Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОСТМОДЕРН / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРКУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТСКО-РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Птушко Лидия Александровна

В статье рассматриваются важнейшие проблемы отечественной культуры в контексте современной цивилизации, требующие решения духовно-нравственных задач с помощью коммуникативных средств художественной журналистики. Представлена концепция обучения Нижегородской консерватории, обеспечивающая максимальную практическую готовность и профессиональный универсализм музыкального журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL JOURNALISM: EDUCATION STRATEGY IN THE CONTEXT OF MODERN CIVILIZATION CHALLENGES

The article tackles burning problems of national culture in the context of modern civilization, which demand solutions of spiritual and moral issues with the help of communicative means of artistic journalism. It outlines the concept of education in the Nizhny Novgorod conservatoire, which provides the highest practical preparation and professional universalism of a musical journalist.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений культуры и искусства: проблемы, решения, итоги

Птушко Лидия Александровна

кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыкальной журналистики Нижегородской

государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор E-mail: laptushka@yandex.ru

В статье рассматриваются важнейшие проблемы отечественной культуры

22

в контексте современной цивилизации, требующие решения духовно-нравственных задач с помощью коммуникативных средств художественной журналистики. Представлена концепция обучения Нижегородской консерватории, обеспечивающая максимальную практическую готовность и профессиональный универсализм музыкального журналиста. Ключевые слова: глобализация, постмодерн, художественная интеркультура, профессиональный универсализм, музыкальная журналистско-редакторская деятельность

Сегодня отечественная культура, в том числе музыкальная, находится в сложной ситуации: с внешней стороны на нее воздействуют мультикультурализм и глобализм, стремясь разрушить ее национальную культурную идентичность, а внутри

Музыкальная журналистика: стратегия обучения в контексте вызовов современной цивилизации

9

страны академическую культуру заметно потеснил развлекательный шоу-бизнес, в котором очевидны американские лекала. Многочисленные реалити-шоу, противостоящие нормам культуры и, часто, морали заполонили мультимедийные СМИ. Явное подавление духовности в пользу материальной выгоды и снижен-

глер высказал еще в 1918 году в философском труде «Закат Западного мира» («Der Untergang des Abendlan») [2, 165]. Автор утверждал, что цивилизация — финальный этап развития культуры: «холодная рассудительность возвращает человека к первобытным инстинктам и состояниям, ее "panem et circenses"

ных потребительских установок говорит о том, что сегодня бесчеловечный техницизм стремится главенствовать, а творческий потенциал личности мало востребован. И это — главные признаки кризиса культуры: «мировой город населен не народом, а массой. Ее непонимание традиции и борьба с традицией является, в сущности, борьбой с культурой. Культура — "живое тело души", которая обычно перерождается в свою противоположность — "мумию", цивилизацию», — эти мысли О. Шпен-

(хлеба и зрелищ — лат.), появляется под личиной борьбы за заработную плату», а сегодня — за «демократию», мнимую свободу, провоцирующую бесчисленные «бархатные» революции и гражданские войны в Европе, Африке, на Ближнем Востоке выгодные лишь транскорпорациям.

Западная культура действительно все больше становится эклектичной, формальной, обретает механистические черты. И благодаря ошеломительному техническому превосходству по-

требительства над творчеством нигилистические идеи постмодерна завоевали современную культуру: «смерть автора», «конец искусства», принцип «свалки» — этим руководствуются «медиаторы», тиражируя ремей-ки (от англ. remake — «переделка» произведений искусства), растаскивая и «проедая» (А. Битов) классические творения, наживаясь на их шоу — интерпретациях.

В отечественной культуре постмодерн пока имеет иной смысл: он, получив прививку соцреалистического нигилизма по отношению к «буржуазному» модернизму, в свою очередь критично отнесся лишь к соцреализму, но одновременно призвал не к отрицанию всех культурных традиций (как западный постмодерн), а, напротив, к возрождению идей русского Серебряного века. Этой позитивной энергией обусловлен секрет небывалого подъема отечественного искусства в 70-90-е годы ХХ века. Однако сейчас ситуация в отечественной культуре меняется не в пользу духовности. Экстремальные условия выживания в современном мире, жестокость «передела» жизненного пространства стимулируют культ грубой силы и потребительское мировоззрение. Оно усердно навязывается молодежи, определенно ангажированными СМИ, как «крутое», «продвинутое», а, по сути, попирающее нравственные ценности и порожденную ими культуру.

Подобные «плоды» глобализации — либо под агитвоз-действием проамериканской шоу-продукции, либо в результате насильственного уничтожения национальных культур (в том числе восточных и их «рикошетного» удара по Европе) — две

стороны единой политики: действия направлены на разрушение духовной культуры Старого Света. Глобалистские претензии транснациональных корпораций, которые преследуют исключительно свои экономические и политические интересы, имеют одну цель — унифицировать все сферы жизни европейцев, дабы лишить страны национальной идентичности, мешающей «зомбированию» сознания масс. Но противостоять аннигиляции национальных культур в заведенной глобалистской «центрифуге» способна прежде всего активная пропаганда высокой культуры, ее нравственных гуманистических традиций в различных национальных проявлениях, укрепление интернациональных контактов с помощью социальных институтов и всех сфер массовой коммуникации. В этой связи полезно вспомнить интернациональную культурную политику СССР, состоящую из более 200 наций: ее механизмы укрепления культур и их взаимодействия были в определенном смысле успешны, поскольку до сих пор позволяют крепить Россию. Опыт этот важен: только на основе сильного самосознания, а не ослабления наций, можно говорить о диалоге субкультур в интеркультурном пространстве.

Страны с сильной культурой стараются выстоять в борьбе с трансатлантической зависимостью, а в государствах с ослабленной культурой, где стихийно или намеренно были спровоцированы религиозные войны (во многих странах Ближнего Востока), варварски уничтожаются культурные артефакты: памятники древней Пальмиры, сокровища христианской и мусульманской культур. Националь-

ный этос (язык, религия, искусство) — стали мишенью. Идет процесс «вербовки» душ, борьба за единственную «территорию свободы», которая подвластна лишь самому человеку. В борьбе бездуховного с духовным эксплуатируются многочисленные проблемы современного мира: религиозные чувства людей и обманутые надежды, ущемленное чувство справедливости и чувство патриотизма, романтика подвига и оскорбленное достоинство, культ сильного и страх обездоленных, нравственное падение и надежды на устранение личных бед, политический обман и социальные обещания — все средства и технологии современной ци- 23 вилизации по психологической «обработке» идут в ход. В таком агрессивном контексте, когда обезличивающая цивилизация, внедряя стереотипы потребительства («бери от жизни все!»), угрожает главному — духовному миру личности, способной к творческой самоотдаче, важно не допустить гибели человеческого в человеке. И потому вопрос Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир?» — вновь актуален.

В информационную войну культур в разной степени втянуты все государства. Она разрастается и становится очевидной важность каждой коммуникативной системы, политических и экономических, социальных и духовных, художественных СМИ. Для тех, кто ищет ответы на мучительные вопросы, пути, которыми достигаются истинные ценности, смогут услышать голос души благодаря искусству, миру вечной красоты. Неслучайно сегодня в зону «национальных интересов» России включены государственные программы по поддержанию культу-

всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений культуры и искусства: проблемы, решения, итоги

ры, литературы, кино. Пришло время понимания важности их роли в формировании человека. И если этот путь будет стабильным, то придет время, когда цивилизация, ее материально-технические достижения станут не целью жизни в обществе, а средством служения культуре и обретения духовных ценностей. Вспомним мудрую мысль А. Блока: единственно верный путь, который может выбрать отечество, — путь «демократии личности», людей-творцов. И потому так важно выстроить гуманитарную систему образова-

формы духовного просвещения соотечественников через приобщение их к сокровищам искусства, в которых таятся ответы на многие жизненно важные вопросы. Духовные заветы — главная «артерия», которая питает каждого человека душевной силой и красотой, учит законам жизни, уважению других культур, пониманию нашего родства и отличий — подлинному интернационализму. Опасно игнорировать роль высокой культуры и искусства (культового, академического, фольклорного) — сокровищницы нравственных принципов,

24

Шм

А

iv!

® вти

1н1 УокоИ

Уоко вс

ния в нашей стране, направляя ее на воспитание творчески мыслящих личностей.

Проводником в мир душевной гармонии способна стать художественная журналистика — она требует знаний, сил и смелости. Роль арт-журналистики, как оперативного средства коммуникации, трудно преувеличить — это «передовая» культуры, которая поддерживает и укрепляет «душу нации»: от ее силы во многом зависит духовная атмосфера общества. Задачи артжур-налистики очевидны: творческой практикой всемерно расширять влияние культуры, искать новые

жизненного опыта. Давно известно, что уровнем культуры измеряется сила духа нации, ее будущее, и потому особенно актуально возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно-просветительскую работу.

В наше время революционных изменений в жизненном пространстве и в системе коммуникации, в период тотальной значимости мультимедиа, охвативших все стороны жизни, требуется скорейшее включение достижений цивилизации в сферу образования, художественного просвещения во благо человека

и на пользу культуре — путь, который пролагает художественная журналистика. Ее становлению способствует кафедра музыкальной журналистики, открытая впервые в России в 2002 году в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Цель обучения музыкальной журналистике — формирование профессиональных компетенций музыкального критика-журналиста, которые базируются на знании теории и практики прежде всего основных фундаментальных сфер — музыки и журналистики. Иными словами, музыкальный журналист — это узыковед, владеющий обшир-ой системой музыкальных зна-ий, и — журналист, обученны ехнологиям «общественно педагогики», освоивший все жанры и виды СМИ (пресса, интернет, радио, ТВ), а кроме того, он — музыкальный и литературный редактор СМИ. С целью достижения такого универсального уровня знаний на кафедре музыкальной журналистики ННГК им. М. И. Глинки разработана концепция и авторские программы обучения журналистов, которые в 2011 году вошли в федеральный государственный образовательный стандарт для музыкальных вузов России по направлению «Музыкально-прикладное искусство» (бакалавриат и магистратура). Суть концепции заключается, во-первых, в профессиональном универсализме системы обучения всем видам журналистско-редакторской деятельности в СМИ и, во-вторых, в практической направленности обучения профессиональной деятельности будущих музыкальных просветителей.

Несомненно, успешно применить специальные знания в

области журналистики, ориентированной на музыкальное искусство, способен прежде всего музыкант, профессионально подготовленный в области истории и теории музыкального искусства, социологии и психологии восприятия музыки, ее универсальных драматургических законов, жанров и форм, а также смежных видов искусства. Вместе с тем музыкальный журналист, как творец и исполнитель-интерпретатор музыкального события, должен профессионально владеть культурой речи, риторикой, жанрами публицистического высказывания и разнообразными формами его технического воплощения в медиасреде. С этой I целью студенты изучают основы сценаристики, драматургии, зву-корежиссуры, операторского искусства, видео- и звукомонтажа, информационные технологии, литературное и музыкальное редактирование, постановку голоса и др. В итоге обучения студенты получают квалификацию журналиста, редактора, педагога и исследователя в области музыкального просветительства.

Система универсального практического обучения, когда студенты под руководством опытных профессионалов-журналистов пишут сценарии, снимают фильмы, создают радиопрограммы, музыкально-просветительский журнал, наполняют сайты (nnovcons.ru; konsArt.ucos.ru), монтируют и редактируют материалы — создают готовую журналистскую продукцию, осваивая все этапы ее производства, — полностью отвечает творческим задачам профессии. В творческом единстве студентами и преподавателями созданы свыше 100 теле-

фильмов, сотни радиосюжетов, звучащих на российских каналах («Радио России», т/к «Культура»), многочисленные пресс-тексты опубликованы в российских изданиях («АРС-пресс», «Музыкальная жизнь, «Музыкальная академия», «Оркестр», «Орган», «Музыкальное обозрение», «Da capo», «Консонанс» и др.). Наши выпускники — готовые к практике профессионалы наиболее востребованы в театрах и филармониях, на радио и ТВ, на сайтах и в руководящих структурах министерств РФ, музыкальных ссузах и вузах.

Нижегородской консерватории). Уровень вступительных требований соответствует уровню знаний учащихся исполнительских специальностей музыкальных ссузов (подробнее см. на сайте Нижегородской консерватории).

Кроме того, для музыкантов, имеющих полное и неполное высшее музыкальное образование, есть возможность получить дополнительную специализацию музыкального журналиста и редактора (очное и заочное обучение) на внебюджетной основе на факультете дополнительного образования Нижегородской го-

Сегодня Нижегородская консерватория расширяет прием абитуриентов по профилю «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ»: наряду с бюджетной формой (бакалавриат и магистратура) и внебюджетной (платной), приветствуется целевое (бюд-жетное)обучение.

Мы приглашаем выпускников музыкальных ссузов всех специальностей, а также выпускников СШ, имеющих начальное музыкальное образование в объеме ДМШ (с дополнительной теоретической подготовкой на базе

25

сударственной консерватории им. М. И. Глинки.

Универсальная практическая система обучения музыкальной журналистике и редактированию введена пока только в Нижегородской консерватории, которая предлагает руководителям и преподавателям музыкальных ссузов РФ принять участие в курсах ФПК Нижегородской консерватории, где внедряются разработанные на кафедре программы обучения музыкальному просветительству по дисциплинам Учебного плана для специализированных ссузов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.