ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ
УДК 7.071
НАЧАЛЬНОЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ* (Духовые и ударные инструменты)
А.О. Аракелова,
Министерство культуры России Москва
Новое понимание предназначения образования как предоставления услуги населению привело к тому, что образование для детей стало приспосабливаться к запросам разных слоев населения, игнорируя сложившиеся академические традиции. В настоящей статье предлагается проект федеральных государственных требований к образовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Этот проект ФГТ впервые за всю историю начального профессионального музыкального образования предлагает рассматривать образование детей с позиций формирования у них определенных компетенций.
Ключевые слова: музыкальное образование, ФГТ (Федеральные государственные требования), музыкальное искусство, духовые и ударные инструменты, стандарты, компетенции.
Последние два года совершенствование системы гуманитарного образования, художественного образования, в том числе и образования в сфере культуры и искусства, стало рассматриваться, наконец, как одно из приоритетных направлений государственной политики. Обозначились основные цели и задачи воспитания и образования подрастающего поколения, среди которых:
— обеспечение реализации Национальной доктрины образования Российской Федерации;
— повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
— сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы образования в сфере культуры и искусства.
Для реализации этих целей и задач осуществляется целенаправленная политика по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан, воспитания у подрастающего поколения патриотизма, уважения к старшим, различным религиозным воззрениям, историческому и культурному прошлому.
Как важнейший компонент системы гуманитарного образования особую актуальность приобретает образование в сфере культуры и искусства. Оно активно формирует гуманистическое мировоззрение, толерантную ментальность, воспитывает творческую активность граждан России. Именно в его основе лежат традиции по обучению детей начальным профессиональным
* Разработанная автором образовательная программа дана в приложении (см. т. 2).
(предпрофессиональным) навыкам в области классического искусства, воспитание их на лучших образцах мирового классического искусства.
Совсем недавно (период до 1990-х годов) дети, обучаясь в общеобразовательных школах, имели возможность посещать танцевальные, хоровые и другие кружки и секции при школах. Многие школы гордились не только своими хоровыми коллективами, но и духовыми или народными оркестрами. Проводились городские, республиканские или областные смотры и конкурсы детских творческих коллективов общеобразовательных школ. К сожалению, это время прошло. Исчезли и хоровые коллективы, и духовые оркестры. Из жизни детей стало уходить академическое искусство, формировавшее художественное мышление детей, воспитывавшее эстетические чувства и эмоциональную культуру, умение сопереживать чувствам других людей. Практика не раз доказывала, что одними лозунгами и декларациями невозможно привить человеку (обществу) какие-либо нравственные, эстетические идеалы и этические нормы, если они не выражены в адекватных гуманистических формах и не обращены персонально к каждому члену общества. И никакие экономические сдвиги сами по себе не способны влиять на обогащение и развитие духовного мира детей в той степени, в которой это возможно в процессе приобщения к искусству.
Приобщение к искусству дает возможность постижения простых, но вечных гуманистических истин, лучших качеств человеческой натуры, многообразия и противоречивости человеческих чувств, поступков, судеб, воспитания у детей истинного, не напыщенного и показного патриотизма,
но взращенного из сопереживания при соприкосновении с искусством.
На протяжении ряда лет в процессе обучения от детской школы искусств до творческого вуза ребенок приобретает знания о многообразии культурных традиций, учится бережному и уважительному отношению к чужой культуре, иному мироощущению, спокойному и вдумчивому восприятию всего непохожего и непривычного. Вряд ли следует специально пояснять, какое значение имеет этот факт для нашей многонациональной, многоконфессиональной, социально неоднородной страны. Именно это образование по сути своей призвано формировать тонкую, гибкую систему ценностных ориентаций ребенка, противостоять примитивному восприятию мира. В процессе приобщения к искусству ребенок исподволь, ненавязчиво, в форме сопереживания приобретает те ценностные ориентации, которые обогащают его духовный мир, помогают ему противостоять разного рода асоциальным явлениям.
Более чем 200-летняя история отечественного образования в сфере культуры и искусства позволила сформировать уникальную систему подготовки творческих кадров, эффективность которой доказана временем и признана всем миром. В настоящее время система образования в сфере культуры и искусства охватывает 58 вузов и 94 тысячи 690 студентов, 276 колледжей и техникумов с 67 тысячами студентов, 5370 детских школ искусств с 1 432 964 обучающимися, с общим количеством преподавателей, чей труд связан с выявлением и профессиональным становлением будущих деятелей искусства и культуры, 158 575 человек.
Именно эта система, породившая такие величайшие явления мировой культуры,
как русский балет и русская музыкально-исполнительская школа, готовит не только профессиональные творческие кадры для нашей страны, но и представляет особую значимость в духовном воспитании подрастающего поколения, поскольку формирует контингент зрителей театров, слушателей концертных залов.
Никакой опыт зарубежных стран в этой сфере (пусть даже и очень положительный) не может быть объектом для безоглядного и послушного копирования. Те из стран СНГ, которые пошли по этому пути, уже сегодня испытывают непреодолимые трудности в формировании профессиональных оркестров, театральных трупп, исполнительских коллективов, слушательской и зрительской аудиторий.
Отечественные педагогические традиции музыкальных учебных заведений всегда базировались на преемственности — уже в XVIII веке между известной Глуховской школой пения и инструментальной музыки и Придворной Петербургской капеллой было взаимодействие по подготовке кадров, их обучения и трудоустройства. Эти традиции оказались сущностными, потому живы и сегодня. И в XX веке в России всегда талантливые дети постоянно были объектом пристального внимания со стороны ведущих преподавателей среднего звена или творческого вуза. Творческие школы или мастерские весьма характерное явление для образовательной системы в области искусства. По всей стране существовали так называемые зоны методического курирования (опеки) творческим вузом образовательных учреждений среднего профессионального образования и детских школ искусств. С целью отбора талантливых детей и молодежи проводились совместные творческие мероприятия (конкурсы, фестивали, зональные
прослушивания и т. д.). Средние и высшие учебные заведения, каждое на своем уровне, продолжали развивать систему поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Наиболее талантливая часть молодежи заканчивала свое профессиональное обучение в ассистентуре-стажировке (творческой аспирантуре).
До 1990-х годов правовое обеспечение такой системы регулировалось актами или Министерства культуры, или совместными актами Министерства образования (просвещения) и Минкультуры. Однако изменения законодательства в области образования в начале 1990-х годов (в частности, отсутствие в течение 19 лет у Минкультуры полномочий по выработке государственной политики в области образования в сфере культуры и искусства России) привели к разрушению сложившихся традиций — вертикаль взаимодействия образовательных учреждений стала расшатываться, образование в области искусства стало унифицироваться, терять специфику, утрачивать свои родовые черты и достижения, завоеванные многими поколениями профессионалов в течение последних двух столетий. Так, например, многие детские школы искусств постепенно стали выполнять функции кружков и студий, деятельность которых связана с общеэстетическим развитием подрастающего поколения, а не с предпрофессиональным образованием, исчезла ассистентура-стажировка, готовившая педагогические кадры для вузов искусства. У стройного, проверенного почти двумя столетиями «здания» решили переделать «фундамент» и удалить «крышу». А уникальные образовательные учреждения для особо одаренных детей, такие как Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории
им. П.И. Чайковского, вообще остались вне правового поля.
Новое понимание предназначения образования — предоставление услуги населению — привело к тому, что в большей части именно образование для детей стало приспосабливаться к запросам разных слоев населения, зачастую игнорируя сложившиеся академические традиции. Стали открываться отделения, нехарактерные для специфики школ искусств, далекие от приобщения детей к академическому искусству — появились детские «фабрики звезд», «подиумы», всевозможные отделения, деятельность которых напоминает работу кружка по интересам.
Выстроенная система отбора и профессионального образования талантливых детей и молодежи стала давать сбой не только в силу отсутствия в законодательных и нормативных актах специфики этого образования, но и сложившегося низкого статуса педагогических работников, особенно детских школ искусств.
Переломным этапом стало утверждение в 2008 году Правительством Российской Федерации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008— 2015 годы, которая дала возможность законодательного и нормативного отражения специфики функционирования всех трех звеньев отраслевого образования — детской школы искусств, колледжа и вуза.
На протяжении последних трех лет осуществлялась работа над законодательными актами. В июне 2011 года Президентом Д.А. Медведевым подписаны три закона, которые вносят изменения и дополнения в существующие законы в области образования (Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Эти три закона восполняют законодательные упущения
1990-х годов. Первый закон (от 17 июня 2011 года № 145-ФЗ) регулирует деятельность детских школ искусств в части реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства, выявление и дальнейшее профессиональное становление одаренных детей1. Данный статус образовательных программ разграничивает деятельность детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей (станций юных натуралистов, кружков и т. д.). Именно этот статус образовательных программ (отличный от других учреждений дополнительного образования) позволит:
— установить единые требования к образовательному процессу в детских школах искусств на территории всей страны;
— разработать нормы финансирования детских школ искусств с учетом федеральных государственных требований к пред-профессиональным программам;
— повысить социальный статус педагогических работников детских школ искусств.
Этот закон позволяет Минкультуры России активно решать проблемы, связанные с установлением единой нормы часов за ставку заработной платы педагогическим работникам, назначением преподавателям досрочной пенсии по выслуге лет, адапти-
1 Второй закон (от 27 июня 2011 года № 160-ФЗ) регулирует деятельность образовательных учреждений, в которых дана возможность одаренным детям интегрированно реализовывать и общеобразовательные программы, и профессиональные, начиная с 5-го класса. В нашей стране всего около тридцати образовательных учреждений для особо одаренных детей. Среди них ЦМШ, Московская и Питерская академии балета и другие. Третий закон (от 16 июня 2011 года № 144-ФЗ) вводит понятие ассистентуры-стажировки как формы послевузовского профессионального образования в области искусства для талантливых молодых людей.
рованием для детских школ искусств норм СанПиНа, внесением в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей особенностей функционирования детских школ искусств. По всем этим проблемам уже ведется работа.
Однако полноценное функционирование уникальной системы образования в сфере культуры и искусства возможно только в контексте государственных гарантий финансирования, что предусмотрено и в вышедшем в июне этого года законе. В законе № 145 субъектам Российской Федерации дано право оказывать финансовую поддержку муниципальным детским школам искусств при реализации ими пред-профессиональных образовательных программ.
Эта введенная норма закона имеет большую предысторию.
На протяжении последних 10-15 лет финансирование детских школ искусств заметно сокращалось. Этому способствовали различные причины, и в первую очередь те, которые были связаны с отсутствием федеральных требований к образовательным программам детских школ искусств. Нет требований — значит, можно свободно определять тот или иной объем финансирования, не думая о качестве образования.
В 2010 году Минкультуры России провело мониторинг детских школ искусств. В сентябре этого же года состоялась Первая всероссийская конференция-форум преподавателей детских школ искусств, на которой результаты мониторинга и были освещены. Мониторинг выявил критическую ситуацию, которая, с одной стороны, не была неожиданностью для объектов исследования, с другой стороны, являлась свидетельством законодательного и, как след-
ствие, деятельностного бессилия Минкуль-туры:
• в ряде регионов страны износ музыкальных инструментов в детских школах искусств составляет выше 60 %;
• средства на повышение квалификации преподавателей, пополнение библиотечных фондов, проведение творческих мероприятий, даже на приобретение учебных материалов учредителями школ, практически не выделяются;
• в детских школах искусств около 10 тысяч вакансий — педагогических ставок;
• средний уровень заработной платы у педагогических работников, в том числе и концертмейстеров, — 9 тысяч рублей.
Одна из острейших проблем сегодняшней ситуации — кадровая.
Всего в системе детских школ искусств работают 125 113 преподавателей. Большинство из них — люди предпенсионного и пенсионного возраста. При отсутствии притока молодых специалистов в большинстве регионов перспектива дальнейшего развития детских школ очень проблематична.
Катастрофической в детских школах искусств можно назвать ситуацию с классами духовых и струнных смычковых инструментов. Создается угрожающая ситуация, когда в регионах Российской Федерации практически не воспроизводятся поколения музыкантов по десяткам профессий, в оркестрах пустеют пульты струнных, духовых групп. Тревогу бьют многие концертно-филармонические организации.
При этом рынок труда в области культуры и искусств ежегодно пополняют более 30 тысяч выпускников высших (16 650) и средних (14 431) профессиональных учебных заведений. Кадровое пространство детской школы искусств могла бы запол-
нить даже десятая часть из этих молодых специалистов, но они в школу работать не идут. Факторы, определяющие данную ситуацию, общеизвестны: это и унизительный размер заработной платы, проблема с жильем для молодых специалистов, невозможность удовлетворения потребностей выпускников творческих вузов сочетать в трудовой деятельности педагогическое и творческо-исполнительское направления. Непрестижность педагогической профессии по причине низкого социального статуса педагогического работника может еще долго сохраняться в обществе.
В данной ситуации детская школа искусств может жить в основном только за счет энтузиазма десятков тысяч людей: музыкантов, художников, хореографов; руководителей и методистов, которые невероятными усилиями еще обеспечивают жизнедеятельность школы.
В июле 2011 года состоялась встреча Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с министром культуры Российской Федерации А.А. Авдеевым, на которой обсуждалась проблема низкого социального статуса педагогических работников детских школ искусств. По итогам встречи Минкультуры России было дано поручение разработать проект программы по модернизации детских школ искусств. Работа в данном направлении ведется.
Прошло почти 20 лет с момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании», обсуждается уже новый проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Уникальная система подготовки творческих кадров только теперь начинает обретать законные основания для своего существования. 20 лет понадобилось, чтобы признать оче-
видное. Сколько поколений успело вкусить за 20 лет плоды «фабрики звезд» и «модельных агентств»?
Согласно принятому закону в детских школах искусств должны реализовывать-ся дополнительные предпрофессиональ-ные общеобразовательные программы в области искусств, к которым должны быть установленные единые для всей системы детских школ искусств федеральные требования.
В настоящей статье предлагается проект федеральных государственных требований к образовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Данные требования разрабатывались с учетом не только сложившихся к середине ХХ века традиций по обучению детей игре на духовых и ударных инструментах в детских музыкальных школах, но и особенностей их функционирования в последние десятилетия.
В связи с этим сделаем краткий обзор содержания двух учебных планов по духовым и ударным инструментам: учебного плана, утвержденного Минкультуры РСФСР в 1986 году, имевшего законодательный характер и действовавшего до начала 1990-х годов, и учебного плана по духовым и ударным инструментам, предложенного в 2005 году Федеральным агентством по культуре и кинематографии и но-
~ 2
сившего рекомендательный характер2.
Учебный план, утвержденный в 1986 году и по сути являющийся неким резюме прошедшего столетия в области начального образования по инструментальному исполнительству, состоит из двух разделов — обязательного и факультативного. В первый раздел включены дисциплины, преподававшиеся в ДМШ в течение не-
2 См. т. 2, приложения.
скольких предыдущих десятилетий: специальность и чтение нот с листа, ансамбль, оркестровый класс, общее фортепиано (баян или другой инструмент), сольфеджио, музыкальная литература. Обратим внимание на то, что основной предмет учебного плана имел наименование «Специальность» — по аналогии с такой же дисциплиной в музыкальном училище и вузе. Это было естественным и для музыкантов, и для чиновников, так как ни у кого не возникало мысли оспорить преемственность трех ступеней музыкального образования.
В факультативные дисциплины включались: чтение нот с листа, хоровой класс, сочинение, дирижирование (основы хорове-дения и дирижирования хором). Музыкальным школам союзных и автономных республик рекомендовалось помимо названных дисциплин включать музыкальную литературу данной республики. Факультативная дисциплина по дирижированию (дирижирование (основы хороведения и дирижирования хором)) рекомендовалась только тем учащимся, которые планировали дальнейшее обучение на дирижерско-хоровом или музыкально-теоретическом отделениях музыкального училища. Шестой год обучения вводился для тех учащихся, которым рекомендовалось продолжение обучения в музыкальном училище.
Как видно из этого учебного плана, в перечне предметов были традиционные дисциплины строго академической направленности, и вариативность в наборе дисциплин не допускалась. Кроме того, содержание дисциплины достаточно жестко определялось ее названием.
Обратимся к трем вариантам учебного плана 2005 года — семилетнему (обычного и повышенного уровней) и пятилетнему. Во всех трех учебных планах школам искусств,
как и в планах 1986 года, также предложен перечень традиционных дисциплин строго академической направленности.
Но есть и нововведения. Во-первых, предусматриваются два срока обучения — 7 и 5 лет — в зависимости от подготовленности и запросов поступающего. Во-вторых, есть изменения, продиктованные необходимостью дать школе возможность варьировать учебный план в соответствии с местными условиями как образовательного, художественного порядка, так и финансового. Так, появляются дисциплины, допускающие вариативность в обучении. Например, коллективное музицирование, позволяющее по усмотрению школы выбрать его форму: хор, оркестр, ансамбль, камерный ансамбль. Появляется в плане «предмет по выбору», позволяющий разнообразить набор академических дисциплин в соответствии с потребностями обучающихся и возможностями конкретной школы (ритмика, народное творчество, другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка и др.). Появление такой вариативности в образовательной программе продиктовано временем, когда школа искусств, зачастую не имея возможности полноценно реализовать дисциплины академической направленности, заменяла их предметами, больше обеспечивающими общее эстетическое воспитание. Школы были вынуждены заниматься общим эстетическим воспитанием и потому, что исчезали желающие обучаться на таких инструментах, как валторна, туба, тромбон, фагот. Со временем, при развивающемся дефиците этих специалистов, прекращали свое существование и духовые оркестры. Перечисление и анализ проблем, возникавших в последние два де-
сятилетия, можно продолжить, но уже названные позволяют предпринять попытки их конструктивного решения.
Для кардинального решения проблем в области профессионального музыкального образования представляется необходимым структурировать предпрофессио-нальное образование в соответствии с теми его целями и задачами, которые оно должно решать. Для этого должны быть определенные требования к образовательному процессу. Чтобы эти требования носили не рекомендательный (как учебные планы 2005 года), а законодательный характер, они должны быть изъявлением воли государства. И чтобы в этом государстве все понимали друг друга, они должны быть федеральными. Поэтому и документ, регламентирующий деятельность детских школ искусств, не должен иметь иного статуса, кроме статуса Федеральных государственных требований.
Предлагаемый проект федеральных государственных требований направлен на достижение основных целей:
1) упрочение и содержательное развитие преемственности трех ступеней музыкального образования «школа—училище—вуз»;
2) восстановление единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.
В связи с поставленными целями федеральные государственные требования (ФГТ) предполагают решение задачи формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, достаточных для перехода на ступень среднего профессионального образования.
Предлагаемый проект ФГТ впервые за всю историю начального профессионального (предпрофессионального) музыкального образования предлагает рассматривать предпрофессиональное образование детей с позиций формирования у них определенных компетенций (п. 3.2 и 3.3 ФГТ), тем самым подтверждая не только логику многоступенчатой, сложившейся на протяжении большого исторического периода системы профессионального музыкального образования, но и соответствие предлагаемого документа идеологии модернизации образования, осуществляемой в стране в настоящее время.