Научная статья на тему 'О ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НИЖЕГОРОДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ / ОЛИМПИАДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красногорова Ольга Альбертовна

В статье анализируется опыт организации съезда руководителей высших учебных заведений, музыкальных колледжей, детских школ искусств, предпринятый в Нижегородской консерватории с целью повышения централизующего значения вузов в обсуждении и решении проблем, возникающих при реформировании творческого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красногорова Ольга Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT AN ALL-RUSSIAN SEMINAR-CONFERENCE OF PRINCIPALS OF INSTITUTIONS OF ART AND CULTURE "CONSERVATOIRE: STRATEGIES OF ENTRANCE, EDUCATION AND CAREER" IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OBJECTIVES IN THE SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION

The article analyses the experience of organizing a conference of principals of higher educational establishments, music colleges and children's art schools (three levels of Russian system of musical education), which was held in the Nizhny Novgorod conservatoire. The aim of it is to increase the centralizing role of higher educational institutions in discussing and solving the problems which arouse in the process of reforming artistic education. It can also create favorable conditions for developing and introducing suggestions for further growth of the field.

Текст научной работы на тему «О ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



О Всероссийском совещании

Ш

Красногорова Ольга Альбертовна

кандидат искусствоведения, проректор по развитию, заведующая кафедрой музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской

государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор E-mail: education.nngk@mail.ru

В статье анализируется 4 опыт организации съезда

руководителей высших учебных заведений, музыкальных колледжей, детских школ искусств, предпринятый в Нижегородской консерватории с целью повышения централизующего значения вузов в обсуждении и решении проблем, возникающих при реформировании творческого образования. Ключевые слова: совещание руководителей, вузы культуры и искусства, реформирование творческого образования, Нижегородская консерватория, учебный процесс, целевой прием, олимпиада

В последнее время перед российским образованием поставлены глобальные задачи, связанные с вхождением в мировые рейтинги топ-вузов, развитием экспорта, повышением качества обучения. В этой связи естественно, что совершенствование системы

руководителем учреждении культуры и искусства в контексте задач развития музыкального образования

на систему образования и внутри страны.

Подготовка специалистов в области музыкального искусства в России — одна из наиболее признанных в мире российских отрас-

|ей образовани благодаря сбере-| ению высочай-1 его качества. Над созданием уникальных традиций и приобретением прочного международного авторитета трудилось не одно поколение выдающихся музыкантов, российских и иностранных, многие из которых, однажды приехав в Россию, навсегда связывали свою судьбу с ней. Принципы организации творческого учебного процесса, создаваемые на основе глубоких исторических традиций, ведущих свое начало от органно-клавирной педагогики ХУ1-ХУП веков, были на протяжении длительного периода апробированы в практической деятельности и по сей день приносят неоценимые результаты. Поэтому в настоящее время при принятии решений, связанных с реформами, уникальные творческие и исполнительские школы нуждаются во внимательном отношении, экспериментальных исследованиях предполагаемых

подготовки кадров для различных отраслей не представляется возможным без проведения реформ, которые должны быть сфокусированы на модернизации материально-технического обеспечения учебных заведений, расширении возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для студентов, создании предпосылок взаимного признания программ и дипломов с зарубежными вузами, укреплении кадрового обеспечения. В таком ракурсе преобразования будут способствовать реальному повышению конкурентоспособности высших учебных заведений в мировом образовательном и научном пространстве, что найдет отражение в качественном влиянии

нововведений еще до непосредственного внедрения.

Приоритетные параметры развития определены в Программе развития системы российского музыкального образования на 2015-2020 годы [6], направленной на повышение значимости музыкального искусства в обществе, музыкального обучения и воспитания детей и подростков, сохранения и приумножения профессиональных достижений и специфики обучения. Ряд показателей Программы направлен на возвращение в новом качестве российским консерваториям и академиям музыки значения научно-методических центров, объединяющих и координирующих деятельность музыкальных колледжей, школ искусств, областных и городских методических кабинетов. В годы существования СССР распространенным было понятие так называемых «зон методического руководства» вузов. Подобная практика позволяла достаточно эффективно решать задачи управления на всех трех уровнях подготовки музыкантов (в детских музыкальных школах, музыкальных колледжах, консерваториях), обеспечивая единство профессионального сообщества.

В условиях экзистенции социально-общественных факторов, влияющих на снижение интереса к академическому музыкальному искусству, перманентных преобразований в самой системе подготовки музыкантов, вузам приходится возложить на себя определенные функции методической защиты особенностей обучения творческих кадров на различных уровнях, поскольку изменения в любой ступени образования мгновенно отзывают-

ся на остальных этапах обучения. Именно высшие учебные заведения располагают необходимой научной, методической, творческой базой, кадровым потенциалом для того, чтобы изучать целесообразность и последствия внедрения новелл в учебный процесс, провести предварительные опытно-экспериментальные проверки предлагаемых решений и таким образом снизить факторы риска.

Тем не менее в современных условиях сфера профессионального влияния консерваторий и академий искусств не может быть ограничена каким-либо одним определенным регионом. Пересечение «зон методического руководства» консерваторий создает условия конкурсной творческой «борьбы» вузов за привлечение наиболее сильных абитуриентов, что можно расценивать как положительный фактор, влияющий на качество подготовки студентов музыкальных колледжей. Взаимодействие исполнительских, педагогических, творческих школ складывается на образовательном пространстве не только всей России, но также ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи каждый вуз выстраивает профессиональные контакты с другими образовательными организациями, в наибольшей степени отвечающие задачам своего стратегического развития.

Выдвижение в Программе развития системы российского музыкального образования требований к необходимости повышения внимания высших учебных заведений не только к своей внутренней деятельности, но также к вопросам обеспечения высокого качества подготовки поступающих и проблемам успешного трудоустройства сво-

их выпускников логично и обоснованно. Поэтому неслучайно одновременно с проведением торжественных юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Нижегородской консерватории в 2016 году, особенное значение придавалось проведению съезда, объединяющего руководителей творческих вузов, региональных музыкальных колледжей и школ искусств, региональных и федеральных органов управления образованием в сфере культуры и искусства. География этого авторитетного форума была чрезвычайно широкой: в нем приняли участие ректоры и проректоры консерваторий, директора и завучи музыкальных 5 колледжей более чем двадцати регионов России — от Калининграда до Магнитогорска, а также директора и завучи детских школ искусств Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Идея совещания заключалась в том, чтобы создать возможность его участникам обменяться мнениями по важным актуальным вопросам музыкального образования и выработать предложения. В рамках мероприятия обсуждались проблемы нормативно-правового обеспечения приема по творческим специальностям, стратегий и концепций развития консерваторий и вузов культуры и искусства на современном этапе, формирования условий успешного профессионального трудоустройства выпускников с учетом специфики творческих профессий.

Концепция съезда предполагала тематику выступлений в нескольких плоскостях, наибольшей актуальностью отличалась проблема преемственной связи образовательной «вертикали» — от музыкальных школ

и колледжей до консерваторий и других творческих вузов, поскольку сохранение высокого качества образования в высших учебных заведениях напрямую связано с предшествующими ступенями подготовки студентов.

Одновременно обсуждение получили вопросы изменения структуры подготовки консерваторий России в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и их предстоящей актуализацией, потребностями различных регионов в кадровом обеспечении отрасли культуры и искусства.

6 В Нижегородской консерватории при сохранении традиционных академических программ подготовки специалистов были открыты кафедры музыкальной звукорежиссуры, музыкального театра, музыкальной педагогики и исполнительства, музыкальной журналистики, которые создают для выпускников музыкальных колледжей широкие возможности построения своей профессиональной карьеры в современном обществе. Перед участниками съезда выступили заведующие выпускающими кафедрами, обращая внимание на вопросы содержания обучения по образовательным программам, поступления, обсуждая варианты последующего трудоустройства студентов в соответствии с присваиваемыми квалификациями. Одной из наиболее важных тем этого форума, прозвучавшей в нескольких выступлениях, была серьезная проблема необходимости повышения качества преподавания отдельных дисциплин в детских школах искусств и музыкальных колледжах: теоретических предметов (сольфед-

жио, гармонии), иностранных языков, истории исполнительского искусства, истории музыки и других.

В горизонтальной проекции тематики совещания были глобальные вопросы высшего профессионального образования. Выступавшие представители Нижегородской консерватории поделились с участниками съезда теми нововведениями в учебный процесс, которые уже были целенаправленно внедрены для создания условий поступления, обучения и построения карьеры молодых одаренных музыкантов.

Неоднократно у выступавших звучала мысль о том, что проблемы музыкального образования в столичных городах и в разных регионах России неидентичны в настоящее время. Региональные вузы в современных условиях беспокоит не только проблема выявления одаренных детей. В этом направлении уже делается достаточно много во всех ведущих музыкальных учебных заведениях. Например, в Нижегородской консерватории обращается особое внимание на привлечение и создание преимущественного права поступления талантливых студентов. С этой целью ежегодно на протяжении нескольких лет проводится Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей по пяти предметам: «теория и история музыки», «струнные инструменты», «музыкальная педагогика и исполнительство (фортепиано)», «инструменты народного оркестра», «хоровое дирижирование», включенная в перечень олимпиад школьников на 20162017 год [5], предоставляющий право победителям и призерам зачисления в высшие учебные

заведения без вступительных экзаменов.

Стремительное развитие в Нижегородской консерватории получила организация целевого приема абитуриентов. В 2016 году 45% заявлений от численности контрольных цифр приема составляли заявления на целевые места. Несмотря на все подводные камни и сложности целевого приема, тем не менее в практической деятельности этот институт реально способствует укреплению взаимосвязи с регионами и координации вопросов последующего трудоустройства выпускников.

Решению проблемы построения карьеры молодыми специалистами способствует Ярмарка выпускников, традиционно проходящая в Нижегородской консерватории в апреле, на которую съезжаются или присылают свои заявки работодатели из всех регионов России. Выступления студентов оценивают одновременно представители различных творческих и образовательных организаций, конкурирующие между собой в плане предоставления наилучших условий молодым специалистам. Подобное представление выпускников вузов работодателям, по нашему мнению, наиболее точно отвечает задачам предоставления гарантий трудоустройства по творческим специальностям в сравнении с требованиями нормативных документов о включении работодателей в состав итоговых государственных аттестационных комиссий. Это связано с тем, что в период проведения Ярмарки работодателям предоставлена возможность услышать выпускников сразу по нескольким направлениям подготовки: например, художественный руко-

водитель симфонического оркестра филармонии может прослушивать студентов, обучающихся по нескольким оркестровым исполнительским специальностям, а также дирижеров, вокалистов. Подобное невозможно организовать в период проведения государственных экзаменов в связи с установленными сроками, что снижает на практике значимость требования о включении работодателей в состав комиссий. Также проблемой является, что при соблюдении временного семидневного интервала между государственными экзаменами в состав комиссий учебное заведение, как правило, в отличие от Ярмарки, сможет приглашать представителей только своего города или области.

В сущности, постулат о работодателях в составе государственных экзаменационных комиссий является атавизмом при рассмотрении образования как сферы оказания услуг: «потребитель оценивает качество». Цель понятна — создать механизм определенных гарантий трудоустройства, влияющий на качество работы вуза. Но образование само задает приоритеты, формирует системы научных, культурных, нравственных ценностей. Результат образовательной деятельности может обладать отложенным эффектом. Прямая взаимосвязь структуры подготовки вузов с востребованностью специалистов может не существовать в настоящем и в корне изменяться во временной перспективе.

И главное. По нашему убеждению, итоговая оценка сформированности компетенций студентов в рамках учебного процесса должна находиться в сфере профессиональной ответ-

ственности высококвалифицированных педагогов, обладающих необходимым опытом работы в высших учебных заведениях. Государственные экзамены в консерваториях и других творческих вузах проводятся в форме открытых публичных концертов (спектаклей, постановок), и работодатели наряду со слушателями могут беспрепятственно присутствовать на них.

Необходимо отметить, что в профессиональном музыкальном сообществе всегда было понимание важности пристального внимания к вопросам качественного приема абитуриентов, высокого уровня самого образования и соответствующего выпуска студентов или обучающихся. Поэтому фактических проблем с трудоустройством выпускников консерваторий и академий искусств на практике не было. Поиск стабильной профессиональной работы для студентов-музыкантов не представляет сложности и в настоящее время, что позволяет им начинать трудовую деятельность, как правило, уже в период обучения. Одной из проблем является невысокий уровень зарплат и отсутствие механизмов, стимулирующих закрепление молодых кадров (например, начинающих молодых педагогов), что препятствует возвращению выпускников на работу в родные региональные музыкальные колледжи и школы искусств.

Выступавшими на совещании завучами детских школ искусств были озвучены проблемы жизненной необходимости гармонизации системы общего образования. Эти вопросы возникают в связи с тем, что насыщенность учебной нагрузки оставляет большинству детей

в средних и старших классах чрезвычайно мало времени на занятия музыкой (или живописью). Множество одаренных детей в этот период просто прекращают обучение в детских школах искусств, отдавая предпочтение подготовке к другим профессиям.

Необходимы государственные гарантии обязательного творческого образования всех детей, естественно, по различным программам. Эти проблемы также обсуждались на Всероссийском педагогическом форуме «Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ» в Нижегородской консерватории еще в 2014 году [2]. Следует при- 7 знать, что практика приобщения детей к музыкальному искусству и воспитания просвещенной аудитории будущих слушателей в общеобразовательных школах нуждается в дополнительном осмыслении. По нашему мнению, с поставленной задачей с более качественным результатом могли бы справиться музыкальные школы. К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени уровень преподавания музыки в общеобразовательных школах целиком зависит от воли и понимания этой необходимости руководством, парадоксально, но распространенной до настоящего времени является ситуация с пренебрежительным отношением к музыке как третьестепенному по значению уроку. В содержательной части музыкальное воспитание детей часто сводится ко всякого рода кроссвордам или схематичным рефератам взамен живого музицирования. Одним из возможных решений могла бы стать сетевая форма взаимодействия общеобразовательных и детских

школ искусств, реализующих комплексный процесс обучения ребенка. Конечно, жизнеспособность этой идеи нуждается в экспериментальной проверке и обсуждении, но в таком случае почти наверняка итоги могли бы быть высокими, поскольку детские школы искусств в России располагают профессиональными кадрами, как правило, получившими консерваторское образование.

В последнее время в высшем музыкальном образовании сложился ряд достаточно острых проблем, затрудняющих достижение поставленных перед образованием целей и требую-8 щих поиска решений. В первую очередь — это недостаточное отражение в ряде нормативных документов особенностей учебного процесса в творческих вузах. Можно ли выполнить задачи сохранения и развития системы российского музыкального образования, закрепленные в программных документах, если изменения структуры учебного процесса не будет в полной мере соответствовать этому?

Глобальные единые нормативно-правовые условия с высшими учебными заведениями, реализующими направления подготовки в других отраслях, не должны приводить к нивелированию самой профессиональной сущности образования в области музыкального искусства. Закон Российской Федерации «Об образовании» содержит разделы, направленные на сохранение специфики творческого образования. Это означает, что и подзаконное нормативно-законодательное и методическое обеспечение должно быть разработано с учетом генеральной стратегии основного документа. К сожалению, на

практике приходится сталкиваться с тем, что это не всегда так.

Приведем конкретные примеры. Государственные экзамены — один из наиболее важных моментов в обучении каждого студента, и один из самых весомых показателей не только собственно оценки качества работы любого учебного заведения, но и влияющих на сохранение и повышение этого качества. В консерваториях и других вузах сферы культуры и искусства — особенно. Весь учебный процесс нацелен на достижение высокого художественного результата. Но если говорить о творческом образовании, то в действующем Порядке итоговой государственной аттестации не просто не нашла отражения его специфика (даже в сносках), но налицо и явные противоречия (в том числе с присваиваемыми утвержденными квалификациями). Подобная ситуация превращает организацию государственных экзаменов в консерваториях, академиях и институтах искусств в задачу с несколькими неизвестными. Во многих вузах попытались приспособиться к этому документу, поменяв местами содержание выпускных квалификационных работ и государственный экзамен, но если вдуматься, то это не является спасением.

Выпускная квалификационная работа (то есть работа, на основании которой присваиваются квалификации) теперь однозначно трактуется как «тексты», проверяемые на предмет заимствования и т. д. По тем направлениям подготовки, где было предусмотрено написание рефератов, в эту часть экзаменов, как правило, в вузах включили их. По специальностям, по

которым исторически никогда не писали рефераты (композиция, актеры музыкального театра), теперь добавилось это требование. Исполнение концертных программ (в ситуации, например, с пианистами — трех разных программ — соло, камерной, концертмейстерской) или представление художественно-творческих проектов, как правило, в настоящее время переносится в государственный экзамен (устанавливаемый по усмотрению вуза). Слитые в один несколько экзаменов оцениваются среднеарифметическим показателем. Но если выпускная квалификационная работа — это «тексты», то о государственном экзамене четко написано, что он проводится «в устной или письменной форме» ... «по вопросам или билетам». Нужно ли говорить, что исполнение концертных программ — это не устно, не письменно, и не по билетам? Получается, что ни один из видов итоговой государственной аттестации, предусмотренной действующим Порядком, не позволяет организовать ее в формах, соответствующих профессиональным критериям и требованиям к качеству музыкального образования. По нашему мнению, назрела необходимость внести предложения о дополнении Порядка итоговой государственной аттестации, как минимум, следующими пунктами:

1. Выпускная квалификационная работа может быть представлена в виде нескольких, самостоятельно оцениваемых частей.

2. Выпускная квалификационная работа может быть представлена в виде художественно-творческого проекта (-ов), исполнения концертных программ,

выступления в спектаклях, оперных постановках, представления собственных сочинений, представления творческих работ музыкальных звукорежиссеров в соответствии с Программами итоговой аттестации вуза по каждому направлению подготовки.

Проблемы оценки содержания и качества творческого образования при проведении государственной аккредитации также были озвучены на этом совещании. Логичным следствием внедрения новых стандартов, идеология которых связана с формированием компетентностного подхода, должны стать такие преобразования в самой системе государственной аккредитации, при которых приоритетное значение будет иметь профессиональная оценка сформированно-сти этих компетенций и грамотности управленческих решений, а не оценка качества документооборота и делопроизводства в вузе. Мы надеемся, что обсуждение всех этих вопросов на съезде было важным и содержательным начинанием, послужит на благо

интенсивного развития всей отрасли.

Литература

1. Буклет Всероссийского совещания руководителей образовательных учреждений культуры и искусства «Консерватория: стратегии приема, образования, карьеры». Н. Новгород, 2016. 16 с.

2. Красногорова О. А. Фортепианная педагогика: история и современность // Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ: сб. тр. Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. С.142-157.

3. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (с изменениями на 28 апреля 2015 года).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверж-

дении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры». Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2017).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2016 г. № 1118 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 20162017 год. Режим доступа: http://www.rsr-olymp.ru (дата обращения 15.05.2017).

6. Программа развития системы российского музыкаль- д ного образования на период

с 2015 по 2020 годы (утверждена Министерством культуры Российской Федерации 29.12.2014). Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2017).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.