Научная статья на тему 'Музыкальное образование в современном лицее Франции [1]'

Музыкальное образование в современном лицее Франции [1] Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
430
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЛИЦЕЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКИ / MUSIC EDUCATION IN FRANCE / SPECIALIZED TRAINING IN THE FRENCH LYCEUM / COMPETENCY-BASED APPROACH IN MUSIC TEACHING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурякова Любовь Александровна, Ендрецкая Евгения Сергеевна

В статье раскрываются основные формы и содержание музыкального образования, получаемого учащимися в рамках современного лицея Франции. Авторами осуществлены перевод и анализ статей и книг, посвященных этой теме, а также оценка нормативных актов (законов, указов, постановлений, циркуляров, инструкций и программ), опубликованных в официальных журналах министерства национального образования, в которых отражен вектор развития специализации «Музыка» во французском лицее. На фоне краткого исторического обзора, обнаруживающего тенденцию в области музыкального обучения переход от академической традиции преподавания к компетентностному, практико-ориентированному подходу, особое внимание уделяется программным требованиям 2019 г. Сделан вывод об актуальности соотнесения некоторых аспектов преподавания в рассматриваемой сфере во Франции с современными российскими реалиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music Education in the Modern Lyceum in France [1]

The study reveals the main forms and content of music education that students get in the modern Lyceum in France. The authors translated and analyzed articles and books devoted to the topic, as well as regulations (laws, decrees, enactments, circulars, instructions, and programs) published in the official journals of the Ministry of National Education, which show the vector of development of specialization «Music» in the French Lyceum. Against the background of a brief historical review, which reveals the trend in music education consisting in transition from the academic tradition of teaching to a competence-based, practice-focused approach, special attention is paid to the program requirements of 2019. The authors make a conclusion that it is relevant to relate some aspects of teaching in the sphere of music education in France with modern conditions in Russia.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование в современном лицее Франции [1]»

УДК 372.878(44)"312"

https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.26

Бурякова Любовь Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Ендрецкая Евгения Сергеевна

магистрант факультета иностранных языков Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ЛИЦЕЕ ФРАНЦИИ [1]

Buryakova Lyubov Alexandrovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Music and Art Education, Taganrog Institute, Branch of Rostov State University of Economics

Yendretskaya Yevgenia Sergeevna

Master's Degree student, Faculty of Foreign Languages, Taganrog Institute, Branch of Rostov State University of Economics

MUSIC EDUCATION IN THE MODERN LYCEUM IN FRANCE [1]

Аннотация:

В статье раскрываются основные формы и содержание музыкального образования, получаемого учащимися в рамках современного лицея Франции. Авторами осуществлены перевод и анализ статей и книг, посвященных этой теме, а также оценка нормативных актов (законов, указов, постановлений, циркуляров, инструкций и программ), опубликованных в официальных журналах министерства национального образования, в которых отражен вектор развития специализации «Музыка» во французском лицее. На фоне краткого исторического обзора, обнаруживающего тенденцию в области музыкального обучения - переход от академической традиции преподавания ккомпе-тентностному, практико-ориентированному подходу, особое внимание уделяется программным требованиям 2019 г. Сделан вывод об актуальности соотнесения некоторых аспектов преподавания в рассматриваемой сфере во Франции с современными российскими реалиями.

Ключевые слова:

музыкальное образование во Франции, профильное обучение во французском лицее, компетент-ностный подход в преподавании музыки.

Summary:

The study reveals the main forms and content of music education that students get in the modern Lyceum in France. The authors translated and analyzed articles and books devoted to the topic, as well as regulations (laws, decrees, enactments, circulars, instructions, and programs) published in the official journals of the Ministry of National Education, which show the vector of development of specialization «Music» in the French Lyceum. Against the background of a brief historical review, which reveals the trend in music education consisting in transition from the academic tradition of teaching to a competence-based, practice-focused approach, special attention is paid to the program requirements of 2019. The authors make a conclusion that it is relevant to relate some aspects of teaching in the sphere of music education in France with modern conditions in Russia.

Keywords:

music education in France, specialized training in the French Lyceum, competency-based approach in music teaching.

Образовательные системы в разных странах обладают существенными национальными различиями, определяющим фактором которых выступают особенности исторического развития, своеобразие актуальных социальных задач и т. д. Особенно ярко эти расхождения наблюдаются в области педагогики искусства, где обнаруживающиеся общие тенденции преломляются в соответствии с национальной спецификой. Во Франции сложилась оригинальная система получения музыкального образования в рамках общеобразовательной системы, которая затем подверглась ряду прогрессивных изменений. Актуальность исследования состоит в анализе данной системы, выявлении ценных наработок и идей, касающихся организации и содержания музыкального образования в лицее, что может послужить существенной предпосылкой для осмысления плодотворного опыта французских педагогов в целях повышения качества отечественного музыкального образования.

Современный лицей во Франции соответствует нашей старшей школе и охватывает три последних года обязательного бесплатного обучения с обратной по сравнению с общепринятой нумерацией: второй, первый и выпускной (терминальный) класс. Образование в лицеях является профильным и осуществляется по трем направлениям: общее, технологическое и профессионально-техническое. В лицеях общей направленности учащиеся сдают экзамены и получают степень бакалавра, дающую право поступления в вуз. Технологический бакалавриат предоставляет

право на обучение в высшей школе по избранной в лицее специальности. Профессионально-технические лицеи готовят профессиональных рабочих различных специальностей.

Музыкальное образование занимает достойное место в сложной образовательной архитектуре современного лицея, состоящей из комплекса так называемых «канонических» дисциплин, в основном структурированных по типу университетских курсов. По сравнению с обучением дисциплинам, обязательным для всех серий лицея, преподавание музыки отличается многообразием вариантов (факультативное, обязательное и обязательное по выбору) [2].

В статье тема музыкального образования в лицеях Франции рассматривается с трех позиций: исторического обзора становления музыкального обучения на фоне общей истории лицея, содержания и форм специального музыкального образования в общеобразовательном лицее в серии L (литература, языки, искусство) и в технологическом лицее в серии S2TMD (техника музыки и танца). Прежде чем обратиться непосредственно к вопросам музыкального образования, представляется важным определить общую направленность преподавания в лицее с точки зрения исторически сложившихся традиций. Это позволит лучше понять специфику предмета «Музыка», долгое время опиравшуюся на логику, присущую общеобразовательным дисциплинам, проследить вектор его развития и оценить масштабы преобразований сегодняшнего дня.

Традиции лицейского образования во Франции. Крупный французский ученый в области образования Антуан Прост (Antoine Prost) пишет, что создание мужских лицеев, именуемых «наполеоновскими», произошло непосредственно после революционных событий во Франции и датируется 1802 годом. Учрежденные Наполеоном Бонапартом в целях формирования «национальной элиты», эти заведения были призваны обеспечить подготовку офицеров и образованных, преданных государству чиновников. В отличие от частных колледжей и небольших семинарий, в которых обучалось ограниченное количество юношей из элитных кругов, и от частных учреждений для девушек, первые лицеи полностью финансировались государством [3]. Это звено, задуманное как преемственное с колледжами «старого режима» (Ancien Régime), стало второй ступенью среднего образования, а с 1808 г. квалифицировалось как лицей. Важнейшими чертами системы лицейского образования Франции послужили определение и строгая централизация государственными органами содержания обучения (сохранившаяся в настоящее время), введение выпускных экзаменов на степень бакалавра (1808) с правом поступления в высшую школу.

Классическая модель образования во французском лицее основывается на греко-римской гуманистической культурной традиции, далекой от утилитаристских концепций. Несмотря на то что с 1902 г. изучение древних языков отходило на второй план, поощрялись диссертационные исследования на французском языке и внедрялись экспериментальный и научный подходы к образованию, гуманитарные науки долгое время продолжали испытывать влияние классических академических традиций.

Критика этой привилегированной модели привела к острым дебатам между сторонниками демократизации, считавшими среднее образование слишком элитарным, и ее противниками, опасавшимися, что реформирование наносит ущерб классической латинской культуре. Идея единой школы для всех членов общества, возникшая в период между двумя войнами, получила полное воплощение лишь в 1975 г.

Стремясь установить преемственность событий или фактов, мы выявили, что музыкальное образование со дня его введения в лицеи Франции подверглось некоторым изменениям, в том числе радикальным, в содержании, формах и методах преподавания. В ряду авторов, чьи труды в 80-х гг. XX столетия положили начало историографии музыкального образования в лицее и высшей школе, следует назвать в первую очередь профессора Сорбоннского университета Даниэль Пистон [4], а также генерального инспектора национального образования Жоржа Фавра [5]. Их исследования в дальнейшем получили развитие в работах ученых Генеральной инспекции национального образования и академических инспекторов региональных академий.

В течение длительного периода (1802-1966) преподавание музыки в лицее осуществлялось исключительно в форме дополнительных факультативных занятий. Любопытен факт, что учащиеся не обязаны были посещать уроки музыки [6] и на занятия допускались родственники и близкие друзья учащихся.

Первые инструкции по «Преподаванию шедевров искусства» во втором и первом классах лицея были опубликованы в 1925 г., т. е. спустя почти 40 лет после появления музыки в официальных программах начального образования (1882). Составители инструкций руководствовались теориями обучения, разработанными в когнитивной психологии [7], построенными согласно так называемой «линейной» концепции обучения. Речь идет о принятом за основу истори ко-хронологическом принципе изучения музыкальных произведений, что аргументировалось стремле-

нием углубить их понимание в сопоставлении с эпохой и социальной средой, в которой они создавались. Таким образом, музыкальное образование с самого начала следовало академической традиции в преподавании.

Анализ изменений в программных требованиях факультативных и обязательных по выбору вариантов показывает стремление перейти от академической, абстрактной научной традиции к компетентностной, заботящейся о самостоятельном приобретении знаний в процессе практической музыкальной деятельности с установлением «мостов» между изучаемыми дисциплинами и учащимися. Эти цели были последовательно реализованы в программах факультативного обучения и специального варианта по выбору в литературной серии L лицея общей направленности в 1982, 1987-1988 гг. (творческая деятельность, изучение новых источников звука), 2001-м (отказ от гармонического анализа и сольфеджио в пользу анализа параметров звука, разработки проблемных тем в области музыкального искусства и др.) и 2010 г. (обучение искусству звука).

В настоящее время существует несколько вариантов получения музыкального образования в лицее, которые приобрели высокий социальный статус благодаря созданию музыкального экзамена на получение степени бакалавра [8, p. 294].

Кроме факультативного варианта, установились две профессиональные специализации: в литературной серии L с потенциальным выходом в музыковедение и технологической серии S2TMD с выходом на карьеру исполнителя или исследователя.

В 2019 г. в общеобразовательном лицее произошло большое изменение, заключающееся в исчезновении традиционных секций в сериях S (естественные науки), Es (экономика и социальные науки) и L (литература, языки, искусство). Вместо этого учащиеся выбирают 3 специализации в первом классе и 2 в выпускном в дополнение к общему обязательному циклу, включающему французский язык, историю, географию, моральное и гражданское воспитание, первый и второй иностранные языки, научное образование, физическое и спортивное воспитание. Всего во французских лицеях существуют 12 разновидностей специализаций, которые предлагаются не во всех заведениях. Музыка, как и все другие предметы художественного цикла, входит в их число. Факультативный вариант музыкального образования присутствует во всех сериях (L, S, Es), специ-алитет - только в серии L.

В 2019 г. оба варианта музыкального образования - специальное и/или факультативное -можно выбрать независимо от основной ориентации ученика. Если предпочесть научно-исследовательскую учебную программу в качестве основной, ее можно связать с музыкой, что может в дальнейшем привести к профессиям, например касающимся звуковых технологий.

Еще одно важное изменение 2019 г. - пересмотр рейтинговой оценки различных предметов на экзамене на степень бакалавра (ВАС). Так, ученик, прошедший факультативный курс по музыке, может включить его в состав экзамена ВАС и получить дополнительные бонусные баллы к итоговой оценке (коэффициент 3, в прошлом 1). В новом варианте экзамена ВАС-2020 степень будет присваиваться по результатам четырех письменных испытаний «за столом» (épreuves sur table) и одного большого устного (Grand oral). Знания, полученные в обоих вариантах музыкального образования, могут быть представлены на экзамене на степень бакалавра.

Факультативная программа структурно повторяет программу специального музыкального образования, однако почасовой объем обоих вариантов не совпадает: для факультативного варианта программой предусматриваются три еженедельных часа, а для специального - шесть.

Концепция технологической серии музыки и танца S2TMD (ранее существовавшей под названиями T5, F11, TMD) обоснованно остается узкоспециальной, так как профильная подготовка осуществляется по типу консерваторских курсов [9].

Специальное музыкальное образование в общеобразовательном лицее (серия L). Учебный план для терминального цикла (первого и выпускного классов) музыкального образования в серии L [10] лицея общей направленности включает реализацию музыкальных проектов, воспитание слушательской культуры, овладение методикой научного исследования. Реализация музыкальных исполнительских проектов, осуществляемых целым классом или в составе группы учащихся, требует освоения навыков сочинения, инструментальной и/или цифровой импровизации либо аранжировки.

Прослушивание произведений или отрывков в первом классе ограничивается слуховым анализом, в выпускном классе практикуется углубленный музыковедческий анализ с привлечением партитуры или иной графической записи. Предполагается овладение специальной музыкальной терминологией, системами поиска в сети Интернет через специальные сайты.

Методика научного исследования предусматривает владение навыками устной речи, ведения дискуссии, изложение в письменном виде аргументированного комментария к прослушиваемой музыке, содержащего общие выводы в соответствии с заданной проблематикой (таблица 1). В первом и выпускном классах преподаватель выбирает минимум три аспекта из представленного

списка, которые разрабатываются в течение учебного года. Четвертая тема, выбираемая в выпускном классе в соответствии со второй специальностью учащихся, служит основой аналитического эссе в будущем проекте, представляемом во время устного экзамена на степень бакалавра.

Таблица 1 - Список тем с детализацией ракурса исследования (серия L) [11]

Звук, музыка, пространство и время Музыка, искусство времени Форма: принципы и элементы музыкальной речи Музыка и текст Музыка и изображение Музыка и повествование Музыка, театр, движение и сцена Музыка и эстетика Музыка, звук и акустика Музыка, звук и алгоритм Музыка, пропорции и научные модели Музыка и цифровые технологии Музыка, архитектура, пейзаж

Музыка, человек и общество Музыкант: творец, исполнитель, аранжировщик, слушатель, меломан Живая музыка против записанной музыки Право и музыкальная индустрия Современные музыкальные практики Передача музыки: музыкальное посредничество Музыка и здоровье

Музыкально-художественная культура в истории и географии Варианты и инварианты музыкального языка Культурная глобализация: разнообразие, относительность и новая эстетика Поддержка музыки: воспоминания, описания, записи и т. д. Аутентичность против «воссоздания» Музыка: свидетель и актер истории

Обучение проводится в специально оборудованной комнате, содержащей инструментарий, компьютерные терминалы с необходимым программным обеспечением и приложениями, снабженной системами вещания и видеопроекции. Помещение подключено к внутренней сети учреждения, что позволяет получать ресурсы всех видов в цифровом рабочем пространстве. Кроме того, для обогащения проводимой в классе работы предусматривается использование ресурсов художественной и культурной среды (концертных залов, уличных сцен, павильонов, мест трансляции и т. д.).

Ожидаемые результаты обучения к концу первого и выпускного классов сходны по содержанию и проявляются в виде приобретаемых компетенций, которые совершенствуются к окончанию учебы:

- описание прослушиваемой музыки, использование точной музыкальной терминологии, выделение основных черт; сравнение произведений с точки зрения сходства и различия между ними; определение их места в эволюции музыки;

- критическое осмысление музыкального произведения, выявление особенностей его интерпретации в соотнесении с историческим, эстетическим и художественным контекстом эпохи, в которую оно создавалось;

- определение принадлежности впервые прослушанных произведений к эпохе и стране («географическому району») с опорой на знание ключевых течений западной и внеевропейской музыки от Средневековья до наших дней;

- использование партитуры в целях углубления и уточнения музыкальной характеристики произведения, осуществляемой во время прослушивания;

- применение технических и культурных знаний в критической оценке прослушиваемой и исполняемой музыки;

- разработка комментария к прослушиваемому или исполняемому произведению на базе оценки его основных элементов;

- развитие самостоятельности в овладении методикой реализации музыкальных проектов: соблюдение инструкций и ограничений, необходимых для реализации проекта; углубление самостоятельной технической работы; проведение целенаправленного поиска аудиозаписей в интернете и обобщение его результатов;

- развитие слуховых способностей, стремление к окультуриванию звукового окружения: рациональное использование качественного звукового потока на приемлемом уровне интенсивности (громкости); осознание своей роли в создании и управлении окружающей звуковой средой;

- определение направления своей музыкальной практики и музыкальных предпочтений в экономическом, социальном, профессиональном контекстах: знание главных категорий профессий, обеспечивающих функционирование музыкальной и культурной жизни, и способов получения соответствующего образования; знание социально-экономических и культурных основ музыкальной жизни; знание принципов авторского права в отношении произведений, композиторов и творчества; определение каждым учащимся формы его музыкальной практики в будущем вузовском проекте.

Итогом обучения является сдача экзамена на степень бакалавра ВАС. Предлагаемые для испытания произведения по музыке выступают частью обширного репертуара, изучаемого в течение года в процессе исполнения, аранжировки или «воссоздания», а также через слушание, восприятие, комментирование и слуховой анализ [12]. Список произведений для обоих вариантов экзамена ВАС - факультативного и специального - ежегодно обновляется (таблица 2).

Таблица 2 - Список музыкальных произведений для экзамена ВАС-2020

Факультативный вариант, все серии [13] Специальный вариант, серия L [14]

Л. ван Бетховен: симфония № 5, до минор, соч. 67 М. Рихтер - А. Вивальди «Времена года» (фрагменты): - «Весна 1» (2'32), - «Лето 3» (5'01), - «Осень 2» (3'08), - «Зима 1» (3'01), - «Тень 3» (3'33) И.С. Бах: Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit, BWV 106 (Actus Tragicus): - «Сонатина»; - хор Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit; - ария (тенор) Ach, Herr, lehre uns bedenken [15]; - ария (бас) Bestelle dein Haus; - хор Es ist der alte Bund. Ф. Мендельсон: струнный октет ми-бемоль мажор, op. 20, Allegro moderato ma con fuoco (14'27). Дж. Адамс: «Краткая поездка на быстрой машине»

Специальное музыкальное образование в технологическом лицее (серия S2TMD)

[16]. Данная ориентация требует солидного музыкального багажа и нацелена на подготовку учащихся в течение трех лет [17] к следующим дипломам: национальной профессиональной ориентации (un diplôme national d'orientation professionnelle - DNOP) по специализации «Музыка» или «Танец»; по музыкальному образованию (diplôme d'études musicales - DEM); по хореографическому образованию (diplôme d'études chorégraphiques - DEC). Учеба в серии TMD совмещается с курсом обучения в консерваториях регионального подчинения (CRR) или ведомственного подчинения (CRD). Учащиеся, занимающиеся в этой серии, традиционно ориентируются на карьеру солиста-инструменталиста, оркестрового музыканта, танцора или хореографа. После окончания лицея выпускники смогут, выдержав конкурс, продолжить образование в одной из двух высших национальных консерваторий музыки и танца (CNSMD) в Париже или Лионе [18].

В программе 2019 г. для серии S2TMD обозначена более широкая музыкальная специализация, включающая подготовку не только солиста-инструменталиста, оркестрового музыканта, но и певца, дирижера, руководителя хора, педагога, композитора, аранжировщика и т. д., а также специалиста в области звуковых технологий, организации шоу и др. Выпускники серии смогут работать в секторе государственного культурного управления и посредничества, музыкального делопроизводства и коммуникации, а также в структурах, связанных с областью здравоохранения [19].

При схожести вырабатываемых компетенций в области музыкальной технологии, практики и музыкальной культуры в условиях двух специализированных серий в серии L превалирует исследовательский подход к явлениям музыкальной, художественной и культурной жизни; в серии S2TMD развиваются компетенции, связанные с основной профессиональной ориентацией каждого учащегося (инструмент, пение, письмо [20], композиция и т. д.). Концептуальное осмысление вопросов, коррелирующих с воспитанием общей музыкальной культуры, отходит здесь на второй план [21]. Об этом свидетельствуют три проблемных блока, представленных в программе 2019 г., тематика которых нацелена на углубленное погружение в профессиональную «кухню» музыкальной практики (таблица 3).

Таблица 3 - Список тем с детализацией ракурса исследования (серия S2TMD) [22]

Роль артиста в городе

Музыкальная практика: частная и общественная сферы

Музыкант и его аудитория

Места (помещения), поддержка СМИ в соответствии с музыкальным

Музыка и общество направлением

Музыкант-посредник: обдумывать и создавать форму, представлять и пе-

редавать музыку

Терминальный класс: культурная глобализация, разнообразие и иден-

тичность

Продолжение таблицы 3

Музыка и язык Эволюция языка: между константами и разрушениями Процесс сочинения, импровизации, транскрипции, оркестровки, микширования и т. д. Путь к личной интерпретации Музыкальный язык и нотация Музыка и цифровая форма Расширение области тембра Текст, изображение, движение: влияние на музыкальный язык Терминальный класс: гибридизация музыкального языка

Музыка и эстетика Музыка, пространство сцены, объединение музыканта с его аудиторией Художественная уникальность и культурное многообразие Художественная неповторимость вне эстетических влияний Оригинальность произведения и его культурный контекст Звук, язык, построение, музыка Стиль, школа, практика, манера Терминальный класс: относительность вкусов, моды и ценностей Музыкальная практика, культурная среда и доминирующая эстетика Трактовать сегодня: для чего? Исполнение/воссоздание/сочинение: каковы границы?

Основная часть вырабатываемых учащимися серии S2TMD специальных компетенций, связанных с реализацией личного (исполнение, сочинение) или коллективного (малый ансамбль, хор, оркестр) художественного проекта, осуществляемого как под руководством преподавателя, так и самостоятельно учеником (учениками), как упоминалось ранее, формируется в условиях так называемых партнерских учреждений - консерваторий, филармоний, школ, ассоциаций и др. Следует отметить, что в процесс воплощения амбициозных коллективных проектов вовлекаются не только танцоры и актеры, но и лицеисты из других серий. Это предполагает не только задействование различных областей знаний (пластического искусства, истории искусств, французского языка, истории, географии, философии и др.), но и привлечение профессиональных артистов, не обязательно музыкантов, творческие встречи с которыми стимулируют рождение новых идей и подходов [23].

Учебный план музыкантов со второго по выпускной класс включает одноголосные диктанты повышенной сложности, затем двух- и трехголосные (от средней сложности до повышенной), гармонические диктанты (от легких до средней сложности); музыкальный анализ (не ограничивающийся тональной музыкой), изучение элементов метрики и акцентуации; исследование эволюции тональной гармонии, каданса, нетранспонирующих инструментов, вокальных регистров, тональной и тематической форм, важнейших исторических форм. В выпускном классе изучаются преобразование и преодоление тональности, политональность, атональность, сериальность, эволюция ритмического языка, эволюция инструментария ХХ в.

Уровень инструментального исполнительства зависит от подготовки учащихся, однако к окончанию терминального цикла они должны достичь уровня выпускника региональной национальной консерватории (CNR). Программа по истории музыки для трех классов лицея лаконична по содержанию, обозначена в пяти-шести строках (списки фамилий композиторов, перечень основных форм и жанров), однако охватывает значительное количество композиторов. Например, на протяжении только выпускного класса изучаются творчество ведущих композиторов ХХ в., в том числе Форе, Дебюсси, Равеля, Русселя, Стравинского, Вареза, Шёнберга, Берга, Веберна, Бартока, Хонеггера, а также джазовое направление.

В области музыкального письма во втором классе преподаются консонантная гармония (без модуляций), каденции, в первом классе - модуляции, доминантсептаккорд и другие виды септаккордов, в выпускном - нонаккорд, необычное нотное письмо, специфика вокальной и инструментальной нотации. Требования по диктанту, анализу и музыкальному письму строго следуют организации и содержанию консерваторских принципов.

Изучение техники звука (природы звука, его восприятия) осуществляется в процессе практической работы в первом и выпускном классах. Программа по органологии включает 18 лекций по преподаванию различных (перечисленных в списке) инструментов. К чтению с листа на инструменте предъявляются требования на уровне студентов инструментальных классов консерваторий [24].

Программа музыкального образования танцоров в серии S2TMD также предусматривает выработку серьезных музыкальных компетенций: написание одноголосного мелодического и ритмического диктантов (нетрудного во втором классе, более сложного в выпускном), анализ музыкальных произведений (программа для второго и первого классов точно такая же, как и у музыкантов, только в выпускном классе она ограничивается ХХ веком). Хореографическая подготовка

осуществляется в консерваториях в соответствии с индивидуальным планом развития обучаемого; установлен только базовый уровень, которого необходимо достичь: это получение, как и музыкантами, дипломного сертификата национальной региональной консерватории (CNR). В программе по хореографической подготовке подробно изложен набор танцевальных па, а также способы их выполнения. История музыки и танца во втором классе включает балет до Новерра (мастера балета: Жорж Бошам (George Beauchamp), Жан-Жорж Новерр (Jean-Georges Noverre), Гаспаро Анжиолини (Gasparo Angiolini), Винченцо Галеотти (Vincenzo Galeotti), Сальва-торе Вигано (Salvatore Viganô), Жан Доберваль (Jean Dauberval) и др.). В рамках истории музыки в танцевальной секции изучается творчество композиторов от Люлли до Бетховена. В первом классе преподаются музыка периода от романтического балета до русских балетов Дягилева; особенности стилей русского, шведского и датского балетов во взаимосвязи с деятельностью конкретных балетмейстеров; произведения композиторов, вдохновивших творчество балетмейстеров (Шумана, Шуберта, Шопена, Листа, Вагнера, Чайковского, Глинки, Дворжака, Мусоргского, Римского-Корсакова, Стравинского, Прокофьева). Наконец, в выпускном классе изучаются «Преобразования в искусстве балета после Первой мировой войны: хореографы и история музыки в соответствии с их творчеством».

В 1979, 1991, 2003 и 2005 гг. периодически вносились изменения в содержание требований профессиональных экзаменов на степень бакалавра, которые диктовались технологической эволюцией, изменением социальных ожиданий в музыкальной и хореографической практике. Однако базовые требования остаются неизменными с 1972 и 1977 гг.

Наиболее ощутимые перемены после 1972-1977 гг. касаются формата диктанта для танцоров, музыкального анализа для музыкантов и танцоров, исполнения для танцоров и, наконец, истории музыки для обоих специальностей. Ранее танцоры во время диктанта традиционно записывали мелодию и ритм, а теперь, согласно нынешним требованиям, дополняют (досочиняют) фрагмент частично сыгранной мелодии. Танцор также должен написать комментарий к пьесе с анализом ее стилистических и эстетических особенностей в соответствии с историческим контекстом. Новым является введение вопроса о соотношении танца с анализируемым произведением.

В рамках танцевального экзамена исполняются, наряду с академическим, неоклассическим, современным классическим танцем, свободные вариации в джазовом стиле. По истории музыки освещаются три темы на выбор соискателя; тема, относящаяся к творчеству великого композитора, раскрывается с использованием партитуры или ее фрагмента. Экзамен по истории танца проводится по аналогичной схеме, с той разницей, что кандидату предлагается высказать личную точку зрения, опираясь на собственный хореографический опыт. На экзамене по технике звука предлагается вопрос по монтажу цифровых аудиофайлов (вместо прежнего монтажа ленты) - изменение, обусловленное развитием новых технологий. Следовательно, по сравнению с факультативным и специальным вариантами, модифицировавшимися с 1980 г., комплекс знаний, приобретаемых в секции F11 (ныне S2TMD), подвергся лишь небольшим преобразованиям.

В настоящее время серия «Техника музыки и танца» существует в 25 городах (25 академиях). В них обучаются 300 кандидатов, претендующих на степень бакалавра.

Представленные далее таблицы 4-6 с почасовым графиком распределения дисциплин в первом и выпускном классах в 2019/20 учебном году показывают сбалансированность общего и художественного компонентов, что обеспечивает дальнейшее образование в высшей школе и широкие перспективы в выборе будущей карьеры [25].

Таблица 4 - Обязательные дисциплины недельного графика первого и выпускного

классов (серия «Техника музыки и танца», S2TMD), ч

Обязательная дисциплина Первый класс Терминальный класс

Французский язык 4 2

Философия - 4

Введение в современный мир 1 -

История искусства и цивилизаций 1 1

Первый иностранный язык 3 3

Математика 4 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физические науки 2 2

Нравственное и гражданское воспитание 0,5 0,5

Усиленный курс: философия или математика 1 2

Специальное образование иного рода - в области технических профессий, связанных с музыкой, в настоящее время предоставляют три профессиональных лицея: в Севре, Нанси и Сен-Бриё. По окончанию трехлетнего курса выдается патент «техника музыкальных профессий»

(ВТММ), эквивалентный степени бакалавра, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность или получать высшее образование по музыкальному производству, документации или издательскому делу [26]. В 2014 г. были открыты две новые специальности: органо-строителя и изготовителя органных труб [27].

Таблица 5 - Специальные дисциплины недельного графика первого и выпускного классов (серия «Техника музыки и танца», S2TMD), ч_

Профессиональное обучение Первый класс Терминальный класс

Опция« Инструмент»

Инструментальное исполнение 2 2

История музыки 1,5 1,5

Диктант 1 1

Анализ 1,5 1,5

Инструментальное чтение с листа 0,5 0,5

Музыка ансамбля 1,5 1,5

Техника звука 1 1

Органология - 1

Опция «Танец»

Хореографическое исполнение 5

Диктант 1 1

Музыкальный анализ 1 1

История музыки и танца 1,5 1,5

Сценография - 1

Анатомия 1 1

Физическое и спортивное воспитание 5 5

Таблица 6 - Факультативные предметы недельного графика первого и выпускного классов (серия «Техника музыки и танца», S2TMD), ч

Предмет Первый класс Терминальный класс

Второй иностранный язык или древние языки (латинский либо греческий) 3 3

Пластические искусства 3 3

Гармония, сольфеджио или хореография 2 2

Перечисленные технические специальности, которым ранее обучали в технических школах и колледжах и которые сейчас преподаются в условиях лицейского образования, с появлением перспективы получения степени бакалавра искусств и ремесел приобретают более высокий статус и предполагают повышенный профессиональный уровень.

В результате исследования можно сделать следующие выводы.

1. Образование в лицеях Франции является обязательным, бесплатным и профильным; музыка входит в число 12 специализаций. Специальные предметы в первом классе лицея составляют 40 % от общего числа дисциплин, в выпускном - 70 %.

2. Музыкальное образование в лицеях осуществляется в нескольких формах (факультативное, обязательное по выбору, специальное) и доступно всем учащимся, независимо от избранной ими образовательной траектории.

3. Специальное образование осуществляется в двух вариантах: в литературной серии L общеобразовательного лицея в течение двух лет терминального цикла и серии S2TMD («Техника музыки и танца») технологического лицея в течение трех лет. Эти две специализации отличаются друг от друга: в серии L превалирует музыковедческий подход, в серии S2TMD - исполнительский, требующий специальной подготовки. Преподавание в рамках S2TMD совмещается с учебой в консерватории. В настоящее время серия существует в 25 академиях. В них обучаются з0о кандидатов.

4. Лицеисты, выбравшие музыку по факультативному или специальному варианту, сдают музыкальный экзамен на получение степени бакалавра (BAC) с правом поступления в высшие учебные заведения в зависимости от профиля полученного образования: университеты (L), большие школы, высшие национальные консерватории в Париже и Лионе (S2TMD) и др.

5. Привлекают внимание высокий уровень музыкально-теоретического образования танцоров, занимающихся в серии S2TMD, а также изучение курса истории музыки в соответствии с творчеством знаменитых балетмейстеров. Это свидетельствует о практической направленности учебного процесса.

Таким образом, обращаясь к положительному опыту музыкального образования в лицеях Франции, можно проследить различие сложившихся в наших странах традиций преподавания в этой области. Российская система общего и специального музыкального образования, доказав

эффективность в прошлом, стремится к совершенствованию в условиях современных музыкально-образовательных стратегий. В этом плане французская традиция воспитания профессиональных музыкантов и квалифицированных любителей музыки в условиях общеобразовательной школы, основанная еще в 1970-е гг., заслуживает внимания по нескольким позициям.

Во-первых, благодаря доступным для всех учащихся факультативным занятиям, постоянному звучанию качественной музыки в стенах школы создается особая аура, формируется пиетет по отношению к искусству и музыкальной образованности. Этому способствуют и культурно-просветительские мероприятия в лицее, в особенности ежегодные итоговые концерты, в которые вовлекаются все - и специализирующиеся учащиеся - музыканты, и все остальные, независимо от направления подготовки.

Во-вторых, важным опытом для нас являются постоянные встречи французских старшеклассников с творческими коллективами и отдельными артистами, которые закреплены специальными договоренностями между двумя ведомствами - министерством культуры и министерством образования. Это доказывает осознание важности роли музыкального развития учащихся на правительственном уровне. Содержание концертов согласовывается с учебными программами по музыке. Непосредственное знакомство с лучшими образцами различных жанров и стилей в процессе прослушивания считается ключевым в воспитании музыкальной культуры школьников.

В-третьих, различные формы непосредственных контактов с широким спектром профессий (в музыкальных студиях, мастерских, на вещательных каналах и т. д.) позволяют лицеистам определиться с выбором направления будущей карьеры: музыканта-исполнителя, оркестранта, звукорежиссера, документалиста, юриста по авторскому праву и т. д.

Актуальность учета перечисленных положительных моментов в формировании отечественной образовательной политики особенно возрастает в связи с необходимостью, при отсутствии у старшеклассников уроков музыки, совершенствовать их музыкальный вкус - «иммунитет» против потребительски ориентированной массовой культуры.

Ссылки и примечания:

1. Исследование осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, проект № 19-013-00855) в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Тенденции развития музыкального образования в современной Франции». Руководитель проекта - доцент Л.А. Бурякова.

2. Tripier-Mondancin O. Histoire et caractéristiques de la musique au lycée, en France: entre académisme et socioconstructiv-isme [Электронный ресурс] // L'éducation musicale. URL: http://leducation-musicale.com/Odiletripier.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

3. Prost A. L'histoire du système éducatif français // Le système éducatif en France / éd. B. Toulemonde. 2e éd. Paris, 2006. Р. 7-12.

4. L'éducation musicale en France: histoire et méthodes : colloque [organisé par] l'Institut de recherches sur les civilisations de l'occident moderne, 13 mars 1982 / éd. D. Pistone. Paris, 1983. 101 p.

5. Favre G. Histoire de l'éducation musicale. Paris, 1980. 220 p.

6. Bulletin de la Société française de pédagogie. 1928. Juin.

7. Carette V., Rey B. Savoir enseigner dans le secondaire. Didactique générale. Bruxelles, 2011. 160 p.

8. Baqué P. 40 ans de combat pour les arts et la culture à l'école. 1967-2007. Paris, 2011. 446 p.

9. Tripier-Mondancin O. Pratiques musicales dans les programmes actuels de lycée, en France (2001, 2010): serie litteraire et option facultative / serie technologique: deux evolutions differentes // Pratiques actuelles de l'enseignement et de l'apprentissage de la musique: nouvelles voies pour la recherche en pédagogie de la musique : Actes des 12es Journées francophones de recherche en éducation musicale. Lyon, 2015. P. 153-167.

10. Programme de spécialité d'arts de première et terminale générales [Электронный ресурс] // Bulletin officiel spécial. 2019. No. 8. Р. 50-55. URL: https://cache.media.eduscol.education.fr/file/SP1 -MEN-22-1 -2019/84/6/spe567_annexe_22-1_1063846.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

11. Ibid.

12. Programme d'enseignement obligatoire au choix d'arts en classe de première littéraire, d'enseignement de spécialité au choix d'arts en classe terminale littéraire et d'enseignement facultatif d'arts au cycle terminal des séries générales et technologiques [Электронный ресурс] : arrête du 21 juillet 2010 // Bulletin officiel spécial. 2010. No. 9. URL: https://www.edu-cation.gouv.fr/cid53325/mene1019677a.html (дата обращения: 15.12.2019).

13. Baccalauréat. Option facultative musique (2019-2020) [Электронный ресурс] // Lycée Blaise Pascal. URL: http://www.mu-sique-orsay.fr/pages/menubac.html (дата обращения: 15.12.2019).

14. Baccalauréat. Enseignement de Spécialité (TL). Programme 2019-2020 [Электронный ресурс] // Ibid. URL: http://www.mu-sique-orsay.fr/pages/bac_spe.html (дата обращения: 15.12.2019).

15. В арии тенора (Ach, Herr, lehre uns bedenken) звучат такие строки: «Ах, Господи, научи нас помышлять, что мы смертны, дабы приобрести нам сердце мудрое». Бах И.С. Тексты духовных произведений / пер. игум. Петра (Меще-ринова). М., 2014. С. 283-284.

16. Classes de première et terminale de la voie technologique. Programme des enseignements de spécialité conduisant au baccalauréat technologique série sciences et techniques du théâtre, de la musique et de la danse (S2TMD) [Электронный ресурс] : arrêté du 31 juillet 2019 // Bulletin officiel spécial. 2019. No. 31. URL: https://www.education.gouv.fr/pid285/bulle-tin_officiel.html?cid_bo=144135 (дата обращения: 15.12.2019).

17. Данная специализация, в отличие от других, охватывает три года технологического лицея.

18. Kubik S. La musique au lycée: comment ça marche? [Электронный ресурс] // France Musique. 2019. 24 janvier. URL: https://www.francemusique.fr/actualite-musicale/la-musique-au-lycee-comment-ca-marche-66118 (дата обращения: 15.12.2019).

19. Classes de prem ière ...

20. «Классами письма» во Франции называют музыкально-теоретические дисциплины - гармонию, полифонию, фугу. Бычков Ю.Н. Преподавание музыкально-теоретических дисциплин и композиции в Парижской национальной консерватории // Методика преподавания историко-теоретических дисциплин : сборник трудов. Вып. XXVI. М., 1977. С. 116-137.

21. Tripier-Mondancin O. Pratiques musicales ...

22. Classes de première ...

23. Ibid.

24. Tripier-Mondancin O. Histoire et caractéristiques ...

25. Série Techniques de la musique et de la danse. Les horaires des enseignements obligatoires et facultatifs jusqu'à l'année scolaire 2019-2020 pour la terminale de la série Technique de la musique et de la danse (TMD) [Электронный ресурс] // Éduscol. Informer et accompagner les professionnels de l'éducation. 2019. 29 juillet. URL: https://eduscol.education.fr/cid58811/serie-tmd.html (дата обращения: 15.12.2019).

26. Kubik S. Op. cit.

27. Tripier-Mondancin O. Histoire et caractéristiques ...

References:

Bach, JS & Meshcherinov, P (trans.) 2014, Lyrics of the Spiritual Works, Moscow, pp. 283-284, (in Russian). Baqué, P 2011, Forty Years of Fighting for Arts and Culture at School. 1967-2007, Paris, 446 p., (in French). Bychkov, YuN 1977, 'Teaching Music Theory Subjects and Composition in Paris National Conservatory', in Metodika prepo-davania istoriko-teoreticheckikh distsiplin: sbornik trudov, vol. 26, Moscow, pp. 116-137, (in Russian).

Carette, V & Rey, B 2011, Know How to Teach in Secondary School. General Didactics, Bruxelles, 160 p., (in French). Favre, G 1980, Histoy of Music Education, Paris, 1980, 220 p., (in Russian).

Kubik, S 2019, 'Music in a Lyceum: How Does It Work?', France Musique, viewed 15 December 2019, <https://www.france-musique.fr/actualite-musicale/la-musique-au-lycee-comment-ca-marche-66118>, (in French).

Pistone, D (ed.) 1983, Music Education in France: History and Methods. Symposium [Organized by] the Research Institute for Civilizations of the Modern West, 13 March 1982, Paris, 101 p., (in French).

Prost, A 2006, 'The History of the French Education System', in B Toulemonde (ed.), The French Education System. French Documentation, Paris, pp. 7-12, (in French).

Tripier-Mondancin, O 2014, 'History and Characteristics of Music in High School, in France: Between Academics and Socio-Constructivism', L'éducation musicale, viewed 15 December 2019, <http://leducation-musicale.com/Odiletripier.pdf>, (in French).

Tripier-Mondancin, O 2015, 'Music Practices in the Current High School Programs in France (2001, 2010): Literary Series and Options / Technological Series: Two Different Developments', in Proceedings of the 12th Francophone Days of Research in Music Education. Current Practices of Teaching and Learning Music: New Research Directions in Music Education, Lyon, pp. 153-167, (in French).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Жбан Екатерина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.