Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: ИЗ ОПЫТА ПАРИЖСКОЙ ВЫСШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ МУЗЫКИ И ТАНЦА'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: ИЗ ОПЫТА ПАРИЖСКОЙ ВЫСШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ МУЗЫКИ И ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ПАРИЖСКАЯ ВЫСШАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА / СОВРЕМЕННЫЕ ФЕСТИВАЛИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ СОЛЬФЕДЖИО ВО ФРАНЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ / АНСАМБЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ / ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дабаева И.П.

В статье рассматривается процесс воспитания и обучения любителей современной музыки и музыкантов-профессионалов - композиторов, исполнителей, музыковедов, владеющих комплексом знаний и навыков, необходимых для создания, исполнения и осмысления современных партитур. Анализ приобщения обучаемых к современной музыке в консерваториях Франции показал, что на диахроническом уровне обнаруживается стройная система перехода от одной ступени образования к другой. На синхроническом - действенными оказываются межпредметные связи, а также внедрение полученных знаний в исполнительскую практику, что способствует глубокому погружению в музыкальное академическое искусство. Комплексный подход реализуется на всех уровнях музыкального образования и находит яркое воплощение на заключительном этапе в Парижской консерватории музыки и танца в классе современного репертуара и композиции. Постоянное участие студентов в концертах современной музыки, мастер-классах, фестивалях содействует повышению уровня мастерства. Опыт французских педагогов в воспитании и обучении современных музыкантов будет полезен для отечественной системы музыкального образования, в которой овладению современной музыкой в комплексе знаний и умений не уделяется специального внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATED APPROACH TO THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF CONTEMPORARY MUSIC: BASED ON THE EXPERIENCE OF THE PARIS HIGHER NATIONAL CONSERVATORY OF MUSIC AND DANCE

The article reveals the process of education and upbringing of lovers of modern music and professional musicians - composers, performers, musicologists who possess a complex of knowledge and skills necessary for the creation, performance and comprehension of modern scores. An analysis of the introduction of students to modern music in conservatories in France has shown that at the diachronic level, a harmonious system of transition from one stage of education to another is revealed. At the synchronic level, interdisciplinary connections are effective, as well as the introduction of the acquired knowledge into performing practice, which contributes to a deep immersion in modern musical academic art. An integrated approach to teaching is implemented at all levels of music education and finds a vivid embodiment at the final stage at the Paris Conservatory of Music and Dance in the class of modern repertoire and composition. The constant participation of students in concerts of modern music, master classes, festivals contributes to the improvement of the level of skill. The experience of French teachers in the upbringing and education of modern musicians will be useful for the domestic system of music education, in which the mastery of modern music in the complex of knowledge and skills is not given special attention.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: ИЗ ОПЫТА ПАРИЖСКОЙ ВЫСШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ МУЗЫКИ И ТАНЦА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 237-242. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 237-242.

Научная статья

УДК 378.1(443.611)

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.36

Комплексный подход в подготовке специалистов в области современной музыки: из опыта Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца

Ирина Прокопьевна Дабаева

Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, Ростов-на-Дону, Россия, dabaeva-music@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2462-7038

Аннотация. В статье рассматривается процесс воспитания и обучения любителей современной музыки и музыкантов-профессионалов - композиторов, исполнителей, музыковедов, владеющих комплексом знаний и навыков, необходимых для создания, исполнения и осмысления современных партитур. Анализ приобщения обучаемых к современной музыке в консерваториях Франции показал, что на диахроническом уровне обнаруживается стройная система перехода от одной ступени образования к другой. На синхроническом - действенными оказываются межпредметные связи, а также внедрение полученных знаний в исполнительскую практику, что способствует глубокому погружению в музыкальное академическое искусство. Комплексный подход реализуется на всех уровнях музыкального образования и находит яркое воплощение на заключительном этапе в Парижской консерватории музыки и танца в классе современного репертуара и композиции. Постоянное участие студентов в концертах современной музыки, мастер-классах, фестивалях содействует повышению уровня мастерства. Опыт французских педагогов в воспитании и обучении современных музыкантов будет полезен для отечественной системы музыкального образования, в которой овладению современной музыкой в комплексе знаний и умений не уделяется специального внимания.

Ключевые слова: комплексный подход в обучении, современная академическая музыка, Парижская высшая национальная консерватория музыки и танца, современные фестивали, музыкальное образование во Франции, современное сольфеджио во Франции, современные техники композиции, ансамбль современной музыки, обучение композиции

Для цитирования. Дабаева И.П. Комплексный подход в подготовке специалистов в области современной музыки: из опыта Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца // Общество. социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 237-242. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.36.

Финансирование: исследование осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, проект № 19-013-00855) в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта «Тенденции развития музыкального образования в современной Франции». Руководитель проекта - доцент Л.А. Бурякова.

Original article

An integrated approach to the training of specialists in the field of contemporary music: based on the experience of the Paris Higher National Conservatory of Music and Dance

Irina P. Dabaeva

Rostov State Conservatory named after S.V. Rachmaninov, Rostov-on-Don, Russia, dabaeva-music@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2462-7038

Abstract. The article reveals the process of education and upbringing of lovers of modern music and professional musicians - composers, performers, musicologists who possess a complex of knowledge and skills necessary for the creation, performance and comprehension of modern scores. An analysis of the introduction of students to modern music in conservatories in France has shown that at the diachronic level, a harmonious system of transition from one stage of education to another is revealed. At the synchronic level, interdisciplinary connections are effective, as well as the introduction of the acquired knowledge into performing practice, which contributes to a deep immersion in modern musical academic art. An integrated approach to teaching is implemented at all levels of music education and finds a vivid embodiment at the final stage at the Paris Conservatory of Music and Dance in the class of modern repertoire and composition. The constant participation of students in concerts of modern music, master classes, festivals contributes to the improvement of the level of skill. The experience of French teachers in the upbringing and education of modern musicians will be useful for the domestic system of music education, in which the mastery of modern music in the complex of knowledge and skills is not given special attention.

© Дабаева И.П., 2021

Keywords: integrated approach to teaching, modern academic music, Paris Higher National Conservatory of Music and Dance, modern festivals, music education in France, modern solfeggio in France, modern composition techniques, ensemble of modern music, composition training

For citation: Dabaeva, I.P. (2021) An integrated approach to training specialists in the field of contemporary music: based on the experience of the Paris Higher National Conservatory of Music and Dance. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 237-242. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.36 (In Russian).

Funding: the study was carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR, Project No. 19-013-00855) at Rostov State University of Economics. The theme of the project is "Trends in the development of music education in modern France". Project manager - Associate Professor L.A. Buryakova.

Профессиональный музыкант - специалист, обладающий комплексом знаний и навыков, обеспечивающих его полноценное участие в развитии музыкальной культуры страны. Вопросы качественной подготовки музыкантов в области современной академической музыки постоянно волнуют педагогическое сообщество. Актуальность данной проблемы подтверждает обсуждение состояния музыкального образования, которое было проведено в рамках круглого стола на платформе научного журнала «Музыкальная академия» (2021, № 3) - наиболее авторитетного музыковедческого издания страны. Свое мнение по этому поводу высказали ведущие отечественные композиторы, исполнители, музыковеды. Каждый из них, заострив определенную грань проблемы, обозначил то или иное направление выхода из сложившейся ситуации.

В чем заключается суть проблемы? Каков масштаб кризиса музыкального образования в данной области? Сложились ли к настоящему времени пути его преодоления? Обсуждаемые вопросы можно сгруппировать вокруг следующих направлений.

1. Профессиональное становление композитора, музыканта международного уровня, владеющего всеми современными техниками композиции, сложившимися в последние десятилетия.

2. Подготовка музыканта-исполнителя, свободно интерпретирующего современные, в том числе атональные, сочинения, способного к исполнению современных партитур в качестве солиста, в ансамбле и оркестре.

3. Образование музыковеда, обладающего навыком анализа современных партитур, умеющего донести новейшую информацию об актуальной академической культуре как до исполнителя, так и до слушателя.

4. Формирование слушательской среды, воспитание любителя современной академической музыки.

На эти и многие другие вопросы отвечает московский композитор В.Г. Тарнопольский в статье «Композиторское образование в современной России» (2021). Он указывает на глубокие корни данной проблемы, уходящие к середине XX в. - печально знаменитому Постановлению ЦК ВКП(б) о формализме в музыке советских композиторов, в результате принятия которого отечественная композиторская школа надолго оказалась оторванной от западноевропейских достижений, обретенных на протяжении второй половины XX в. Это повлекло за собой формирование многочисленных сложностей, приведших к текущей ситуации. Как указывает В.Г. Тарнопольский, в настоящее время обнаруживается дефицит педагогических кадров, способных воспитать композиторов, владеющих прочными навыками в области актуальных композиторских технологий. В поисках путей преодоления обозначенного разрыва в Московской консерватории начиная с 90-х гг. прошлого века создавались образовательные и концертные структуры, в частности кафедра современной музыки и разнообразные ансамбли, пополнявшие свой репертуар сочинениями последних десятилетий, устраивались фестивали и мастер-классы ведущих композиторов и исполнителей. Однако предпринятых усилий оказалось недостаточно для того, чтобы современная академическая музыка стала одним из приоритетных направлений в культурной жизни страны, к этой миссии оказались не готовы регионы и периферийные консерватории, а также слушатели. В целях решения данной проблемы В.Г. Тарнопольский предлагает открыть центр повышения квалификации при Московской консерватории для педагогов всех музыкальных специальностей, организовать мастер-классы, привлечь к работе в высших учебных заведениях молодых композиторов, завоевавших широкое международное признание.

Е.А. Дубинец в статье «Чему обучают оркестровых музыкантов в США» заострила внимание на образовании современных исполнителей (2021). Указав на глубокое изучение теоретических дисциплин в российских консерваториях как явно прогрессивное явление, она отметила низкий исполнительский уровень в освоении современной оркестровой и ансамблевой музыки. Причину автор определила в смещении в отечественной педагогике интереса на воспитание солистов, а не оркестрантов.

В поисках выхода из создавшейся ситуации, на наш взгляд, целесообразно обратиться к опыту тех стран, в которых были найдены оптимальные пути решения данной проблемы. В первую очередь заслуживает внимания музыкально-образовательная система, сложившаяся

во Франции, где подготовка специалиста-профессионала, а также воспитание любителя современной академической музыки находятся на высоком уровне.

В нашей статье в соавторстве с Л.А. Буряковой «Музыкально-теоретическое образование в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца» обоснован вывод о необходимости внедрения достижений французской музыкальной педагогики в систему отечественного образования, что благотворно скажется на подготовке музыкантов-исполнителей и композиторов (Бурякова, Дабаева, 2020).

В настоящей статье данное положение развивается, демонстрируются направления совершенствования подготовки специалистов, обладающих прочными знаниями и навыками в области современной музыки. Статья имеет следующую структуру: постановка проблемы, обсуждение актуальных вопросов обучения композиторов и инструменталистов отечественными педагогами, сравнительный анализ российского и французского подходов в изучении современной музыки, характеристика французской системы образования в данном направлении в диахроническом и синхроническом аспектах, комплексный подход в изучении современной музыки во Франции, выводы.

Реформирование системы музыкального образования в направлении углубленного изучения современной музыки необходимо проводить как в синхроническом аспекте, так и диахроническом.

Диахронический аспект заключается в преемственности подготовки музыкантов на всех образовательных уровнях в системе «музыкальная школа - колледж - вуз». Невозможно качественно воспитать специалиста, начиная знакомство с современной музыкой только на высшем образовательном уровне, как и современное музыкальное искусство не может быть признано значительной частью культуры в целом без заинтересованного в нем слушателя. Таким образом, становление специалиста и воспитание любителя - это две необходимые стороны одного процесса. Синхронический аспект проявляется в тесной взаимосвязи учебных и внеучебных форм работы, установлении междисциплинарных связей, объединении теоретических знаний и практических навыков. Комплексный подход реализуется в процессе овладения требуемыми знаниями и умениями на всех этапах обучения.

Музыкальное образование в России начинается в стенах музыкальных школ, в которых современной музыке уделяется наименьшее внимание как в исполнительских классах, так и в теоретических курсах. В результате проблема воспитания, подготовки любителя современной музыки остается открытой. Аналогична ситуация и в среднем звене, призванном активно формировать профессиональные навыки. В высшем звене сведения о современной музыке фрагментарны и разрозненно преподносятся в различных дисциплинах: гармонии, анализе музыкальных форм, полифонии, а также в таких курсах, как музыкально-теоретические системы, техники современной композиции, история музыки. Как правило, указанные предметы выстроены по историческому принципу и ввиду многих причин педагогам не всегда удается уделить достаточное количество времени и внимания глубокому постижению законов современной музыки. Вследствие ее редкого исполнения и незначительных знаний в данной области можно констатировать факт отсутствия слухового опыта у обучаемых. Сходной представляется картина и в классах по специальности: атональные и серийные сочинения не привлекают внимания преподавателей и студентов. Важной причиной является отсутствие знаний и опыта у самих педагогов - как исполнителей, так и музыковедов и композиторов.

Таким образом, в диахроническом аспекте в отечественной школе отсутствует единая линия воспитания любителя (в музыкальных школах) и специалиста-профессионала в области современной музыки в среднем и высшем звеньях. Ввиду разрозненности предметов нарушается система межпредметных связей на синхроническом уровне. В итоге не получает реализации комплексный подход в овладении необходимыми знаниями и опытом.

Иной в данном отношении представляется модель французской образовательной системы, в которой на диахроническом уровне прослеживается единая последовательная линия формирования любителя современной музыки и становления музыканта-профессионала - знатока современного академического искусства.

На всех этапах музыкального обучения во Франции в этом отношении велика роль сольфеджио, в котором большое место занимает овладение основами атональной, модальной и серийной техник в следующих аспектах.

1. Письменные упражнения, направленные на тренировку слуха в вертикальной и горизонтальной координатах, включающие сложные гармонические созвучия и элементы стилистики современной музыки.

2. Воспитание чувства ритма, которому уделяется специальное внимание в различного рода ритмических сольмизационных упражнениях, называемых solfëge rytmique, сочетающих сложнейшие ритмические структуры. Овладение ими позволяет музыкантам чувствовать себя

уверенно при исполнении любых современных партитур в ансамбле или оркестре. В распоряжении французских педагогов имеются специальные учебные и учебно-методические пособия, способствующие освоению тщательно разработанной школы современной ритмики1.

3. Овладение разнообразными формами пения с акцентированием внимания на интонационном, ритмическом, динамическом, агогическом уровнях организации материала, что способствует пониманию стилистических процессов в музыке. Интерес представляют отказ от инструктивных форм интонирования и переход на авторские музыкальные образцы, в том числе современной музыки. Французские педагоги-сольфеджисты практикуют исполнение обучаемыми вокальных сочинений в целостности, а не в отдельных фрагментах. Освоение различных исторических стилей музыки охватывает и современный материал, в том числе сочинения, написанные в атональной, модальной, серийной техниках, например А. Веберна, А. Берга, Л. Берио и других авторов2.

Уровень подготовки по этой дисциплине отличается высоким качеством на всех этапах обучения, а вместе с тем преемственностью и динамикой в решении все более сложных педагогических задач, которые ставятся перед обучаемыми. В отличие от отечественной школы сольфеджио, делающей упор на освоении тонально-функциональной системы в различных видах деятельности, французские педагоги отдают предпочтение интервальному принципу обучения, позволяющему формировать представления о современных техниках композиции и приобретать слуховой опыт в постижении атональной музыки.

Комплексный подход во французских учебных заведениях проявляется в тесной связи теоретических дисциплин с исполнительской практикой, в частности в формировании различного рода инструментальных ансамблей начиная с раннего этапа музыкального воспитания в целях исполнения музыки различной стилевой направленности, в том числе современной. Структура музыкального образования более подробно охарактеризована в статье Л.А. Буряковой, А.Г. Бурякова «Особенности организации системы высшего музыкального образования во Франции» (2020).

Несмотря на постоянно возникающие во Франции дискуссии относительно пользы такого углубленного изучения сольфеджио в рамках обучения детей3, положительный результат отмеченного подхода вполне очевиден: выпускники начального уровня подготовки хорошо разбираются в современной музыке, пополняя отряд любителей, а оркестры и инструментальные ансамбли приобретают профессионально грамотных, прекрасно обученных, дисциплинированных специалистов (Radault, 2015).

Ряды обучающихся в региональных консерваториях Франции пополняются за счет не только студентов-инструменталистов, но и композиторов. Именно в этих заведениях будущие творцы музыки обретают первоначальные знания и навыки в сочинительстве под руководством педагогов, которые на практике вводят их в мир композиторских технологий, в том числе готовят к освоению современных техник композиции.

По свидетельству Ж.-Л. Эрве4, преподающего композицию в консерватории в западном пригороде Парижа - Булони-Бийянкуре5, поступающие в его класс ученики имеют высокий уровень подготовки в области теоретических дисциплин: гармонии, анализа6. На протяжении двух лет они изучают основы композиции, эстетику различных стилей, а также посредством анализа партитур атональной музыки ХХ^Х| вв. - серийную и спектральную техники, минимализм. Педагог демонстрирует ученикам особенности строения анализируемых сочинений, объясняет, как нужно слушать и понимать современную музыку. Помимо изучения техник композиции последних десятилетий большое внимание уделяется рассмотрению доклассической модальной системы. На этих примерах преподаватель доказывает, что тональная техника исторически занимает небольшой промежуток времени и является специфичной только для западной культуры. Ж.-Л. Эрве постоянно

1 Weber А. Soixante leçons de lecture rythmique. Vol. 1. Paris, 1966. 26 p.

2 Jollet J.-С. Méli Mélodies - solfège. In 7 volumes. Paris, 2000.

3 Kubik S. Le solfege en France: pourquoi tant de haine? [Электронный ресурс] // France Musique. 2019. 9 sept. URL: https://www.francemusique.fr/savoirs-pratiques/le-solfege-en-france-pourquoi-tant-de-haine-74813 (дата обращения: 15.12.2021) ; Radault M. Cessons de decourager la vocation musicale des enfants [Электронный ресурс] // Le Monde. 2012. 23 août. URL: https://www.lemonde.fr/idees/article/2012/08/23/cessons-de-decourager-la-vocation-musicale-des-enfants_1749081_3232.html (дата обращения: 15.12.2021).

4 Jean-Luc Hèrve - современный французский композитор, получивший профессиональное образование в Парижской национальной консерватории музыки и танца по классу композиции у Э. Нуниша и Ж. Гризе, композитор-исследователь в IRCAM (Институте исследования и координации акустики и музыки в Париже), автор большого количества часто исполняемых произведений, в том числе с участием электроники.

5 Boulogne-Billancourt; CRR и Pole supérieur PSPBB.

6 Информация предоставлена Ж.-Л. Эрве автору данной статьи в письме как ответы на вопросы о специфике обучения современной музыке композиторов во Франции.

проводит мастер-классы, посвященные современной музыке. Для этого мероприятия студенты-ан-самблисты заранее в течение года готовят к исполнению сочинения наиболее ярких композиторов-экспериментаторов, таких как М. Фельдман, Т. Мюрай, Д. Лигети и др. Большое внимание уделяется совместной работе студентов-композиторов и инструменталистов по подготовке и исполнению новых сочинений представителей класса Ж.-Л. Эрве.

Подобный комплексный подход к овладению новейшей музыкой на данном уровне способствует приобретению новых знаний и более глубокому практическому погружению в эту область современного творчества. Таким образом, в региональной консерватории осуществляется начальная подготовка композиторов, которые затем продолжают обучение в Парижской национальной консерватории музыки и танца.

Отметим, что каждый педагог, работающий во французских консерваториях, не ограничен жесткими рамками учебного плана. Ему дается право экспериментировать, создавать авторские курсы в зависимости от своих знаний, увлечений, предпочтений, опыта.

Таким образом, на диахроническом уровне явно прослеживаются связь между образовательными учреждениями Франции, сохранение традиции обучения, а вместе с тем - динамика в постижении современной музыки. На синхроническом уровне обнаруживаются расширение круга проблем и углубление знаний. Отметим, что, помимо отдельно изучаемых, обособленных друг от друга предметов, во французской педагогике большое внимание уделяется междисциплинарным связям, способствующим более глубокому комплексному постижению музыкальных явлений. Так, профессор класса письма и композиции Консерватории им. Г. Берлиоза (Париж), президент Французского общества анализа музыки Ж.-М. Бардес (Jean Michel Bardez) в беседе с Ж. Сеголем (Julien Ségol), развивая мысль о дисциплинарном статусе современного музыковедения, акцентировал необходимость установления диалога между различными дисциплинами, а также культивирования комплексного интегрирующего дисциплинарного подхода в образовании композиторов (Ségol, 2011).

Приступая к обучению в Парижской национальной консерватории музыки и танца, студенты продолжают получать новые знания и совершенствовать мастерство. Как и в отечественных вузах, план обучения включает ряд предметов, в рамках которых изучается современная музыка -исторически, теоретически, практически, в том числе в курсах, посвященных знакомству с новыми техниками композиции. Однако в отличие от предоставления разрозненных сведений по различным предметам в России в Парижской консерватории на третьем высшем цикле осуществляется комплексный подход, объединяющий полученные за годы обучения знания и навыки в области современной музыки с опытом ее исполнения.

Данный класс называется «Современный репертуар и композиция третьего высшего цикла» (Répertoire contemporainet creation 3e cycle supérieur). По его окончании выдается диплом современного исполнителя (DAI). Курс доступен для кандидатов, имеющих диплом магистра и желающих специализироваться в области современной музыки. Он интегрирует исполнителей разных специальностей, композиторов, исследователей. Руководитель данного класса - кореянка Хо-Сан Канг (Hae-Sun Kang), скрипачка, ведет в консерватории классы камерной музыки, струнного квартета, современного репертуара1.

Помимо обучения в консерватории, студенты принимают активное участие в концертах и фестивалях современной музыки (Festival Présences), ежегодно проводимых Радио Франции (Radio France). По укоренившейся традиции они проходят в начале февраля и посвящаются творчеству какого-либо выдающегося композитора современности. Так, в центре внимания фестиваля 2018 г. была фигура французского композитора и органиста Т. Эскеша (Thierry Escaich); 2019 - немецкого композитора В. Рима (Wolfgang Rihm); 2020 - английского композитора Г. Бен-жамина (Georg Benjamin), 2021 г. - французского композитора П. Дюсапена (Pascal Dusapin). В феврале 2022 г. XXXII фестиваль будет посвящен музыке современного французского композитора Т. Мюрая (Tristan Murail)2.

Традиционной стала и творческая встреча с композитором непосредственно перед началом этого значимого для культуры страны и мирового музыкального сообщества события. В фестивале принимают участие известные оркестры, ансамбли, солирующие исполнители. Наряду с музыкой композитора, находящегося в центре внимания, звучат сочинения и других современных мастеров. Активное участие в концертных мероприятиях фестиваля принимают студенты класса современного репертуара и композиции Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца. Подготовка осуществляется заранее под руководством педагогов.

1 Diplôme d'Artiste - répertoire contemporain et création 3e cycle supérieur [Электронный ресурс] // Conservatoire national supérieur de musique et de danse de Paris. 2021. URL: https://www.conservatoiredeparis.fr/index.php/fr/discipline/diplome-dartiste-repertoire-contemporain-et-creation-3e-cycle-superieur (дата обращения: 15.12.2021).

2 Festival Présences 2022: Tristan Murail [Электронный ресурс] // Radio France. 2021. URL: https://www.maisondelaradioetdelamusique.fr/festival-presences-2022-tristan-murail (дата обращения: 15.12.2021 ).

Таким образом, в рамках данного класса происходит завершающее комплексное становление музыканта-специалиста в области современной музыки.

В результате исследования можно сделать следующие выводы. Музыкальное образование во Франции - стройная, тщательно продуманная система воспитания профессионально мотивированных специалистов и любителей музыки. Сохранение и передача традиций в обучении ярко проявляются на диахроническом уровне. В этом отношении в синхроническом аспекте показательны глубокое погружение обучаемых в мир современного музыкального искусства, постижение его законов одновременно теоретически и практически в различных дисциплинах и исполнительском освоении атональных, серийных, модальных композиций студентами-инструменталистами, а также в сочинении произведений в разнообразных техниках студентами-композиторами. Комплексный подход реализуется на всех ступенях музыкального образования. Привлечение обучаемых к активной концертной практике способствует значительному повышению профессионализма.

Внедрение позитивных достижений французской педагогики в области освоения современной музыки в отечественную систему музыкального образования принесет несомненную пользу в подготовке музыкантов-профессионалов. При этом необходимо помнить о сохранении уникальных российских традиций в музыкальном воспитании обучаемых, учитывать особенности национального менталитета и многовековой отечественной культуры.

Список источников:

Бурякова Л.А., Буряков А.Г. Особенности организации системы высшего музыкального образования во Франции // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11 (79). С. 97-109. https://doi.org/10.24158/spp.2020.11.17.

Бурякова Л.А., Дабаева И.П. Музыкально-теоретическое образование в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 180-194. https://doi.org/10.24158/spp.2020.12.34.

Дубинец Е.А. Чему обучают оркестровых музыкантов в США // Музыкальная академия. 2021. № 3 (775). С. 37-41. https://doi.org/10.34690/172.

Тарнопольский В.Г. Композиторское образование в современной России // Музыкальная академия. 2021. № 3 (775). С. 6-12. https://doi.org/10.34690/164.

Radault M. L'enseignement de la Formation Musicale en conservatoire: un naufrage français. Gap, 2015. 95 p.

Ségol J. Pour une musicology de l'analyse plurienelle. Entretien avеc Jean Michel Bardez // Transposition. 2011. Vol. 1. https://doi.org/10.4000/transposition.314.

References:

Buryakova, L.A. & Buryakov, A.G. (2020) French higher music education system. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 97-109. Available from: doi:10.24158/spp.2020.11.17.

Buryakova, L.A. & Dabaeva, I.P. (2020) Musical and theoretical education in the Conservatoire de Paris. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 180-194. Available from: doi:10.24158/spp.2020.12.34. (In Russian)

Dubinets, E.A. (2021) What orchestral musicians are taught in the USA. Music Academy. (3), 37-41. Available from: doi:10.34690/172. (In Russian)

Radault, M. (2015) L'enseignement de la Formation Musicale en conservatoire: un naufrage français. Gap, France. (In French)

Ségol, J. (2011) Pour une musicologie de l'analyse plurielle. Transposition. 1. Available from: doi:10.4000/transposition.314. (In French)

Tarnopolski, V.G. (2021) Composer education in modern Russia. Music Academy. (3), 6-12. Available from: doi:10.34690/164. (In Russian)

Информация об авторе И.П. Дабаева -доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, Ростов-на-Дону, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=533387.

Information about author I.P. Dabaeva -Doctor of Arts, Professor, Head of the Department of Theory of Music and Composition of Rostov State Conservatory named after S.V. Rachmaninov, Rostov-on-Don, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=533387.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.12.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.