Научная статья на тему 'О возможностях развития коммуникативной компетенции студентов в дисциплинах по выбору'

О возможностях развития коммуникативной компетенции студентов в дисциплинах по выбору Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабурова О.А.

В статье рассматривается опыт проведения занятий по развитию коммуникативной компетенции студентов в дисциплинах по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях развития коммуникативной компетенции студентов в дисциплинах по выбору»

22

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

3. Приёмы технологии РКМ: Информационный банк современного учителя [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://kmspb.narod.ru/ posobie/priem.htm - Загл. с экрана.

4. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ci-taty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo. - Загл. с экрана.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ДИСЦИПЛИНАХ ПО ВЫБОРУ

© Шабурова О.А.*

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, г. Комсомольск-на-Амуре

В статье рассматривается опыт проведения занятий по развитию коммуникативной компетенции студентов в дисциплинах по выбору.

Ключевые слова: компетенция, общекультурные компетенции, коммуникативные компетенции.

Процесс демократизации, а вместе с тем и гуманизации образования актуализирует вопрос о компетентностном подходе к обучению, и, следовательно, выделяет проблему развития ключевых компетентностей личности обучающихся. Среди направлений развития личности учащихся особую актуальность в современной ситуации приобретает коммуникативное развитие как условие успешности социального взаимодействия личности в реализации всех видов жизнедеятельности.

Показателем коммуникативного развития личности является коммуникативная компетентность, рассматриваемая как способность и готовность вступать в различного рода (вербальные, невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью решения задач общения (поиска, передачи информации, быть понятым, понимать и т.п.) [1-6].

В Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете студентам предлагаются дисциплины по выбору для оттачивания и реализации коммуникативных навыков и умений, что ускоряет процесс коммуникативного развития личности студентов. Так, анализируя наполнение основных образовательных программ по самым различным направлениям подготовки бакалавров, можно констатировать, что в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете введены такие дисциплины по выбору, как «Деловое общение» (направление 080100.62 - Экономика); «Психология делового общения» (направление 210100.62 - Электроника и наноэлектроника, направление 201000.62 - Биотехнические системы

Доцент кафедры «Педагогика и психология профессионального образования», к.п.н., доцент.

Современные педагогические технологии

23

и технологии; направление 222000.62 - Инноватика; 035700.62 - Лингвистика), «Этика делового общения» (направление 280700.62 - Техносферная безопасность), «Этика деловых отношений» (направление 151600.62 - Прикладная механика).

На наш взгляд, такой выбор дисциплин связан, прежде всего, с задачей освоения общекультурных компетенций, четко прописанных в каждом из названных направлений подготовки бакалавров. Определенная часть из них относится к коммуникативной компетенции и некоторые определения или совпадают, или тождественны, например:

... выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4, направление 222000.62 - Инноватика; ОК-2, направление 201000.62 - Биотехнические системы и технологии; ОК-2, направление 210100.62 - Электроника и наноэлектроника);

- способен логические верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6, направление 080100.62 - Экономика);

- умеет логические верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2, направление 151600.62 - Прикладная механика);

- способностью к работе в коллективе, способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-6, направление 222000.62 - Инноватика);

- способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3, направление 201000.62 - Биотехнические системы и технологии; ОК-3, направление 210100.62 - Электроника и наноэлектроника);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7, направление 080100.62 - Экономика);

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами и к работе в коллективе (ОК-3, направление 151600.62 - Прикладная механика);

- быть готовым к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4, направление 035700.62 - Лингвистика).

Несмотря на несовпадающие названия дисциплин по выбору, все они направлены на развитие коммуникативной компетенции. Например, план занятий по формированию умений логически верно, аргументировано ясно строить устную речь, быть готовым к сотрудничеству с коллегами и работе в коллективе состоял из 2-х блоков. Первый блок заключался в обучении студентов основам построения и презентации речи. При этом каждое заня-

24

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тие первого блока состояло из двух частей: теоретической и практической. В рамках теоретической части занятия обучающиеся знакомились с правилами и средствами грамотного выражения своих мыслей, а также способами эффективной презентации высказывания. Вторая часть занятия была посвящена отработке речевых навыков, полученных в результате обучения.

Второй блок включал в себя занятия по подготовке и проведению среди обучающихся дебатов и диспутов на различные темы, актуальные для данного возраста. Целью второго этапа являлось предоставление обучающимся возможности применения коммуникативных навыков и умений, полученных в ходе, как основного, так и самостоятельного обучения, относительно самых разнообразных тем, а также различных ситуаций общения. Одни занятия подразумевали индивидуальную подготовку и выступления, другие -групповую подготовку. Групповая подготовка к дебатам предполагала разделение участников на несколько микрогрупп (команд) (3-4), в которых студенты, подготавливая выступление по той или иной теме, высказывали свое мнение, предложения, обсуждали возможные варианты построения и презентации речи. Данные занятия проводились в форме состязания между микрогруппами, от каждой из которых преподавателем выбирался один представитель для презентации позиции команды по заданной теме, а также для ответа на вопросы участников других микрогрупп.

Перед проведением занятий, включающих групповую подготовку, обучающихся обязательно знакомили с основными правилами организации командной работы (ценность каждого мнения, общая ответственность, как за положительный, так и за отрицательный результат, взаимная помощь и поддержка, оставление всех нерабочих споров и обид за рамками команды и т.д.).

При индивидуальной подготовке каждый из участников самостоятельно размышлял над аспектами затронутых тем и готовил индивидуальные высказывания. По окончании обучения было проведено контрольное тестирование уровня коммуникативного развития студентов группы.

На самом первом занятии мы провели диагностику уровня развития коммуникативной компетентности на базе студентов 1-2 курса гуманитарного факультета и факультета экологии и химических технологий КнАГТУ

Система критериев развития коммуникативной компетентности студентов 1-2 курсов с учетом описания коммуникативного развития раннего юношеского возраста выглядит следующим образом:

1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.

2. Реагирование на справедливую критику.

3. Реагирование на несправедливую критику.

4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.

5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет".

Современные педагогические технологии

25

7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.

9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.

10. Реагирование на попытку вступить в контакт.

Для исследования коммуникативной компетентности студентов в условиях курсов по выбору мы использовали методику диагностики уровня развития коммуникативных способностей Л. Михельсона в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха, направленную на определение уровня сформированно-сти коммуникативных навыков студентов [7].

Применение стандартизированной методики сочеталось с такими доступными и многофункциональными методами педагогического исследования как педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки педагогов и самооценки студентов.

Результаты исследования выявили средний уровень развития коммуникативной компетентности и даже студенты гуманитарной (языковой) направленности, программа обучения которых имеет отдельные занятия, отведенные для развития навыков устной и письменной речи, испытывают трудности в решении коммуникативных задач.

Стоит отметить, что наиболее низкие результаты студенты показали по таким критериям развитости коммуникативных навыков как умение реагировать на несправедливую критику (12 % - высокий показатель; 50 % - средний; 38 % - низкий) и умение оказать поддержку (10 % - высокий уровень; 50 % - средний; 40 % - низкий).

После проведения занятий мы снова протестировали студентов. Данные повторной диагностики были занесены в сводную таблицу:

Таблица 1

Динамика развития коммуникативной компетентности студентов

Критерии оценивания коммуникативной компетентности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Д.Э. П.Э. Д.Э. П.Э. Д.Э. П.Э.

Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника 17 % 23 % 44 % 50 % 39 % 27 %

Реагирование на справедливую критику 22 % 30 % 44 % 50 % 34 % 20 %

Реагирование на несправедливую критику 12 % 17 % 50 % 47 % 38 % 36 %

Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника 30 % 33 % 55 % 53 % 25 % 14 %

Умение обратиться к сверстнику с просьбой 27 % 30 % 50 % 53 % 23 % 17 %

Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» 12 % 17 % 47 % 53 % 41 % 30 %

Умение самому оказать сочувствие, поддержку 10 % 14 % 50 % 53 % 40 % 33 %

Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников 33 % 36 % 36 % 40 % 31 % 24 %

Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность 24 % 33 % 36 % 40 % 40 % 27 %

Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт 21 % 26 % 45 % 49 % 34 % 25 %

26

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Особенно следует отметить показатели по такому критерию как умение вступить в контакт с другими людьми. За время проведения занятий количество студентов, показывающих высокий уровень развития коммуникативной компетентности по данному признаку, возросло на 9 %, а средний уровень - на 4 %, в то время как количество студентов с низким уровнем развития умения вступать в контакт снизилось на 13 %.

В целом количество студентов, обнаруживающих высокий уровень увеличилось на 5 %; количество студентов, демонстрирующих средний уровень коммуникативного развития личности, повысилось на 5 %, в то время как количество студентов, проявляющих низкий уровень, снизилось на 9 %. Эти данные также подтверждены наблюдениями других преподавателей, работающих в группах, отзывами самих студентов.

Таким образом, наше исследование показало эффективность осуществленной нами работы и подтвердило предположение о том, что коммуникативное развитие личности студентов будет эффективным при включении их в особое коммуникативное пространство (диспут), позволяющее реализовывать коммуникативные навыки, приобретаемые в учебном процессе на занятиях курсов по выбору.

Список литературы:

1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.

2. Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.И. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.

3. Петровская Л.А. О природе компетентности в общении / Л.А. Петровская // Мир психологии: научно-методический журнал академии педагогических и социальных наук/ Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 1996. -№ 3. - С. 31-36.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.

5. Соловьева О.В. Коммуникативная компетентность психолога / О.В. Соловьева, Ю.В. Аникеева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1 (8).

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как результат личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

7. Тест коммуникативных умений Михельсона [Электронный ресурс] // А-Я. Психология. - Режим доступа: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения: 31.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.