Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование в сфере культуры и искусства. Проблемы преемственности и межуровневой интеграции'

Непрерывное профессиональное образование в сфере культуры и искусства. Проблемы преемственности и межуровневой интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2082
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование в сфере культуры и искусства. Проблемы преемственности и межуровневой интеграции»

Р. Б. Форкин

Непрерывное профессиональное образование в сфере культуры и искусства.

Проблемы преемственности и межуровневой интеграции

Проводимые в нашей стране реформы, в том числе модернизация российского образования, административная реформа системы государственной власти с ее разграничением полномочий между федеральными и региональными властями, закон об автономных учреждениях, введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), непосредственно затрагивают сферу образования в области культуры и искусства. Нормативные правовые документы в области образования не учитывают специфику подготовки музыкантов и актеров, режиссеров и художников, скульпторов и хореографов, кинооператоров и других представителей творческих профессий. Передача всех функций по разработке нормативно-правовых актов в области образования в Министерство образования и науки Российской Федерации уже привела к многочисленным проблемам, связанным с функционированием отраслевых образовательных учреждений, поскольку система образования отрасли культуры и искусства не вписывается в общие «стандарты». Необходим концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе образования. Несмотря на многие проблемы, российское образование в сфере культуры и искусства за последние годы не утратило своих лидирующих позиций в мировом образовательном пространстве по качеству подготовки специалистов, что подтверждается огромной востребованностью выпускников творческих учебных заведений на мировом рынке труда и притоком в учебные заведения иностранных студентов.

Среди многих проблем, наметившихся в последние несколько лет в структуре профессионального образования, одна грозит серьезными последствиями. Проблема эта касается единого государственного экзамена (ЕГЭ). Стоит пояснить, что ЕГЭ для учреждений культуры не должен носить определяющий характер в части предоставления возможности обучаться по избранной творческой профессии. Но именно в точности да наоборот сегодня произошла подмена понятий. Основанием для принятия документов в высшее учебное заведение (вуз) являются результаты ЕГЭ, а не наличие творческих способностей, которые понимаются сегодня скорее как «дополнение» к ЕГЭ. Участие учебных заведений культуры и искусств в едином государственном экзамене должно носить особый характер, учитывающий специфику образования отрасли. Успешное прохождение абитуриентами творческих испытаний, имеющих

комплексный характер, и сдача вступительных экзаменов по специальностям, не входящим в перечень общеобразовательных дисциплин, предусматриваемых ЕГЭ, являются не дополнительным, а определяющим условием поступления в вузы и средние специальные учебные заведения культуры и искусств на специальности (направления) искусства. Так, например, на театральные специальности вступительные испытания по общеобразовательным предметам (литература, история России) являются продолжением творческого испытания, поэтому проведение их в письменной форме в рамках ЕГЭ является неприемлемым условием для театральных учебных заведений. По специальностям в области

музыкального, изобразительного, хореографического искусства высокие результаты ЕГЭ не могут быть учтены, если абитуриент не проявил себя на тех экзаменах, которые непосредственно оценивают его возможность получить высшее образование в области искусства. Уже прием 2008 года выявил отсев талантливых абитуриентов, имеющих яркие творческие способности, но не набравшие необходимые баллы по результатам ЕГЭ. Таким образом, намечается тенденция потери творчески способных личностей, оказавшихся менее удачливыми в плане сдачи ЕГЭ, чем их более удачливые, но менее талантливые сверстники по профессии. К слову сказать, на данный момент о ЕГЭ много пишут и говорят как отрицательно, так и положительно. Присоединение России к Болонскому процессу по оценкам российских экспертов в области образования, породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. 190 Ведь четырехлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6-летнее обучение) и магистра191 (6-летнее обучение). Причем, получение образования магистра, например, может стать только платным. Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. Положительным

190 В России этот уровень подготовки введён в 1993 году. Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) — 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право на поступление в магистратуру. С 1 сентября 2010 года квалификации бакалавра и магистра являются основными квалификациями для поступающих в российские вузы.

191 Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

моментом в упомянутом соглашении значится возможность для европейских студентов (от одного семестра до целого года) ездить учиться в другую страну. Причем в болонских документах прописано, что весь международный обмен происходит бесплатно, нельзя брать с иностранного студента деньги за учебу. Правда, студент сам оплачивает проживание, дорогу, социальный пакет, учебные материалы, и в том случае, если в "домашнем" вузе он платил за обучение, он должен все равно заплатить за очередные семестры; но если он учился бесплатно, то платить ничего не потребуется. Наши вузы направляют в европейские университеты для так называемого обмена опытом лучших из лучших своих студентов. Кто же может приехать к нам, остается загадкой.

До подписания Болонского соглашения в России высшее образование основывалось на пятилетнем сроке обучения,192 и эта форма профессионализации была сбалансирована и оптимальна. Разрушение исторически сформировавшейся системы российского образования неминуемо повлечет снижение качества образования, разночтения учебных программ. В сфере культуры и искусства разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру принесет только вред российской культуре и искусству. Ко всему этому возникнут разночтения в научных степенях, присуждаемых в России, и которые не соответствуют европейским научным степеням и званиям. Ясно одно, что такие инновации беспокоят преподавателей всех направлений профессионального образования, но в особенности в сфере культуры и искусства.

Современные тенденции обновления образования характеризуются необходимостью непрерывности образования, построения диалоговых отношений в образовательном процессе. Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. Ростки концепции непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних гигантов мысли. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития. Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществлены в ХШ-Х1У вв. в городах Европы на базе так называемых "цеховых школ", которые открывались и содержались ремесленными цехами. Идея

192 Нормативный срок подготовки специалиста (очная форма обучения) — 5 лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.

162

непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 года, чему способствовало формирование новой системы образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих. Однако к концу 60-х годов прошлого века концепция непрерывного образования была благополучно провалена, так и не успев стать центральной образовательной системой. Эпизодические обращения к этой проблеме основаны были скорее на интуиции отдельных ученых и практиков. Сам термин "непрерывное образование" впервые употребляется в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а после опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора (1972) принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, "руководящей конструкцией" для нововведений или реформ образования во всех странах мира.

В настоящее время складывается новый взгляд на значение образования, которое не просто должно давать набор знаний, умений и навыков, а способствовать формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения. Одной из ярко выраженных тенденций модернизации профессионального образования в нашей стране сегодня является становление и активное развитие в последнее десятилетие системы непрерывного профессионального образования (колледж-вуз), а именно появление его нового уровня - повышенного образования. Реализуется это в колледжах, функционирующих как автономно, так и в структуре образовательных комплексов, где реализуются согласованные программы среднего и высшего профессионального образования. Однако среднее профессиональное образование может прогрессивно развиваться лишь в условиях создания гибкой системы непрерывного профессионального образования, когда учреждения образования преодолевают традиционную разобщенность в подготовке специалистов среднего и высшего звена, отрабатывают механизмы кооперации между этими уровнями, прежде замкнутыми на решении собственных задач.

В связи с этим многие высшие учебные заведения России стараются поддерживать и всячески упрочивать связи с так называемыми «подведомственными» им заведениями среднего звена, всевозможными лицеями, колледжами, училищами. Делается это именно для того, чтобы свести до минимума процент потерь среди потенциального контингента выпускников учреждений среднего профессионального образования, уходящих в сферу бизнеса по личным или каким-либо иным причинам. Параллельно с решением этой проблемы осуществляется и повышение уровня образования молодых специалистов. На практике эта связь высшей школы со средним образованием и наоборот выглядит следующим образом. В условиях огромного мегаполиса многие преподаватели совмещают работу сразу в нескольких учебных заведениях, включая вузы,

школы, а также учреждения среднего профессионального образования. Среди музыкальных образовательных учреждений этот, своего рода, «стиль» педагогического совместительства распространен больше, чем в гуманитарно-технических образовательных учреждениях. Студенты колледжей, таким образом, сразу погружаются в изучение профессиональных дисциплин в той конкретике и соответствии с теми требованиями и стандартами, с которыми они, в скором времени уже как выпускники, придут поступать в тот вуз, где вполне возможно встретятся с теми же преподавателями. Таким образом, выпускник среднего звена уже имеет знания, соответствующие профессиональной направленности той кафедры, на которую он поступает. Именно так и проявляется, так называемая, преемственность в образовательном процессе. Создание университетских комплексов, где бы удачно сочетались обе ступени образования средняя и высшая, на мой взгляд, наиболее прогрессивное направление в модернизации образовательного процесса. Подтверждение этому мы можем найти в профессиональной печатной периодике, видеть по телевидению или просматривая тематические сайты Интернета. Санкт-Петербургский технический колледж является родоначальником системы непрерывного образования в России. По этому профилю колледж начал работать в 1989 г. по инициативе Политехнического института (ныне Технический университет). Непрерывное образование является особой системой обучения, которая предоставляет каждому студенту возможность получить образование и специальность в соответствии со своими способностями, профессиональными наклонностями и стараниями в учебе. К созданию университетского комплекса присоединился Санкт-Петербургский государственный университет, создав медицинский колледж на своей территории. Немногим ранее этот же процесс коснулся Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, присоединившего к себе Инженерный колледж (школа одежды). К примеру, в колледже "Высшая банковская школа" создана система непрерывного профессионального образования колледж-вуз (Северный комплекс непрерывного образования), благодаря которой студенты имеют возможность совмещать учебу на последних курсах колледжа с учебой в Северо-Западном государственном заочном техническом университете по сокращенной программе Института управления производственными и инновационными программами. И это только часть образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Создание образовательных конгломератов по профилю намного проще с точки зрения организации учебного процесса. В масштабе России такие связи высшего образования со средним пока незначительны и, говорить о них как о действующем механизме, на мой взгляд, преждевременно. Но, тем не менее, ряд вузов России имеет такие «базы» в лице средних профессиональных училищ или колледжей, где происходит целенаправленная подготовка кадров именно под свой уро-164

вень. Как видно, процесс взаимодействия средней и высшей ступеней образования не носит спонтанный характер, а наоборот, это мера, которая позволяет регулировать баланс подготовки специалистов технической сферы образования, тем самым снабжая рынок труда качественной рабочей силой.

В сфере же музыкального искусства, примером непрерывности профессионального образования на среднем уровне, может быть специальная музыкальная школа (колледж) при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Обучение в школе следует рассматривать как сложный процесс, где с одной стороны музыкант получает полное среднее образование, а с другой стороны, минуя колледж, получает среднее музыкальное образование. Самым ярким из примеров всей цепочки непрерывного музыкального образования (школа-колледж-вуз) является, своего рода, музыкальный комбинат, располагающийся в Москве и включающий в себя учебные заведения носящие имя Г несиных: детскую музыкальную школу-семилетку, среднюю специальную музыкальную школу, музыкальное училище и Российскую академию музыки. Здесь музыкант при удачном стечении обстоятельств и наличии яркого таланта проходит все уровни образования по избранной специальности, обучаясь практически у одних и тех же педагогов и приобретая самые полные знания. Но таких музыкальных образовательных комплексов не так много, если не единицы. Именно здесь полноценно осуществляется становление профессионала - музыканта, и здесь можно наблюдать преемственность, как некое действие передачи опыта и традиций исполнительской культуры. Сам процесс преемственности (или, как это называется в индийской культуре, парампара19Ъ) - очень интимный, очень таинственный акт доброй воли преподавателя по отношению к ученику. Именно в музыке и в условиях музыкального образования преемственность играет лидирующую роль в становлении профессионала-музыканта, личности как хранителя традиций исполнительства всех направлений. В течение многих лет ученик впитывает методические установки своего учителя с тем, чтобы по прошествии времени передавать эти знания уже своим ученикам, к примеру, в музыкальной школе или же продолжать совершенствоваться в Консерватории, кстати, как это нередко случается у своего же преподавателя по специальности.

Но сразу замечу, что та интеграция образовательных программ, о которой говорилось выше, когда студент среднего звена привлекается к углубленному изучению дисциплин по программам высшего образования, фактически невозможна в сфере музыкального образования. Прежде всего, нужно отметить то обстоятельство, что для изучения дисциплин с

193 Парампара (санскр. рагашрага букв., от одного к другому) — цепь преемственности от учителя к ученикам в индийской культуре.

точки зрения фундаментальности, необходимы условия, когда музыкант имеет крепкую начальную подготовку на уровне музыкальной школы. Тут важно не только владение инструментом или голосом, а также наличие серьезной теоретической подготовки и наличие интеллектуального потенциала. Это те составляющие, без которых дальнейшее образование невозможно и как раз с отсутствием чего все чаще сталкиваемся мы, преподаватели среднего звена, а именно, с крайне слабой музыкальной подготовкой выпускников музыкальных школ, их необученностью в плане владения избранным инструментом, скудностью интеллектуального развития. Для профессионала-музыканта крайне важно, чтобы вся вертикаль музыкального образования (школа-колледж-вуз) была строго ориентирована на современные требования музыкальной педагогики, а также отвечала требованиям стандартов. Речь идет о трехуровневом образовании. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа-училище-вуз) по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в мире. Эффективность этой системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств, а также востребованностью педагогов российских высших образовательных учреждений за рубежом. Прохождение всех трех уровней считается необходимым, прежде всего, для музыкальных специальностей. Общеизвестно, что профессиональная подготовка музыканта-исполнителя требует от 16 до 18 лет непрерывного обучения. В России этот период традиционно приходится на возраст от 6-7 до 24 лет, при этом среднее профессиональное образование, которое осваивают студенты в возрасте от 15 до 19 лет, и является, в отличие от прочих специальностей, обязательным и необходимым условием последующего обучения в вузе. Недаром действующие в настоящее время государственные образовательные стандарты высшего профессионального музыкального образования предполагают обучение в вузе только на базе среднего профессионального образования. Базируясь на традиционных для страны принципах ранней профессионализации, именно среднее профессиональное образование формирует необходимый комплекс творческих и практических навыков, являющихся основой и для начала самостоятельной трудовой деятельности, и для публичного проявления успехов исполнителя на конкурсах и для теоретического осмысления и обобщения накопленных практических навыков в вузе. Словом, музыкальный вуз получает своих абитуриентов из музыкального училища, и разрушение среднего звена в системе подготовки музыкантов профессионалов неминуемо отзовется в ее высшем звене.

Как отмечалось ранее, в сфере культуры и искусства есть проблемы, решению которых должно уделяться самое пристальное внимание. Самая трудная в решении проблема связана с демографической ситуацией в стране. Отсутствие достаточного количества учащихся в детских школах искусств (ДШИ) или детских музыкальных школах (ДМШ) ощутимо ударило по среднему звену (музыкальным колледжам или колледжам культуры и искусства). Вместе с тем наметилось резкое падение качества начальной подготовки выпускников ДШИ и ДМШ. Виной этому стали неудачные глобальные процессы российской экономики, падение социального статуса населения и соответственно ухудшение материального положения многих семей. Обучение в музыкальных школах всегда было платное, но при имеющей место неустроенности некоторых категорий населения, так называемого среднего класса, как раз платная основа сферы детского дополнительного образования является барьером. Педагоги школ такие же люди со многими проблемами бытового и личного характера. Ко всему этому прибавляется низкая заработная плата, скудность финансирования школ в плане приобретения пособий, музыкальных инструментов и прочие проблемы. Все это приводит к снижению мотивации преподавателя школы, к формализации образовательного процесса, относительности качества знаний и умений учащихся этих школ. А ведь начальная ступень образования в сфере культуры и искусства есть самая важная составляющая всей дальнейшей профессионализации будущего специалиста. Нигде более выпускник ДШИ или ДМШ не получит тех навыков владения инструментом, если говорить об исполнительском искусстве, какие он получает на начальном этапе его образования. Этот этап имеет исключительную значимость в становлении начинающего музыканта. Задачи среднего звена - дальнейшее развитие творческой личности, подготовка к более высокому уровню, а не возврат к тем проблемам, которые были не решены ранее. Последние годы мы видим именно такую картину. К сожалению, планируемый переход образовательных учреждений в новую организационно-правовую форму (автономные учреждения), введение рыночных инструментов в образование может обернуться ликвидацией учреждений дополнительного образования детей, особенно в малых городах и сельской местности. Это обстоятельство уже имеет место во многих регионах страны. Отсутствие уже в настоящее время необходимых бюджетных ассигнований детским школам искусств, увеличение размера родительской оплаты за обучение в школе, приведет к невозможности обучения в них детей из малообеспеченных семей. Еще одно обстоятельство влияет на количественный состав учащихся ДШИ - это неподъемные для среднестатистической семьи цены на музыкальные инструменты. Особенно это заметно на народных отделениях детских музыкальных школ (ДМШ). Ограниченность родителей в материальном плане играет определяющую роль и в выборе инст-

румента. Все эти проблемы настигли образовательные учреждения среднего профессионального образования (музыкальные колледжи, колледжи культуры и искусств). Какой может быть выход из данной ситуации? Если по аналогии с некоторыми вузами попытаться патронировать отдельные школы искусств, музыкальные школы в плане внедрения образовательных программ среднего звена, организации и проведения совместных творческих проектов, то это теоретически принесет свою пользу. Но на практике такое взаимодействие осложняется разобщенностью этих учреждений, их автономией. Это главное препятствие. К этому добавляется безынициативность администрации обеих сторон, что можно объяснить стремлением к сохранению своей свободы. В результате мы имеем в последние годы, в связи с демографической ситуацией и рядом сопутствующих проблем, отсутствие конкурсной ситуации в учреждениях среднего профессионального образования и не только в сфере искусства. Колледжам ничего не остается, как набирать абитуриентов со слабой подготовкой. А это сразу же снижает уровень образования. В итоге вуз получает слабого выпускника колледжа. Получается замкнутый круг.

"Одна из проблем на данный момент - мягкий учет демографической ситуации. По нашим оценкам, количество выпускников школ к 2010 году сократится в России на 30%, - сказал министр образования России А. Фурсенко на пресс-конференции в РИА Новости. - У нас идет очень большой демографический спад". По словам А. Фурсенко, спрос на высшее образование в течение ближайших 3-4 лет может сильно уменьшиться, и запланированное сокращение количества бюджетных мест менее чем на 10% не отразится негативно на ситуации. В то же время он подчеркнул, что Россия столкнулась с проблемой ухудшения качества образования. По его мнению, «...эту проблему можно решить, сокращая количество бюджетных мест, но в то же время, увеличивая финансирова-

194

ние каждого студента в отдельности» 194.

Учреждения среднего и высшего образования теряют по ряду причин тот контингент молодежи, который способен учиться и занять достойное положение в нашем обществе - это те, кто может продвигать высокие технологии, искусство и культуру вперед. Но давайте посмотрим на то огромное количество коммерческих и государственных вузов, где обучаются будущие молодые специалисты. И что мы там увидим? Наряду с многообразием специальностей и специализаций имеются не отвечающие стандарту учебные программы, плохо сбалансированные учебные планы, а в результате выпускник вуза получает сомнительного качества диплом. И это далеко не единичные случаи. Мало того, ведь диплом вуза во многих случаях оказывается еще и некотируемым на рынке труда. На самом

194 ШЬ: М1р://'Л'№№. пап. ги/8ое1е1у/20060530/48833713. И1т1.

деле в современных условиях взаимодействие образовательных учреждений разных уровней - оптимальный выход из создавшейся ситуации, попытка хотя бы сохранить потенциальный контингент и не разрывать цепь преемственности образования в данной сфере. Наиболее удачный вариант в этом плане - открытие собственной школы искусств, по окончании которой выпускник мог бы продолжать свое образование в колледже, тем самым преемственность методик и традиций обоих учреждений была бы стопроцентной. Но на это необходимы огромные средства и согласование всех структур власти. К сожалению, кризисное положение экономики не позволяет осуществить такой план.

Имея такие условия на уровне школа-колледж, осуществлять на своей базе образовательный процесс по вузовским программам становится затруднительно. Но, так или иначе, интеграция образовательных программ высшей школы (в нашем случае это консерватория, как единый высший образовательный институт по линии музыки) затрагивает отдельные дисциплины среднего уровня образования, а точнее, лишь одну - специальный инструмент. Здесь же стоит упомянуть и другие специальности сферы культуры и искусства, такие, как вокальное искусство, хореографическое, театральное и ряд других, где в принципе возможна интеграция с вузовскими образовательными программами, если рассматривать, к примеру, «вокал», «танец», «актерское мастерство» как обучающую дисциплину. Основа и суть музыкального образования -индивидуальность, в отличие, к примеру, от хореографического или актерского мастерства, где в большей степени играет роль массовость, хотя и здесь присутствует индивидуальное обучение. В обучении игре на инструменте учитель один на один осуществляет передачу своих знаний ученику, пусть даже и не единственному. Только на уроках по специальному инструменту, а точнее через уровень сложности репертуара, исполняемого в учреждениях высшего музыкального образования (консерватория, вузы культуры и искусства), осуществляется процесс преемственности образования этих двух уровней: среднего и высшего. Проявляется это в том, как один студент, за одно и то же время обучения, успевает изучить репертуар, по сложности соответствующий уровню, к примеру, первого курса консерватории, и, в противоположность ему, такой же сверстник едва успевает осваивать программу колледжа. Безусловно, наличие ярких способностей, интеллекта, особых психофизических свойств личности играют основную роль в способности к усвоению обучающих программ, предрасположенности к обучаемости. На мой взгляд, музыкальное образование, прежде всего, через исполнительские специальности можно подключать к развивающейся тенденции к многоуровневой интеграции образовательных программ. Дисциплина «специальный инструмент» здесь выступит связующим звеном, как дисциплина, наиболее отвечающая параметрам системы (школа-колледж-

вуз), но только при условии модернизации учреждений начального уровня музыкального образования (ДМШ, ДШИ).

Вне музыки образовательный процесс носит все-таки характер групповой и здесь понимается скорее передача знаний унифицировано, то есть для большой аудитории студентов, когда подача информации рассчитана на восприятие среднего интеллекта, пусть и подготовленного к получению нового уровня информации. В учреждениях среднего профессионального образования технического и гуманитарного направления как раз и осуществляются программы «колледж-вуз» на старших курсах, где постепенно внедряют вузовские программы для повышения мотивации студентов, их дальнейшей ориентации на получение высшего образования. Кстати, в сфере профессионального музыкального образования есть дисциплины групповые, которые рассчитаны на постепенность получения и освоения информации (это различные исторические курсы, а также теоретические дисциплины), к тому же есть целое направление в музыкальном образовании, такое, как музыкознание (музыковеды, преподаватели теории музыки). Но осваивать в учреждениях среднего образования материал, к примеру, консерваторской программы в условиях группы все-таки очень затруднительно, так как для этого необходимы условия равности восприятия информации и способности усваивать материал, свыше предусмотренного рабочей программой. Особенно это касается исполнительских специальностей, где уровень общей подготовки максимально не равный. Помимо этих условий важна изначальная подготовка на уровне музыкальной школы, о чем мною упоминалось ранее. Кстати, для тех выпускников колледжей культуры и искусства и музыкальных колледжей, в том числе, часто возникает острая необходимость в углубленном изучении ряда дисциплин (к примеру, сольфеджио, гармония). Но как уже мною отмечалось, углубленное изучение этих дисциплин возможно только в условиях мелких групп, где уже имеется общий высокий уровень знаний, но недостаточный для поступления в вуз. Не секрет, что на сей день эта проблема решается выпускниками средних образовательных учреждений индивидуально - на платной основе, в дополнительное время и, чаще всего, с преподавателями (репетиторами) того вуза, куда поступает тот или иной выпускник. Решение такой проблемы централизовано, когда выпускник подготовлен к поступлению в вуз на базе среднего звена, - это задача современного музыкального образования.

Понятно, что присоединение системы музыкального образования к проекту непрерывного образования «колледж-вуз» требует взвешенного и осмысленного понимания проблемы на всех уровнях, анализа уже имеющихся результатов взаимодействия высшего образования со средним, на примере образовательных комплексов, озвученных в данном контексте ранее.

В качестве сравнения, приведу некую параллель с двумя образовательными учреждениями по линии культуры и искусства, такими, как Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) и Ленинградский областной колледж культуры и искусства (ГОУ СПО ЛОККиИ). Оба учреждения готовят специалистов по одним и тем же направлениям с разностью в уровне образования. Университет в данном случае имеет «базу» в лице колледжа культуры и искусства в плане дополнительного притока потенциальных абитуриентов, к тому же прекрасно подготовленных по одной из специальностей, связывающих эти два образовательных учреждения, а именно, по «социальнокультурной деятельности». Напомню, что сюда входят специализации: хореографическое и хоровое творчество, театральное творчество и режиссура театрализованных представлений. Данная специальность охватывает широкий спектр специализаций, по которым обучаются сотни студентов, будущие специалисты культурно-массовых мероприятий. Между ЛОККиИ и СПбГУКИ существует преемственность в образовательном процессе и осуществляются компоненты программы колледж-вуз. Огромную поддержку выпускникам колледжа оказывает кафедра социально-культурной деятельности (СКД) Университета в лице ее заведующего М. А. Ариарского, доктора культурологии, профессора, действительного члена Международной академии информатизации, заслуженного работника культуры РФ. Выпускники отделения социально-культурной деятельности ЛОККиИ на равных составляют конкуренцию выпускникам школ и другим абитуриентам из российских регионов. Степень подготовленности к обучению на данной кафедре и, прежде всего, благодаря наличию практического опыта работы в учреждениях культуры у выпускников Колледжа наиболее предпочтительна, поскольку они уже владеют многими навыками по данному направлению в отличие от выпускников школ, которые на момент поступления в Университет по сути белый лист. Скажу больше. В последние годы в колледже активно развивается работа со студентами кафедры СКД в плане получения ими еще и среднего профессионального образования. То есть, выпускник школы практически, за пять лет, одновременно получит среднее и высшее профильное образование. Не правда ли, удачная модель непрерывности образования? Таким образом реализуется на практике непрерывность профессионального образования в системе «колледж-вуз» и в то же время преемственность знаний. Данная программа, осуществляемая на базе колледжа, по сути инновационный проект в сфере образовательных услуг.

По линии музыки, а точнее, инструментального исполнительства, Ленинградский областной колледж культуры и искусства наравне со многими музыкальными учреждениями России имеет тесные контакты с кафедрой народных инструментов и кафедрой оркестрового дирижиро-

вания Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Есть ли здесь возможность для взаимодействия по линии непрерывного профессионального образования и преемственности в традициях и культуре? Такая возможность есть и вполне удачно используется как механизм уже давно. На протяжении многих лет обе упомянутые кафедры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств поддерживают тесную связь с местными городскими музыкальными колледжами, а так же с российскими музыкальными колледжами и колледжами культуры и искусства. В системе среднего образования работает много выпускников этих кафедр, продолжающих на местах те традиции исполнительской и дирижерской культуры, которые были им привиты за время обучения в Университете. Это весьма примечательно. Но сразу оговорюсь. Возможности установления непосредственной связи с колледжами в части курирования потенциального контингента, как это есть на упомянутой выше кафедре СКД, для кафедры народных инструментов и кафедры оркестрового дирижирования, к сожалению, нет. Музыкальные колледжи, по принципу организации, автономны.

Установление тесной связи между этими заведениями, в плане внедрения в учебные планы университетских дисциплин, невозможно, да и не нужно, поскольку фактически небольшой процент всех выпускников музыкальных колледжей способны продолжать свое образование в высшем учебном заведении (консерватория, вуз культуры и искусства). Особенно это обстоятельство затруднительно для кафедры оркестрового дирижирования, так как в музыкальных колледжах не осуществляется образовательного процесса отдельно по специализации «оркестровое дирижирование». Обучение дирижированию в музыкальных колледжах Санкт-Петербурга и в России в целом осуществляется только в рамках дополнительной квалификации «руководитель творческого коллектива». Разность в прочтении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования во многих колледжах привела к резкому сокращению индивидуальных часов, отведенных на изучение дирижирования и ряда дисциплин дополнительной квалификации. Отсюда возникают пробелы и, порой, серьезные в обучении и подготовке выпускника исполнительского отделения. В Ленинградском областном колледже культуры и искусства, к примеру, студенты отделения «инструментальное исполнительство» (кроме пианистов) проходят полный курс дирижирования, завершающийся Государственным экзаменом по дирижированию оркестром195. Знаю, что такого начального этапа в обу-

195 Государственный образовательный стандарт от 2002 года предполагает изучение дисциплины «дирижирование» на 2 и 3 годах обучения на отделениях «инструментальное исполнительство» (все специализации кроме «фортепиано» и «оркестровые струнные инструменты»). Продолжение изучения данной дисцип-172

чении дирижерскому ремеслу нет во многих музыкальных колледжах у нас в городе и в ряде колледжей культуры и искусства российских регионов. В данном случае можно говорить лишь о преемственности в образовании. Преподавание по дисциплине «дирижирование» в Областном колледже культуры и искусства осуществляется в соответствии с традициями кафедры оркестрового дирижирования СПбГУКИ, которые, в свою очередь, сформировались под влиянием общеевропейских тенденций в методике воспитания молодого дирижера, а также под влиянием петербургской дирижерской школы в лице ее родоначальника, замечательного дирижера, музыканта мирового масштаба, профессора Санкт-Петербургской консерватории И. А. Мусина. Выражается это в основном в специфике постановки дирижерского аппарата, умении общаться с концертмейстером, ясности и четкости дирижерского жеста. При всей загруженности студентов колледжа лекционными часами и индивидуальными часами по специальности (баян, аккордеон, струнные инструменты) в данном колледже стараются создать все условия для глубокого изучения такой сложной и многокомпонентной профессии как дирижер оркестра (с поправкой на специализацию: народного или баянного). Данная дисциплина может быть упомянута как еще один связующий элемент системы колледж-вуз, где возможно освоение репертуара более высокого уровня, чем это требует программа колледжа по данной дисциплине. По крайней мере, в этих дисциплинах, а именно «специальный инструмент» и «дирижирование», осуществляется взаимодействие между отделением «инструментального исполнительства» Ленинградского областного колледжа культуры и искусства и Санкт-Петербургским университетом культуры и искусств в лице двух кафедр: народных инструментов и оркестрового дирижирования. Тем самым Колледж и Университет способны постепенно развивать направление непрерывности профессионального образования в системе колледж-вуз, осуществляя преемственность в репертуаре, в традициях исполнительства, в методике работы с оркестром, в стиле работы с одаренными музыкантами.

Подводя итог, нельзя не упомянуть один законодательный документ, который призван решить проблемы системы непрерывного образования школа-колледж-вуз, а именно: «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы»196. Учитывая острые проблемы многоуровневого образования в сфере культуры и искусства, данная Концепция предлагает оптимальные пути вы-

лины может осуществляться по желанию студента или по рекомендации преподавателя после сдачи экзамена на 3 курсе.

196 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы // Постановление Правительства РФ от 25. 08. 2008, № 1244-р.

хода из создавшейся ситуации, решение многих проблем. Результаты реализации данной Концепции предполагают, что на первом этапе необходимо разработать систему мер, направленных на сохранение специфики образования в сфере культуры и искусства, на материальное стимулирование лучших работников сферы, мер, направленных на развитие материально-технической базы образовательных учреждений, включая общежития. Первый этап подходит к завершению, так как был рассчитан на период 2008-2010 год. На втором этапе реализации Концепции (2010-2015 год) предстоит сохранить единую систему образования (школа-колледж-вуз) в ведении органов управления культурой. Повысить эффективность и качество образования, социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений культуры и искусства, а также конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в сфере культуры и искусства. Намерения Правительства России благие и богоугодные. Но вот вопрос. Не станет ли данная Концепция одним из многих нереализованных проектов по линии образования? Исходя из ситуации дня сегодняшнего на всех уровнях профессионального образования, первый этап Концепции практически не реализован, а если и реализован, то частично. Виной этому нахлынувший внезапно мировой экономический кризис, который похоронил огромное количество проектов не только в образовании, но и в ряде других отраслей.

Руководство вузов и средних специальных учебных заведений сегодня замерло в ожидании государственных образовательных стандартов третьего поколения. Что готовят законодатели от образования на сей раз? Тотальную чистку? Аннулирование лицензий на право ведения образовательной деятельности?

Так или иначе, но интеграция образовательных программ высшего звена со средним должна развиваться активнее, тем более что спрос на этот вид деятельности учебных заведений есть и постепенно растет. В условиях постоянно меняющейся социальной и политической ситуации в стране, предпочтений работодателей, экономического кризиса молодой специалист как среднего, так и высшего звена должен чувствовать себя уверенно. И в этом ему могут помочь образовательные учреждения, где ему дадут качественное конкурентноспособное образование. Ведь только в непрерывности любых процессов может осуществляться преемственность, как залог сохранения традиций и ценностей во всех смыслах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.