Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР В 1932-1945 ГГ'

ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР В 1932-1945 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
788
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / EVENING COURSES / ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ОБУЧЕНИЕ С ОТРЫВОМ ОТ ПРОИЗВОДСТВА / ПРИЕМ В ВУЗЫ / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / ENTRANCE EXAMINATIONS / INSTRUCTION BY CORRESPONDENCE / CALLING TO THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шебанов А.Ф.

Мы продолжаем публикацию материалов в рубрике «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого». Настоящий отрывок приведен из книги А.Ф. Шебанова «Юридические высшие учебные заведения», увидевшей свет в 1963 году. В статье рассказывается об организации юридического образования в вузах, о структуре приема в вузы, классовом составе студентов, о мерах, принимаемых правительством для улучшения качества юридического образования, о появлении новых учебных заведений и их специфике. В статье также дается характеристика основных научных юридических школ эпохи, а также называются основные их представители: С.А. Голунского и М.С. Строговича, по истории государства и права СССР С.В. Юшкова, по земельному праву и по колхозному праву под ред. А.П. Павлова, по международному частному праву И.С. Перетерского и С.Б. Крылова, по советскому судоустройству, по гражданскому процессу, по криминалистике. Важной составной частью статьи является изменения организации и содержания юридического образования в годы Великой отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE USSR in 1932-1945

We continue the publication of materials in a heading "Legal education in Russia: a look from the Soviet past". The real fragment is given from A. F. Shebanov's book "Legal higher educational institutions" which was issued in 1963. In article it is told about the organization of legal education in higher education institutions, about structure of enrollment of students, class composition of students, about the measures taken by the government for improvement of quality of legal education about emergence of new educational institutions and their specifics. In article the characteristic of the main scientific law schools of an era is also given, and also their main representatives are called: S. A. Golunsky and M. S. Strogovich, on history of state and law of the USSR of S. V. Yushkov, by the land right and by the collective-farm right under the editorship of A. P. Pavlov, on I. S. Peretersky and S. B. Krylov's international private law, on the Soviet judicial system, on civil process, on criminalistics. Important component of article is changes of the organization and the maintenance of legal education in days of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР В 1932-1945 ГГ»

А.Ф. Шебанов*

ЮРИДИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СССР

в 1932-1945 гг.

Аннотация. Мы продолжаем публикацию материалов в рубрике «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого». Настоящий отрывок приведен из книги А.Ф. Шебанова «Юридические высшие учебные заведения», увидевшей свет в 1963 году. В статье рассказывается об организации юридического образования в вузах, о структуре приема в вузы, классовом составе студентов, о мерах, принимаемых правительством для улучшения качества юридического образования, о появлении новых учебных заведений и их специфике. В статье также дается характеристика основных научных юридических школ эпохи, а также называются основные их представители: С.А. Голунского и М.С. Строговича, по истории государства и права СССР С.В. Юшкова, по земельному праву и по колхозному праву под ред. А.П. Павлова, по международному частному праву И.С. Перетерского и С.Б. Крылова, по советскому судоустройству, по гражданскому процессу, по криминалистике.

Важной составной частью статьи является изменения организации и содержания юридического образования в годы Великой отечественной войны.

Ключевые слова: юридическое образование, заочное обучение, вечернее обучение, обучение без отрыва от производства, обучение с отрывом от производства, прием в вузы, вступительные экзамены.

В результате осуществления первого пятилетнего плана развернутое наступление социализма в СССР увенчалось полным успехом. Социалистическая форма производства стала безраздельно господствующей. На основе сплошной коллективизации был разгромлен и в основном ликвидирован последний эксплуататорский класс в стране - кулачество. В стране осуществлялась подлинная культурная революция. Создавались многочисленные кадры новой, советской интеллигенции. В Советском Союзе был построен фундамент социализма1.

В дальнейшем развитии народного хозяйства, в реконструкции технической базы промышленности и сельского хозяйства, в развитии культуры и просвещения все большую роль стали играть вопросы кадров. XIV съезд ВКП (б) специально подчеркнул в своем решении значение подготовки руководящих, хозяйственных и технических кадров. Перед советской высшей школой была поставлена задача значительно улучшить и расширить подготовку специалистов.

* Шебанов Александр Филиппович (1922—1977 гг.) — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Университета дружбы народов; заместитель директора Института государства и права АН СССР.

1 См. История Коммунистической партии Советского Союза. Изд. 2,. М.: Госполитиздат, 1962. С. 468-470.

Советским правительством был принят ряд постановлений, в которых предусматривались различные мероприятия по осуществлению этой задачи.

Основы перестройки юридического высшего образования в этот период были заложены Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства» \ Постановление подчеркивало, что задачи развернутого социалистического строительства и повышения руководящей роли Советов в проведении генеральной линии партии, необходимость осуществлении конкретного руководства с полным знанием порученного дела и умением в каждом отдельном случае охватить все политические и хозяйственные задачи, повышают требования к каждому работнику Совета. В целях улучшения подготовки кадров, усиления связи преподавания юридических наук с практикой предусматривалось выделить из Московского, Ленинградского, Саратовского, Иркутского и Казанского государственных университетов факультеты советского строительства и права, реорганизовав их в самостоятельные институты:

советского строительства для подготовки руководящего и инструкторского состава районных исполкомов и Советов городов и крупных фабрично-заводских поселков, передав эти институты в ведение ВЦИК, с возложением непосредственного управления ими на соответствующие краевые (областные) исполкомы и ЦИК Татарской АССР;

советского права для подготовки судебно-прокурорских работников для краевых, областных и районных органов, передав эти институты в ведение Народного комиссариата юстиции РСФСР.

Постановлением предусматривалось также, что в отношении финансирования и материального обеспечения слушателей и преподавательского состава институты советского строительства и советского права с 1932 г. приравниваются к комвузам.

Правительством РСФСР был определен и контингент осеннего приема 1931 г. в институты советского права. Из общего плана приема в 600 человек Московский институт должен был принять 195 чел., Ленинградский - 120, Саратовский - 120, Иркутский - 60, Казацкий -125. Среди студентов, принятых в 1931 г. в Московский институт советского права, рабочие и их дети составляли 53,6 процента, крестьяне и их дети - 10,7 процента, служащие, интеллигенты и их дети - 34,9 процента и прочие - 0,8 процента. Члены и кандидаты партии составляли 74,3 процента, члены ВЛКСМ - 18,3 процента всего количества

1 СУ РСФСР. 1931. № 29. стр. 261.

студентов1. Таким образом, основную массу студенчества в институтах советского права составляли теперь выходцы из рабочих и крестьян, сами бывшие практические работники с жизненным опытом партийной и комсомольской работы.

Дальнейшее развитие получает заочное юридическое образование. Бюро заочного юридического образования, действовавшее ранее при МГУ, в 1931 г. было реорганизовано в Центральные заочные курсы советского права при Московском институте советского права. В соотве -тствии с Положением об этих курсах, утвержденным Коллегией НКЮ РСФСР 25 декабря 1931 г., срок обучении был установлен в 3,5 года, а программа обучения в основном соответствовала программе юридического вуза. Курсы имели отделения: судебно-прокурорско-следственное; исправительно-трудовое. Судебно-прокурорско-следственное отделение должно было готовить ответственных работников суда и прокуратуры, а исправительно-трудовое отделение -руководящий состав мест лишения свободы. При курсах также было создано заочное отделение по переподготовке работников суда и прокуратуры со сроком обучения в 2 года. В течение 1932— 1933 г. на заочную юридическою учебу в системе Наркомата юстиции РСФСР было принято около 4 тысяч человек. Важно отметить, что 90 процентов заочников составляли работники органов суда, прокуратуры, следствия и адвокатуры.

Отметив некоторые успехи в развитии заочного правового образования и считая заочную систему одним из важнейших способов подготовки кадров юстиции, Коллегия НКЮ РСФСР постановлением от 21 октября 1933 г. переименовала Центральные заочные курсы советского права в Центральный заочный институт советского права (ЦЗИСП).

На институт было возложено: составление ежегодных планов заочной подготовки кадров; составление учебно-производственных планов и программ; издание учебных пособий, инструктивно -методических планов, информационных бюллетеней и т.д.; снабжение заочников учебниками, заданиями, программами, контроль и инструк -тирование заочных секторов по вопросам заочного образования; составление смет по заочному образованию.

Организация и непосредственное руководство учебной работой заочников возлагались на заочные секторы стационарных институтов советского права, действовавшие на правах отделений этих институтов. Во главе заочного сектора стоял заведующий, назначаемый директором института.

1 См.: Герцензон А.А. 185 лет юридического образования в Москве // Ученые записки Московского юридического института. Вып. 3. М., 1941. С. 107.

В организации учебной работы студентов-заочников заочный сектор опирался на научные кадры стационарного института. Заочные секторы создавали консультационные пункты, которые вели учет заочников прикрепленных к консультационному пункту, оказывали заочникам письменную и устную консультационную помощь, осуществляли контроль и наблюдение за учебной работой заочников.

Однако в организации учебного процесса во вновь созданных институтах советского права и советского строительства в первые годы их деятельности еще имели место недостатки, свойственные юридическому образованию в предшествующий период его развития. Например, в институтах советского права преподавание юридических дисциплин строилось таким образом, что, как вспоминает проф. А.А. Герцензон, «изучение права и законодательства подменялось вульгарным социологизированием, право подменялось «политикой» (так, курс уголовного права был заменен курсом уголовной политики, курс гражданского права был заменен курсом хозяйственного права и т.д»1). Отсутствовали доброкачественные программы и учебники по юридическим наукам, каждый лектор и руководитель семинарских занятий самостоятельно определял содержание своих лекций и занятий и метод их проведения. Так как лекции по общему курсу данного предмета играли лишь вспомогательную второстепенную роль, эти недостатки еще более усугублялись. Отрицательно сказалась на качестве преподавания ликвидация специальных кабинетов, имевшихся на правовых факультетах университетов до их преобразование в самостоятельные институты.

Серьезную роль в улучшении учебного процесса в юридических вузах сыграло Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах»2. Постановление обратило внимание советских органов и вузовской общественности на необходимость усиления общетеоретической подготовки студентов и улучшения производственной практики, усиления самодеятельной работы студентов, повышения роли лекций как метода, способствующего сближению профессоров с учащимися. Был осужден и отвергнут распространившийся в начале 30 -х гг. «бригадно-лабораторный метод» преподавания, запрещены коллективные зачеты студентов, введены зачетные сессии, установлены дипломные работы (на последнем курсе), введены дифференцированные формы оценки успеваемости студентов. В основу всего режима вуза было предложено положить точный учебный план и твердое расписание занятий.

1 Герцензон А.А. Указ. соч. С. 103.

2 См.: СУ СССР. 1932. № 68. Ст. 400.

После издания этого постановления учебный режим в юридических вузах изменился. Были внесены необходимые поправки в учебный план, упорядочены учебный процесс и организация лекций и семинарских занятий. Эти мероприятия вскоре положительно сказались на качестве обучения.

Институты советского строительства, созданные по Постановлению ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. в городах Иркутске и Казани, в дальнейшем были слиты с институтами советского права и таким образом были созданы единые институты с двумя отделениями: советского права и советского строительства. Однако практика показала, что разделение институтов на самостоятельные отделения, применительно к профилю будущей работы выпускников, не оправдывает себя. При комплектовании вуза было весьма трудно, а зачастую и просто невозможно заранее определить характер использования будущих специалистов по окончании института. Вместе с тем разделение студентов по отделениям создавало серьезные затруднения в организации учебной и методической работы кафедр. Поэтому с 1935 г. отделения советского строительства и советского права были упразднены, и институты советского строительства и права стали именоваться институтами советского права с единым профилем подготовки.

В Москве выделившиеся из университета в 1931 г. институт советского права и институт советского строительства также вначале существовали раздельно.

Первым директором Московского института советского права был П.И. Стучка. Будучи в то время одновременно председателем Верховного Суда РСФСР, Стучка вместе с тем уделял очень много внимания и становлению нового юридического института; он принимал активное участие в разработке учебных планов, в подготовке программ и учебных пособий, в установлении и поддержании тесных связей института с практическими юридическими работниками. В дальнейшем этот институт был переименован в Юридический институт Народного комиссариата юстиции РСФСР.

Московский институт советского строительства, который должен был готовить специалистов по государственному праву и государственному управлению, до конца 1937 г. находился в ведении ВЦИК. В 1938 г. институт был переименован в Институт государственного права и государственного управления, а затем преобразован в Юридический институт Прокуратуры СССР. В годы Великой Отечественной войны этот институт был влит в Московский юридический институт.

Важным для дальнейшего развития юридических вузов в СССР явилось Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 марта 1935 г. «О

мероприятиях по развертыванию и улучшению правового образования»1. В целях дальнейшего развертывания и улучшения дела подготовки кадров для органов суда, прокуратуры, следствия, госарбитража и правовых работников ведомств и хозорганов в нем предусматривалось: переименовать существующие институты советского права в правовые институты, установив срок обучения на основных отделениях этих институтов в 4 года; помимо существующих шести институтов в Москве, Ленинграде, Саратове, Казани, Свердловске (куда был переведен Иркутский институт) и Минске и трех факультетов в Баку, Тбилиси и Ереване, организовать с 15 мая 1935 г. институт в Харькове, а с 1 сентября 1935 г. - в Ташкенте. На 1935 г. был установлен план приема на основные отделения правовых институтов и факультетов в количестве 1490 человек. Одновременно было решено принять в 1935 г. 70 человек в аспирантуру правовых институтов и правовых научно-исследовательских институтов.

Этим же постановлением было предусмотрено образование в Москве Всесоюзной правовой академии при ЦИК СССР для подготовки руководящих работников суда, прокуратуры и арбитража. Слушатели обеспечивались повышенной стипендией. Они комплектовались из числа руководящих работников юстиции, не имевших специального образования.

Для подготовки правовых работников районных прокуратур и народных судов была создана 31 правовая школа с годичным сроком обучения. Одновременно были созданы 6-месячные курсы для переподготовки районных работников-юристов.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 29 марта 1937 г. на базе Центрального заочного правового института был организован Всесоюзный юридический заочный институт. Ему были переданы заочные отделения и сектора, которые существовали до этого при стационарных юридических институтах в Москве, Ленинграде, Казани, Свердловске и Саратове, 8 филиалов в столицах других союзных республик и 38 консультационных пунктов на территории РСФСР. Всего в 1937 г. в ВЮЗИ обучалось уже около 6 тысяч студентов.

Большое значение для повышения внимания к вопросам юридического образования имело принятие в декабре 1936 г. Чрезвычайным VIII съездом Советов новой Конституции СССР.

В новой советской Конституции получили законодательное закрепление глубокие изменения в жизни Советского Союза, решающие успехи социализма в экономике страны и в ее общественном строе. Конституция вводила крупнейшие усовершенствования в государственное устройство, направленные на всестороннее развитие

1 СУ СССР. 1935. № 13. ст.99.

советского демократизма и подлинного интернационализма в отношениях между народами Советского Союза. Дальнейшая демократизация общественного и государственного строя в СССР способствовала его упрочению и развитию1.

Принятие новой Конституции знаменовало собой новые успехи в развитии как народного хозяйства, так и науки, культуры и просвещения. Большой сдвиг, в частности, произошел в развитии советской правовой науки - принятие Конституции активизировало научную работу советских правоведов в ряде специальных отраслей советского права. Новая Конституция способствовала также повышению интереса общественности к правовым вопросам, распространению в массах социалистической правовой идеологии. Эту особенность новой Конституции СССР хорошо отметил М.И. Калинин, когда он писал, что статьи Конституции «являются не только юридическим оформлением прав и обязанностей граждан, но могучим фактором воспитания людей»2.

В предвоенные годы происходило дальнейшее расширение сети вузов и рост числа студентов в них. В 1938 г. был организован юридический институт в г. Алма-Ата и общее количество юридических институтов в 1940 г. достигло 10 (включая 1 заочный), а общее число студентов, обучающихся на стационаре - 5900 человек.

Росла сеть юридических факультетов в университетах. В 1938 г. юридические факультеты были лишь в трех университетах: Киевском, Тбилисском, Ереванском - и на них обучалось 590 студентов. В 1939 г. в семью советских вузов вошел Львовский университет с его юридическим факультетом. В 1940 г. в связи с принятием в Союз ССР Эстонской, Латвийской и Литовской советских социалистических республик количество советских университетов увеличилось. В их состав вошли Тартуский университет, Латвийский, Вильнюсский и Каунасский университеты. В составе всех этих университетов были и юридические факультеты.

Важнейшую роль в упорядочении организации учебного процесса в юридических вузах в конце 30-х годов, как и во всей советской высшей школе, сыграло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой»3. Этим постановлением в вузах был установлен твердый учебный режим, повышена роль профессорско-преподавательского состава, четко определены права директора вуза, упорядочены правила приема в высшие учебные заведения. В постановлении подчеркивалось также, что без научно-исследовательской работы высшие учебные

1 История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Госполитиздат, 1962, С. 494-496.

Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. М., 1940. С. 8.

3 СУ СССР. 1936. № 34. С. 308.

заведения не могут осуществлять подготовку специалистов на уровне требований современной науки, подготовку научно-исследовательских кадров и повышение их квалификации.

Реализация этого постановления в юридических институтах позволила существенно улучшить организацию учебного процесса. Были выделены три основные формы занятий студентов с преподавателями: лекции, проводимые профессорами и доцентами; семинарские и практические занятия под руководством профессоров, доцентов и ассистентов, и производственная практика под руководством специально выделенных кафедрами руководителей. Единственным критерием успеваемости стали результаты экзаменов по лекционным курсам и зачетов по практическим занятиям. В целях повышения требовательности к знаниям студентов с 1936/37 учебного года для оканчивающих юридические институты и юридические факультеты университетов были введены государственные экзамены.

Подверглись изменению и учебные планы юридических вузов. В частности, в них были восстановлены курсы советского государственного, административного и финансового права.

С 1937/38 учебного года стало улучшаться обеспечение юридических вузов учебно-методической документацией, учебной литературой. Были изданы учебные программы почти по всем юридическим дисциплинам. В 1938 г. Совнарком утвердил типовой устав высшего учебного заведения, на основе которого впоследствии были созданы индивидуальные уставы каждого высшего учебного заведения.

Для развития заочного юридического образования большое значение имело Постановление СНК СССР от 29 августа 1938 г. «О высшем заочном обучении»1. Этим постановлением была запрещена сдача экзаменов в заочных институтах по письменным работам и введена обязательная очная сдача экзаменов и зачетов по всем дисциплинам учебного плана. В учебных планах заочных вузов предусматривались ежегодные лабораторно-экзаменационные сессии, в период которых читались лекции, проводились практические занятия, консультации и прием экзаменов.

Студентам-заочникам, успешно выполняющим свои учебные планы, предоставлялись на время сессии учебные отпуска с сохранением содержания по месту работы; для сдачи государственных экзаменов предоставлялся месячный отпуск с сохранением содержания по месту работы. После издания этого постановления, существенно расширившего круг льгот для студентов-заочников и установившего бесплатность обучения в заочных вузах, число студентов, обучающихся заочно юридической профессии, стало быстро возрастать.

1 СП СССР. 1938. № 39. С. 228.

Развитие заочного юридического высшего образования в стране было ускорено также Приказом Народного комиссара юстиции Союза ССР от 2 октября 1939 г., которым, в соответствии с Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 г. «О высшем заочном обучении» и уставом Всесоюзного юридического заочного института, утвержденным ВКВШ при СНК СССР 5 апреля 1939 г., в составе ВЮЗИ были организованы непосредственно ему подчиненные 15 филиалов и широкая сеть учебно-консультационных пунктов.

В 1940 г. все юридические институты, до того находившиеся в ведении республиканских наркоматов юстиции, били переданы в непосредственное подчинение Народного комиссариата юстиции СССР. Это мероприятие сыграло важную роль в повышении уровня подготовки юристов, в частности путем объединения методического руководства и централизованной организации подготовки и распределения научно -

педагогических кадров.

* * *

Развитие юридического образования в СССР трудно отделить от развития советской юридической науки, игравшей и играющей важную роль в подготовке юридических кадров. Поскольку история советской правовой науки не является предметом данной работы и заслуживает специального самостоятельного исследования, остановимся лишь на некоторых моментах ее развитии.

Советская правовая наука - составная часть марксистско-ленинского учения об обществе. Опираясь на основополагающие идеи марксистского диалектического и исторического материализма, на богатейший фактический материал из истории классового общества, она вскрывает и объясняет закономерности развития таких специфических общественных явлений, как государство и право, является могучим оружием в руках советского народа и его Коммунистической партии в деле укрепления социалистического государства и права, их максимального использования для построения социализма и коммунизма.

Основные положения и выводы этой науки даны прежде всего в бессмертных трудах основоположников марксизма-ленинизма, в Программе Коммунистической партии, в решениях партийных съездов, конференций, пленумов ЦК партии. Важнейшие теоретические положе -ния по вопросам государства и права содержатся в работах и выступлениях руководящих деятелей КПСС и Советского государства, братских коммунистических и рабочих партий зарубежных социалистических государств.

В становлении и развитии советской правовой науки, в развитии марксистского учения о государстве исключительно важную роль сыграл В.И. Ленин. «Истина заключается в том, что именно В.И. Ленин, а не кто-нибудь другой, не только восстановил и отстоял марксистское учение о государстве, но и разработал теорию социалистического государства, исходя из опыта Советской власти»1. Сформулированные В.И. Лениным теоретические положения о сущности социалистического государства и права, об их роли в социалистическом строительстве, о социалистической демократии, о социалистической законности, о сущности и неизбежной гибели буржуазного государства, права, буржуазной демократии и многие другие являются основой советского правоведения.

В своих работах В.И. Ленин дал по существу основные принципы всех отраслей советского законодательства. В.И. Ленин лично составлял текст, редактировал, давал замечания по многих декретам и постановлениям Советского правительства, не раз выступал с руководя -щими указаниями по вопросам советского права и практики его применения . Имеется интереснейшее воспоминание А.В. Луначарского о том глубочайшем внимании, которое проявлял В.И. Ленин к точности формулировок законодательных актов и официальных документов. «У него было пристрастие к формулировкам юридического типа, и Владимир Ильич был мастером их... Он относился к той или иной формуле как к настоящей научной ценности, как к большому

"5

приобретению ума»3.

Если в самые первые годы Советской власти наша правовая наука находила свое выражение прежде всего в решении практических вопросов, т. е. в издании законов, декретов, кодексов и иных актов Советского государства, то в последующем развернулась и теоретическая разработка специальных правовых проблем. На XX съезде КПСС было отмечено, что «...советская юридическая наука, законодательные и процессуальные нормы в первый период Советской власти, при жизни Ленина и несколько лет после его смерти, быстрее развивались в соответствии с идеями марксизма-ленинизма, основами пролетарской социалистической законности, получившими правильное отражение в программе нашей партии»4.

Принятые в 1925—30 гг. решения съездов, конференций партии и пленумов ее ЦК содержали многочисленные теоретические положения о месте и роли Коммунистической партии в нашем государстве, о месте и

1 Микоян А.И. Речь на XXII съезде КПСС. Госиздат, 1961. С. 18.

Луначарский А.В. Ленин как ученый и как публицист. М., 1924. С. 17-18.

3 Там же.

4 XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. I. Госполитиздат. 1956. С. 326.

роли Советов и их органов в социалистическом строительстве, о значении советского права для переустройства общества на социалистических началах.

В период построения социализма в СССР советская юридическая наука сыграла существенную роль в развитии и укреплении социалистической государственности, права и законности, в воспитании большого отряда высококвалифицированных юристов, в распространении марксистской правовой идеологии среди широких масс трудящихся.

Из советских юристов - ученых и практиков, внесших ощутимый вклад в развитие советской правовой науки и воспитание юридических кадров в период 1917—1931 гг., наибольшую известность получили П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, Д.И. Курский, Н.В. Крыленко. В своих трудах, лекциях и выступлениях они отстаивали материалистическое понимание права, раскрывали его классовый характер, показывали революционную сущность советской законности и призывали к неуклонному проведению ее в жизнь, активно участвовали в борьбе против буржуазных воззрений на право1.

Несомненной заслугой П.И. Стучки явилась борьба за понимание классовой природы права, подчеркивание им революционно -творческой роли советского права. П.И. Стучка правильно связывал право с общественными явлениями и именно в общественных отношениях видел реальность права как общественного явления. Вместе с тем он ошибочно отождествлял право с базисом. Поэтому данное П.И. Стучкой определение права как системы (порядка) общественных отношений, соответствующих интересам господствующего класса и охраняемой организованной его силой, хотя и было в тот период, несомненно, шагом вперед в развитии советской правовой науки, нельзя признать вполне правильным, и наша правовая наука справедливо в дальнейшем подвергла его пересмотру2.

На несколько иных позициях по вопросу о понятии права стоял другой видный советский юрист Е.Б. Пашуканис. В своей работе «Общая теория права и марксизм» Е.Б. Пашуканис правильно ставил вопрос о том, что право, его формы, правоотношения определяются господствующей системой экономических отношений; с марксистских позиций раскрыл эксплуататорскую сущность права частной собственности; дал критику буржуазных теорий права: психологической, позитивистской, теории социальных функций. Вместе с тем в этой книге Е.Б. Пашуканис выдвинул так называемую меновую концепцию права,

1 См. Павлов И.В. О развитии советской правовой науки за сорок лет // Советское государство и право. 1957. № 11. С. 33.

См. Строгович М.С. У истоков советской юридической науки. Социалистическая законность. 1957. № 10. С. 24-25.

согласно которой право - выражение рыночных меновых отношений общества товаропроизводителей, отношений товаровладельцев. Эта концепция была ошибочна по существу и содержала неверные выводы. Право объявлялось явлением, органически присущим лишь буржуазному обществу, где наиболее развиты рыночные, меновые отношения1. Что касается советского права, то оно рассматривалось как остаток, пережиток буржуазного права, отмирающий по мере успехов социалистического строительства; отрицалась возможность и необходимость построения системы советского права.

В ходе проведенной в начале 30-х годов дискуссии по основным проблемам общей теории государства и права, в частности на 1 съезде марсксистов-государственников в 1931 г., меновая концепция Е.Б. Пашуканиса была отвергнута советской правовой наукой и сам автор отказался от основных ее положений2.

На дальнейшем развитии правовой науки в 30-е годы крайне отрицательно отразился культ личности Сталина. В области идеологии культ личности порождал отрыв теории от жизни, от практики социалистического строительства, сужал сферу идеологического влияния партии на массы. В области права культ личности способствовал созданию обстановки пренебрежительного отношения к закону. Сталин неоднократно говорил о необходимости соблюдения законов, а на деле допускал самое нетерпимое их попрание. Высказывания Сталина по вопросам теории социалистического государства и социалистической законности возводились в непреложные истины и сковывали развитие науки. Выдвинутые Сталиным неправильные положения об обострении классовой борьбы в период развернутого строительства социализма, о задачах социалистической законности и другие нашли свое отражение во многих теоретических работах по советскому праву. Глубоко неверное утверждение о том, что Сталин создал «цельное и законченное» учение о государстве, прямо ориентировало ученых на начетничество и догматизм в правовой науке, сводило их роль к комментированию правовых актов и сталинских высказываний о государстве и праве.

Вредное влияние на советскую правовую науку в годы культа личности оказали теоретических работы и деятельность Вышинского, занимавшего руководящее положение в прокуратуре и в научных учреждениях. Как отметил Л.Ф. Ильичев, «в области правовой науки, как известно, Сталин сам почти не выступал со специальными работами,

1 Е.Б. Пашуканис писал: «...Основные черты буржуазного частного права суть в то же время наиболее характерные, определяющие черты правовой надстройки вообще». См.: Общая теория права и марксизм. Изд. 2. М., 1926. С. 6.

2 См. Строгович М.С. К вопросу о постановке отдельных проблем права в работах П.И. Стучки, Н.В. Крыленко, Е.Б. Пашуканиса // Вопросы общей теории советского права. М.: Госюриздат. 1960. С. 395-401.

предоставив роль «теоретического оракула» Вышинскому, который был его рупором и долгие годы выступал в качестве лидирующего теоретика по вопросам государства и права. Хорошо известно, до каких вершин теоретического произвола доходил Вышинский в попытках юридически подкрепить неправильный и вредный тезис Сталина об обострении классовой борьбы по мере упрочения позиций социализма в нашей стране, в стремлении приспособить правовую науку для оправдания нарушений социалистической законности...»1. Многочисленные работы Вышинского, в которых он развивал положения Сталина применительно к правовой теории и практике, безмерно восхвалялись, считались непогрешимыми. На XXII съезде КПСС отмечалось, что в юридической науке долгие годы существовал даже своеобразный культ личности Вышинского.

Основной порок всех теоретических концепций Вышинского состоял в его неправильном, искаженном понимании сущности и задач социалистического государства и права. Главным содержанием социалистической государственности и законности Вышинский считал принуждение, подавление, насилие, а в связи с этим и усиление репрессий. Эти взгляды Вышинского особенно резко проявились в его докладе на I Всесоюзном совещании по вопросам науки советского права и государства (июль к 1938 г.), и в частности в его определении права, которое долгие годы повторялось затем в юридической литературе как единственно правильное. Вышинский делал упор на принудительную силу государства, на насилие. «Наше определение, - утверждал сам Вышинский, - исходит из отношений господства и подчинения, выражающихся в праве». Тем самым Вышинский игнорировал чрезвычайно важное именно для социалистического права положение об исключительно добровольном, вполне сознательном исполнении норм советского права абсолютным большинством населения. Этим определением отрицалась по существу воспитательная роль советского права, вся организаторская и культурно-воспитательная деятельность Советского государства по обеспечению исполнения норм советского права.

Существенный вред правовой науке и практике нанесли положения Вышинского по вопросам социалистической законности. Поддерживая правильный тезис о нормативном характере советского права, Вышинский в то же время оправдывал действия должностных лиц, являвшиеся грубым нарушением правовых норм, отступлением от рамок установленной этими нормами законности. Призывая к укреплению законности, Вышинский одновременно писал, что «формальные требования закона могут в некоторых случаях вступить в противоречие с

1 Коммунист. 1962. № 1. С. 24.

требованиями жизни, с живыми интересами общества и отдельного человека. Разрешение или устранение таких противоречий является одним на важнейших условий правильности осуществления правосудия». Тем самым Вышинский ориентировал судебные органы не на точное соблюдение законов, а на устранение противоречили между «формальными требованиями» закона и требованиями жизни, оправдывая по существу нарушения законов со стороны судебных органов.

Вредные положения Вышинского о решающей доказательственной роли признания вины самим обвиняемым, о необходимости сохранения аналогии в советском уголовном праве и многие другие ориентировали судебные и следственные органы на расширение привлечения граждан к уголовной ответственности.

На развитии юридический науки отрицательно сказались и методы, насаждавшиеся Вышинским: окрик на инакомыслящего, приклеивание ярлыка антимарксиста, иногда и прямо вредителя. Например, в трудах Н.В. Крыленко и Е.Б. Пашуканиса, наряду с правильными марксистскими положениями, содержались и серьезные ошибки. Однако это не давало оснований характеризовать этих юристов как врагов советского строя. Между тем Вышинский объявил их вредителями, изменниками и предателями. Как известно, жизнь Н.В. Крыленко и Е.Б. Пашуканиса окончилась трагически.

Грубые нарушения социалистической законности привели к тому, что также трагически сложилась в конце 30-х годов судьба ряда других деятелей советской юстиции - ученых и практических работников. Это не могло не отразиться на учебной и научной деятельности юридических вузов и научных учреждений.

Культ личности Сталина и его вредные последствия, естественно, затормозили развитие советской правовой науки в 30-е годы, существенно ослабили ее влияние на общественную жизнь. Однако было бы неправильно считать, что в эти годы правовая наука вообще не развивалась. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, связанные с культом личности Сталина, советская правовая наука и в эти годы продолжала развиваться.

Советские правоведы в эти годы подвергли решительной критике определение советского права как пережитка буржуазного «отмирающего» права, подчеркнули значение классово-волевого момента в праве и нормативного характера права для правильного понимания всякого права и его роли в обществе; показали в своих работах, что построение социализма необходимо предполагает активную роль социалистического права в развитии нашего общества; сформулировали положения о системе советского социалистического

права, определили основные отрасли советского права и задачи, стоящие перед отраслевыми юридическими науками.

Эти положения имели важное значение для последующей научной работы во всех областях права и практической законодательной деятельности советских государственных органов.

Активная научная работа велась коллективами профессоров и преподавателей юридических вузов по созданию новых учебников. В 1938-1941 гг. были изданы учебники по теории государства и права С.А. Голунского и М.С. Строговича, по истории государства и права СССР С.В. Юшкова, по земельному праву и по колхозному праву под ред. А.П. Павлова, по международному частному праву И.С. Перетерского и С.Б. Крылова, по советскому судоустройству, по гражданскому процессу, по криминалистике и др. Хотя эти учебники и имели отдельные недостатки, тем не менее они способствовали развитию правовой науки и юридического образования, с марксистских позиций объясняли государство и право, излагали советское законодательство. Многие из этих работ были первыми советскими учебниками по соответствующим дисциплинам.

Активная научная деятельность преподавательского состава юридических вузов благотворно сказалась и на росте его научной квалификации. Только в Московском юридическом институте за 1938—

1939 гг. было защищено 4 докторских и 25 кандидатских диссертаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

Вероломное нападение гитлеровской Германии 22 июня 1941 г. прервало мирный, созидательный труд советского народа. Советские люди, руководимые своей Коммунистической партией, поднялись на Великую Отечественную войну против немецко-фашистских захватчиков - самую жестокую и тяжелую войну в истории нашей Родины.

В годы Великой Отечественной войны с необычайной силой проявились морально-политическое единство советского народа, его патриотизм, дружба народов нашего многонационального государства. Коллективы юридических вузов не остались в стороне от общего могучего патриотического подъема. Большая часть студентов, аспирантов, преподавателей вступили в ряды Советской Армии, чтобы с оружием в руках защищать честь и независимость Родины. Оставшиеся в стенах вузов, преодолевая все трудности военного времени, продолжали работу по подготовке для страны квалифицированных кадров юристов.

В первые годы Великой Отечественной войны сеть юридических вузов и контингенты студентов в них резко сократились. Вузы, оказавшиеся в прифронтовых районах, вынуждены были прекратить свою деятельность или эвакуироваться на Восток. Временно прекратили

свою работу Минский и Харьковский юридические институты, юридические факультеты Львовского, Тартуского, Рижского университетов. Московский юридический институт был переведен в г. Алма-Ата и объединен с Алма-Атинским юридическим институтом; Ленинградский институт - эвакуирован в г. Балашов Саратовской области, где летом 1942 г. он провел прием студентов на 1 -й курс. В сентябре 1942 г. этот институт был переэвакуирован в г. Джамбул (Казахская ССР). Московский университет в ноябре 1941 г. эвакуировался в г. Ашхабад, а летом 1942 г. - в г. Свердловск. Ленинградский университет в конце февраля 1942 г. был вывезен из осажденного города и переведен в г. Саратов. Киевский и другие университеты Украины продолжали свою деятельность в составе объединенного Украинского университета, находившегося в г. Кзыл-Орда (Казахская ССР) и имевшего в своем составе юридический факультет, Ростовский университет - переведен в г. Ош (Киргизская ССР). Контингент студентов юридических институтов с 5900 человек в довоенном 1940 г. сократился до 2732 человек в 1941 г. и 2607 человек в 1942 г. Почти полностью прекратился прием в аспирантуру.

Эвакуация юридических институтов и факультетов в другие города дала возможность не только сохранить преподавательские кадры и продолжать подготовку нужных стране специалистов, но и существенно укрепить вузы и повысить качество подготовки специалистов в тех городах, куда они были эвакуированы. Особо следует отметить роль эвакуированных московских и ленинградских вузов в подготовке национальных научных кадров для республик Средней Азии. Так, в Среднеазиатском государственном университете в годы войны работали доктора наук профессора А.Н. Трайнин, А.Ф. Клейнман, В.М. Корецкий, Л.И. Дембо, В.И. Сливицкий и другие. Профессора Московского юридического института работали в г. Алма-Ата, Ленинградского юридического института - в г. Джамбуле.

Несмотря на все трудности военного времени - отсутствие необходимых помещений, учебников, необходимость совмещения учебы с работой и т д., - преподаватели и студенты юридических вузов, воодушевленные сознанием своего долга, вели свою работу с энтузиазмом, с желанием принести Родине как можно больше пользы. Учебные занятия везде проходили слаженно и организованно. Профессора и преподаватели читали лекции, вели семинарские и практические занятия, принимали экзамены и зачеты и одновременно вели большую научную, публицистическую, общественную деятельность, активно выступали со статьями в журналах и газетах, с докладами и лекциями перед коллективами предприятий, учреждений, перед населением.

Советское правительство оказывало максимальную помощь высшим учебным заведениям для того, чтобы они могли продолжать свою научную и учебную работу. Постановлением СНК СССР от 15 сентября 1943 г. право на получение стипендии было распространено на всех студентов, не имеющих академической задолженности, а отлично успевавшим студентам размеры стипендий были увеличены на 25 процентов. Профессорско-преподавательский состав вузов снабжался по повышенным нормам, а студенты - наравне с рабочими. Эти мероприятия имели большое значение для преодоления вузами труд -ностей, связанных с войной, и юридические вузы в годы войны дали стране большой отряд квалифицированных юристов.

В марте 1942 г. по решению СНК СССР восстанавливаются юридические факультеты в Московском и некоторых других государственных университетах. Поэтому, когда весной 1943 г. Московский государственный университет возобновил свою работу в Москве, в состав его входил уже и юридический факультет. В том же 1943 г. вернулся в Москву Московский юридический институт, имевший тогда 711 студентов, возобновилась деятельность Харьковского юридического института с контингентом 588 человек, а в 1944 г. -Минского юридического института с контингентом 177 чел. Возвращались в свои города и другие эвакуированные оттуда институты и университеты.

Для всех юридических факультетов университетов был установлен 5-летний срок обучения. Учебный план содержал большое количество как общенаучных (логика, история политических учений и др.), так и специальных правовых дисциплин. На IV-V курсах вводилась специализация студентов по одному из четырех циклов: государственно-правовому, международно-правовому, уголовно-правовому, гражданско-правовому. На пятом курсе, помимо выполнения и защиты на кафедре дипломной работы, студенты должны были сдать три государственных экзамена: по основам марксизма-ленинизма, по теории государства и права и, в зависимости от избранного студентом цикла, либо по государственному праву, либо по международному праву, либо по уголовному праву и процессу, либо по гражданскому праву и процессу.

С 1942/43 учебного года начинают возрастать и контингенты студентов. В 1943 г. в юридических институтах училось уже 4192 студента, а в 1945 г. в юридических институтах училось уже 6550 студентов, то есть довоенный контингент был превзойден.

Помимо юридических факультетов университетов и девяти институтов, подготовку юридических кадров высшей квалификации вел и Всесоюзный юридический заочный институт с 28 филиалами в разных городах страны. Прием студентов в первый послевоенный 1945/46

учебный год только в стационарные институты составил 2251 человек. В следующем же 1946/47 учебном году было принято уже 3756 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.