Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО" В КОНСЕРВАТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ'

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО" В КОНСЕРВАТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО / КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА / НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. М. И. ГЛИНКИ / МУЗЫКА / ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миндрин Сергей Владимирович, Суханова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются проблемы специфики профессии актера музыкального театра в русле тенденций развития музыкально-сценических искусств в России и подготовки по данной специальности в рамках соответствующей образовательной программы в Нижегородской консерватории. Отдельное внимание уделено требованиям к абитуриентам вуза, поступающим на специальность «Актерское искусство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALITY "ART OF ACTING" IN THE NIZHNY NOVGOROD CONSERVATOIRE AND PROSPECTS OF DEVELOPING THE MUSICAL THEATRICAL CULTURE OF RUSSIA

The article tackles the problems of specificity of the profession of an actor of a music theatre from the viewpoint of tendencies of musical theatrical arts development in Russia. It also describes the problems of training for this speciality included in a corresponding educational program in the Nizhny Novgorod state Glinka conservatoire. Special attention is paid to the requirements for school-leavers who apply for speciality “Art of acting”.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО" В КОНСЕРВАТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ»



Специальность «Актерское искусство» в консерватории

и перспективы развития музыкально-сценической культуры России

Миндрин Сергей Владимирович

заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой музыкального театра Нижегородской

государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор E-mail: mindrins@mail.ru

Суханова Татьяна Борисовна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры 2g музыкальной педагогики и

исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: t.b.suhanova@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы специфики профессии актера музыкального театра в русле тенденций развития музыкально-сценических искусств в России и подготовки по данной специальности в рамках соответствующей образовательной программы в Нижегородской консерватории. Отдельное внимание уделено требованиям к абитуриентам вуза, поступающим на специальность «Актерское искусство». Ключевые слова: актерское искусство, кафедра музыкального театра, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, музыка, театр

Традиционно музыкальным театром называются такие сценические жанры, как оперетта и мюзикл, предполагающие равноправный синтез двух искусств — театрального и музыкального. По сравнению с академическими театральными и музыкальными жанрами они, как правило, привлекают к себе широкую аудиторию зрителей. Подобная притягательность обусловлена демократичностью средств художественной выразительности и позитивным содержанием, и в большинстве случаев сюжетом со счастливым концом.

Нередки случаи, когда драматические театры осуществляют постановки мюзиклов (например, постановка мюзикла «Леонардо» и «Казанова» в Нижегородском театре «Комедия», мха-товская постановка «Гордость и предубеждение» и др.), при этом неизменно встает проблема выбора исполнителей на главные партии. У самых замечательных драматических актеров нет специальных навыков — владения певческим голосом, вокального слуха, партитурного слышания музыки спектакля. Как известно, в театральных училищах и вузах актеров музыкального театра не готовят, а в оперетту после многочисленных кастин-

гов приходят вокалисты, сценическая подготовка которых требует подчас серьезной дополнительной работы. Эту нишу в кон-цертно-сценической практике занимают универсальные специалисты — артисты музыкального театра, совмещающие в себе полноценные актерские умения (сценическая речь, танец, сценическое движение, фехтование)1 и профессиональное владение певческим голосом, являющееся для этой специальности ключевым. Неслучайно в структуре Нижегородской консерватории кафедра музыкального театра относится к вокальному факультету, что подчеркивает ее приоритетную направленность.

Казалось бы, нишу актера музыкального театра вполне мог занять и выпускник, получивший образование по специальности «Музыкально-театральное искусство» (специализация «искусство оперного пения»), но в подобных ситуациях нередко

миндрин с. в., Суханова т. б. специальность «актерское искусство» в консерватории и перспективы развития музыкально-сценической культуры россии

возникают сложности другого порядка. Часы на предметы, связанные с формированием сценических умений и навыков, у вокалистов ограничены в связи с приоритетом вокальной подготовки. Требования же современной музыкальной режиссуры, в том числе и оперной, ставят перед исполнителями самые сложные сценические задачи, и зачастую у «чистых» вокалистов обнаруживается недостаток актерских навыков. Самоощущения солиста-вокалиста и актера музыкального театра различны по своей природе. Если первый, как правило, концентрирует свое внимание на решении подчас очень сложных вокальных задач, то у актеров оно распределяется на комплекс как музыкальных, так и сценических задач.

В этой связи вызывают интерес размышления о специфической функции актера музыкального театра в иерархии специалистов сценических искусств и о «нескончаемой борьбе между кафедрой актерского мастерства и кафедрой вокала» выдающегося режиссера, профессора Российской академии театрального искусства Г. П. Ансимова: актер музыкального театра — это «актер в традиционном понимании, который еще и обладает более широкими исполнительными возможностями: вокал, танец. Но его сущность — актер драматический. Жажда создавать образ, в том числе и в пении, — вот что должно определять актера. Не демонстрировать свое имя, свои возможности дыхания или тембровые краски, а создавать образ». Актер действует и существует в конфликте, когда весь его «организм, в том числе и голос, направлен на то, чтобы это-

го человека (то есть партнера по сцене. — С. М.) вознести, или подавить, или уничтожить — словом, направлен на роль» [1]. То есть акцент в понимании мастера сделан именно на театральном мышлении специалистов подобного профиля.

Тенденции развития образования в современных музыкальных и театральных вузах свидетельствуют об актуальности данной специальности: в Российской академии театрального искусства (в прошлом — ГИТИСе), где существует старейшая в России кафедра музыкального театра (с 1946 года), в Российском государственном институте сценических искусств имеется факультет музыкального театра и эстрадного искусства, в Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова — кафедра музыкального театра (в недавнем прошлом — кафедра оперной подготовки). Органично вписываясь в этот ряд, кафедра музыкального театра Нижегородской консерватории продолжает традиции, синтезирующие лучшие достижения высшего театрального и академического музыкального образования.

Официально кафедра сформировалась в структуре вуза в 2006 году. Ее возглавил художественный руководитель Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Т. Степанова, профессор С. В. Миндрин (под его руководством кафедра существует и в настоящее время). Все 10 лет образовательная деятельность на кафедре была неразрывно связана с Нижегородским камерным музыкальным театром. Так, дипломный спектакль «Дикая собака динго» первого выпуска кафедры (2011) на музыку Э. Б. Фертельмейстера был

поставлен на базе Камерного театра. За короткое время получив признание публики, за которым последовала и премия города Нижнего Новгорода в области театрального искусства, спектакль продолжил свое существование в его репертуаре, а недавние студенты консерватории органично влились в его труппу.

В свою очередь жизнь Камерного театра тесно связана с Нижегородской (в 1970-1980-е годы — с Горьковской) консерваторией. Его история началась с постановки учебного спектакля в Горьковской консерватории — оперы В. А. Моцарта «Так поступают все», осуществленной под началом режиссе- 29 ра, народного артиста РСФСР В. Т. Степанова, а первыми актерами театра стали участники этой постановки.

Постепенно сформировался преподавательский состав кафедры музыкального театра. В настоящее время он включает в себя высокопрофессиональных специалистов по основным профилирующим дисциплинам: мастерству актера (профессор, заслуженный артист РФ С. В. Мин-дрин, заслуженный артист РФ А. А. Ярлыков, заслуженный артист РФ, доцент А. Б. Сучков), сольному пению (заслуженная артистка РФ, профессор Т. А. Хохлова, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, старшие преподаватели Т. Ю. Гарькушова, С. И. Зайдес, Л. Е. Бричкина, А. В. Куклев, преподаватель О. Ю. Полякова), сценической речи (профессор А. И. Захаров, старший преподаватель Л. В. Королева), хореографии (лауреат всероссийских конкурсов, профессор Л. Н. Аки-нина) и сценическому движению (преподаватель Е. А. Богданова).

Музыкальное руководство курсов осуществляют Б. Г. Схирт-ладзе и М. Л. Булошников.

Методика обучения на кафедре находится в русле основных традиций преподавания дисциплин по специальности «актер музыкального театра». Вокальная подготовка базируется на академической постановке голоса. Учебный репертуар на первом этапе включает в себя произведения самых разнообразных жанров музыкального театра — арии, дуэты, сцены из опер, оперетт и мюзиклов. Постепенно в этом репертуаре определяется предрасположенность студента к тому или иному 30 жанру, выявляется характер его голоса и артистической индивидуальности. Дальнейший процесс обучения предусматривает усложнение требований к актерской выразительности, к раскрытию драматургии, в том числе и музыкальной, к умению создать из любого произведения — маленький спектакль.

В связи со спецификой профессиональной деятельности актера — его существование на сцене происходит в непрерывном диалоге с партнером — важным предметом его подготовки является вокальный ансамбль. Музыкальный спектакль — продукт совместного творчества: это либо общий успех, либо общий неуспех. Студенческий курс становится театральной труппой, а сама подготовка, заимствованная из традиций обучения в театральных училищах и вузах, ведется по типу творческой мастерской.

Важный фактор, который не всегда принимается во внимание абитуриентами, поступающими на специальность «Актерское искусство» (специализацию «артист музыкального театра»), и

их училищными преподавателями, — это большие физические нагрузки и привычка непрерывно трудится. Вся дальнейшая профессиональная жизнь актера связана с постоянным погружением в новые партии, с изучением новых мизансцен, хореографических связок и пр.

Эффективность обучения во многом зависит не только от заинтересованности делом, но и от общекультурной и музыкальной подготовки студента. Нередким явлением становятся абитуриенты, страстно желающие петь, но не имеющие среднего специального образования (требования по образовательной программе «актерское искусство» это предусматривают). Основная масса абитуриентов — это выпускники музыкальных училищ и колледжей, по большей части вокальных и дирижерско-хоровых отделений. Отдельная категория поступающих в музыкальный вуз — это дипломированные специалисты немузыкальных специальностей, желающие получить второе высшее образование2.

Отдельное внимание следует уделить процедуре приемных испытаний для абитуриентов, поступающих в Нижегородскую консерваторию на специальность «Актерское искусство». Они включают в себя: сольное пение, актерское мастерство и коллоквиум.

Экзамен по сольному пению предусматривает исполнение трех разножанровых произведений по выбору абитуриента (ария из классических оперы, оперетты или мюзикла, романс, народная песня, современные отечественные и зарубежные вокальные произведения, в том числе эстрадного жанра). Следует подчеркнуть, что требования к природе голоса

актера музыкального театра более демократичные по сравнению с требованиями по специализации «искусство оперного пения». Оценивание экзаменаторами голоса абитуриента ведется не столько с точки зрения его силы, диапазона и тембра, сколько с позиций его выразительности, а также содержательности в преподнесении материала. Приоритеты комиссии остаются, как правило, за абитуриентами с выраженной музыкальностью, которая проявляется в способности чутко откликаться на музыку и в интонационной выразительности исполнения (см. об этом подробнее [3]).

Экзамен по мастерству актера включает в себя исполнение нескольких литературных произведений (небольших по объему): басни, отрывка из прозы, стихотворения, монолога. На экзамене проверяется глубина понимания произведения, способность увлечь им слушателей (по этой теме адресуем читателей к статье доцента кафедры В. Е. Долинина [2]). Наиболее показателен в отношении возможностей абитуриента импровизационный раздел экзамена, когда одному человеку или группе абитуриентов может быть предложено исполнение этюда на простейшее действие в предлагаемых обстоятельствах. В качестве темы этюда выступает, как правило, одна из повседневных жизненных ситуаций: разговор по телефону, неожиданная встреча, знакомство и т. д. Подобные задания выявляют способность к образному мышлению, быстроту реакции, наличие художественного вкуса, эмоциональную возбудимость, своеобразие темперамента и чувство юмора, пластичность. Главное, от чего следует предостеречь

миндрин с. в., Суханова т. б. специальность «актерское искусство» в консерватории и перспективы развития музыкально-сценической культуры россии

абитуриентов, — от заученных, штампованных жестов. Им необходимо понять, что они пришли не на кастинг для мюзикла, задача экзаменаторов состоит в том, чтобы помочь им проявить свою личностную сущность, освободиться от внутреннего напряжения, вызванного ответственной ситуацией.

На заключительном испытании — коллоквиуме — проверяется общий культурный и интеллектуальный уровень абитуриентов, знание истории музыки и музыкального театра, литературы, изобразительного искусства, кино.

За 10 лет существования кафедра музыкального театра Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки подготовила значительное число профессиональных артистов, которые реализуют свой творческий потенциал в музыкальных театрах Нижнего Новгорода, пополняя труппы Нижегородского камерного музыкального театра им. В. Т. Степанова и Нижегородского академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Большую поддержку будущим специалистам оказывают ежегодные Ярмарки трудоустройства выпускников, организуемые консерваторией. Посредством привлечения работодателей непосредственно в вуз они трудоустраиваются в театрах Иркутска, Иванова, Сыктывкара, Йошкар-Олы и др. городов России. Преподаватели кафедры следят за профессиональными успехами своих выпускников, в числе которых артисты Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии: Мария Елизарова и

Александр Леногов3, Анастасия Лошакова и Роман Вокуев4.

Необходимость, актуальность специальности «Актерское искусство» в структуре именно музыкального вуза определяется перспективами развития музыкально-сценического искусства в России. Они видятся в универсальных специалистах, способных проявлять себя многосторонне и быть тем самым интересными для публики. Заме-

тим, что в направлении синтеза исполнительских искусств идут и другие специальности, относящиеся к сфере музыки, об этом свидетельствуют такие явления, как хоровой театр, инструментальный театр. Качество же подготовки высокопрофессиональных специалистов зависит не только от профессионализма преподавателей, но в большей степени от заинтересованности студентов, чувствующих в себе силы и возможности внести вклад в развитие музыкального театра.

Примечания 1 Отметим, что высококвалифицированные актеры музыкаль-

ного театра вполне способны составить конкуренцию драматическим актерам.

2 Как правило, подобные случаи характерны для мужской половины студенчества в связи с поздним осознанием своего предназначения.

3 М. Елизарова и А. Леногов — лауреаты Международного конкурса артистов оперетты и мюзикла им. В. Курочкина (Екатеринбург), Международного конкурса молодых артистов музыкального театра «Оперет-таLand» (Москва).

4 Р. Вокуев награжден дипломом «Творческая удача» фестиваля «Премьеры сезона» (2016) за роль в спектакле «Чехов. Расска- 31 зы».

Литература

1. Ансимов Г. П. Воспитание художника, специалиста театра — это воспитание человека. Режим доступа: http:// www.xliby.ru/kulturologija/ tot_samyi_gitis/p4.php (дата обращения 28.01.2017).

2. Долинин В. Е. Методические рекомендации исполнителям и начинающим педагогам по удержанию зрительского внимания // Музыкальное образование и наука. 2015. № 1. С.45-47.

3. Захаров А. И. Основные принципы воспитания голоса актера музыкального театра: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов музыкальных училищ и вузов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.