Научная статья на тему 'СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОСЕТИНСКОГО ИСКУССТВА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРНАЯ СТУДИЯ ПРИ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ'

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОСЕТИНСКОГО ИСКУССТВА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРНАЯ СТУДИЯ ПРИ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОСЕТИНСКОЙ МУЗЫКИ / ОПЕРНАЯ СТУДИЯ / МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ОСЕТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батагова Татьяна Эльбрусовна

Данная статья посвящена одному из аспектов становления и развития осетинского национального музыкального театра. Раскрывается история создания и функционирования Осетинской оперной студии при Московской государственной консерватории. Формирование национальных оперных студий явилось одной из составляющих государственной стратегии по ускоренному развитию музыкального искусства в национальных республиках. Выпускники Осетинской оперной студии составили основу Оперного ансамбля (1951), а затем и оперной труппы национального музыкального театра (1958, 1972). Особое внимание автор уделил изучению архивных документов, материалов прессы, раскрывающих особенности учебного процесса и творческой деятельности студийцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОСЕТИНСКОГО ИСКУССТВА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРНАЯ СТУДИЯ ПРИ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»

УДК 902.94

DOI 46698^0049-6780-1624^

Татьяна Эльбрусовна Батагова

Московский государственный институт культуры, професор кафедры народного сольного пения и инструментального исполнительского искусства, доктор искусствоведения, Россия, Москва, е-таН; batagon@mail.ru

Страницы истории осетинского искусства: национальная оперная студия при Московской консерватории

Аннотация. Данная статья посвящена одному из аспектов становления и развития осетинского национального музыкального театра. Раскрывается история создания и функционирования Осетинской оперной студии при Московской государственной консерватории. Формирование национальных оперных студий явилось одной из составляющих государственной стратегии по ускоренному развитию музыкального искусства в национальных республиках. Выпускники Осетинской оперной студии составили основу Оперного ансамбля (1951), а затем и оперной труппы национального музыкального театра (1958, 1972). Особое внимание автор уделил изучению архивных документов, материалов прессы, раскрывающих особенности учебного процесса и творческой деятельности студийцев.

Ключевые слова: история осетинской музыки, оперная студия, Московская консерватория, осетинский музыкальный театр.

Tatyana E. Batagova

Moscow State Institute of Culture, Professor of the Department of Folk Solo Singing and Instrumental Performing Arts, Dr., Russia, Moscow, е-mail: batagon@mail.ru

Pages of the history of Ossetian art: national Opera Studio at the Moscow Conservatory

Abstract. This article is devoted to one of the aspects of formation and development of the Ossetian national musical theater. The history of the creation and functioning of the Ossetian Opera Studio at the Moscow State Conservatory is revealed. The formation of national Opera studios was one of the components of the state strategy for the accelerated development of musical art in the national republics. Graduates of the Ossetian opera studio formed the basis of the Opera ensemble (1951), and then the Opera ^mpany of the National Musical Theater (1958, 1972). The author paid special attention to the study of archival documents and press materials that reveal the features of the educational process and creative activities of students.

Keywords: history of Ossetian music, Opera Studio, Moscow Conservatory, Ossetian musical theater.

Одной из важных задач советского государства в 1930-е годы стало культурное строительство, нацеленное на создание искусства нового типа - обращенное к широким народным массам, высокопрофессиональное, просветительское и несущее заряд идеолого-воспитательного воздействия. Во всех национальных республиках создавалась музыкальная культура, ориентированная на каноны классической русской и европейской музыки, служившая основой духовного и культурного единства многонационального государства. Процессы формирования музыкального искусства нового типа в советских национальных республиках протекали в сходных формах функционирования вновь созданных музыкальных учебных заведений (школ, училищ), самодеятельных и профессиональных музыкальных коллективов (театров, оркестров, хоров, ансамблей песни и танца). Уже во второй половине 1930-х годов в стране появился слой талантливых национальных музыкантов-профессионалов, авторов и исполни-

телей первых национальных симфоний, опер, произведений хоровой и камерной музыки. В Москве стали организовываться декады национальных искусств. С 1936 по 1941 годы в столице прошли декады литературы и искусства Украины, Армении, Узбекистана, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, распахнувшие, по словам Н. Шахназаровой, «двери в практически неведомый ранее мир. Концерты восхищали яркой красочностью народного искусства. Но поражали также профессиональные коллективы и солисты - многие из них выросли уже после революции, также являя собой подтверждение плодотворности государственной культурной политики» [15, с. 162].

Идее формирования национального музыкального театра придавалось политическое и воспитательное значение. Создание национальной оперы, являющей собой один из самых сложных музыкальных жанров, свидетельствовало об успехах культурного строительства и вместе с тем было частью

Хаджумар Абаев Фото из архива МГК им. П.И. Чайковского

Христофор Плиев Фото из архива МГК им. П.И. Чайковского

идеологической программы государства. Как отмечает исследователь советской музыки М. Раку, пропаганда академической музыки использовалась «в первую очередь в идеологических целях. Однако в процессе демократизации академической музыки обнаружился и другой ценнейший ее потенциал: музыкальная классика оказалась востребована советской идеологией в контексте концепции "культурности"» [13, с. 665-666].

О судьбах современного музыкального театра, об опере как «самом репрезентативном жанре музыкальной культуры» [11, с. 26] в 1920-1930-е годы размышляли не только музыкально-театральные, но и государственные деятели. Частью этой государственной стратегии стала организация национальных оперных студий при Московской государственной консерватории. Созданные в 1930-е годы национальные отделения столичного вуза готовили музыкантов - певцов, хормейстеров, композиторов - для будущих республиканских музыкальных (оперных) театров. Выпускники студий должны были обеспечить не только исполнение оперной классики, но и создание / исполнение собственного национального музыкально-театрального репертуара. В республиках отбиралась талантливая молодежь, в первую очередь девушки и юноши, обладающие незаурядными певческими и артистическими данными, а также способностью к сочинению. Так появились Башкирская (1932), Татарская (1934), Узбекская, Туркменская (1935), Казахская (1936) национальные студии. В 1940 были созданы СевероОсетинская и Киргизская оперные студии. Активная деятельность руководителей автономных и союзных республик, способствующая открытию национальных музыкальных театров, была частью реализации общегосударственной культурной политики,

направленной на создание единого пространства многонациональной советской музыки.

В Северной Осетии в 1939 году руководство республики в очередной раз, и теперь небезуспешно, подняло вопрос о создании оперной студии. В Постановлении бюро обкома ВКП(б) и СНК СевероОсетинской АССР от 10 декабря 1939 г. было сказано: «...Просить Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР организовать с нового учебного года при Московском государственном театральном институте осетинское музыкально-драматическое отделение с контингентом 25 человек» [4, с. 354].

Конкурсный отбор музыкально одаренной молодежи, зачисленной в оперную студию, был завершен 16 июля 1940 года, и в сентябре этого года начались занятия студийцев в Московской консерватории. Декан вокального факультета МГК профессор Д. Аспелунд, декан композиторского факультета Московской консерватории профессор Г. Литинский, принимавшие участие в экзаменационных прослушиваниях, выступили в местной прессе со статьей, где подчеркнули важность совокупных усилий - столичного вуза и местных музыкальных учебных заведений - в процессе подготовки и развития национального музыкально-театрального дела: «Подготовка хора, балета и вспомогательного состава оперной группы должна быть проведена на месте. Эта работа в основном ляжет на музыкальное училище и школу. Таким образом, создание осетинского оперного театра оказывается неразрывно связанным с общим подъемом массовой музыкальной культуры в республике, с развитием музыкального образования и т. д.» (Из статьи в газете «Социалистическая Осетия» от 18 июля 1940 года об отборе кандидатов в организуемую осетинскую оперную студию) [там же, с. 358].

В разные годы - с 1940 по 1950-е - в консерватории в осетинской оперной студии учились певцы Хаджумар Абаев, Елена Акоева, Камаль Бзаров, Михаил Бигаев, Нинель Ботоева, Майрам Бугоев, Сергей Галустян, Венера Голунова, Сергей Дави-дян, Цецилия Джатиева, Нина Едзиева, В. Еремина, Сергей Калаев, Земфира Калманова, Джульетта Камбердиева, Хасанбек Карацев, Зарета Кариаева, Ирина Кесаева, Исай Кокаев, Надежда Кокаева, Мария Котолиева, Мисост Купеев, Раиса Купеева, Зарета Медоева, Юрий Мерденов, Федор Суанов,

Нина Едзиева и Ольга Тезелашвили Фото из фонда Музея театрального искусства РСО-А

I

-----

и I < ЧЛ.-Л^алл».*. I ■ „ 1! • ЛиХ-ь^

Л

1

3-». в {

айлхХ

__

3

Лил/к*

Св^-ИЫГр Л1ИАЧ

Г.-М. о

П. 44

т

а л-ч«. ^ ¿»ДО+Зг

Оценки Нины Едзиевой Архив МГК им. П.И. Чайковского

Сергей Тедеев, Ольга Тезелашвили, Таисия Того-ева, Мурат Томаев, Надежда Тотиева, Софья Уру-мова, Сергей Харебов, Алла Хасиева, композиторы Леонид Кулиев, Христофор Плиев, Фаризет Хуци-стова, Борис Цаллагов, режиссер музыкального театра Юрий Леков, дирижеры хора Зара Дзуцати, Чермен Касаев, музыковед Зинаида Туаева.

В годы войны студия была эвакуирована во Владикавказ. Некоторые из студентов ушли добровольцами на фронт. Смертью героя пал в боях на Белорусском фронте С.Г. Калаев (1925-1944), талантливый музыкант, певец и начинающий композитор. Сохранились ноты двух романсов С. Ка-лаева; «Соловей» на стихи А. Пушкина, «Нет, не тебя я пылко так люблю» на стихи М. Лермонтова.

Посмертно 19-летний боец, сержант Сергей Григорьевич Калаев за доблесть и мужество, проявленные на фронте, был награжден орденом Ленина.

Воевали на фронтах Великой Отечественной войны К.Б. Бзаров, М.Е. Бугоев, С.А. Галустян, М.Т. Купеев, Х.С. Плиев, оставшиеся, к счастью, живыми, принимавшие после войны активное участие в становлении осетинской национальной музыкальной культуры.

Студиец Федор Суанов, принимавший в годы войны участие в шефских концертах и оборонительных работах, вспоминал позднее; «Я участвовал в обороне Кавказа. После нашей победы над врагом я вернулся в г. Дзауджикау и вновь стал петь в осетинском ансамбле песни и пляски. Мысль о том, что я обязан завершить учебу в консерватории, меня не покидала. Осенью 1948 года я получил возможность осуществить свою мечту. Меня приняли на третий курс той самой осетинской студии, где я учился раньше. Изучая судьбу многих замечательных русских певцов прошлого и настоящего, я вижу, как упорно, подчас десятилетиями, они совершенствовали свое мастерство. И я поклялся себе быть таким же, как они, никогда не знать усталости в своей творческой работе и учебе, не поддаваться унынию при любой неудаче и трудности» [14].

В годы эвакуации во Владикавказе с осетинскими студентами работали столичные музыканты, в том числе композитор И.М. Белорусец, признанные мастера оперной сцены, профессора МГК им. П.И. Чайковского С.И. Друзякина и Н.И. Сперанский. Пребывание в Осетии таких мэтров не могло остаться бесследным, и студия стала пополняться новыми учениками. В декабре 1943 г. во Владикавказе был завершен дополнительный набор студентов-вокалистов, и с января 1944 года занятия в Осетинской национальной студии Московской консерватории возобновились.

В столице со студентами работали выдающиеся педагоги-вокалисты Р.Я. Альперт-Хасина, Д.Л. Аспелунд, Д.Б. Белявская, С.И. Друзякина, Е.В. Ено-хович, Е.В. Кузьмина, Е.А. Милькович, М.И. Пере-верзева, Н.Г. Райский, В.Ф. Рождественская, Н.И. Сперанский, С.Н. Стрельцов, Г.И. Тиц, Д.И. Тонский и другие. Помощник директора МГК им. П.И. Чайковского по национальным студиям А.П. Агажанов отмечал, что в осетинской студии учится «талантливая молодежь, настойчиво и усердно работающая над повышением своего художественного мастерства. Об этом, в частности, свидетельствуют итоги закончившегося учебного года, те высокие оценки, которые получили студенты-осетины во время экзаменационной сессии» [1].

Студийцы занимались в классе со своими педагогами-вокалистами, осваивая вокальную технику, приобретая и оттачивая исполнительскую культуру, изучая обширный вокальный реперту-

Таисия Тогоева Фото из архива МГК им. П.И. Чайковского

Зинаида Туаева Фото из архива МГК им. П.И. Чайковского

ар. Кроме того, студенты овладевали навыками оперно-сценической работы, изучали оперные партии, принимали участие в музыкально-театральных постановках, то есть в вузе «соблюдался типичный для студийного образования подход, заключавшийся в комплексном воспитании профессиональных навыков в процессе учебной и практической творческой деятельности» [12, с. 28].

Еще одной особенностью студийного метода обучения была интенсивность, позволявшая в краткие сроки наделить всех обучающихся максимальным объемом профессиональных знаний и навыков. Уровень предварительной общей и специальной музыкальной подготовки поступивших в студию был весьма различным. С одной стороны, в числе студийцев были те, кто обладал неплохой музыкальной подготовкой, например, имевшие опыт музыкально-инструментальной деятельности Леон Кулиев, Христофор Плиев, или с отличием окончившие музыкальную школу Зинаида Туаева, Зара Дзудцати, или проучившаяся два года в музыкальном училище на вокальном отделении Таисия Тогоева. Основная же масса поступивших в студию не обладала должной музыкальной подготовкой. Возраст, уровень общего образования был у студийцев также различным. Кто-то уже имел стаж самостоятельной работы по специальности, как, например, певцы Северо-Осе-тинского ансамбля песни и пляски Михаил Бигаев, Надежда Кокаева и Мурат Томаев.

Программы обучения студентов выстраивались в соответствии с единым дидактическим принципом «от простого к сложному»: от освоения народных и массовых песен к романсам, ариям и в конечном счете к целым оперным партиям. Однако индивидуальные планы обучения студентов составлялись

педагогами по-разному, в зависимости от одаренности, трудоспособности студентов, их желания и умения учиться.

Консерваторские мастера-наставники давали в характеристике комплексную оценку студентам, отмечая не только их природные данные (слух, голос, диапазон, тембр, артистизм и т. п.), но и наличие / отсутствие таких важных для профессии музыканта качеств, как дисциплинированность, трудолюбие, упорство, стремление к совершенствованию, отношение к учебе, восприимчивость к замечаниям, умение работать, самоотдачу и т. п.

Приведем выдержки из нескольких характеристик. Профессор С.И. Друзякина об Алле Владимировне Хасиевой: «Хасиева обладает голосом прекрасного тембра, очень музыкальна, с прекрасным сценическим дарованием, весьма дисциплинирована и требовательна к себе» [10, л. 55]. Об этой же студентке преподаватель М.И. Переверзева пишет следующее: «Обладает профессиональным голосом (низкое меццо-сопрано приятного тембра). Хорошие музыкальные данные, несомненно одарена исполнительски и, по единогласному мнению руководителей оперного класса, очень способна сценически» [10, л. 26].

В характеристике, данной Мурату Хаджи-Умаро-вичу Томаеву, сказано, что он «обладает хорошим, очень развивающимся голосом. Бас. Сделал очень большие успехи в вокально-техническом, музыкально-исполнительском и сценическом отношении. В исполнении оперных отрывков (Собакин1) обнаружил хорошие профессиональные данные» [9, л. 23].

Профессор Н.И. Сперанский, характеризуя студента Хаджумара Киримовича Абаева, отмечает: «Отношение к занятиям серьезное, что подтверждается несомненными успехами. Успешное исполнение им в опере «Аршин мал алан» партии отца свидетельствует о наличии хороших актерских данных у студента Абаева, что и было отмечено дирекцией МГК. Годовая работа по сольному пению была оценена на переводном экзамене отметкой „отлично"» [5, л. 23].

Замечательной характеристики удостоилась студентка Мария Сергеевна Котолиева: «Котолиева Мария обладает хорошими профессиональными вокальными и музыкальными данными - меццо-сопрано звучного, красивого тембра полного диапазона. Исполнение Котолиевой отличается большой

' Собакин - герой оперы Римского-Корсакова «Царская невеста».

эмоциональностью, искренностью и теплотой. За годы обучения Котолиева проявила работоспособность и дисциплинированность. Вокальные и сценические данные студентки Котолиевой дают ей право занять ведущее положение на оперной сцене и быть концертной певицей. В оперной студии исполнила следующие партии: Лель и Бобылиха в опере «Снегурочка», Дуняша в опере «Царская невеста» Н. Рим-ского-Корсакова, Няня в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. Подготовила партии Ольги в опере «Евгений Онегин» и Любаши в опере «Царская невеста». Студентка Ко-толиева принимала участие в общественной жизни консерватории, много пела в шефских концертах. Заместитель директора МГК, профессор А.А. Николаев. Помощник директора МГК по национально-

Царь Салтан - Федор Суанов Фото из фонда Музея театрального искусства РСО-А

А. Тотиева и Н. Кокаева в музыкальной

комедии «Аршин мал алан», 1953 г. Фото из фонда Музея театрального искусства РСО-А

му отделению С.Н. Питина» [8, л. 22].

Особый интерес представляют программы Государственных экзаменов, впечатляющие объемом, сложностью и стилистическим разнообразием исполняемых произведений, среди которых были обязательные арии, романсы классического репертуара, русские и осетинские народные песни, произведения советских и осетинских современных композиторов. Так, например, в экзаменационную программу по сольному пению, исполненную Хаджумаром Абаевым, входили произведения композиторов-классиков: ариэтта «Под камнем могильным» Л. Бетховена, романс «Благословляю вас, леса» П. Чайковского, русская народная песня «Ноченька», ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, ария Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Песня борцов за мир» В. Мурадели [5, л. 66]. Кроме того, выпускник спел два осетинских номера: народную песню «Толдза» (в обработке А. Аликова), а также куплеты Сырдона из оперы «Нарт Сослан» Т. Кокойти2.

Елена Акоева исполнила выпускную программу, включающую три романса («В любви всё дивных чар полно» Ф. Листа, «Желание» Ц. Кюи, «Я жду тебя» Д. Аракишвили), четыре оперные арии (Наташи из оперы «Опричник» Чайковского, Сантуццы из оперы «Сельская честь» Масканьи, Чио-Чио-сан из одноименной оперы Дж. Пуччини, Наташи из оперы «В бурю» Т. Хренникова), две народные песни (русская народная «Гуляла я в садочке» в обработке М. Коваля, осетинская народная «Тауче» в аранжировке Т. Кокойти) [6, л. 15]. Кроме того, выпускники сдавали Госэкзамен по оперному пению, исполняя какую-либо оперную партию целиком. Так, например, М. Котолиева спела партию Няни из оперы «Евгений Онегин», Х. Абаев - партию Султанбека из музыкальной комедии Гаджибекова «Аршин мал алан», Е. Акоева - партию Наташи из оперы Даргомыжского «Русалка», получив отличные оценки.

По окончании обучения в оперной студии МГК им. П.И. Чайковского студенты получали квалификацию певца (первого либо второго положения), в характеристике указывались перспективы его дальнейшего использования: в театре (первые или

2 Не поставленная на сцене национального музыкального театра <...>, опера, однако, ознаменовала важный этап в художественном освоении нартовских сказаний [2, с. 56].

вторые роли), на филармонической, концертной эстраде. Так, например, в характеристке Х. Абаева сказано, что он «обладает голосом - высоким басом - вполне профессионального качества как для работы в опере, так и в концертных организациях» [5, л. 23]. Доцент В.Ф. Рождественская, характеризуя студентку Нину Кануковну Едзиеву, пишет: «Голос меццо-сопрано. Хороший, настоящий голос. Пока еще несколько глубокого звучания, но в процессе работы все более приближается и просветляется звук. Музыкально и исполнительски очень одарена. Может быть использована в плане оперной и камерной певицы» [7, л. 6]. В свидетельстве Х. Абаева об окончании МГК было сказано: «В 1951 окончил полный курс национального отделения МГК. Квалификация артиста национального оперного театра и концертного певца» [5, л. 73]. В свидетельстве Л.Т. Акоевой отмечалось, что «она обучалась на национальном отделении МГК по классу сольного пения с 10 декабря 1943 по 30 июля 1951 и закончила полный курс национального отделения. Присвоена квалификация оперной певицы» [6, л. 6].

Студийцы, окончившие обучение в национальной студии консерватории, в дальнейшем с успехом выступали в оперном театре и на концертной эстраде. Среди них Х.К. Абаев, М.Г. Бигаев, С.П. Давидян, Н.К. Едзиева, З.М. Калманова, Н.В. Кокае-ва, М.С. Котолиева, Ф.С. Суанов, Т.А. Тогоева, С.М. Урумова, С.М. Харебов, А.В. Хасиева. Вокалисты, выпускники Осетинской студии Московской консерватории, составили основу Оперного ансамбля, открытого в Дзауджикау в 1951 году при СевероОсетинской государственной филармонии. Первым филармоническим спектаклем - оперой «Евгений Онегин» (1952) - дирижировал А.М. Кац, работавший с 1951 по 1955 год художественным руководителем и дирижером ансамбля. Партию Татьяны исполняли Е. Акоева*, Т. Тогоева*, Онегина - Ф. Суанов*, А. Гацоев, Ленского - И. Семерников, В. Чуйков, Ольгу - Н. Кокаева*, Ларину - З. Калманова*, Гремина - Х. Абаев*, Няню - М. Котолиева*3. Поставил спектакль режиссер Ю.Н. Леков, один из бывших студентов оперной студии, проучившийся в ней некоторое время и затем (в 1957 году) окончивший Киевский институт театрального искусства. В качестве хормейстера выступила выпускница МГК им. П.И. Чайковского Зара Асагеевна Дзудцати. В последующие годы были осуществлены постановки музыкальных спектаклей «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко, «Кето и Котэ» В. Долидзе (1954), «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского (1955). Ведущие роли в спектаклях Оперного ансамбля исполняли выпускники студии МГК им. П.И. Чайковского. Так, в музыкальной комедии «Аршин мал алан», поставленной режиссером М. Цаликовым и дирижером А. Кацем, принимали участие В. Мещеряков (Аскер), Т. Тогое-

ва* (Гюльчохра), А. Тотиева* (Ася), М. Бигаев* (Сул-танбек), А. Гацоев* (Сулейман), Н. Кокаева* (Телли), Ф. Суанов* (Вели), З. Минович (Джахан)4.

Основной состав Оперного ансамбля вошел в 1958 году в музыкальную труппу Северо-Осетин-ского музыкально-драматического театра, а в 1972 - в открывшийся Музыкальный театр Северной Осетии. Выпускники оперной студии Московской консерватории участвовали во всех важных музыкальных событиях республики (например, в 1960 году в Декаде осетинского искусства и литературы в Москве), в постановках классических и современных, в том числе осетинских, опер и оперетт, мюзиклов, детских спектаклей. Лучшие из студийцев обладали «не только хорошей вокальной природой, пластикой, выигрышной внешностью и сценическим чутьем, но и подлинной преданностью делу развития национального музыкального искусства» [3, с. 138].

В своей самостоятельной профессиональной деятельности бывшие студийцы успешно проявили себя не только как вокалисты. Многие из них активно участвовали в решении актуальных проблем национальной культуры, влияли на развитие театра и кино, писали музыку, занимались педагогической работой, собирали фольклор, принимали участие в развитии народно-инструментального и народно-хорового исполнительства.

Одним из ведущих осетинских композиторов стал Х.С. Плиев (1923-1995), автор первой осетинской оперы «Коста», первой национальной оперетты «Весенняя песня» и многих других музыкально-театральных, оркестровых, хоровых, камерных сочинений. Композицией занимались М.Е. Бугоев, Л.И. Кулиев, Ф.А. Хуцистова-Гилельс, М.Т. Купеев. Названные музыканты создавали песни, романсы, хоры, инструментальные и оркестровые пьесы, интонационно и тематически связанные с запросами современной жизни, получившие в Осетии в 19401950-е достаточно широкое распространение, предвосхитившие дальнейший расцвет в национальной музыке вокально-хоровых и симфонических жанров. Композиторы Л.И. Кулиев (1916-1962) и М.Е. Бугоев (1920-2001) участвовали в создании национального радио,телевидения,кинопроизводства.

Около тридцати лет главным хормейстером Северо-Осетинского государственного музыкального театра являлась З.А. Дзудцати (1928-2001), осуществившая многочисленные постановки классических и национальных опер. Параллельно Зара Асагеевна вела педагогическую деятельность, преподавала дирижирование в музыкально-педагогическом училище и училище искусств, воспитав десятки хоровых дирижеров. Бывшие студийцы Ц.А. Джатиева, И.Н. Кокаев, Ю.К. Мер-денов вошли в число ведущих актеров СевероОсетинского драматического театра. Ч.В. Касаев,

3Исполнители, чьи фамилии отмечены звездочкой, являются выпускниками оперной студии МГК им. П.И. Чайковского. 4Исполнители, чьи фамилии отмечены звездочкой, являются выпускниками оперной студии МГК им. П.И. Чайковского.

ТОМ 18 № 1

К.Б. Бзаров, М.Х. Томаев связали свою артистическую деятельность с хором Северо-Осетинского государственного ансамбля песни и танца. Чермен Касаев работал в прославленном коллективе хоровым дирижером, Камаль Бзаров, Мурат Томаев - артистами хора. Плодотворную педагогическую работу вела М.С. Котолиева, воспитавшая ряд прекрасных оперных, камерных, эстрадных певцов. З.М. Калманова сочиняла песни и инструментальные пьесы, записала несколько композиций в качестве гармонистки на фирме «Мелодия» Апрелев-ского завода грампластинок (1976).

Федор Суанов способствовал развитию осетинской музыкальной фольклористики. Он занимался сбором и публикацией осетинских народных песен, сам сочинял песни для коллективов мужских героических хоров, был руководителем народных хоров во Владикавказе, Алагире, Беслане, в ряде североосетинских селений. Федор Суанов, Надежда

Кокаева также работали помощниками режиссеров-постановщиков в музыкальном театре республики.

Не все из четырех десятков человек, поступивших в студию, завершили свое образование и стали музыкантами-профессионалами. Однако подавляющее большинство студийцев не просто успешно работало по специальности, но внесло важнейший вклад в формирование и развитие национального музыкального искусства и становление осетинского оперного театра. Значение Осетинской оперной студии при Московской консерватории заключалось не только в воспитании оперных и камерных певцов. Подготовка в оперной студии музыкантов-профессионалов разных специальностей воздействовала на становление всей национальной музыкальной культуры, оказав влияние на развитие композиторской школы, музыкального образования, академического исполнительского искусства и самодеятельного творчества.

Выражаю благодарность директору Музея театрального искусства РСО-А Б.Н. Салбиевой, а также заведующей Архивом МГК им. П.И. Чайковского Р.Н. Трушковой за предоставленные документы и фотографии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агажанов А. Талантливая молодежь // Социалистическая Осетия. 1949. 17 июля. № 140.

2. Батагова Т.Э. Нартовские архетипы в музыке осетинских композиторов // Известия СОИГСИ. 2011. Вып. 5 (44). С. 54-68.

3. Батагова Т.Э. Художественная картина мира в музыке осетинских композиторов: Дис. ... докт. искусств. - М.: Государственный институт искусствознания, 2012. 296 с.

4. Культурное строительство в Северной Осетии. Сборник документов и материалов. Т. 1. - Орджоникидзе: Ир, 1974. 546 с.

5. Личное дело Х.К. Абаева //Архив МГК им. П. Чайковского. Оперная студия. Вокальное отделение.

6. Личное дело Л. Т. Акоевой (Тангуриевой) //Архив МГК им. П. Чайковского. Оперная студия. Вокальное отделение.

7. Личное дело Н.К.Едзиевой // Архив МГК им. П. Чайковского. Оперная студия. Вокальное отделение.

8. Личное дело М.С. Котолиевой//Архив МГК им. П. Чайковского. Оперная студия. Вокальное отделение.

9. Личное дело М.Х. Томаева //Архив МГК им. П. Чайковского. Оперная студия. Вокальное отделение.

10. Личное дело Хасиевой Аллы Владимировны //Архив МГК им. П. Чайковского. Оперная студия. Вокальное отделение.

11. Науменко Т.И. Работа над советской оперой после 1936 года // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 4. С. 25-44.

12. Порфирьева Е.В. Национальные оперные студии при Московской консерватории и их место в советской музыкальной культуре: уч. пособие: для преподавателей и студентов высших муз. уч. заведений. - Казань: Казанская гос. консерватория, 2016. 46 с. С. 28.

13. Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. 720 с.

14. Суанов Ф. К высотам вокального мастерства // Социалистическая Осетия. 1949. 17 июля.

15. Шахназарова Н.Г. Советская музыка за 70 лет. Опыт осмысления истории. // Шахназарова (Мелик-Шахназарова) Н.Г. Избранные статьи. Воспоминания / Н.Г. Шахназарова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2013. С. 155-186.

REFERENCES

1. Agazhanov A. Talantlivaya molodezh' // Socialisticheskaya Osetiya. 1949. 17 iyulya. № 140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Batagova T.E. Nartovskie arhetipy v muzyke osetinskih kompozitorov//Izvestiya SOIGSI. 2011. Vyp. 5 (44). S. 54-68.

3. Batagova T.E. Hudozhestvennaya kartina mira v muzyke osetinskih kompozitorov: Dis. ... dokt. iskusstv. M. Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya, 2012. 296 s.

4. Kul'turnoe stroitel'stvo v Severnoj Osetii. Sbornik dokumentov i materialov. T. 1 Ordzhonikidze: Ir, 1974. 546 s.

5. Lichnoe delo H.K.Abaeva //Arhiv MGK im.P.CHajkovskogo. Opernaya studiya. Vokal'noe otdelenie.

6. Lichnoe delo L.T. Akoevoj (Tangurievoj) // Arhiv MGK im.P.CHajkovskogo. Opernaya studiya. Vokal'noe otdelenie.

7. Lichnoe delo N.K.Edzievoj //Arhiv MGK im.P.CHajkovskogo. Opernaya studiya. Vokal'noe otdelenie.

8. Lichnoe delo M.S. Kotolievoj //Arhiv MGK im.P.CHajkovskogo. Opernaya studiya. Vokal'noe otdelenie.

9. Lichnoe delo M.H. Tomaeva //Arhiv MGK im.P.CHajkovskogo. Opernaya studiya. Vokal'noe otdelenie.

10. Lichnoe delo Hasievoj Ally Vladimirovny // Arhiv MGK im.P.CHajkovskogo. Opernaya studiya. Vokal'noe otdelenie.

11. Naumenko T.I. Rabota nad sovetskoj operoj posle 1936 goda // Sovremennye problemy muzykoznaniya. 2017. № 4. S. 25-44.

12. Porfir'eva E. V. Nacional'nye opernye studii pri Moskovskoj konservatorii i ih mesto v sovetskoj muzykal'noj kul'ture: uch. posobie: dlya prepodavatelej i studentov vysshih muz. uch. Zavedenij. Kazan': Kazanskaya gos. konservatoriya, 2016. 46 s. S. 28.

13. Raku M. Muzykal'naya klassika v mifotvorchestve sovetskoj epohi. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 720 s.

14. Suanov F. K vysotam vokal'nogo masterstva // Socialisticheskaya Osetiya. 1949. 17 iyulya.

15. SHahnazarova N.G. Sovetskaya muzyka za 70 let. Opyt osmysleniya istorii. // SHahnazarova (Melik-SHahnazarova) N. G. Izbrannye stat'i. Vospominaniya / N.G. SHahnazarova. M. : Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya, 2013. S.155-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.