Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГО ИНСТИТУТОВ ПРАВА И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГО ИНСТИТУТОВ ПРАВА И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ошерович Борис Самойлович

Представляющая рубрику «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого» в настоящем выпуске была впервые опубликована в номере 9 журнала «За социалистическую законность» в 1935 году. Для современных исследователей истории юридического образования она будет полезной благодаря статистическим данным, помещенным в ней. Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 года «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства» из Московского, Ленинградского, Саратовского, Иркутского и Казанского университетом были выделены самостоятельные институты советского строительства и институты права. Причем, институты советского строительства подчинялись ВЦИК, а институты права - Наркомату юстиции. Настоящая статья имеет целью представить опыт работы Московского и Ленинградского институтов права через призму подготовки юридических кадров. В основу статьи положены материалы, полученные в ходе обследования комиссией НКЮ РСФСР под председательством автора статьи Бориса Самойловича Ошеровича. Как всегда - текст публикуется в авторской редакции, с соблюдением правил правописания и оформления 1930-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГО ИНСТИТУТОВ ПРАВА И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Б.С. Ошерович*

ОПЫТ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГО ИНСТИТУТОВ ПРАВА И ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Аннотация. Представляющая рубрику «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого» в настоящем выпуске была впервые опубликована в номере 9 журнала «За социалистическую законность» в 1935 году. Для современных исследователей истории юридического образования она будет полезной благодаря статистическим данным, помещенным в ней. Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 года «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства» из Московского, Ленинградского, Саратовского, Иркутского и Казанского университетом были выделены самостоятельные институты советского строительства и институты права. Причем, институты советского строительства подчинялись ВЦИК, а институты права - Наркомату юстиции.

Настоящая статья имеет целью представить опыт работы Московского и Ленинградского институтов права через призму подготовки юридических кадров.

В основу статьи положены материалы, полученные в ходе обследования комиссией НКЮ РСФСР под председательством автора статьи Бориса Самойловича Ошеровича.

Как всегда - текст публикуется в авторской редакции, с соблюдением правил правописания и оформления 1930-х годов.

Ключевые слова: юридическое образование, правовое образование, подготовка юристов, Московский институт права, Ленинградский институт права, учебно-производственный процесс, профессорско-преподавательский состав.

Проблема кадров всегда занимала одно из важнейших мест в работе нашей партии. На различных этапах нашей революции проблема кадров ставилась по-разному, и всегда она ставилась, как важнейшая проблема нашей революции.

Лозунг, выдвинутый т. Сталиным в его речи 4/У 1935 г. в Кремлёвском дворце на выпуске академиков Красной армии, - «кадры решают всё» -является величайшим историческим событием, открывающим собой новый этап в построении бесклассового социалистического общества. Речь т. Сталина открывает новую страницу в истории нашей революции, поднимая на новую, высшую ступень вопрос о заботливом выращивании и воспитании большевистских кадров.

Проблема кадров для органов юстиции есть не только заботливое и внимательное отношение к своим собственным кадрам, но является и проблемой бережливого и заботливого отношения к кадрам социалистического строительства вообще. Нет, пожалуй, ни одной другой отрасли деятельности нашего государственного аппарата, как судебной, от которой бы так много зависело судеб многих и многих людей. Неправильное привлечение к судебной ответственности, неправильный приговор - и

* Ошерович Борис Самойлович, профессор, Всесоюзный институт юридических наук Министерства юстиции СССР

1 В порядке обсуждения

человек выбивается из нормальной жизненной колеи, и не только он сам, но и вся его семья.

Между тем, судебная практика показывает, что на отдельных участках судебно-прокурорской работы имеется немало изъянов в проведении карательной политики нашей партии: извращения революционной законности, несоблюдение майской директивы о недопустимости массового привлечения к судебной ответственности и т.д. Все эти извращения объясняются отчасти тем, что на отдельных участках судебно-прокурорской работы сидят люди, которые по своей теоретической подготовке и культурному уровню на этой работе не могут быть. Исполнять судебно-прокурорскую работу могут только люди, которые стоят на высоко политическом, теоретическом и культурном уровне.

Судья, прокурор, следователь должны знать основные принципы политики партии и советского государства, они обязаны знать наше уголовно-правовое законодательство не только в объёме уголовного кодекса, а его теорию, историю и практику, и не только нашей страны, но и иностранных государств. Все эти требования могут быть предъявлены только к людям, имеющим высшее юридическое образование.

Лозунг т. Сталина «кадры решают всё» для органов юстиции означает, что мы должны окружить судебно-прокурорских работников исключительным вниманием и заботой и стремиться к тому, чтобы все они в самый кратчайший срок получили высшее юридическое образование. По этому пути уже пошло наше правительство. Решение ЦИК и СНК СССР 5/III 1935 г. о правовом образовании, решение правительства об организации Союзной правовой академии в Москве, организация в союзных и национальных республиках новых правовых институтов, создание целой сети юридических курсов и переведение правовых институтов с трёхгодичного срока обучения на четырёхгодичный говорят о том, что в области подготовки и переподготовки судебно-прокурорских работников наступил резкий перелом, Но для того, чтобы получить политически выдержанных, методологически и теоретически подготовленных судебно-прокурорских работников, необходимо уделять большое внимание отбору студентов для правовых вузов, подбору политически выдержанного и теоретически подготовленного педагогического состава и надлежащим образом организовать учебно-производственный процесс в наших правовых институтах.

Под этим углом зрения была обследована комиссией НКЮ РСФСР под председательством пишущего эти строки работа Московского и Ленинградского институтов права.

Вопрос об организации и постановке правового образования немало зависит от руководства институтов; поэтому мы считаем необходимым дать общую характеристику руководства как Ленинградского, так и Московского институтов права.

Ленинградский институт в лице своего руководства имеет политически

и идеологически выдержанных товарищей.

После убийства контрреволюционными троцкистско-зиновьевскими подонками т. Кирова руководство Института, совместно с партийной и профессиональной организацией, серьёзно занялось изучением преподавательского и студенческого состава. В результате проверки преподавательского состава были сняты с работы бывшие оппозиционеры и люди, не могущие бороться на два фронта и обеспечить высокий теоретический уровень в преподаваемых ими предметах. Такая же проверка была произведена и среди студенческого состава, результатом чего явилось отчисление, как антисоветских элементов - 6 человек.

Московский институт права в политическом и идеологическом отношении вполне выдержан. В своей теоретической и практической работе работники Московского института проводят генеральную линию партии, борются за неё и воспитывают студенческий актив в духе марксистско -ленинской теории.

Характеристика студенческого состава Московского и Ленинградского институтов права:

Общее колич. студент ов Рабоч их Колхозни ков Крестьян единоличии ков Служащ их Детей специалис тов ВКП( б) ВЛКС М б/пар т.

Ленинградский институт

371 241 35 4 90 1 199 145 7

100% 65% 9,4% 1,1% 24,3% 0,2% 54,6 % 39,1% 7,3%

Московский институт

515 304 - 80 131 - 261 194 60

100% 59,1% - 15,5% 25,4% - 50,7 % 37,7% 1,6%

В социальном и политическом отношении студенческий состав, как в Ленинградском, так и в Московском институтах вполне удовлетворителен.

В Ленинградском институте рабочая прослойка достигает 65%, а партийная и комсомольская - 93,7%.

В Московском институте процент рабочей прослойки несколько ниже, достигая 59,1%, партийная и комсомольская также несколько ниже, чем в Ленинградском институте - 88,4%.

Характеристика профессорско-преподавательского состава по

правовым кафедрам:

Общее количество преподавателей правовых кафедр Ленинградского института - 33 человек, из них:

профессоров - 16 чел., или 48,5%

доцентов - 11 чел., или 38,3% преподавателей - 6 чел., или 18,2% членов ВКП(б) - 16 чел., или 48,5% б/парт. - 17 чел., или 51,5% Стаж научной работы: от 2-3 лет - 3 чел., или 9,1% от 3-5 лет - 6 чел., или 18,2% от 5-10 лет - 12 чел., или 36,4% от 10-15 лет - 4 чел., или 12,1% от 15-20 лет - 3 чел., или 9,1% 20-выше - 5 чел., 15,1%

Общее количество преподавателей правовых кафедр Московского института - 35 человек, из них:

профессоров - 18 чел., или 51,4%

доцентов - 17 чел., или 48,6%

членов ВКП(б) - 15 чел., или 42,9%

ВЛКСМ - 1 чел., или 2%

б/парт. - 19 чел., или 54,3%

Имеют научные труды - 26 чел., или 74,3%

не имеют - 9 чел., или 25,7%

Политический и теоретический показатель педагогического состава обоих институтов вполне удовлетворителен. В Ленинградском институте члены ВКП(б) составляют 48,5% в Московском институте членов ВКП(б) и комсомольцев 45,7%. В Московском институте 74,3% преподавателей имеют свои научные труды, в Ленинградском институте 72,7% преподавателей имеют стаж научной работы больше 5 лет. Формально норма квалификации в Московском институте выше, чем в Ленинградском институте. В Московском институте профессора среди преподавательского состава составляют 51,4%, а в Ленинградском - 48,5%; доценты в Московском институте составляют 48,6%, а в Ленинградском - 33,3%.

Высокий процент профессорского и доцентского состава в Московском институте объясняется тем, что здесь исходят из двухстепенной квалификации преподавательского состава (профессора и доценты). Ленинградский институт исходит из трехстепенной квалификации научных работников (профессора, доценты и преподаватели).

Принцип научной квалификации в Ленинградском институте более правильный, чем в Московском. Нельзя обесценивать научную квалификацию, как это делают в Московском институте. Среди преподавателей Московского института имеются аспиранты и практические работники, привлечённые к преподавательской деятельности, которые числятся доцентами кафедр.

Такое щедрое награждение учёными званиями людей, у которых нет для этого научного основания, - нецелесообразно. Это приводит отчасти к тому, что с одной стороны, снижают теоретическую подготовку студентов, а

с другой - определённым образом развращают вновь испечённых «доцентов», которые вместо того, чтобы самим заниматься и учиться, начинают учить других. Необходимо, чтобы аспиранты или практические работники, вне зависимости от занимаемых ими должностей, привлекались к педагогической деятельности, как правило, определённое время являлись бы ассистентами у опытных руководителей и только по прохождении этой необходимой подготовки получали семинары для самостоятельного руководства.

Переходя к характеристике кафедр, необходимо сказать, что в Московском институте по своему персональному составу кафедры достаточно сильные. Между тем, они работают не так, как могли бы работать. Иллюстрацией тому может служить работа кафедр международного права, трудового права и уголовного права.

Кафедра международного права в течение целого года обсуждала только два вопроса - о прохождении курса и о соцсоревновании. Программы, организация методической работы, вопросы, непосредственно вытекающие из учебной жизни института, не ставились кафедрой и не обсуждались.

Кафедра трудового права собиралась очень часто. В течение года было 16 заседаний; между тем круг вопросов также был ограничен: занимались главным образом вопросами дипломных работ, производственной практики, диссертаций для аспирантов, и только один раз на заседании кафедры обсуждалась программа занятий.

Кафедра уголовного права, хотя и собиралась часто, главным образом занималась вопросами распределения семинаров между преподавателями, соотношением часов между лекциями и семинарами и т. п.

Только кафедра судебного права, кафедра хозяйственного права и кафедра политэкономии занимались вопросами методики, программ, научной работой и т. д.

Три кафедры работали совсем без программ: кафедра введения в советское право, истории государственных форм и отчасти кафедра аграрного права.

Особенно нужно остановиться на работе кафедры истории государственных форм: предмет новый, опыта в этой работе нет, преподавателей нет. В марксистской литературе этот вопрос почти не освещался. Те курсы, которые мы имеем по этому вопросу (курс профессора Рейснера, курс Лурье) ни в какой мере не являются марксистскими и не могут служить руководством при прохождении курса истории государственных форм. Несмотря на это, такой серьёзный курс проходился без программы. В первое время лекции стенографировались, а потом и от этого отказались.

По своему персональному составу кафедры в Ленинградском институте слабее. Однако кафедры в Ленинградском институте работали лучше, глубже и содержательней, что объясняется отчасти тем, что довольно большой процент преподавательского состава в Ленинградском институте - основные

работники института.

Кафедры в Ленинградском институте очень серьёзно занимаются вопросами программ, методработой, научной работой. Большое внимание уделяли вопросу организации студенческих кружков и т. д.

Однако имеется ряд недостатков в работе отдельных кафедр; например, кафедра уголовного права недостаточно обеспечена соответствующим педагогическим персоналом. Все члены кафедры - молодые работники, только недавно сами закончившие аспирантскую подготовку или Ленинградское отделение ИКП.

Работа кафедры по диамату также стоит не на должной высоте, в силу недостатка квалифицированных работников кафедры. Заведующий кафедрой и другие работники этой кафедры не получили соответствующего философского образования, не имеют научных трудов. Необходимо и эту кафедру дополнить соответствующими, теоретически подготовленными работниками.

Не совсем благополучно обстояло дело с кафедрой истории государственных форм, ибо программы, присланные Наркомюстом, оказались непригодными, соответствующих преподавателей не было, между тем, были организованны три параллельных потока лекций и семинаров; потом были очень неуклюже распределены отдельные части курса между отдельными преподавателями: один читал историю государства, другой историю права, третий историю идеологии, и понятно, что такой разрыв единого предмета на три части не мог не привести к повторению и искажению самого предмета.

Работа деканатов в Ленинградском и Московском институтах существенно различна. В Ленинградском институте деканаты существуют в виде коллегий из трёх лиц: заведующий деканатом, секретарь партячейки и председатель профкома. Периодически они собираются и разрешают вопросы учебного характера.

В целях руководства учебной жизнью факультетов к каждому деканату прикреплены отдельные кафедры; например, к деканату хозяйственного права прикреплены кафедры: хозяйственного права, политической экономии, земельного права и другие. К деканату судебно -прокурорского факультета прикреплены кафедры: уголовного права, процессуального права, исправительно-трудовой политики и т. п.

Все эти нововведения вызывают ряд сомнений в их целесообразности и в частности вопрос о прикреплении отдельных кафедр к факультетам и вопрос о конструкции деканатов; однако положительным моментом является то, что Ленинградский институт встал на путь искания новых форм руководства деканатом.

В Московском институте руководство факультетом осуществляется в лице одного декана. Работа деканов ограничивается только организацией учебного процесса, например, составление учебного плана, контроль за выполнением его, контроль за труддисциплиной и т. д. Учебной жизнью, в

полном смысле этого слова, деканы не руководят. В дальнейшем необходимо поставить вопрос о пересмотре роли и задач деканов, необходимо, чтобы они руководили учебной жизнью на факультетах.

Также необходимо поставить вопрос о том, чтобы деканам факультетов были профессора. Если раньше мы были вынуждены назначать деканами если не студентов, то в лучшем случае аспирантов, то в настоящее время мы вступили в такую полосу, когда мы имеем все возможности, чтобы деканами были профессора. Надо, чтобы преподавательский и студенческий коллектив видели в деканах не только организаторов производственного процесса, но и людей теоретически подготовленных, теоретически знающих своё дело, которые могли бы руководить работой кафедр, по существу.

Методическая работа в Ленинградском институте осуществляется специально созданным Методическим бюро из квалифицированных работников. Методическим бюро была проделана большая работа по изучению и реализации учебного процесса. За истекший учебный год Методбюро были разработаны следующие вопросы: методика проведения зачётов, памятка студента по самостоятельной работе; методика работы с аспирантами; методика групповых занятий и оценка успеваемости студентов; положение о конкурсе на лучшую студенческую запись; положение о конкурсе на лучшие лекции и лучшие семинары; инструкция по составлению частных методик; инструкция для студентов, проходящих производственную практику; методика работы студенческих научных кружков; инструкция о дипломных работах; частная методика по курсу трудового права. Перечень разработанных Методбюро вопросов показывает, что методическая работа охватывала все стороны учебной работы Института, начиная от отдельных методических вопросов и кончая методикой целой дисциплины.

Проделанная Методбюро работа по проведению конкурса на лучшую лекцию и семинар всколыхнула всю учебную жизнь Института и помогла изжить целый ряд существовавших недостатков, имеющих место как в преподавании, так и в методике организаций лекций и семинаров.

Московский институт недостаточно занимается методической работой.

Изучением производственных процессов занимается заведующий учебной частью и методист, прикреплённый к учебной части. Изучение и рационализация учебного процесса происходят путём посещений заведующим учебной частью и методистом лекций и семинарских занятий. Путём устных бесед с преподавателями устраняются все замеченные недостатки в преподавании. В Московском институте ставка делается не на методику изучения производственного процесса, а на индивидуальную консультацию: тот или иной студент приходит к методисту, который путём устной беседы даёт ему ряд указаний по отдельным интересующим его вопросам, например, как читать книгу, как писать дипломную работу, как вести запись лекций и т. д.

Индивидуальная консультация - конечно хорошее дело, но она ни в коем случае не может заменить методическую работу. Нужно, чтобы наряду

с консультациями также изучался и производственный процесс путём постоянной, систематической методической работы.

Ленинградскому институту также следует наряду с хорошо поставленной методической работой практиковать индивидуальные консультации, т. е. использовать опыт Московского института.

Большим тормозом в деле повышения теоретического и культурного уровня студентов является существующий способ занятий. Учебный процесс построен так, что занятия происходят ежедневно не менее 6 часов, а иногда доходят до 7 и 8 часов. Метод классных занятий, метод средней школы, совершенно неприемлем для высших учебных заведений. Эта учебная опека над студентом, заставляющая его постоянно быть в Институте, не даёт ему возможности самостоятельно работать, серьёзно и глубоко изучить предмет, осмыслить его и т.д.; он должен постоянно готовиться к ответам на семинарских занятиях, и это приводит к методу вопросов и ответов. С такой системой занятий нужно покончить.

На уровне повышения теоретической подготовки студентов весьма серьёзно отражается то, что за малыми исключениями все преподаватели совмещают свою преподавательскую работу со служебной и кроме того преподают сразу в нескольких местах. В целях повышения квалификации самого преподавательского состава нужно раз навсегда покончить с практикой совместительства и преподавания в нескольких местах. Институты должны иметь определённое количество постоянных, несовмещающих преподавателей, Немалую роль в этом играет существующая система оплаты труда преподавателей. В практике правовых вузов можно наблюдать случаи, когда среднемесячная оплата преподавания равняется 25-30 руб. в месяц. Ясно, что такая оплата не способствует формированию заинтересованного отношения к своей работе. Низкая оплата труда преподавателей приводит в иных случаях к чрезмерной нагрузке преподавательской работой, что не может не отразиться на качестве преподавания. Институты должны ориентироваться главным образом на штатный преподавательский состав, для которого должны быть установлены персональные оклады.

Научная работа в Ленинградском институте поставлена не плохо: каждая кафедра имеет план научной работы, который утверждается Советом кафедр и т. д. Такая систематическая и серьёзная научная работа кафедр говорит о том, что Ленинградский институт отдаёт себя отчёт, что без теоретически растущего профессора, доцента, преподавателя Институт не может подготовить теоретически грамотных юристов.

Среди общих докладов, заслушанных в Институте, следует отметить доклад «Ленин и Сталин об уголовном праве», доклад «О системе хозяйственного права», доклад «Организационно -правовые формы местной промышленности», «Учение Гегеля о государстве и праве» и т. д.

В конце мая этого года была созвана научная конференция кафедр, на которой были заслушаны следующие доклады: «Аграрное право фашизма»,

«Шпан, как идеолог фашизма», «Контрреволюционная троцкистско -зиновьевская концепция империализма», «Программа нейтралитета в современной международной политике», «Переделка сознания заключённых», «Роль права в борьбе за трудовую дисциплину», «Фашистское законодательство о монополистических объединениях в Германии», «Система хозяйственной кодификации и защита личных прав трудящихся», «Советская демократия».

Кафедры Московского института, за некоторым исключением, научной работой не занимаются. Только кафедра судебного права поставила ряд научных докладов. Отчасти научной работой занимались кафедры уголовного права и политэкономии, Работники Московского института берут под сомнение вообще вопрос о целесообразности того, чтобы кафедры занимались научной работой при наличии в Москве ряда научно -исследовательских институтов, в которых почти все преподаватели кафедр ведут ту или иную научную работу. Нам кажется, что одно другого не исключает: кафедра есть первичная научная ячейка в учебных заведениях, которая должна служить связывающим звеном между студенческой массой и научно-исследовательскими институтами. Опыт работы Института уголовной политики показывает, что все попытки Института привлечь студентов на научные доклады или к научной работе в Институте оказываются безуспешными, в то время, когда на поставленные в учебных институтах доклады студенты очень охотно приходят. В институтах также имеются аспиранты, которые, за некоторым исключением, в научно-исследовательских институтах не работают, а в Институте они могут быть использованы для научной работы. Наконец, ежегодно Институт получает десятки и сотни дипломных работ, которые ни в какой мере не используются. При надлежащей постановке научной работы в Институтах все эти дипломные работы могли быть в той или иной степени использованы. Для этой цели необходимо, чтобы институты получили возможность издавать свои «Научные записки».

Неплохо работают научные кружки в Ленинградском институте; между тем, имеется ряд неясностей в организации этих кружков. В научных кружках участвуют все желающие в них работать, в том числе студенты первого курса и согласно постановлению кафедр, в этих кружках также участвуют аспиранты. Таким образом получается неразбериха, неизвестно, кто является главным контингентом этих кружков, и какая должна быть степень научной подготовки.

В Московском институте научные кружки хотя и существуют, но фактически не работают. На кружке уголовного права был заслушан один доклад и то не студента, а преподавателя, на кружке трудового права тоже был заслушан только один доклад студента.

Производственная практика в основном не плохо организованна и подготовлена как в Московском, так и в Ленинградском институтах.

Ленинградским институтом заранее были подготовлены места, где

студенты второго и третьего курсов должны были проходить производственную практику, и с соответствующими учреждениями были заключены соответствующие договора. Предварительно были составлены планы их работ, и работа на местах была так организована, что студенты третьего курса могли использовать эту практику для дипломной работы.

К недостаткам практики следует отнести то, что студенты второго курса до прохождения практики не прошли уголовного права и др. необходимых предметов.

В Московском институте, перед тем как посылать студентов на практику, был созван ряд совещаний, были выделены отдельные люди, которые посещали места производственной практики, которые тут же при обнаружении тех или иных недостатков при прохождении производственной практики исправляли их.

Дипломные работы в этом году существенно отличаются от дипломных работ всех предыдущих лет. Если в прошлые годы хорошие работы были исключением, то в настоящее время плохие работы являются исключением. Между тем, имеется ряд недостатков в организации подготовки и сдачи студентами дипломных работ.

Недостатком в организации просмотра и оценки дипломных работ в Московском институте явилось то, что доценты, просматривающие работы, ограничились только дачей устной оценки и не давали письменных отзывов, что не давало возможности студенту учесть отрицательные и положительные стороны своей работы. По уголовному праву за 5-6 дней было заслушано около 30-40 дипломных работ, т. е. ежедневно по 5-6 дипломных работ. Совершенно ясно, что председатели комиссий в лучшем случае могли только ознакомиться с этими работами.

В Ленинградском институте неправильно была организована работа по прикреплению и консультации дипломников. Имел место случай, когда к одному преподавателю было прикреплено 37 дипломников. Ясно, что при такой нагрузке преподавателя качество даваемой им консультации стояло на очень низком уровне и вообще он не в состоянии был как следует руководить дипломниками.

В Московском институте из 53 защищённых работ на судебно -прокурорском факультете было отличных 17 работ, или 32,1%, хороших 19 работ, или 35,8%, удовлетворительных 17 работ, или 32,1%.

На хозяйственно-правовом факультете из 27 защищённых работ отличных было 15, или 56,6%, хороших 7, или 25,9%, удовлетворительных 5, или 18,5%.

В Ленинградском институте из 91 дипломной работы было отличных 27, или 29,7%, хороших 44, или 48,4%, удовлетворительных 19, или 20,8%, неудовлетворительных 1, или 1,1%.

Таким образом мы видим, что с формальной стороны Ленинградский институт далеко уступает в смысле оценки дипломных работ.

В оценке дипломных работ в Московском институте имеется

известный принципиальный недостаток в том отношении, что обесценивается оценка «отлично» и «удовлетворительно». С одной стороны, «отлично» ставится тогда, когда на самом деле работа не является отличной, а с другой стороны, когда работа оценивается как удовлетворительная, студенты считают, что эта работа неудовлетворительная. В основном студент является середняком, который учится на удовлетворительно. Небольшой процент среди общей массы студентов учится на «отлично», несколько больший процент - на «хорошо», но в основном - на «удовлетворительно». Отличники - это те студенты, которые выдвигаются в научную работу.

Вышеприведённые данные Московского института о том, что основная масса студентов учится на «отлично» и «хорошо», а незначительная группа -на «удовлетворительно», очевидно не соответствуют действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос об оценке успеваемости студентов и дипломных работ нужно самым коренным образом пересмотреть.

Важнейшим принципиальным вопросом является вопрос о сохранении в дальнейшем дипломных работ или о замене их государственными экзаменами. Дипломные работы даже тогда, когда они написаны на «отлично», всё же не показывают, насколько студент усвоил все пройденные им предметы; он может за счёт других предметов налечь на тот предмет, с которым связана его дипломная работа, и написать её на «отлично». При государственном же экзамене ему придётся 3-4-5 предметов сдать для того, чтобы закончить институт. Это его обязывает, чтобы он всё время изучал в одинаковой степени все важнейшие предметы и перед окончанием института ещё и ещё повторил пройденный им курс. Об этом нужно подумать.

Этот год является переломным годом в области подготовки аспирантов в Московском институте; первый курс занимался в этом году не плохо, аспиранты делали доклады, писали тезисы по своим выступлениям, занимались серьёзно языками. Хуже немного обстоит дело со вторым курсом, например, уголовники не прошли в этом году Особенной части, что является большим пробелом, ибо в будущем году им придётся писать диссертации. Третий курс сидит на диссертационных работах.

Неважно обстоит дело и с подготовкой аспирантов в Ленинградском институте: во-первых, необходимо отметить, что общая подготовка аспирантов очень низкая; во-вторых, плохо организована учёба с ними.

Аспиранты в течение года не пишут письменных работ, не пишут тезисов по своим выступлениям на семинарских занятиях, а сдают в конце учебного года экзамены по всем пройденным ими предметам. Отсутствие письменных работ, отсутствие тезисов не даёт возможности сказать, как аспиранты в течение года занимаются. Примером плохой постановки работы с аспирантами может служить тот факт, что из 5 человек, которые должны были сдать экзамены по политэкономии во время нашего пребывания в Ленинграде, 3 человека провалилось.

Отдел кадров НКЮ, и институты должны более тщательно отбирать кандидатов в аспирантуру. Нужно повысить требования к теоретической и

методологической подготовке поступающих аспирантов. Подбор кандидатов в аспирантуру нужно проводить не только среди оканчивающих институт студентов, но и среди практических судебно-прокурорских работников, имеющих соответствующую теоретическую подготовку. Особое внимание необходимо уделить организации учебного процесса аспирантов. Они должны в течение года писать доклады, тезисы, и вся их учебная работа должна находиться под непосредственным контролем учебной части. Совершенно недопустимо положение, когда аспиранты без различия курсы занимают административные должности не только внутри самого института, в котором они проходят аспирантскую подготовку, но и в других учреждениях. В Московском институте деканами факультетов являются аспиранты, заведующий подготовительным отделением - аспирант. То же самое и в Ленинградском институте: заведующий учебной частью заочного отделения - аспирант, и т. д. Нужно самым категорическим образом запретить аспирантам во время прохождения аспирантской подготовки занимать административные должности и прекратить снятие аспирантов с учёбы до окончания прохождения ими аспирантской подготовки.

В Московском институте организованы научные кабинеты: по уголовному праву, процессу, хозяйственному праву, криминалистике, кабинет по военным дисциплинам. Кабинеты оборудованы хорошо.

В Ленинградском институте организованы: кабинет уголовного права, истории государственных форм, земельного права, кабинет марксизма-ленинизма. Все эти кабинеты находятся ещё в процессе оформления, и придётся ещё много работать над тем, чтобы они были настоящими вспомогательными базами для научной работы.

Принципы организации этих кабинетов в Ленинграде существенно отличаются от организации научных кабинетов в Москве.

В Ленинграде научные кабинеты строятся с таким расчётом, чтобы они служили базой для научной работы, а в Москве - чтобы они главным образом помогали студентам при прохождении того или иного курса.

Принципы организации кабинетов в Ленинградском институте более правильны. Кабинеты должны методически помогать преподавателям при прохождении их курса и студентам при освоении того или иного предмета, но в то же время они должны служить базой для научной работы кафедр.

При институтах существуют подготовительные отделения со сроком обучения в 1 год. Бросается в глаза большой отсев слушателей как в Московском, так и в Ленинградском институтах. В Московском институте почти 50% слушателей по тем или другим причинам ушли с подготовительных отделений.

Общеобразовательная подготовка слушателей очень низкая. Совершенно ясно, что нельзя трёхгодичный курс пройти в течение года (подготовительное отделение реорганизовано из рабфака), тем более, что не все поступившие на подготовительное отделение имели знания в объеме семилетки. Вообще, большое сомнение вызывает существование

подготовительного отделения при наличии большого наплыва желающих поступить в институт, закончивших среднюю школу.

Заочное образование в Ленинграде поставлено довольно хорошо. В теоретическом отношении оно даёт полноценно подготовленных студентов.

В Москве заочный сектор не входит в систему института, а непосредственно подчиняется Центральному заочному институту. Если в Ленинграде заочное образование является органической частью работы кафедры института в целом, то в Москве заочный сектор должен каждый раз договариваться с тем или иным преподавателем о его преподавании в заочном секторе. Это является недостатком в работе Московского института. Для кафедр института в целом совершенно не безразлично, как подготавливаются кадры заочников. Потому необходимо, чтобы кафедры не делали различия между стационарным вузом и заочным институтом, а равномерно распределяли работников между ними.

Московский и Ленинградский правовые институты имеют бесспорно ряд достижений в области подготовки кадров. Но наряду с этим, имеется ряд недостатков в работе кафедр, в руководстве учебным процессом, в постановке научной работы, научных кружков, дипломных работ, производственной практики и т. п. Задача руководства правовых институтов - устранить все эти недочёты и тем самым выполнить поставленный т. Сталиным в своей речи 4 мая вопрос о бережном и заботливом отношении к строителям и творцам социалистического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.