Научная статья на тему 'ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА АБИТУРИЕНТА'

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА АБИТУРИЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРА / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. М. И. ГЛИНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Елена Владимировна, Приданова Елена Владимировна

В статье раскрывается роль гуманитарного знания в будущей профессиональной деятельности музыканта, излагаются требования к вступительным экзаменам по русскому языку и литературе в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTRANCE TRIALS IN THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN THE NIZHNY NOVGOROD CONSERVATOIRE AS A METHOD OF REVEALING THE HUMANITARIAN POTENTIAL OF AN APPLICANT

The article describes the role of humanitarian knowledge in the future professional activity of a musician. It also touches upon the requirements for entrance examinations in the Russian language and Literature in the Nizhny Novgorod state Glinka conservatoire.

Текст научной работы на тему «ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА АБИТУРИЕНТА»

всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений культуры и искусства: проблемы, решения, итоги

Вступительные испытания по русскому языку и литературе

т

как метод выявления гуманитарного потенциала абитуриента

Артемьева Елена Владимировна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: evartemieva@rambler.ru

Приданова Елена Владимировна

кандидат искусствоведения, заместитель декана по аспирантуре и ассистентуре-32 стажировке,

доцент кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: epridanova@yandex.ru

В статье раскрывается роль гуманитарного знания в будущей профессиональной деятельности музыканта, излагаются требования к вступительным экзаменам по русскому языку и литературе в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Ключевые слова: русский язык, литература, вступительные испытания, гуманитарное знание, высшее музыкальное образование, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Музыкальный вуз сегодня ориентирован не только на подготовку высокопрофессиональных музыкантов, владеющих всеми нюансами исполнительского мастерства, но и на формирование своего рода экспертов в сфере классического искусства. Выпускник консерватории призван стать интерпретатором уникальной информации о человеке и мире, выраженной языком звуков. Это специалист с активной жизненной позицией, способный адаптироваться, не теряя высокой художественной планки, к современным социально-экономическим реалиям [3; 4].

В числе формируемых консерваторией компетен-

ций — ожидаемых результатов обучения — федеральные государственные образовательные стандарты определяют «способность и готовность собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам»; «способность и готовность осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода» [6].

В числе базовых дисциплин, позволяющих оценить гуманитарный потенциал абитуриента консерватории — ее будущего

выпускника, выбрано две наиболее значимые в рассматриваемом контексте: русский язык и литература. Действительно, умение логично и аргументированно раскрыть заданную тему, ясно изложить свое мнение, опираясь на знания, жизненный или художественный опыт, знание орфографии и пунктуации необходимы для дальнейшего успешного обучения в консерватории.

Так, одной из форм контроля при освоении гуманитарных дисциплин вузовского учебного плана (истории, философии, истории искусства, эстетики и других) является реферат. Кроме того, по окончании консерватории студенты пишут выпускную квалификационную работу, имеющую своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний и практических умений обучающегося. В этой связи письменная форма (сочинение) вступительного испытания по русскому языку приобретает принципиальное значение. На выбор абитуриента предлагается пять тем, две из них литературной направленности, остальные — свободные, ориентированные на анализ специфики музыки в целом, ее развития в конкретную историческую эпоху, взаимосвязь музыки с другими видами искусства, осмысление личности и творчества видного деятеля искусства. Консерватория целенаправленно не ограничивает круг тем узко литературным контекстом. Благодаря этому абитуриент имеет

артемьева е. в., приданова е. в. вступительные испытания по русскому языку и литературе как метод выявления гуманитарного потенциала абитуриента

возможность продемонстрировать широкий кругозор в сфере художественной культуры, умение вписать анализируемое произведение в общий исторический контекст эпохи и процесс развития искусства.

Две темы связаны с программой по литературе полного среднего образования: проза и поэзия отечественных авторов. В первом случае могут быть предложены темы обобщающего характера, касающиеся либо творчества писателя в целом, либо отдельных его аспектов. По жанру это сочинение-размышление, требующее знания творчества, умения де-ать сравнительный анализ раз ичных произведений, образов аскрывать их духовные смыс 'лы. В данной группе тем воз можны сочинения-характеристики (индивидуальные, групповые, сравнительные). Здесь требуется умение определить индивидуальные черты героя, показать его внутренний мир, изложить его взгляды. Во втором случае возможны темы, посвященные творчеству одного автора, поэтической школы, направления. Возможны также темы, связанные с определенным типом образов, идей в поэтическом творчестве, с характеристикой какой-либо проблемы [5].

При выставлении оценки сочинения учитываются рекомендации Министерства образования и науки, а также Министерства культуры РФ. В числе критериев — соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, оригинальность сочинения, соблюдение речевых, орфографических, пунктуационных, грамматических норм.

Среди наиболее значимых из них — соответствие текста сочи-

нения заявленной теме. Высоко оценивается умение рассуждать в той или иной форме о предложенной проблеме, выбирать убедительный путь ее раскрытия (например, отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, строить высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. д.), ясно формулировать мысль.

Для творческого вуза одним из значимых показателей гуманитарного мышления музыканта является оригинальность — творческий, нестан-

умение строить рассуждение на основе нескольких произведений литературы по собственному выбору, в том числе проводить уместные параллели с музыкальным искусством; показывать разный уровень понимания: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. д.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания.

Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность.

дартный подход к раскрытию темы. Ценно, когда автор выражает интересные мысли, приводит неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, свежие наблюдения, проявляет яркость стиля, выбирает своеобразный жанровый профиль работы, например, поэтический.

Не менее важным качеством сочинения является привлекаемая абитуриентом аргументация. Достоинством работы считается

33

Приветствуется умение абитуриента логично излагать мысли, создавая целостную структуру сочинения. Ее характеризует соразмерность частей, отсутствие смысловых повторов [1; 2].

Наряду с грамотной письменной речью значимым показателем уровня гуманитарного развития абитуриента являются его коммуникативные навыки, связанные с умением ясно и аргументированно выражать свои

всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений культуры и искусства: проблемы, решения, итоги

мысли в устной форме. На выявление этой способности направлен экзамен по литературе. Он проходит устно по билетам на основе общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и включает в себя сочинения русских классиков Х1Х-ХХ веков.

В ответе оцениваются ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность, степень знания литературного материала, аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность 34 выводов. Абитуриент должен показать умение анализировать содержательные и композиционные аспекты эпических, лирических и драматических произведений, определять виды, функции и особенности авторских изобразительно-выразительных средств, выявлять проблемно-тематические связи данного сочинения с произведениями других отечественных писателей-классиков.

Здесь также важно умение осмысливать и выстраивать связи между разными видами искусства, в частности литературой и музыкой, прослеживать эволюцию стиля автора, знать особенности тех или иных художественных направлений, основные

понятия (композиция, сюжет, жанр). Показателем глубокого освоения программы является цитирование абитуриентом литературного материала: чтение стихов или их отдельных строф, приведение по памяти фрагментов прозаических произведений.

Вступительные испытания по русскому языку и литературе оцениваются по 100-балльной системе. Минимальный проходной порог знаний ежегодно устанавливается Министерством культуры РФ в баллах ЕГЭ по соответствующему предмету с конкретизацией для приема на обучение по той или иной специальности или направлению. Тем самым эти экзамены встраиваются в один ряд с предметами профильной группы (специальность, коллоквиум, гармония, сольфеджио и т. д.) и существенно влияют на общие результаты приемной кампании. Включение русского языка и литературы в программу приемных испытаний направлено на формирование полной и объективной оценки творческого и интеллектуального потенциала будущего студента консерватории.

Литература

1. Письмо Минкультуры России от 22.12.2014 № 5550-06-05.

2. Письмо Минобрнауки России от 24.11.2014 № АК-3762/05.

3. Приданова Е. В. Междисциплинарные связи в преподавании гуманитарных дисциплин студентам музыкального вуза // Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2015. С. 450-455.

4. Сиднева Т. Б. Науки о культуре и их значение в процессе подготовки музыканта-профессионала // Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2015. С. 414-421.

5. Сиднева Т. Б. Русский язык и литература: пособие для поступающих в консерваторию. Н. Новгород, 2004. 38 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» (утвержден Министерством образования и науки РФ 6 апреля 2011 года № 1464).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.