Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ'

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Елена Игоревна

В статье дается осмысление методологии развития дивергентного мышления в рамках компетентностного подхода. В качестве примера предлагается анализ изучения материала дисциплин профиля «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в средствах массовой информации» направления подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPING DIVERGENT THINKING IN THE COMPETENCE BUILDING APPROACH

The article gives the comprehension of divergent thinking development methodology in the context of competence building approach. As an example it suggests the analysis of the materials of the disciplines for the profile «Musical journalism and editorial activity in mass media» of the preparation course 073000 «Music knowledge and musical-applied art».

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ»

<3

музыкально-драматургической «пружине» многократно возрастает, поднимая журналистику на уровень художественного творчества. И если образный синтез семантических «голосов» в журналистско-редак-торской импровизации на музыкальную тему достигает высокого эстетического уровня, то следует говорить о рождении качественно иного, художественно самостоятельного произведения.

Литература 1. Птушко Л. А. Вопросы музыкальной драматургии в курсе обучения музыкальных журналистов // Актуальные

проблемы высшего музыкального образовании. 2010. № 1 (13). С. 24-26.

2. Птушко Л. А. Задачи и принципы музыкального редактирования в СМИ // Актуальные проблемы высшего музыкального образовании. 2013. № 2 (28). С. 70-74.

3. Птушко Л. А. Коммуникативные особенности музыкальной журналистики: к проблеме жанровых «микстов»// Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 4 (34). С. 20-27.

© Птушко Л. А., 2016

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

Кузнецова Е. И.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

В статье дается осмысление методологии развития дивергентного мышления в рамках компетентностного подхода. В качестве примера предлагается анализ изучения материала дисциплин профиля «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в средствах массовой информации» направления подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, дивергентное мышление, творчество, творческое мышление, логическое мышление

Двухуровневая система высшего образования и компетентностный подход, который лежит в ее основе, — юридические рамки, определяющие процесс модернизации российской высшей школы и коренным образом изменяющие традиционную систему подготовки выпускников. Главные критерии компетентностного подхода, нацеленные на оценку результатов образования, заложены в федеральных государственных стандартах всех направлений обучения и содержат стандартную оценку уровня достигнутых компетенций. Необходимость раскрыть содержательный аспект компетенций для конкретных направлений обучения определяет актуальность темы статьи. Цель работы — раскрыть роль методов развития дивергентного мышления в реализации компетентностного подхода в образовательном процессе направления подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (квалификация «бакалавр»), профиль «Музыкальная

журналистика и редакторская деятельность в средствах массовой информации».

Постановка образовательной задачи в контексте компетентностного подхода предполагает необходимость определения критериев, на которых будет строиться квалификация выпускника и которые будут связывать его будущую деятельность с предметами и объектами труда. В современных документах, направленных на реализацию ФГОС ВО, это представлено в компетентностной модели в двух взаимосвязанных аспектах: понимание необходимости знания социальных ситуаций и процессов в профессиональной сфере и умение применять определенные умения и навыки в предлагаемых ситуациях, построенных по моделям профессиональной работы. Таким образом, компетент-ностная модель связывает общекультурные и профессиональные компетенции.

Компетенция, как она понимается в документах, — это совокупность взаи-

<3

мосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), осуществляемых по отношению к предмету деятельности, способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В компетентностной модели это означает, что результаты должны существовать, в отличие от знания, не в форме информации о деятельности, а в самой деятельности. Вместе с тем думается, что необходимо не противопоставлять два подхода — формирование предметного знания и освоение будущей деятельности в практических формах, а объединить их.

Компетенции для работы в профессиональной сфере по профилю «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в средствах массовой информации» формируются, в частности, в рамках дисциплины «Музыкальная журналистика (телевидение)», которая нацелена на выработку комплекса знаний, умений и навыков, связанных с творческими и технологическими особенностями журналистской деятельности. Курс формирует устойчивые профессиональные представления о способе и методологии журналистской деятельности, дает понимание значимости усвоения основных принципов журналистской деятельности, формирует профессиональные компетенции в процессе познавательной деятельности и создания журналистского произведения, позволяет соединить теоретические знания с выработкой установок на применение полученных знаний в конкретных ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим задачами курса «Музыкальная журналистика (телевидение)», с одной стороны, является формирование понимания роли образной системы в телевизионной публицистике, а с другой — воспитание навыков владения средствами словесной и иконической образности и их реализации в творческом процессе.

Успешно решать эти задачи можно только в процессе развития творческого мышления студентов, ориентирования их на создание субъективно нового продукта (концепции телевизионной программы,

сценарной заявки, авторского журналистского текста, разработки образного строя программы). Безусловно, в процессе выработки навыков системной подготовки к познавательной деятельности, практики сбора материала, разработки стратегического и тактического планов беседы с героями, отработки практики ведения интервью необходимо применение навыков логического мышления, владение конвергентным (дискурсивным) мышлением. Вместе с тем творческая сторона деятельности во многом держится на способности к дивергентному мышлению, что рассматривается как один из компонентов креативности личности.

Под дивергентным мышлением понимают мышление, которое характеризуется процессом «движения в разных направлениях», расхождением идей, с тем чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Такое мышление часто связано с творчеством, так как оно нередко дает новые идеи и решения [2].

На первом этапе выработки основ дивергентного мышления перед студентами ставятся задачи трех типов: выполнение работы по образцу — выполнение концепции на примере профессиональных художественно-публицистических программ (канал «Культура»), реконструктивно-ва-риативные, направленные на умение применить комплекс изученных методов в новой ситуации, и частично-поисковые, предполагающие комбинирование нескольких известных способов решения задачи. Первый этап реализует мотивационную функцию (направленную на повышение профессиональной мотивации) и организационную (предусматривающую умение ставить цель, планировать процесс деятельности, прогнозировать результаты). На втором этапе ставятся и реализуются поисковые задачи, направленные на создание художественно-публицистического образа, что требует индивидуального решения проблемной задачи. В этом помогает наглядно-образное мышление, задачей которого становится воссоздание многообразия фактических характеристик предмета, события, характера. Музыкаль-

Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

<3

ные события в Нижегородской консерватории становятся той экспериментальной обучающей площадкой, которая помогает осуществлять «обучение действием», или «обучение через опыт» [1], понимаемые как процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи, художественной проблемы, в том числе в процессе создания музыкальной телевизионной программы. В творческом процессе создается новая реальность, медиареальность, которая, несмотря на документальность художественного образа в телевизионной журналистике, должна получить символическое измерение. Эта работа во многом строится на способности порождать отдаленные ассоциации с предметом отображения с целью увидеть его новые, неожиданные аспекты. Такие нетривиальные пути решения проблемы в учебном процессе может давать метод создания «гирлянд ассоциаций и метафор», применение которого помогает обрести новый взгляд на привычные повседневные практики. Генерирование гирлянд ассоциаций из найденных признаков случайных объектов, присоединение гирлянды синонимов объекта создает веер новых вариантов решения творческой задачи.

Таким образом, установка на развитие у студентов творческих способностей, самостоятельности, инициативы, готовности использовать наиболее эффективные методы в творческой деятельности позволяет реализовать требования докумен-

тов, регламентирующих образовательный процесс [3]. В отличие от конвергентного, «сходящегося», мышления, направляющего человека на выбор одного решения на основе множества условий, дивергентное мышление предполагает поиск инновационного идей, новых путей решения проблемы. Вместе с тем немаловажным результатом развития дивергентного мышления является способность к критическому осмыслению своего социального опыта.

Литература

1. Авво Б. Методология компетентност-ного подхода в высшем образовании // Электронный научно-педагогический журнал. 2005. № 1 (январь-июнь) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/ offline/2005/978. htm (дата обращения 23.05.2016).

2. Толковый словарь по психологии. 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. Psychology_dictionary.aca-demic.ru (дата обращения 23.05.2016).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/ db/portal/ spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_56b.pdf (дата обращения 23.05.2016).

© Кузнецова Е. И., 2016

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.