Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМА И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО НАБОРА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМА И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО НАБОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ КОНСЕРВАТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неровная Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена одной из проблем модернизации обучения в современном творческом вузе. Автор впервые анализирует практический опыт Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки по организации целевого набора абитуриентов в контексте социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неровная Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACUTE PROBLEMS OF ACCEPTANCE AND EDUCATION OF SPECIALISTS IN A MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZING TARGETED RECRUITMENT OF APPLICANTS IN THE NIZHNY NOVGOROD STATE GLINKA CONSERVATOIRE

The article is devoted to one of the problems of tuition modernization in a contemporary creative university. For the first time the author analyzes the experience of the Nizhny Novgorod Conservatory in organizing targeted recruitment of applicants in the context of social and cultural space.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМА И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО НАБОРА»

Актуальные проблемы приема и обучения специалистов в современном вузе. Из опыта организации целевого набора

Неровная Татьяна Евгеньевна

кандидат искусствоведения, помощник ректора по непрерывному образованию и работе с регионами, доцент кафедры фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: tat-nerovnaya@yandex.ru

Статья посвящена одной из проблем модернизации обучения в современном творческом вузе. Автор впервые анализирует практический опыт Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки по организации целевого набора абитуриентов в контексте социокультурного пространства. Ключевые слова: непрерывное музыкальное образование, вступительные испытания, целевое обучение, практический опыт консерватории

Среди актуальных проблем современного профессионального образования особую значимость приобретает системная организация приема в вузы по целевым направлениям. На сегодня такая форма профессиональной подготовки специалистов офи-

циально признана одной из самых перспективных в процессе модернизации российской высшей школы. Задача данной статьи — обобщение опыта работы Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки по координации и развитию непрерывного музыкального образования (школа-училище-вуз), а также реализации в этой связи целевого набора студентов в рамках ежегодных приемных кампаний.

Практически неизбежным в последние годы становится создание перспективно выстроенной системы увеличения количества обучающихся на основе специально разработанной целевой программы. Данная задача актуализируется вузами в целях развития приоритетных направлений образовательной политики Министерства культуры РФ. В свою очередь необходимость разработки новых подходов к совершенствованию механизмов подготовки кадров формируется также и социально-культурными преобразованиями в обществе. В контексте реализации закона «Об образовании» в Российской Федерации [6] «Программа целевого обучения» создана для обеспечения, в первую очередь, региональных и муниципальных образовательных учреждений сферы искусства высококвалифицированными педагогами и работниками различных творческих профессий. Данная форма профессиональной подготовки специалистов в рамках художе-

ственного вуза получила в последнее время статус самостоятельной концепции, реализуемой в несколько этапов:

• определение образовательных приоритетов и кадровых вопросов;

• подготовка к приемной кампании в соответствии с нормативно-правовой базой и необходимыми стандартами профессионального уровня поступающих;

• проведение приемных испы- 13 таний с учетом специфики конкурсной ситуации;

• мониторинг со стороны работодателя и оказание необходимой помощи будущим специалистам в период их обучения;

• адаптация выпускников вуза к условиям практической деятельности.

Отметим, что практика целевого приема не является «продуктом» лишь современной образовательной системы. Скорее можно говорить о возрождении опыта специализированной подготовки кадров, сформировавшейся еще в условиях советской высшей школы. Однако система советского «целевого набора» имела ряд отличий, понимание сути которых, вероятно, могло бы и сегодня дать интересные результаты.

Во-первых, абитуриенты, поступавшие с целевым направлением, представляли, как правило, различные национальные республики, автономные округа и отдаленные районы страны, имевшие в своей системе профессионального образования

только начальное или среднее звено. В этом отношении современный подход к целевой программе, безусловно, более широк, хотя не исключает обучение специалистов для маленьких городов, районных центров и сельской местности.

Во-вторых, «целевики» советского периода, имея целый ряд социальных и финансовых льгот, попадали в приоритетную категорию поступающих. При этом, обучаясь за счет средств республиканских бюджетов, они, по сути, давали вузу возможность дополнительно выделенных

И, наконец, последнее касается трудоустройства выпускника вуза, обучавшегося по целевому направлению. В настоящее время в условиях отсутствия системы распределения дипломированных специалистов целевой прием и обучение становятся единственным механизмом, гарантирующим адресную подготовку востребованных кадров с их последующим приемом на конкретное место работы. Трудоустройство по окончании вуза осуществляется на основе договора между студентом и потенциальным работодателем.

Статистика целевого приема в Нижегородскую 14 консерваторию им. М. И. Глинки

Целевые заявки

Зачислено на 1 курс

Из них по Нижегородской области

Целевые заявки

Зачислено на 1 курс

Из них по Нижегородской области

Диаграмма 1

мест обучения. Сегодня именно форма государственного заказа на подготовку данных специалистов обеспечивает финансирование за счет средств федерального бюджета. В отличие от советского опыта целевые места в настоящее время не являются дополнительными, а регламентируются (по предварительному согласованию) Министерством культуры РФ для подведомственных образовательных учреждений как часть контрольных цифр приема.

Нижегородская консерватория уже второй учебный год проводит прием абитуриентов в рамках целевого плана по всем специальностям. В этой связи ведется активная работа с профессиональными учебными заведениями культуры и искусства в регионах России, включая Нижегородскую область. Результатом такой деятельности стало внушительное количество договоров о подготовке целевых специалистов между консерваторией и образовательными уч-

реждениями отрасли культуры в ряде субъектов РФ1.

Объективное представление об организации целевого приема и целевого обучения дает нам, естественно, статистика2. Так, в 2015 году для Нижегородской консерватории Министерством культуры РФ было выделено в пределах контрольных цифр приема 10 целевых мест. Шесть абитуриентов из трех российских регионов (Нижегородская область, Ярославская область, Республика Бурятия) прошли конкурсные испытания, были зачислены в вуз и успешно учатся по специальностям: музыковедение, музыкально-театральное искусство, музыкальная звукоре-жиссура, искусство концертного исполнительства (фортепиано), музыкальная педагогика. Результаты целевого приема показали, что пилотный проект был успешно осуществлен.

В текущем учебном году (2016-2017) Министерством культуры был установлен новый минимальный план обучения специалистов по целевому набору в объеме 15% от контрольных цифр приема, то есть в конкретных условиях Нижегородской консерватории он составил 14 мест. В реальности, по предварительно направленным из консерватории предложениям Министерство утвердило 46 человек, что составило 45% от общего приема. Сравнительный анализ статистических данных позволяет отразить его результаты в диаграмме 1.

Отрадно отметить широкую географию поступивших заявок на целевую подготовку кадров — это 14 субъектов РФ3. Статистика приема текущего года подтвердила, что сложился серьезный и значительный кон-

курс на целевое обучение. По его результатам на первом курсе обучаются сегодня 20 студентов практически по всем специальностям.

На Всероссийском совещании руководителей высших учебных заведений культуры и искусства (июнь 2016 года, город Судак) Нижегородская консерватория — единственная из российских консерваторий — была отмечена на федеральном уровне в числе 10 творческих вузов, собравших максимальное количество предложений для участия в целевом конкурсе. Заметим также, что Нижегородская область оказалась среди 12 российских регионов, заявивших о необходимости наибольшего числа целевых мест. Как подтверждение сказанному предлагаем диаграмму 2.

В результате последовательной и целенаправленной работы Нижегородской консерватории удалось не только значительно перевыполнить план Министерства культуры РФ, но и продемонстрировать положительную динамику и перспективный потенциал вуза в конкурсной ситуации приема абитуриентов на целевые места.

Хотелось бы отметить эффективный опыт Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки в работе с региональными образовательными учреждениями, руководители которых активно сотрудничали с вузом по вопросу подготовки целевых кадров. Это музыкальные колледжи, училища искусств и школы Костромы, Калуги, Брянска, Барнаула, Саранска, Ижевска, Сыктывкара, Чебоксар, Иркутска, Иванова и городов Нижегородской области.

При всей актуальности и перспективности целевого обучения возникают некоторые проблемы, требующие осмысления и решения. Важнейшая из них связана с профессиональным уровнем целевых абитуриентов. Консерватории России заинтересованы в качественной подготовке и высоком уровне творческой одаренности поступающих по целевой программе. Положительные результаты на вступительных экзаменах — с одной стороны — важный для вуза показатель эффективности их дальнейшего обучения, с другой — про-

работодателя, эффективными, на наш взгляд, могли бы стать непосредственные контакты руководства направляющей организации с профильными отделениями колледжа (училища). Работодатель должен иметь возможность ознакомиться с порт-фолио кандидата на получение целевого направления или пакетом документов, отражающих динамику учебы и результаты экзаменов, характеристики исполнительской и педагогической практики, участие в творческих проектах, конкурсах, олимпиадах.

Количество регионов, направивших заявки

48

28

20

234 заявки

360 аз явок

799 заявок

2014 2015 Диаграмма 2

2016

Наибольшее число целевых заявок поступило из следующих регионов:

Нижегородская область

2. Республика Адыгея

3. Ставропольский край

4. Краснодарский край

5. Республика Алтай

6. Республика Северная Осетия-Алания

7. Сахалинская область

8. Камчатский край

9. Приморский край

10. Магаданская область

11. Московская область

12. Кемеровская область

15

фессиональной компетентности будущего специалиста. Направляя абитуриента для участия в целевой программе, работода-телю4, с нашей точки зрения, необходимо учитывать наличие конкурса как обязательного условия данной конкретной формы приема, а также конкурентоспособность поступающих по вышеназванным договорам. Для определения профессиональной перспективности потенциального специалиста, заинтересовавшего того или иного

О пристальном внимании к программе целевого обучения, с точки зрения ее развития, повышения эффективности и решения проблем свидетельствует недавнее поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева, направленное вузам России, по сбору и анализу предложений, отражающих дальнейшую оптимизацию целевого приема. В качестве основной задачи объявлено внесение конкретных предложений, направленных на

устранение препятствий в системе целевого набора. Нижегородская консерватория выдвинула ряд инициатив, способствующих такой оптимизации. На наш взгляд необходимо:

1. Усовершенствовать законодательную базу целевого приема и обучения с учетом специфики творческих вузов. Дело в том, что только в творческих вузах абитуриент, не прошедший целевой конкурс, лишен возможности участвовать и в общем конкурсе (в том числе на платной основе), поскольку сроки приемных экзаменов для поступающих едины. Необходимо создать правовые условия, которые предоставля-

16 ли бы вышеуказанную возможность в связи с тем, что сегодняшняя ситуация ограничивает набор целевых абитуриентов и уменьшает их шансы на зачисление в вуз.

2. Разработать и утвердить нормативные документы, предписывающие руководителям органов управления культурой в субъектах РФ, а также руководителям региональных учреждений культуры и искусства дополнительного и среднего образования, оказывать всяческое содействие вузу в организации подготовки целевых специалистов — педагогов нужного профиля и исполнителей. Один из возможных шагов в данном направлении — заключение соглашений о сотрудничестве между вузом и заинтересованными учреждениями по широкому кругу профессиональных и творческих вопросов. Такие шаги позволят установить отношения долгосрочного партнерства и повысят уровень ответственности проведения работы в регионах по инициации целевого обучения и трудоустройства будущих специалистов.

3. Рассмотреть вопрос, связанный с содержанием типовой формы «Договора о целевом обучении», в частности пункта 3а. Данный пункт обязывает образовательное учреждение, дающее целевое направление, предоставить студенту в период его обучения меры социальной поддержки, подразумевающие различные формы материального стимулирования5. Имея статус государственных бюджетных образовательных учреждений, данные организации не могут, как правило, выполнить вышеназванные условия. В этой связи необходимо централизованное финансирование в рамках субсидий на государственное задание для учреждений культуры и искусства, направленное на целевую подготовку кадров.

Несмотря на сказанное, интенсивная динамика роста приведенных показателей подтверждает, что система целевого обучения стала эффективным механизмом для решения кадровых проблем в сфере музыкального образования и подготовки необходимых специалистов с учетом потребности в них регионов. Неслучайно Нижегородская консерватория выступила с инициативой проведения в декабре 2016 года — в рамках юбилейных мероприятий — Всероссийского совещания руководителей образовательных учреждений культуры и искусства «Консерватория: стратегии приема, образования, карьеры». Одной из его задач стало обсуждение эффективного взаимодействия в сфере активизации программы целевой подготовки специалистов. Очевидно, что перспективный план Министерства культуры РФ по ежегодному увеличению числа

поступающих по целевым юридическим договорам будет способствовать их приоритетному положению в рамках приемных кампаний.

С одной стороны, успешная работа совещания убедительно доказала, что двухстороннее и заинтересованное сотрудничество позволит работодателям приобрести в качестве перспективных специалистов достойных выпускников, а вузу, в рамках государственного заказа, подготовить для российских регионов востребованные кадры необходимого профиля с их последующим трудоустройством. С другой стороны, многоаспектность обсуждаемой проблемы обозначила необходимость научного подхода к ней, серьезного исследования ее истории, глубокого осмысления в контексте современных экономических, образовательных и социокультурных задач, ясного понимания стратегии и определения тактических путей движения вперед.

Примечания 1 Организация целевого приема и обучения, с юридической точки зрения, осуществляется путем заключения двух договоров: «Договора о целевом приеме», подписанного руководителем вуза и потенциальным работодателем, «Договора о целевом обучении» за подписью целевого абитуриента и потенциального работодателя. С типовыми формами вышеуказанных документов можно ознакомиться в «Правилах заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 г. № 1076.

2 Автор статьи опирается на статистическую информацию о поступлении и обучении целевых абитуриентов, полученную по результатам приемных кампаний 2015 и 2016 годов и представленную на сайте Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки www.nnov-cons.ru в разделе «Абитуриенту».

3 Алтайский края, Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калужская область, Костромская область, Нижегородская область, Пермский край, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Удмуртия, Рязанская область, Чувашская республика.

4 В качестве работодателя могут выступать органы управления в сфере культуры регионов РФ, образовательные учреждения (ДШИ, ДМШ, музыкальные и музыкально-педагогические училища и колледжи, колледжи искусств), музыкальные театры, творческие коллективы, концертные организации, местные каналы радио и телевидения и т. д.

5 К мерам социальной поддержки относятся стипендии и другие денежные выплаты, оплата питания и (или) проезда, оплата платных образовательных услуг (при необходимости), предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения (см. пункт 3а «Договора о целевом обучении»). 4.

Литература

1. Анисимов П. В. Модернизация высшего музыкально-педагогического образования в России // Педагогика музыкального образования. Проблемы и перспективы развития:

III Международная науч- 5. но-практическая очно-заочная конференция. Нижневартовск, 2011. С. 3-9.

2. Бакулина С. С., Музыченко Е. А., Черноскутов В. Е. Целевой прием в современных 6. условиях // Высшее образование в России. 2011. № 8-9.

С.14-22.

3. Курылева О. И., Огородо-ва М. В., Курылев А. И. О разработке методики оценки эффективности приемной кампании вуза как резуль-

тата реализации мероприятий комплекса профориен-тационного взаимодействия // Науковедение: интернет-журнал. 2015. № 5. Т. 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie. ru/PDF/244PVN515.pdf (дата обращения 20.02.2017). Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь, 2015. С.38-41.

Робустова Л. П. Непрерывное образование как основа 17 музыкально-педагогической профессии // Журнал Общества теории музыки. 2013. № 4. С. 172-183. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Статья 56, пункт 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 20.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.