Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
823
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ФРАНЦИИ / КОНСЕРВАТОРИИ / БОЛЬШИЕ ШКОЛЫ / НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ФРАНЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурякова Любовь Александровна, Буряков Алексей Геннадьевич

В статье дана характеристика французской модели высшего музыкального образования с ярко выраженной национальной спецификой, заключающаяся в особом делении на уровни, или циклы, с собственной системой наименования ученых степеней, присуждения дипломов и др. Авторами выявлено, что организация сложного «организма» системы музыкального образования, представленного во множестве типов и видов государственных и частных заведений, основывается на принципе комплиментарности учебных программ и тождественности конкурсных экзаменов. Особенно обращает на себя внимание феномен высокого статуса университетского музыкального образования. И если еще недавно это касалось, в основном, музыковедения и педагогики, то в последние два десятилетия получение ученой степени, утвержденной высшей консерваторией совместно с университетом, становится престижным и для музыкантов-исполнителей различных специальностей, включая концертирующих артистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH HIGHER MUSIC EDUCATION SYSTEM

The study provides a characteristic of the French model of higher musical education with a pronounced national specificity, which consists of a special division into levels, or cycles, with its own system of naming academic degrees, awarding diplomas, etc. The authors revealed that the organization of a complex “organism” of the musical education system, presented in a variety of types of public and private institutions, is based on the principle of complementarity of curricula and the identity of competitive examinations. The phenomenon of the high status of university music education is especially noteworthy. Although until recently it concerned mainly musicology and pedagogy, in the last two decades, obtaining an academic degree approved by the higher conservatory together with the university has become prestigious for musicians of various specialties, including concert performers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ»

УДК 378.1(44)

Бурякова Любовь Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогского института им. А.П. Чехова филиала Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Буряков Алексей Геннадьевич

доцент, заведующий кафедрой струнных народных инструментов Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ*

Buryakova Lyubov Aleksandrovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Music Education Department, Taganrog Institute branch of Rostov State University of Economics

Buryakov Alexey Gennadievich

Associate Professor, Head, Stringed Folk Instruments Department, Rostov state Rachmaninoff Conservatoire

FRENCH HIGHER MUSIC EDUCATION SYSTEM

Аннотация:

В статье дана характеристика французской модели высшего музыкального образования с ярко выраженной национальной спецификой, заключающаяся в особом делении на уровни, или циклы, с собственной системой наименования ученых степеней, присуждения дипломов и др. Авторами выявлено, что организация сложного «организма» системы музыкального образования, представленного во множестве типов и видов государственных и частных заведений, основывается на принципе комплиментарности учебных программ и тождественности конкурсных экзаменов. Особенно обращает на себя внимание феномен высокого статуса университетского музыкального образования. И если еще недавно это касалось, в основном, музыковедения и педагогики, то в последние два десятилетия получение ученой степени, утвержденной высшей консерваторией совместно с университетом, становится престижным и для музыкантов-исполнителей различных специальностей, включая концертирующих артистов.

Ключевые слова:

система музыкального образования, высшие музыкальные учебные заведения Франции, консерватории, большие школы, нормальные школы Франции

Summary:

The study provides a characteristic of the French model of higher musical education with a pronounced national specificity, which consists of a special division into levels, or cycles, with its own system of naming academic degrees, awarding diplomas, etc. The authors revealed that the organization of a complex "organism" of the musical education system, presented in a variety of types of public and private institutions, is based on the principle of complementarity of curricula and the identity of competitive examinations. The phenomenon of the high status of university music education is especially noteworthy. Although until recently it concerned mainly musicology and pedagogy, in the last two decades, obtaining an academic degree approved by the higher conservatory together with the university has become prestigious for musicians of various specialties, including concert performers.

Keywords:

music education system, higher musical educational institutions in France, conservatories, Grandes Ecoles, Écoles normales supérieures in France

Франция исторически является центром творческой и культурной жизни, издавна притягивая к себе самых талантливых людей со всего мира. Согласно рейтингу, приведенному известным американским журналом US News, Франция занимает вторую позицию по мировому культурному влиянию, уступая лидерство Италии [1].

Особым периодом в развитии системы музыкального образования в стране явилась последняя треть ХХ в., когда массовые выступления студенческой молодежи в 1968 г., направленные против черствости и схоластичности в преподавании, привели к кардинальной перестройке образовательной системы Франции. Именно в этот период произошла реорганизация существующих и открытие новых музыкальных учебных заведений, усиление учебной и исследовательской базы, повысилось внимание к уровню подготовки специалистов.

* Исследование осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, проект №19-013-00855) в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Тенденции развития музыкального образования в современной Франции». Руководитель проекта - доцент Л.А. Бурякова

Важной фигурой в сфере музыкального образования 1970-х гг. стал известный композитор и общественный деятель Марсель Ландовски. Занимая пост генерального инспектора по национальному образованию Франции, он способствовал качественным преобразованиям, касающимся организации обучения, и оказал существенное влияние на повышение престижа профессии музыканта [2, с. 163].

В 1980-е гг. в структуре французского музыкального образования происходят еще более существенные трансформации: помимо возникновения второй высшей национальной консерватории в Лионе, стремительно расширяется сеть музыкальных школ, и к началу 1990-х гг. насчитывается, включая региональные консерватории, уже около 800 государственных музыкальных учебных заведений, то есть в 7 раз больше, чем в 1975 г. [3, с. 133].

В настоящее время музыкальное образование заняло свою постоянную нишу в государственных университетах Франции.

Предназначенное для подготовки будущих профессионалов - исполнителей, преподавателей, музыковедов, звукорежиссеров и т. д. - высшее музыкальное образование осуществляется как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Процесс профессионального совершенствования в сфере высшего музыкального образования удивляет своим многообразием - от обучения в высших национальных консерваториях и центрах художественного образования до сопутствующих ему форм - творческих курсов, мастер-классов, летних академий и др. В зависимости от цели каждый обучающийся избирает ту или иную форму занятий - долгосрочную, краткосрочную или единовременную.

В статье дана краткая характеристика деятельности учебных заведений всех уровней, в которых осуществляется профессиональная подготовка специалистов в сфере музыки. К ним относятся:

1) региональные радиационные консерватории (conservatoires à rayonnement régional, CRR), департаментские радиационные консерватории (conservatoires à rayonnement départemental, CRD), общинные или межобщинные радиационные консерватории (conservatoires à rayonnement communal ou intercommunal, CRC);

2) высшие национальные консерватории музыки и танца в Париже и Лионе (Conservatoires nationaux supérieurs de musique de danse de Paris et de Lyon, CNSMD);

3) центры высшего художественного образования (Pôles supérieurs d'enseignement artistique);

4) университеты;

5) большие, или высшие школы (Grandes Ecoles), высшие педагогические школы (Ecoles Normales Supérieures).

В рамках статьи представляется важным рассмотрение вопросов организации музыкального образования в получивших распространение в последние годы подготовительных литературных классах GSPE при больших школах, а также некоторые аспекты подготовки педагогических кадров.

Региональные, департаментские и межобщинные консерватории. Сеть консерваторий музыки, танца и драматического искусства во Франции довольно многочисленна, она состоит из 44 региональных консерваторий (CRR), 109 департаментских консерваторий (CRD) и 338 коммунальных или межобщинных консерваторий (CRC/CRI)*. Следует отметить, что понятие «консерватория» во Франции означает «... не обязательно высшее учебное заведение и не обязательно музыкальное» [4, с. 134]. Почти все эти учреждения подчиняются муниципалитетам и функционируют под их непосредственным управлением. Некоторые из консерваторий сотрудничают с общеобразовательными школами, начиная с начальных классов и заканчивая лицеями (старшей школой): в консерваториях проводятся практические занятия, а в школах учащиеся получают музыкально-теоретическую подготовку в рамках подготовки к бакалавриату** [5].

Музыкальное образование в этих консерваториях состоит из 3 циклов; при переходе из одного цикла на другой учащиеся сдают экзамены, обычно проводимые в форме непрерывного (текущего) контроля. Содержание обучения ориентировано, в основном, на инструментальное исполнительство и предусматривает овладение общей музыкальной культурой.

1. первый цикл - этап инициации, длится от 3 до 6 лет;

2. второй цикл охватывает от 3 до 5 лет;

* Прежние названия: региональные национальные консерватории, национальные музыкальные школы и муниципальные музыкальные школы (см. https://fr.wikipedia.org/wiki/Enseignement_de_la_musique_en_France#Organ-isation_de_l'enseignement_supërieur)

** Степень бакалавра во Франции присваивается по результатам итогового экзамена в терминальном классе старшей школы (лицея). Вопросы преподавания музыки в лицее и подготовки к экзамену на степень бакалавра музыки подробно освещаются в статье: Бурякова Л.А., Ендрецкая Е.С. Музыкальное образование в современном лицее Франции

3. третий цикл продолжительностью 2-3 года включает три направления:

• направление дипломированного любителя, называемое «коротким циклом», позволяет получить сертификат музыкального образования (Certificat d'études musicales, CEM);

• направление профориентации, называемое «длинным циклом» или «циклом специализации», завершается присуждением национального диплома профессиональной ориентации (Diplôme national d'orientation professionnelle de musique, DNOPM)*;

• любительское направление без присуждения диплома.

Помимо трех основных циклов, в различных консерваториях существуют специальные циклы повышения квалификации (по окончанию 3-го цикла), предназначенные для подготовки кандидатов к участию в национальных или международных конкурсах различного уровня, включая вступительные конкурсы в высшие национальные консерватории Парижа или Лиона.

Следует отметить, что ввиду неоднородности этих учебных заведений профессиональная подготовка обеспечивается не во всех консерваториях. То же относится и к присуждению дипломов. Так, правом выдавать национальный диплом музыканта-профессионала DNOPM (Diplôme national d'orientation professionnelle de musique) и государственный диплом преподавателя музыки DEM (Diplôme d'État de professeur de musique) обладают только региональные, департаментские консерватории (CRR, CDR) и консерватории парижского округа. В коммунальных (или межобщинных) консерваториях по окончанию 3-го цикла для любителей присуждается Свидетельство о музыкальном образовании CEM (Certificat d'études musicales).

Учебные планы консерваторий, как и программы обучения, сильно отличаются друг от друга и формируются в зависимости от типа и уровня учебного заведения. Таким образом, в консерваториях нет перечня предметов и форм обучения, которые бы подчинялись единой схеме. Вот примеры курсов, которые можно пройти по программе начальной ступени высшего образования лисанс (licence):

• музыковедение;

• теория музыки;

• музыкальное образование;

• компьютерное музыкальное обучение;

• французское выражение;

• история популярной музыки;

• акустика мест вещания;

• соотношение «изображение - звук»;

• микширование;

• слушательское образование;

• игра на клавишных инструментах;

• коллективная практика;

• вокальное выражение;

• инструментарий и органология;

• техника звукозаписи;

• музыкальное производство;

• иностранные языки.

Помимо практических навыков, студенты приобретают обширные знания в области музыкальной культуры [6]:

• профессии музыкальной культуры и их практические аспекты;

• прикладной анализ;

• история музыки;

• новые научно-технические основы.

В ряде профессиональных музыкальных консерваторий (школ) с ориентацией на освоение музыкального искусства с точки зрения его места в различных проектах, шоу и т. д. дополнительно осваиваются следующие образовательные модули:

• сочинение песен;

• музыкальная культура;

• сценическое выражение;

• вокальное выражение [7].

* Последний, впрочем, находится в процессе внедрения, и многие учреждения в настоящее время продолжают выдавать диплом преподавателя музыки прежнего образца DE (Diplôme d'État de professeur de musique)

Высшие национальные консерватории музыки и танца (CNSMD). Во Франции существуют две высшие национальные консерватории музыки и танца в Лионе и в Париже - учебные заведения высокого уровня, соотносимые с понятием консерватории в России. Преподавание в них следует европейской схеме, с 3-мя уровнями, или циклами, высшего образования, но с сохранением собственных названий: 1-й цикл - лисанс (licence), ориентировочно эквивалентный европейской степени бакалавра, 2-й цикл - мастер (master), соответствующий магистратуре, и 3-й цикл -докторантура по исполнительству и композиции.

Зачисление на 1-й цикл в высшую консерваторию осуществляется по конкурсу, при этом параллельное зачисление на уровень университетского лисанс необязательно. Студенты, сдавшие экзамен и получившие диплом DNSPM с отличием, сразу зачисляются на 2-й цикл - мастер. При поступлении на заочное отделение необходимо сдавать вступительный экзамен.

Цикл мастер продолжительностью 2 года (4 семестра) завершается получением диплома по определенной специальности; он ориентирован на личностное и профессиональное развитие довольно высокого уровня и предполагает овладение навыками рассуждать и оценивать свою практическую деятельность. В магистратуре происходит интеграция студентов в профессиональную жизнь.

В обоих CNSMD Парижа и Лиона предлагается послевузовское (после магистратуры) образование с присуждением специализированного консерваторского диплома артиста в течение одного или двух лет, а также докторской степени в области искусства и науки в партнерстве с университетом. Это является аналогом исполнительской ассистентуры-стажировки и аспирантуры (докторантуры) с защитой диссертаций в России.

Диплом артиста может быть присужден магистрантам, успешно сдавшим конкурсные экзамены. Программа обучения в исполнительских классах охватывает все стили: старинную, классическую, современную академическую, традиционную музыку, джаз и актуальную музыку (musique actuelle).

Кроме артистической и педагогической подготовки, в Парижской консерватории предоставляется высшее образование на уровне мастера в области музыкальной звукорежиссуры*.

Высшие музыкальные центры. В 2007 г. в структуре высшего музыкального образования Франции произошло еще одно важное преобразование: в качестве дополнения к высшим национальным консерваториям в Париже и Лионе были созданы художественные учебные центры, предоставляющие возможность получить высшее музыкальное образование с правом присвоения высшего национального профессионального диплома музыканта DNSPM (Diplôme national supérieur professionnel de musicien) в сочетании с исполнительским или музыковедческим лисанс**, в данном случае выдаваемым университетом-партнером***. В настоящее время во Франции существует девять таких учебных заведений:

• Центр высшего музыкального образования Сен-Сен-Дени Иль-де-Франс (г. Обервилье);

• Центр высшего образования музыки и танца Аквитании (г. Бордо);

• Центр высшего художественного образования (г. Париж, Булонь-Бийанкур);

• Центр высшего музыкального образования в Бургундии (г. Дижон);

• Высшая школа музыки и танца О-де-Франс (г. Лилль);

• Центр высшего образования музыка и танца Пуату-Шарант (г. Пуатье);

• Центр высшего образования по живому шоу, Бретань Пэи-де-ля-Луар «Le Pont Supérieur» (г.г. Нант и Ренн);

• Высшая Музыкальная Академия Страсбурга - Высшая школа искусств Рейна (г. Страсбург);

• Университетский центр музыки и танца (г. Тулуза).

Кроме того, перечисленные центры уполномочены Министерством культуры и коммуникации осуществлять подготовку преподавателей музыки в рамках комплексного курса DNSpM/ли-ценциат/DE, также с обязательным партнерством с университетом [8].

* Учебный процесс в двух высших консерваториях Парижа и Лиона является темой отдельного исследования в рамках научного проекта «Тенденции развития музыкального образования в современной Франции».

** Лиценциат (позднелат. licentiatus, букв. - допущенный) - учёная степень, принятая во французской системе высшего образования, а также в университетах Финляндии, Швейцарии и некоторых латиноамериканских стран; в средневековых университетах - промежуточная степень между бакалавром и доктором; в современных французских университетах - первая учёная степень. Различают Л. литературы, наук и педагогики. Степень Л. присваивается лицам, сдавшим на 3-4-м годах обучения в высшем учебном заведении 3-4 экзамена по дисциплинам, определяющим профиль научной специальности; она даёт право преподавать в лицее (как правило, в провинции) и сдавать экзамены на получение сертификата CAPES (Certificat d'Aptitude du Professorat du Second degré), позволяющего замещать должность преподавателя среднего учебного заведения, в том числе любого лицея (см. Большая Советская Энциклопедия - URL: http://bse.sci-lib.com/article070901.html)

*** Учреждения, подведомственные Министерству культуры, не могут присваивать степень лисанс (бакалавра)

Университеты*. Основными областями университетского образования во Франции являются: искусство, литература и языки, гуманитарные и социальные науки, коммуникация и информация, право и экономические науки, наука и техника, которые в зависимости от университетов связаны с институтами, факультетами или UFR, кафедрами, лабораториями, докторскими школами и исследовательскими центрами [9].

Музыке и искусству в университетах посвящено несколько учебных курсов, или фильер (filières). Главной специализацией университетского музыкального образования является музыковедение, изучаемое на факультете образования и научных исследований UFR (Unité de formation et de recherches). В рамках этого направления осуществляется аналогичное консерваторскому 3-уровневое обучение - лисанс-мастер-доктор, - а также подготовка к конкурсам на замещение вакантных должностей преподавателей второй ступени CARES (Certificat d'aptitude au professorat de l'enseignement du second degré) по музыкальному образованию и хоровому пению и Agrégation по музыке [10].

Музыковедение в виде комплекса теоретических дисциплин в университетах получило широкое развитие с начала 1970-х гг. Учебный план включает изучение истории, эстетики, анализа музыки, а также аспектов социологии культуры и музыкальной этнографии (в англоязычной и франкоязычной науке - этномузыкологии). Университетский лисанс по музыковедению, кроме музыкантов, доступен также магистрантам (masters), специализирующимся по педагогике и дидактике, посредничеству, администрированию и управлению в сфере культуры. Примечательно, что в магистратуре по музыковедению существует направление, непосредственно связанное с исполнительской и композиторской деятельностью.

Во всех французских университетах в различных вариантах представлены так называемые «околомузыкальные» профессии - посредничество (médiation), управление и культурный менеджмент, но в каждом из них они принимают специфические черты. Существует около десяти учебных курсов (специализаций), среди которых обращают на себя внимание исследование и техника звука (преподается в рамках нескольких академических курсов по подготовке к аудиовизуальным и звуковым профессиям) и курс музыкальной терапии в контексте использования музыкального искусства как лечебного средства в медицине (в больницах, домах инвалидов, социальных центрах и др.).

Интересным феноменом университетского образования является так называемая двойная, или совместная специализация, которую выбирают наиболее мотивированные к исследовательской работе студенты, обладающие солидным уровнем музыкальной подготовки и высокой работоспособностью (объем их индивидуальной работы составляет около 28 часов в неделю).

Так, в университете Гренобля в рамках Департамента лиценциата по науке и технологиям DLST (Département Licence Sciences et Technologies) во взаимодействии с Отделением образования, исследований и гуманитарных наук UFR SH (Unité de formation et de recherches et sciences humaines), предлагается двойной лиценциат «Музыковедение и наука», позволяющий по истечении трех лет получить лицензию по музыковедению и физике. При этом расписание составлено таким образом, чтобы студент мог посещать занятия по двум специальностям: естественнонаучные дисциплины (физика, математика и механика) и музыковедение (история музыки: от Средневековья до современности, анализ, музыкальное образование, письмо (музыкальная композиция) в сочетании с практическими занятиями по клавирному аккомпанементу и хору). Данный двойной профиль ценен тем, что включает востребованные в современной музыкальной практике курсы на стыке науки и музыки: акустика, компьютерная музыка, обработка звука. В процессе обучения возможен возврат к одинарному профилю: только к научной либо только к музыковедческой лицензии, при этом результаты пройденных семестров засчитываются.

Продолжение образования после лисанс-уровня варьируется в зависимости от выбора студентом направления, при этом двойной профиль считается хорошей базой для освоения профессий, связанных со звуковыми технологиями. Так, в университете Гренобль Альпы возможно продолжить обучение в магистратуре по одному из курсов: мастер по физике или мастер в области нанонауки и нанотехнологий. В этом же университете обучающиеся осваивают профессию преподавателя, пройдя подготовку к Capes или l'Agrégation по музыке или науке, а также учебный курс «Искусство, наука и технология» в магистратуре «Когнитивные науки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный двойной лисанс, помимо перспективы поступления в магистратуру университета Гренобль Альпы, обеспечивает подготовку к вступительным экзаменам в большие школы

* Вопросам музыкального образования в университетах посвящена отдельная статья, публикуемая в рамках данного проекта

(Grandes Écoles) и инженерные научные школы (Écoles d'ingénieur en sciences), в научную магистратуру (Masters de sciences), магистратуру по музыковедению (Masters de musicologie) и в школы звуковой инженерии (Écoles d'ingénierie du son).

В Турском университете на кафедре музыковедения существует так называемый франко-германский учебный цикл лисанс (бакалавриат) по музыковедению, который обеспечивает получение «двойного» диплома. Первый набор стартовал в сентябре 2013 г. Эта программа предоставляет студентам расширенное культурное, языковое и профессиональное пространство, т. к. осуществляется во взаимодействии с сетью партнерских организаций, базирующихся в обеих странах.

Характерно, что путеводитель по музыкальным профессиям (Guide des métiers de la musique), поддерживающий постоянный контроль за состоянием обучения, находится в медиа-теке при Парижской филармонии - в «Городе музыки» ("Cité de la musique"). Это обстоятельство свидетельствует о налаженной системе органичного взаимодействия ведущих концертных организаций с образовательными учреждениями.

Частные учебные заведения. Музыкальное образование в частных учебных заведениях различается по уровню и статусу: это академии, институты, большие школы, а также огромная сеть ассоциативных школ и частных курсов.

В ассоциативных школах проводится двухлетняя подготовка по двум направлениям: инструмент (фортепиано, гитара, бас, ударные, вокал и т. д.) и компьютерная музыка (musique assistée par ordinateur, MAO). В большинстве ассоциативных школ получение дипломов не предусматривается, лишь некоторые из них наделены правом присуждать государственный диплом преподавателя музыки*. Некоторые ассоциативные музыкальные школы, находящиеся в ведении муниципалитетов, финансируются, в основном, за счет добровольных спонсорских взносов и платы за обучение.

Учебный процесс в ассоциативных школах предполагает организацию мастер-классов, проводимых музыкантами высокого уровня; они могут проходить не только в учебных заведениях, но и в рамках индивидуальных занятий на дому у преподавателя или ученика.

Помимо ассоциативных школ, существует разветвленная сеть частных музыкальных курсов, предлагаемых производителями инструментов и магазинами, а также локальными структурами, не связанными ни с какими группами. Квалификационных ограничений, регламентирующих содержание и уровень музыкального образования на частных курсах, не существует; их может организовать любой человек, соблюдающий трудовой кодекс и нормы налогообложения. Большой популярностью пользуются мастер-классы, проводимые музыкантами-профессионалами с целью совершенствования мастерства по конкретной специальности. Они организуются как при учебных заведениях, так и в виде отдельно функционирующих сессий.

Частные высшие учебные заведения предоставляют непрерывное профессиональное образование, готовят к поступлению в национальные консерватории или крупные международные музыкальные школы, а также организуют курсы, как постоянные, так и сезонные, для любителей любого возраста и уровня.

Помимо известной Музыкальной Академии Вилькрозе (Villecroze) в Париже, существует пять частных духовных высших музыкальных учебных заведений:

1. Школа литургических органистов в Обани (Aubagne);

2. Институт духовной музыки в Лионе;

3. Парижский католический институт (ICP);

4. Ассоциация по подготовке органистов для протестантских церквей (Страсбург);

5. Католический институт Тулузы (ICT).

Необходимо также упомянуть о трех федерациях музыкальных школ:

1. Национальная федерация джазового направления и современной музыки (FNEIJMA) в Ниме (Nîmes);

2. Центр профессиональной подготовки по музыке (CFPM) в Лионе;

3. Музыкальная Конфедерация Франции (CMF) в Париже.

Кроме перечисленных, существует еще несколько престижных частных высших учебных заведений, наиболее известными среди которых являются Парижская певческая школа (Schola Can-torum), основанная Венсаном д'Энди в конце XIX в., и созданная на ее основе Школа Сезара Франка. Особо выделяется Нормальная музыкальная школа им. А. Корто в Париже (École Normale de Musique de Paris "Alfred Cortot", ENMP), учрежденная в 1919 г. пианистом Альфредом Корто. Она принимает французских и иностранных учащихся без возрастных ограничений и готовит концертных исполнителей и преподавателей. Среди известных преподавателей школы прошлых лет -

* По уровню этот диплом уступает более престижному Свидетельству о пригодности к исполнению обязанностей преподавателя музыки (Сertificat d'aptitude aux fonctions de professeur de musique)

Надя Буланже, Пабло Казальс, Альфред Корто, Поль Дюкас, Жорж Энеску, Анри Дютийе, Артур Онеггер, Ванда Ландовска, Шарль Мунк, Жак Тибо. В числе знаменитых выпускников такие имена, как: композиторы Андре Букурешлиев (André Boucourechliev), Бруно Мантовани (нынешний директор CNSMDP), органист Моник Жандрон, пианисты Поль Бадура-Шкода, Жан-Поль Билло, Галина Черни-Стефаньска, Самсон Франсуа, Франсуа Вайгель, скрипач Эрик Розенблит и гитарист Рафаэль Андиа; флейтист, Министр культуры Египта Инес Абдель-Дайем и многие другие [11].

Следует упомянуть также Музыкальный центр Дидье Локвуда (CMDL) в Даммари-Ле-лис и парижский музыкальный колледж IMEP, который входит в состав парижского ректората и является членом международной сети "Berklee Global Partners".

При Католическом институте в Париже действует одно из наиболее эффективных отделений музыкального и педагогического профиля. Как и у большинства частных заведений, при записи на обучение возрастные ограничения отсутствуют [12, с. 206].

Содержание обучения, высокая требовательность и профессиональная взыскательность преподавателей в частных учебных заведениях во многом идентичны элитным государственным национальным консерваториям. Педагогический корпус этих учебных заведений вносит весомый вклад в развитие прогрессивных процессов в музыкальном образовании Франции и зарубежья.

Большие школы. Подготовительные литературные классы с музыкальным обучением при Больших школах [13]. Большими, или высшими школами (Grandes écoles)* во Франции именуются наиболее престижные французские высшие учебные заведения, готовящие высокопрофессиональных специалистов в различных сферах, в том числе образования и культуры. По сравнению с университетами, поступление в которые осуществляется по принципу свободной записи и бесплатного образования, в Большие школы необходимо сдавать сложные вступительные экзамены при большом конкурсе. Высокий уровень профессиональной подготовки во многом обусловлен тщательным конкурсным отбором кандидатов; выпускники этих школ возглавляют крупные предприятия и входят в управленческую элиту Франции и других стран.

Из категории Больших школ, а также приравниваемых к ним Высших школ (Écoles supérieures) наибольшей известностью пользуются Высшие нормальные школы ENS (Écoles normales supérieures). Кстати, уровню Больших школ также соответствуют пять упомянутых ранее католических институтов.

Все эти элитные частные учебные заведения обеспечивают высокий уровень подготовки гуманитарных, социальных и художественных наук и музыкального обучения и составляют серьезную конкуренцию государственным вузам. Дипломы Больших школ и подобных им престижных учебных заведений органично встраиваются в европейскую систему эквивалентности дипломов (LMD = BMD). Окончание Большой школы открывает перед выпускниками широкие профессиональные перспективы, гарантирует трудоустройство, причем на наиболее престижных должностях в государственном и частном секторах.

Поступить в Большую школу можно после двух или трёх лет обучения в подготовительных классах (CPGE — Classe préparatoire aux grandes écoles) по избранному направлению [14], пройдя испытания на одном или нескольких конкурсах. Обычно один конкурс объединяет сразу несколько школ. В Большую школу может также поступить студент университета после двух лет обучения, при этом отличники - вне конкурса (если их количество не превышает 10 % от числа вакантных мест). В конце обучения в CpGe желающим предлагается получить так называемую «двойную эквивалентность» («double équivalence»), которая позволяет интегрироваться непосредственно с уровнем лиценциата L3 в университете и затем продолжить образование в области гуманитарных наук (музыка, литература, история и т. д.).

Музыкальное обучение в подготовительных литературных классах при Больших школах CPGE (Les Classes Préparatoires Littéraires aux Grandes Écoles) является одновременно 1-м циклом обучения в этих учебных заведениях, который можно пройти как на базе самой школы, так и на базе некоторых элитных лицеев. Обучение в CPGE длится в течение двух лет и направлено на освоение и развитие основательных знаний и компетенций в различных областях филологии, гуманитарных наук и искусства (французский язык, философия, история, география, древние и живые языки, искусство). В настоящее время они являются частью европейской архитектуры дипломов LMD", особенно в плане признания их эквивалентности.

* Перечень Больших школ по регионам находится на сайте: https://www.cge.asso.fr.

** Система LMD - это архитектура французского высшего образования, основанная на трех уровнях, или циклах. LMD - три начальные буквы: лисанс мастер (М) и доктор наук Р), которые обозначают три цикла обучения и соответствующие им три национальных диплома

Для художественных направлений (музыка и пластические искусства) курсы были открыты еще в 1982 г. В 2003 г. к ним добавились три новых опции - театр, кино и аудиовизуальная деятельность, история искусств.

После первого, недифференцированного, общего для всех года обучения на втором году студент избирает образовательный профиль с учетом своих интересов, способностей и проекта. Интересно, что в перечне специализаций CPGE классы по искусству и музыке занимают особое место, так как эти опции предлагаются в качестве факультативных с первого года обучения для всех студентов, независимо от их будущей образовательной траектории. На втором году студент, по своему желанию, может отказаться от данной специализации в пользу другого варианта. Возможности подготовительных классов расширяются за счет договоренностей ENS с различными школами и курсами-тренингами, услуги которых предоставляются кандидатам в рамках заключенных соглашений по определенным позициям.

Полученная в классах CPGE подготовка дает возможность выдержать вступительные экзамены и в не менее престижные высшие нормальные школы ENS (Écoles normales supérieures) Ульма и Лиона по гуманитарным наукам, а также в различные школы, интегрированные в систему «Банк литературных экзаменов» bEl ("Banque d'épreuves littéraires"). BEL включает пять квалификационных испытаний, четыре из которых являются тождественными для всех высших школ и соответствующих их уровню вузов, один - специфичным для каждой школы*.

В предлагаемых курсах CPGE по искусству и культуре опция музыка выделяется особо, т. к. расценивается в качестве базового компонента культурной образованной личности.

Успешное прохождение конкурса с последующим обучением в Высшей нормальной школе (ENS) позволяет получить, как минимум, профессию исследователя и преподавателя. Выпускники, получившие музыкальное образование, могут:

• претендовать на CAPES или Agregation (участие в конкурсах на должность преподавателя среднего или высшего звена) по музыке, а также быть принятыми в ENS г. Ульма (Ulm);

• быть принятыми в Высшую нормальную школу Лиона ENS LSH (École nórmale supérieure de lettres et sciences humaines de Lyon), предоставив CAPES либо Agregation по музыкальному образованию.

Студенты второго года обучения в CPGE по музыкальной специализации могут принимать участие в конкурсах в различные управленческие школы, интегрированные в систему BEL. С помощью привлекаемых дополнительных ресурсов эти школы предоставляют возможность получения большого спектра профессий:

• информационно-коммуникационные профессии (журналистика, пресс-атташе, интерпретатор-переводчик, руководитель мультимедийных проектов, рекламщик и т. д.);

• управление персоналом (руководитель по подготовке кадров, директор по кадрам и т. д.);

• профессии по маркетингу, продажам и финансам (коммерческий директор, управляющий контролер, финансовый консультант, управляющий бизнесом и т. д.);

• государственная служба, государственное или территориальное управление - Национальная школа администрации (École nationale d'Administration, ENA);

• профессии в области культуры (менеджер в области культуры и СМИ, хранитель наследия, культурного имущества, архивист и т. д.).

Перспективы образования и трудоустройства учащихся, прошедших факультативное музыкальное образование в CPGE. Мониторинг качества музыкального образования в CPGE показал расширение перспективы профессиональной реализации после окончания обучения в литературных подготовительных классах, в частности, это:

• исследовательская деятельность в Национальном научно-исследовательском центре (CNRS) или крупных национальных научно-исследовательских и творческих центрах в области музыки и звука: знаменитом Институте исследования и координации акустики и музыки - IRCAM (Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique), Центре компьютерных исследований и создания музыки - CICM (Centre de recherche en informatique et création musicale), Генераторе ресурсов и исследовательской музыкальной деятельности - GRAME (Générateur de ressources et d'activités musicales exploratoires), Международном центре математических встреч CIRM (Centre

* Студенты, прошедшие подготовку в рамках BEL, помимо Высшей литературной нормальной школы и гуманитарных наук Лиона, могут баллотироваться на конкурсы ведущих школ менеджмента (HEC, ESSEC, ESCP-EAP, EM Lyon, EDHEC и т. д.) и всех школ, участвующих в банке литературных экзаменов BEL: институты политических исследований - IEP (Instituts d'études politiques), Парижская высшая школа журналистики -CELSA (École des hautes études en sciences de l'information et de la communication), Высшая школа устных и письменных переводчиков - ESIT (École supérieure d'interprètes et de traducteurs), Высший институт государственного и политического управления - ISMaPP (Institut supérieur du management public et politique) и др.

International de Rencontres Mathématiques), Группе музыкальных исследований - GRM (Groupe de Recherches Musicales), Лаборатории музыки и информатики в Марселе - MIM (Laboratoire Musique et Informatique de Marseille) и др.;

• музыкальная практика высокого уровня в качестве исполнителя, композитора, дирижера хора или оркестра и т. д., сочетающая в себе технологию и основы общей культуры;

• издательская и художественно-критическая отрасли;

• сфера управления культурой (от организации мероприятий до управления государственной политикой в этой области).

Находясь в эпицентре динамичного мира искусства, постоянно эволюционируя, подготовительные литературные классы CPGE при больших школах прививают студентам общую и художественную культуру, компетенции, позволяющие освоить профессию и максимально соответствующие реалиям современной культурной жизни.

Учебная программа в CPGE. Курс музыкального обучения в CPGE составляет два года. Первый год посвящен теоретической и практической подготовке, изучению исторических, культурных, эстетических основ искусства и методики работы и включает следующие дисциплины:

• история музыки, эстетика и общая музыкальная культура;

• музыка и общество;

• произведение и его язык;

• произведение, его исполнение и интерпретация.

На втором году обучение целенаправленно ориентировано на подготовку к конкурсам в ENS и BEL.

Если сопоставить представленный выше перечень предметов в CPGE с требованиями каждого из конкурсов, то можно обнаружить ряд совпадений:

• история музыки и искусства;

• эстетика:

• музыкальный анализ;

• музыкальное письмо;

• слушательский комментарий (ENS, Ульм);

• общая и художественная культура (LSH, Лион);

• инструментальное или вокальное исполнение (LSH, Лион);

• коллективная музыкальная практика.

На протяжении двух лет обучения в подготовительных классах на занятия со студентами регулярно приглашаются артисты и другие специалисты в области музыкального искусства, которые проводят мастер-классы, конференции, мастерские и т. д. Результатом этой работы является регулярное проведение концертов и различного рода представлений, в процессе совместной подготовки которых происходит непосредственный контакт студентов с музыкантами, режиссерами, художественными директорами, администраторами культурных структур и др. Таким образом, эти разнообразные встречи с профессиональным миром искусства предоставляют широкие возможности для ознакомления и дальнейшего изучения спектра профессий, связанных с музыкой, шоу-бизнесом и управлением в сфере культуры.

Конкурсные музыкальные испытания проводятся по двум номинациям:

- номинация 1:

• сочинение (эссе), посвященное одному из двух вопросов по истории музыки согласно обновляемой дважды в год программе. Представляемая работа содержит анализ и иллюстрирование обязательных произведений из программы;

- номинация 2:

• письменный музыкальный экзамен: сочинение небольшого вокального произведения на заданную тему в классическом тональном стиле в сопровождении струнного квартета с последующим обсуждением этого сочинения с членами жюри. Уровень испытания идентичен для обоих ENS;

• специальный экзамен для конкурса в ENS Ульма: комментарий прослушиваемой записи небольшого, не входящего в программу произведения. Предназначен для оценки общей музыкальной культуры кандидата, его способностей к восприятию и слуховому анализу, умения осветить концепцию прослушиваемой музыкальной пьесы и отвечать на вопросы. После выступления кандидата следует собеседование с жюри;

• экзамен, характерный для конкурса в ENS Лиона: инструментальное или вокальное исполнение с последующим собеседованием с жюри; в нем оценивается не виртуозность, а, в первую очередь, музыкальная образованность, умение продемонстрировать широкие культурные познания и собственный критический взгляд на представляемое произведение и его интерпретацию, которая оценивается жюри. В данном испытании особое значение придается собеседованию.

Первоочередным условием успешного обучения в CPGE является основательность подготовки учащегося по гуманитарному профилю, его успехи в средней школе (лицее) и положительные результаты в бакалавриате.

Еще одно важное условие - качество и сбалансированность предшествующей музыкальной подготовки, которая должна сочетать практику (вокальную или инструментальную, эстетику, образование и т. д.) и знания в области музыкальной культуры и технологий. Образовательные траектории по данному профилю могут быть многообразными, но в большинстве случаев они поддерживаются курсом консерватории в сочетании с музыкальным образованием в лицее (факультативным обучением во всех общих и технологических сериях, либо специальным обучением в серии L).

Индивидуальная музыкальная подготовка в литературных классах при Больших школах с перспективой участия в конкурсах предполагает большую интеллектуальную и физическую нагрузку, т. к. многочасовой тщательный монотонный труд исполнителя требует особой концентрации внимания и обретения состояния психологического равновесия. Таким образом, для всех, кто занимается искусством в той или иной форме (специальной или факультативной), прохождение музыкальной опции в CPGE является ценным стимулом личностного развития, сочетающего в себе увлеченность с общей культурой в их непрерывном взаимодействии и взаимообогащении.

На сегодняшний день литературные подготовительные классы с музыкальной опцией существуют при лицеях в пяти городах:

• Тулуза: лицеи Пьер де Ферма (подготовка к ENS Ulm и LSH) и Сен-Сернин (ENS LSH);

• Париж: лицей Фенелон (ENS Ulm и LSH);

• Сен-Квентин: лицей Анри-Мартен (ENS LSH);

• Савиньи-сюр-Орж: лицей Жан-Батист Коро в партнерстве с Университетом Эври Валь Д'Эссон (ENS LSH);

• Монлюсон: лицей мадам де Сталь (ENS LSH).

Ежегодно в День открытых дверей в каждом учебном заведении учащиеся имеют возможность встретиться с преподавателями, ведущими музыкальные классы, и учащимися, которые находятся в процессе обучения.

Чтобы поступить в литературные CPGE по музыкальной специализации, лицеисты должны в течение терминального класса подать заявку в выбранный ими лицей через процедуру APB (прием после BAC), учрежденную 20 января 2017 г.

Подготовка педагогических кадров. Наряду с тенденцией XXI в. к децентрализации, передаче полномочий, касающихся функционирования, организации и содержания учебного процесса в музыкальных учебных заведениях, местным территориальным органам, французское государство продолжает оставаться гарантом системы подготовки преподавателей, регулирует процесс приема на работу и распределения преподавательских кадров. Основные направления развития музыкального образования, а также программы обучения разрабатываются Министерством национального образования, которое регулярно обновляет и публикует инструктивные документы.

Во Франции существует два официальных диплома, позволяющих преподавать музыку. Речь идет о государственном дипломе учителя музыки DEM (Diplôme d'État de professeur de musique) и сертификате пригодности к исполнению обязанностей учителя музыки CA (Certificat d'aptitude aux fonctions de professeur de musique) или директора художественного учебного заведения. Диплом DEM дается во всех высших учебных заведениях. Диплом CA можно получить только в CNSMD Лиона и Парижа.

Учреждения, имеющие право на выдачу государственного диплома по окончании образования:

• Центр подготовки учителей танцев и музыки Овернь Рона-Альпы;

• Высшая национальная консерватория музыки и танца в Лионе;

• Высшая национальная консерватория музыки и танца в Париже;

• Высшая художественная школа Лотарингии;

• Высшая музыкальная школа Бургундии-Франш-Конте;

• Высшая школа музыки и танцев О-де-Франс Лилль;

• Институт высшего образования музыки Европы и Средиземноморья;

• Высший институт искусств в Тулузе;

• Высшая школа искусств на Рейне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Центр Алиенор (Pôle Aliénor);

• Центр высшего художественного образования Обервилье-Ла Курнев-Сен-Сен-Дени-Иль-де-Франс;

• Центр высшего художественного образования Париж Булонь - Бийанкур;

• Центр высшего художественного образования живое шоу «Pont Supérieur» Бретань - Пеи де ля Луар

Учреждения, имеющие право выдавать аттестат certificat d'aptitude (СА) после окончания педагогического образования:

• Высшая национальная консерватория музыки и танца в Лионе (преподаватель музыки);

• Высшая национальная консерватория музыки и танца в Париже (директор учреждения и преподаватель музыки) [15].

Образование в консерваториях или других учебных заведениях, обучающих музыке, позволяет получить доступ ко многим профессиям. Вот некоторые из них:

• автор, композитор, исполнитель;

• дирижер оркестра;

• скрипичный мастер;

• продюсер;

• музыкант;

• преподаватель музыки и танца;

• саунд-дизайнер;

• звукооператор;

• звукорежиссер.

Получив квалификацию преподавателя музыки, возможно:

• преподавать в колледже, лицее, университете, а также в школе;

• проводить мастер-классы по музыкальному ознакомлению и пробуждению в материнских и начальных школах;

• построить карьеру во многих других областях, таких как кино, реклама и т. д.

Есть также перспектива певца или инструменталиста, помимо периодических выступлений в шоу, работающего в определенном учреждении по контракту [16].

Педагогическое музыкальное образование во Франции, как и образование концертирующих артистов, строится согласно европейской системе высшего образования и проводится в 3 цикла: лиценциат (licence) = степень бакалавра; мастер (master) = магистр; доктор наук. Эта схема способствует взаимному признанию дипломов и позволяет студентам-музыкантам продолжить свое академическое или художественное образование на уровне магистра как во Франции, так и в любой стране Европы [17].

Приведение системы музыкального образования в соответствие с общеевропейской способствует взаимному признанию дипломов и делает возможным свободное перемещение студентов по странам Европы.

Заключение. Проведенное исследование расширяет наши представления о музыкальном образовании, позволяет увидеть его проблемы под новым углом зрения.

Анализ обширного материала по организации и содержанию музыкального образования в высших учебных заведениях Франции с привлечением различных источников позволил составить весьма полное представление о его концепционных, организационных и фактологических аспектах. Эти знания могут, на наш взгляд, иметь глубокие последствия для нашей образовательной системы: в частности, повлечь за собой идеи создания новых исследовательских направлений, способствовать более успешной и своевременной адаптации и профессиональному становлению молодых музыкантов в современных реалиях стремительно меняющегося мира.

Вместе с тем, нельзя не учитывать, что в заимствовании позитивного опыта французских ученых и педагогов существует некий скрытый «тормоз», заключающийся в различии сложившихся моделей образовательных систем в наших странах, которые можно определить терминами «классическая» и «реальная». «Для "классической системы", построенной в нашей стране, характерны опора на устойчивый комплекс традиций, идеалов, норм, ценностей, стабильность, известная академичность, тяготение к сбалансированности собственно профессиональной и общегуманитарной сторон. "Реальная система", типичная для западноевропейских стран, менее академична, как бы открыта в культуру и отличается преимущественно практической направленностью, тяготением к узкой специализации» [18, с. 14].

В настоящее время, когда происходят процессы активной межкультурной интеграции, и эти в некотором смысле полярные модели теряют свою самостоятельность, представляется продуктивным направить наши усилия скорее не на внедрение, а на «прорастание» новаций, касающееся изменения представлений о музыкальном образовании как о процессе исключительно обучения музыкантов, соотнося фундаментальные знания с конкретными задачами практической деятельности.

Так, в последние годы в отечественной высшей школе, наряду с обогащением содержания музыкального образования смежными областями знаний (культурологией, эстетикой, психологией, социологией), наметилась тенденция формирования новой коллаборации - музыки с естественными науками (физикой, математикой, акустикой), что выражается в попытке создания в некоторых вузах совместных отделений магистратуры. Это свидетельствует о преобладании практико-ориентированного подхода к профессии музыканта, опирающегося на запросы современного общества. Поскольку во Франции этот процесс начался несколько ранее, это является одним из важных аргументов изучения вопросов, касающихся организации высшего музыкального образования в этой стране.

Следует отметить, что несмотря на очевидные позитивные тенденции, для некоторых французских источников типично критическое отношение к положению дел в музыкальном образовании, что отражено в набирающей силу полемике в СМИ. В пользующемся популярностью «Блог-журнале Кэтрин Кинцлер: политика, театр, танец, музыка, опера, чтение, философия....» [19] авторы постов отмечают некоторые черты формализма, присущие решениям чиновников, их намерениям создать видимость совершенствования системы музыкального образования, которое сводится, например, к простому переименованию школ на консерватории и др. [20]. Ранее нами отмечалось подобное явление, проявившееся в изменении названий и возрастных границ учебных циклов в школьной системе [21]. Обсуждается также давний вопрос о преимуществах и недостатках государственного и частного образовательных секторов, которые, впрочем, на наш взгляд, эффективно функционируют во Франции по принципу взаимодополняемости.

Выводы. Представленная панорама учебных заведений Франции, осуществляющих высшее образование в сфере музыкальных профессий, позволила сформулировать следующие выводы:

1. Система музыкального образования формировалась на протяжении нескольких столетий и имеет богатую историю. В результате подписанного в 2005 г. Болонского соглашения, главным инициатором которого стала Франция, все вузы страны перешли на трехуровневую систему высшего образования с сохранением собственных названий: лисанс (бакалавриат), мастер (магистратура) и докторантура.

2. В целом сложную многоуровневую систему высшего музыкального образования во Франции можно условно разделить на четыре общие категории - консерватории, высшие консерватории, университеты, элитные частные высшие учебные заведения и центры. Большинство учреждений, предоставляющих музыкальное образование, являются государственными, в них обучение является бесплатным и доступным для всех слоев населения. Франция тратит 23 % инвестиций из бюджета на образование и предоставляет иностранным студентам и собственным гражданам равные льготы.

3. Обращает на себя внимание факт отсутствия в региональных, департаментских и общинных консерваториях различного уровня единого учебного плана и форм обучения. Такая разобщенность, на первый взгляд являющаяся недостатком, оборачивается плюсом: она позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс в каждом конкретном учебном заведении с точки зрения варьирования перечня дисциплин в опоре на творческий потенциал действующих специалистов в области музыкального образования и осуществления практико-ориентирован-ного подхода к освоению музыкальной профессии с учетом особенностей и культурных потребностей конкретного региона.

4. Серьезным достижением французской музыкально-образовательной модели является поддержание сложившихся в этой стране традиций воспитания любителей, «просвещенных дилетантов», в том числе на высоком профессиональном уровне (с присвоением диплома либо без), без возрастных ограничений, что является мощным стимулом для повышения престижа профессии музыканта и развития музыкальной культуры общества в целом.

5. Любопытен факт, что в университет на факультет образования и научных исследований UFR принимаются все студенты-музыканты, получившие диплом бакалавра (baccalauréat), без предварительного отбора. Отсутствие стрессовой конкурсной ситуации является привлекательным для многих абитуриентов, которые затем стремятся проявить себя в ходе учебы, т. к. дальнейшее пребывание в стенах университета, образовательная траектория, сроки обучения целиком зависят от успехов конкретного кандидата. В высшие консерватории, большие школы и приравниваемые к ним учебные заведения необходимо сдавать вступительные экзамены, как правило, с предварительным музыкальным обучением на двухгодичных подготовительных курсах CPGE. Среди элитных заведений этого ранга важную роль играют высшие педагогические школы (Écoles normales supérieures), готовящие преподавателей музыки для университетов и руководителей высшего звена.

6. Характерным направлением развития современной системы французского музыкального образования является постоянное увеличение списка специальностей, не связанных с профессией исполнителя: это электронные технологии, музыкальный менеджмент, рекламное дело, логистика, средства коммуникации, издательская и художественно-критическая отрасли и многие другие. Высокий культурный уровень подготовки данных специалистов, в частности, в университетской магистратуре, гарантирован прохождением ими лисанс-уровня (бакалавриата) по музыковедению.

7. Заметно прогрессирует, особенно в последнее десятилетие, тенденция интеллектуализации музыкально-артистической деятельности, которая проявляется в наличии в магистратуре по музыковедению направления, ориентированного непосредственно на исполнительскую и композиторскую деятельность. Все более востребованным становится получение докторской степени как показателя высокого статуса музыкантов этих профессий.

8. В рамках политики взаимного признания дипломов о высшем образовании, музыканты, имеющие диплом бакалавра российского университета или института, по согласованию сторон, могут продолжить свое образование по магистерским и докторским программам во французских высших музыкальных учебных заведениях.

Ссылки:

1. Cultural Influence: Cutting-edge Centers of Art, Entertainment and Fashion. France and Italy Top This List [Электронный ресурс] // U.S. News & World Report. URL: https://www.usnews.com/news/best-countries/influence-rankings (дата обращения: 14.11.2020).

2. Maneveau G. Musique et Éducation. Aix en Provence, 1977. 240 p.

3. Крауклис Г. Музыкальное образование в современной Франции // Музыкальная академия. 1994. № 5. С. 133-136.

4. Там же. С. 134.

5. Бурякова Л.А., Ендрецкая Е.С. Музыкальное образование в современном лицее Франции // Общество: социология, психология, педагогика, 2019. № 12. С. 161-170. https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.26.

6. École de Musique: le Guide Complet! [Электронный ресурс] // Diplomeo. URL: https://diplomeo.com/etablissements-ecoles_de_musique (дата обращения: 19.11.2020).

7. Ibid.

8. Etudes Supérieures: L'enseignement Dans les Conservatoires et Pôles Supérieurs de Musique [Электронный ресурс] // Cité de la Musique - Philharmonie de Paris. 2020. URL: https://metiers.philharmoniedeparis.fr/enseignement-superieur-con-servatoires-poles-sup-musique.aspx#01 (дата обращения 19.11.2020).

9. Éducation Musicale [Электронный ресурс]. URL: https://eduscol.education.fr/education-musicale/sinformer/les-ensei-gnements-particuliers/enseignement-superieur.html (дата обращения 30.08.2020).

10. Enseigner au collège ou au lycée général: le CAPES [Электронный ресурс] // Ministère de l'Éducation Nationale, de la Jeunesse et des Sports. URL: https://www.devenirenseignant.gouv.fr/pid33985/enseigner-au-college-ou-au-lycee-general-le-capes.html (дата обращения 19.11.2020); Études supérieures: l'enseignement supérieur de musique à l'université [Электронный ресурс] // Cité de la Musique - Philharmonie de Paris. 2020. URL: https://metiers.philharmoniedeparis.fr/ensei-gnement-superieur-musique-universite.aspx#01 (дата обращения 19.11.2020).

11. Ecole Normale de Musique de Paris: Historique [Электронный ресурс] // École Normale de Musique de Paris Alfred Cortot. URL: http://www.ecolenormalecortot.com/ecole-et-etudes/historique/ (дата обращения 19.11.2020).

12. Favre G. Histoire de L'éducation Musical. Paris, 1980. 220 p.

13. Les CPGE - Option Musique [Электронный ресурс]. URL: https://eduscol.education.fr/education-musicale/sinformer/les-enseignements-particuliers/les-cpge-option-musique.html (дата обращения 30.08.2020).

14. Classe Préparatoires // Франция. Лингвострановедческий словарь / под ред. Л.Г. Ведениной. 1997. С. 206.

15. L'enseignement Supérieur Culture (Édition 2019-2020) [Электронный ресурс] // Ministère de la Culture. 2019. URL: https://www.culture.gouv.fr/Sites-thematiques/Enseignement-superieur-et-Recherche/Publications/L-enseignement-superi-eur-Culture-edition-2019-20202 (дата обращения 14.11.2020).

16. École de Musique: le Guide ...

17. Éducation Musicale ...

18. Миронова Н.А. Реформа музыкального образования как проблема музыковедческого исследования : автореф. дисс. ... канд. иск. М., 1991. 26 с.

19. Mezetulle - Blog-revue de Catherine Kintzler: Politique, Théâtre, Danse, Musique, Opéra, Lecture, Philosophie. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mezetulle.fr (дата обращения: 19.11.2020).

20. Tchalik D. Conservatoires: en Marche Vers le Déclassement [Электронный ресурс] // Mezetulle. 2019. URL: https://www.mezetulle.fr/conservatoires-en-marche-vers-le-declassement/ (дата обращения: 19.11.2020).

21. Бурякова Л.А. Формирование компетенций у учащихся французской школы (2-4 циклы) в процессе музыкального образования // Педагогический журнал. 2019. № 5A-II. С. 721-734. 10.34670/AR.2020.45.5.189.

Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.