Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной компетентности русских и хакасских девушек'

Особенности коммуникативной компетентности русских и хакасских девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова О. В.

В статье представлены результаты анализа структурных элементов коммуникативной компетентности в двух выборках: группах русских и хакасских девушек-студенток. Рассматриваются как общие, так и отличительные особенности коммуникативной компетентности девушек русской и хакасской национальности, которые проявляются в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distinctive Features of Communication Competence of Russian and Khakassian Girls

The paper presents the results of the analysis of structural elements of communication competence in 2 sample groups of Russian and Khakassian students. The paper considers both common and distinctive features of Russian and Khakassian girls communication competence which manifest themselves in cognitive, emotional and behavioral components.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной компетентности русских и хакасских девушек»

О. В. Михайлова

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУССКИХ И ХАКАССКИХ ДЕВУШЕК

В научной литературе понятие «коммуникативная компетентность» трактуется не однозначно и рассматривается как характеристика взаимодействия людей, их знаний и умений, как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми в связи со способностями к общению; определяется как ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний межличностных отношений и условий социальной среды, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения1.

В нашем исследовании под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное, относительно стабильное и целостное психологическое образование, которое проявляется в личностных особенностях поведения и общения как отдельного индивида, так и этнических групп.

Исследование особенностей коммуникативной компетентности проводилось на базе Хакасского государственного университета, Института непрерывного педагогического образования, Института Саяно-Алтайской тюркологии. Выборка составила 254 человека: студентки 1—Ш курсов, обучающиеся по педагогическим специальностям, в возрасте от 18 до 23 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы. Первую группу составили студенты 1—Ш курсов русской национальности, обучающиеся в Институте непрерывного педагогического образования. Общее количество — 144 девушки. Во вторую группу вошли студентки 1—Ш курсов хакасской национальности, обучающиеся в Институте саяно-алтайской тюркологии и Институте непрерывного педагогического образования. Общее количество — 110 девушек.

Для исследования особенностей коммуникативной компетентности студентов разной национальности мы использовали следующие методики: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в модификации Е. Михайловой, методика В. В. Бойко «Ваши эмпатические способности»2, опросник исследования самоотношения личности В. В. Столина, методика «Уровень коммуникативной толерантности» В. В. Бойко3, методика и тест Л. Михельсона «Коммуникативные умения» в модификации Ю. З. Гильбуха4.

Ориентируясь на теоретические источники, в нашем исследовании мы рассматривали три компонента коммуникативной компетентности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Анализ межгрупповых различий осуществлялся при помощи ^-критерия Стьюдента для независимых выборок.

В качестве основной составляющей когнитивного компонента коммуникативной компетентности мы рассматривали социальный интеллект, который изучался на основе методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в модификации Е. С. Михайловой.

© О. В. Михайлова, 2008

Статистически значимые различия между русскими и хакасскими девушками выявлялись по следующим показателям: композитная оценка социального интеллекта, субтесты «Вербальная экспрессия» и «Истории с дополнением». Достоверно значимые различия между русскими и хакасскими студентками были обнаружены по композитной оценке социального интеллекта (Мр =31,74; Мх =29,48; t=3,672; р = 0,000). Система интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания ситуации людьми, несколько лучше сформирована у русских девушек. Русские студентки быстрее извлекают информацию о поведении людей, для них характерны более точные суждения о людях. Кроме того, русские студентки демонстрируют большую способность к прогнозированию реакции людей в заданных обстоятельствах, дальновидность в отношениях с другими, что в свою очередь способствует их более успешной адаптации в различным условиям. Вероятно, это можно объяснить тем, что русские девушки проявляют больший интерес к социальным проблемам или у них более сформированы потребности воздействия на других. Хакаски чаще испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что может усложнять социальную адаптацию. Важно подчеркнуть, что у студенток обеих национальностей средние показатели социального интеллекта находятся в пределах средневыборочной нормы.

Статистически значимые различия были обнаружены по субтесту «Вербальная экспрессия» (Мр =8,44; Мх =7,22; t =4,606; р = 0,000). Русские девушки обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих отношений, быстрее и правильнее понимают то, что люди говорят друг другу в контексте ситуации, определенных взаимоотношений.

Различия между группами были выявлены также по субтесту «Истории с дополнением» (Мр =5,83; Мх=5,27; t =2,278; р =0,024). Русские девушки показали высокие способности к распознаванию сложных ситуаций взаимодействия между людьми, кроме того, они понимают логику развития этих ситуаций, чувствуют изменения их смысла при включении в коммуникацию различных участников.

По таким субтестам, как «Истории с завершением», «Группы экспрессии», статистически значимых различий выявлено не было.

Девушки обеих национальностей демонстрируют средние способности в умении предвидеть последствия поведения. Они проявляют одинаковую способность к предвосхищению дальнейших поступков людей на основе анализа реальных ситуаций семейного, дружеского или делового общения, к предсказанию событий на основании понимания чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Но они могут ошибаться в своих прогнозах поведения других, если будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожиданным, нетипичным образом. Девушки обеих национальностей хорошо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. Русские и хакасские девушки демонстрируют одинаковую способность к правильной оценке состояний, чувств, намерений людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам (Мр=9,29; Мх =7,69; t = 1,251; р =0,212).

Сравнительный анализ эмпатии у русских и хакасских девушек показал, что существуют достоверно значимые различия как по отдельным каналам эмпатии, так и по суммарному показателю. Статистически значимые различия между группами обнаружены в рациональном канале эмпатии (Мр =3,02; Мх=2,66; t=2,229; р =0,027). Русские девушки проявляют больший интерес к поведению, проблемам, состояниям других людей. Они стремятся понять характер, склонности, способности партнера. Хакаски более сдержаны в проявлении любопытства по отношению к другим людям. Они стараются не разглядывать партнера, не подслушивать разговоры посторонних, не выслушивать исповеди знакомых. Различия между

группами русских и хакасских девушек обнаружены в проникающей способности к эмпатии (Мр =3,26; Мх =2,95; t =2,274; р = 0,024). Русские девушки более склонны к созданию атмосферы открытости, доверительности. Хакаски чаще отмечают, что им сложно войти в доверие к человеку, задушевно беседовать с настороженными, замкнутыми людьми. Достоверно значимые различия между русскими и хакасскими девушками выявлены в идентификации в эмпатии (Мр =3,24; Мх =2,39; t=5,077; р = 0,000). Русские стараются понять другого человека на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. Они отмечают, что способны понимать людей без лишних слов, угадать в новом человеке «родственную душу». Хакаски считают, что иногда им сложно понимать людей, они не склонны подражать другим, копировать поведение, интонацию, мимику партнера. Следует подчеркнуть, что у хакасских девушек именно этот канал эмпатии оказался наименее развитым.

Различия также обнаружены и в интуитивном канале эмпатии (Мр =3,25; Мх =2,86; t=2,036; р = 0,04). В условиях дефицита информации о партнере русские чаще опираются на опыт, хранящийся в подсознании.

Достоверно значимые различия между группами выявлены и по суммарному показателю эмпатии (Мр =19,54; Мх = 17,35; t =4,483; р = 0,000). Эмпатические способности более выражены у русских девушек. Хотя следует подчеркнуть, что и для русских и для хакасских девушек характерен средний уровень эмпатии. Наиболее сформированы у русских девушек эмоциональный канал эмпатии и установки, способствующие эмпатии, у хакасок — эмоциональный канал эмпатии. Наименее развит у русских девушек рациональный канал эмпатии, у хакасских — идентификация в эмпатии.

В эмоциональном канале эмпатии и установках, способствующих эмпатии, значимых различий не обнаружено. И русские и хакасские девушки демонстрируют средние умения входить в эмоциональный резонанс с окружающими, проявлять в ходе общения сопереживание, сочувствие к партнеру (Мр =3,38; Мх =3,35; t =0,164; р = 0,870). Студентки в целом проявляют умеренный интерес, любопытство к другой личности, к переживаниям, проблемам окружающих (Мр =3,38; Мх=3,13; t = 1,592; р = 0,113).

В отношении к себе у русских и у хакасских девушек существуют достоверно значимые различия по шкале «самопринятие» (Мр =8,6; Мх =7,78; t=3,177;р = 0,002). Русские девушки более дружественно относятся к себе, находятся в большем согласии с собой, одобряют свои планы и желания, эмоционально принимают себя такими, какие они есть, даже с некоторыми недостатками. По шкале «внутренняя конфликтность» были обнаружены статистически значимые различия (Мр =5,57; Мх =7,47; t=-4,111; р = 0,000). Хакасские девушки демонстрируют умеренно повышенные баллы по этой шкале, что может свидетельствовать о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я», отсутствии вытеснения. Русские студентки склонны игнорировать существующие проблемы, у них ярко выражены поверхностное самодовольство, импунитивные тенденции. По шкале «самообвинение» выявлены достоверно значимые различия (Мр = 4,19; Мх=5,38; t = -3,415; р = 0,001). Хакасские девушки более склонны к интрапунитивности, чаще, чем русские девушки, готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

По таким шкалам, как «открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «зеркальное „Я“», «самоценность», «самопривязанность», статистически значимых различий выявлено не было. В обеих группах баллы по шкале «открытость» или «внутренняя честность» несколько завышены (Мр = 6,52; Мх = 6,56; t = -0,229; р = 0,819). Это может указывать на некоторую закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе. У русских и хакасских девушек сформировано представление

о себе как о самостоятельных, волевых, энергичных, надежных, достойных уважения людях. Девушки обеих национальностей удовлетворены собой и своими возможностями, несколько самоуверенны. На это указывают средние баллы по шкале «самоуверенность» (Мр =8,56; Мх=8,54; t = 0,083; р = 0,934). По шкале «саморуководство» девушки демонстрируют баллы, соответствующие существующим средним показателям (Мр =4,19; Мх=5,38; t = -3,415; р =0,001). Девушки обеих национальностей отмечают свою неспособность противостоять судьбе и подвластность своего «Я» временным обстоятельствам. Они не стремятся искать причины поступков и результатов в себе. Однако и русские и хакасские девушки прекрасно понимают, что результаты их действий зависят во многом от них самих. По шкале «отраженное самоотношение» или «зеркальное „Я“» русские и хакасские девушки демонстрируют средние показатели (Мр =5,83; Мх=5,58; t = 1,180; р = 0,239). В целом, они уверены в положительном отношении к себе со стороны окружающих, в симпатии, одобрении и понимании близких людей, хотя иногда указывают на непонимание и неодобрение со стороны партнеров. По шкале «самоценность» статистически значимых различий не выявлено (Мр =7,78; Мх =7,45; t = 1,541; р = 0,125). Русские и хакасские девушки положительно относятся к себе, ощущают ценность собственной личности. Но иногда некоторые из них сомневаются в ценности своего «Я» для других. Также не выявлено достоверно значимых различий по шкале «самопривязанность» (Мр = 4,86; Мх =5,01; t = -0,689; р = 0,491). Русские и хакасские девушки демонстрируют в целом положительное отношение к себе, но при этом хотят что-то в себе изменить, мечтают соответствовать идеальным представлениям о себе.

В качестве составляющих поведенческого компонента коммуникативной компетентности девушек русской и хакасской национальностей мы рассматривали коммуникативную толерантность и коммуникативные умения. В результате исследования коммуникативной толерантности девушек русской и хакасской национальностей были выявлены достоверно значимые различия как в общем уровне коммуникативной толерантности, так и по отдельным показателям. Достоверно значимые различия были выявлены по такому компоненту установки, как «неприятие или непонимание индивидуальности человека» (Мр = 4,55; Мх = 5,87; t = -5,826; р = 0,000). В общем, девушки обеих национальностей демонстрируют достаточно толерантное отношение к индивидуальности другого человека. Но все же русские девушки более спокойно воспринимают оригинальные, нестандартные, яркие личности, их меньше раздражают суетливые, непоседливые люди.

Статистически значимые различия были выявлены в умении скрывать или сглаживать неприязненное отношение к партнерам с низкими качествами коммуникабельности (Мр =5,81; Мх =7,31; t = -4,960; р = 0,000). Обе группы демонстрируют низкую степень толерантности по отношению к некоммуникабельным качествам партнера (грубости, самоуверенности, озлобленности и т. д.), однако у хакасских студентов данная черта выражена более ярко, при этом им сложно скрывать свое негативное отношение к партнеру. Различия между группами русских и хакасских девушек были обнаружены в «стремлении подогнать партнера под себя, сделать его удобным» (Мр =5,09; Мх=5,84; t =-2,257; р = 0,025). Следует отметить, что обе группы достаточно терпимы в этом отношении. Но все же русские девушки менее склонны «обтесывать» те или иные качества личности партнера, меньше стремятся регламентировать его поступки или добиваться сходства с собой. Хакасские девушки чаще, чем русские, настаивают на принятии партнером их точки зрения, оценивают партнера, исходя из своих представлений, чаще проявляют нетерпение.

Статистически значимые различия в коммуникативной толерантности русских и хакасских девушек обнаружены и в умении «прощать другому ошибки, непреднамеренно

причиненные им неприятности» (Мр =5,43; Мх = 6,66; t = -4,165; р = 0,000). И русские и хакасские девушки умеют прощать своих обидчиков. Но при этом хакасские девушки более склонны придавать особый смысл поступкам и словам партнера, тем самым усложняя отношения с ним. Русские девушки более терпимы к ошибкам, неловкостям партнера. Достоверно значимые различия между группами обнаружены по показателю «нетерпимости к физическому или психическому дискомфорту партнера» (Мр =3,37; Мх =4,16; t = -3,059; р =0,002). Интересно отметить, что девушки обеих национальностей демонстрируют наибольшую толерантность именно по этому показателю, т. е. в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, они проявляют соучастие и сопереживание, вероятно, не забывая

о том, что сами в подобных состояниях рассчитывают на понимание и поддержку окружающих. Но русские девушки несколько более толерантно относятся к дискомфортным состояниям окружающих, чем хакасские девушки. Различия между группами были обнаружены и в умении «приспосабливаться к партнерам» (Мр =4,62; Мх =6,36; t=-6,552; р =0,000). В целом девушки обеих национальностей проявляют хорошие адаптивные способности при взаимодействии с людьми. Но хакаски чаще отмечают, что им сложно приспосабливаться к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Русским девушкам легче адаптироваться к партнерам. Статистически значимые различия между группами девушек обнаружены также в суммарном показателе интолерантности (Мр =43,39; Мх = 51,88; t = -5,110; р = 0,000). И для русских и для хакасских девушек характерен средний уровень коммуникативной толерантности. Девушки обеих национальностей демонстрируют достаточно терпимое отношение к партнерам в различных ситуациях. Однако у русских девушек общий уровень толерантности несколько выше, чем у хакасок.

В таких компонентах установки, как «использование себя в качестве эталона при оценке других», «категоричность и консерватизм в оценках людей», «стремление переделать, перевоспитать партнеров», статистически значимых различий обнаружено не было. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, русские и хакасские студентки не склонны рассматривать в качестве эталона самих себя (Мр = 4,15; Мх = 4,45; t = -1,209; р =0,228). Они не отказывают партнеру в праве на индивидуальность, стараются судить о партнере, руководствуясь не только своими привычками, установками и настроениями. Девушки обеих национальностей умеренно категоричны и консервативны в оценках людей (Мр =5,47; Мх=5,96; t = -1,797; р = 0,074). Они не склонны требовать от партнеров предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует их внутреннему миру, сложившимся ценностям и вкусам. Русские и хакаски практически не стремятся переделать, перевоспитать своего партнера (Мр = 4,89; Мх =5,26; t = -1,182; р = 0,238), хотя в мягкой форме они могут требовать соблюдать правила поведения и сотрудничества, делать замечания.

Перейдем к анализу коммуникативных умений у русских и хакасских девушек. Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия между этими двумя группами лишь по отдельным коммуникативным умениям, таким как умения «оказывать и принимать знаки внимания», «обратиться к сверстнику с просьбой», «оказать сочувствие и поддержку», «реагирование на справедливую критику», «реагирование на попытку вступить в контакт».

В типах реакций достоверно значимых различий между двумя выборками выявлено не было. Наблюдаются лишь различия на уровне тенденции к использованию неуверенных реакций в различных коммуникативных ситуациях (Мр =28,65 %; Мх =31,43 %; t = -1,811; р = 0,071). Девушки хакасской национальности чаще, чем русские, проявляют подобные

реакции в ходе общения и взаимодействия. В частоте использования уверенных и агрессивных моделей поведения достоверно значимых различий не обнаружено. У девушек обеих национальностей преобладает уверенное поведение в различных коммуникативных ситуациях, к агрессивным способам реагирования они прибегают существенно реже.

Рассмотрим степени сформированности отдельных коммуникативных умений.

• Умение оказывать и принимать знаки внимания. Преимущественное в процентном выражении число правильных уверенных реакций студентки обеих национальностей демонстрируют именно в этой ситуации. По-видимому, когда их хвалят, восхищаются ими, наиболее стереотипной реакцией является спокойное «спасибо» — уверенный и правильный ответ (Мр =80,55 %; Мх =74,55 %; t =-2,028; р = 0,044). Вместе с тем, существуют статистически значимые различия в проявлении зависимых и агрессивных реакций в подобных ситуациях. Хакаски чаще, чем русские девушки, проявляют зависимые реакции (Мр =15,10 %; Мх =24,09 %; t = -3,356; р = 0,001). Они чаще игнорируют любезное отношение к ним, смущаются от похвалы или комплиментов. Русские девушки чаще, чем хакасские используют агрессивный тип реагирования на знаки внимания (Мр = 4,35 %; Мх = 16,36 %; t=2,554; р = 0,011).

• Реагирование на справедливую критику. Русские и хакасские девушки знают, что нужно не только принимать комплименты, но и реагировать на справедливую критику. Несмотря на то, что в обеих группах преобладают правильные уверенные реакции, т. е. ситуация критики, которую они сами считают справедливой, не является для них проблемой, все же русские девушки демонстрируют более уверенное поведение (Мр =71,87 %; Мх = 60,46 %; t=2,441; р = 0,015). Более того, хакасские девушки чаще, чем русские, проявляют агрессивный тип реагирования на критику (Мр = 10,42; Мх = 16,36; t = -1,925; р = 0,055).

• Реагирование на несправедливую критику. В данном случае не выявлено достоверно значимых различий между группами девушек. В обеих группах преобладают правильные уверенные реакции (Мр =54,86 %; Мх=59,09 %). Но и агрессивный тип реагирования в подобных случаях также весьма распространен. 25 % девушек и в русской и в хакасской группах несправедливую критику воспринимают агрессивно.

• Реагирование на провоцирующее поведение. Статистически достоверных различий между группами девушек в реакции на задевающее поведение собеседника не обнаружено. И у русских и у хакасских девушек отсутствует явно выраженное преобладание уверенного поведения (Мр = 45,28; Мх = 45,45). Девушки обеих национальностей достаточно часто выбирают неправильный тип реагирования на провоцирующее поведение. Причем русские чаще проявляют зависимые, неуверенные реакции, а хакаски — агрессивные.

• Умение обратиться к сверстнику с просьбой. В данном умении обнаружены достоверно значимые различия между русскими и хакасскими девушками (Мр =70,49; Мх = 62,73; t=2,101; р =0,037). И хотя в обеих группах преобладают уверенные реакции в ситуациях, где нужно обратиться к сверстнику с просьбой, русские оказались более компетентны в умении «просить».

• В группе ситуаций умение «ответить отказом» вновь в обеих группах преобладает уверенный компетентный тип реагирования (Мр =69,78; Мх =74,73). Статистически значимых различий в этом умении выявлено не было.

• Умение оказать сочувствие и поддержку. В целом, для обеих групп характерно уверенное поведение. Но более высокую активность в проявлении эмпатии демонстрируют русские девушки (Мр = 67,78; Мх=54,55; t=3,142; р =0,002). Хакаски чаще, чем русские, проявляют зависимое неуверенное поведение в ситуациях, когда от них требуется сочувствие и поддержка (Мр =28,13; Мх =44,9; t=-3,908; р =0,000).

• Умение самому принять сочувствие и поддержку других. В обеих группах преобладает уверенный компетентный тип реагирования (Мр =58,68 %; Мх=55,00 %). Однако и у русских и у хакасских девушек высок процент зависимого поведения (Мр =36,46 %; Мх =36,82 %). Следует отметить, что девушки обеих национальностей в ситуациях принятия сочувствия чувствуют себя менее уверенно, чем в ситуациях, когда они сами должны проявить эмпатию. Статистически достоверных различий в умении принять сочувствие и поддержку между группами не выявлено.

• Умение вступить в контакт с другим человеком. В этом случае можно говорить о том, что соответствующие умения у студенток обеих национальностей недостаточно сформированы (Мр =46,25 %; Мх =52,73 %). Несмотря на то, что статистически значимых различий не выявлено, наблюдается тенденция, при которой у русских девушек преобладающим типом реагирования является зависимое поведение (48,61 %). Хакаски более уверенно чувствуют себя при вступлении в контакт.

• Реагирование на попытку другого вступить в контакт. Соответствующие умения недостаточно сформированы у девушек обеих групп. Преобладающим типом реагирования являются зависимые реакции (Мр =52,43 %; Мх =55,90 %). Достоверно значимые различия выявлены в использовании агрессивных реакций в подобных ситуациях. Русские девушки чаще, чем хакаски, агрессивно реагируют на попытку вступить с ними в контакт (Мр =5,21 %; Мх = 1,82 %; t=2,044;р =0,042).

Таким образом, наиболее сформированным у русских девушек оказалось умение «оказывать и принимать знаки внимания», у хакасок — умение «ответить отказом на чужую просьбу». Наименее уверенно русские и хакасские девушки себя чувствуют при попытке другого вступить с ними в контакт и чаще всего демонстрируют при этом «зависимое поведение». Наиболее агрессивно девушки обеих национальностей реагируют на задевающее, провоцирующее поведение. Наименее агрессивно русские девушки ведут себя при оказании или принятии знаков внимания, а хакасские — при проявлении сочувствия, оказании поддержки собеседнику.

Выводы. Таким образом, в коммуникативной компетентности девушек русской и хакасской национальностей помимо общих выявлен также ряд отличительных особенностей, которые проявляются в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах.

Общие особенности. В когнитивном компоненте девушки демонстрируют средние способности к познанию поведения: способности предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения и способность оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам.

В эмоциональном компоненте коммуникативной компетентности девушки демонстрируют средний уровень эмпатии: способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими, умение сопереживать другому, сочувствовать собеседнику, проявляют умеренное любопытство к другой личности, к проблемам и переживаниям окружающих людей. Девушки положительно относятся к себе, уверены в себе, удовлетворены собой и своими возможностями, уверены в положительном отношении к себе со стороны окружающих, в симпатии и одобрении близких людей. Они ясно осознают, что многое в их жизни зависит от них самих, но при этом часто ссылаются на неспособность противостоять ситуации и временным обстоятельствам.

Общие особенности в поведенческом компоненте коммуникативной компетентности девушек проявляются в том, что они не склонны при оценке других в качестве эталона рассматривать самих себя, умеренно категоричны и консервативны в оценках людей

и практически не стремятся переделать или перевоспитать партнера, хотя и требуют от него соблюдения определенных правил поведения и сотрудничества. В целом, девушки демонстрируют средний уровень коммуникативной толерантности, т. е. достаточно толерантное отношение к партнерам в различных ситуациях. Кроме того, девушки демонстрируют наименьшую толерантность по отношению к некоммуникабельным качествам партнера и наибольшую толерантность по отношению к физическому или психическому дискомфорту партнера. Хотя при этом хакаски чаще, чем русские, отмечают, что им бывает сложно скрывать свое неприятие некоммуникабельных качеств партнера, и они далеко не всегда могут спокойно относиться к дискомфортным состояниям окружающих.

У девушек преобладает уверенное поведение в различных коммуникативных ситуациях: при принятии и оказании знаков внимания, при реагировании на справедливую и несправедливую критику, в ситуациях, когда нужно что-то попросить или ответить отказом на чужую просьбу, при оказании и принятии сочувствия. Девушки чувствуют себя менее уверенно в ситуациях принятия сочувствия, чем в ситуациях, когда они сами должны проявлять сочувствие. Умение «вступить в контакт» у студенток недостаточно сформировано. Однако наблюдается тенденция к тому, что хакаски чувствуют себя более уверенно, ведут себя более активно, когда нужно начать общение с кем-либо, а русские показывают склонность к зависимому неуверенному поведению. При попытке другого вступить с ними в контакт девушки также демонстрируют зависимые неуверенные реакции.

Отличительные особенности. В когнитивном компоненте коммуникативной компетентности отличия проявляются в суммарном показателе социального интеллекта: русские девушки более компетентны в познании поведения другого человека, внимательны к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, быстрее и правильнее воспринимают речевую экспрессию.

В эмоциональном компоненте эмпатические способности более выражены у русских девушек, которые имеют склонность к созданию атмосферы открытости, доверительности в процессе общения с партнером, стараются понять другого, поставить себя на его место, способны ориентироваться на интуицию при недостаточном объеме информации о партнере. При этом русские девушки не всегда проявляют интерес к поведению других людей.

Хакасским девушкам сложно поставить себя на место другого, чтобы лучше понять эмоции и чувства, которые он испытывает в той или иной ситуации. Отличия в самоотно-шении русских и хакасских девушек обнаружены в самопринятии, внутренней конфликтности и склонности к самообвинению. Русские девушки дружественно относятся к себе, находятся в согласии с собой, принимают себя такими, какие они есть, пусть даже с некоторыми недостатками. При этом они склоны к самодовольству, к импунитивным тенденциям, к отрицанию трудностей и проблем. Хакасские девушки положительно относятся к себе, но при этом демонстрируют склонность к рефлексии, стремление к более глубокому проникновению в себя и осознанию своих трудностей. Для них характерны интрапунитивные тенденции. Хакаски чаще, чем русские, готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

Отличия в поведенческом компоненте коммуникативной компетентности девушек проявляются в том, что коммуникативная толерантность несколько выше у русских, чем у хакасок: они более спокойно относятся к своеобразию другого человека, принимают его индивидуальность, с большей легкостью прощают другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности, реже стремятся подогнать партнера под себя, сделать его удобным. Хакаски чаще, чем русские, отмечают, что им бывает сложно приспосабливаться к партнерам.

При оказании и принятии знаков внимания русские студентки чаще, чем хакаски, используют агрессивные реакции, а хакасские девушки чаще, чем русские, — зависимые. При реагировании на справедливую критику русские девушки ведут себя более уверенно (хотя и у хакасок преобладают правильные реакции), а хакасские девушки чаще, чем русские, реагируют на критику агрессивно. Степень уверенности русских девушек в ситуациях, когда возникает необходимость оказать сочувствие и поддержку собеседнику, несколько выше, хакаски же часто выбирают зависимый неуверенный тип реагирования. Кроме того, русские девушки уверенно могут обратиться к сверстнику с просьбой, и чаще, чем хакасские девушки, агрессивно реагируют на попытку вступить с ними в контакт. Таким образом, намечается тенденция, которая проявляется в том, что при использовании неправильных реакций в коммуникативных ситуациях хакасские девушки чаще проявляют неуверенное, а русские — агрессивное поведение.

1 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. М., 1999.

2 Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и других. М., 1996.

3 Там же.

4 Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.