Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 333-350. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 333-350.
Научная статья
УДК 378.1(44:470+571)
https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.51
Сравнительная характеристика процесса обучения инструменталистов-исполнителей на всех уровнях высшего образования во Франции и России
Людмила Васильевна Варавина
Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-8628-9287
Аннотация. Основное содержание исследования составляет сравнительный анализ процесса обучения в Парижской и российских консерваториях в сфере подготовки инструменталистов-исполнителей. В результате применения общетеоретического метода с привлечением фактологических данных выявлены основополагающие принципы функционирования обеих систем: праксеологический подход в совершенствовании учебных программ во Франции и сохранение ориентации на фундаментальное традиционное обучение в России. Обозначена причинно-следственная связь формирования системно-структурных компонентов образовательного процесса. Сопоставление процесса обучения на всех уровнях высшего образования даёт нам концептуальное представление о функционировании каждой из исследуемых моделей. Описание отличительных особенностей обучения на пути формирования музыканта-профессионала побуждает к взаимопроникновению апробированных в каждом вузе способов и методов совершенствования. Цель исследования заключается в практическом использовании достижений в области образования представителей этих двух систем.
Ключевые слова: Парижская высшая национальная консерватория музыки и танца, консерватории России, три уровня образования, бакалавриат, магистратура, докторантура, ассистентура-стажировка, процесс обучения, учебный план, программные требования, основной (специальный) инструмент, квалификации исполнителей, получение дипломов, приёмные требования, сроки обучения
Для цитирования: Варавина Л.В. Сравнительная характеристика процесса обучения инструменталистов-исполнителей на всех уровнях высшего образования во Франции и России // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 333-350. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.51.
Финансирование: исследование осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, проект № 19-013-00855) в Ростовском государственном экономическом университете.
Original article
Comparative characteristics of the process of teaching (training) instrumentalists-performers at all levels of higher education in France and Russia
Liudmila V. Varavina
Rostov State Rachmaninoff Conservatory, Rostov-on-Don, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-8628-9287
Abstract. The main content of the study is a comparative analysis of the learning process at the Paris Conservatory and Russian conservatories in the field of training instrumentalists-performers. As a result of the application of the general theoretical method of research, with the involvement of factual data, the fundamental principles of the functioning of both systems are revealed. It is a praxeological approach to improving curricula in France, as well as maintaining orientation to fundamental traditional education in Russia. The causal relationship of the formation of system-structural components of the educational process is indicated. The comparison of the learning process at all levels of higher education gives us a conceptual idea of the functioning of each of the studied models. The description of the distinctive features of training on the path of formation of a professional musician encourages the interpenetration of methods and methods of improvement tested in each university. The purpose of the study is to make practical use of the achievements in the field of education of representatives of these two systems.
Keywords: Paris Higher National Conservatory of Music and Dance, сonservatories of Russia, three levels of educationб bachelor's degree, master's degree, doctoral degree, internship, training process, curriculum, program requirements, main (special) instrument, qualifications of performers, graduation, admission requirements, terms of study
For citation: Varavina, L.V. (2021) Comparative characteristics of the process of teaching (training) instrumentalists-performers at all levels of higher education in France and Russia. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 333-350. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.51 (In Russian).
Funding: the study was carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR, Project No. 19-013-00855) at the Rostov State University of Economics.
© Варавина Л.В., 2021
С момента реализации Болонской декларации в 1999 году и за весь последующий период система музыкального образования в Европе, а затем и в России была приведена в соответствие с унификационными требованиями, что сделало возможным взаимное признание дипломов рядом стран. Цель настоящего исследования состоит в изучении и сопоставлении современных подходов в организации и содержании учебного процесса воспитания исполнителей-инструменталистов в высших учебных заведениях Франции и России на примере Высшей национальной консерватории музыки и танца Парижа (CSNMDP - Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris) и ведущих музыкальных высших учебных заведений России. Анализ призван выявить характерное и типичное для французской системы музыкального образования и подчеркнуть особенности его российской модели. Объектами исследования являются вузы, принявшие Болонскую систему в качестве образца и реализующие обучение согласно её требованиям. Речь идёт о структурном преобразовании, утвердившемся в модели парижской консерватории LMD (эквивалент европейской BMD): лисанс (= бакалавр), мастер (= магистр) и доктор, и российских высших учебных заведений музыкальной направленности: бакалавриат - магистратура - ассистентура-стажировка (аспирантура). Через структурную унификацию должна осуществиться главная цель болонских соглашений - достижение беспрепятственного взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов европейских вузов. Следует подчеркнуть, что CSNMDP является передовым в масштабах Европы высшим музыкальным учебным заведением, и этот факт даёт нам основания процессы реформации (преобразования) этого учреждения рассматривать как передовые, авангардные, аккумулирующие в себе всё инновационное.
Реорганизационные процессы в различных структурах высшего образования в сфере искусств, индуцированные Болонской декларацией в Европе, в частности, во Франции, начались в начале 2000-х. В России в консерваториях, вузах искусств этот переходный период начался в 2010-2012 годах и реализовывался поэтапно, согласно графику аккредитаций вузов. Таким образом, российские консерватории перешли на трёхуровневый стандарт примерно на 10-12 лет позже.
В настоящее время уже имеющийся опыт последних 8-10 лет даёт нам основания для анализа, сопоставления, выявления аналогий, формулирования перспектив. Приняв внешне однотипную регламентированную структуру, анализируемые нами консерватории Франции и России продолжают интенсивно развиваться, сохраняя свои традиционные ценности, культивируя свою самобытность и тем самым повышая привлекательность для более активных взаимодействий и сотрудничества между студентами и преподавателями как внутри страны, так и между государствами, что и является основной целью болонской декларации. «Новый век стёр одни грани и обнаружил массу других. Опытность сегодня есть сравнение всевозможных культур. Но "куёт" опытность праксеоло-гическое образование. А это значит, что технология "ковки" должна быть такой, чтобы использовать достояние всех культур для максимизации качества решения типовых задач у их носителей. Сегодня рождение опытности есть суть цивилизационных процессов» (Семченко, 2015: 74).
В поле нашего внимания находятся проблемы воспитания в консерваториях Франции и России музыкантов-инструменталистов: пианистов, исполнителей на духовых, струнно-смычковых инструментах и аккордеонистов1 (иные представители инструментального цеха имеют свои особенности и должны быть рассмотрены отдельно). В Парижской консерватории вышеперечисленные инструменталисты принимаются и обучаются по одинаковым учебным планам и получают унифицированные выпускные сертификаты (дипломы) на всех уровнях образования согласно «Практическому руководству»2, принятому Советом директоров Консерватории от 27 марта 2014 г., и в части, касающейся VAE, - Советом директором Консерватории 2 декабря 2014 года. Последние обновления утверждены Советом директоров Консерватории 15 марта 2021 года.
Прежде чем перейти к исследованию, необходимо внести некоторую ясность в собирательный образ консерваторий в России. В настоящее время в РФ одиннадцать государственных высших музыкальных образовательных учреждений3.
1 Класс аккордеона в консерватории Парижа был открыт в 2012 году. Первый выпуск бакалавров-аккордеонистов датируется 2016 годом.
2 Материалы для исследования, используемые нами здесь и далее, взяты из этого руководства: Règlement Des Études Musicales. 2020-2021 [Электронный ресурс] // Conservatoire National Supérieur de Musique et de Danse de Paris. URL : https://www.conservatoiredeparis.fr/sites/default/files/Cursus/CNSMDP-Reglement-etudes_musicales.pdf (дата обращения: 15.11.2021) (на фр. яз.).
3 Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, год основания - 1862; Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, год основания - 1866; Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, год основания - 1912; Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, год основания - 1934; Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, год основания - 1945; Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, год основания - 1946; Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки; год основания - 1956; Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, год основания - 1967; Астраханская государственная консерватория, год основания - 1969; Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова, год основания - 1967; Магнитогорская государственная консерватория им. М.И. Глинки, год основания - 1993.
Надо оговорить еще один важный момент - единственная консерватория России, в которой нет класса аккордеона - а мы внесли относящихся к нему исполнителей в перечень инструменталистов - это Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, также это единственный вуз, который продолжает обучать инструменталистов по традиционной российской двухуровневой структуре: специалитет - ассистентура-стажировка. Все остальные консерватории, согласно требованиям контрольных цифр приёма, регламентируемых с 2022-2023 г. Министерством культуры РФ, предписывают обучать исполнителей в рамках как традиционной российской двухуровневой системы, так и европейской трехуровневой: бакалавр - магистр - ассистентура-стажировка. В то же время обе системы объединены болонскими «узами» - европейской системой ECTS (European Crédit Transfer and Accumulation System) - перевода и накопления кредитов, или баллов. Европейская система кредитов в своем количественном эквиваленте позволяет студентам и магистрам российских вузов переводиться из одной консерватории в другую как внутри страны, так и на международном пространстве, дополнительно сдавая те дисциплины, которые изучаются в конкретном вузе. Таким образом, обе российские системы регламентируются Европейской системой кредитов и не превышают совокупный период обучения на всех уровнях высшего образования. Пятилетний специалитет как бы ассимилирует в себе трехгодичный бакалавриат и двухгодичную магистратуру. Направление специалитет является для россиян привычным, приоритетным и традиционным, поэтому более перспективные абитуриенты, набравшие больше баллов при поступлении, предпочитают обучаться по направлению специа-литет в рамках одного сквозного цикла.
Российские консерватории осуществляют свою деятельность согласно единым стандартам - ФГОСам1. Некоторые различия наблюдаются в разрабатываемых каждой консерваторией ОПОП ВО2 и рабочих программах дисциплин. Кардинально они не отличаются, так как все вузы руководствуются едиными регламентирующими документами и осуществляют образовательную деятельность согласно компетенциям, зафиксированным в государственных стандартах. Для сравнения образовательного процесса в российской и французской консерваториях представляется правомерным в качестве сопоставимого объекта от России принять Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова (РГК). Весомым аргументом в пользу этого является участие РГК в масштабном международном проекте Эразмус+ Европейского Союза, в рамках которого происходил академический обмен студентами различных специальностей (включая вышеперечисленные) и педагогами Royal Conservatoire of Scotland Королевской консерватории Шотландии (Глазго). Подобного опыта по обмену студентами по программе Эразмус+ другие консерватории не имели. «Автор данной статьи стала одной из участников масштабного международного проекта... Сопоставление разных методов, ориентиров, целевых установок и способов достижения результатов в процессе обучения в двух обозначенных вузах заслуживает скрупулёзного анализа. Возможность, предоставленная нам, благодаря программе Эразмус+ стать обладателями такой информации благодаря практическому внедрению в реальные процессы образования студентов и преподавателей, является в высшей степени полезной и перспективной» (Варавина, 2019).
Итак, структурная трёхступенчатая жесткость Болонской конструкции как заданная идентичность и некий обобщающий феномен, с одной стороны, даёт возможность сохранять и развивать индивидуализированные, самобытные черты каждому учреждению, с другой стороны, неизбежно и целенаправленно способствует изменениям и корректировкам сложившихся традиционных подходов в обучении и внедрению современных вызовов в области методологий, методик, новообразованных подходов в формировании современных дисциплин и практик.
Глобализация во всех сферах, включая высшее образование, в нашем случае воспитание исполнителей-инструменталистов, объективно направляется экономическими и геополитическими процессами, во главе которых сегодня стоят вызовы праксеологизации. Наши наблюдения показывают, что там, где данные связи определяют суть изменений системных подходов в образовании, процессы обновления происходят интенсивнее, а результаты позитивно сказываются на процессах преобразования, захватывая несколько взаимосвязанных сфер. «Современная система музыкального образования, как и система образования в целом, ныне переживает стадию трансформаций и поисков. К числу важнейших факторов, характеризующих своеобразие данного исторического периода, следует отнести праксеологизацию как регулятор взаимодействия практической востребованности будущего специалиста и научно-методической направленности процессов его обучения» (Варавина, 2021: 6).
1 Федеральный государственный образовательный стандарт.
2 Примерные основные образовательные программы высшего образования.
В качестве объекта исследования подготовки инструменталистов-исполнителей на всех уровнях высшего образования Франции и России возьмём функционирование системных элементов, их совокупность и взаимодействие внутри учебного процесса. Выделим основные системно-структурные компоненты процесса обучения:
- приёмные требования;
- организация процесса обучения, учебный план, программные требования;
- завершение обучения, получение диплома (сертификата) после окончания бакалавриата, магистратуры, докторантуры (ассистентуры-стажировки) в сфере подготовки музыкантов-исполнителей.
Рассмотрим последовательно три уровня высшего образования согласно предложенной рубрикации. В статье не будут учитываться процедурные, формальные, юридические, правовые и прочие рекомендации, кроме исключительно необходимых.
Licence - бакалавриат. Первый уровень высшего образования. Содержание и направленность приёмных испытаний обеих консерваторий раскрывают принципиально различные подходы к оценке знаний и умений абитуриентов, что наглядно проявляется при сопоставлении требований вступительных экзаменов (табл. 1).
Таблица 1 - Приёмные требования для поступления на бакалавриат
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris1 Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова2
Licence Бакалавриат, специалитет
Обязательное наличие диплома о среднем профессиональном образовании Обязательное наличие любого документа о среднем образовании
Сроки подачи документов в сентябре - ноябре предшествующего обучению года. Вступительные экзамены в феврале, т. е. до окончания предыдущего этапа обучения в колледже. В случае зачисления диплом об окончании колледжа предоставляется в начале учебного года Сроки подачи документов - в июне, после завершения среднего образования. Их прием осуществляется только при наличии документа о среднем (профессиональном) образовании. Вступительные экзамены - в июле, зачисление -в августе. Начало занятий - в сентябре
Приём осуществляется на конкурсной основе. После регистрации кандидаты допускаются к первому этапу. Инструментальный экзамен проходит в два этапа. Между этапами временная дистанция составляет 8-12 дней. Приём осуществляется на конкурсной основе. После регистрации абитуриенты допускаются к вступительным экзаменам: 1. Творческое испытание - исполнение сольной программы. 2. Собеседование. 3. Профессиональное испытание - теория музыки. 4. Литература. 5. Русский язык
Первый этап называется «Право на участие» или «Допуск». Инструментальный экзамен состоит из обязательной (рекомендованной) программы: 1. Обязательная пьеса, опубликованная примерно за три месяца. 2. Прелюдия и фуга из указанного тома ХТК или иное сочинение Баха (зависит от инструмента). 3. Классическое, романтическое или современное произведение на выбор. Второй этап. Поступление. Обязательная программа, размещённая за 6 недель до экзамена: 1. Оригинальное обязательное произведение, опубликованное примерно за два месяца. 2. Пьеса по выбору абитуриента из предоставленного списка. 3. Чтение с листа на инструменте (с предварительной подготовкой в отдельном помещении) 1. Творческое испытание -исполнение сольной программы включает заранее подготовленные: - полифоническое произведение; - циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл; - виртуозное произведение. Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения 2. Собеседование. Коллоквиум предполагает выявление уровня профессиональной подготовки абитуриента по следующим разделам: проверка слуха, анализ исполняемого произведения, знания по истории исполнительства, оригинального репертуара, общая эрудиция по истории музыки и смежным искусствам. 3. Профессиональное испытание - теория музыки включает написание диктанта, задачи по гармонии, сольфеджирование 4. Литература, русский язык - тестирование по программе средней школы
Примечание: кандидаты, сдавшие вступительные экзамены на 1-й уровень высшего образования, не являющиеся гражданами франкоязычных стран, должны представить до 30 июня, предшествующего их первой регистрации в консерватории, сертификат организации, утвержденной правительством Франции, об уровне владения французским языком, рангом не ниже B1 в шкале общих контрольных уровней Совета Европы Примечание: кандидаты, сдавшие вступительные экзамены на 1-й уровень высшего образования, не являющиеся гражданами России, должны сдать экзамен, подтверждающий необходимый уровень знания русского языка
1 Conditions d'admission [Электронный ресурс] // Conservatoire National Supérieur de Musique et de Danse de Paris. URL: https://www.conservatoiredeparis.fr/index.php/fr/cursus/concours-dentree/modalites-dadmission (дата обращения: 15.11.2021).
2 Прием 2022 [Электронный ресурс] // Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова. URL: https://rostcons.ru/entrant/entrant_2022.html (дата обращения: 15.11.2021).
Анализ сведений, представленных в табл. 1, показывает, что приёмные испытания в Парижской консерватории ограничиваются только исполнением на инструменте, правда, в расширенном, нетипичном для российских консерваторий, формате. Французский язык обязателен только для иностранных студентов и не влияет на результаты экзаменов. Среди списка обязательных вступительных экзаменов в CSNMDP мы не видим присутствующих в российском перечне так называемых творческих испытаний (сольфеджио, гармония, анализ). Относительно них во Франции реализуется совершенно другая схема: уже после зачисления в CSNMDP студенты-инструменталисты сдают тесты, составляющие три модуля: вокальное сольфеджирова-ние, ритмическое, проверка слуха, которые соответствуют обучающим программам консерватории. В случае успешной сдачи тестов студент освобождается от изучения этих дисциплин в консерватории и получает соответствующий сертификат. В случае частичной или неудовлетворительной сдачи тестов студент обязан в определённые сроки и за отдельную плату пройти курс обучения и сдать этот блок дисциплин, именуемый «Музыкальное образование». Часть абитуриентов заранее, на специально организованных курсах, до поступления осваивают эти предметы, чтобы освободить время в период обучения в консерватории.
Различный подход в проведении вступительных экзаменов мы рассмотрим через отношение к оцениванию абитуриентов, а именно как структурированы вступительные экзамены и какой принцип оценки оказывается приоритетным? Из перечня вступительных экзаменов видно, что французская система в творческих вузах ставит во главу угла владение инструментом и весь комплекс потенциальных творческих способностей испытуемого, давая возможность в процессе дальнейшего обучения достичь необходимого уровня в музыкальных предметах. Уровень владения инструментом является единственной доминантой, которая определяет факт поступления. Такой подход представляется нам, несомненно, более перспективным и логичным. Система оценивания абитуриентов в российских консерваториях в последние годы вызывает много вопросов, так как баллы, получаемые ими по пяти позициям (исполнение, собеседование, творческое испытание, русский язык, литература) суммируются, исключая какую-либо дифференциацию. В результате математического сложения баллов поступает в консерваторию абитуриент, просто набравший большую сумму! Такая система оценки представляется весьма сомнительной в творческих вузах. Метод французских коллег представляется более логичным, перспективным и современным.
Сравнительный анализ приёмных требований также показывает, что именно при поступлении в российский вуз абитуриент должен продемонстрировать: наличие умений, достигнутых в результате занятий, срок которых неизвестен, так как нельзя определить, как долго он совершенствовался в разучивании этой программы. В то же время такой подход даёт ему возможность достаточно убедительно продемонстрировать стабильность, продуманность интерпретации, техническую добротность исполнения. Собеседование выявляет его эрудицию, объём знаний. Вообще удивляет количество экзаменов и объём необходимых знаний в разных сферах искусства, которые вменяются поступающему. Таким образом, во главе угла российских испытаний стоит демонстрация достигнутого, заранее выученного, имеющийся уровень технического мастерства, профессионализм в области интерпретации.
Абитуриент Парижской консерватории должен продемонстрировать умения и навыки быстрого освоения музыкальных произведений за достаточно короткий срок, так как программа двух этапов является обязательной, рекомендованной приёмной комиссией и не может быть выучена заранее. Чтобы справиться с этой задачей, поступающий должен владеть методикой быстрого запоминания наизусть, а его технический аппарат - обладать достаточной мобильностью и гибкостью. Перечень произведений (более 15), предлагаемых в списках высокого уровня сложности, внушает уважение: аккордеон - Ю. Ганцер Фантазия 84, Г. Лорентцен «Слезы» («Tears»), Б. Преч (В. Precz) Twelve in four, В. Семенов «Каприс», по выбору один из трех; скрипка - А. Дворжак «Концерт ля минор, op. 53» (1-я часть), С. Прокофьев «Концерт № 2 соль минор, op. 63» (1 часть или финал); «Концерт № 1 ре мажор, op. 19» (1 часть), Сен-Санс «Концерт № 3 си минор, ор. 61» (1-я или 3-я часть), Ф. Мендельсон «Концерт № 2 ми минор, op. 64» (1 часть, включая каденцию) и т. п.
К перечисленным навыкам добавляется проверка умения читать с листа и анализировать незнакомое произведение, что затруднительно без воспитания предслышания и наличия сформированных слуходвигательных навыков. Все произведения двух этапов исполняются наизусть. Таким образом, задача французских экзаменаторов - определить степень владения абитуриентами навыками быстрого запоминания, включая, конечно, профессионализм исполнения, а также способность предслышать и исполнить (чтение с листа).
Очевиден факт чрезмерности вступительных требований в российские вузы искусств и перегруженности абитуриентов при подготовке, налицо неправомочное нивелирование и размывание значимости основной специальности.
Организация процесса обучения. Учебный план. Сравнительная характеристика дисциплин. Объём образовательных программ в зачётных единицах в консерваториях Росси и Франции соответствует 60 ECTS в год. Исходя из годового норматива, трёхгодичное обучение на 1 уровне Licence равно 180 ECTS, а четырёхгодичное по программе бакалавриата - 240 ЗЕТ.
Организация обучения на первом уровне высшего образования (licence, бакалавриат) зафиксирована в учебных планах, состоящих из нескольких разделов. Французская образовательная модель представляет собой три раздела: «Основной инструмент», «Дополнительные дисциплины», включающий в себя теоретические предметы, историю музыки, оригинально сформати-рованный предмет «Чтение с листа», дирижирование, транспонирование, ансамбль, оркестр, иностранный язык, практические аспекты мастерства (практики) и т. п. Третий раздел называется «Необязательные дополнительные дисциплины». Факультативная дисциплина его выбирается самим студентом.
Российский учебный план состоит из двух блоков. Блок 1 делится на две части: обязательную, включающую 24 дисциплины: основной инструмент, теоретические предметы, историю музыки, гуманитарные, иностранный язык, физическую подготовку, методику, педагогические дисциплины, основы научных исследований, и часть, формируемую участниками образовательных отношений, куда входят 11 дисциплин: ансамбль, концертмейстерский класс, дирижирование, второй инструмент (фортепиано), аранжировка, изучение репертуара, интерпретация, оркестр, физическая подготовка. Блок 2 делится на три части, которые включают все виды практик, факультативы.
Исследование учебных планов даёт возможность сделать следующие выводы:
1. Если абстрагироваться от формальных делений внутри планов, то мы наблюдаем идентичный набор дисциплин в обоих вузах. Заметен очевидный факт, что количество дисциплин в консерваториях России почти вдвое превышает количество предметов в консерватории Парижа. Однако анализ содержания этих дисциплин показывает, что для российского варианта характерна более дробная дифференциация предметов с расширенным изучением каждого, при этом освоение их обязательно для всех. Такой подход к формированию учебных планов направлен на получение более основательных, углублённых знаний, но в то же время он сопряжен с увеличением количества аудиторных часов и уменьшением времени для самостоятельных занятий по специальности и для практической деятельности.
Представляется любопытным перечень учебных предметов, предлагаемый для освоения исполнителям-инструменталистам Парижской консерватории. Некоторые дисциплины не имеют аналога как отдельных, самостоятельных курсов в России. Содержание их включает в себя множественный ряд различных дисциплин, изучаемых студентами в естественной межпредметной связке, часто ориентированной в большей степени на приобретение необходимых навыков, а не на составление значительного объёма знаний. Вместе с тем студентам CSNMDP предоставляется возможность более досконально изучать дисциплины, посещая другие кафедры при наличии мест в группах и свободного времени, но освоение этих более развёрнутых курсов не является обязательным.
2. Иностранный язык в российских консерваториях изучается обязательно всеми, в учреждении Парижа курс является обязательным для любого студента, если он не может подтвердить уровень B1 на иностранном языке.
3. Практические аспекты мастерства или виды практик администрацией консерватории Парижа организованы с абсолютной ориентацией на практическую деятельность. Студенты, погружаясь в реальную профессиональную ситуацию, получают навыки коммуникации, презентации, совершенствуют организационные аспекты деятельности, контактируют с различными аудиториями, обязательно сотрудничают с профессиональными артистами, что позволяет им познакомиться с реалиями профессии в органичной среде. Решение вопросов организации коммуникации и практического опыта берёт на себя консерватория в лице специальных структур. Вуз устанавливает многочисленные партнерские отношения, в основном, с местными профессиональными структурами (оркестрами, концертными залами и т. д.) с целью получения студентами дополнительного практического опыта в профессиональной среде.
В российских консерваториях количество часов практик в основном отдано самостоятельной деятельности студентов, которая не имеет четкого планирования и системной отчетности. Контактные часы с преподавателями крайне малы. Организация и проведение концертных проектов, шоу-программ студентами не является обязательной, также вуз не берёт на себя обязательств по внедрению студентов в профессиональные коллективы. В то же время большая часть российских студентов-инструменталистов официально работают в профессиональных коллективах, где, как правило, остаются после окончания вуза.
4. Рассмотрим дисциплину «Основной инструмент», или, как называют её в российских вузах, - «Специальный инструмент». Анализ программ и годовых требований обеих консерваторий даёт основания сделать следующие выводы:
- уровень сложности исполняемых произведений идентичен; объем исполняемых сочинений на экзамене равнозначный;
- изучение сочинений различных стилей имеет тот же последовательный ряд - барокко (Бах, Скарлатти, Куперен, Гендель и т.д.), классика, сочинения эпохи романтизма, современная музыка. Аналогично и сочетание стилей в одних программах, независимо от курса, - это обязательное исполнение полифонических циклов и современной музыки;
- количество изучаемых сочинений в Ростовской консерватории, как и в других вузах России, исполняемых совокупно на зачётах и экзаменах в течение обучения, значительно превышает количество пьес, освоенных студентами-инструменталистами Парижской консерватории;
- следует особо подчеркнуть одно существенное различие в формировании годовых программных положений обеих консерваторий. В требованиях, предъявляемых к инструменталистам-исполнителям Парижской консерватории на всех экзаменах, зафиксировано исполнение обязательного произведения, публикуемого за два месяца до экзамена. Таким образом, продолжается традиция совершенствования навыка быстрого запоминания, мобилизации и активизации исполнительских умений. Также уровень сложности обязательных произведений повышается в зависимости от курса и способствует поступательному развитию студента.
В РГК им. С.В. Рахманинова в программных требованиях и прилагаемых к ним списках также декларируется постепенное усложнение программы и увеличение объёма изучения современной музыки. Внушительное количество произведений, необходимое к обязательному изучению, и строгая многократная (четыре выступления) отчётность в течение года ставит студента в ситуацию, предусматривающую выучивание пьес за два, три месяца, так как каждые два месяца он исполняет новую программу согласно регламенту отчетности. Разница лишь в том, что эти пьесы выбирает студент с преподавателем самостоятельно, на основе курсовых программных требований. Так что можно резюмировать, что навык быстрого разучивания произведений также активно формируется и у российских студентов в период обучения. Хотя практика введения обязательного произведения, одного для всех на курсе, представляется очень интересной и вполне может быть внедрена в процесс обучения российских инструменталистов.
Дипломы (сертификаты). К итоговым экзаменам в консерваториях обеих стран допускаются студенты полностью сдавшие, согласно требованиям, все зачёты и экзамены. В российских вузах факт сдачи зачётов и экзаменов фиксируется в экзаменационных ведомостях и персональных зачётных книжках студентов; во Франции студенты, сдавшие зачёты и экзамены, получают сертификаты по каждой дисциплине учебного плана.
Государственная итоговая аттестация студентов консерваторий России проводится в виде защиты исследовательской выпускной квалификационной работы (ВКР), а также в виде государственного экзамена, который включает в себя исполнение сольной программы и выступление в составе ансамбля. ВКР представляет собой законченную работу объёмом не менее одного печатного листа. Процесс написания проходит под руководством научного руководителя. В ходе него бакалавр осваивает методику научного исследования, включающую в себя взаимодействие с научной литературой, умение обобщать и анализировать материал, использовать полученные в процессе обучения профессиональные практические навыки.
Итоговая аттестация Licence консерватории Парижа представляет собой исполнение сольной программы и выступление в составе ансамбля. Квалификационная исследовательская работа представляется и защищается только теми бакалаврами, которые получают отдельный диплом учителя музыки.
По итогам успешной сдачи итоговых экзаменов студенты-инструменталисты получают дипломы с присвоением квалификаций (табл. 2).
Таблица 2 - Перечень квалификаций
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова
Licence Бакалавриат
Завершение обучения по направлению licence даёт возможность получить национальный диплом высшего профессионального образования (DNSP) либо национальный диплом артиста-исполнителя (Diplôme d'artiste interprète) с присвоением следующих квалификаций: - руководитель инструментального ансамбля; - инструменталист; - специалист в области музыкального творчества Завершение обучения по уровню «бакалавриат» даёт возможность получить документ государственного образца о высшем профессиональном образовании -диплом бакалавра с присвоением следующих квалификаций: струнные, духовые инструменты -артист ансамбля, артист оркестра, руководитель творческого коллектива, преподаватель; фортепиано -артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель; баян, аккордеон - артист ансамбля, артист оркестра, концертмейстер, руководитель творческого коллектива, преподаватель1
1 Примерная основная образовательная программа (ПООП) «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты». Направление подготовки (специальность) 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство. Уровень высшего образования - бакалавриат / Российская академия музыки имени Гнесиных. СПб., 2017. 490 с.
Очевидно, что основные квалификации совпадают. Существенное различие выявлено в одном - в перечне licence нет квалификации, подтверждающей возможность педагогической деятельности.
Рассмотрим особенность получения квалификации преподавателя на всех трёх уровнях высшего образования во Франции. Если мы вернёмся к перечню предметов учебного плана в разделе «Учебный план. Сравнительная характеристика дисциплин», то обратим внимание, что в парижском перечне отсутствуют предметы гуманитарного цикла, дисциплины по педагогике, психологии, методике. Диплом учителя музыки студенты парижской консерватории могут получить, если они пройдут обучение на совместном курсе DE/DNSPM1 первого уровня высшего образования, занимаясь на кафедре педагогики консерватории и параллельно - в университете «Париж - Сорбонна».
Существует соглашение о партнерстве между Национальной консерваторией музыки и танца Парижа и отделом UFR (Unité de formation et de recherches - учебный и научно-исследовательский факультет области гуманитарных наук) университета «Париж - Сорбонна». Соглашения между консерваториями и университетами являются обязательными. Это позволяет студентам, принятым на первый уровень высшего образования, получить вместе с дипломом Licence консерватории еще один диплом (аттестат) - Licence университета «Париж - Сорбонна». Параллельное обучение определяется желанием студента получить второй диплом учителя музыки и не является обязательным.
Парижская консерватория имеет право выдавать государственный диплом учителя музыки в партнёрстве с университетом «Париж - Сорбонна». Совместный курс DE/DNSPM открыт для студентов-исполнителей - как солистов, так и ансамблистов. Университетские курсы включают в себя несколько направлений: посвящение в педагогику, гуманитарные науки; подготовку к исследовательской деятельности - методологию исследования, персональную учебную исследовательскую работу педагогической направленности; практические аспекты профессии (практики), включающие погружение в профессиональные ситуации, а также 60-часовую стажировку с наставником (практические подходы к понятию школьного проекта и учебной ситуации). Студент может посещать не более одного или двух университетских курсов (максимум) в течение года обучения в консерватории. Он определяет сам, на каком этапе учебы в консерватории хочет начать изучать университетский курс. Для посещения их требуется зачисление и оплата обучения. Расписание занятий согласовывается учреждениями. Продолжительность подготовки - 3 года.
Master - магистр. Второй уровень высшего образования. Цели второго уровня обучения - развитие творческой личности, стимулирование поиска индивидуализированной, личностной реализации в профессиональной деятельности, формирование умений и навыков творческой самостоятельности. Рассмотрим процесс организации обучения, призванный осуществить эти цели (табл. 3).
Таблица 3 - Приёмные требования для поступления в магистратуру_
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова
Master Магистр
1 2
Обязательное наличие диплома об окончании первого уровня (licence или бакалавр) французского или зарубежного высшего музыкального учебного заведения по соответствующей дисциплине, предоставляется краткое резюме Обязательное наличие диплома об окончании первого уровня (бакалавр) российского или зарубежного высшего музыкального учебного заведения по соответствующей дисциплине
Сроки и процедура подачи документов аналогичны требованиям для поступления на первый уровень Сроки и процедура подачи документов аналогичны требованиям для поступления на первый уровень
Этот цикл доступен без конкурса для студентов, получивших диплом первого уровня по той же специальности, по которой решили продолжить обучение на втором уровне. Для остальных приём осуществляется на конкурсной основе. После рассмотрения комиссией поданных документов абитуриент допускается к экзамену Приём осуществляется на конкурсной основе. После регистрации абитуриенты допускаются к экзамену
1 DEM (Diplôme d'État de professeur de musique) - государственный диплом учителя музыки, может быть получен во всех высших учебных заведениях. DNSPM (Diplôme national supérieur professionnel de musicien) -высший национальный (государственный) диплом профессионального музыканта (Parcours conjoint DE/DNSPM 1er cycle supérieur [Электронный ресурс] // Conservatoire National Supérieur de Musique et de Danse de Paris. URL : https://www.conservatoiredeparis.fr/fr/discipline/parcours-conjoint-dednspm-1er-cycle-superieur (дата обращения: 20.11.2021) (на фр. яз.)).
Продолжение таблицы 3
1 2
Экзамен включает в себя: 1. Исполнение обязательного произведения, опубликованного за два месяца до начала экзаменов. 2. Исполнение предложенной кандидатом программы продолжительностью около 20 минут, которая должна содержать, по возможности, произведения разных эпох и стилей. 3. Собеседование на французском языке, посвященное вопросам мотивации дальнейшего обучения кандидата (около 15 минут) Экзамен проходит в два этапа: 1. Творческое испытание - исполнение сольной программы. По объему и степени трудности она должна соответствовать выпускной программе бакалавриата, включающей полифоническое произведение, сочинение крупной формы, современную пьесу (продолжительность 30-35 минут). 2. Собеседование, которое призвано выявить общекультурный и общемузыкальный уровень поступающего, анализ исполняемого произведения, знания по истории исполнительства, оригинального репертуара, знание методики преподавания игры
Анализ приёмных требований в консерваториях Франции и России с формообразующей стороны показывает их идентичность: исполнение сольной программы и собеседование. Содержательная составляющая экзаменов демонстрирует самобытность сложившихся профессиональных традиций - во Франции доминирующими показателями по-прежнему являются умения и навыки быстрого разучивания сложных современных произведений и профессиональный уровень их исполнения, в то время как российские абитуриенты представляют заранее выученную программу, составленную по собственному выбору.
Собеседование поступающих в магистратуру россиян признано выявить их общекультурные и общемузыкальные компетенции, в то время как поступающие на второй уровень master во Франции должны точно себе представлять, в каком направлении они хотят развиваться в магистратуре, где планируют реализовывать полученные знания после окончания обучения. Их доводы во время собеседования должны убедить комиссию, так как реализация задуманного после зачисления станет основой формирования их учебного плана, согласно вектору предполагаемого направления в обучении.
Организация процесса обучения. Учебный план. Сравнительная характеристика дисциплин. Срок обучения на втором уровне высшего образования (master - магистр) составляет 2 года, соответственно совпадает и нормативно установленный объем образовательных программ вузов - 120 ECTS зачетных единиц.
Структурные различия учебных планов обеих консерваторий заключаются в количестве разделов, их наименований и традиционном для каждого учреждения распределении дисциплин по блокам. Нас больше интересует проблема сопоставления содержания идентичных дисциплин и их приоритетность в контексте всех предметов, любопытен факт разного количества учебных предметов.
1. Учебный план уровня «Master», по которому обучают исполнителей-инструменталистов в Парижской консерватории, включает три раздела и 10 дисциплин: основная дисциплина - «Инструмент» (сольное и ансамблевое исполнительство); дополнительные дисциплины - «Оркестр», иностранный язык и факультативный курс; специальные дисциплины - «Методология исследования», «Индивидуальная научная работа», «Практические аспекты работы», «Приобщение к педагогике», «Погружение в профессиональную ситуацию».
Российский учебный план исполнителей магистров включает 25 дисциплин и состоит из двух блоков. Блок 1 делится на две части: обязательная часть содержит 8 дисциплин: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Философия науки и искусства», «Иностранный язык», «Методика преподавания дисциплин в высшей школе», «Научно-исследовательская работа (теоретический курс)», «Актуальные проблемы музыкального исполнительства и педагогики (подготовка исследовательской работы)», «Культура и искусство Юга России»; и часть, формируемую участниками образовательных отношений, куда входят 7 дисциплин - «Теория и практика переложений для ансамблей», «Аранжировка для ансамблей», «Современный репертуар», «Массовая музыка в контексте культуры», «Менеджмент фестивалей и гастрольной деятельности», «Оркестровый класс», «Организационные основы системы образования». Блок 2 представлен 10 дисциплинами, делится на три части, которые включат все различные виды практик и факультативы.
Рельефно обозначившая себя тенденция в различных подходах к содержанию вступительных экзаменов, находит своё продолжение в концепции формирования учебных планов. Французская модель ориентирована на углублённое изучение основных дисциплин, подкрепляемое различными формами целенаправленно организованных профессиональных практик, российская модель продолжает традицию расширенного, объёмного изучения большего количества дисциплин с более скромным числом различных практик, основная часть которых предполагает самостоятельную работу студентов. Перечень основных дисциплин совпадает, общее число кредитов - тоже, но распорядились консерватории этим по-разному.
Сопоставим объём кредитов1 по идентичным предметам (табл. 4).
Таблица 4 - Распределение кредитов по дисциплинам
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова
Master Магистр
Основная дисциплина - «Инструмент» (сольное и ансамблевое исполнительство) - 77 кредитов «Специальный инструмент», «Ансамбль» - 22 кредита
«Оркестр» - 12 кредитов «Оркестр» - 14 кредитов
«Иностранный язык» - 2 кредита «Иностранный язык» - 4 кредита
Факультативная дисциплина - 4 кредита Факультативная дисциплина - 3 кредита
«Методология исследования» - 3 кредита «Методология исследования» -1 кредит
«Индивидуальная научная работа» - 9 кредитов «Индивидуальная научная работа» - 2 кредита
Практики (13 кредитов): «Практические аспекты работы 3» - 2 кредита. «Практические аспекты работы 4» - 1 кредит. «Приобщение к педагогике» - 4 кредита. «Погружение в профессиональную ситуацию» -6 кредитов Практики (56 кредитов): учебно-ознакомительная практика - 2 кредита; исполнительская практика - 30 кредитов; педагогическая практика - 8 кредитов; научно-исследовательская работа - 5 кредитов; преддипломная практика - 1 кредит; производственная практика - 5 кредитов; руководство творческим коллективом - 5 кредитов
Итого - 120 кредитов Итого 102 кредита, 18 кредитов отданы другим дисциплинам
Кардинальное различие учебных планов состоит в очевидном предпочтении со стороны руководства Парижской консерватории дисциплины «Основной инструмент» (соло и ансамбль) и курсов, формирующих навыки исследовательской работы. Им отдано, соответственно, 77 и 13 кредитов, что составляет % зачётных единиц от общего числа: 90 из 120.
2. Организация практик в ОБЫМОР обусловлена особым образом сформированными и управляющими процессом образования административными структурами консерватории, целью которых является удовлетворение запросов общества и трудоустройство выпускников. В связи с этим совет директоров консерватории ежегодно корректирует их план с целью повышения эффективности процессов. В результате изменяется содержание дисциплин, что обуславливается запросами и вызовами современного общества. Так, «Практические аспекты работы 3» - это лекционные курсы, предназначенные для ознакомления с современной нормативно-правовой базой, в которой работают музыканты, для понимания того, как происходит государственное и частное финансирование. «Практические аспекты работы 4» - семинары, на которых студентов знакомят с различными типами музыкального сотрудничества, в том числе предназначенного и для аудиторий с ограниченными возможностями, особенно в многочисленных медицинских учреждениях. «Погружение в профессиональную ситуацию» предполагает практическую деятельность студента в одной или нескольких сферах, связанных с его будущей профессией, где он учится самостоятельно, без непосредственного руководства преподавателя взаимодействовать с аудиторией, показывая умение задумать и провести сольный концерт либо организовать оригинальный концертно-просветительный проект и т. п. В рамках дисциплины обязательно предусмотрен контакт в виде творческого сотрудничества с профессиональными артистами, концертными коллективами, чтобы познакомить студента с реалиями профессии, что позволит более успешно интегрироваться в трудовой процесс. В организации этих проектов и творческих контактов активное участие принимает администрация консерватории, включая их финансовую поддержку.
Российская трактовка практик в целом преследует те же цели, однако процесс и отчетность не подразумевают обязательного создания и показа сольных и ансамблевых проектов, не предполагают обязательного внедрения магистров в профессиональную среду. Однако действительность такова, что большинство обучающихся магистров уже работают по специальности.
3. Сопоставим программные требования по специальности и ансамблю за первый год обучения и особенности составления выпускного, итогового экзамена. Требования в данной статье представлены по классу аккордеона. Подобным образом, аналогично по степени сложности, ре-гламентаций и направленности прописаны требования и для других инструментов. При оценивании комиссией отдаётся предпочтение концепции концерта, интерпретации произведений, профессиональному уровню исполнения (табл. 5).
1 В каждом количественном показателе кредитов обеих консерваторий учитываются часы, указывающие на продолжительность курса, а также на самостоятельную работу студента и на время, проведённое на испытаниях.
Таблица 5 - Экзаменационные требования по специальности и ансамблю
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова1
Master Основной инструмент Магистр Специальный инструмент
Концерт в конце первого года обучения, не публичный, продолжительностью не более 45 минут Концерт в конце первого года обучения, публичный, продолжительностью не более 45 минут
Содержание программы: 1. Произведение, написанное после 1980 года, в котором использованы современные техники композиторского письма на выбор из обязательного списка, опубликованного за восемь недель до концерта. 2. Свободная программа, включающая произведения как минимум двух разных стилей. Это может быть произведение камерной музыки и/или его транскрипция. 3. Обязательный устный методический комментарий комиссии после обсуждения Варианты содержания программы: 1. Подготовка программы, обусловленной подготовкой к всероссийскому или международному конкурсам либо участием в каком-либо фестивале, а также произведения, подготовленные самостоятельно. 2. Традиционная программа: полифоническое произведение (фантазия, пастораль, пассакалия, чакона, полифонический цикл); оригинальное произведение крупной формы, произведения по выбору, произведения, подготовленные самостоятельно. 3. Обязательный устный методический комментарий комиссии после обсуждения
В требования к отчетности не фигурирует отдельный экзамен по камерному ансамблю Ансамбль. Публичный концерт продолжительностью 30-35 минут. Свободная программа камерно-ансамблевой музыки, сформированная из выступлений студента в различных составах ансамблей
Выпускной концерт, публичный, продолжительностью не более 50 минут Выпускной концерт, публичный, продолжительностью 50-60 минут
Содержание программы: 1. Часть пьес выбирается по жребию из списка, представленного за три недели до экзамена. 2. Одно обязательное произведение, предложенное всем выпускникам в оговоренный требованиями срок. 3. Пьесы по выбору студента с включением сочинений крупной формы, оригинальных произведений и переложений. Программа может включать в себя произведение камерной музыки и / или транскрипцию Варианты содержание программы: 1. Подготовка тематического проекта, посвященного творчеству определенного композитора, либо показу ретроспективы отдельного жанра, либо сопоставлению оригинальной музыки и переложений и т. п., произведения, подготовленные самостоятельно. 2. Традиционная программа: полифонический цикл (с трех- или четырехголосной фугой), хорал, фантазия, пассакалия; произведение крупной формы, пьеса виртуозного характера; пьеса зарубежного или отечественного композитора. Наличие оригинальных современных сочинений, а также музыки эпохи барокко обязательно.
В требованиях к отчетности не фигурирует отдельный экзамен по камерному ансамблю Ансамбль. Публичный концерт, продолжительностью 30-35 минут. Свободная программа, сформированная из выступлений студента в различных составах ансамблей
Анализ списков предлагаемых произведений в период обучения в магистратуре обеих консерваторий показывает их почти полное сходство, включая такие показатели, как уровень сложности, жанры,стили, персоналии.
Достаточно интересна и по структуре, и по содержанию регламентация обязательных сочинений, адресованных французским исполнителям-инструменталистам - это ультрасовременные композиции. Как нам известно из диссертации В. Лермэ2, настоятельно рекомендуется включение в программы сочинений национальных композиторов; своеобразное инициирование конкурсной ситуации среди выпускников на выпускном экзамене за счёт включения в программу обязательного произведения, предложенного всем выпускникам в оговоренный требованиями срок.
Рекомендации по формированию программ российских магистров предполагают большую творческую свободу, дают возможность параллельно с обучением участвовать в международных конкурсах, тематических фестивалях, реализовывать интересные проекты. Такой подход представляется более перспективным в обучении магистров.
Камерно-ансамблевое исполнительство в российской магистратуре является отдельной дисциплиной и поэтому имеет отдельную отчётность в виде экзамена. Для современного исполнителя очень важно получить расширенный опыт работы в различных составах ансамблей. Такой подход в совершенствовании ансамблевого мастерства нам кажется более современным и актуальным.
1 Приёмные требования Ростовской консерватории идентичны требованиям всех консерваторий России.
2 Lhermet V. Le répertoire contemporain de l'accordéon en Europe depuis 1990: l'affirmation d'une nouvelle identité sonore. Paris, 2016. 268 р. (на фр. яз.)
Выпускники второго уровня высшего образования «Master» и «Магистр» обязательно пишут исследовательскую работу по интерпретации, методике, истории исполнительства и т. п. Обращает на себя внимание факт, что статус защиты в консерваториях различен: в России ВКР (выпускная квалификационная работа) является приоритетной и более важной, чем исполнение сольной программы. Французские выпускники защищают свою le TEP (Travail (фр. «работа», англ. «мучение») d'étude personnel) в рамках окончания курсов «Методология исследования» и «Индивидуальная научная работа», получая свой сертификат по этому направлению, без которого они не могут претендовать на получение диплома, однако главным и определяющим является исполнение сольной программы. Безусловно, французский вариант для исполнителей-инструменталистов предпочтительней. До принятия в России последних стандартов, на протяжении десятилетий исполнение сольной программы на всех уровнях образования было также определяющим. Есть надежда, что требования ГИА будут изменены согласно специфике творческих вузов.
Дипломы (сертификаты). Завершив обучение в магистратуре, российские исполнители-инструменталисты получают диплом с присвоением квалификации «Магистр». Выпускники готовы к осуществлению профессиональной деятельности следующих типов: художественно-творческой, культурно-просветительской, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой.
Второй уровень высшего образования Парижской консерватории завершается получением диплома DFS о высшем образовании уровня «Master», аккредитованного Министерством высшего образования, исследований и инноваций, выдаваемого только в двух высших национальных консерваториях музыки и танца: CNSMD - в Париже, по ряду специальностей, включающих «Музыкальное исполнительство», «Педагогику и преподавание музыки», и в Лионе. Таким образом, пройдя уровень обучения исследованный нами выше, студент получает диплом с квалификацией «Музыкальное исполнительство».
Характерной отличительной особенностью французской музыкально-образовательной модели является своеобразный подход к получению квалификации преподавателя на всех уровнях образования. О специфических национальных отличиях получения педагогической квалификации, многообразии форм дипломов и условий их присуждения данные приведены в исследованиях Л.А. Буряковой и А.Г. Бурякова (Бурякова, Буряков, 2020; Бурякова,2020).
К вопросу о присвоении квалификации. «Учитель музыки» (Франция) и «Преподаватель» (Россия). Согласно традиции в консерваториях России учебные планы сформированы таким образом, что, получая диплом бакалавра, магистра или ассистента-стажёра, выпускник получает квалификацию «Преподаватель» наряду с другими, чем зачастую и объясняется наличие большего количества предметов в учебных планах, при этом блок дисциплин педагогической направленности меняется относительно уровня образования.
Во Франции действует иной подход к выдаче дипломов учителя в сфере музыкального образования. Подчеркнём главное - во Франции получили статус официальных только два вида дипломов - государственный диплом учителя музыки DEM (Diplôme d'État de professeur de musique), который выдается всеми вузами, и сертификат пригодности к исполнению обязанностей учителя музыки CA (Certificat d'aptitude aux fonctions de professeur de musique) или директора художественного учебного заведения, которые имеют право выдавать только Высшая национальная консерватория музыки и танца в Лионе (квалификация - «Преподаватель музыки») и Высшая национальная консерватория музыки и танца в Париже (квалификация - «Учитель музыки» и (или) «Директор художественного учебного заведения»).
Для получения сертификата СА студент Парижской консерватории должен параллельно обучаться в университете «Пари - Сорбонна». Как мы уже писали, кафедра классических и современных дисциплин входит в сферу взаимодействия консерваторий с университетами и иными научными структурами в рамках партнёрства.
Мы остановимся на некоторых специфических аспектах получения сертификата СА в Парижской консерватории.
Вступительные испытания и условия зачисления на курсы педагогической подготовки имеют варианты и более подробно можно с ними познакомиться на сайте консерватории. Обучаться могут как студенты, имеющие диплом бакалавра или обучающиеся на втором уровне, так и завершившие образование любого уровня, т.е. подготовка может осуществляться как параллельно с освоением консерваторского курса, так и после его завершения.
Длительность обучения - два года, но она может быть увеличена максимально до пяти лет. Нормативно установленный объем образовательных программ соответствует 120 кредитам ECTS. Обучение начинается с десятидневного вводного курса, после которого студент с преподавателями и заведующим кафедрой определяет организацию своих занятий по индивидуальному плану.
Обучение разделено на три учебных модуля (UE): 1 - обучение и практика; 2 - развитие профессиональных навыков музыканта-педагога; 3 - совершенствование в исследовании художественной и педагогической областях. Каждый из этих юнитов объединяет несколько модулей приобретения навыков: обучать студентов, обучать преподавателей, формировать идентичность музыканта-преподавателя, работать в коллективе, разрабатывать и реализовывать образовательные проекты, проводить исследования. По окончании обучения студент получает диплом СА «Учитель музыки». Полный курс составляет около 550 часов, включая 220 часов стажировок.
Обучение директоров организовано несколько иначе. Вступительный экзамен состоит из теста на соответствие и трёх вступительных испытаний. Испытания достаточно сложные, включают собеседование по представленному портфолио с презентацией и анализом творческого и профессионального опыта кандидата, подтверждённого документально, письменный кейс-тест (тестирование) по вопросу культурной политики (3 часа), письменный тест текстового комментария (3 часа), собеседование, определяющее общемузыкальный, общекультурный и интеллектуальный уровень кандидата (40 минут).
Продолжительность обучения - от 2 до 4 лет. Приказом от 2 апреля 2007 года Парижская консерватория уполномочена выдавать по окончании учебного курса, предлагаемого педагогическим факультетом, свидетельство о допуске к должности директора специализированного художественного учебного заведения.
Процесс обучения включает тренинг по коммуникации, который состоит из пяти модулей: 1 - формирование дополнительных художественно-педагогических навыков; 2 - управление специализированным художественным учебным заведением в рамках государственной службы; 3 -умение руководить и способность возглавить коллектив, 4 - реализация проекта в масштабе обозначенной территории; 5 - проведение исследования по проблеме культурной практики. Обучение также предполагает обязательные стажировки в специализированных учебных заведениях. При необходимости в каждом из модулей курс может быть индивидуализирован в соответствии с предыдущими дипломами студентов, их профессиональной карьерой, а также личными проектами. Общий базовый почасовой объём обучения составляет 900 часов. Курс обучения индивидуализирован в зависимости от накопленного опыта, знаний, умений и навыков кандидата, полученных на других уровнях образования, что выясняется в период вступительных экзаменов. При необходимости предлагается сокращение почасового объёма обучения.
Сопоставление количества часов в российских и французских вузах, отведённых для освоения дисциплин педагогического цикла, естественно, будет в пользу французской модели. Аналога институту подготовки директоров в России нет. В силу сложившихся традиций организации образовательного процесса для преподавателей музыки в российских начальных, средних и высших музыкальных заведениях надо признать, что российская модель зарекомендовала себя вполне достойно. Процесс обновления содержания педагогических дисциплин в отечественных ссузах и вузах заметно активизировался в последние годы, и опыт французских коллег может быть использован в разработках соответствующих дисциплин.
Docteur - ассистентура-стажировка.Третий уровень высшего образования. Национальная консерватория музыки и танца Парижа, как и ряд консерваторий России (включая Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова), предоставляет возможность обладателям степени мастера или магистра продолжить образование в докторантуре (в CSNMDP имеется собственное отделение докторантуры) или ассистентуре-стажировке и аспирантуре. Каждая из систем - французская и российская - предлагает абитуриентам - исполнителям-инструменталистам три направления, или фильеры (filières) (табл. 6).
Таблица 6 - Перечень направлений третьего уровня высшего образования
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова
Docteur Аспирантура
Докторантура музыки - исследования и практика (исполнительство) Университета Сорбонны в партнерстве с Conservatoire de Paris Искусствоведение: музыкальное искусство
Диплом артиста-исполнителя «DAI» Ассисте нтура-стажи ровка. Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Сольное исполнительство
Диплом артиста-исполнителя - современный репертуар и творчество Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Ансамблевое исполнительство
Только одно из предлагаемых направлений в консерваториях дублирует другое - это «Диплом артиста-исполнителя» и «Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Сольное исполнительство». Сопоставим направления, предполагающие защиту диссертаций.
Французский курс «Докторантура музыки - исследования и практика» (исполнительство) в партнерстве с Университетом Сорбонны отличается тем, что предлагает степень доктора в сфере исполнительства, в то время как защита кандидатской диссертации в России (такого статуса во Франции нет) по направлению «Искусствоведение: музыкальное искусство» доступна исполнителям, но ограничена только исследовательской деятельностью и подготовкой к защите. Не имеет аналога в российских вузах такое направление, как «Диплом артиста-исполнителя -современный репертуар и творчество», корреспондирующий обучающихся исключительно к исполнению и изучению современной музыки (соло, в составе ансамблей, соло с оркестром). «Ансамблевое исполнительство» как отдельное направление не практикуется во Франции.
Все направления третьего уровня высшего образования обеих стран профессионально убедительны и привлекательны и вполне могут заинтересовать абитуриентов разных стран, предлагая широкий диапазон различных возможностей для дальнейшего совершенствования.
В качестве приёмных требований следует назвать следующие.
Сроки и процедура подачи документов всегда размещаются на сайтах консерваторий заблаговременно. Предполагается наличие диплома магистра и далее по списку.
Отличительные особенности приёмных требований соответствуют тому курсу, на который они ориентированы. Остановимся на наиболее показательных из них (табл. 7).
Таблица 7 - Приёмные требования для поступления на третий уровень высшего образования_
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова
Docteur Аспирантура
Докторантура музыки - исследования и практика (исполнительство) Университета Сорбонны в партнерстве с Conservatoire de Paris. Предоставляется реферат по избранной теме. Объём реферата - до 7 500 символов на французском языке, где излагаются аргументы в защиту исследования, запланированного кандидатом. Допуск: публичное выступление продолжительностью около 1 часа, состоящее из программы, связанной с предметом исследования кандидата; собеседование на французском языке (15 минут) по теме исследования. Окончательное зачисление1. - Искусствоведение: музыкальное искусство. - Специальность. 1. Предоставляется реферат по избранной теме вступительное испытание проводится в форме защиты диссертации и реферата. Объем его -один печатный лист. 2. Собеседование по проблемам, связанным с темой реферата, а также по близким ей источникам в области теоретического и исторического музыкознания. - Иностранный язык - Философия
Диплом артиста-исполнителя «DAI» (Diplôme d'Artiste Interprête). Предварительный допуск. Кроме обязательных документов, включая резюме, абитуриент предоставляет описание проекта, который он собирается реализовать в период обучения с указанием цели и средств для его осуществления. Экзамен. Испытание проводится в два этапа: - публичное выступление продолжительностью около часа, состоящее из программы, связанной с проектом кандидата; - собеседование на французском языке (15 минут), основное внимание в котором уделено личному проекту Ассисте нтура-стажи ровка. Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Сольное исполнительство. Испытание проводится в два этапа: Исполнение (представление) творческой программы. Она включает разнохарактерные произведения различных стилей и жанров. Продолжительность -30-40 минут. Собеседование (коллоквиум). Предоставляется реферат по избранной теме. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику - концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики
Диплом артиста-исполнителя -современный репертуар и творчество. Экзамен. Испытание проводится в два этапа: - публичный концерт продолжительностью около 40 минут (соло и ансамбль), состоящий из программы, включающей эталонные произведения современного репертуара композиторов Берио, Булеза, Лигети, Штокхаузена и др.; - собеседование на французском языке продолжительностью около 15 минут, основное внимание в котором уделено мотивации кандидата Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Ансамблевое исполнительство. Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Ансамблевое исполнительство. Испытание проводится в два этапа. Исполнение (представление) творческой программы, которая включает произведения различных стилей и жанров. Продолжительность - 30 минут. Собеседование (коллоквиум). Предоставляется реферат по избранной теме. Обсуждение реферата
1 После собеседования кандидаты, принятые на зачисление, готовят резюме и исследовательский проект (5-10 страниц), обращаются к директору университета Сорбонны, который после одобрения отправляет портфолио в докторантуру университета. Для зачисления требуется:
- совместное заключение директора Парижской консерватории и заведующего учебным отделом докторантуры по музыковедению в Сорбонском университете на основании представленных документов;
- заключение и окончательное зачисление, подписанное директором Сорбонского университета по рекомендации докторской коллегии и ученого совета университета.
Обобщив содержание приёмных испытаний, мы видим, что они состоят из трёх разделов -предоставления определённых документов, исполнения сольной программы и собеседования, трактовка которого значительно отличается в обеих консерваториях. Смысловая нагрузка собеседований призвана выявлять отношение учебных заведений к будущим докторантам/ассистентам-стажёрам: французские экзаменаторы делают акцент на осмыслении кандидатом своей дальнейшей деятельности, а члены российской приемной комиссии подвергают проверке знания абитуриента в области музыкознания, педагогики, методики и т. п. Складывается впечатление, что французские абитуриенты больше ориентированы на практическую деятельность и, отвечая на вызовы приёмных требований, вынуждены проявлять большую инициативность и самостоятельность. Однако мы не должны забывать, что выпускникам ассистентуры-стажировки по завершении обучения будут присвоены квалификации «Артист высшей квалификации» и «Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». Поэтому особое внимание в собеседовании уделено предоставлению и защите реферата, что заведомо стимулирует развитие навыков исследовательской деятельности будущего ассистента-стажёра. Представляется перспективным объединение требований консерваторий Парижа и России в разделе «Собеседование», так как и то, и другое крайне значимо для последующей профессиональной деятельности музыкантов и облегчит подготовку к вступительным экзаменам при миграции студентов в вузы Европы.
Организация процесса обучения. Учебный план. Сравнительная характеристика дисциплин. Обращает на себя внимание факт принципиально различных подходов рассматриваемых вузов к срокам обучения докторантов и распределению часов в течение обучения (табл. 8). Сопоставление этих фактов раскрывает отличительные особенности задач, которые ставят перед обучающимися.
Таблица 8 - Сроки обучения и распределение часов в период обучения
Conservatoire National Supérieur Musique et Danse de Paris Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова
Docteur Аспирантура
Докторантура музыки - исследования и практика (исполнительство) Университета Сорбонны в партнерстве с Conservatoire de Paris. Срок обучения - 3 года (может быть продлён до 5 лет). Нет установленного объёма ECTS для третьего уровня высшего образования данного направления Искусствоведение: музыкальное искусство. Срок обучения - 3 года. Нормативно установленный объем образовательных программ соответствует 180 кредитам БСТв
Диплом артиста-исполнителя «DAI». Срок обучения - 1 или 2 года. Ориентировочный объем образовательных программ соответствует 120-130 кредитам ECTS Ассисте нтура-стажи ровка. Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Сольное исполнительство. Срок обучения - 2 года. Нормативно установленный объем образовательных программ соответствует 120 кредитам БСТв
Диплом артиста-исполнителя - современный репертуар и творчество. Срок обучения - 1 год (может быть продлён на год). Нет установленного объёма ECTS для третьего уровня высшего образования данного направления Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Ансамблевое исполнительство. Срок обучения - 2 года. Нормативно установленный объем образовательных программ соответствует 120 кредитам БСТв
Организация обучения на третьем уровне высшего образования во Франции и России имеет кардинальные различия.
Российская модель продолжает комплектацию учебных планов регламентируемых дисциплин, адресованных всем в статусе обязательных, поэтому в ней жёстко определён нормативно установленный объём образовательных программ, соответствующий 120 (ассистентура-стажировка), 240 (аспирантура) кредитам БСТв. Учебный план представляет собой гибкую целостную систему, базирующуюся на принципе преемственности, что стимулирует дальнейшее совершенствование профессионализма обучающегося. Учебный план ассистентуры-стажировки состоит из 2 блоков. Блок 1: базовая часть включает дисциплины «История и философия искусств», «Иностранный язык», «Специальный инструмент», «Организационные основы системы образования», «Методика преподавания профессиональных дисциплин в высшей школе», «Актуальные проблемы музыкального исполнительства и педагогики» (подготовка исследовательской работы ВКР); вариативная часть - «Репертуар высшей школы», «История музыкально-исполнительского искусства: теория и интерпретация», «Менеджмент фестивальной и гастрольной деятельности» или «Экономика культуры», «Педагогика и психология в высшей школе» или «Психология музыкальной деятельности». Блок 2: практики, факультативы.
Особо следует подчеркнуть, что количество индивидуальных занятий у исполнителей-инструменталистов составляет 204 часа, которые распределены равномерно на два года обучения.
Преимущество, сильная сторона российской модели - в масштабности получения необходимых базовых знаний. Изучаемые дисциплины стимулируют интенсивный образовательный процесс, направленный на достижение высшей квалификации в сфере концертного исполнительства, педагогической и исследовательской деятельности. Вместе с тем в реестр дисциплин также включены курсы, способствующие общекультурному, общепрофессиональному развитию в области смежных наук - философии, эстетики и т. п.
Основное отличие французской модели - это формирование индивидуально ориентированного учебного плана, поэтому в ней нет фиксированных показателей объёма ECTS для третьего уровня высшего образования данного направления. Последовательно рассмотрим организацию и подготовку исполнителей-инструменталистов по трём направлениям (filières).
1. Докторантура музыки - исследования и практика (исполнительство) в партнерстве с Университетом Сорбонны и Conservatoire de Paris.
Обучение по этому направлению предназначено для тех, кто хочет одновременно сочетать исполнительскую деятельность высшего уровня и интенсивную исследовательскую практику в области интерпретации, изучения репертуара, процессов художественного творчества, органологии и т.п., а также участвовать в динамичной профессиональной интеграции. Обязательным условием является взаимосвязь исследовательской области и исполнительства.
Обучение студента проходит под руководством двух преподавателей консерватории, включая профессора - педагога-референта и научного руководителя, члена университета, назначенного согласно уставу диссертационного совета Сорбонского университета. Как отмечалось выше, при зачислении студент составляет индивидуальную программу обучения в тех областях исследований и художественной практики, которым он обязуется следовать с первого года обучения, предусматривающую:
- предполагаемый график занятий по инструментальной сольной работе (или ансамблю) с обоими преподавателями. На протяжении всего периода обучения в докторантуре по музыке (исследования и практика) у студента есть 35 сеансов (каждый по 2 часа), которые он должен распределить на несколько лет последовательно или сессионно;
- ориентировочное планирование встреч с научным руководителем университета;
- обязательное посещение мероприятий докторантуры, организуемых совместно консерваторией и университетом;
- посещение минимум одного докторского семинара от университета и одного докторского семинара от консерватории;
- изучение одного курса в течение одного семестра от докторантуры в университете;
- посещение и проведение мастер-классов;
- обязательные публичные выступления, которые могут включать камерно-ансамблевую музыку;
- одну или несколько стажировок за границей;
- обязательное взаимодействие с разными профессиональными структурами;
Эта программа обучения предлагается студентом и согласовывается с директором консерватории, педагогическим руководителем докторантуры, заведующим соответствующей кафедрой, профессором-референтом консерватории и научным руководителем университета. Она продлевается каждый год на основании представленного отчета, в котором оценивается посещаемость и ход работ в соответствии с утверждённым графиком. В случае положительной оценки комиссии студент пишет заявление на продление обучения. Студентам третьего высшего образовательного цикла предоставляется возможность проведения многочисленных публичных концертов, финансовая помощь государственных и частных фондов.
1. Диплом артиста-исполнителя «DAI».
Организация обучения на диплом артиста-исполнителя в основных положениях перекликается с установками вышеизложенного описания. Руководство обучением осуществляется профессором-референтом, назначаемым директором консерватории по предложению студента. После зачисления обучающийся совместно с преподавателями и административными структурами консерватории формирует программу реализации проекта, которую он обязуется выполнить. Она включает:
- предполагаемый прогноз инструментальных занятий с двумя преподавателями консерватории, включая профессора-референта (16 сеансов по 2 часа для всего периода обучения);
- посещение мастер-классов;
- возможные способы реализации проекта;
- выполнение обязательств перед консерваторией: участие с преподавателем (преподавателями) в координации деятельности класса, наблюдение за занятиями и наставничество учащихся первого цикла, участие в прослушиваниях и концертах;
- возможная стажировка за границей;
- взаимодействие с различными профессиональными структурами.
Отчет о реализации проекта составляется преподавателем-референтом и студентом каждые шесть месяцев; в нем оценивается соблюдение обязательств студента. В то же время профессор-референт регулярно и не реже одного раза в квартал отчитывается о ходе осуществления проекта руководителю соответствующего отдела и директору. По окончании первого курса студент, желающий продолжить обучение, должен в июне подать письменное заявление, подводя итоги реализации своего проекта и сообщив в ходе беседы с директором или его представителем и соответствующими педагогическими и административными собеседниками о том, что он намерен предпринять в связи с его реализацией на втором курсе.
В целях своего проекта студент может на протяжении всего обучения использовать имеющиеся в консерватории ресурсы и услуги. Обучающимся третьего цикла высшего образования предоставляется возможность участия в многочисленных публичных концертах, финансовая помощь, услуги звукозаписи и т. д.
2. Диплом артиста-исполнителя: современный репертуар и творчество.
Руководство студентом в течение всего периода обучения осуществляет преподаватель-референт. Каждый обучающийся также может по своему выбору взять от трёх до пяти двухчасовых занятий с одним или несколькими преподавателями консерватории. После зачисления он согласовывает с профессором-референтом и соответствующими педагогическими и административными представителями вуза программу работы, которую он обязуется выполнять, включая:
- график рабочих сессий и встреч с преподавателями консерватории, кроме профессора-референта, так как он руководит подготовкой и обучением всех студентов в течение всего периода обучения в соответствии с установленным им графиком;
- прогноз посещений аналитических сессий, симпозиумов или научных дней, посвященных современному репертуару и творчеству;
- публичные выступления в концертах, начиная от сольного репертуара и заканчивая камерно-ансамблевой музыкой, на которых исполняются как известные сочинения, так и произведения, написанные композиторами по заказу конкретного студента или ансамбля. Занятия с инструментальным ансамблем могут проводиться приглашенными дирижерами в тесном взаимодействии с композиторами;
- возможное сотрудничество с внешними партнерами, в частности с Институтом исследования и координации акустики и музыки IRCAM (Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique).
Представленный анализ организации учебного процесса в Парижской консерватории и российских вузах музыкальной сферы выявил значительные различия в организации профессиональных взаимоотношений в них между учебным заведением, преподавателями и студентом.
Студенты Франции в координации с педагогами-референтами сознательно формируют программу своего обучения, базирующуюся на собственном, личном видении своей послевузовской профессиональной деятельности, проявляя самостоятельность и ответственность в период обучения при чётком контроле руководителей. Ориентация на раскрытие индивидуальных способностей обучающегося и формирование содержания учебного плана для каждого студента при соблюдении ряда общих рекомендаций вуза вызывают большое уважение и позволяют отнести такой концептуальный подход к серьёзным преимуществам докторантуры при CSNMDP.
Обучение по всем направлениям третьего уровня завершается получением соответствующих дипломов: диплома степени доктора, диплома артиста-исполнителя, диплома артиста-исполнителя - современный репертуар и творчество, диплома об окончании аспирантуры или ассистентуры стажировки.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо сделать ряд выводов.
Сравнительный обзор и характеристика процесса подготовки исполнителей-инструменталистов французской и российской консерваторий выявил наличие и успешное функционирование высокопрофессиональных образовательных систем в сфере подготовки музыкальных кадров. При этом следует сказать о ярко выраженной национальной специфике организации процесса обучения в указанных вузах.
Французская модель более ориентирована на современные вызовы общества, в большей степени стремится готовить студентов к практической деятельности, более эффективно использует имеющиеся в её распоряжении коммуникативные и финансовые ресурсы, стимулирует и активизирует развитие индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Российское музыкальное образование успешно сохраняет сложившиеся традиции фундаментального изучения более широкого круга дисциплин, продолжает тенденцию увеличения объ-
ёма изучаемого материала, вытекающего из современных достижений музыкознания, музыкально-теоретических изысканий. Программы, регламентирующие воспитание исполнителя, позволяют студентам на всех этапах обучения многократно участвовать в конкурсах разных стран, международных и всероссийских фестивалях, концертных проектах.
Современные процессы профессионализации с учетом высокоразвитых информационных технологий, многочисленных коммуникационных возможностей на сегодняшний день становятся всё более глобализированными, что способствует стремительному и эффективному профессиональному росту молодых музыкантов. Сказанное определяет перспективы дальнейшего сопоставительного исследования в плане детального анализа структурных и содержательных особенностей организации обучения в сфере двух систем.
Список источников:
Бурякова Л.А. Организация и содержание музыкального образования в университетах Франции // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. С. 1-15. URL: https://mir-nauki.com/PDF/111PDMN620.pdf (дата обращения: 16.12.2021).
Бурякова Л.А., Буряков А.Г. Особенности организации системы высшего музыкального образования во Франции // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11 (79). С. 97-109. https://doi.org/10.24158/spp.2020.11.17
Варавина Л.В. К проблеме праксеологизации в музыкальном образовании // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах: сборник статей. Ростов н/Д., 2021. С. 6-18.
Варавина Л.В. Сравнительный анализ системы музыкального образования в Шотландии и России // Региональные аспекты народного музыкального инструментального исполнительства: история, современное состояние, перспективы развития. Махачкала, 2019. С. 17-28.
Семченко Е.Е. Праксеологическое образование. М., 2015. 82 с.
References:
Buryakova, L. A. & Buryakov, A. G. (2020) French Higher Music Education System. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (11 (79)), 97-109. Available from: https://doi.org/10.24158/spp.2020.11.17 (in Russian).
Buryakova, L.A. (2020) Organization and Content of Music Education in French Universities. The World of Science. Pedagogy and Psychology. 8 (6), 1-15. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/111 PDMN620.pdf [Accessed 16th Desember 2021].
Semchenko, E.E. (2015) Prakseologicheskoe obrazovanie [Praxeological Education]. Moscow. 82 p. (in Russian).
Varavina, L. V. (2019) Sravnitel'nyi analiz sistemy muzykal'nogo obrazovaniya v Shotlandii i Rossii [Comparative analysis of the system of musical education in Scotland and Russia]. In: Regional'nye aspekty narodnogo muzykal'nogo instrumental'nogo ispolnitel'stva: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya. Makhachkala, pp. 17-28 (in Russian).
Varavina, L.V. (2021) K probleme prakseologizatsii v muzykal'nom obrazovanii [On the Problem of Praxeologization in Music Education]. In: Voprosy metodiki i teorii ispolnitel'stva na narodnykh instrumentakh: sbornik statei. Rostov-on-Don, pp. 6-18 (in Russian).
Информация об авторе Л.В. Варавина - Заслуженный работник высшей школы, профессор, заведующий кафедрой баяна, аккордеона Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, Ростов-на-Дону, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727064.
Information about the author L.V. Varavina - Honored Worker of Higher Education, Professor, Head of the department of Bayan, Accordion, Rostov State Rachmaninov Conservatory, Rostov-on-Don, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727064.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.