УДК 78.057.876
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ)
В.П. Сраджев1-*, Е.П. Кондакова2), И.П. Мандебура3)
^ Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected] 2> Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected] Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДМШ № 5 г. Белгорода» e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются цели и задачи детской музыкальной школы как общепризнанного социокультурного феномена в области музыкального образования в исторической ретроспективе, а также изменения связанные с введением дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства заложенных в Федеральных государственных требованиях.
Ключевые слова: музыкальное образование, детская школа искусств, дополнительные пред-профессиональные общеобразовательные программы в области искусства, федеральные государственные требования.
Изменчивость и динамичность современного мира, ускорение темпов развития, многообразие существующих в нем связей предъявляет новые требования к системе образования, которая, сегодня стремительно меняясь, пытается идти в ногу со временем. Не менее значимые требования стоят и перед системой дополнительного образования детей в области культуры и искусства.
В наше время культура и искусство характеризуются комплексом системных проблем, связанных с экономическими и социальными трудностями, переживаемыми российским обществом. На наш вигляд, к ним относятся:
- углубление диспропорции между ростом достижений технократической цивилизации в области наращивания материальной технологической мощи и прогрессирующим кризисом духовности и культуры в мировом сообществе;
- нарастание противоречий между тенденциями культурной унификации и сохранения национальной идентичности;
- усиление роли средств массовой информации в формировании знаний и представлений, развитие новых информационных технологий и их возможности использования в сфере культуры и искусства в общеобразовательном процессе;
- конфронтация между двумя типами коммуникационной культуры: вербальный способ постижения мира вытесняется визуальным и аудиовизуальным познанием1;
1 За качественное, современное и свободное творческое образование в России Заключительный документ Гражданского Конгресса (приложение к письму НАИ № 631 от 13.06.2012г.) режим доступа http://www.nai-inform.ru/conference/congress2012/resheniecongressa.htm
- недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
- усиление разрыва между массовой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер;
- второстепенная роль, которая отводится предметам художественноэстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
- распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения;
- чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса2.
Подобные противоречия волнуют не только работников сферы искусства и культуры. В частности, правительством Российской Федерации принят ряд законодательных документов: «Концепция художественного образования в Российской Федерации» (2001г.), «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (2008г.), которые направлены на решение проблем образования в сфере культуры и искусства и на определение основных направлений его развития.
В подготовке будущих специалистов для работы в области искусства и культуры значительная роль отводится системе дополнительного образования, где детские школы искусств выступают начальной ступенью препдрофессионального образования.
Детские школы искусств (музыкальные, художественные, фольклорные и др.) по отношению к другим видам образовательных учреждений дополнительного образования детей имеют следующие особенности:
- образовательный процесс в детских школах искусств базируется на учебных подразделениях, объединяющих обучающихся по следующим признакам: учебные группы по предметам формируются по возрастному принципу, по классам и срокам обучения;
- в детских школах искусств действуют долгосрочные образовательные программы;
- содержательной основой образовательного процесса в детских школах искусств являются примерные учебные программы;
- образовательный процесс в детских школах искусств имеет сложную структуру, основан на обязательном комплексе предметов и реализации различных по уровню освоения образовательных программ: общеэстетических, повышенного уровня, допрофессиональной подготовки3.
Вышеназванные особенности детских школ искусств обеспечивают их функционирование. Однако, в деятельности школ искусств существует проблема, связанная с соотношением общеэстетического и профессионального музыкального образования.
2
Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МК РФ от 28.12.2001 г. №1403) режим доступа http://www.lexed.ni/doc.php7icH1253#
3 Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств.) / Режим доступа http://do.gendocs.ru/docs/index-196447.html
В этой связи рассмотрим цели и задачи детской музыкальной школы как общепризнанного социокультурного феномена XX века в области музыкального образования в исторической ретроспективе.
В России детские музыкальные школы имеют более чем столетнюю историю существования. Первые школы были созданы в конце XIX века как начальная ступень обучения при музыкальных консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга, Академии художеств, главной целью которых являлась подготовка учащихся к профессиональной музыкальной деятельности.
В противовес консерваторским музыкальным школам в 1862 году М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин в Санкт-Петербурге основали Бесплатную музыкальную школу, основной задачей которой было дать общее музыкальное образование (элементарные музыкально-теоретические сведения, умение петь в хоре и играть в оркестре) широкой массе населения на основе изучения лучших образцов зарубежной и отечественной музыки.
На рубеже Х1Х-ХХ веков в России открывалась масса частных музыкальных школ, целью которых было дать как общее музыкальное образование, так и основы исполнительской практики на инструменте. Обучение было дорогостоящим, поэтому музыкальное образование могли получать дети только обеспеченных родителей либо отдельно одаренные учащиеся, поддерживаемые меценатами.
Приобщению более широких слоев населения к музыкальному образованию в эпоху первой русской революции способствовало открытие Бесплатных музыкальных школ, которые назывались Народными консерваториями. Они продолжали традиции Бесплатной музыкальной школы М. А. Балакирева и Г. Я. Ломакина.
Таким образом, в дореволюционной России в системе музыкального образования четко разводятся и определяются два направления: общее и профессиональное музыкальное образование, закрепленное в разных типах музыкальных школ.
После октябрьской революции 1917 года возникает необходимость развития новой социалистической культуры, что обусловило постановку новых задач музыкального образования - приобщение народных масс к культуре посредством подъема их образованности и предоставление возможности освоения мировой культуры; с другой стороны - «вписывание» только что рожденного социализма в русло мировой истории культуры. Провозглашения обязательности всеобщего музыкального образования, признание огромного значения общего музыкального образования в формировании «социалистической личности», подготовка музыкальных кадров для профессионального музыкального образования стала задачей государства.
В 20-ые годы XX века в России массово открывались музыкальные школы, которые назывались по-разному: «народные музыкальные школы», «школы музыкального просвещения», «народные школы общего музыкального образования». Основной задачей музыкального образования в названных школах было: приобщение широкого контингента учащихся - взрослых и детей - к музыкальному искусству.
К середине 20-ых годов XX века сеть музыкальных образовательных учреждений настолько разрослась, что возникла необходимость упорядочить их деятельность и организацию, также возникали трудности с определением их профиля, дифференциацией в зависимости от возраста учащихся, подготовки будущих специалистов.
К 1927 году общая структура советского музыкального образования в целом была завершена и включала в себя:
- начальное музыкальное образование в виде двух типов школ: четырехлетние, которые занимались музыкальным образованием детей и ставили своей целью дать общее музыкальное образование и специальную подготовку для поступления в тех-
никумы и курсы общего музыкального образования для взрослых, имевшие только музыкально-просветительские задачи;
- среднее профессиональное музыкальное образование - техникумы (исполнительские и педагогические);
высшее музыкальное образование - консерватории, музыкально-
4
педагогические институты .
Приобщение широких народных масс к музыкальной культуре и всеобщее музыкальное просвещение, проходившие в период становления советской власти, привели в 50-70-ые годы XX века к расширению сети учреждений начального музыкального образования и к увеличению желающих получить музыкальное образование. Вместе с тем в детских музыкальных школах большое внимание стало уделяться профессиональной подготовке учащихся, что нашло отражение в дифференцированном отборе поступающих по уровню музыкальных способностей. В обучении делается акцент: на технические умения и навыки, завышенные требования к программам по специальному инструменту, усвоение специальных музыкально-теоретических сведений и т.п. Кроме того, в 80-ые годы XX века окончательно сформировалась трёхуровневая система профессионального музыкального образования в России: школа - училище - вуз, где детские музыкальные школы выступали в качестве начального звена в системе общего и профессионального музыкального образования. Таким образом, приоритетным направлением детских музыкальных школ стала профессиональная ориентация учащихся.
В последнее десятилетие XX века, существенно изменились условия деятельности детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. В 1992 году с выходом Закона Российской Федерации «Об образовании» детские школы искусств были определены как учреждения дополнительного образования, деятельность которых была ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения.
В 90-ые годы XX столетия и в первое десятилетия XXI века активно пересматриваются учебные планы и образовательные программы детских музыкальных школ (1996, 2001, 2003, 2005 гг.), делается попытка оптимизировать образовательный процесс в детских школах искусств, адаптировать образовательные программы к реальным условиям функционирования школ.
В Примерных учебных планах образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств (2003 г.) «впервые разрабатываются учебные планы образовательных программ раннего эстетического развития для учащихся, поступающих в детскую школу искусств в возрасте 3-х лет и учебные планы образовательных программ подготовки к обучению детей в детской школе искусств для учащихся, поступающих в детскую школу искусств в возрасте 5 лет. Принцип вариативности, заложенный в данных учебных планах, обеспечивает адаптацию образовательных программ к способностям и возрастным возможностям учащихся дошкольного возраста»5.
«Новым также является включение учебных планов трехгодичных образовательных программ для учащихся, осваивающих программы театрального искусства и
4
Баренбойм Л. А. Музыкальное образование / Л. А. Баренбойм // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, Т. 3, 1976. - С. 763-787.
Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (пояснительная записка) режим доступа http://nmcho.narod.ru/plan.htm
эстрадно-джазового искусства. Освоение образовательных программ данных видов искусства традиционно ориентировано на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Вводятся учебные планы образовательных программ ранней профессиональной ориентации, что позволяет создать реальные условия эффективного развития и обучения детей и подростков, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства»6.
Расширение получают образовательные программы общего эстетического образования (расширен перечень предметов, в том числе и предметов по выбору), которые ставят задачу формирования и развития практических знаний, умений, навыков художественно-эстетической деятельности детей.
Таким образом, примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств в постсоветский период направлены общей частью на общеэстетическое развитие учащихся, что нашло отражение в пересмотре учебных планов и общеобразовательных программ, которые адаптированы к возрастным особенностям учащихся и уровню их подготовки к освоению учебных программ; программы этого периода носят рекомендательный характер.
С принятием в июне 2011 года Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» детские школы искусств получили новый статус - учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Вслед за Законом об образовании, изменения были внесены и в «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504). Таким образом, детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Первоочередной задачей, поставленной перед детскими школами искусств Федеральным законом № 145-ФЗ, становится реализация новых дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ в области искусства. По этим программам устанавливаются Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре, срокам обучения и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства.
«Основная цель данных программ - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусств в средних
у
и высших учебных заведениях» .
С введением новых дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ само содержание деятельности школы кардинальным образом не изменилось, принципы, заложенные в ФГТ, возвращают нас к историческим истокам, к традициям, к тем изначальным целям и задачам, которые решались на протяжении всего периода существования детских школ искусств. Традиционным в образователь-
6 Там же.
7
О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств / Авт. - сост. А.О. Аракелова. -М.: МинкультурыРоссии, 2012. -4.1. - 118 с.
ных программах остается обязательная часть учебных планов, представленная обязательным комплексом учебных предметов. Вариативная часть расширяет содержание обязательной части посредством ряда учебных предметов, которые учитывают исторические, национальные, региональные традиции подготовки кадров в области музыкального образования, а также ряда предметов направленных на коллективные формы музицирования, сочинение музыки, на использование современных информационных технологий.
Принятие предпрофессиональных общеобразовательных программ вносит ряд изменений в образовательный процесс детской школы искусств:
- меняются сроки обучения в школе: вводится восьмилетний срок обучения для детей, поступающих в школу искусств в возрасте 7-9 лет (по всем программам), и пятилетний - для детей 10-12 лет (только по программам «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра»);
- раскрывается содержание внеаудиторной работы учащихся, которая становится обязательной составляющей образовательного процесса и включает в себя самостоятельную работу по каждому учебному предмету (выполнение домашнего задания), концертную, конкурсно-фестивальную, творческую и культурнопросветительскую деятельности;
- обязательной частью общеобразовательной программы становится раздел консультаций по тем предметам, которые вынесены в аттестацию обучающегося;
- новые программы четко ориентированы на результат обучения, на каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающегося;
- зачисление в школу проводится на основании конкурсного отбора с целью выявления творческих способностей детей8.
Таким образом, разработанные Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства ориентированы большей частью не на общее музыкальное образование и воспитание обучающихся, а на предпрофессиональное музыкальное образование обучающихся.
На наш взгляд, Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам, реализуемым детскими школами искусств, будут более жизнеспособными, востребованными обществом, если внесут коррективы в решении ряда вопросов, а именно:
- оставить дополнительные общеобразовательные программы двух уровней: предпрофессионального и общеэстетического музыкального образования;
- определить содержательные аспекты предпрофессионального и общеэстетического музыкального образования;
- обеспечить постоянную профессиональную, научную и творческую связь и взаимодействие ДТТТИ с творческими союзами, вузами, учреждениями культуры и искусства;
- увеличить долю современного искусства в учебных программах;
- внедрять педагогическую методологию, опирающуюся на интеграцию различных видов искусства;
£
Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе (приказ МК РФ от 12.03.2012г. №163) режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70070002/
- обеспечить возрастную адаптацию учебных программ с учётом психофизических и возрастных особенностей детей, в том числе с обязательным включением игровых форм освоения материала для детей;
- расширить использование новых технологий в методике преподавания дисциплин искусства, включая применение аудиовизуальных педагогических технологий;
- обеспечить национальную составляющую художественного образования, повысить внимание к традиционной культуре и народному творчеству;
- обеспечить создание учебников и учебных пособий по художественной культуре и искусству, включающих применение информационных технологий;
- организовать научные исследования в области художественного образования, в том числе - определения понятия «одарённые дети», работы с ними, а также роли и механизмов воздействия художественного образования на развитие личностных качеств и творческих способностей детей, подростков и молодежи; обеспечить поддержку и пропаганду результатов исследований;
- организовать вузовские, региональные и всероссийские олимпиады в сфере предпрофессионального образования с целью повышения качества отбора наиболее талантливых кандидатов для приема на обучение в учреждения профессионального образования в области искусств 9.
На наш взгляд, это позволит Федеральным государственным требованиям отвечать требованиям, предъявляемым к системе музыкального образования в условиях современного общества, а детским школам искусств выполнять качественно задачи общеэстетического и предпрофессионального образования обучающихся.
Список литературы
1. Баренбойм, Л. А. Музыкальное образование / Л. А. Баренбойм // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, Т. 3, 1976. - С. 763-787.
2. За качественное, современное и свободное творческое образование в России Заключительный документ Гражданского Конгресса (приложение к письму НАИ № 631 от 13.06.2012г.) режим доступа http://www.nai-inform.ra/conference/congress2012/resheniecongressa.htm
3. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МК РФ от 28.12.2001г. №1403) режим доступа http://www.lexed.ru/doc.php?id=4253#
4. Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (детских школ искусств.) / Режим доступа http://do.gendocs.ru/docs/index-196447.html
5. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств / Авт. - сост. А.О. Аракелова. - М.: Минкультуры России, 2012. -4.1. - 118с.
6. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе (приказ МК РФ от 12.03.2012г. №163) режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70070002/
7. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (пояснительная записка) режим доступа http://nmcho.narod.ru/plan.htm
8. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств, рекомендованные Федеральным агентством по культуре и кинематографии в
9
За качественное, современное и свободное творческое образование в России Заключительный документ Гражданского Конгресса (приложение к письму НАИ № 631 от 13.06.2012г.) режим доступа http://www.nai-inform.ru/conference/congress2012/resheniecongressa.htm
2003 году (письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 02.06.2005г.№ 1814-18-07.4) режим доступа http://www.lawmix.ru/expertlaw/122953
DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MUSIC EDUCATION IN RUSSIA: RETROSPECTIVE ANALYSIS (ON THE EXAMPLE OF CHILDREN'S SCHOOLS OF ARTS)
V.P. of Sradzhev1 \ E.P. Kondakova2), I.P. Mandebura3)
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected] 2)Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected] 3)Municipal budgetary educational institution of additional education of children "CMS No. 5 of Belgorod" e-mail: [email protected]
In article the purposes and tasks of children's music school are considered as conventional sociocultural phenomenon in the field of music education in a historical retrospective. Also changes connected with introduction of additional preprofessional general education programs in the field of art put in Federal state requirements are considered.
Keywords: music education, children's school of arts, additional preprofessional general education programs in the field of art, federal state requirements.