ПЕДОГАГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 372/878
Л. А. Бурякова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогского института имени А. П. Чехова, (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
E-mail: [email protected]
LyubovA. Buryakova
PhD (Education), Associate Professor, Chair of Music and Art Eeducation of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov, (branch) of the Rostov State Economic University, Taganrog, Russia
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МАТЕРИНСКИХ ШКОЛАХ ФРАНЦИИ
Введение. Вопросы музыкального образования во Франции всегда вызывали большой интерес у отечественных педагогов и исследователей, так как Франция обоснованно занимает в этой области одну из лидирующих позиций среди европейских стран. Изучение тенденций развития музыкального образования в школьной системе современной Франции невозможно без пристального изучения его основ, закладываемых в материнских школах — дошкольных учебных заведениях, являющимися первой ступенью государственной образовательной системы [1].
Цель статьи: раскрыть особенности содержания современного музыкального обучения во Франции на начальной образовательной ступени — в материнской школе. Ее реализация предполагает решение следующих задач: изучить литературу по теме исследования; рассмотреть современные программные требования по музыкальному образованию для материнской школы; проанализировать содержание дополнительных материалов к официальной программе.
Методология и методы исследования. Методологическим основанием исследования является общенаучный принцип объективности, предполагающий исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Применяемые методы исследования — изучение, анализ и обобщение полученных данных — позволяют выявить характерные тенденции развития музыкального образования в материнских школах Франции на современном этапе.
Как цитировать статью: Бурякова Л. А. Музыкальное образование в материнских школах Франции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С.138-159. БО! 10.24411/2224-0772-2019-10037.
Результаты исследования. Изучение и анализ французских источников позволили определить особенность построения учебного процесса музыкального образования в материнской школе, проявляющуюся в сочетании унификации требований государственной программы и разнообразия способов приобретения детьми спектра компетенций благодаря дополнительным материалам методического сопровождения, предоставляемым педагогу на специализированных сайтах, с широким использованием потенциала дистанционных информационных ресурсов и методик.
Заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод о нацеленности музыкального образования в материнских школах Франции на всестороннее музыкальное развитие детей, формирование креативных качеств личности, закладывание основ музыкальной культуры начиная с начальной ступени образования в процессе слушания произведений (фрагментов) классической и современной музыки.
Ключевые слова: материнские школы Франции, современные программы по музыкальному образованию.
В нашем исследовании мы обратились к трудам известных ученых, охватывающим вопросы музыкального образования во французских дошкольных заведениях, нормативным документам Министерства национального образования Франции, разработкам учебно-методического характера и др. Указанные материалы взяты из франкоязычных источников, большая часть которых впервые переведена нами на русский язык.
Для того чтобы составить представление об отличительных чертах современных программных требований к музыкальному образованию в материнских школах, необходимо совершить краткий исторический экскурс, позволяющий проследить основные вехи эволюции музыкальных занятий с момента основания государственных дошкольных учреждений до сегодняшнего дня.
Важно отметить, что существенные черты функционирования дошкольных учреждений Франции как начальной ступени государственной образовательной системы складывались в соответствии с историческими и культурными преобразованиями во французском обществе на переломе Х1Х-ХХ веков, которые привели к появлению светских государственных школ с обязательным бесплатным обучением.
С момента основания государственных материнских школ в 1881 году, благодаря реформам известного политического и общественного деятеля, возглавившего Министерство образования Франции, Жюля Ферри
(Комментарий 1), в них начинают вводить музыкальное воспитание с двухлетнего возраста в качестве важного компонента культурного развития малышей. На государственном уровне такое решение принимается 28 марта 1882 года. В описываемый период становления начальной ступени музыкального образования содержание музыкальных занятий с детьми ограничивается обучением пению, которое расценивается как наиболее естественный и доступный для детского восприятия вид деятельности, что подтверждается в трудах исследователей [3; 14].
Первая официальная программа для материнских школ (1887) содержала расширенные требования к музыкальным занятиям, которые помимо пения включали всевозможные развивающие игры на основе интегрированных занятий музыкой и танцами, разучивание популярных мелодий с использованием элементов театрализации и т.д. Рекомендуемый репертуар состоял из детских, традиционных (народных) и композиторских песен [8, р. 183].
В начале XX века в материнских школах происходят ощутимые плодотворные перемены, предпринимаются попытки внедрения так называемой активной педагогики, учитывающей возрастные особенности малышей. Основная идея экспериментов заключалась в том, чтобы сначала ввести детей в мир звуков через слушание, и лишь потом привлекать их к практическим занятиям музыкой. Такая установка была предписана официальными распоряжениями для материнских школ 1905 и 1922 годов [8, p. 184]. Созвучна данной позиции мысль французского музыковеда Мориса Эмманюэля, который в 1910 году писал: «Красота звучания — вот непоколебимая вера, которую ранее всего надо показывать ребенку на примере. Необходимо, чтобы первые занятия непременно посвящались услаждению его слуха... <.. .> Ребенок, чей слух уже обогащен слуховыми восприятиями, схватывает связь между звуком и его графическим изображением» [8, р. 184-185] (Комментарий 2).
В 1950-е — 1960-е годы кроме занятий в рамках обязательного музыкального часа в материнских школах музыка звучит в продолжение всего дня. Важной составляющей жизни материнской школы становится подготовка к праздникам.
Период 70-х и 80-х годов XX века ознаменован оживлением научно-исследовательской деятельности в области музыкального развития детей дошкольного возраста. Выделяются разработанные модели-концепции ряда видных французских ученых — Жака Шайей (Jacques Chailley),
Анжелики Фюлен (Angelique Fulin), Кристины Рап-Эс (Christina RappHess) и Кристины Агости-Гербан (Cristina Agosti-Gherban), которые доказывают эффективность методик обучения, опирающихся на психологию детского восприятия окружающего мира: стремление к его исследованию, природную любознательность, свободу от стереотипов, присущих взрослому восприятию.
Педагогическая концепция профессора Сорбоннского университета А. Фюлен, ученицы Ж. Пиаже, впитавшая последние достижения психологии и педагогики, возникла под влиянием идей основателя «конкретной музыки» Пьера Шеффера. Она подразумевает воспитание у маленьких детей обостренной наблюдательности к звуковому миру, интереса к звуку как таковому (в отрыве от его функционального контекста), чтобы в дальнейшем, через попытки творческого поиска, пробудить в них интерес к композиторской музыке [10, p. 14-15].
Результаты экспериментальной деятельности указанных педагогов-новаторов нашли свое воплощение в программных требованиях для материнских школ 1995 года, нацеленных на всестороннее музыкальное развитие детей с рекомендацией изучать звуки, шумы природы и человеческой деятельности, голоса птиц, которые по своей ценности приравниваются к музыкальным звукам [4, p. 2569-2570].
Прогрессивные деятели искусства и образования начинают осознавать потребность поиска новых форм, направленных на активизацию музыкальных занятий и пробуждение у детей интереса к миру искусства. Важным шагом в данном направлении стало принятие решения о сотрудничестве учебных заведений с учреждениями культуры, которое закрепляется циркуляром Министерства национального образования 1998 года «Образование в области искусства и культуры от материнской школы до университета» [14, p. 92-94]. Данное сотрудничество («партнерство») предполагало непосредственное общение детей с отдельными музыкантами и творческими коллективами в помещении материнской школы либо за ее пределами, в форме познавательных концертов-встреч, подготовленных специально для детской аудитории.
14 декабря 2000 года в Лувре под председательством министра национального образования Жака Ланга (Jack Lang) и министра культуры и коммуникации Катрин Таска (Catherine Tasca) состоялась пресс-конференция, во многом определившая современную политику государства в области художественного образования. Текст резолюции, определяв-
шей повышение роли художественного образования в государственной образовательной системе, был мотивирован проведенными исследованиями, установившими позитивное влияние занятий искусством на всестороннее интеллектуальное развитие учащихся и их способность к эффективному обучению во многих сферах. Придание предметам художественного цикла статуса так называемых «фундаментальных» дисциплин (математика, французский язык, история и др.) повлекло за собой решение, предписывающее ряд мер, направленных на повышение качества подготовки учителей музыки всех образовательных ступеней, включая материнские школы [14, р. 94-95].
Новый статус предмета потребовал обновления программных требований для всех уровней музыкального образования с детализацией приобретаемых учащимися компетенций к концу каждого образовательного цикла (Комментарий 3).
Переходя к анализу современных требований к музыкальному развитию детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что введение новой, актуальной в настоящее время программы 2015 года, явилось важным шагом в перестройке учебного процесса современной материнской школы, главной целью которой были объявлены привлекательность обучения и создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Возросла значимость материнской школы как важнейшей образовательной ступени, закладывающей основу знаний, развиваемых на последующих циклах обучения [13, р. 2].
Художественная деятельность составляет важную часть образовательного процесса современной материнской школы. В качестве приоритетной задачи культурно-образовательного развития провозглашается освоение каждым ребенком основ художественной культуры и — в качестве конечной цели — приобретение культурного опыта через освоение общепризнанных образцов мирового искусства [13, р. 13].
Современная программа по музыкальному образованию, именуемая «Звуковой вселенной», структурно состоит из двух основных областей: практической музыкально-творческой деятельности и слушания музыки (Комментарий 4).
Практические занятия включают разучивание ритмизируемых стихов, детских песен устной традиции и современных авторов, а также вовлечение детей в многообразную игровую деятельность, которая помимо пения предполагает: открытие широкой палитры возможностей голоса
вне рамок его привычного использования (шепот, крик, дыхание, шумы с имитацией шагов, голосов людей и животных, звуков повседневной жизни; звуковысотные игры и т.д.) (Комментарий 5); исполнение музыки с привлечением простейших, чаще ударных инструментов и объектов, превращаемых в музыкальные инструменты (различные емкости, коробки, крышки и т.д., специальные виды бумаги: крепон, крафт, бумага для рисования, шелковая бумага) [10, р. 42], а также так называемой «телесной перкуссии» (хлопков, щелчков, топота, различных приемов дыхания, звуков с участием рта, языка, носа и т.д.). Исследуя акустические свойства предметов, учащиеся осуществляют первоначальные попытки творческого поиска, в результате которого они не только развивают слуховую наблюдательность, но и совершенствуют свою жестикуляционную деятельность, улучшают координацию движений.
Слушание музыки расценивается в программе как деятельность, направленная в первую очередь на развитие эмоциональности, воображения, памяти и элементарных навыков сравнительного анализа [13, р. 14-15].
Примечательно наличие указания на конечное тестирование знаний, введение которого видится как стремление разработчиков программы выстроить предмет в соответствии с логикой так называемых фундаментальных дисциплин. Перечислим основные компетенции, формируемые к окончанию материнской школы:
— исполнять наизусть с выражением разнообразный репертуар, состоящий из детских песен и стихотворений;
— воспроизводить звуки с целью исследования вариантов их тембра, громкости, высоты, динамических нюансов;
— определять и воспроизводить с помощью инструментов или «телесных звуков» простые ритмические формулы;
— уметь рассказать о музыкальном отрывке, выразить свои чувства и понимание, используя соответствующий словарный запас;
— предлагать собственное решение в использовании различных звуковых объектов в зависимости от творческих заданий [13, р. 15].
Для осуществления разнообразной музыкальной деятельности на уроке учителя материнских школ пользуются свободным доступом к интернет-ресурсам Государственного электронного образовательного портала. Информационные продукты в виде аудио- и видеозаписей, методических руководств, учебных пособий для ученика и учителя и др. в качестве
дополнения к освоению основной программы по музыкальному образованию представлены на специализированных сайтах: «Город музыки» («Cité de la Musique»), «Джаз также для малышей» («Du jazz aussi pour les petits»), «Музыка Прим» («Musique prime»), сайт Лионской академии и др.
Отмечая обстоятельность информационных ресурсов, использование которых содействует успешному освоению предмета, мы выделяем в качестве ценной для нас информации материалы по слушанию музыкальных произведений. Французские ученые и педагоги признают сам контакт с образцами искусства самоценным средством, обладающим большим воспитательным потенциалом. Одним из авторитетных приверженцев данной точки зрения является профессор Парижского университета VIII, Сен-Дени, Жиль Будинэ (Gilles Boudinet), который в полемической статье «Обучать искусству сегодня: да, но зачем? Проблемы и перспективы» пишет: «Что касается искусства, то оно является на самом деле игрой невыразимого, которое можно испытать через любой эстетический опыт, любые первые и невербальные проявления эмоций, ввиду его способности формировать через учителя навык объяснения, различения и внедрения знания» [2].
Предлагаемые методические материалы по слушанию музыки в материнской школе свидетельствуют об избирательном отношении к получаемому детьми эстетическому опыту, который приобретается через приобщение к разностилевой и разножанровой музыке различных эпох. Еще одной особенностью рассматриваемых рекомендаций является взыскательное отношение к качеству интерпретации предлагаемых музыкальных образцов: в них указывается не только страница пособия, но и ссылка на CD (или трек) определенного исполнителя.
Перечень произведений для слушания в материнской школе, приведенный в Приложении (Табл. 1), включает подборку произведений (или их фрагментов), расположенных в порядке возрастания сложности. Учащиеся постепенно учатся распознавать тембры музыкальных инструментов, привыкают к использованию специальной лексики, касающейся звуковысотности (высоко— низко), темпа (медленно — быстро), формы и т.д. [7]. Список не является исчерпывающим и служит лишь ориентиром для учителя, который в своем выборе учитывает возраст детей, особенности развития группы, свою личную компетентность, предшествующий опыт занятий в классе либо цели конкретного проекта. Учитывая небольшую наполняемость групп в материнской школе, учи-
тель пользуется возможностью гибкого выбора той или иной стратегии, а в отдельных случаях (например, в разновозрастной группе) может осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Примечательно, что в данной подборке из 23 произведений различных жанров, стилей и эпох важнейшее место отведено классической и современной музыке (Комментарий 6).
В таблицах 2-7, помещенных в Приложении к статье, представлена своеобразная «расшифровка» педагогических задач в освоении произведений по трем позициям: 1) сведения, находящиеся в ведении учителя (название произведения, продолжительность его звучания, композитор — автор или исполнитель, жанр, стиль, страна); 2) определяемые учащимися элементы (пространство, размер, окраска, форма, мелодия, ритм, текст) и запоминаемые элементы (мелодия, ритм, текст); 3) возможные педагогические предложения (задания). Примечательно присутствие в данных таблицах, наряду с нотным текстом (Табл. 2, 3а, 6), других форм фиксирования прослушиваемых звуковых событий (диаграмма в Табл. 5 и 7). На занятиях также практикуется самостоятельное изобретение детьми способов записывать и воспроизводить звуки в графическом виде (невмы и т.п.). Различные приемы визуализации служат подспорьем в усвоении элементарных понятий, дают представление о движении мелодии, форме звука, роли пауз, форме пьесы и т.д.
Четко прописанные параметры освоения музыки в виде одного или нескольких обязательных для определения и запоминания элементов служат конкретными, «осязаемыми» критериями оценивания уровня приобретаемых к окончанию материнской школы знаний (Комментарий 7).
Многосторонняя деятельность слушания, включающая наблюдение звуков окружающей среды, накопление культурного багажа в сочетании с овладением элементарными музыкальными знаниями, позволяет говорить о ключевой направленности музыкального образования — воспитание творческой личности, образованного любителя музыки.
Подтверждение важной роли слушания музыки в материнской школе находим в высказывании Фредерика Фюша (Frédéric Fuchs), педагогического советника по музыкальному образованию Академической инспекции Верхнего Рейна: «Сеансы прослушивания современных произведений, звукового окружения, записей звуковой вселенной повседневной жизни, музыкально иллюстрированных сказок, классических произведений придадут смысл творческой и игровой деятельности,
поскольку ученики будут обращать внимание на ранее проработанные элементы и осознавать, как работает музыка, которая говорит на особом языке. Затем можно будет развивать моменты прослушивания на концертах..., в процессе которых они будут сознательно или неосознанно переосмысливать приобретенные навыки» [9].
Заключение. Подводя итог нашему исследованию, следует отметить, что в нем сделана попытка обобщения оригинальных подходов к музыкальному образованию в современных материнских школах Франции. В качестве отличительных особенностей содержания музыкального обучения можно выделить следующее: нацеленность на всестороннее музыкальное развитие; акцент на воспитании обостренной слуховой наблюдательности, любознательности в исследовании различных звуковых феноменов, в том числе шумов, приравниваемых к музыкальным звукам, воспроизводимых посредством тактильных движений рук, ног, пальцев, частей лица и т.д., с использованием звукоподражательных игр с помощью голоса, инструментов, различных предметов (воспроизведение звуков окружающего мира, природных явлений, птиц, животных и т.д.); преобладание музыкальных образцов «взрослой» классической и современной музыки (в слушании), интерес к тембровой стороне с превалированием музыки звукоизобразительного свойства; сопоставление исполнительских трактовок; освоение, начиная с ранней ступени развития, элементарных музыкальных понятий и терминов; формулировка ожидаемых результатов музыкального обучения — компетенций к окончанию материнской школы (в содержании программных документов).
С большой долей вероятности можно предположить, что направленность внимания современных музыкальных педагогов материнской школы на тембровую сторону музыки, интерес к тончайшим звуковым и шумовым феноменам и др. обусловлены новаторскими поисками в области музыкальной педагогики 1970-х — 1980-х годов, вдохновленными творчеством и концептуальными взглядами некоторых современных французских композиторов (П. Шеффера, Э. Вареза, П. Булеза и др.), которые не только обогатили «звуковой ландшафт» XX века, но и дали своим творческим поискам философскую трактовку.
Проведенный анализ современных интернет-ресурсов информационно-коммуникационной среды, предоставляемых в помощь учителям материнских школ, позволяет сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к уровню современного образования и музыкальной
эрудиции педагогов. Это делает возможным квалифицированное предоставление учащимся базовых знаний и умений в области музыкального искусства, подведение детей через попытки собственных творческих поисков к пониманию и толкованию выразительных возможностей музыки разных стилей и направлений, в особенности современных.
В контексте одной из актуальных общемировых тенденций развития современного музыкального образования — учет реалий современного музыкального окружения — вышеупомянутые подходы вызывают большой интерес, так как позволяют выявить пути преодоления французскими педагогами присущего этой сфере консерватизма, заключающегося в многовековой традиции приобщения к культурному наследию, которое получило «проверку временем».
Исторически обусловленный процесс формирования государственной политики во Франции, основанный на признании исключительной важности начального этапа музыкального образования, повлек за собой разработку новых программ, ориентацию на изучение образцов «взрослого» классического и современного, в том числе академического, искусства. Все эти основополагающие преобразования созвучны современным отечественным поискам, что делает актуальным обращение к профессиональному опыту Франции как одной из ведущих европейских стран, с которой Российская Федерация имеет соглашение о взаимном признании уровней образования, его квалификаций и ученых степеней во многих сферах.
Исследование осуществляется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, проект № 19-013-00855) в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Тенденции развития музыкального образования в современной Франции». Руководитель проекта — доцент Л. А. Бурякова.
Комментарии
1. Жюль Ферри (Jules Ferry) — важнейшая фигура в истории Франции, французский политический деятель времен Третьей Французской республики, деятельность которого оказала большое влияние на развитие государства и образования; министр просвещения (1879-1883), министр иностранных дел (1879-1885), премьер-министр правительства Франции (1880-1881; 1883-1885). Установление обязательного бесплатного светского начального образования, введенное благодаря усилиям Ж. Ферри, оказало большое
влияние на становление современного государственного строя во Франции.
2. Все цитаты из французских источников даны в переводе автора статьи.
3. Декретом об образовании 2013 года [5] утверждены следующие учебные циклы в начальной школе и среднем звене (колледже):
Цикл 1 — цикл раннего обучения (des apprentissages premiers), соответствует трем уровням дошкольного образования — младшей, средней и большой секции материнской школы (возраст от 2-х до 5 лет).
Цикл 2 — базовый цикл обучения (cycle des apprentissages fondamentaux), охватывает три первых года начальной школы (всего пять лет): подготовительный курс, элементарный курс первого года обучения и элементарный курс второго года обучения (возраст от 6-ти до 8 лет).
Цикл 3 — цикл консолидации (суск de consolidation), включает два года обучения в начальной школе, следующие после базового цикла, и первый год колледжа, именуемые соответственно: средний курс первого года, средний курс второго года и шестой класс (возраст от 9-ти до 11 лет).
Цикл 4 — цикл углубления (cycle des approfondissements), соответствует трем годам колледжа: пятому, четвертому и третьему классам (возраст от 12-ти до 14 лет).
4. В программных документах мы не наблюдаем конкретизации этапов музыкального развития согласно возрастным группам. Богатейший ресурс методических материалов предлагается учителю в качестве ориентиров, которые он использует в зависимости от возраста, предпочитаемого вида деятельности на данный момент в данной группе, а также от его компетентности и вкусовых предпочтений.
5. Обращение к стихам, детским песням обусловлено учебным планом материнской школы, стержневой деятельностью в котором является изучение языка. Чем младше ребенок, тем легче ему усвоить незнакомые ранее звуки (это касается и иностранного языка). Игровые занятия, построенные на воспроизведении голосом различных звуков, позволяют ребенку исследовать новые способы выражения и тем самым обогащать свои речевые навыки [6, p. 5].
6. В исследовании Л. Журдан уточняется: «„современная музыка" относится к различным течениям серьезной музыки с 1945 года. Современная музыка постулирует эксперименты, разрыв с тональной системой, действующей с XVII века, и использование новых технологий. <.> В конце Второй мировой войны композиторы ставят под сомнение основы музыкальной
теории и стремятся произвести новые звуки, а также новые музыкальные структуры» 12, р. 21]. Речь идет об акцентировании тембровой, а не мелодической стороны музыки, внимании к «окраске» того или иного звука, а не его высоте. Автор аргументирует ценность современной музыки в образовании тем, что любой композитор, когда бы он ни сочинял, является современником своей эпохи, а значит, в любую эпоху следует обучать новой музыке. Это необходимое требование естественной эволюции, которая «оттесняет законы» для исследования нового [12, p. 22-23]. Ему вторит Ж. Гроссо, который пишет: «Проникнуть во Вселенную современной музыки — значит войти в мир неожиданного, непознанного» [11, р. 15].
7. В списке произведений (Табл. 1) дана более подробная расшифровка раздела «концепция» по сравнению с оригиналом. Аналогичные формулировки сохранены и в названиях остальных таблиц Приложения.
Литература
1. Основина М. Ю. Организация дошкольного образования во Франции: от истории к современности // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 175-179.
2. Boudinet G. Enseigner les arts aujourd'hui, Oui, mais pourquoi? Enjeux et perspectives [Электронный ресурс]. URL: http://perso.ens-lyon.fr/jean-charles.chabanne/jepeac_site/boudinet.pdf (дата обращения: 17.05.2019).
3. Boutroux E. Questions de morale et d'éducation. Paris: Charles Delagrave, 1899. 117 р.
4. Bulletin Officiel de l'Éducation Nationale. 1995. № 33.
5. Décret n°2013-682 du 24 juillet 2013 relatif aux cycles d'enseignement à l'école primaire et au college. Art. D. 311-10.
6. Dossier pédagogique et pratique constitué de documents officiels et de documents rédigés par les CPEM et les MRA Art et Culture à dominante Musique du département du Rhône. Mai 2006. Révision Décembre 2007. 62 p.
7. Ecoutes maternelle [Электронный ресурс]. URL: http://www2.ac-lyon.fr/services/rhone/ ecole-maternelle/IMG/pdf/EC0UTES_MATERNELLE_2011.pdf (дата обращения: 17.05.2019).
8. Favre G. Histoire de l'éducation musicale. P.: La pensée Universelle, 1980. 220 p.
9. Fuchs F. Musique en maternelle: démarche d'apprentissage des premières bases pour l'écoute musicale à l'école maternelle. Haut-Rhin, 2013. 47 p.
10. Fulin A. L' enfant, la musique et l'école. P.: Buchet / Chastel, 1992. 256 p.
11. Grosso G. Musique contemporaine? // Ecole Nationale Supérieure des Télécommunications, avril, 2001. 18 р.
12. Jourdan L. La musique contemporaine à l'école // Education. 2015. 83 p. URL: https: // dumas. ccsd.cnrs.fr / dumas-01162536 (дата обращения: 03.05.2019).
13. Programme d'enseignement de l'école maternelle // Le bulletin officiel spécial n°2 du 26 mars 2015. 22 р.
14. Tripier-Mondancin O. Léducation musicale dans le secondaire. Paris: L'Harmattan, 2010. 326 p.
MUSIC EDUCATION IN NURSERY SCHOOLS IN FRANCE Introduction. The issues of music education in France have always aroused great interest among Russian pedagogues and researchers, since France reasonably occupies one of the leading positions among European countries in this field. The study of the trends in the development of music education in the school system of modern France is impossible without a
careful study of its foundations laid at the first stage - in nursery schools. It is known that the first institutions for children of preschool age (pastoral schools) appeared in France in 1769. Having undergone for 100 years a number of various transformations, they in 1881 become the first stage of the state educational system under the name «mother schools».
Purpose of the article: to reveal the features of the content of modern music education in France at the primary educational level - in the mother school. Its implementation involves the following tasks: to study the literature on the subject of research; to consider the current programme requirements for music education for the mother school; to analyze the content of additional nursery to the official programme.
Research Methods. The methodological basis of the research is the General scientific principle of objectivity, which supposes the exclusion of subjectivity, one-sidedness and bias in the selection and evaluation of facts. The applied research methods - the study, analysis and generalization of the data - allow to identify the characteristic trends in the development of music education in the mother schools of France at the present stage.
Results. The study and analysis of French sources made it possible to determine the peculiarity of building the educational process in music education at the mother's school, which manifests itself in a combination of unification of the requirements of the state programme and a variety of ways for children to acquire a range of competencies, thanks to the additional materials of methodological support provided to the teacher with the wide use of the potential of distance information resources and methods.
Conclusion. The results obtained allow us to conclude that the focus of music education in the mother schools of France is on comprehensive musical development, the formation of creative personality traits, laying the foundations of the musical culture of students from the initial stage of education in the process oflistening to works (fragments) of classical and modern music.
Keywords: nursery schools of France, modern music education programmes.
References
• Boudinet G. Enseigner les arts aujourd'hui, Oui, mais pourquoi? Enjeux et perspectives [Elektronnyj resurs]. URL: http://perso.ens-lyon.fr/jean-charles.chabanne/jepeac_site/boudinet.pdf (data obrash-cheniya: 17.05.2019).
• Boutroux E. Questions de morale et d'éducation. Paris: Charles Delagrave, 1899. 117 p.
• Bulletin Officiel de l'Éducation Nationale. 1995, № 33.
• Décret n°2013-682 du 24 juillet 2013 relatif aux cycles d'enseignement à l'école primaire et au college. Art. D. 311-10.
• Dossier pédagogique et pratique constitué de documents officiels et de documents rédigés par les CPEM et les MRA Art et Culture à dominante Musique du département du Rhône. Mai 2006. Révision Décembre 2007. 62 p.
• Ecoutes maternelle [Elektronnyj resurs]. URL: http://www2.ac-lyon.fr/services/rhone/ecole-mater-nelle/IMG/pdf/EC0UTES_MATERNELLE_2011.pdf (data obrashcheniya: 17.05.2019).
• Favre G. Histoire de l'éducation musicale. P.: La pensée Universelle, 1980. 220 p.
• Fuchs F. Musique en maternelle: démarche d'apprentissage des premières bases pour l'écoute musicale à l'école maternelle. Haut-Rhin, 2013. 47 p.
• Fulin A. L' enfant, la musique et l'école. P.: Buchet/Chastel, 1992. 256 p.
• Grosso G. Musique contemporaine? // Ecole Nationale Supérieure des Télécommunications, avril, 2001. 18 p.
• Jourdan L. La musique contemporaine à l'école // Education. 2015. 83 p. URL: https: // dumas.ccsd. cnrs.fr / dumas-01162536 (data obrashcheniya:
• 03.05.2019).
• Osnovina M. Ju. Organizacija doshkol'nogo obrazovanija vo Francii: ot istorii k sovremennosti // Povolzhskij pedagogicheskij vestnik, 2013. № 1. S. 175-179. [In Rus].
• Programme d'enseignement de l'école maternelle // Le bulletin officiel spécial n°2 du 26 mars 2015. 22 p.
• Tripier-Mondancin O. L'éducation musicale dans le secondaire. Paris: L'Harmattan, 2010. 326 p.
(Л
ы
Таблица 2. Чередование вокальных и инструментальных темброп Table 2. AJ te million of vocal and instrumental timbres
11азванне произведения Морковь в моей корпшке (J'ai des с ¡inities dans шоп panier) [Ci)2|
Длительность 248
Композитор - автор или исполнитель < борнпк песен«Созкн и песни моего езда: лют Лот:фштш>>
Жанр, стиль, страна Традиционная песня лля оопровонщення татга - 'JaneB i Купле] ■ ! 1]рлпев
о Р « 9 о =; 3 £ § S а 3; Я L* И si S S." Pf5 z s s § 1[ростраи 11 чи ( шукоьой ii l^и) Куплет: аккомпанемент арфа и альтовая флейта i ТТрнпсв: флейта, кларнет и му яыкальпая шкатулка ■ фагот в репризе.
Газмер i рехдольнын метр, не очень ощущаемый в быстром темпе.
Окраска :¡е мбр ы инструментальные (флейта альт и пикколо, арфа, н па :>,': и : музыкальная шкатулка) и вокальные.
Фор M il Чередование инструментальной и вокальной музыки.
S ^ S s t о f* 5 S 5 в мелодия llletra куплетов: первый п последний играются на флейте пиккмо, четыре остальных ноет женщина, "После каждого нтпета слеяует гтипев. за исключением окончания, веегла инструментального.
Fhtm Р[пм » J • соответствует согилле ( sati ti 1! é),
Текст В vrieti корзиночке vi»pKORK (itciby.) Строфа 2: «спаржа», Стрифи jk итомат» Мне ее тиял1гг, я уведен, На кажлми день, па всю неделю. Строфа 4 Ca дни инк очень, олень мил Для нас uh овощи взрастил IIa каждый цен;., на всю неделю (цвет.)1
Возможные MLjaj m жческне предложи»«« (мддям) i Различать покалытые и инструментальные партии (двтггаться во время инструментальных, останавливаться на вокальные партиях).
2 Понимать сюжет песни: О чем поется'.'
3 Определять вступление женского голоса.
4 Форма: куплет.-'припев (инструментальный): узнать мушку ¡(уи.тета, когда он исполняется инструментами в начале и в конце пьесы.
S На музыкальные фразы (куплет А - А В В н припев С С) поставить хореографию.
6 Инструментовка припева: роль кларнета по сравнению с флейтой, роль фагота при повторении фразы С (следовать sa рукий: 3 группы - высокая, ерйдняя, низкая).
1 Перевод Я. Бурлково1к
Тябляцй 4. Пп этически и голос Table 4. Poetic voice
Ln Ln
Название произведения ■«Добрый цепь», отрывох из CD «Песни для маленьких ушей» («Chansons роит les petites üTiiiles») [CD71
Д.1И1СЛЫКЧ-1], 2'03
KtjMimiHi il[1 - автор «ли исполнитель (аноним) Элнз Kapoii - К ристин Шазетт, форгеннано
Ж пир, г 1 и. п.. ci p:in:i Гекст - говорящий голое п сопровождении фортепиано. Франций, 2Й03
* 3 § 1 S S ' я Ci fi, M я i 2 l î I S = >> Sj ff S A I Î О = s S Прост panel но [звуковой и лап) Дна звуковых плана: голос/фортепиано
Текст зпучит па фоне импульсного аккомпанемента фортепиано
Окраска Женский голос «ш-раег» интонациями
Форма Форма свободная, но сиояа «Добрый день» повторяются в виде рефрена
_ IS = Я 1 Я- ° m Ь! ill я S F S ™ Pan 1 9 « Мелодия Разпоиорный голос - BMpinrreiibHHii, театральный, в некоторых моментах почти поющий
Ритм Речь из разнообразных слов, ускоряемы?: в некоторых пассажах. Ритмизированное юшви-мами », «папа-мама».
■filter Гекст нал оминает список, перечень. Каждое предложение начинается с: Добрый день ... Рифмуется либо с пирным, либо с последним слогом слова.
Возможные педагогическое открытия 1 Словесное «баловство», которое «прокручивается» в веселом беспорядке.
2 Придумать собственный текст но модели: «Добрый день...»
3 Уметь изменять речь, читая знакомый текст.
4 Воспринимать »торой звуковой план: играет фортепиано соло? Останавливается ли оно в определенное время? Всегда ли звучит одно и то же?
S Слуи1йгь[СШЙ] «Добрый вечер».
ffl
<
■с я ж о и fi)
Т¡шлица 6. ЗвуkohjqöpüjHi t'jiьность (инструментальные тембры) _Table 6. Image through sounds (instrument:! I timbres)
Название нрошвсдсинн «Кукушка в чаще леса» и» цикла «Карнавал животных» [СШ1]
Длительное! i. rus
Кмтжор - автор н.щ исполнитель (аноним) Каин ]|> Сен-Сапе (¡835, Париж - 192!, Алжир)
Жанр, cm ль, страна Изобразительная инструментальная музыка.
я i 0 Я Я щ с i з i = 5 § и = í 6 1 2 К ¡j t Ь я = ¡3 Ii 5 S 1 £ О а Иространсл во Чередование непрерывных и прерывистых звуков.
Темны Темп довольео медленный а устойчивый.
Окраска Два инструментальных гемора: фортепиано и кларнет,
Форма Вопрос / ответ, и: между фортепиано и кларнетом.
Ь щ 5 6 § я >в = Í 5 I 2 Е Мелодия Все фортепианные «вторжения» - на двух нотах. Кларнет (кукушка) «поет» на тех же двух нотах. —Г т i ' -(Ту ? , Ку-ку
Рлта Фортепиано исполняет только четвертными (пульсация) и останавливается па длинной длительности. Кларнет играет восьмыми нотами,
1 Ё й я Текст
Во июклыс IUM.1i <Л И'Кл КИГ открытия 1 Столько музыкальных инструментов? Какие? ('Два: фортепиано и кларнет).
2 Двигайтесь так, как если бы мы были в лесу в поисках птицы-кукушки, согласно пульсации; остановитесь, как только услышите ее пение.
1 То же самое в двух группах: первая группа, ищущая птицу; (фортепиано), н вторая, которая двигается или подражает жестам нгицы, а затем группы меняются местами. (Вниманне к скорости и моторным навыкам).
4 Представьте пройденный путь в визе мучыкограммы с остановками и возгласами кукушки
5 Прослушайте вес произведение целиком [CD30]. В чем отличие сюиты?
6 Послушайте пение настоящей кукушки [CD31 ] ti прокомментируйте его.
ЗАОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ (приглашаем к обсуждению)
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Редакции журналов «Отечественная и зарубежная педагогика» (ВАК) и «Педагогический журнал Башкортостана» (ВАК) совместно проводят заочный круглый стол по актуальной и проблемной теме «Современный дидактический регулятив: теория и технология».
Для участия в круглом столе приглашаются ученые и практики, имеющие конкретные результаты исследований и опыт экспериментальных работ в данной и смежной областях. По итогам обсуждения предполагается проведение вебинара, а также издание целевого сборника «Исследование гуманитарных систем» (Изд-во «Народное образование»).
Содержательное поле обсуждения структурируется следующим образом:
— какова современная интерпретация предыстории феномена «регулятив» деятельности?
— чем объяснить разброс интереса к феномену «регулятив» деятельности у представителей различных наук?
— действительно ли по объективным причинам не получила развитие идея Ориентировочных основ действий П.Я Гальперина — Н. Ф. Талызиной?
— являются ли объективными причины, по которым идея ориентированной основы действий П. Я. Гальперина — Н. Ф. Талызиной?
— каково наиболее вероятное направление эволюционного развития феномена «дидактический регулятив» в современных условиях?
— свободное размышление на заданную тему.
Предлагаем материал для обсуждения.