УДК 355.58
О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
А.И. Кузьмин
кандидат военных наук, профессор, профессор кафедры (оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: a-i-kuzmin2006Qyandex.ru
В.Г. Полевой
кандидат военных наук, доцент, заместитель начальника Академии (проректор) по научной работе Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: v.polevoyQamchs.ru
А.И. Пономарев
доктор военных наук, профессор, профессор кафедры (оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: а.ponomarevQamchs.ru
A.A. Кузьмин
кандидат технических наук, начальник факультета руководящего состава Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: an.kuzminQamchs.ru
Аннотация. В данной статье на основе проведенного анализа раскрываются некоторые проблемные вопросы в организации защиты населения в условиях современных военных конфликтов и предлагаются возможные пути их разрешения. Представлены некоторые особенности современных военных конфликтов, оказывающие существенное влияние на организацию и способы защиты населения. Сформулированы основные направления совершенствования защиты населения в условиях современных военных конфликтов.
Ключевые слова: гражданская оборона РФ, зонирование территорий, управление защитой населения, оповещение населения, защита населения.
Цитирование: Кузьмин А.И., Полевой В.Г., Пономарев А.П., Кузьмин A.A. О возможных направлениях совершенствования защиты населения в условиях современных военных конфликтов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. № 4 (55). С. 16 - 28.
Гражданская оборона (далее — ГО) Российской Федерации, как преемница ГО СССР, законодательно определена как система мероприятий по защите населения в условиях военных конфликтов. Гражданская оборона СССР создавалась в условиях непосредственной угрозы войны с массированным применением оружия массового поражения, что, естественно, наложило существенный отпечаток на содержание мер по защите населения и порядок их организации. Учитывая высокую вероятность нанесения массированных ядерных ударов по крупным промышленным центрам и городам и образования вследствие этого обширных зон поражения, в качестве основного, наиболее массового способа защиты населения была определена его эвакуация в так называемую «загородную зону».
При этом под «загородной зоной» подразумевалась территория в пределах административных границ субъекта Российской Фе-
дерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуированного населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей [1].
При этом для работающего населения (наибольших работающих смен предприятий, продолжающих свою работу в условиях военного времени) в этих городах предполагалось массовое строительство убежищ ГО. Для укрытия всех остальных категорий населения в зонах возможного радиоактивного загрязнения, которые по прогнозам могли иметь весьма значительные площади, предполагалось создание противорадиационных укрытий (далее — ПРУ).
В случае обострения военно-политической
обстановки и возникновения угрозы агрессии намечалось также массовое строительство простейших защитных сооружений, с активным привлечением к этому процессу местного населения. Параллельно, на случай применения химического оружия, осуществлялось накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Гражданская оборона СССР в эти годы была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и вероятные противники. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Ежегодно в стране возводилось убежищ на 1 млн. чел, противорадиационных укрытий - на 3-4 млн. чел. По прогнозам того периода, планируемый комплекс защиты населения в военное время был достаточно эффективным. В то же время, он был и весьма затратным для государства.
По мере изменения военно-политической обстановки и баланса сил вследствие развала Советского Союза, прекращения деятельности Варшавского Договора произошли определенные изменения во взглядах как на характер возможных военных конфликтов, так и на содержание мер по защите населения, адекватных прогнозируемым опасностям.
Наиболее серьёзные изменения в подходах к планированию мероприятий по защите населения произошли в 2012 году. В качестве основного сценария возможной войны рассматривается нанесение ударов обычными средствами поражения по ключевым объектам страны. Наиболее вероятными средствами поражения рассматривались высокоточные средства большой дальности, способные наносить практически «точечные» удары по критически важным для государства объектам. При этом поражение населения если и прогнозировалось, то не как целенаправленное, а, скорее, как сопутствующее при разрушении объектов [2].
При таком подходе основные зоны возможной опасности определялись как локальные зоны вокруг потенциально опасных объектов (далее — ПОО) на территориях городов, отнесённых к группам по ГО (далее — катего-рированные города) и ПОО вне этих городов. Именно в этих районах предусматривался весь
комплекс мероприятий по защите населения, предусмотренный федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне» и другими нормативными правовыми актами.
В то же время в городах, не имеющих категории по ГО, сельских населённых пунктах важнейшие вопросы, являющиеся базовыми при организации защиты населения (оповещение, укрытие в защитных сооружениях, эвакуация) не рассматривались и не планировались.
В 2014 году произошли события, коренным образом изменившие военно-политическую обстановку в мире. После многолетней подготовки США и их западные союзники по сути развязали вооружённый конфликт против Российской Федерации. На первых этапах этого конфликта речь шла в основном о лавинообразном нарастании противостояния между Россией и странами Запада. «Полем боя» стала территория Украины, в первую очередь её восточные, русскоговорящие районы, что ни в коем случае нельзя относить к случайным событиям, а необходимо рассматривать как продолжение многолетней политики стран Запада в отношении России.
В контексте данного утверждения целесообразно сослаться на мнение специалистов в области геостратегических и военно-политических отношений. По мнению ряда аналитиков [3] «в условиях формирования по-лицентричного мира США и их союзники открыто проводят курс на дестабилизацию системы международной безопасности и сотрудничества, игнорируют решения важнейших международных институтов, не считаются с позицией и мнением по актуальным проблемам других субъектов международных отношений и мировой политики». США и их союзники решают задачу уже не просто ослабления влияния России в мире, ограничения её суверенитета, но и ликвидации той социальной общности, которая веками формировалась на территории Российской империи и СССР, превращая её в конгломерат отдельных, зависимых от Запада, социально-территориальных образований.
При этом коллективным Западом проводится целенаправленная деятельность по формированию нового миропорядка, основанного
не на международных законах и нормах, а на «своих» нормах, правилах и принципах.
Современная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием нескольких вызовов и угроз:
усиление военной напряжённости в Европе и Азии, увеличение опасности прямого военного столкновения между великими державами и ядерной войны;
ускорение гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском и Евроатлантическом регионах;
увеличение количества региональных конфликтов, в том числе вблизи российских границ;
стирание грани между состоянием войны и мира, усиление значимости и увеличение масштаба так называемых «гибридных войн»;
распад традиционной архитектуры контроля над вооружениями;
продолжение распространения оружия массового поражения.
Отмечается также наличие эффекта стирания грани между ядерными и неядерными стратегическими вооружениями в результате приобретения последними стратегических свойств - способности решать задачи, которые ранее могли решать только ядерные вооружения. Это может привести к перерастанию любого непреднамеренного военного столкновения между Россией и странами НАТО во главе с США в ядерную войну.
Очень серьёзным фактором является применение военных инструментов политики США и НАТО по сдерживанию России, таких как:
создание военной инфраструктуры и де-факто постоянного военного присутствия на территории Польши и стран Балтии;
развёртывание системы ПРО в Румынии и Польше, фактическое признание того, что она носит антироссийский характер;
активное применение инструментов «гибридной войны» (огульная антироссийская пропаганда и обвинения во всевозможных преступлениях, кибероперации и пр.);
расширение присутствия в регионах Балтийского, Баренцева и Черного морей, регулярное патрулирование вблизи российской территории и периодические провокации с
приближениями к российским границам и её воздушным/морским судам.
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» [4], содержание мер по защите населения и порядок их организации в случае военного конфликта определяется заблаговременно, в мирное время. С учетом прогноза развития современных военных конфликтов формируются программы заблаговременного накопления ресурсов для защиты населения и ликвидации последствий применения противником средств поражения по территории государства.
В качестве примера можно привести необходимость заблаговременного создания фонда защитных сооружений, строительство которых требует существенных материальных, финансовых и иных ресурсов, что не может быть выполнено в достаточно короткий период непосредственного нарастания угрозы начала войны. Это же актуально и для накопления средств индивидуальной защиты, подготовки эвакуационных мероприятий и других направлений заблаговременной подготовки к решению задач по защите населения. С началом военного конфликта вводятся в действие планы ГО и защиты населения, являющиеся, по сути, оперативными планами, предусматривающими порядок непосредственного задействования заблаговременно накопленных ресурсов с целью защиты населения.
Определяющим фактором при планировании и выполнении мероприятий по защите населения является прогноз возможной обстановки. При этом основой для определения перечня и содержания мероприятий по защите населения, планируемых в том или ином регионе, является зонирование территорий по степени опасности. В настоящее время зонирование территорий определяется в соответствии с действующими нормативами [5].
В ходе работы по подготовке материала данной статьи у авторов уже накопился достаточный аналитический материал, позволяющий формулировать определённые выводы в области планирования мероприятий по защите населения в зонах вооружённых конфликтов, их организации и непосредственного выполнения на основе опыта современных воен-
ных конфликтов (Сирия, Ирак, Сербия).
Однако события на юго-востоке Украины, в особенности после принятия Президентом Российской Федерации в феврале 2022 года решения о начале специальной военной операции по защите населения Донецкой и Луганской народных республик от не прекращающегося с 2014 года геноцида со стороны вооружённых сил Украины, наглядно показали целый ряд особенностей формирования и развития обстановки, которые, безусловно, требуют тщательного анализа и внесения изменений в существующий (планируемый) алгоритм организации защиты населения. В первую очередь это касается анализа содержания подходов к организации защиты населения, декларируемых требованиями действующих нормативных правовых актов в области гражданской обороны с практикой их реализации в условиях реального военного конфликта.
Последовательно рассмотрим основные выявленные особенности и сформулируем возможные направления совершенствования защиты населения в условиях современных военных конфликтов.
1. Зонирование территорий по степени опасности. Как показывает опыт современных военных конфликтов, наряду с городами ударам подвергаются практически все населенные пункты, в том числе небольшие поселки и деревни в зоне досягаемости средств поражения. С развитием ракетного вооружения и артиллерии, реактивных систем залпового огня, не говоря уже об авиации, дальность поражения объектов может составлять десятки и сотни километров от линии непосредственного противостояния войск. Более того, нанесение ударов по населенным пунктам может проводиться целенаправленно, с целью деморализации противника и принуждения его к выполнению поставленных условий. При этом могут избирательно наноситься удары по ключевым объектам инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также по жилым домам и социальным объектам. Вполне естественно, что при отсутствии заблаговременной подготовки по причине того, что эти территории (районы) к районам возможной опасности не относились, решение задач защиты населения и восстановления систем жизнеобес-
печения (далее — ЖОН) вызывает серьезные трудности.
Выводы, и рекомендации. Необходимо с учётом опыта современных военных конфликтов пересмотреть подходы к зонированию территорий Российской Федерации, причем для ряда регионов страны установить особый статус (раньше использовался термин - «приграничные зоны»). Также необходимо предусмотреть расширение перечня населённых пунктов, в которых планируется выполнение превентивных мероприятий ГО по аналогии с катего-рированными городами, в первую очередь таких, как создание систем оповещения, укрытие населения в защитных сооружениях, подготовка к восстановлению систем жизнеобеспечения населения (с заблаговременным созданием необходимых материальных запасов). Очень важно, чтобы органы управления (органы власти) в этих населенных пунктах не только понимали свою ответственность и были готовы к решению возлагаемых на них задач, но и имели необходимую нормативную и материальную базу для их решения.
2. Управление защитой населения и территорий, проведением, аварийно-спасательных и, других неотложных работ,. Законодательно, в частности федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне» [4], система управления гражданской обороной обозначена достаточно конкретно и в целом вопросов не вызывает. Тем не менее, при переходе на работу в условиях военного времени требуется создание новых элементов в системе управления государством.
В качестве комментария можно отметить опыт Донецкой Народной Республики (далее — ДНР) в организации государственного управления в особый период. Указом Главы ДНР в апреле 2022 года [6] был создан Государственный комитет обороны (далее — ГКО ДНР). Председателем ГКО является Глава ДНР. Интересен состав ГКО, структурными подразделениями которого являются:
штаб территориальной обороны;
подкомитет социально-экономического блока;
межведомственный оперативный штаб для координации деятельности по первоочередно-
му жизнеобеспечению населения освобожденных территорий.
Руководителем штаба территориальной обороны является Министр государственной безопасности (далее — МГБ) ДНР. В состав штаба входят представители МГБ, МВД, МЧС ДНР, Министерства здравоохранения, Министерства связи, военный комиссар ДНР, управления народной милиции, местных штабов территориальной обороны в районах и городах.
Подкомитет социально-экономического блока возглавляет Председатель Правительства ДНР, что, безусловно, подчеркивает важность данного комитета в решении задач функционирования и восстановления экономики региона. В него входят представители министерств промышленности и торговли, угля и энергетики и т.д.
Межведомственный оперативный штаб для координации деятельности по первоочередному жизнеобеспечению населения освобожденных территорий возглавляет Министр МЧС ДНР. Основной задачей межведомственного оперативного штаба является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения и восстановления систем жизнеобеспечения освобождённых территорий, в том числе организация материально-технического обеспечения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения освобожденных территорий оперативными группами.
В соответствии с существующим сегодня в Российской Федерации порядком организации управления в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), на основании соглашений предусмотрены для передачи правительствами субъектов Российской Федерации в ГУ МЧС России соответствующих субъектов Российской Федерации следующие полномочия в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:
осуществление сбора информации в области защиты населения и территории субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией;
организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
(далее — АС ДНР) при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории субъекта Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что при передаче полномочий по проведению АСДНР Главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации задача по разработке планов гражданской обороны и защиты населения, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС возложена на соответствующие структуры в субъекте Российской Федерации (Главные управления гражданской защиты, Департаменты гражданской защиты и другие аналогичные организации субъектов Российской Федерации). В итоге получается, что данные планы разрабатывает одна структура, а ответственность за их реализацию (в том числе, проведение АСДНР) возложена на другую структуру.
Выводы, и рекомендации. Необходимо вести постоянный анализ функционирования основных элементов системы государственного управления в условиях военного конфликта, в первую очередь по опыту Донецкой и Луганской народных республик, на территории которых в настоящее время идут боевые действия, или других субъектов Российской Федерации, по которым вооруженными формированиями Украины наносятся удары различными средствами поражения (в том числе и большой дальности).
На основе проведенного анализа нужно разработать и внести изменения в нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий в военное время, в частности, в Федеральный закон «О гражданской обороне», «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации» [7], определяющие систему государственного управления в военное время и место системы ГО в ней, а также конкретизировать задачи органов управления ГО на всех уровнях системы.
Важнейшим направлением является уточнение действующей нормативной правовой базы, регламентирующей заблаговременную подготовку управленцев к организации управления в военное время и решению задач ГО
в этот период. Реализация данного направления позволит повысить эффективность организации взаимодействия между структурами органов власти, как в период подготовки к ведению ГО, так и в ходе практического решения задач в военное время. Необходимо подготовить соответствующие положения, инструкции, рекомендации, разъясняющие данные вопросы, и, безусловно, отрабатывать вопросы организации управления, взаимодействия на тренировках и учениях, включить соответствующие разделы в тематику обучения руководителей.
3. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Под оповещением населения понимается доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите [8], что позволяет существенно сократить возможные потери, препятствует возникновению паники и панических слухов, которые в состоянии принести большие негативные последствия.
Существующий в настоящее время порядок оповещения населения (принятый еще в середине 80-х годов) предполагает передачу сигнала «Внимание всем!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем. По этому сигналу все население должно включить имеющиеся источники получения информации - радио, телевизоры и т.д., по которым будет передана информация о надвигающейся угрозе и рекомендации по действиям в этой обстановке.
Основной проблемой при организации оповещения по данному алгоритму является достаточно длительное время доведения информации до населения. С учётом необходимости включения технических средств и прослушивания информации время реагирования населения на полученную информацию может быть неоправданно большим. Особенно актуально это в условиях военного конфликта с
применением дальнобойной артиллерии, реактивных систем и ракет, при минимальном подлётном времени боеприпасов. В первую очередь это касается приграничных районов и зон боевых действий. Кроме того, далеко не все люди в нужный момент могут оказаться рядом с упомянутыми техническими средствами. Немаловажным фактором является и высокая вероятность вывода из строя систем энергоснабжения, теле- и радиовещания вследствие боевых действий.
Выводы, и, рекомендации. Необходим пересмотр порядка оповещения населения с целью сокращения времени доведения сигнала о непосредственной опасности и повышения доли населения, охватываемого системами оповещения. Для системы ГО, или хотя бы для приграничных регионов, включение сирен должно означать автоматически сигнал «Воздушная тревога». Все населённые пункты (даже небольшие в «приграничной зоне», а не только категорированные города) должны иметь необходимое количество электросирен с обязательными автономными источниками энергоснабжения, вплоть до обеспечения совсем небольших населённых пунктов ручными сиренами с назначением ответственных за их применение.
Необходимо отметить, что информирование населения в районах проведения специальной военной операции осуществляется самыми разнообразными способами, в том числе с широким использованием Интернет-ресурсов. Это очень важный момент, но необходимо помнить, что информирование не есть оповещение в полной мере, требующее принятия немедленных мер по защите от средств нападения.
4- Жизнеобеспечение населения. Комментировать нанесение ударов по объектам жизнеобеспечения в ходе военного конфликта в рамках проведения специальной военной операции, очевидно, нет необходимости. То, что необходимо для выживания населения, системы энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, обеспечения продовольствием, медицинскими услугами регулярно выводится из строя, причём, зачастую целенаправленно. Это проблема как крупных, так и небольших городов, а также сельских населённых пунктов.
Проблема заключается в том, что гражданская оборона своими силами физически защитить объекты жизнеобеспечения населения не состоянии. Но на гражданскую оборону такая задача и не возлагается. Перед нею стоит задача (как это отмечено в федеральном законе Российской Федерации «О гражданской обороне») по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах.
Возможность срочного восстановления коммунальных служб, устойчивого функционирования организаций обеспечивается разумным проектированием систем жизнеобеспечения населения, наличием запасов материальных и людских ресурсов для проведения восстановительных работ, а также организацией проведения этих работ.
Начнём с организации работ. Очень важным вопросом является создание и эффективное функционирование организационных структур, предназначенных для решения перечисленных задач - «служб гражданской обороны». Службы ГО, существовавшие в системе ГО СССР, и их аналоги в системе местной противовоздушной обороны (далее МШЮ). показали свою необходимость, в том числе при ликвидации ЧС в мирное время. В определённый период, в 2004 году, они были переименованы в «спасательные службы» [9]. С этого времени, к сожалению, возникли объективные трудности и проблемы при создании этих структур. Первая из них -несоответствие названия этих служб их основному предназначению. Спасательные службы (службы ГО) предназначены для решения задач обеспечения выполнения мероприятий ГО, но не для проведения самих спасательных работ. Существенной проблемой явилось и то, что МЧС России так и не разработало Положение о спасательных службах. Конечно, в отдельных субъектах Российской Федерации, а также и в муниципальных образованиях некоторые из этих служб создавались. Однако отсутствие единых требований к этим службам существенно снижает качество их подготовки и эффективность их деятельности.
Выводы и, рекомендации. Необходимо воссоздание служб ГО (или даже с другим названием, типа «службы водоснабжения и канализации», «службы энергоснабжения» и т.д.), на которые целесообразно возложить задачи по планированию восстановительных работ. Также необходима консолидации разрозненных сил и средств определённого предназначения под единоличным руководством начальника службы, ответственного за проведение восстановительных работ, заблаговременное планирование создания и создание необходимых материальных ресурсов. Это безусловно существенно повысит эффективность их деятельности. Такие службы должны создаваться не только в крупных городах, но и в муниципальных образованиях «приграничной» зоны, а при необходимости, отдельные подразделения этих служб - в отдельных небольших населённых пунктах.
На объектах жизнеобеспечения населения необходимо создавать свои собственные материальные ресурсы на случай необходимости проведения восстановительных работ. Создание запасов должно быть обеспечено как методически, так и финансово, что потребует разработки и внесения изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов.
В качестве усиления штатных аварийно-технических организаций, имеющихся в населённых пунктах «приграничных» зон, необходимо предусмотреть привлечение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее - НФ ГО) [10], что потребует внесения дополнений и изменений в федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» в части, касающейся порядка применения НФ ГО.
5. Защита населения.
Радиационная и химическая защита. Примеров попыток воздействия средствами поражения в ходе военных конфликтов по химически опасным объектам и радиационно опасным объектам, к сожалению, достаточное количество. Реализация существующих требований по обеспечению соответствующих категорий населения средствами индивидуальной защиты представляется весьма проблематичной, особенно для малых населённых пунктов
в «приграничной» зоне.
Намного более реальными способами защиты при таком развитии событий являются укрытие населения в помещениях или защитных сооружениях при наличии таковых, а также эвакуация из зон радиоактивного загрязнения и зон химического заражения.
Но укрытие населения в помещениях при реализации указанных опасностей требует, во-первых, достаточно эффективного обучения населения правильным действиям в данных условиях, во-вторых, заблаговременного накопления необходимых герметизирующих материалов, соответствующих медицинских препаратов и, возможно, заблаговременного обеспечения населения средствами защиты.
Проведение эвакуации из уже сформировавшихся зон химической или радиационной опасности также является очень непростой в организационном плане задачей, требующей кроме того, решения целого ряда технических проблем, например, таких как обеспечение транспортом с повышенными защитными свойствами, обеспечение средствами защиты водителей и организаторов эвакуации, создание пунктов специальной обработки на границах опасных зон и т.д.
Укрытие населения в защитных сооружениях ГО (далее — ЗС ГО). Как уже отмечалось выше, в соответствии с существующим порядком зонирования территорий по степени опасности, наличие защитных сооружений ГО предусмотрено только для категорирован-ных городов и зон возможного радиоактивного загрязнения вокруг радиационно опасных объектов. При этом существующая классификация определяет только три разновидности защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия и укрытия [11].
Требования к защитным свойствам убежищ и противорадиационных укрытий, порядок обеспечения соответствующих категорий населения защитными сооружениями данных типов вполне понятен и вопросов не вызывает. Укрытия должны обеспечивать защиту укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этаж-
ности. Подбор заглубленных помещений для дальнейшего дооборудования их под укрытия требует учёта их определённых характеристик. С принятием в 2014 году Свода правил СП 165.1325800.2014 [5], а также постановления Правительства «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» [12], было установлено, что «в укрытиях следует предусматривать защиту: ... также населения, проживающего на территориях, отнесённых к группам по гражданской обороне и находящихся за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения и возможных сильных разрушений».
Но внесёнными в 2019 году поправками в вышеуказанные руководящие документы [13] требования по обеспечению населения укрытиями изменились. Они теперь создаются:
для наибольшей работающей смены организации, отнесённой к первой или второй категории по ГО, расположенной за пределами территории, отнесённой к группе по ГО, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесённой к группе по ГО, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Для укрытия других категорий населения в период мобилизации и в военное время используются имеющиеся ЗС ГО и (или) приспосабливаются под ЗС ГО загубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.
Таким образом, для остальных категорий населения, не относящегося к наибольшей работающей смене организации либо к нетранспортабельным больным, защитные сооружения заранее не предусматриваются, а приспосабливаются загубленные помещения, даже не относящиеся к категории «укрытия».
В то же время, опыт локальных военных конфликтов и, в первую очередь, опыт проведения специальной военной операции на Украине, наглядно показывает, что даже при непосредственной угрозе нанесения ударов (а также и при нанесении ударов) по городам и населённым пунктам, не имеющим категории по
ГО, и как следствие, не имеющим заранее подготовленной системы защитных сооружений, значительная часть населения в этих населенных пунктах все же остаётся и вынуждена самостоятельно решать вопросы своей защиты на этих территориях.
В первую очередь местом укрытия населения становятся подвальные помещения, расположенные под многоэтажными домами, как в городах, так и в сельской местности (погреба). Зачастую эти подвальные помещения становятся не только местом укрытия, но и местом временного проживания людей.
И, если подвалы под многоэтажными домами с некоторыми допущениями можно условно отнести к такой категории ЗС ГО как «укрытия», то погреба в сельской местности по своим характеристикам не могут быть включены ни в одну из установленных категорий защитных сооружений.
Но вот что примечательно - в одном из репортажей из зоны боевых действий прозвучала фраза одного из респондентов из числа местных жителей: «Дома в посёлке разрушены все. Но погреба сохранились. В них и укрываемся».
Выводы, и рекомендации. Для населённых пунктов «приграничной» зоны представляется правильным:
внести в существующий перечень категорий населения, определенный в действующих руководящих документах [5, 12, 13], подлежащего защите в «укрытиях», также и население, проживающее в населённых пунктах «приграничной» зоны;
разработать нормативы и рекомендации по дооборудованию подвальных помещений и погребов в городах и в сельской местности до уровня «простейших защитных сооружений», а при необходимости - их строительство в виде ЗС типа «щель» (открытые, закрытые).
Весьма примечателен реальный опыт работы по совершенствованию защиты населения с применением современных информационных технологий. «В Белгороде идет процесс завершения создания интерактивной карты убежищ для жителей, сообщил первый вице-мэр города Валентин Демидов в своем Те^гат-канале. «Завершаем формировать интерактивную карту. После окончательной проработ-
ки, опубликуем ее, чтобы все жители могли быстро ориентироваться», - написал Демидов. Он рассказал, что во время создания карты были осмотрены все помещения в многоквартирных домах и коммерческих предприятиях. После окончательных доработок по городу появятся вывески с адресами ближайших укрытий. В октябре губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков поручил проверить готовность подвальных помещений к размещению жителей в случае массированных ракетных ударов со стороны Украины. Ранее губернатор Белгородской области обязал управляющие компании навести порядок во всех подвалах, которые планируется использовать в качестве временных убежищ для граждан. Он также поручил распространить среди жителей региона информацию о том, как вести себя при обстрелах, какие бывают виды мин и что делать при их обнаружении, а также о правилах оказания первой медицинской помощи» [14].
Безусловно, подобные подходы к решению задачи по повышению эффективности защиты населения должны найти своё отражение в соответствующих рекомендациях для органов управления ГО. Очевидно, что именно разработка новых технологий в данном направлении и должна стать предметом научных исследований.
Эвакуация населения в безопасные районы. В соответствии с действующими нормами эвакуация из зон возможных опасностей планируется заранее, в мирное время. Зоны возможных опасностей (далее — ЗВО) - это зоны возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления с 4-х часовым до-беганием волны прорыва. Размеры этих ЗВО определяются в соответствии со Сводом правил СП 165.1325800.2014 [5] относительно стационарно расположенных потенциально опасных объектов и имеют границы, изменяющиеся только по мере изменения количества хранящихся (перерабатываемых) опасных веществ на этих объектах, что происходит достаточно редко.
В соответствии с характеристиками ЗВО заблаговременно производится расчёт количества населения, определение элементов эваку-
ационной инфраструктуры, уточнение маршрутов и количества транспорта, районов размещения эвакуируемых с конкретным распределением людей по местам проживания в эвакуации.
Выводы, и, рекомендации. При эвакуации из районов возможных боевых действий такие детальные расчёты нецелесообразны по причине невозможности заблаговременного прогнозирования как самих районов, так и обстановки в ходе конфликта, следовательно и потребности в эвакуации.
Определённым выходом из такого, достаточно сложного положения, с целью обеспечения принятия рационального решения на эвакуацию из тех или иных населённых пунктов в зоне боевых действий и размещению эвакуируемых в нормальных условиях, может быть принят метод так называемого «модульного планирования эвакуации».
В соответствии с эти методом для всех населённых пунктов в зоне возможных боевых действий (как правило, это будут и «приграничные районы»), должна быть разработана база данных в виде основных модулей:
определения количества населения (по категориям), подлежащего эвакуации;
расчета возможностей по приёму эвакуируемых из других районов (населённых пунктов) без проведения подготовительных мероприятий;
расчета возможностей по приёму эвакуируемых из других районов (населённых пунктов) после проведения подготовительных мероприятий;
расчета потребного количества транспорта; расчета маршрутов эвакуации и т.д. При данном методе планирования эвакуации должен соблюдаться принцип: «каждый населённый пункт должен быть готов как к эвакуации населения, так и к приёму эвакуированных». Вполне естественно, что этот принцип должен быть положен в основу планирования мероприятий по защите населения в «приграничных районах».
Это наиболее общее представление, требующее дальнейшей проработки по содержанию базы данных и алгоритму принятия решения на эвакуацию. В качестве рабочего инструмента может быть принят математиче-
ский аппарат «транспортной задачи» и соответствующие алгоритмы автоматизированной поддержки принятия решения руководителем.
Такой подход позволит при любом варианте развития события и необходимости эвакуации из любого населённого пункта в зоне боевых действий достаточно быстро принять правильное решение на эвакуацию.
В качестве наиболее общих выводов на основе проведенного анализа рассмотренных проблемных вопросов в части организации защиты населения в условиях современных военных конфликтов предлагаются следующие основные тезисы:
современная система национальной безопасности России должна постоянно находиться в стадии совершенствования и необходимой модернизации. «Даже самая новейшая конструкция безопасности не может постоянно находиться в статичном положении, она должна реагировать, менять и корректировать поставленные задачи в соответствии с изменениями, происходящими с её антиподами - изменяющимися опасностями или угрозами» [3]. Это утверждение также актуально для всех направлений деятельности по организации защиты населения в условиях военных конфликтов;
формы вооруженного противоборства государств в ходе современных военных конфликтов быстро трансформируются (видоизменяются) как в пространственном измерении (сухопутные территории на неограниченную глубину, воздушное, морское и космическое пространство), так и в функционально (нанесение высокоточных ударов с любого направления и на любую глубину, проведение специальных операций и информационно-психологическое воздействие на противника, информационная война, кибератаки и т.п.). Эти изменения должны оперативно отражаться в новых формах и способах защиты населения в условиях военных конфликтов;
гражданская оборона Российской Федерации, как важный элемент в системе национальной безопасности, должна непрерывно развиваться с учётом происходящих изменений в характере и способах вооружённой борьбы.
Литература
\. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: Библиотека начальника территориального органа МЧС России / Под общей редакцией В. А. Пучкова. - М.: ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение», 2005. 128 с.
2. Методические рекомендации по определению безопасных районов, пригодных для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в субъектах Российской Федерации (в том числе с учетом возможности использования районов с минимальными поражающими факторами). Утв. МЧС России 26.04.2012 № 2-4-87-11-14. [Электронный ресурс]. - URL:https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-opredeleniiu-bezopasnykh-raionov-prigodnykh-dlja-razmeshchenija/ (дата обращения: 17.11.2022).
3. Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред. A.C. Коржевского; редкол.: В.В. Толстых, И.А. Копылов. - М. РГГУ, 2021. 604 с.
4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ О гражданской обороне. [Электронный ресурс]. -URL: https://base.garant.ru/178160/ (дата обращения 15.11.2022).
5. Свод правил СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне (Приказ Минстроя России от 12 ноября 2014 г. № 705/пр). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/3847/ (дата обращения 15.11.2022).
6. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 3 апреля 2022 г. № 121 «О государственном комитете обороны Донецкой Народной Республики». [Электронный ресурс]. - URL: https://glavadnr.ru/doc/ukazy/Ukaz_N121_03042022.pdf (дата обращения 15.11.2022).
7. Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/192291/ (дата обращения 18.11.2022).
8. Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74723317/(flaTa обращения 18.11.2022).
9. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. -URL: https://www. https://base.garant.ru/12136676/(flaTa обращения 18.11.2022).
10. Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне». [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70871314/ (дата обращения 18.11.2022).
11. ГОСТ Р 42.4.03-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны». [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200122706/ (дата обращения 18.11.2022).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/181232/ (дата обращения 18.11.2022).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2019 г. № 1391 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/72945272/paragraph/ (дата обращения 17.11.2022).
14. В Белгороде готовят интерактивную карту убежищ. По материалам электронного ресурса «Ведомости». [Электронный ресурс]. - URL: ohttps://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/ll/15/950380-vlasti-belgoroda-gotovyat-k-publikatsii-interaktivnuyu-kartu-ubezhisch (дата обращения 15.11.2022).
15. Научно-методический труд по планированию и ведению гражданской обороны в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях / МЧС России. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 200 с.
ON POSSIBLE DIRECTIONS FOR IMPROVING THE PROTECTION OF THE POPULATION IN CONDITIONS OF MODERN MILITARY CONFLICTS
Alexander KUZMIN
candidate of military sciences, professor, professor of the department (operational management of the RSChS and Civil Defense) The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A E-mail: a-i-kuzmin2006Qyandex.ru
Anatoliy PONOMAREV
doctor of military sciences, professor, professor of the department (operational management of the RSChS and Civil Defense) The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A E-mail: a.ponomarevQamchs.ru
Vasiliy POLEVOY
candidate of military sciences, associate professor, deputy head of the Academy (vice-rector) for scientific work
The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A E-mail: v.polevoyQamchs.ru
Anton KUZMIN
candidate of technical sciences,
head of the faculty of management
The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia
Address: 141435, Moscow region, city Khimki,
md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A
E-mail: an.kuzminQamchs.ru
Abstract. This article, based on the analysis, reveals some problematic issues in the organization of the protection of the population in the conditions of modern military conflicts and suggests possible ways to resolve them. Some features of modern military conflicts that have a significant impact on the organization and methods of protecting the population are presented. The main directions for improving the protection of the population in the conditions of modern military conflicts are formulated.
Keywords: civil defense of the Russian Federation, zoning of territories, management of the protection of the population, notification of the population, protection of the population. Citation: Kuzmin A.I., Polevoy V.G., Ponomarev A.I., Kuzmin A.A. On possible directions for improving the protection of the population in conditions of modern military conflicts // Scientific and educational problems of civil protection. 2022. № 4 (55). S. 16 - 28.
References
1. Guidelines for planning, preparing and conducting the evacuation of the population, material and cultural values to safe areas: Library of the head of the territorial body of the EMERCOM of Russia / Under the general editorship of V.A. Puchkov. - M .: LLC "Multimedia Technologies and Distance Education 2005. 128 s.
2. Guidelines for determining safe areas suitable for accommodating the evacuated population, material and cultural values in the constituent entities of the Russian Federation (including taking into account the possibility of using areas with minimal damaging factors). Approved EMERCOM of Russia 26.04.2012 No. 2-4-87-11-14. [Electronic resource]. - URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-opredeleniiu-bezopasnykh-raionov-prigodnykh-dlja-razmeshchenija/(date of access: 11.17.2022).
3. Forecasted challenges and threats to the national security of the Russian Federation and directions for their neutralization / Ed. ed. A.S. Korzhevsky; editorial board: V.V. Tolstykh, I.A. Kopyiov. - M. RGGU, 2021. 604 s.
4. Federal Law of February 12, 1998 No. 28-FZ On Civil Defense. [Electronic resource]. - URL: https://base.garant.ru/178160/ (date of access: 11.15.2022).
5. Code of rules SP 165.1325800.2014 Engineering and technical measures for civil defense (Order of the Ministry of Construction of Russia dated November 12, 2014 No. 705 / pr). [Electronic resource]. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/3847/ (date of access: 11.15.2022).
6. Decree of the Head of the Donetsk Peoples Republic dated April 3, 2022 No. 121 "On the State Defense Committee of the Donetsk People's Republic". [Electronic resource]. - URL: https://glavadnr.ru/doc/ukazy/Ukaz_N121_03042022.pdf (date of access: 11.15.2022).
7. Regulations on civil defense in the Russian Federation (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of November 26, 2007 No. 804) [Electronic resource]. - URL: https://base.garant.ru/192291/ (date of access: 11.18.2022).
8. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia and the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation dated July 31, 2020 No. 578/365 "On Approval of the Regulations on Public Warning Systems". [Electronic resource]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74723317/ (date of access: 11.18.2022).
9. Federal Law No. 122-FZ of August 22, 2004 "On Amendments to Legislative Acts of the Russian Federation and Recognition of Certain Legislative Acts of the Russian Federation as Invalid in Connection with the Adoption of Federal Laws "On Amendments and Additions to the Federal Law "On General Principles of Organization legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation "and "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation"(with amendments and additions). [Electronic resource]. - URL: hups: www. https://base.garant.ru/12136676/ (date of access: 11.18.2022).
10. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated December 18, 2014 No. 701 "On approval of the Standard Procedure for the Creation of Non-Staff Formations to Ensure the Implementation of Civil Defense Measures". [Electronic resource]. - URL: https://base.garant.ru/70871314/ (date of access: 11.18.2022).
11. GOST R 42.4.03-2015 "National standard of the Russian Federation. Civil defense. Protective structures of civil defense". [Electronic resource]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200122706/ (date of access: 11.18.2022).
12. Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 1999 No. 1309 "On the procedure for creating shelters and other civil defense facilities."[Electronic resource]. [Electronic resource]. - URL: https://base.garant.ru/181232/ (date of access: 11.18.2022).
13. Decree of the Government of the Russian Federation of October 30, 2019 No. 1391 "On Amendments to the Procedure for the Creation of Shelters and Other Objects of Civil Defense". [Electronic resource]. -URL: http://ivo.garant.rU/#/document/72945272/paragraph/ (date of access: 11.17.2022).
14. An interactive map of shelters is being prepared in Belgorod. According to the materials of the electronic resource "Vedomosti". [Electronic resource]. - URL: ohttps: / / www.vedomosti.ru / politics / news /2022/11/15/950380-vlasti-belgoroda-gotovyat-k-publikatsii-interaktivnuyu-kartu-ubezhisch (date of access: 11.15.2022).
15. Scientific and methodological work on planning and conducting civil defense in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities / EMERCOM of Russia. - M.: FGBU VNII GOChS (Fib), 2017. 200 s.