отделении - «организация расследования и постановка следственной работы», «методика расследования уголовных дел», а на хозяйственно-правовом отделении - «система госарбитража и арбитражное производство»», «кредитно-банковское законодательство», «конкретные экономики» и т. д.), но и в том, что количество отводимых на изучение отдельных дисциплин часов отличалось весьма существенно. Так, например, на судебно-прокурорском отделении на «уголовное право» и «исправительно-трудовую политику» отводится 250 часов, а на хозяйственно-правовом отделении - лишь 120 часов, на судебно-прокурорском отделении на «хозяйственное право» отводится 150 часов, а на хозяйственно-правовом отделении - 220 часов и т. д.

Подобного рода «специализация» не оправдала себя, и в последующие годы учебный план, утвержденный ВКВШ при СНК СССР, устанавливает для изучения каждой дисциплины столько часов, сколько необходимо для того, чтобы будущий юрист, независимо от его направления на ту или иную работу, достаточно усвоил каждую отрасль науки права.

В учебный план на 1939-1940 г. включены следующие дисциплины:

1. Основы марксизма-ленинизма.

2. Политическая экономия.

3. Иностранный язык.

4. Латинский язык.

5. Физкультура.

6. Военная подготовка.

7. Теория государства и права.

8. История государства и права.

9. Судоустройство.

10. Советское государственное право.

11. История государства и права народов СССР.

12. Государственное право буржуазных стран.

13. Административное право.

14. Основы бухгалтерского учета.

15. Гражданское право.

16. Уголовное право.

17. Уголовный процесс.

18. Гражданский процесс.

19. Финансовое право.

20. Земельное право.

21. Колхозное право.

22.Криминалистка.

23. Трудовое право.

24. Международное право.

25. Судебная статистика.

26. Судебная медицина.

27. Судебная психиатрия.

28.Исправительно-трудовое право.

В течение ряда истекших лет Московский юридический институт, как и другие юридические институты нашей страны, испытывал большие трудности в деле организации учебного процесса. Прежде всего, нужно указать, что вредительство на правовом фронте особенно болезненно сказалось на наших институтах. «Разговоры» об отмирании государства и права, об отмирании юридического образования, о ликвидации и выветривании «правовой формы» - все эти и другие, тогда еще не разоблаченные как вредительские, действия сказались на учебном плане, в котором юридические дисциплины отступили на второй план. Сами же юридические дисциплины строились таким образом, что изучение права, законодательства подменялось вульгарным социологизированием, право подменялось «политикой» (так, курс уголовного права был заменен курсом уголовной политики, курс гражданского права был заменен курсом хозяйственного права и т. д.). В издававшихся бывшей Коммунистической академией программах усиленно насаждались «установки» об отмирании советского социалистического государства и права.

Совершенно отсутствовали доброкачественные учебники по юридическим наукам, и каждый лектор и руководитель семинарских занятий строил преподавание по-своему. А так как лекции не находились в центре педагогического процесса, то все эти недостатки преподавания еще более углубились.

Лишь начиная с 1938-1939 учебного года наметился решительный перелом в деле обеспечения наших юридических институтов учебными программами, учебниками, учебными пособиями, которые издаются почти по всем дисциплинам.

Издаются программы и учебники по государственному праву, по уголовному праву, по гражданскому праву, по судоустройству, по уголовному процессу, по гражданскому процессу, по земельному и колхозному праву, по криминалистике, по судебной статистике. Правда, все еще нет ряда учебников - по теории государства, по истории государства и права, по административному праву и по некоторым другим дисциплинам.

Несмотря на целый ряд недостатков, присущих изданным в 1938-1940 гг. учебникам, все же нельзя недооценивать их большое положительное значение в жизни института. Впервые за 23 года существования юридического образования в СССР студент-юрист получил учебник, в котором систематически излагается марксистско-ленинская теория социалистического государства и права. Результаты преподавания после

издания ряда учебников сказались и на уровне знаний студентов и на успеваемости при проведении курсовых и государственных экзаменов.

В первые годы деятельности Московского юридического института (тогда еще Московского правового института) преподавание строилось преимущественно на смешанно-семинарской системе. Лекция играла лишь вспомогательную роль. Руководитель семинарской группы делал развернутое вступление к теме, превращавшееся в миниатюрную лекцию, после чего студенты должны были участвовать в беседе по данной теме или выступать с докладами, или же решать предлагаемые руководителем казусы. Ясно, что такая система преподавания не могла сколько-нибудь оправдать себя, и в последующие годы, в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР о высшей школе, она сложилась следующим образом:

а) Обязательное посещение лекций по всем дисциплинам, изучаемым студентом в институте. В настоящее время большинство студентов систематически ведет записи лекций, в результате чего к концу чтения курса студенты располагают конспектами, облегчающими им подготовку к экзаменам.

б) Обязательное посещение практикумов по всем дисциплинам, за исключением тех, по которым учебный план предусматривает лишь чтение лекционного курса. Методика занятий в практикумах значительно отличается от прежних семинарских занятий. Следует отметить, что за последнее время слышатся голоса преподавателей и студентов о том, что на старших курсах необходимо ввести, хотя бы в качестве факультативных, семинарские занятия по одной дисциплине, которая наиболее привлекла внимание студента и по которой он решил специализироваться. Такие семинары для студентов четвертого, а быть может и третьего курса действительно могут оказаться весьма полезными для повышения знаний студентов и в особенности тех из них, которые оставляются в институте для аспирантской подготовки.

Соотношение лекций и практических занятий по отдельным дисциплинам определяется в зависимости от особенностей данной дисциплины. Так, по теории государства и права, истории государства и права практические занятия вовсе не предусмотрены учебным планом. По советскому государственному праву из 120 часов на практические занятия отведено 20 часов, по гражданскому праву из 280 часов на практические занятия отведено 100 часов, по уголовному праву из 230 часов на практические занятия отведено 80 часов и т. д.

в) Производственная практика ныне проводится, начиная, начиная с третьего курса: на третьем курсе полтора месяца, на четвертом курсе - 2 месяца. Производственная практика проводится в органах суда, прокуратуры, наркоматов юстиции, в адвокатуре, в нотариате. Студент на производственной практике последовательно знакомится со всеми звеньями работы органов юстиции. Опыт проведения производственной практики последних лет показал исключительно большое положительное ее значение.

В настоящее время перед институтом стоит задача более тесно связать производственную практику с теоретическим изучением науки социалистического права.

г) Консультации, являющиеся формой помощи студентам в их самостоятельной работе, организованы при кабинетах и проводятся по твердому расписанию в вечерние часы. Однако, до сих пор наблюдается крайняя несистематичность посещения консультаций студентами. В период проведения коллоквиумов, зачетно-экзаменационных сессий, в период проведения государственных экзаменов студенты усиленно посещают консультации. В остальное же время они на консультациях появляются редко.

д) Самостоятельная работа студента заключается в изучении рекомендованной литературы, в проработке конспектов лекций, в подготовке докладов в научных кружках и т. д. Для самостоятельной работы студентов оборудованы читальный зал, кабинеты по специальным отраслям правовых наук, в которых сосредоточена важнейшая литература, имеются справочные издания, библиографические указатели и т. д. Одной из форм организации самостоятельной работы студента является помощь отстающим, с одной стороны, и помощь отличникам в их углубленном изучении предметов - с другой.

Формы контроля за работой студентов в институт, в соответствии с установленными правилами, таковы:

1. Текущий учет посещаемости лекций и практикумов.

2. Текущий учет успеваемости руководителями практических занятий.

3. Проверка конспектов записи лекций.

4. Проведение коллоквиумов.

5. Зачеты по практическим занятиям.

6. Курсовые экзамены.

7. Государственные экзамены.

Наличие стабильного учебного плана, наличие учебников, учебных пособий, программ, улучшение постановки самого педагогического процесса, общий идейно-политический рост советского студенчества - все это привело к повышению показателей успеваемости студентов, при значительно возросших экзаменационных требованиях.

Так, если сопоставить академическую успеваемость студентов

Московского юридического института в 1932-1933 и 1938-1939 учебных годах, то нужно будет отметить значительное увеличение процента отличных оценок:

Отлично Хорошо Посредственно Неудовлетворительно

1932-1933 г. 21,7 44,6 32,9 0,8

1938-1939 г. 39,0 33,8 25,4 1,8

Итоги деятельности государственной экзаменационной комиссии за последний год видны из следующих сведений:_

Отлично Хорошо Посредственно Неудовлетворительно

1938-1939 г. 46,1 29,4 24,2 0,3

Эти сведения рисуют хорошую подготовку студентов.

V

За почти десятилетний период деятельности Московского юридического института значительно изменилось лицо нашего студенчества. В прошлые годы в институт приходили главным образом практические работники, с более или менее значительным стажем советской и партийной работы, нередко имеющие недостаточную общетеоретическую подготовку, в своей массе в возрасте 25-30-35 лет. В последние годы поступающие в институт главным образом приходят непосредственно после окончания десятилетки. Это молодые люди в возрасте 18-20 лет, не только не имеющие опыта практической работы, но и не обладающие жизненным опытом, хорошо подготовленные в своей массе, имеющие уже культурные навыки, но сохраняющие, в особенности в первое время, навыки работы в средней школе.

Приведем некоторые, наиболее важные данные об изменении социального состава нашего студенчества за ряд последних лет:_

1931-1932 г. 1939-1940 г.

Рабочие и их дети 53,6 26,9

Крестьяне и их дети 10,7 8,9

Служащие, 34,9 63,7

интеллигенты и их дети

Прочие 0,8 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 100,0 100,0

Если в 1931-1932 г. в Московский юридический институт главным образом поступали рабочие и служащие, то ныне поступают преимущественно дети новой, советской интеллигенции и дети рабочих.

Изменился и возрастной состав студенчества:

1934 г. 1940 г.

До 23 лет 29,9 67,6

23-30 лет 52,6 25,3

Свыше 30 лет 17,5 7,1

Итого 100,0 100,0

В 1934 г. основную массу студентов составляли лица в возрасте 23 -30 и свыше лет. В 1940 г. 2\3 студентов составляет молодежь в возрасте до 23 лет.

В связи с тем, что основной контингент принимаемых в институт -молодежь, окончившая десятилетки, а практические работники поступают главным образом в заочные юридические институты, изменился и партийный состав студенчества:

1931-1932 г. 1939-1940 г.

Членов и кандидатов 74,3 9,4

ВКП(б)

Членов ВЛКСМ 18,5 67,5

Беспартийных 7,2 23,1

Итого 100,0 100,0

За период с 1931 по 1940 г. было выпущено окончивших Московский юридический институт 1084 человека. По годам окончившие институт распределяются следующим образом:_

1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1933

129 63 110 101 Выпуска не было20 129 166 178

Выпуски последних лет являются наиболее большими, причем ожидаемый выпуск 1940 г. (203 человека) будет наибольшим за все годы деятельности Московского юридического института. Эти цифры соответствуют общему росту числа студентов (на 1 января каждого года):

1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940

468 422 497 416 526 537 775 773 795 832

За десятилетний период число студентов Московского юридического института почти удвоилось. Однако, этот рост, к сожалению, лимитируемый помещением, занимаемым институтом, все еще не соответствует потребностям нашей страны в кадрах юристов. Уместно вспомнить, что на юридическом факультете Московского университета в дореволюционное время студентов было свыше 3000, а в 1916 г. - даже свыше 4000. Правда, среди них было много «вечных студентов», а в 1916 г. и много лиц, уклоняющихся от военной службы.

Юридический факультет Московского университета мог вместить гораздо большее число студентов, хотя бы в силу того, что господствовавший в нем лекционный метод позволял, при небольшом числе преподавателей и сравнительно небольшой загрузке здания, одновременно обучать несколько тысяч студентов. Иные условия и методы работы советских юридических институтов не позволяют нам гнаться только за количественной стороной в подготовке кадров. С одной стороны нельзя не учесть, что в Москве в настоящее время функционируют два юридических

20 В связи с переходом на четырехлетнее обучение.

26

института, Заочный юридический институт, Всесоюзная правовая академия, Заочная правовая академия, Военно-юридическая академия, ряд правовых школ и т. д., в которых обучается гораздо большее число студентов и слушателей, чем когда-то на юридическом факультете. Но это ни в малейшей степени не снимает необходимости дальнейшего развертывания дела подготовки кадров советских юристов.

В подъеме общественно-политической и академической жизни Московского юридического института громадную роль играют партийная, комсомольская, профсоюзная организации. Социалистическое соревнование, ударничество, развертывание различных форм культурного обслуживания студентов как в стенах самого института, так и в его общежитиях, организация всевозможных кружков - драматического, спортивных и т. п. -не только обеспечивают высокий уровень академической успеваемости студентов, но и способствуют физическому и культурному развитию нашего студента.

VI

До последних лет в Московском юридическом институте совершенно отсутствовала научная работа. Этому немало способствовала вреднейшая «теория» о том, что научной работой должны заниматься только научные институты, а в юридическом вузе следует заниматься только развертыванием педагогического процесса. В результате этого в стенах вуза получался разрыв между преподаванием юридических наук и научно-исследовательской работой. После разгрома вредителей институт смог начать развертывание научно-исследовательской работы. За последние два года научная работа института складывалась следующим образом.

Студенческие научные кружки охватывают около 200 студентов. Эти кружки созданы по марксизму-ленинизму, по теории государства и права, по истории государства и права, по судоустройству, по гражданскому праву, по судебному праву, по уголовному праву, по земельному праву, по государственному праву, по криминалистике и т. д. Прочитанные на заседаниях научных кружков доклады касались различных, нередко весьма сложных, вопросов и представляли значительный научный интерес. В 19381939 г. в 11 научных кружках было сделано свыше 50 докладов, а в первом семестре 1939-1940 г. - около 50.

Приведем на выдержку некоторые темы докладов в 1939-1940 г.:

1. Советское социалистическое право и нравственность.

2. Государство и нация.

3. Законодательство парижской коммуны.

4. Политическое учение Макиавелли.

5. Инквизиция и инквизиционный суд.

6. Социалистическое правосудие и его принципы.

7. Суд древней Греции.

8. Финансовое право в период гражданской войны и иностранной

интервенции.

9. Словесный портрет (криминалистика).

10. Проблема аналогии советском уголовном праве и т. д.

Некоторые из студенческих работ были опубликованы (например, в «Ученых записках» института была помещена статья по советскому наследственному праву, в «Советской юстиции» за 1939 г. была помещена лучшая студенческая работа по уголовному праву на тему «Уголовная ответственность врачей»). Ряд работ студентов принят к опубликованию в сборнике Московского юридического института: «Роль уголовного процесса в социалистическом государстве», «Верховный суд США» и другие.

В институте проводились конкурсы на лучшие студенческие сочинения. Согласно решению жюри, в 1938-1939 г. были премированы 9 работ (часть из них затем была и напечатана), 6 работ отмечены почетным отзывом и ряд работ отмечен приказом по институту.

Помимо этого проводились конкурсы на лучшие студенческие переводы с иностранных языков. Решением жюри ряд работ получил премии и похвальные отзывы.

Следующей формой научной работы в институте являются научные конференции аспирантов и лучших студентов, которые помимо докладов в студенческих кружках и на кафедрах выступали с докладами на общеинститутской научной конференции. Так, на конференции аспирантов и студентов в 1939 г. были прочитаны доклады на следующие темы: «Краткий курс истории ВКП(б) и вопросы теории государства и права», «Государственный строй» на территории восстания Пугачева» и ряд других докладов.

В 1938-1940 гг. проводились научные конференции кафедр института, на которых делались доклады как профессоров и доцентов, так и некоторых аспирантов.

Были сделаны доклады по вопросам теории государства и права, по вопросам, связанным с составлением проектов общесоюзных кодексов, по вопросам, связанным с обобщением судебной практики, наконец, были подробно обсуждены вышедшие в этот период времени учебники по юридическим наукам и заключения направлены в НКЮ СССР.

В 1939 г. были проведены три общеинститутских научных сессии. Первая сессия была посвящена вопросам методики преподавания в юридических институтах. Доклады осветили важнейшие вопросы, связанные с методикой проведения лекций, практических занятий, производственной практики. Эта сессия вызвала оживленный обмен мнений.

Вторая сессия была посвящена обсуждению узловых вопросов теории государства и права в свете решений XVIII съезда ВКП(б) и некоторым специальным вопросам истории государства и права народов СССР.

Третья сессия была посвящена национальному и социальному освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии.

Помимо организации самостоятельных трех научных сессий, Московский юридический институт в 1939 г. принял в лице своих работников активное участие во всесоюзной научной сессии, созванной Всесоюзным институтом юридических наук.

Московский юридический институт выпустил два тома «Ученых записок» и подготовил к печати сборник аспирантских и студенческих работ.

В «Ученых записках» помещены статьи и исследования на темы: «Коммунизм и государство», «Социалистическое уголовное законодательство и борьба с хищениями социалистической собственности», «Основные вопросы советского наследственного права», « К вопросу о происхождении русского государства», «Английское доказательственное право», «Несколько замечаний по вопросу об империи Рюриковичей» и ряд других тем.

Издание трудов института, к сожалению, до сих пор лимитируется крайне недостаточным фондом бумаги, отпускаемым на печатание трудов Московского юридического института. Между тем, планы научно-исследовательской работы института позволяют реально обеспечить подготовку и издание серии монографий по юридическим наукам.

Обращаясь к плану научно-исследовательской работы института на 1939-1940 г., следует подчеркнуть, что он не охватывает тех работ, которые выполняются профессорско-преподавательским составом Московского юридического института в других институтах, в частности во Всесоюзном институте юридических наук и в Институте права Академии наук. Между тем, эти работы касаются написания учебников, учебных пособий, монографий по основным вопросам теории государства и права. Учитывая эти работы своих профессоров и доцентов Московский юридический институт вместе с тем имеет самостоятельный план научной деятельности.

Остановимся на некоторых, наиболее крупных работах из плана 19391940 г.

По кафедре марксизма-ленинизма следует отметить такие работы, как «История философии», учебное пособие для юридических институтов, «Философские взгляды Добролюбова», а также ряд намеченных к написанию журнальных статей.

По кафедре теории и истории государства и права - ряд докладов на актуальные темы, написание конспекта курса по теории государства и права, составление хрестоматий и сборников материалов и наглядных пособий по теории и истории государства и права.

По кафедре государственного права следует отметить такие темы, как «Коммунизм и государство», «Национальное и социальное освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии», «Государство на Востоке», «Акты управления».

По кафедре гражданского права в плане даются темы: «Проект ГК СССР», ряд докладов по отдельным вопросам проекта ГК СССР, «Формы собственности в СССР», «Право на жилую площадь и договор жилищного найма» и т. д.

По кафедре уголовного права следует отметить темы: «Преступления против порядка управления в социалистическом уголовном праве», «Условное осуждение», «Основные начала уголовного законодательства и их историческое развитие», «Уголовное законодательство и уголовная политика Временного правительства».

По кафедре судебного права - «Очерки по истории судебной системы», «История революционных трибуналов», «Защита на предварительном следствии», «Оценка доказательств в советском уголовном процессе».

По другим кафедрам стоит отметить такие темы, как «Система советского трудового права», «Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха», «Подсудность гражданских дел», «Вопросы нотариата в советском гражданском процессе», «Колхозное право на новом этапе», «О спорных вопросах теории колхозного права», «Международное право в его историческом развитии», «Законы и обычаи современной войны», «Справедливые и несправедливые войны» и ряд других тем.

Одной из важнейших сторон научно-исследовательской работы Московского юридического института является подготовка и защита докторских и кандидатских диссертаций. Эта форма научной работы как раз и послужила основанием для развития и подъема научной работы профессорско-преподавательского состава в стенах самого института. За 1938-1939 г. в Московском юридическом институте были подготовлены и защищены 4 докторских и 25 кандидатских диссертаций по всем основным юридическим дисциплинам. Значительная часть этих диссертационных работ после защиты была подготовлена к печати полностью или в извлечениях. В текущем учебном году подготовляется к защите ряд докторских и кандидатских диссертаций.

VII

В жизни Московского юридического института, в его педагогической и научно-исследовательской деятельности видное место занимает аспирантура. За период с 1931 по 1940 г. число аспирантов возросло в 5 раз: в 1931 -1933 гг. было 17 аспирантов, а ныне их стало 86. За этот же период окончили аспирантуру 42 человека. Аспиранты имеются по всем основным юридическим дисциплинам. Каждый из аспирантов работает по утвержденному советом института индивидуальному учебному плану. Аспиранты прикреплены к научным руководителям, делают на кафедрах научные доклады, участвуют (старшие курсы) в педагогической жизни Московского юридического института и других учебных заведений -Всесоюзной правовой академии, Юридического института Прокуратуры СССР, школ НКЮ и НКВД и т. д. Все оканчивающие аспирантуру сдают

диссертацию на ученую степень кандидата юридических наук. Многие из окончивших аспирантуру ныне успешно руководят кафедрами и читают лекционные курсы.

Останавливаясь в заключение обзора деятельности Московского юридического института на профессорско-преподавательских кадрах, следует прежде всего отметить, что разгром вредителей на правовом фронте позволил очистить институт от пробравшихся в него вражеских элементов и создать большой и квалифицированный коллектив советских педагогов -ученых. Введение штатно-окладной системы закрепило их за институтом на основной работе.

В первые годы деятельности Московского юридического института количество преподавателей превышало 100 человек. Так, в 1932 г. в институте было 109 преподавателей, из них профессоров - 23, доцентов - 72 и ассистентов - 14.

Незначительность педагогической нагрузки и низкий уровень оплаты в этот период времени создавали большую текучесть состава преподавателей, которые не могли считать работу в институте основной. В результате введения штатно-окладной системы положение резко изменилось. На 19391940 г. учебный год профессорско-преподавательский состав института характеризуется следующими цифрами:_

Штатные Совместители Итого

Профессора 16 2 18

Доценты 12 8 20

Ст. 9 — 9

преподаватели

Ассистенты 14 16 30

Итого 51 26 77

Из этого числа в институте работают: 1 академик, 1 член-корреспондент Академии наук, 9 докторов наук, 14 кандидатов.

Среди профессорско-преподавательского состава значительно возросло число коммунистов. По отношению к общему числу преподавателей члены ВКП(б) составляют свыше 33%. Среди преподавателей-ассистентов большое число членов ВЛКСМ.

VIII

Обращаясь к Первой всесоюзной конференции пролетарского студенчества, товарищ Сталин много лет назад пророчески писал:

«...Наша страна с ее революционными навыками и традициями, с ее борьбой против косности и застоя мысли представляет наиболее благоприятную обстановку для расцвета наук. Едва ли можно сомневаться, что мещанская узость и рутина, свойственные старым профессорам капиталистической школы, являются гирей на ногах у науки. Едва ли можно сомневаться, что на полное и свободное научное творчество способны лишь

новые люди, свободные от этих недостатков. Наша страна имеет в этом отношении великую будущность цитадели и рассадника наук, свободных от пут».

За пятнадцать лет, отделяющих нас от этих высказываний вождя народов, советская социалистическая наука сделала гигантский шаг вперед. Одним из ярчайших примеров роста нашей науки является «Краткий курс истории ВКП(б)».

В области теории социалистического государства и права наша наука также колоссально выросла. Учение товарища Сталина о двух фазах развития советского социалистического государства, обогатило марксистско -ленинскую науку, подняло ее на новую, высшую ступень. На основе учения товарища Сталина наука советского социалистического государства и права вступает в период невиданного расцвета. Высшее юридическое образование, столь нужное стране победившего социализма, имеет все необходимое для своего развития. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о высшей школе сыграло решающую роль в деле коренной реорганизации высшего юридического образования на основе указаний товарища Сталина о советской науке и В. М. Молотова о высшей школе. Сохраняя и развивая лучшие научные традиции университетского образования старейшего, Московского университета, наши юридические институты и среди них старейший - Московский - должны будут выполнить возложенные на них партией и советской властью задачи подготовки кадров советских юристов -борцов за социалистическую законность на основе Сталинской Конституции в период постепенного перехода от социализма к коммунизму!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.