всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений культуры и искусства: проблемы, решения, итоги
Птушко Лидия Александровна
кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыкальной журналистики Нижегородской
государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор E-mail: laptushka@yandex.ru
В статье рассматриваются важнейшие проблемы отечественной культуры
22
в контексте современной цивилизации, требующие решения духовно-нравственных задач с помощью коммуникативных средств художественной журналистики. Представлена концепция обучения Нижегородской консерватории, обеспечивающая максимальную практическую готовность и профессиональный универсализм музыкального журналиста. Ключевые слова: глобализация, постмодерн, художественная интеркультура, профессиональный универсализм, музыкальная журналистско-редакторская деятельность
Сегодня отечественная культура, в том числе музыкальная, находится в сложной ситуации: с внешней стороны на нее воздействуют мультикультурализм и глобализм, стремясь разрушить ее национальную культурную идентичность, а внутри
Музыкальная журналистика: стратегия обучения в контексте вызовов современной цивилизации
9
страны академическую культуру заметно потеснил развлекательный шоу-бизнес, в котором очевидны американские лекала. Многочисленные реалити-шоу, противостоящие нормам культуры и, часто, морали заполонили мультимедийные СМИ. Явное подавление духовности в пользу материальной выгоды и снижен-
глер высказал еще в 1918 году в философском труде «Закат Западного мира» («Der Untergang des Abendlan») [2, 165]. Автор утверждал, что цивилизация — финальный этап развития культуры: «холодная рассудительность возвращает человека к первобытным инстинктам и состояниям, ее "panem et circenses"
ных потребительских установок говорит о том, что сегодня бесчеловечный техницизм стремится главенствовать, а творческий потенциал личности мало востребован. И это — главные признаки кризиса культуры: «мировой город населен не народом, а массой. Ее непонимание традиции и борьба с традицией является, в сущности, борьбой с культурой. Культура — "живое тело души", которая обычно перерождается в свою противоположность — "мумию", цивилизацию», — эти мысли О. Шпен-
(хлеба и зрелищ — лат.), появляется под личиной борьбы за заработную плату», а сегодня — за «демократию», мнимую свободу, провоцирующую бесчисленные «бархатные» революции и гражданские войны в Европе, Африке, на Ближнем Востоке выгодные лишь транскорпорациям.
Западная культура действительно все больше становится эклектичной, формальной, обретает механистические черты. И благодаря ошеломительному техническому превосходству по-
требительства над творчеством нигилистические идеи постмодерна завоевали современную культуру: «смерть автора», «конец искусства», принцип «свалки» — этим руководствуются «медиаторы», тиражируя ремей-ки (от англ. remake — «переделка» произведений искусства), растаскивая и «проедая» (А. Битов) классические творения, наживаясь на их шоу — интерпретациях.
В отечественной культуре постмодерн пока имеет иной смысл: он, получив прививку соцреалистического нигилизма по отношению к «буржуазному» модернизму, в свою очередь критично отнесся лишь к соцреализму, но одновременно призвал не к отрицанию всех культурных традиций (как западный постмодерн), а, напротив, к возрождению идей русского Серебряного века. Этой позитивной энергией обусловлен секрет небывалого подъема отечественного искусства в 70-90-е годы ХХ века. Однако сейчас ситуация в отечественной культуре меняется не в пользу духовности. Экстремальные условия выживания в современном мире, жестокость «передела» жизненного пространства стимулируют культ грубой силы и потребительское мировоззрение. Оно усердно навязывается молодежи, определенно ангажированными СМИ, как «крутое», «продвинутое», а, по сути, попирающее нравственные ценности и порожденную ими культуру.
Подобные «плоды» глобализации — либо под агитвоз-действием проамериканской шоу-продукции, либо в результате насильственного уничтожения национальных культур (в том числе восточных и их «рикошетного» удара по Европе) — две
стороны единой политики: действия направлены на разрушение духовной культуры Старого Света. Глобалистские претензии транснациональных корпораций, которые преследуют исключительно свои экономические и политические интересы, имеют одну цель — унифицировать все сферы жизни европейцев, дабы лишить страны национальной идентичности, мешающей «зомбированию» сознания масс. Но противостоять аннигиляции национальных культур в заведенной глобалистской «центрифуге» способна прежде всего активная пропаганда высокой культуры, ее нравственных гуманистических традиций в различных национальных проявлениях, укрепление интернациональных контактов с помощью социальных институтов и всех сфер массовой коммуникации. В этой связи полезно вспомнить интернациональную культурную политику СССР, состоящую из более 200 наций: ее механизмы укрепления культур и их взаимодействия были в определенном смысле успешны, поскольку до сих пор позволяют крепить Россию. Опыт этот важен: только на основе сильного самосознания, а не ослабления наций, можно говорить о диалоге субкультур в интеркультурном пространстве.
Страны с сильной культурой стараются выстоять в борьбе с трансатлантической зависимостью, а в государствах с ослабленной культурой, где стихийно или намеренно были спровоцированы религиозные войны (во многих странах Ближнего Востока), варварски уничтожаются культурные артефакты: памятники древней Пальмиры, сокровища христианской и мусульманской культур. Националь-
ный этос (язык, религия, искусство) — стали мишенью. Идет процесс «вербовки» душ, борьба за единственную «территорию свободы», которая подвластна лишь самому человеку. В борьбе бездуховного с духовным эксплуатируются многочисленные проблемы современного мира: религиозные чувства людей и обманутые надежды, ущемленное чувство справедливости и чувство патриотизма, романтика подвига и оскорбленное достоинство, культ сильного и страх обездоленных, нравственное падение и надежды на устранение личных бед, политический обман и социальные обещания — все средства и технологии современной ци- 23 вилизации по психологической «обработке» идут в ход. В таком агрессивном контексте, когда обезличивающая цивилизация, внедряя стереотипы потребительства («бери от жизни все!»), угрожает главному — духовному миру личности, способной к творческой самоотдаче, важно не допустить гибели человеческого в человеке. И потому вопрос Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир?» — вновь актуален.
В информационную войну культур в разной степени втянуты все государства. Она разрастается и становится очевидной важность каждой коммуникативной системы, политических и экономических, социальных и духовных, художественных СМИ. Для тех, кто ищет ответы на мучительные вопросы, пути, которыми достигаются истинные ценности, смогут услышать голос души благодаря искусству, миру вечной красоты. Неслучайно сегодня в зону «национальных интересов» России включены государственные программы по поддержанию культу-
всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений культуры и искусства: проблемы, решения, итоги
ры, литературы, кино. Пришло время понимания важности их роли в формировании человека. И если этот путь будет стабильным, то придет время, когда цивилизация, ее материально-технические достижения станут не целью жизни в обществе, а средством служения культуре и обретения духовных ценностей. Вспомним мудрую мысль А. Блока: единственно верный путь, который может выбрать отечество, — путь «демократии личности», людей-творцов. И потому так важно выстроить гуманитарную систему образова-
формы духовного просвещения соотечественников через приобщение их к сокровищам искусства, в которых таятся ответы на многие жизненно важные вопросы. Духовные заветы — главная «артерия», которая питает каждого человека душевной силой и красотой, учит законам жизни, уважению других культур, пониманию нашего родства и отличий — подлинному интернационализму. Опасно игнорировать роль высокой культуры и искусства (культового, академического, фольклорного) — сокровищницы нравственных принципов,
24
Шм
А
iv!
® вти
1н1 УокоИ
Уоко вс
ния в нашей стране, направляя ее на воспитание творчески мыслящих личностей.
Проводником в мир душевной гармонии способна стать художественная журналистика — она требует знаний, сил и смелости. Роль арт-журналистики, как оперативного средства коммуникации, трудно преувеличить — это «передовая» культуры, которая поддерживает и укрепляет «душу нации»: от ее силы во многом зависит духовная атмосфера общества. Задачи артжур-налистики очевидны: творческой практикой всемерно расширять влияние культуры, искать новые
жизненного опыта. Давно известно, что уровнем культуры измеряется сила духа нации, ее будущее, и потому особенно актуально возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно-просветительскую работу.
В наше время революционных изменений в жизненном пространстве и в системе коммуникации, в период тотальной значимости мультимедиа, охвативших все стороны жизни, требуется скорейшее включение достижений цивилизации в сферу образования, художественного просвещения во благо человека
и на пользу культуре — путь, который пролагает художественная журналистика. Ее становлению способствует кафедра музыкальной журналистики, открытая впервые в России в 2002 году в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.
Цель обучения музыкальной журналистике — формирование профессиональных компетенций музыкального критика-журналиста, которые базируются на знании теории и практики прежде всего основных фундаментальных сфер — музыки и журналистики. Иными словами, музыкальный журналист — это узыковед, владеющий обшир-ой системой музыкальных зна-ий, и — журналист, обученны ехнологиям «общественно педагогики», освоивший все жанры и виды СМИ (пресса, интернет, радио, ТВ), а кроме того, он — музыкальный и литературный редактор СМИ. С целью достижения такого универсального уровня знаний на кафедре музыкальной журналистики ННГК им. М. И. Глинки разработана концепция и авторские программы обучения журналистов, которые в 2011 году вошли в федеральный государственный образовательный стандарт для музыкальных вузов России по направлению «Музыкально-прикладное искусство» (бакалавриат и магистратура). Суть концепции заключается, во-первых, в профессиональном универсализме системы обучения всем видам журналистско-редакторской деятельности в СМИ и, во-вторых, в практической направленности обучения профессиональной деятельности будущих музыкальных просветителей.
Несомненно, успешно применить специальные знания в
области журналистики, ориентированной на музыкальное искусство, способен прежде всего музыкант, профессионально подготовленный в области истории и теории музыкального искусства, социологии и психологии восприятия музыки, ее универсальных драматургических законов, жанров и форм, а также смежных видов искусства. Вместе с тем музыкальный журналист, как творец и исполнитель-интерпретатор музыкального события, должен профессионально владеть культурой речи, риторикой, жанрами публицистического высказывания и разнообразными формами его технического воплощения в медиасреде. С этой I целью студенты изучают основы сценаристики, драматургии, зву-корежиссуры, операторского искусства, видео- и звукомонтажа, информационные технологии, литературное и музыкальное редактирование, постановку голоса и др. В итоге обучения студенты получают квалификацию журналиста, редактора, педагога и исследователя в области музыкального просветительства.
Система универсального практического обучения, когда студенты под руководством опытных профессионалов-журналистов пишут сценарии, снимают фильмы, создают радиопрограммы, музыкально-просветительский журнал, наполняют сайты (nnovcons.ru; konsArt.ucos.ru), монтируют и редактируют материалы — создают готовую журналистскую продукцию, осваивая все этапы ее производства, — полностью отвечает творческим задачам профессии. В творческом единстве студентами и преподавателями созданы свыше 100 теле-
фильмов, сотни радиосюжетов, звучащих на российских каналах («Радио России», т/к «Культура»), многочисленные пресс-тексты опубликованы в российских изданиях («АРС-пресс», «Музыкальная жизнь, «Музыкальная академия», «Оркестр», «Орган», «Музыкальное обозрение», «Da capo», «Консонанс» и др.). Наши выпускники — готовые к практике профессионалы наиболее востребованы в театрах и филармониях, на радио и ТВ, на сайтах и в руководящих структурах министерств РФ, музыкальных ссузах и вузах.
Нижегородской консерватории). Уровень вступительных требований соответствует уровню знаний учащихся исполнительских специальностей музыкальных ссузов (подробнее см. на сайте Нижегородской консерватории).
Кроме того, для музыкантов, имеющих полное и неполное высшее музыкальное образование, есть возможность получить дополнительную специализацию музыкального журналиста и редактора (очное и заочное обучение) на внебюджетной основе на факультете дополнительного образования Нижегородской го-
Сегодня Нижегородская консерватория расширяет прием абитуриентов по профилю «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ»: наряду с бюджетной формой (бакалавриат и магистратура) и внебюджетной (платной), приветствуется целевое (бюд-жетное)обучение.
Мы приглашаем выпускников музыкальных ссузов всех специальностей, а также выпускников СШ, имеющих начальное музыкальное образование в объеме ДМШ (с дополнительной теоретической подготовкой на базе
25
сударственной консерватории им. М. И. Глинки.
Универсальная практическая система обучения музыкальной журналистике и редактированию введена пока только в Нижегородской консерватории, которая предлагает руководителям и преподавателям музыкальных ссузов РФ принять участие в курсах ФПК Нижегородской консерватории, где внедряются разработанные на кафедре программы обучения музыкальному просветительству по дисциплинам Учебного плана для специализированных ссузов РФ.