Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ: БАШКИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО (1932-1944)'

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ: БАШКИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО (1932-1944) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ (СТУДИИ) ПРИ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО / NATIONAL DEPARTMENTS (STUDIOS) AT THE MOSCOW STATE CONSERVATORY NAMED AFTER P.I. TCHAIKOVSKY / БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА / THE BASHKIR STATE THEATER OF OPERA AND BALLET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

В статье приводится история создания первого среди автономных республик РСФСР Башкирского отделения Московской государственной консерватории, выпускники которого составили основу первой труппы Башкирского оперного театра, открывшегося в Уфе 14 декабря 1938 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION IN BASHKORTOSTAN: BASHKIR BRANCH OF MOSCOW STATE CONSERVATORY NAMED AFTER P.I. TCHAIKOVSKY (1932-1944)

The article describes the history of the creation of the first Bashkir branch of the Moscow State Conservatory among the autonomous republics of the RSFSR, the graduates of which formed the basis of the first troupe of the Bashkir Opera House, which opened in Ufa on December 14, 1938.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ: БАШКИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО (1932-1944)»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Ергин

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ: БАШКИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО (1932-1944)

Ключевые слова: музыкальное образование, национальные отделения (студии) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Башкирский государственный театр оперы и балета.

Аннотация: В статье приводится история создания первого среди автономных республик РСФСР Башкирского отделения Московской государственной консерватории, выпускники которого составили основу первой труппы Башкирского оперного театра, открывшегося в Уфе 14 декабря 1938 года.

В 30-е годы XX века определились основные принципы национальной политики первой в мире страны Советов. Ускоренное и динамическое развитие национальных культур, в числе которых была и музыкальная, стало приоритетной задачей. Важным звеном национальной культурной политики, свидетельствовавшим о ее результативности, было объявление открытия в национальных республиках собственных национальных оперных театров и формирование их репертуаров. Опера в те годы стала «знаком качества» национальной музыкальной культуры, доказывающим факт успешного освоения республикой общеевропейских жанров и форм, как бы «витриной», документирующей ее социальный и политический статус. Однако в большинстве союзных и, прежде всего, в автономных республиках РСФСР отсутствовала профессиональная база для подготовки музыкальных кадров. Прошедшая в 1932 году Всесоюзная олимпиада искусств народов СССР показала, что на местах нужны высококвалифицированные музыкальные кадры.

В этих условиях при Московской государственной консерватории (МГК) имени П.И. Чайковского возникли новые музыкальные структуры - национальные отделения и студии: Башкирское отделение (1932), Татарская студия (1934), Узбекская и Казахская студии и Туркменское отделение (1935). Незадолго до начала Великой Отечественной войны открылись Северо-Осетинское и Киргизское отделения (1941). История организации при МГК национальных отделений и студий, сыгравших значительную роль в становлении и развитии музыкальной культуры республик, до сих пор мало изучена [10] и долгие годы даже не являлась предметом специальных исследований. Лишь в последнее время появились публикации о них в связи с изучением истории открытия музыкальных театров среди национальных образований РСФСР: Башкирский оперный театр (1938) [6]; Татарский оперный театр [25; 26]. Наше небольшое исследование посвящено малоизвестным страницам истории становления и развития музыкального образования в Башкортостане -деятельности Башкирского отделения (БО) при МГК, выпускники вокального отделения которого составили основу первой труппы открывшегося в конце 1938 года в Уфе Башкирского оперного театра.

Московская консерватория, основателем и первым директором которой в 18661881 годах был русский композитор А.Г. Рубинштейн, декретом Совнаркома от 12 декабря 1918 года «О перестройке литературно-художественных организаций» была включена в число высших учебных заведений системы Наркомпроса РСФСР. В 1932 году директором МГК (а одновременно и Центральной педагогической лаборатории Наркомпроса РСФСР) стал С.Т. Шацкий (1878-1934), известный российский педагог, разработавший такие методы педагогического исследования, как социально-педагогический эксперимент, наблюдение и

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

опрос. Именно С.Т. Шацкому принадлежала инициатива организации национальных отделений / студий при МГК. Каждая студия представляла собой учебно-производственную единицу, деятельность которой устанавливалась специальным соглашением между Наркомпросом соответствующей республики и МГК: в ведении республики находились юридический и финансовый статусы «самостоятельной учебной единицы (отделения, студии)» (оплата труда профессорско-преподавательского состава консерватории), МГК обеспечивала эту «единицу» профессорско-преподавательским составом, методическим руководством, составляла учебно-производственные планы и разрабатывала программы обучения, а также командировала своих представителей в приемные комиссии для предварительного отбора талантливых слушателей непосредственно в каждой республике.

С.Т. Шацкий (1878-1934)

Переписка Башнаркомпроса с Наркомпросом РСФСР об организации БО МГК находится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) [23; 24].

Инициатива МГК об организации национальных отделений / студий при МГК удивительно точно совпала с идеей создания национального музыкального театра, к которой независимо от С.Т. Шацкого пришел один из будущих основоположников башкирской национальной музыки, певец и композитор Г.С. Альмухаметов [1; 5].

Газиз Салихович Альмухаметов (1895-1938) был уроженцем небольшого села Старо-Мурапталово Оренбургского уезда одноименной губернии (ныне Куюргазинский район рБ). В 14 лет вместе с братом он уехал в Ташкент, батрачил у богатого купца, а вечерами постоянно пел. Газиз обладал абсолютным слухом, прекрасной музыкальной памятью и хорошим голосом (сначала дискант, потом лирический тенор). Первыми слушателями молодого певца были соседи, а затем последовали предложения выступать на любительских вечерах, где он пел башкирские и татарские народные песни. В 1912 году Газиз Альмухаметов стал членом кружка татарской музыки «Чишме» (Родник); в 1915 году поехал на первые в своей жизни гастроли сначала по городам Средней Азии, а затем Поволжья и Урала. Зимой 1920 года его пригласили участвовать в одном из спектаклей только что открывшегося в Баку оперного театра. Именно тогда Газиз Альмухаметов и загорелся идеей создания национальной оперы, основанной на народных башкирских и татарских мелодиях.

Первым опытом сочинительства Газиза Альмухаметова стала музыкально-сценическая драма «Сания» на собственное либретто: в мае 1922 года силами студентов Татарского института народного образования ее поставили в Ташкенте. Переехав в 1923 году в Казань, Газиз Альмухаметов с идеей создать первую национальную оперу обратился к Султану Габяши [3], уроженцу деревни Малый Сулабаш Дубьязовского уезда Казанской губернии, обучавшемуся сначала в медресе «Мухаммадия» (Казань), а затем продолжившему образование в Уфе: в медресе «Гусмания», позже в Уфимском реальном училище и знаменитом медресе «Галия». Именно на башкирской земле Султан Габяши

создал свои первые музыкальные сочинения. В 1915 году он вместе с родителями переехал в Казань; в 1916-1917 годах обучался на юридическом факультете Казанского университета и все же свою трудовую деятельность начал как музыкант-профессионал. В то время, когда к нему обратился Газиз Альмухаметов, Султан Габяши работал преподавателем Казанского музыкального техникума и был уже довольно известным музыкантом-композитором, автором музыки к драматическим спектаклям «Тахир и Зухра», «Бузегет», романса «Кукушка» на слова Г. Рахима, ряда фортепианных сочинений и хоровой музыки.

В лице Султана Габяши Газиз Альмухаметов сразу же нашел единомышленника и друга, который для гармонизации и оркестровки по существу новой оперы, либретто которой написал татарский писатель и драматург Фатих Амирхан, привлек другого преподавателя Казанского музыкального техникума - скрипача Василия Виноградова (1824-1948), уже имевшего к тому времени опыт создания музыкальных произведений на татарском и башкирском фольклоре. Премьера оперы «Сания», состоявшаяся летом 1925 года в Казани, вызвала большой резонанс: о сенсационной первой национальной опере на татарском языке, главную роль (Зия) в которой исполнял сам Газиз Альмухаметов, заговорили в Германии, Италии и Японии.

Успех вдохновил композиторов. По совету Галимджана Ибрагимова, в то время заведующего Академическим центром Татнаркомпроса, они обратили внимание на первое произведение в башкирско-татарской литературе, посвященное теме труда - поэму Мажита Гафури «Эшче» (Рабочий). Летом 1926 года, когда Газиз Альмухаметов и Султан Габяши приехали в Уфу с концертами, они встретились с Мажитом Гафури. Сначала Гафури отказался написать либретто к опере, а потом согласился: драматургу пришлось создать по существу новое, отличное от поэмы произведение, поскольку сценический герой должен быть показан в действии. Весной 1929 года опера была завершена, и в феврале 1930 года, к 10-летнему юбилею Татарской республики, она была поставлена в Казани (главную роль - Нигмата исполнил сам Газиз Альмухаметов), а летом того же года в Москве на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.

Г. Альмухаметов, С. Габяши, В.Виноградов, директор Казанского муз. Училища А. Литвинов во время постановки

оперы «Сания». 1925 г.

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

Постановка опер «Сания» и «Эшче» в Казани подтолкнуло официальные круги Башкирской республики к идее создания собственной башкирской национальной оперы. В марте 1929 года к 10-летию Башкирской АССР Газиз Альмухаметов в соавторстве с Габяши и Виноградовым написали торжественный марш «Башкортостан». Он был исполнен для участников правительственного концерта, организованного для делегатов VII Всебашкирского юбилейного съезда, на котором сам Газиз Альмухаметов исполнил ряд башкирских и татарских песен, песен собственного сочинения и арии из опер «Сания» и «Эшче». Тогда же первым в Республике его удостоили почетного звания «Народный артист БАССР» и официально пригласили переехать в Уфу.

22 августа 1931 года в газете «Башкортостан» появилась статья «Башкирский народный певец товарищ Газиз Альмухаметов вернулся в Башкирию». В интервью, данному газете, он сказал, что для функционирования будущей башкирской оперы важным является и наличие национального слушателя, для культурного воспитания которого, как минимум, нужно сначала создать небольшой концертный ансамбль, состоящий из четырех кураистов, двух - четырех танцовщиков и одного пианиста.

Из газеты «Башкортостан» (1931, 22 августа): «...Это будет ядро башкирской оперы, которую мы создадим в будущем. Предполагается, что ансамбль будет потихонечку подтягивать таланты. Башнаркомпрос уже взялся за осуществление этого, а на меня возложено руководство концертным ансамблем. Кроме этого я буду участвовать в работе этнографического отдела Научно-исследовательского института. ...Начатые работы велики и значительны. Поэтому вся общественность, все организации, напрямую связанные с этой работой, должны сообща взяться за нее».

В Национальном архиве Республики Башкортостан сохранилась копия письма [19], направленного 14 февраля 1932 года Башпредставительством1 при Президиуме ВЦИК в адрес Главискусства РСФСР, в котором обосновывалась необходимость подготовки в Москве национальных музыкальных кадров для Башреспублики. Наркомпрос РСФСР поддержал это предложение. Сначала БО было предложено открыть при рабфаке МГК, несколько позднее его переведут в ведение Московского областного музыкального техникума, вместе с которым в январе 1934 года Башкирское отделение влилось в учебный комбинат МГК [23]. Первоначально точный профиль обучения воспитанников БО даже не был установлен, хотя цель их подготовки была сформулирована довольно конкретно: «<для обеспечения будущего Башмузтеатра с расчетом выпуска первых специалистов уже в 1935 году».

Для поисков будущих воспитанников Московской консерватории были организованы выездные экспедиции в районы Башкирии. Прослушивания происходили в учебных заведениях Уфы и на различных предприятиях города. Основным условием отбора претендентов на учебу в Москве были сильный и звучный голос, хороший музыкальный слух, социальное происхождение, особое предпочтение оказывалось лицам коренной национальности (башкирская опера предполагала исполнение на родном языке). Непосредственно перед отправкой в Москву все претенденты для поступления на Башкирское отделение МГК прослушивались преподавателями Уфимского техникума искусств. Следующее прослушивание проходило в Москве: в состав комиссии, проверяющей наличие ритма и слуховых данных у будущих воспитанников, вошли декан вокальной кафедры МГК К.Н. Дорлиак, Д.Л. Аспелунд (преподававший в консерватории теорию вокальной педагогики и сольного пения) и заместитель директора МГК по учебной работе Н.С. Шерман.

Из пятидесяти поступавших в БО МГК в Москве отобрали меньше половины, это были: Гата Арсланов, Хадича Арсланова, Хусаин Ахметов, Назия Байгазина, Хабир

Галимов, Вали Галкин, Марьям Габдрахимова, Мархаба Габзалилова, Гайнулла Давлетшин, Зухра Исмагилова, Муршида Исламмурзина, Муслима Мусина, Гадиля Салимова, Зиннур Сагадеев, Зифа Тугапова, Габдулла Хабибуллин, Ниса Шарипова, Асма Шаймуратова и Гали Яруллин. Чуть позже в этот набор влились Бану Валеева (лирико-колоратурное сопрано, «обнаруженная» Газизом Альмухаметовым и Султаном Габяши в Казанском музыкальном техникуме), Диана Нурмухаметова (замечательное сопрано из детского дома в Бирске), Габдрахман Хабибуллин (бас, «разысканный» в Московском центральном татарском рабочем театре).

Процесс обучения талантов будущей башкирской оперы проходил в Москве далеко не просто: многие из студентов первого набора не выдержали трудных условий обучения в стенах МГК и даже далеко не все из получивших диплом об окончании консерватории стали оперными певцами, но большинство «первых детей» Газиза Альмухаметова прочно связали свою жизнь с искусством. Так, Гата Сулейманов (1914-2001), обучавшийся в 19321934 годах вокалу в Башкирской студии, оказался в Красной Армии, принял участие в боях с японскими милитаристами на озере Хасан (1938), после демобилизации окончил Уфимское театрально-художественное училище (1940), а затем в течение тридцати пяти лет работал на сцене Башкирского драмтеатра, создав за это время около ста неповторимых образов. В 1956 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист БАССР». Другой студент первого набора - Хусаин Ахметов (1914-1993) в 1932-1936 годах обучался в Башкирском отделении МГК по классу пения, в 1936-1941 годах - по классу композиции, а в 1943-1944 годах, прервав обучение, работал музыкальным редактором республиканской комитета радиофикации при СНК БАССР. Он окончил свое обучение в МГК (по классу Ю.М. Яцевича и А.Н. Александрова), в 1948-1953 годах был председателем Союза композиторов БАССР. Хусаин Ахметов - автор музыки к балету «Горный орел» (1954, совместно с Н. Сабитовым), оперы «Современники» (1971, либретто Б. Бикбая), около 400 песен и романсов, 12 вокальных циклов, 18 баллад и 4 поэмы для голоса и фортепиано. Впоследствии Хусаин Ахметов стал народным артистом РСФСР (1993), заслуженным деятелем искусств РСФСР (1974), лауреатом государственной премии Салавата Юлаева (1968).

Для воспитанников Башкирского отделения МГК была разработана специальная учебная программа: четыре урока в неделю (вместо положенных двух) по вокалу, дополнительные занятия с концертмейстером в общежитии, уроки по музыкальной грамоте, технике речи и даже уроки по русскому языку, математике и географии. Особое внимание уделялось духовному развитию студентов: просмотру ими оперных и балетных постановок в Большом театре, посещению по специальным пропускам концертных залов самой консерватории, которое было включено в разряд обязательных мероприятий.

Первым заведующим БО МГК стал Газиз Альмухаметов, который, наладив учебный процесс и быт своих подопечных в Москве, осенью 1933 года вернулся в Уфу, а потом бывал в Москве лишь наездами - во время зачисления воспитанников БО, их экзаменационных сессий, а также при окончании первого 3-летнего выпуска учащихся БО МГК.

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

Г. Альмухаметов, С. Габяши в Уфе. 1936 г.

Дело в том, что, вернувшись в Башкирию, Газиз Альмухаметов сразу же включился в культурную жизнь республики. Он начал преподавать в Уфимском техникуме искусств, одновременно работал в Башкирском НИИ культуры, созданном в марте 1932 года. Для работы в этом институте по его предложению был приглашен Султан Габяши, которого в Казани стали преследовать как сына «служителя культа», голословно обвиняя в панисламизме и пантюркизме. Для ознакомления с имеющимися в Уфе записями народных башкирских песен и сотрудничества с музыкальными деятелями Хабибуллой Ибрагимовым, Камилем Рахимовым, фольклористом и первым директором Башкирского техникума искусств Иваном Салтыковым [8] Башнаркомпрос пригласил в Уфу Антона Эйхенвальда, опера которого «Дала» (Степь) по мотивам татарских и башкирских народных песен, была поставлена в 1931 году на сцене Самарского оперного театра. Кроме этого, по приглашению в Уфу приезжали Александр Ключарев и Мансур Музафаров, будущие основоположники татарской профессиональной музыки. Первый из них, обучавшийся в то время в МГК (по классу композиции Р. Глиэра), будет работать в Уфе в 1934-1937 годах заведующим музыкальным сектором Башкирского НИИ языка и литературы, а второй (окончивший в 1931 году этнографическое отделение МГК по классу композиции Ан. Александрова) в 1934-1938 годах преподавал в Башкирском отделении МГК.

В небольшой брошюре «В борьбе за создание башкирской советской музыки» [1], увидевшей свет на родном языке в 1933 году, Газиз Альмухаметов дал анализ состояния музыкальной культуры и музыкального образования в республике, а в письме от 29 июня 1934 года, адресованном первому секретарю Башкирского обкома партии Я.Б. Быкину [4, 121-122], в виде нескольких пунктов (создание музыкального театра, упорядочение музыкального образования, подготовка клубных работников) высказал свое мнение о важнейших проблемах повышения музыкальной культуры в республике.

чэт'эимехэмэтьр Ха«|Ь 40 «а

СП •в т рэ ■

ю а влэдокт ,ч.шт мигыклнш ТЬУШ.КЪУ ечех кбкэв ДШЕ>М>А * ^ИЧ*""*! БАШГИЗ"

л ЕЙ X "1

■л 1 А.;11.МУХАМК1'"Ь

В борьбе за создание башкирской советской музыки

1 На бншкирсклм ЯИЫК«')

По чакояу В ЦК НТА

ВА^ООРТОБТАЫ ОЭУЬЗТ КЭ$1?ЕЛЭТЕ |1ЛШКИРСК"К Г< и'УДА1Ч ТВЕПНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ере 1933 УФА

Сохранился протокол заседания Башнаркомпроса от 11 апреля 1933 года, в котором говорилось о том, что в БашНИИ нацкультуры создан сектор искусства, на который возлагались обязательства: «1. Создание музыки для башкирской музыкальной драмы (хоровые, оркестровые и сольные номера). Ответственный Г. Альмухаметов и творческая бригада привлеченных авторов - С. Габяши, И. Салтыков. 2. Разработка и создание либретто для башкирской оперы (43 материала революционного движения в Башкирии в трех актах). Ответственный - Г. Альмухаметов, привлеченные -С. Габяши, И. Салтыков» [12].

Теми же числами апреля 1933 года датирована «Докладная записка по вопросам идеологического строительства», подписанная директором БашНИИ нацкультуры Г. Амантаевым и заведующим сектором искусств этого института Г. Альмухаметовым, адресованная Башобкому ВКП(б) и СНК БАССР. В ней была предложена «программа развития и смета предполагаемых расходов по созданию Башкирского музыкального театра в текущем 1933-м, а также 34-м и 35-м годах» [19]. Записка включала несколько основных пунктов, первый из которых предполагал «немедленно приступить к созданию репертуара Башмузтеатра, к моменту открытия которого он должен в своем репертуаре иметь 6-7 (оригинальных) и 4-5 существующих (переведенных на башкирский язык) музыкальных произведений». Второй и третий пункты докладной записки были посвящены проблеме обеспечения будущего музтеатра высококвалифицированным руководящим составом (директором, режиссером, художником), а также вспомогательным исполнительским составом - хором и балетом. В четвертом пункте поднимался вопрос о выборе здания, в котором разместится театр (с руководством и обслуживающим техническим персоналом).

В докладной записке были названы и два возможных вида музыкальных произведений для будущего музыкального театра: «опера - большое законченное музыкальное произведение, целиком рассчитанное на музыкальное исполнение, и

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

музыкальная пьеса, имеющая некоторое количество (около 50 % содержания) музыкальных номеров, рассчитанное на исполнение на первую половину музыкантами-вокалистами, а на вторую - разговорной речью». Из новых опер в предполагаемом репертуаре будущего театра были названы две. Первая - «Салават» (в трех актах; над либретто работал Даут Юлтый; предполагаемое музыкальное сопровождение -композитор, профессор Московской государственной консерватории по классу композиции Р.М. Глиэра и М.А. Музафарова, выпускника этнографического отделения МГК, в то время обучавшегося в Татарской оперной студии МГК; срок исполнения - три года). Второй была предполагаемая к написанию историческая опера «Шарафутдин Каскын» (в пяти актах; на либретто Даута Юлтыя; музыкальное оформление В. Виноградова и С. Габяши; срок исполнения - три года). Было предложено также перевести с татарского на башкирский язык либретто упомянутых выше опер «Эшче» (в пяти актах; либретто М. Гафури; музыка Г. Альмухаметова, В. Виноградова, С. Габяши) и «Сания» (в трех актах; те же авторы), а в переводе с русского либретто оперы «Степь» А. Эйхенвальда (в трех актах). Из музыкальных пьес предлагались «Башкирская свадьба» (либретто М. Бурангулова; музыка М. Валеева и Х. Ибрагимова) и пьеса из жизни Красной Армии в период гражданской войны (автор либретто подбирался; музыка И. Салтыкова, Г. Альмухаметова и С. Габяши).

Наладив начало учебного процесса в Башкирском отделении, со временем Газиз Альмухаметов смог появляться в Москве лишь наездами, передав неофициально «руководство» отделением студенту Габдрахману Хабибуллину, бывшему актеру Московского драматического театра. Постоянное отсутствие Газиза Альмухаметова в Москве не устраивало дирекцию МГК, которая, в целом, была довольна его работой как заведующего Бо. Сохранился оригинал письма МГК за подписью заместителя директора консерватории по учебной работе Н.С. Шерман, направленного 23 декабря 1933 года в адрес Башнаркомпроса с просьбой «закрепить тов. А. Альмухаметова в качестве заведующего Башкирским отделением с постоянным местожительством в Москве» [20]. Красноречивая резолюция наркома просвещения БАССР Р.В. Абубакирова на этом письме - «Я не согласен... Альмухаметов нужен здесь» - говорила о том, что на должность заведующего БО МГК Газиз Альмухаметов больше не вернется.

\

Однако отсутствие Газиза Альмухаметова в Москве крайне отрицательно сказалось на ходе учебного процесса воспитанников БО в целом. Так, стали сокращаться

общеобразовательные и специальные дисциплины: к началу 1935/1936 учебного года из 17-18 предметов оставили только 4 специальных, рассматривался даже вопрос о полном расформировании Башкирского отделения.

После долгих поисков новой кандидатуры на должность заведующего БО МГК Башнаркомпрос остановил свой выбор на Д.Т. Емасове, выпускнике Башкирского госпединститута (1931), имя которого до сих пор фактически неизвестно широкой музыкальной общественности нашей республики [7]. Достаточно сказать, что о нем как втором после Газиза Альмухаметова заведующем БО МГК (1936-1938) даже в музее Башкирского государственного театра оперы и балета нет ни одного (!) документа. Это обстоятельство объясняется тем, что в те годы в стране уже сложилась политическая система, которая стремилась установить полный контроль государства за всеми сторонами жизни общества: контролировались не только выезжавшие на гастроли из СССР работники искусства, но и те, кто только готовился стать артистами.

Из «Автобиографии» Д.Т. Емасова: «...Еще во время учебы в Уфимском институте образования, реорганизованном в 1928 году в Башкирский госпединститут, я имел годичный перерыв в учебе (1929/30 учебный год), когда был приглашен на временную работу в ОГПУ по Башкирии [выделено нами. - Ю.Е.].

...В мае 1935 года меня вызвали в Башнаркомпрос и предложили поехать в Москву в качестве заведующего Башкирским отделением Московской консерватории (тогда учреждения культуры входили в систему Наркомпросов союзных и автономных республик). Я дал согласие, но при одном условии: закончу учебный год в Уфе в БГПИ, поеду в Москву и если устроюсь на учебу в Московский университет (хочу продолжить свое образование), то возьмусь за предложенную работу.

...С сентября 1935 года я стал студентом физического факультета Московского государственного университета. Вскоре меня вызвали в Башкирское представительство и вручили приказ Башнаркомпроса № 304 от 5 октября 1935 года о назначении заведующим Башкирским отделением Московской консерватории им. П.И. Чайковского. До этого заведующим был организатор этой национальной оперной студии известный певец и композитор Газиз Альмухаметов, освобожденный от этой должности по собственной просьбе.

...В приказе Башнаркомпроса о моем назначении заведующим Башкирским отделением Московской консерватории было сказано, что им одновременно с учебой в МГУ я назначаюсь по совместительству для проведения воспитательной работы с учащимися Отделения [выделено нами. - Ю.Е.]. Однако, когда я пришел к ним (их было всего около 20), выяснилось, что положение отделения весьма неопределенно: было даже неясно, будет ли оно существовать дальше при консерватории или нет, дело шло к тому, что если отделение закроется, то учащиеся составят какую-то группу или ансамбль певцов и будут отправлены из Москвы для работы в Башкирию.

После неоднократных совещаний с Е.А. Милькович2, прикрепленной к Башкирской группе от консерватории, было решено, что свертывать отделение не нужно, а, наоборот, необходимо его расширить и держать при этом курс на то, что учащиеся этого отделения составят ядро будущего Башкирского оперного театра. В числе наиболее талантливых и перспективных были названы Габдрахман Хабибуллин3, Хабир Галимов4, Бану Валеева5, Зайтуна Ильбаева6, Хусаин Ахметов7, Раиф Габитов8 и другие».

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

Д.Т. Емасов- сотрудник ОГПУпо Башкирии. 1930 г.

Д.Т. Емасов обсудил с новым директором МГК профессором Г.Г. Нейгаузом возможность расширения приема в Башкирское отделение до 39 человек (наиболее сложным оказалась трудность размещения их в общежитии консерватории) и получил на это его согласие. Докладная записка Д.Т. Емасова о перспективе создания кадров для будущего Башкирского оперного театра была рассмотрена и одобрена Бюро Башкирского обкома партии и Башсовнаркомом: приняли решение об организации нового расширенного приема в Башкирское отделение МГК.

В НА РБ сохранился подлинник протокола №167 заседания Башкирского обкома ВКП(б) от 17 марта 1936 года [14], на котором был рассмотрен вопрос «Об организации Башкирской оперы».

Из «Протокола заседания Башкирского Областного Комитета ВКП (б) от 17 марта 1936 года»:

Постановили:

1.Считать необходимым создание в Башкирии национальной башкирской оперы, предложив Управлению искусств при СНК БАССР обеспечить открытие оперы не позднее 1938 года [выделено нами. - Ю.Е.].

2. Поручить Управлению искусств разрешить в Комитете искусств РСФСР вопрос о реорганизации Башкирского вокального отделения при техникуме Московской государственной консерватории в постоянную оперную студию с пятилетним курсом обучения при Московской консерватории с 1-го сентября 1936 г. с тем, чтобы создать из студентов действующего Башкирского отделения основное ядро будущей башкирской оперы [выделено нами. - Ю.Е.].

3. Продлить срок обучения до 1 января 1938 года соответствующему составу студентов Башкирского вокального отделения. Предложить Управлению искусств

студентам, оказавшимся малопригодными для вокального отделения, дать возможность закончить текущий учебный год и после этого отозвать их с учебы.

'ьл.

®роюкол » он

О» • Гг " парта 1936 года.

Заоедагля Евро Всшкв^ажрг^ Сбааотного Комитета

Пуяк*

.РДУТИДК Сб оргеаизапик башкирской оперы.

/ Культлросветотдел/.

ПТОТАН^ВКЛИ,: I . Считвть необходимым создание в Башкирии национально'' Сашкирско!» оиерк. предложить Управлению искусств при СНК ВАЗС.? обеспечить открыта оиорн не позднее 1^33 года .

3. поручить Управлению искусств разреаить в Комитете искусств РС1СР вопросы о реорганизации Башкирского воха,льного отделение при техникуме ¿ооновской государственно« консерватории в постоянную опернуи студия с пятилетним курсом обучения при ^ооновской государственной консерватории з 1-го сентября 1Ь36 г. с тем, чтобу создать из студентов действующего бищотделения основное ядро будуяе» бьшкирекпй оперы,

3. Цродлить срок обучения до Т января 1038 годе сулоствузофему составу студентов Башкирского вокального отделения .

Предложить Управлению искуств^ отудентам :

4. Провести осенью 1936 года новый набор студентов в Башкирскую студию при Московской государственной консерватории из окончивших Башкирский музтехникум и из лиц, специально отобранных на районных олимпиадах самоядеятельных искусств, имеющих хорошие голосовые данные и образование не ниже 7-классного.

5. Просить Культпросвет ЦК ВКП(б) оказать помощь в создании Башкирской оперы, в частности обязать соответствующие организации обеспечить новый набор студентов в Башкирскую студию при Московской государственной консерватории. Поручить... дать проект записки в ЦК ВКП(б) по этому вопросу.

6. Подготовить при Башкирской оперной студии не менее 3-х композиторов-башкир, подобрав для этого кандидатуры из наиболее талантливой молодежи. Предложить Управлению искусств выделить и послать в Москву одного опытного режиссера для подготовки его на работу режиссером Башкирской студии.

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

7. Уфимскому музтехникуму поручить подготовку оперного хора, оркестра и балета к январю 1937 года.

8. Предложить Управлению искусств обеспечить новый набор в количестве 25 человек в Ленинградскую балетную школу.

9. Поручить комиссии Исанчурина [секретарь Башобкома ВКП(б)] выбрать либретто для первой башкирской оперы, а Управлению искусств привлечь компетентных композиторов для музыкальной обработки написанных для башкирской оперы либретто, а также привлечь башкирских поэтов и писателей к созданию новых либретто и переводу с других языков либретто опер, подходящих к постановке силами Башкирской оперы.

10. Предложить Управлению искусств и Институту национальной культуры произвести отбор наиболее ценных национальных пьес, а также лучших стихотворений башкирских поэтов и привлечь композиторов для их художественной обработки.

11. Обеспечить музыкальное воспитание в Башкирии следующими мероприятиями:

- реорганизовать Уфимский музтехникум, выделив из него отделения ИЗО и укрепить отделения музыкальное, хоровое и балетное;

- организовать для наиболее одаренных детей рабочих и колхозников 4-летнюю музыкальную школу с интернатом; из окончивших школу комплектовать набор в Музтехникум;

- организовать в Уфе 3 детские 7-летние музыкальные школы из лучших районных общеобразовательных школ как базу для Музтехникума;

- программы Музтехникума увязать с программой Башкирской студии Московской консерватории.

12. Просить Комитет искусств РСФСР отпустить для организации Башкирской оперы средства в размере 350 тыс. рублей (в 1936 году).

13. Поручить Башкирскому областному комитету ВКП(б) разрешить все вопросы с финансированием создания Башкирской оперы и организации музыкального воспитания.

Секретарь Обкома Областного Комитета ВКП(б) А.Р. Исанчурин».

Летом 1936 года в Уфе и районах Башкирии была отобрана талантливая молодежь, и в Башкирское отделение было зачислено 30 человек. В числе вновь принятых были Магафур Хисматуллин9, Маджия Ахметзянова, Салих Хуснияров10, Хусаин Кудашев11, Гата Сулейманов, Диана Нурмухаметова, Зайнаб Гайнетдинова, Рауф Муртазин12 и другие. При заведующем Башкирским отделением МГК Д.Т. Емасове в 1936 году в составе Башкирского отделения консерватории, кроме вокального, была организована композиторская группа, в которую вошли из старого состава Хусаин Ахметов и Раиф Габитов, а из приема 1936 года - Рауф Муртазин. Для проведения занятий с будущими композиторами был приглашен выпускник этнографического отделения МГК (1931, по классу композиции Ан. Александрова) М.А. Музафаров, будущий выдающийся татарский композитор и педагог, проходивший в период 1934-1938 годов обучение в композиторском отделении Татарской оперной студии МГК (окончил в 1939 году) и профессор Г.И. Литинский13, в 1931-1943 годах заведовавший кафедрой композиции МГК, а также декан композиторского факультета Е.А. Милькович, ставшая с 1936 года официальным художественным руководителем Башкирского отделения со стороны МГК. В качестве будущего дирижера Уфимского оперного театра был привлечен студент 4-го курса Хасби Фазлуллин 4, окончивший оркестровый факультет МГК (1936) и продолживший обучение на дирижерском факультете консерватории. Для работы в качестве режиссера и педагога вызван из Башкирии худрук и директор Баймакского государственного колхозно-совхозного

театра Кадир Бакиров15, выпускник Ленинградского техникума сценических искусств (1930), работавший в 1931-1934 годах заведующим учебной частью Башкирского техникума искусств. Из первого набора в Башкирское отделение МГК студентка Назия Байгазина была подготовлена для получения квалификации хормейстера.

После нового приема 1936 года в отделении стало более пятидесяти воспитанников, из них большинство составляли певцы. К этому времени старый прием (1932 года) уже был подготовлен для постановки небольшого оперного спектакля, в качестве которого выбрали оперу «Прекрасная мельничиха» итальянского композитора Джованни Паизиелло, музыка которой сочетала в себе стилевые особенности рококо, сентиментализма и народной песенности. Но тогда эта опера была только в клавире, поэтому для оркестровки привлекли специалиста из консерватории и небольшой состав оркестра. Для постановки оперы были привлечены из Московского музыкального театра режиссер Петр Саратовский, дирижер Владимир Ютанов, художник Александр Душин и балетмейстер (фамилия неизвестна). Со всеми указанными специалистами были заключены договоры. Декорации и костюмы были не сложны, но и для этого требовались деньги, поэтому в итоге получилась значительная сумма. Правительство Башкирской АССР отпустило все необходимые средства. Вдохновленные этим, в 1936 году воспитанники-вокалисты БО МГК вместе с Д.Т. Емасовым приступили к осуществлению первого оперного спектакля. Он был подготовлен в 1937 году и показан зрителям в помещении Оперной студии Московской консерватории, которая была предоставлена бесплатно. Спектакль прошел с успехом. После постановки «Прекрасной мельничихи» сразу же приступили к подготовке другой небольшой оперы Доменика Чимарозы в двух действиях - «Тайный брак». Одновременно вели переговоры с известным композитором и музыковедом Антоном Эйхенвальдом о создании башкирской оперы, которая впоследствии им и была написана («Ашкадар»)16.

Расширение Башкирского отделения Московской консерватории продолжилось. В 1937 году снова был организован новый прием в количестве шестнадцати человек, в числе принятых были Загир Исмагилов и Халик Заимов, зачисленные в композиторскую группу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приказом №74 от 4 апреля 1938 года по Московской консерватории Д.Т. Емасов по собственному желанию «для завершения учебы в Московском университете (подготовка к госэкзаменам)» был освобожден от работы заведующего Башкирским отделением МГК. Обучаясь в МГУ, кроме обычных 6-часовых аудиторных занятий, он посещал семинары академиков Л.И. Мандельштама и И.Е. Тамма, лекции по выбору профессора Р.И. Блохинцева по атомной физике и ряд других факультативных занятий.

За годы учебы в университете Д.Т. Емасов проводил большую общественную работу: был комсоргом курса заместителем парторга университета, дважды избирался делегатом на Краснопресненскую районную партийную конференцию. За отличную учебу в МГУ он был удостоен Сталинской стипендии. В 1940 году Д.Т. Емасов окончил с отличием Московский университет с записью в дипломе - «Присвоена квалификация научного работника в области физических наук, преподаватели ВТУЗа и звание учителя средней школы».

Из «Автобиографии» Д.Т. Емасова: «...После окончания Московского университета я имел возможность остаться в аспирантуре или работать научным сотрудником НИИ физики при МГУ. Перед распределением выступил на собрании выпускников с призывом поехать на работу на периферию, к тому же на меня была персональная заявка на распределение в БГПИ им. К.А. Тимирязева. Таким образом, по путевке Наркомпроса РСФСР я вернулся в Уфу и сразу же был назначен старшим преподавателем. Еще обучаясь в МГУ, я не прерывал связь с родным для меня пединститутом: во время каникул принимал участие в проведении сессий заочников,

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

читал лекции на курсах учителей физики по линии Института усовершенствования

учителей». _

В помещении Башкирского Академического театра

15 декабря "" * Й

Башкирского оперного театра

ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА

Худоигктмнный руководитель и гни. дидикир П. М. Сллинсии«

Начало^» 8 час веч. Касса с 3 до 9 час. кч.

Принимаются заявки на коллективные посещения.

Сцена из оперы «Прекрасная мельничиха». Слева направо: Фердинанда (З. Ильбаева), Баронесса (О. Калинина), Лизхен (М. Габдрахманова), Судья (Г. Хабибуллин), Барон (Г. Галимов)

14 декабря 1938 года в Уфе состоялось долгожданное открытие Башкирского оперного театра, ставшего первым национальным оперным театром среди автономных республик РСФСР. В состав оперной труппы театра вошел целиком первый выпуск Башкирского отделения при Московской консерватории, состоявший из девяти человек: Бану Валеева, Габдрахман Хабибуллин, Зайтуна Ильбаева, Вали Галкин, Шагида Валиахметова, Хабир Галимов, Ольга Калинина (Сыртланова), Магира Максютова, Марьям Габдрахманова. Именно им было суждено заложить фундамент будущего оперного искусства Башкирии. Из Москвы зачинатели Башкирского оперного театра привезли свой дипломный проект - оперу Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха», либретто которой на башкирский язык перевел К.Г. Шамыков. Оркестр и хор театра были сформированы из

выпускников Башкирского музыкального училища, музыкальным руководителем и главным дирижером оперного театра выступил талантливый московский дирижер П.М. Славинский17, ученик выдающегося дирижера Н.С. Голованова.

Уже в первый сезон оперный театр

ваБЯ* ХКБ сгдэЬепаэдв Хаць 10 (¡п.

■* Гзки^иб а^эсе »¿агоЬь."

Вз2цэг{ Оэу№ Орега Теа<гь

вегепхе зреМак!' РЯОСНАММАНЬ

Р Я Е Н' 1 Е Я А

Т1ИМ9М8Е ОЬбЬ

:» »ацч». ь кагИпаЬ- РА17ЛЕШ) шигнкоЬь.

Хи^рггзиэ ¡еОкБеНе ва» ¿тгог'Р. М. 51а»т$к1 К^ЙЦог О. Вак!гоу роЯароукаЬь

Х'л1о^п1к N. V. ЗиЫкоУ

5и(^а . . Вагон . .

3«л*опМха

Им',.. . .

. О). Хэв1виМш . X. СЦ»Птоу . В. УаПеуа

. 1]. КаНпша, I. 11аа]еуа . V. Са1кт, Л Дв<)и1-хг]егОУ лМ СПавс1гахтапоуа>

М. МачяИо»а . г Нв^еуа, УиНэхтЫоуа

осуществил постановку опер «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Ир-Таргын» Е. Брусиловского и «Фауст» Ш. Гуно. За ними последовали премьеры «Аршин мал алан» У. Гаджибекова (1939), а в 1940-м - «Каскын» (Беглец) Н. Жиганова, «Хакмар» М. Валеева, «Риголетто» Дж. Верди, «Копеллия» Л. Делиба, «Русалка» А. Даргомыжского, «Тривиата» Дж. Верди, «Мэрген» (Меткий стрелок) А. Эйхенвальда. Ведущие партии исполнили Бану Валеева, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина (Сыртланова), Зоя Бутакова, Магафура Салигаскарова, Асма Шаймуратова, Габдрахман Хабибуллин, Хабир Галимов, Гата Сулейманов, Хусаин Кудашев, Магафур Хисматуллин и другие. Позднее опера «Прекрасная мельничиха» была исполнена тем же творческим составом на русском языке.

На июль 1941 года было намечено проведение в Москве Декады башкирского искусства. Постановлением Управления по делам искусств при Башсовнаркоме от 15

апреля 1941 года для показа были утверждены два спектакля: «Карлугас» (Ласточка) Н. Чемберджи (режиссер Булат Имашев, балетмейстер Файзи Гаскаров, художник Галия Имашева) и «Хакмар» М. Валеева (режиссер Б. Имашев, художник М. Арсланов, хормейстер О. Райцин), в которых предполагалось занять более 100 человек (20 солистов оперы, 15 артистов балета, около 40 хористов из числа певцов самодеятельных кружков и Уфимского радиокомитета, а также студенты-практиканты Башкирского отделения МГК). Начавшаяся Великая Отечественная война сорвала намеченную Декаду башкирского искусства в Москве. В июле 1941 года в труппу театра влились выпускники Башкирского отделения Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, в числе которых была Тамара Худайбердина, к тому времени еще не успевшая окончить училище, а так же выпускники балетного отделения Уфимского театрального техникума. Уже осенью того же года театр получил современное название -Башкирский государственный театр оперы и балета, а его балетная труппа выступила в премьерном спектакле «Коппелия» Л. Делиба. Повышению исполнительской культуры артистов театра способствовала совместная работа с коллективом Украинского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко, эвакуированного в годы Великой Отечественной войны в Уфу. Объединенными силами были поставлены оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини (31 декабря 1941 года), «Иван Сусанин» М. Глинки (21 апреля 1942 года) и «Аида» Дж. Верди (8 февраля 1943 года).

гег^папйа

Г3гк'е$*тс)а ¡еЫсиНек Из ва? атгог Р. М^аЛмк! Ва» хогте]Лег О. Р. 1?а^5]П 5реЧ!ак: ае а1ьр ва[а Я. АвсМ'хгЗегоУ

ГУггекзю.

уакМе № 9553 Шэ1ь 1000. 65и

в!е гги Ир

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). яоп звявэаз

и

УКАЗ

Президиума Верховного Совета Башкирской АССР

О назначение гоь. -¿асо^а ^.Т. на долл зсть начальника ^прье<.еввя го ¿о^аа асиусстз при Сооьа;чоые Еашкарской 2СС?.

назначать тов. Быасова ^аута ¿ииероэича на долдьость начальника Управления го делам искусств при Сонете яароднах Комиссаров ¿еакироког -ОС?.

В рамках советской тоталитарной системы существовало

централизованное управление

культурной деятельностью - через союзные и республиканские наркоматы (с 1946-го - министерства), областные и районные управления, находившиеся в иерархической подчиненности центру;

территориально-административный принцип дополнялся функционально-ведомственным (Госиздат, Гослит и др.), а также творческими организациями, созданными на бюрократических принципах. Весь этот механизм находился под постоянным

идеологическим и кадровым контролем со стороны партийных органов и их делением по соответствующим уровням (ЦК ВКП(б), с 1952-го - КПСС, обкомы, горкомы, парткомы) и функциями (отделы пропаганды, отделы культуры и др.). Поэтому неудивительно, что в ш январе 1942 года Башкирский областной комитет ВКП(б) рекомендовал кандидатуру Д.Т. Емасова как имевшего большой опыт работы в Башкирском отделении Московской консерватории назначить на должность начальника Управления по делам искусств при СНК БашАССР, что и было утверждено Указом Президиума Верховного Совета БАССР от 31 августа того же года.

11редселитело Президиум "е! ховного Совете ЕххФ-

?.-брагааоэ.

Сегрел

Совета

РЬ ''рчзидиуиа верховного а игарской яли -

гор.У»а, 31 янавря 1£42 года, верно:

Зав. г:>огокольноЯ ___

.частьо Президиуме Эорховабго Ч Совета ЗАЭСР.

Д.Т. Емасов(1901-1990)

Коллектив работников искусств в Уфе в годы Великой Отечественной войны сильно вырос. В Уфу был эвакуирован целиком Киевский театр оперы и балета, в Уфе жили и работали многие писатели, композиторы, художники Украины, Москвы, Ленинграда и других городов. В Уфу вернулись все учащиеся Башкирского отделения Московской

консерватории а вместе с ними два профессора консерватории Мария Владимировна Владимирова1 и Леонида Николаевна Балановская, хорошо знакомые мне по работе в Москве. Уже в ноябре 1941 года они стали заниматься со студентами-вокалистами Башкирского отделения консерватории, находившимся в Уфе до 1944 года.

В этот период была осуществлена постановка первого национального башкирского балета «Журавлиная песнь»19 Л.Б. Степанова и З.Г. Исмагилова, посвященная 25-летию образования БАССР, состоялись премьеры оперы «Акбузат» А. Спадавеккиа и Х. Заимова20, Загиру Исмагилову была заказана опера «Салават Юлаев» 21, скульптор С.Д. Тавасиев начал работать над памятником Салавату Юлаеву в Уфе.

Начальником Управления по делам искусств при СНК БАССР Д.Т. Емасов работал до августа 1945 года, когда по личному заявлению был освобожден для продолжения работы по специальности: зачислен старшим преподавателем кафедры общей физики и, одновременно, назначен заместителем директора БГПИ по учебной и научной работе. В июле 1947 года Д.Т. Емасова освободили от занимаемой должности, назначив деканом физико-математического факультета, а в 1956 году он стал заведующим кафедрой общей и теоретической физики. Летом 1957 года в связи с предполагаемым запуском искусственных спутников Земли Д.Т. Емасова назначили (по совместительству) начальником визуально-астрономической станции Башкирского государственного университета, созданного по Постановлению СМ СССР от 20 июля 1957 года на базе БГПИ имени К.А. Тимирязева. В 1963 году Д.Т. Емасов по возрасту ушел на пенсию. Был награжден тремя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета БАССР (1949, 1962, 1967), орденом «Знак Почета» (1961) и четырьмя медалями (1945, 1970, 1975, 1985).

Башкирская студия при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского была официально закрыта в 1948 году.

1. Башпредставительство БашАССР при Президиуме ВЦИК было учреждением, созданным для урегулирования культурных, экономических и юридических отношений между БАССР и РСФСР. Образовано в соответствии с «Соглашением Центральной Советской власти и Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии» от 30 марта 1919 года. Представителями БАССР при ВЦИК в разное время были А.К. Адигамов, А.И. Бикбов, Ш.М. Даутов, Г.Г. Куватов, Ш.А. Манатов, Х. Юмагулов и другие. Ликвидировано в 1938 году с передачей функций Совету национальностей Верховного Совета СССР.

2. Милькович Е.А. (1888-1952), российская певица (сопрано) и педагог, выпускница МГК (1918, по классу У.А. Мазетти); в 1924-1949 годах преподавала в МГК пение (с 1941-го - профессор, в 1936-1938 годах -художественный руководитель Башкирского отделения). Заслуженный деятель искусств БАССР (1946).

3. Хабибуллин Г.С. (1903-1969), народный артист РСФСР, бас-кантанте. Из первого выпуска БО МГК (класс Е.А. Милькович); в 1938-1963 годах - солист БГТОиБ. Дебютировал в партии Кнолле в опере «Прекрасная мельничиха» Д. Паизиелло. Основные партии: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Кончак («Князь Игорь» А. Бородина), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Кушак («Ер-Таргын» Е. Брусиловского), Лососин-Островский (оперетта «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина), Султанбек («Аршин мал алан» У. Гаджибекова). Первый исполнитель партии в операх башкирских композиторов: Колый («Хакмар» М. Валеева), Кахкаха («Акбузат» Х. Заимова и А. Спадавеккиа), старшина («Карлугас» Н. Чемберджи), Юлай Азналин, Азнагол («Салават Юлаев» и «Шаура» З. Исмагилова), Мулла (в музыкальной комедии З. Исмагилова «Кодаса») и др.

4. Галимов Х.Л. (1905-1996), заслуженный артист БАССР и РСФСР, лирико-драматический тенор. Из первого выпуска БО МГК (класс Н.И. Сперанского), в 1938-1955 годах - солист БГТОиБ. Дебютировал в партии Барона в опере «Прекрасная мельничиха» Д. Паизиелло. Основные партии: Паолино («Тайный брак» Д. Чимароза), Юлай («Хакмар» М. Валеева), Аскер («Аршин мал алан» У. Гаджибекова). Первый исполнитель партии в операх башкирских композиторов: Мэргэн (в одноименной опере А. Эйхенвальда), Тараул («Акбузат» Х. Заимова и А. Спадавеккиа), Салават («Салават Юлаев» З. Исмагилова), Шатмурат («Карлугас» Н. Чемберджи). С 1955 года -солист Башгосфилармонии, в репертуаре - башкирские народные песни и песни композиторов Башкортостана.

5. Валеева Б.В., народная артистка БАССР и РСФСР, заслуженная артистка БАССР и РСФСР, лирико-колоратурное сопрано. Из первого выпуска БО МГК (класс Н.И. Сперанского); в 1938-1966 годах - солистка БГТОиБ. Дебютировала в партии Россин в опере «Прекрасная мельничиха» Д. Паизиелло. Основные партии: Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Баттерфляй («Чио-чио-сан» Дж. Пучинни), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и др. Первая исполнительница в операх башкирских композиторов: Карлугас («Карлугас» Н. Чемберджи), Айхылу («Акбузат» Х. Заимова и А. Спадавекиа), Амина («Салават Юлаев» З. Исмагилова), и др. С 1961-го - педагог

пеппгогичесмнй журнпл епшнортостпнп н 6(73). яоп звявэаз

по классу вокала в Уфимском училище искусств, с 1968-го - преподаватель, профессор (1993) кафедры сольного пения Уфимского государственного института искусств.

6. Ильбаева З.З. (1900-1983), заслуженная артистка БАССР, сопрано. Из первого выпуска БО МГК (по классу Е.А. Милькович); в 1938-1952 годах - солистка БГТОиБ. Дебютировала в партии Фердинанды в опере «Прекрасная мельничиха» Д. Паизиелло. Оперные партии: Тана («Ер-Таргэн» Е. Брусиловского), Маян («Мэргэн» А. Эйхенвальда), Гюльчахра («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Айхэлу («Хахмар» М. Валеева), Карлугас (в одноименной опере Н. Чемберджи). В 1952-1955 годах - художественный руководитель Башгосфилармонии; в 19611972 годах - педагог Уфимского училища искусств.

7. Ахметов Х.Ф. (1914-1993), композитор, заслуженный деятель искусств БАССР и РСФСР, народный артист РСФСР. В 1932-1938 годах обучался в БО при МГК по классу сольного пения (педагоги - Б.П. Кацава, Е.В. Енохович), в 1944-1945 годах - по классу композиции (педагоги - Е.О. Месснер, Ю.М. Яцеевич, А.М. Александров). В 1941-1945 годах - музыкальный редактор Башрадиокомитета; в 1946-1947 годах -художественный руководитель Башгосфилармонии; в 1948-1953 годах - председатель Союза композиторов БАССР; в 1976-1992 годах - председатель Хорового общества БАССР. Основные произведения: оперы «Современники» (Замандаштар, на либретто Б. Бикбая) и «Нэркэс» (по трагедии И. Юмагулова на собственное либретто), балет «Горный орел» (в соавторстве с Н. Сабитовым), сочинения для хора, камерно-инструментальные произведения, вокальная музыка (на стихи башкирских поэтов, С. Есенина, М. Лермонтова), музыка к драматическим спектаклям, обработка и запись более 100 башкирских народных песен. Один из авторов-составителей сборника «Башкирские народные песни» (1954), автор сборника «Башкирские протяжные песни» (1972), редактор-составитель сборника «Хоровые произведения башкирских композиторов» (1977). Удостоен госпремии РБ имени Салавата Юлаева (1968).

8. Габитов Р.Л. (1913-1943), композитор, выпускник Оренбургского педтехникума (1932), в 1934-1942 годах обучался в БО МГК (по классу В.А. Белого). Его дипломная работа «Поэма об Урале» весной 1942 года была поставлена на сцене БГТОиБ на торжественном концерте коллектива театра и эвакуированной в Уфу Киевской оперы имени Г.Г. Шевченко Автор камерно-вокальных произведений «Походная песня» (слова народные), «Родимый Урал» (на стихи С. Юлаева); обработал ряд башкирских песен для голоса и фортепиано, записал башкирские народные песни «Салават», «Сыграй, дядя, на курае», «Ашкадар», «Габдрахман Булатов», «Таштугай» и др. В 1943 году, окончив курсы командиров-артиллеристов, ушел на фронт; в том же году погиб в одном из боев.

9. Хисматуллин М.Х. (1915-2004), певец (тенор), режиссер и педагог, народный артист БАССР и РСФСР, заслуженный артист БАССР и РСФСР, лауреат госпремии РБ имени Салавата Юлаева; выпускник БО МГК (по классу Е.В. Енохович), в 1939-1982 годах - солист БГТОиБ, в 1963-1967 годах - главный режиссер этого театра, в 1970-1990 годах - преподаватель Уфимского государственного института искусств по классу оперной подготовки студентов кафедры сольного пения. Основные партии в национальных операх и музыкальных комедиях, где был первым исполнителем многих партий: Шульген («Мэргэн» А. Эйхенвальда), Юламан («Карлугас» Н. Чемберджи), Фахри («Айхэлу» Н. Пейко и М. Валеева), Тагир Уралов («Современники» Х. Ахметова). В операх З. Исмагилова воплотил на сцене образы Салавата Юлаева («Салават Юлаев»), Кобека («Шаура»), Гайнуллы («Волны Агидели»), Яппара (в музыкальной комедии «Кодаса»). Среди спетых им партий: Бомелий («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Мисаил («Борис Годунов» М. Мусоргского), Пантелей Мелехов («Тихий Дон» Н. Дзержинского), Естай («Биржан и Сара» М. Тулебаева), Вели («Аршин мал алан» У. Гаджибекова). Как режиссер М.Г. Хисматуллин поставил на сцене БГТОиБ 13 спектаклей, в том числе «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковую даму» П. Чайковского, «Современники» Х. Ахметова, «Шауру» З. Исмагилова.

10. Хуснияров С.Д. (1915-1992), певец (лирический тенор), музыкальный деятель, заслуженный артист БАССР, заслуженный работник культуры РСФСР, выпускник БО МГК (1941, класс М.В. Владимировой и Н.И. Сперанского), солист БГТОиБ (1941-1947), директор БГТОиБ (1960-1964), директор Башгосфилармонии (19671977). Основные партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Пинкертон («Чио-чио-сан» Дж. Пуччини), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина), Аскер («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Муталлап («Салават Юлаев» З. Исмагилова), Акмурза («Шаура» З. Исмагилова), Синод («Демон» А. Рубинштейна), Дубровский (в одноименной опере Эд. Направника), Джик («Алтынчеч» Н. Жиганова). В 1996 году в Уфе в издательстве «Китап» опубликовал свои «Воспоминания» [33], в которых содержатся важные сведения о воспитанниках БО при МГК.

11. Кудашев Х.И. (1913-1986), башкирский певец (баритон) и актер, народный артист БАССР и РСФСР, заслуженный артист БАССР и РСФСР. Выпускник БО МГК (по классу вокала Е.А. Милькович); в 1941-1948 годах работал в БГТОиБ, а с 1958 года до конца жизни - в труппе Башкирского академического театра драмы. Театральные работы в БГТОиБ: Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Сулейман («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Вагап («Карлугас» Н. Чемберджи), Маркиз («Травиата» Дж. Верди), Ахмет («Хакмар» М. Валеева), Хаубан-батыр («Акбузат» Х. Заимова), Колопай-хан («Алтынчеч» Н. Жиганова); в БТД: Митрич («Власть тьмы» Л. Толстого), Григорий («Чайка» А. Чехова), Кассио («Отелло» У. Шекспира), Халил («Галиябяну» М. Файзи), Закир («Черноликие» М. Гафури), Ягафар («Страна Айгуль» М. Карима), Галимьян («Башмачки» Х. Ибрагимова), Макдуф («Макбет» У. Шекспира), Ягафар («Кызыл Паша» Н. Асанбаева).

12. Муртазин Р.А. (1910-1994), башкирский композитор, первооткрыватель жанра симфонии в башкирской музыке, заслуженный деятель искусств БАССР, лауреат госпремии РБ имени Салавата Юлаева. Обучался (19371941) в БО МГК (по классу композиции Г. Литинского, Е. Месснера, И. Яцевича). Ушел на фронт и после демобилизации окончил МГК (1946, по классу композиции В. Белого). Автор опер «Азат» (1948, либретто Б. Бикбая) и «Буря» (1969, по мотивам романа Х. Давлетшиной «Иргиз»), семи симфоний (1952; 1957, 2-я ред.; 1961, 1963, 1970,

ИСТОРИЯ ОВРПЗОППНИП

1974-1976, 1980, 1984), двух концертов для скрипки с оркестром (1964) и для трубы с оркестром (1987), более ста пятидесяти песен и романсов на стихи башкирских поэтов.

13. Литинский Г.И. (1901-1985), композитор, педагог, выпускник МГК по классу Р.М. Глиэра), преподаватель теории музыки в МГК (1924-1943), заведующий кафедрой композиции и декан композиторского факультета МГК (1932-1943). Заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР, народный артист Татарской АССР, с 1947 в Московском государственном музыкально педагогическом институте имени Гнесиных, затем - в Казанской консерватории (1949-1961).

14. Фазлуллин Х.В. (1909-1995), дирижер, кларнетист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР и Татарской АССР, народный артист ТатАССР (1989). Выпускник Казанского Восточного музыкального техникума (1928) по классу кларнета, оркестрового факультета МГК (1935); продолжил обучение на дирижерском факульете МГК. В 1941, 1943-1946 годах - дирижер БГТОиБ, где поставил две редакции оперы «Хакмар» М. Валеева (1943) по мотивам драмы С. Мифтахова, «Ашкадар» А. Эйхенвальда (1944) по одноименной драме М. Бурангулова. С 1946-го - в Казани: дирижер ТГТОиБ (1946-1983), одновременно преподаватель в Казанской консерватории (до 1973) и Казанском институте культуры (1970-1990).

15. Бакиров К.Г. (1905-1970), режиссер, заслуженный деятель искусств БАССР (1935). Выпускник Ленинградского техникума искусств (1930), режиссер «Дома народов Востока» (1927-1931, Ленинград), преподаватель Башкирского техникума искусств (1931-1934), художественный руководитель и директор Баймакского колхозно-совхозного театра (1934-1936), режиссер и педагог БО МГК (1936-1939), заведующий национальными студиями Московского института театрального искусства (1939-1941), главный режиссер (1949-1950) и директор (1950) Башкирской филармонии.

16. Драматическая опера Антона Эйхенвальда «Ашкадар» была написана им по мотивам известной башкирской песни. В марте 1942-го Правление Союза композиторов СССР организовало прослушивание оперы: совещание под председательством Д.М. Шостаковича отметило высокое качество либретто, автором которого был М. Бурангулов, знание композитором специфики оперного искусства, умелое использование им национального колорита и рекомендовало включить оперу в репертуар БГТОиБ и других театров. Премьера оперы состоялась в Уфе 14 марта 1944 года на торжествах по случаю 25-летия Советской Башкирии.

17. Славинский П.М. (1899-1977), советский дирижер, выпускник МГК (1928), с 1925-го - солист Большого театра, с 1938-го - художественный руководитель и первый главный дирижер БГТОиБ (1938-1945), который осуществил премьеры постановок первых национальных опер «Хакмар» М. Валеева (1940), «Мэрген» А. Эйхенвальда (1941), «Карлугас» Н. Чемберджи (1941), «Акбузат» А. Спадавеккиа и Х. Заимова (1942). Впоследствии работал в Куйбышеве, Харькове; в 1950-м возглавил музыкальную часть Московского государственного театра им. К.С. Станиславского и Л.Н. Немировича-Данченко. Среди постановок П.М. Славинского этого периода - опера Эд. Направника «Дубровский» с С. Лемешевым в заглавной партии, записанная в качестве фильма-спектакля.

18. Владимирова М.В. (1929-1965), певица (сопрано), заслуженный деятель искусств РСФСР, выпускница МГК (по классу пения У.А. Мазетти). Дебютировала в Мариинском театре (1901), совершенствовались у А. Буайе (Париж), с 1925-го - педагог в МГК, художественный руководитель БО МГК вокального отделения (1935-1938).

19. Музыка к балету «Журавлиная песня» (1941) была написана Л.Б. Степановым (1908-1971), выпускником МГК (1938, по классу композиции Н.Я. Мясковского). Его соавтором был молодой Загир Исмагилов, с 1937-го - обучавшийся в Башкирском отделении МГК (по классу В.А. Белого; окончил в 1948-м), обогативший классический танец элементами башкирской народной музыки, элементами пантомимы, обрядов и народных башкирских игр. Премьера первого башкирского национального балета (в первой редакции) состоялась в 1944 году к 25-летию Советской Башкирии в БГТОиБ (либретто Ф.А. Гаскарова, балетмейстер К.А. Анисимова, дирижер Х.В. Фазлуллин, сценограф Г.Ш. Имашева). В главных ролях выступили: Зайтуна Насретдинова (Зайгунголь), Халяф Сафиуллин (Юмагул), Файзи Гаскаров (Арслынбай), Нинель Юлтыева (Вожак журавлей).

20. Премьера первой редакции сказочно-исторической башкирской оперы «Акбузат» (Волшебный конь) А. Спадавеккиа и Х. Заимова (либретто Б. Бикбая и К. Даяна, дирижер П.М. Славинский, постановщик Б.Г. Имашев, художники Г.Ш. Имашева и М.Н. Арсланов, балетмейстер Х.Г. Сафиуллин) была приурочена 25-летию Октябрьской революции и состоялась 8 ноября 1942 года на сцене БГТОиБ. В главных ролях выступили: Хусаин Кудашев (Хаубан-батыр), Бану Валеева (Танхэлу), Габдрахман Хабибуллин (Ках кала), Магафура Салигаскарова (Нэркэс), Магафур Хисматуллин (Шульген), Хабир Галимов (Тараул).

21. Опера Загира Исмагилова «Салават Юлаев» (по либретто Б. Бикбая), завершившего в 1948 году обучение в БО МГК и в том же году поступившего на композиторский факультет МГК (окончил в 1954-м по классу композиции В.Г. Фере), была его дипломной работой. Премьера первой редакции оперы (худ. М.Н. Арсланов, хормейстер Л.Х. Исхакова, балетмейстеры Ф.А. Гаскаров и Х.Г. Сафиуллин) состоялась 15 апреля 1955 года в Уфе на сцене БГТОиБ перед декадой Башкирской литературы и искусства в Москве. Роль Салавата Юлаева исполнил Хабир Галимов, а в следующем спектакле - Магафур Хисматуллин.

Литература

1. Альмухаметов, Г. В борьбе за создание башкирской советской музыки [Текст]. - Уфа : Башгиз. 1933. - 24 с. (башкир. яз.).

2. Атанова, Л.П. Жизнь как песня. Творческий портрет Газиза Альмухаметова [Текст]. - Уфа : Йэшлек. 1973. - 34 с.

3. Газиз Альмухаметов и Султан Габяши в Казани. Материалы и документы [Текст] / вступ. ст. сост., комментарии, перевод с тат.яз. Ю.И. Исанбет. - Уфа : Китап, 1995.

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). яоп звявэаз

4. Газиз Альмухаметов. Статьи, выступления. Документы [Текст] / автор-составитель М.А.

Идрисова. - Уфа : : Китап, 2008. - 205 с.

5. Давыдова, Э.М. Я песней возвращусь... Посвящается Газизу Альмухаметову [Текст]. - Уфа :

РУМЦ МКНТ РБ, 2009. - 79 с.

6. Галина, Г. К 75-летию Башкирского государственного театра оперы и балета: страницы истории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Текст] //Ватандаш. 2014. №2. С.199-200.

7. Ергин, Ю.В. Д.Т. Емасов - заведующий Башкирским отделением Московской консерватории им.

П.И. Чайковского [Текст] // Ватандаш. 2017. № 12 с.

8. Ергин, Ю.В. И.В. Салтыков - первый директор Уфимского музыкального техникума: к 120-летию

со дня рождения [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана 2013. № 5 (48). С. 97-111.

9. Ергин, Ю.В. Основоположник башкирской музыкальной фольклористики: к 150-летию

С.Г.Рыбакова [Текст] // Ватандаш. 2017. №9. С. 202-206.

10. Московская консерватория. Материалы и документы [Текст]. - Москва : Прогресс-Традиция. В 2

томах. Т.1. - 128с.; Т.2. - 392с.

11. НА РБ. Фонд П-122. Оп. 9, дело 154.

12. НА РБ. Фонд П-122. Оп.12, дело 488.

13. НА РБ. Фонд П-122. Оп.14, дело 672, -22л.

14. НА РБ. Фонд П-122. Оп.16, дело 48, л.л. 27-29.

15. НА РБ. Фонд П-122. Оп.18, дело 569

16. НА РБ. Фонд П-122. Оп.18, дело 606.

17. НА РБ. Фонд П-122. Оп.18, дело 609.

18. НА РБ. Фонд П-122. Оп.144, дело 463.

19. НА РБ. Фонд Р-798. Оп.1, дело 2607, л.л.61-62.

20. НА РБ. Фонд Р-798. Оп.1, дело 2692, л.5.

21. НА РБ. Фонд Р-798. Оп.1, дело 3393 л.25.

22. НА РБ. Фонд Р-802. Оп.9, дело 284. -103с.

23. РГАЛИ. Фонд 658. Оп.9, дело 96.

24. РГАЛИ. Фонд 658. Оп.17, дела 68, 83.

25. Салихова, Л.И. Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории

(1934- 1968): проблемы организации и функционирования [Текст] // Искусство и образование. 2008. №5 (55). С.144-149.

26. Салихова, Л.И. Организация Татарского государственного оперного театра и первые годы его

деятельности (1938-1941) // Филология и культура. 2012. №1(27). С.170-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.