Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция "проблемы и перспективы развития региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образования": особенности новой встречи'

Научно-практическая конференция "проблемы и перспективы развития региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образования": особенности новой встречи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
273
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ / СИСТЕМА "ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ" / SYSTEM "SCHOOL-COLLEGE-HIGH SCHOOL" / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN'S MUSIC SCHOOL / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / MUSIC COLLEGE / МОНИТОРИНГ / MONITORING / НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / REGULATORY DOCUMENTATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATION PROCESSES / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / SOCIOCULTURAL VALUE / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / INTEGRATIVE TENDENCIES / MULTILEVEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Робустова Людмила Павловна, Светлова Ольга Александровна, Осипова Наталия Васильевна, Щитова Лариса Леонидовна, Гусева Ирина Сергеевна

Проблемная статья актуализирует злободневные вопросы региональной системы профессионального музыкального образования, современное состояние которого имеет ряд негативных параметров. Об этом откровенно и остро говорили докладчики на конференции. Ценными для музыкально-педагогической общественности являются указания на предпринятые меры и предложения по выходу из создавшейся кризисной ситуации, которая характерна не только для сибирского региона, но и для всей страны. Ключевой идеей конференции и настоящей публикации является выработка новых возможностей для оптимального взаимодействия и преемственности учебных заведений, являющихся частью единой системы «школа училище/колледж вуз» (ШУВ), с целью улучшения отечественного профессионального музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific-practical conference ‘Problems and prospects of development of regional system of multilevel professional music education’: features of a new meeting

Problem article actualizes the topical issues of regional professional musical education; its current state has a number of negative parameters. The conference participants discussed it frankly and keenly. Instructions on the measures taken and proposals for a way out of the crisis, which is not unique to the Siberian region, but also for the entire country, are valuable for the musical-pedagogical community. The key idea of the conference and this publication is to develop new opportunities for optimal interaction and continuity of educational institutions that are part of a unified system of “school-college-high school”, aiming at improving national professional music education.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция "проблемы и перспективы развития региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образования": особенности новой встречи»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 78.072.2

Л. П. Робустова, О. А. Светлова, Н. В. Осипова, Л. Л. Щитова, И. С. Гусева

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»: ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ ВСТРЕЧИ

торая Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образования» прошла 13 ноября 2015 г. в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Идея проведения такой конференции родилась два года назад на очередном, ежегодно проводимом в консерватории, методическом совещании музыкальных ссузов Западно-Сибирского региона. Инициаторами ее выступили Кемеровский музыкальный колледж и Новосибирская консерватория. Таким образом, с 2014 года региональное методическое совещание перешло в новый формат научно-практической конференции, которая в качестве трех главных направлений выдвинула следующие: 1) выработка эффективных мер, необходимых для реализации в регионе Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2014 по 2020 годы; 2) инновационные процессы в музыкальном образовании; 3) проблемы и перспективы развития системы «школа - училище - вуз».

Первая конференция получила широкий резонанс, чем подтвердила актуальность обсуждаемой проблематики. В ней приняли участие представители Министерства культуры и Министерства

образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Управления культуры Мэрии города Новосибирска, руководители и преподаватели музыкальных учебных заведений Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, представляющих начальное, среднее и высшее звено российской системы трехуровневого образования в сфере культуры и искусства.

Эффективность найденного научно-методического формата позволила очертить наиболее проблемные стороны профессионального музыкального образования сегодня, о которых необходимо знать и говорить совершенно точно и откровенно, отчетливо видя и формулируя негативные последствия процессов, происходящих в вышеназванной сфере. Особенно важно на современном этапе не только отмечать негативные явления в указанной сфере, но и осуществлять их правильную диагностику, устанавливая причинно-следственные связи возникновения, а также видимые и не видимые последствия, которых следует опасаться и которых необходимо, по возможности, избежать.

Рассматривая происходящие процессы, научно-практическая конференция 2014 года рекомендовала поставить новые задачи перед специалистами в области музыкального образования, связанные с мониторингом ситуации в регионе,

В

© Л. П. Робустова, О. А. Светлова, Н. В. Осипова, Л. Л. Щитова, И. С. Гусева, 2016

анализом результатов конкретно-практи-ческой деятельности на местах, а также поиском эффективных путей и методов, направленных на оптимизацию деятельности учебных заведений по подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства.

Участниками Второй конференции стали преподаватели Кемеровского музыкального колледжа Наталия Васильевна Осипова и Лариса Леонидовна Щи-това, начальник учебно-методического отдела Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова Ирина Сергеевна Гусева, доцент кафедры музыкального образования Алтайской государственной академии культуры и искусств, кандидат педагогических наук Наталья Владимировна Константинова, начальник отдела по методической работе Городской дирекции творческих программ Марина Владимировна Смаглюк, заведующий кафедрой музыкального образования и просвещения НГК, кандидат искусствоведения, доцент Людмила Павловна Робустова, директор Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию Рената Раильевна Жалеева, ректор консерватории профессор, доктор искусствоведения Константин Михайлович Курленя. На конференции присутствовала заместитель начальника Управления профессионального искусства, культурного наследия и образования Министерства культуры Новосибирской области Ольга Игоревна Иванова. От Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова с докладом на конференции выступила начальник учебно-методического отдела Ирина Сергеевна Гусева; присутствовали и приняли активное участие в обсуждениях в рамках Круглого стола директор Вячеслав Игоревич Анохин и заместитель директора по учебной работе Светлана Витальевна Лебедева.

Обсуждение насущных проблем профессионального музыкального образования получилось прямое и откровенное. Участники этой важной научно-практической встречи поставили основной це-

лью озвучить реальную ситуацию, поскольку дальнейшая судьба современного профессионального музыкального образования тревожит по многим параметрам, о чем не без горечи говорили как докладчики конференции, так и выступающие круглого стола. Безусловно, с имеющимся положением дел нельзя мириться и необходимо что-то действенное предпринимать. Поэтому для начала считаем необходимым опубликовать на страницах «Вестника музыкальной науки» основные мысли некоторых докладов, чтобы познакомить с ними широкую музыкальную общественность. Они помогут ориентироваться в существе проблем, которые необходимо устранять в целях сохранения и развития отечественного профессионального музыкального образования, от которого зависит массовое музыкальное образование и музыкальная культура в целом. В представленных ниже выступлениях совершенно четко показаны проблемные зоны в современной системе музыкального образования, а также отражены поиски, находки и способы возможных решений, которые сегодня осуществляют наиболее активные и неравнодушные к проблемам сохранения и приумножения отечественной музыкального искусства и науки педагоги-практики.

Осипова Н. В. О перспективах развития системы многоуровневого профессионального образования, исходя из опыта работы Кемеровского музыкального колледжа

В системе многоуровневого профессионального образования три этапа «школа - училище - вуз» всегда работали слаженно. Сегодня эта слаженная работа находится под большим вопросом. Это объясняется, во-первых, явным снижением уровня подготовки на первом этапе, особенно по теоретическим дисциплинам. Основной причиной существующего положения дел является нехватка хороших специалистов, способных полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Также налицо и малая заинтересованность детей в учебных занятиях

(особенно в изучении сольфеджио и музыкальной литературы). Во-вторых, уменьшением количества детей, желающих обучаться игре на народных (баян, аккордеон), а также оркестровых духовых инструментах. Первостепенная задача состоит в том, чтобы система «школа - училище - вуз» вновь заработала оптимально.

Как решается данная задача в Кемеровской области? Создан Координационный совет, в состав которого вошли представители органов управления культуры, городов и районов Кемеровской области, директора средних профессиональных учебных заведений, директора ведущих ДМШ и ДШИ. Координационный совет работает уже два года и рассматривает вышеназванные проблемы.

Главный акцент сделан на связи ДМШ и ДШИ с колледжами. Это выразилось в первую очередь в организованной системе посещения школ, проведения контрольных срезов знаний учащихся, участия преподавателей колледжа в экзаменационных комиссиях ДМШ и ДШИ на выпускных экзаменах.

Традиционная система кураторства также дает свои позитивные результаты, т.к. преподаватели колледжа в течение нескольких лет отслеживают творческое развитие и профессиональную подготовку будущих абитуриентов и готовят их к продолжению образования в колледже. Результатом осуществленной работы можно считать хороший набор в Кемеровский музыкальный колледж: в 2014 г. -58 человек, в 2015 г. - 51 человек. Увеличился прием абитуриентов по специальности «Теория музыки».

Однако основной проблемой для всех поступающих проблемой по-прежнему является подготовка по музыкально-те-оретическим дисциплинам в ДМШ. Для обсуждения путей и способов ее решения Кемеровский музыкальный колледж организует в декабре 2015 года теоретическую конференцию, основными вопросами которой являются:

- начальный этап в преподавании му-зыкально-теоретических дисциплин;

- проблема методики написания музыкального диктанта;

- межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин (ЭТМ -сольфеджио);

- интонирование как основа развития музыкального слуха;

- развитие аналитических способностей учащихся;

- музыкальная литература - как предмет интеллектуального развития и творческого мышления учащегося;

- взаимосвязь истории и музыкальной литературы в старших классах ДМШ, ДШИ;

- приобщение обучающихся к гуманитарному знанию через предмет музыкальная литература;

- новые методы в преподавании музыкальной литературы, стимулирующие интерес к обучению (из опыта работы);

- психологические аспекты преподавания музыкально-теоретических дисциплин;

- о применении элементов композиции и импровизации на уроках сольфеджио.

Кроме того, по инициативе Министерства культуры РФ 22-23 октября 2015 года в Кемеровском музыкальном колледже прошли мастер-классы преподавателей Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по музыкально-теоретическим дисциплинам Губановой Н. Б. и оркестровым духовым инструментам Киселева В. С., собравшие всех педагогов колледжа и преподавателей ДШИ г. Кемерово и области.

Проблемы, выявленные в 2014 г., послужили импульсом для укрепления связей ДМШ, ДШИ и ССУЗов культуры и искусства Кузбасса в выполнении общей задачи - улучшение подготовки и мотивации детей, поступающих в колледж. Во всем сказанном, на наш взгляд, должны быть заинтересованы органы исполнительной власти, курирующие вопросы музыкального образования.

* * *

«Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром» — с этой цитаты И. Гёте начала свой доклад Л. Л. Щитова. Ее выступление было интересно и доказательно документальной точностью статистических выкладок, но, к сожалению, печально своими выводами - проблемы профессионального музыкального образования множатся, прежде всего, на уровне первых двух звеньев. Негативные факторы сегодня настолько серьезны, что могут создать угрозу самому существованию профессионального музыкального образования. Сведения, которые приводит автор, убедительны своей печальной доказательностью существующих реалий. Безусловна их точность, поскольку автор пользуется сведениями из статистических отчетов, предоставленных Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и областным учебно-методическим центром. Эти сведения соотнесены с анализом контингента абитуриентов, поступающих в Кемеровский музыкальный колледж. На основании имеющихся материалов, автор приходит к выводу о том, что динамика произошедших за последнюю четверть века изменений в структуре сети ДМШ и ДШИ в Кемеровской области наглядно отражает происходившие в целом по стране процессы реформирования, что оказывает существенное влияние на формирование контингента поступающих. Представляем вниманию читателя содержание выступления в виде авторского текста, прозвучавшего на конференции и поразившего многих своей неумолимой беспристрастностью и доказательностью.

Щитова Л. Л. Основные тенденции развития сети ДМШ и ДШИ Кемеровской области и их влияние на формирование контингента абитуриентов среднего звена (на примере Кемеровского музыкального колледжа)

Ситуация в Кузбассе легко читается в контексте общего состояния российского художественного образования. Точкой отсчета для начала статических на-

блюдений выбран 1991 год - год, предшествовавший принятию Федерального закона «Об образовании», в котором впервые законодательно был определен новый статус детских школ искусств как учреждений дополнительного образования. Закон, а также принятые вслед за ним Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей и Типовое положение о государственной, муниципальной школе искусств, положили начало формированию законодательной и норма-тивно-правовой базы деятельности детских музыкальных, художественных школ и школ искусств в новых социально-экономических и политических условиях. Рассматриваемый период 1991-2015 гг. продолжителен по времени. Поэтому для удобства наблюдений разделим его на несколько условных этапов, которые в целом по стране характеризуются следующим образом.

Начало и середина 1990-х гг. - время экономической и социальной нестабильности российского общества, и тяжелый кризис 1996-1998 гг. негативно отразились на всей системе отечественного образования, в том числе и в области музы-кально-художественного образования детей.

С 2000 года началась постепенная стабилизация общества, первый этап реформирования и модернизации российского образования. На данном этапе принимаются важные документы, в том числе Концепция художественного образования в Российской Федерации, послужившие основой для выработки стратегии культурной политики Мин-культуры РФ в области художественного и образования.

И, наконец, еще одна условная веха -2006-2007 годы, от которой удобно проследить произошедшие за последние десть лет «отдаленные последствия» проведенных реформ и преобразований.

Итак, о чем же нам свидетельствуют цифры по Кемеровской области, о которых упоминалось выше.

В период с 1991 по 2000 год общее число детских музыкальных школ

и школ искусств в Кузбассе резко сокращается. В 1991 году в области работало 99 ДМШ и лишь 21 ДШИ.

В период с 2000 по 2006-2007 год ситуация относительно стабилизировалась, количество ДМШ и ДШИ практически сравнивается. Общее количество школ остается приблизительно на одном уровне (109-110) с некоторым преобладанием школ искусств. Несомненно, эта относительная стабильность создавала объективные условия для сохранения контингента обучающихся музыке детей.

С 2007 года началась новая волна сокращения числа ДМШ и роста школ искусств, в результате чего количество ДМШ упало до 29, и, наоборот, число школ искусств увеличилось до 68.

Таким образом, в абсолютном числовом выражении с 1991 по 2015 год количество ДМШ сократилось на 70 единиц (с 99 до 29), т.е. на 71,5%, а количество ДШИ выросло на 47, т. е. увеличилось практически более чем в три раза (68 против 21). В процентном отношении ДМШ в 1991 году составляли 78,8% от общего числа ДМШ и ДШИ, к 2007 году этот показатель снизился до 44,5%. На сегодняшний день количество музыкальных школ составляет немногим более 26% от общего числа ДМШ и ДШИ.

К сожалению, в последние годы в связи с рядом известных социальных и экономических причин, усилилась тенденция к общему сокращению всей сети ДМШ и ДШИ. Так, по данным департамента культуры и национальной политики, озвученным на ежегодном совещании в начале 2014/15 уч. года, в результате проведенной оптимизации в Кузбассе только за один год одна ДМШ была ликвидирована, две ДМШ объединены, три ДМШ преобразованы в школы искусств, одна объединена с ДХШ. В результате, мы фактически потеряли сразу 6 музыкальных школ (!). Таким образом, на 1 сентября 2014 г. в Кузбассе работало 105 школ: 71 школа искусств и 34 музыкальные школы.

Всего через год, к началу текущего 2015-2016 учебного года эти показатели сократились еще: ДШИ стало меньше на

3 единицы, ДМШ - на 5, т.е. общее число школ за год сократилось почти на 9,5%. В результате общее число ДМШ и ДШИ сократилось на 8 единиц.

Понятно, что количество школ само по себе служит лишь базой для осуществления образовательного процесса. Тенденция к их сокращению - тревожный симптом, который беспокоит музыкально-педагогическую общественность.

Не менее показательным является наблюдение за динамикой изменения контингента обучающихся, что позволяет сделать ряд важных выводов о социальных последствиях произошедших организационных преобразований, а также тенденциях развития самих школ.

Справедливости ради надо отметить, что, несмотря на внутренние изменения структуры сети, общее количество детей, обучающихся по музыкальным специальностям, на протяжении значительного периода (с 1991 по 2007 г.) оставалось достаточно стабильным и удерживалось приблизительно на одном уровне (порядка 19,1-19,6 тыс. чел.). Однако отмеченное в последние годы сокращение сети ДМШ и ДШИ привело к значительному сокращению (почти на 30%) числа детей, обучающихся музыке.

По данным статистического отчета, за 2014 год оно составило чуть более 14 тыс. человек, из них 8908 человек -это учащиеся ДМШ, и всего 5217 человек - музыкальных отделений ДШИ. При этом общее количество детей, обучающихся в ДШИ, составляет 18287 чел. Получается, что только 28,5% от общего количества детей, обучающихся в ДШИ, занимаются музыкой.

И еще одна цифра, заставляющая серьезно задуматься. На эстрадно-джазовых отделениях ДМШ и ДШИ в 2014 году обучалось 8944 человек. Это превышает весь контингент ДМШ и составляет 63% от обучающихся в ДМШ и ДШИ по всем музыкальным специальностям академического направления.

Что же получили мы в результате этих преобразований? Каким образом эти изменения системы отразились на формировании контингента поступаю-

щих в колледж и готовности этих детей -профессиональной и психологической -к дальнейшему обучению?

Сквозь призму беспристрастных цифр рассмотрим эффективность работы школ по предпрофессиональной подготовке детей за последние десять лет. Заметим, что мы опираемся лишь на данные о поступлении выпускников школ в Кемеровский музыкальный колледж (КМК), однако всего в области в настоящее время работают три ОУ СПО (Кемерово, Новокузнецк и Прокопьевск). Поэтому ряд музыкальных школ по территориальному признаку «привязаны» к своей зоне. Следовательно, речь будет идти не обо всех музыкальных школах области. Учтем также, что какая-то часть талантливых детей уезжают учиться в крупные города - Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург. К тому же, некоторые статистические погрешности обусловлены частым изменением количества школ, связанным с их преобразованием, реорганизацией, ликвидацией. Не претендуя на документальную точность, мы все же постараемся увидеть за цифрами основные тенденции и, как нам кажется, остро обозначившиеся проблемы.

Анализ контингента поступающих за последние десять лет, с 2006 по 2015 год, показал, что из общего числа ДМШ и ДШИ, на поступление в КМК работали 60. Здесь будет уместно вспомнить выражение: «Го, что показывает статистика, - наводит на мысли, а что скрывает - жизненно важно». Поэтому эта цифра - 60 школ - должна быть понята правильно и, к сожалению, она не столь оптимистична, как выглядит на первый взгляд.

Ежегодно количество школ, дающих абитуриентов, варьируется от 17 до 31. Кризисным в этом отношении был 2009/ 2010 учебный год (минимум школ, выпускники которых пришли поступать в колледж, и самый низкий за последнее десятилетие набор).

С одной стороны, сложившаяся в этот год в колледже ситуация с набором напрямую была связана с последствиями демографического кризиса середины

90-х годов. С другой, объективно, сеть школ в эти годы была достаточно стабильна в количественном отношении, что, казалось бы, могло и должно было смягчить ситуацию.

Этот первый серьезный кризис стал для нас мощным стимулирующим фактором, толчком к пересмотру всей системы взаимоотношений колледжа со школами и осознанием необходимости принимать какие-то кардинальные решения. В результате принятых мер всего через год, в 2010 году уже 31 школа против 17 в 2009 году дала в колледж абитуриентов. Правда, при этом количество поступающих выросло незначительно, но сами школы начали работать намного активнее.

К сожалению, после 2010 года вновь начался спад, число школ, участвующих в наборе, резко сократилось до 22-24 (т. е. более чем на 26%), и в 2013 году случился второй, кризисный по количеству абитуриентов, набор, вернее - недобор. Увы, как показало время, именно в эти годы - в 2012 и 2013 гг. в колледж поступили наиболее слабые и проблемные дети. Положение дел в школах становилось со всей очевидностью критичным в части профессионального обучения.

В этом отношении состояние музыкального образования в кузбасских школах зеркально отражало общую ситуацию в стране. Правительство и Министерство культуры делают шаг навстречу проблеме, именно в это время, в конце 2012 года принимается новый 273-Ф3 закон «Об образовании в РФ», в школах впервые вводятся стандарты - ФГТ и новые типы образовательных программ. В то же время было совершенно очевидно, что на ожидание обещанных и желанных, но, в то же время, достаточно отдаленных результатов времени у нас нет. Необходимо было принимать срочные меры и вновь качественно перестраивать работу колледжа со школами.

Для решения проблемы нужны были новые административные ресурсы, и тогда был создан областной Координационный совет, который под руководством департамента культуры и национальной

политики Кемеровской области принял ряд важных решений по взаимодействию школ и колледжа. Результативность принятых мер проявилась уже в следующем, 2014-2015 уч. году. В колледж пришли учиться выпускники из 31 школы, а количество абитуриентов по сравнению с предыдущим учебным годом возросло почти на 50%. Целенаправленная организационная и профориентаци-онная работа отразилась и на эффективности работы школ г. Кемерово, когда из 14 работающих в городе и прилегающем к нему Кемеровском районе школ, в кризисные годы на поступление работало 7— 8, а сегодня это число стабильно составляет 11-13.

Ситуация с областными школами, к сожалению, тоже не оптимистична. Количество школ, целенаправленно работающих на подготовку своих выпускников к дальнейшему профессиональному обучению, минимально и колеблется в пределах от 9-17.

Статистические наблюдения показали еще одну проблему в работе школ. Из общего числа школ (60) только 12 ДМШ и ДШИ дали за последние десять лет более 10 поступающих. А далее в этом списке находится еще 48 школ, 13 из которых подготовили по 1 абитуриенту, 6 школ - по 2 человека, 7-3 поступающих за десять лет.

Конечно, в области есть еще целый ряд школ, которые количественно отстают от лидеров, но относительно стабильно, т.е. практически ежегодно работают на поступление. Незначительное количество абитуриентов из этих школ во многом объясняется их малокомплек-тностью, где контингент обучающихся не превышает 250-300 человек. Гораздо более тревожно то, что ведущие кемеровские школы, хоть и дают неплохой общий процент поступающих, но число абитуриентов ежегодно стабильно удерживается на уровне 1-2, реже 3-х человек. Речь идет о крупных школах с контингентом обучающихся до 700-800 человек. Это и есть реальные последствия тех произошедших перемен, о которых говорилось выше.

Необходимо отметить еще одну наметившуюся негативную тенденцию. В области есть целый ряд школ с хорошими традициями, с сильным педагогическим составом, с которыми у колледжа налажены тесные профессиональные контакты, есть взаимопонимание с педагогами и администрацией. Однако в последние годы эти школы практически выключились из процесса подготовки детей к поступлению в училище. Думается, что надо внимательно изучать не только картину в целом, но и тщательно проанализировать динамику поступления по городам, районам области, а также по каждой отдельно взятой школе, с тем, чтобы увидеть объективные причины. и трудности и совместными силами искать пути их преодоления. * * *

На конференции была ярко очерчена проблема, связанная с работой профессиональных образовательных организаций в сфере искусства и культуры в условиях реформирования и модернизации системы образования. Наблюдения, анализы, накопленный опыт... Жизнь средних специальных учебных заведений сибирского региона непосредственно зависит от успешного решения многочисленных и жизненно важных ситуаций, как в организации учебного процесса, так и в его мотивации. Скажем также, что и музыкальные вузы страны напрямую заинтересованы в этом, поскольку зависимы количественно и качественно от нижестоящих звеньев в иерархической лестнице образовательных структур, которые подвержены определенному контролю и проверкам различного уровня надзорных органов. Думается, что опыт деятельности такого крупного учебного заведения, как Музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова, с его уже с 75-летними традициями и богатым опытом работы, может четко показать объективную картину сегодняшнего дня, в том числе в процессе подготовки и прохождения проверок. Об этом, собственно говоря, и было сказано на конференции в докладе начальника учебно-методического от-

дела Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова И. С. Гусевой. О том, в какое не простое время мы живем, и какие формальные трудности приходится преодолевать, чтобы обладать правами на профессиональную образовательную деятельность, какие ситуации могут возникать, с чем они связаны, и пойдет речь дальше.

Гусева И. С. Проектирование программ подготовки специалистов среднего звена: опыт взаимодействия с организациями, подведомственными Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

В настоящее время государственный контроль и надзор, государственная аккредитация образовательной деятельности в области музыкального искусства осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации. Взаимодействие со специалистами этих организаций часто осложнено по следующим причинам:

- объектами проверки являются в первую очередь документы, составляющие образовательную программу и демонстрирующие статистические данные о результатах обучения; при этом уровень творческих достижений в сфере музыкального искусства - неотъемлемый показатель качества профессиональной подготовки — поддается измерению и количественному выражению с большой долей условности;

- в состав комиссий не включаются эксперты, имеющие профессиональное музыкальное образование, которые могли бы оценить качество подготовки обучающихся в процессе их практической квазипрофессиональной деятельности;

- формы учебно-методической документации образовательных организаций сферы культуры, принятые в отрасли в предшествующий период, отличаются от рекомендованных Минобрнауки России.

Сказанное затрудняет работу комиссий в ходе проверок, приводит к ослаблению взаимопонимания сторон и может негативно сказаться на результатах проверок. Следовательно, для успешного прохождения процедур государственной аккредитации, контроля и надзора документация образовательных организаций музыкального направления должна не только отражать сведения об организации учебного процесса и уровне качества подготовки обучающихся, но и обеспечивать взаимопонимание со специалистами - членами государственных комиссий. Поэтому высокое качество документации становится в определенном смысле самоцелью.

В период внедрения ФГОС СПО нового поколения в Новосибирском музыкальном колледже им. А. Ф. Мурова было принято решение о проектировании программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на основе взаимодействия с организациями, подведомственными Минобрнауки и инновационной политики Новосибирской области. Нелью работ по проектированию ППССЗ стало создание комплекта документов, соответствующих по форме ожиданиям государственных комиссий, осуществляющих контроль образовательной деятельности, а по содержанию отражающих реальные особенности учебного процесса в Музыкальном колледже им. А. Ф. Мурова. Сотрудники колледжа прошли обучение в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), получили ряд советов по разработке образовательной программы. Кроме того, за консультативной помощью колледж обращался в Новосибирский институт мониторинга и развития образования, Учебно-методический центр профессионального образования.

При разработке учебных планов, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, контрольно-оце-ночных материалов колледж воспользовался макетами и методическими рекомендациями Федерального института развития образования: они были адап-

тированы сотрудниками колледжа к специфике образовательной деятельности в области музыкального искусства, почти в полной мере сохранив свои формальные признаки.

Результатом проектирования ППССЗ Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова на основе взаимодействия с организациями, подведомственными Минобрнауки и инновационной политики Новосибирской области, стали успешно пройденные колледжем процедуры государственной аккредитации в 2012 г. и плановой проверки Рособр-надзора в 2013 г. В 2014 году проведена экспертиза отдельных элементов ППССЗ специалистами НИПКиПРО: все документы одобрены и рекомендованы к применению.

Вопросы, возникающие в ходе проектирования образовательных программ, оказались актуальными и для других образовательных организаций сферы культуры Сибирского федерального округа. Поэтому по инициативе Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова в 2014 году состоялся Межрегиональный обучающий семинар «Профессиональная образовательная организация сферы культуры в условиях комплексной модернизации образования: особенности обучения одаренных детей и молодежи музыкальному искусству в соответствии с ФГОС СПО», организованный при поддержке Министерства культуры НСО.

Эти результаты дают основание оценивать опыт взаимодействия колледжа с организациями, подведомственными Минобрнауки и инновационной политики Новосибирской области, как продуктивный и имеющий положительное влияние на достижение взаимопонимания с представителями государственных комиссий, осуществляющих процедуры контроля на основе изучения документации колледжа. Возможно, коллегам при разработке ППССЗ окажутся полезными следующие рекомендации.

При распределении вариативной части ППССЗ настоятельно рекомендовано планировать часы обязательных учебных

занятий по общеобразовательному и общему гуманитарному и социально-экономическому учебным циклам в соответствии с примерными основными образовательными программами (по специальностям УГС Музыкальное искусство - ПООП, разработанными ФГОУ СПО «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского»). Нельзя уменьшать количество часов, предусмотренных на данные циклы, даже если ФГОС СПО отводит на них меньшее количество часов. Напротив, распределение часов вариативной части на профессиональные модули допускает отличия от ПООП (при условии выполнения требований к объему учебной нагрузки ФГОС СПО): в учебном плане колледжа по сравнению с ПООП увеличено количество часов на профессиональный модуль «Исполнительская деятельность» за счет профессионального модуля «Педагогическая деятельность».

Разделы учебной и производственной практики должны распределяться соответственно требованиям ФГОС СПО к практическому опыту между профессиональными модулями: каждый модуль должен содержать один или оба вида практики. Рабочий учебный план должен наглядно отражать сведения о практиках, входящих в состав каждого модуля.

В случаях, когда специфика учебной деятельности в области музыкального искусства требует преобразования стандартных форм документации (программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, календарно-темати-ческих планов и т. п.), следует объяснить особенности реализации таких дисциплин в пояснительных записках или локальных актах. Например, в Новосибирском колледже создан локальный акт, разъясняющий особенности календарно-тематического планирования для группы учебных дисциплин, обладающих комплексом специфических черт (творческая составляющая в их основе; зависимость траектории учебной деятельности от индивидуального уровня музыкальной

одаренности и уровня подготовки обучающихся; необходимость постоянной тренировки профессионального - музыкально-слухового и исполнительского -аппарата, предполагающей многократное выполнение однотипных заданий; возможность оперативной корректировки учебного курса).

ППССЗ как самостоятельный документ, а также все элементы ППССЗ (рабочие учебные планы, программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, практик, комплекты оценочных средств) должны быть утверждены директором и согласованы с работодателем, иметь на титульном листе соответствующие подписи и печати организаций.

Настоятельно рекомендовано проводить промежуточную аттестацию при завершении обучения по каждому профессиональному модулю в форме экзамена (квалификационного). В Новосибирском колледже экзамен проводится в форме представления портфолио документов: отчетов по практике, ведомостей по профессиональному модулю (разработан порядок выведения итоговых оценок по МДК на основании оценок входящих в его состав учебных дисциплин). Такая форма промежуточной аттестации во-первых, отвечает рекомендациям ФГАУ ФИРО, на которые ориентированы организации, осуществляющие контроль образовательной деятельности в Новосибирской области; во-вторых, эта форма необременительна для колледжа, так как экзамен проводится фактически заочно и представляет собой сбор и анализ результатов обучения студентов на основании ведомостей успеваемости.

В заключение отметим, что, при общей тенденции следовать методическим рекомендациям ФГАУ ФИРО, каждый из специалистов имеет особый взгляд на некоторые вопросы проектирования образовательных программ. Поэтому целесообразно ориентироваться на рекомендации тех организаций, с которыми предполагаются дальнейшие профессиональные контакты в рамках процедур государственного контроля и надзора, государственной аккредитации.

* * *

Безусловно, многогранный опыт коллег может быть полезен другим учебным заведениям. Однако следует заметить, что аккредитационные требования очень быстро меняются. К сожалению, они не всегда связаны или отражают специфику именно профессионального музыкального образования, поскольку ориентированы на универсально формализованные параметры применительно к определенному уровню образования вообще. В то же время полученный опыт важен с точки зрения понимания значимости учебного заведения в контексте рядополо-женных. Он также зафиксировал исторически пройденный этап в жизни Музыкального колледжа им. А. Ф. Муро-ва, ответственные лица которого системно, всесторонне и очень внимательно подошли к осуществлению необходимой для каждого образовательного учреждения процедуре. В ее успешном осуществлении к тому же зафиксирован важный этап существования и развития учебного заведения.

В контексте сказанного следует отметить, что общественно значимые нормативно-правовые и организационно-дело-вые вопросы все больше и больше входят в жизнь учебных заведений и непосредственно оказывают влияние как на успешность его деятельности, так и на карьерный рост и развитие каждого члена коллектива - педагога или студента. Кроме этого, социально-культурные и со-циально-психологические аспекты приобретают основополагающее значение в жизнедеятельности каждого музыканта-профессионала. Их адекватное видение и, безусловно, предвиденье — путь к успеху в зыбком мире успешной реализации художественно-творческих планов, как в области музыкального искусства, так и в области музыкального образования. Эти важные аспекты стали основными в следующем выступлении, которое «высвечивает» проблему многоуровневого образования не только «снаружи», но и «изнутри», т. е. в процессе деятельности как индивидуально каждого педагога, так и музыкантов-професси-

оналов в целом. Скажем прямо, указанные аспекты деятельности не очень обычны и привычны для повседневной жизни людей музыкальной профессии. Они еще не вошли как норма в повседневный обиход каждого профессионала. Однако именно эти аспекты являются очень значимыми для решения крупных социально важных задач и некоторых современных актуальных вопросов, которые находятся в межпредметном и даже в межотраслевом пространстве деятельности. Они вторично связаны с решением привычных конкретно-ме-тодических и практических задач, а также имеют (направлены или могут иметь) веские экономические основания и/или обоснования.

Сегодня социально-культурные и со-циально-психологические проблемы выходят на поверхность дня и диктуют свои законы и правила общения, обучения и конкретные организационно-методи-ческие приемы и способы преподавания. В этом контексте музыкант-педагог становится еще более многозначной и емкой фигурой, имеющей повышенный по сравнению с предыдущим историческим периодом социально-значимый смысл и реализующий его сквозь призму личностной деятельности. Как этот процесс происходит сегодня, с чем связаны злободневнее вопросы сегодняшнего дня и какие проблемы возникают? Об этом — в следующем докладе.

Робустова Л. П. Музыкант-педагог в контексте современной эпохи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы, о которых говорят, пишут и которые практически переживают все, имеющие отношение к музыкальному искусству - явление не сегодняшнего дня и не сиюминутные, а закономерно возникшие в связи с историческим сломом последнего десятилетия XX века. Свидетели «века нынешнего и века минувшего» говорят о развале музыкальной культуры в стране, остатки которой продолжают сохранять и в меру сил и возможностей приумножать истинные «носители» культурных ценностей академической традиции.

Связь музыкальной культуры и образования прямая. Одна сфера деятельности «питает» и продолжает другую, совершенствуя формы своего взаимодействия. Этот механизм отрабатывался временами, исчисляемыми уже столетиями, и приводил к позитивным результатам, имеющим весомое общественное звучание.

Сегодня высокий статус академизма музыкальной культуры снижен в угоду различного уровня сиюминутным тенденциям, которые не создают (да и не могут создать!) для подрастающего поколения фундаментальных ориентиров в развитии музыкально-слухового сознания, поскольку оно не направлено на восприятие эталонов и воспитание хорошего вкуса, а также благородных помыслов и чувств. Завоевания же предшествующих периодов развития в последнее время сводятся к нулю, поскольку лишены массового спроса и признания в качестве важных и необходимых для общества и государства культуротворческих процессов.

В связи со сказанным озабоченность музыкальной общественности в настоящее время велика. Ясно, что, вне зависимости от конкретных социально-экономических и политических ситуаций, музыкальная культура должна развиваться намеченным в прошлые столетия путем, опираясь на свои законы, принципы и методы, многократно проверенные временем, а также опыт, традиции и преемственность поколений.

Сегодня имеется целый ряд важных правительственных документов, декларирующих вещи, совершенно очевидные для многих профессионалов-музыкантов, как в плане общего, так и специального развития. В контексте сказанного мы имеем в виду Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Программу развития системы российского

музыкального образования на период с 2015 по 2020 гг.

Следует сказать, что существуют и более ранние документы, которые отчасти содержали то, что имеется в выше указанных и что остается актуальным до сих пор. Однако, в силу ряда причин, эти по-прежнему важные установки не привели к позитивным результатам. Сегодня, как и вчера, перед общественностью стоит задача воплотить высокие идеи и помыслы в жизнь. Но как? Какими механизмами можно привести в действие то, что перестало функционировать? Что необходимо для того, чтобы система музыкального образования и воспитания в стране начала действовать эффективно и результативно, наращивая свой творческий статус и общественный потенциал? Думаю, что эти сложные вопросы являются предметом не одной дискуссионной встречи и коллективных усилий и стремлений. Поэтому сегодня обозначим лишь то, что, по нашему мнению, необходимо на новом этапе вернуть из прошлого как в отношении системно значимых явлений, так и в сфере профессионально-личностных позиций каждого музыканта-профессионала.

Первое и самое важное дело — функционально восстановить систему ШУВ (школа - училище (колледж) - вуз) в оптимальном взаимодействии трех звеньев музыкального образования. В данном случае необходимо не только вспомнить недавнее прошлое 80-х годов XX столетия, когда работа в данном направлении велась системно, целенаправленно и результативно. Новосибирская консерватория в этом вопросе имела ключевые позиции, т. к. по заданию Министерства культуры РФ осуществляла координационное руководство процессом взаимодействия различных звеньев музыкального образования и анализом полученных результатов. Достижения того периода были значительными, о чем свидетельствовал уровень поступления абитуриентов в НГК и подготовки выпускников НГК. Опыт организации этого важного взаимодействия был связан, прежде всего, с деятельностью кафедры музыкаль-

ной педагогики, истории и теории исполнительского искусства (ныне кафедра музыкального образования и просвещения) в лице заведующего кафедрой профессора Марка Моисеевича Берлянчика.

Думаю, что механизмы процесса взаимодействия разных звеньев музыкального образования можно частично восстановить, наладив, прежде всего, вопросы координации деятельности и обсуждения имеющихся результатов. Считаю также, что настоящая встреча, на которой присутствуют представители учебных заведений сибирского региона - это уже второй шаг (первый был сделан в прошлом году) к возрождению добрых традиций в функционировании системы ШУВ.

Вторая задача, о решении которой следует позаботиться, это поиск и нахождение профессионалами-музыкантами идентичных и стратегически верных концептуально-творческих установок, как на процесс собственной деятельности, так и на процесс обучения, который позволит будущим выпускникам занять достойное место в профессии (и/или достойно идти в профессию). Эти установки необходимо правильно сформулировать, ввести в обиход своей внутренней профессиональной жизни и всячески стремиться к многогранным творческим контактам с коллегами, заменяя индивидуальные формы деятельности, сотрудничеством, сотворческим общением, обсуждением и по-настоящему необходимой сегодня коллегиальностью (существует же в нетворческих сферах деятельности такое понятие как «бригадный подряд»!). Думаю, что все то, что сложно решить порознь, можно одолеть сообща.

Таким образом, речь идет о совершенно четкой социально значимой профессиональной позиции каждого музыканта-пе-дагога, которую в контексте современной реальности, необходимо действенным образом воплощать в жизнь.

Третья не менее важная задача современного педагога-музыканта - необходимость просветительской и даже пропагандисткой деятельности как способа

убеждать, информировать, утверждать и увлекать будущих любителей и профессионалов, молодых, юных и взрослых. Без этого современный педагог-музыкант не может и не должен обходиться в своей профессиональной деятельности. Формы просветительской деятельности могут быть разнообразными. Однако необходимо искать самые результативные.

Следует отметить, что просветительством сегодня стоит заниматься и с целью поиска будущих спонсоров и меценатов, которые могут финансово поддерживать различного рода инновационно-творчес-кие проекты и начинания.

В-четвертых, необходимо не только всячески сохранять и приумножать себя, свой потенциал профессионала-музыканта, но и стремиться реализовы-вать его в активных формах поисково-творческой деятельности. Заметим, что у некоторых педагогов в современною эпоху в прямом смысле слова опускаются руки и возникают депрессивные состояния, связанные с низким уровнем социальной значимости их труда, что приводит к снижению активности и результативности деятельности. Другие, менее эмоциональные, - соотносят меру востребованности своего творческого труда с заработной платой, которая, как известно, мала, и начинают работать без должного энтузиазма и отдачи, а иногда и просто не качественно. Однако и в том, и в другом случае профессионал утрачивает свою профессиональную форму, что негативно сказывается на отрасли в целом.

Недопустимость таких проявлений очевидна, а «противоядием» является умение планировать свою творческую жизнь на перспективу и видеть эту перспективу, прежде всего, для себя лично. В данном случае весьма могут помочь законы нейро-лингвистического программирования, которые помогают не только управлять собой, своей духовной и душевной жизнью, но и вовлекают в вашу деятельность других. Самое главное, они насыщают вашу жизнь целеполаганием, без которого человек не может быть счастлив и успешен.

В-пятых, как бы мы не сетовали на нехватку финансов, которые якобы помогут решить вопрос качества образования, но в современном мире деньги дают исключительно под конкретные дела или обоснованные проекты, которые могут убедительно подтвердить их необходимость. Поэтому, если у музыканта-про-фессионала есть цель и она стала общезначимой задачей, то на ее реализацию вполне может быть решен вопрос дополнительного финансирования с помощью спонсорской или государственной поддержки. Важно, чтобы цели и задачи существовали и были общезначимы и полезны. Да и саму полезность надо доказать! Однако, как известно, дорогу одолеет идущий.

В завершении своих рассуждений хочется озвучить универсальную на все случаи жизни установку - «наша цель -жить с целью». Сегодня, завтра и всегда. Другого пути нет и быть не может. И всегда помнить, что как бы нам, музыкан-там-профессионалам, трудно не было, мы несем ответственность за отрасль. Спрос все равно будет с нас, даже если heim срезали финансирование. Но если мы находимся в профессии, то мы в ответе за все. Поэтому давайте все делать так, как должно, и, надеюсь, станет гораздо лучше! * * *

В заключении конференции выступил ректор консерватории, доктор искусствоведения, профессор Константин Михайлович Курленя. Он поделился своими мыслями и впечатлениями о ходе реализации Программы развития российской культуры на период с 2015 по 2020 гг. Самое главное, что позитивное начало документом положено. Однако есть и настораживающие факты, которыми обеспокоены многие ректоры вузов - это планомерные кадровые сокращения, которые могут привести к тому, что нарушится баланс существования разных специальностей. Как результат - разрушение сложившихся моделей музыкального образования, которые далеко не исчерпали себя, но которые необходимо сохранять. Конечно, соответствующая в этом направлении ра-

бота ведется и Новосибирской консерваторией в том числе, однако обеспокоенность пока существует.

В целом ректор согласился с предложениями и поддержал всех выступающих, сказав, что сложившуюся в последние два года аудиторию музыкантов-профессионалов надо не только сохранять, но и расширять, привлекая к обсуждению проблем гораздо большее количество заинтересованных людей.

Думается, что настоящий материал совершенно отчетливо преследует те же цели — сплотить вокруг Новосибирской консерватории единомышленников-кол-лег, способных решить и решающих многочисленные и многофункциональные задачи современного отечественного музыкального образования, которое генерируется профессионалами, но адресовано всем.

Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития

региональной системы многоуровневого профессионального музыкального образовании»: особенности новой встречи Проблемная статья актуализирует злободневные вопросы региональной системы профессионального музыкального образования, современное состояние которого имеет ряд негативных параметров. Об этом откровенно и остро говорили докладчики на конференции. Ценными для музыкально-педагогической общественности являются указания на предпринятые меры и предложения по выходу из создавшейся кризисной ситуации, которая характерна не только для сибирского региона, но и для всей страны. Ключевой идеей конференции и настоящей публикации является выработка новых возможностей для оптимального взаимодействия и преемственности учебных заведений, являющихся частью единой системы «школа - училище/колледж - вуз» (ШУВ), с целью улучшения отечественного профессионального музыкального образования.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, преемственность, много-уровневость, система «школа—училище-вуз», детская музыкальная школа, музыкальный колледж, мониторинг, нормативная документация, инновационные процессы, социокультурное значение, интегративные тенденции.

The scientific-practical conference

"Problems and prospects of development of regional system of multilevel professional

music education": features of a new meeting Problem article actualizes the topical issues of regional professional musical education; its current state has a number of negative parameters. The conference participants discussed it frankly and keenly. Instructions on the measures taken and proposals for a way out of the crisis, which is not unique to the Siberian region, but also for the entire country, are valuable for the musical-pedagogical community. The key idea of the conference and this publication is to develop new opportunities for optimal interaction and continuity of educational institutions that are part of a unified system of "school-college-high school", aiming at improving national professional music education.

Keywords: professional music education, continuity, multilevel, system "school-college-high school", children's music school, music college, monitoring, regulatory documentation, innovation processes, socio-cultural value, integrative tendencies.

Робустова Людмила Павловна - кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: robus2004@yandex.ru

Ludmila Robustova - PhD in Arts History, Associate Professor, Head of the Department of Music Education at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: robus2004@yandex.ru

Светлова Ольга Александровна - кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

E-mail: svetlolga@maiI.ru

Осипова Наталия Васильевна - заслуженный учитель Российской Федерации, музыковед, преподаватель высшей квалификационной категории (музыкально-теоретические дисциплины) Кемеровского областного музыкального колледжа, с 1973 г. по 2011 г. являлась директором колледжа.

E-mail: zebra_kuzb@mail.ru

Щитова Лариса Леонидовна - почетный работник культуры Кузбасса, музыковед, преподаватель высшей квалификационной категории (музыкально-теоретические дисциплины), методист Кемеровского областного музыкального колледжа.

E-mail: la_russia57@mail.ru

Гусева Ирина Сергеевна - музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, начальник учебно-методического отдела Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова

E-mail: i-guseva-nmk@ya.ru

Olga Svetlova - PhD in Arts History, Associate Professor, Pro-rector for scientific and creative work of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire

E-mail: svetlolga@mail.ru

Natalia Osipova - Russian Federation Honored teacher, musicologist, teacher of the highest qualification category (musical-theoretical disciplines) of the Kemerovo Regional Music College, principal of the college from 1973 to 2011.

E-mail: zebra_kuzb@mail.ru

Larissa Shchitova - Honored Worker of Culture of Kuzbass, musicologist, teacher of the highest qualification category (musical-theoretical disciplines), methodologist of the Kemerovo Regional Music College.

E-mail: la_russia57@mail.ru

Irina Guseva - musicologist, teacher of musical-theoretical disciplines, head of educational and methodical department of the Novosibirsk Musical College named after A. F. Murov.

E-mail: i-guseva-nmk@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.