Научная статья на тему 'Показатели сформированности психологической культуры обучающихся разных возрастных групп'

Показатели сформированности психологической культуры обучающихся разных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY / ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ / FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE AT DIFFERENT AGE PERIODS / INDICES OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алаева Мария Васильевна, Дементьева Елена Викторовна, Ардашкина Диана Сергеевна

Проблема становления и развития психологической культуры личности на этапах школьного и вузовского обучения является одной из актуальных для современной педагогики и психологии. Статья посвящена изучению особенностей сформированности психологической культуры в единстве ее структурных компонентов у обучающихся разных возрастных групп. В исследовании использовался комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение когнитивного, ценностно-смыслового и практического компонентов психологической культуры личности. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами, психологами, студентами в ознакомительных целях при планировании и организации работы по формированию психологической культуры обучающихся на разных возрастных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS

The problem of the formation and development of psychological personality culture at the stages of school and university education is one of the topical issues for modern pedagogy and psychology. The article is devoted to the study of the features of the formation of psychological culture in the unity of its structural components among students of different age groups. The study used a complex of psychodiagnostic techniques aimed at studying the cognitive, value-semantic and practical components of the psychological culture of the individual. The practical significance of the research is that the results can be used by educators, psychologists, students for informational purposes when planning and organizing work on the formation of the psychological culture of students at different age stages.

Текст научной работы на тему «Показатели сформированности психологической культуры обучающихся разных возрастных групп»

Психология

УДК:37.03(045)

старший преподаватель Алаева Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, старший преподаватель Дементьева Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Ардашкина Диана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП7

Аннотация. Проблема становления и развития психологической культуры личности на этапах школьного и вузовского обучения является одной из актуальных для современной педагогики и психологии. Статья посвящена изучению особенностей сформированности психологической культуры в единстве ее структурных компонентов у обучающихся разных возрастных групп. В исследовании использовался комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение когнитивного, ценностно-смыслового и практического компонентов психологической культуры личности. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами, психологами, студентами в ознакомительных целях при планировании и организации работы по формированию психологической культуры обучающихся на разных возрастных этапах.

Ключевые слова: психологическая культура личности, показатели сформированности психологической культуры, особенности развития психологической культуры на разных возрастных этапах.

Annotation. The problem of the formation and development of psychological personality culture at the stages of school and university education is one of the topical issues for modern pedagogy and psychology. The article is devoted to the study of the features of the formation of psychological culture in the unity of its structural components among students of different age groups. The study used a complex of psychodiagnostic techniques aimed at studying the cognitive, value-semantic and practical components of the psychological culture of the individual. The practical significance of the research is that the results can be used by educators, psychologists, students for informational purposes when planning and organizing work on the formation of the psychological culture of students at different age stages.

Keywords: psychological culture of personality, indices of the formation of psychological culture, features of the development of psychological culture at different age periods.

Введение. Современная система образования все больше ориентирована на создание условий для наиболее полного и всестороннего развития личности и последующую ее социализацию. Это и многое другое способствует сближению и интеграции педагогической и психологической наук, подчеркивает необходимость психологизации образовательного процесса, повышения уровня психологической грамотности и культуры на разных возрастных этапах.

Программа модернизации образования ставит перед образовательными учреждениями задачи формирования у подрастающего поколения современных жизненно необходимых ключевых компетенций (универсальные учебные действия, опыт самостоятельной работы, личная ответственность и др.), которые действительно становятся основными не только в образовании, но и в общественной жизни и практике. Каждая «ключевая компетенция», согласно результатам исследований (В. В. Семикин, Н. С. Глуханюк, Е. Е. Смирнова и др.), основывается на психологической составляющей - определенной системе психологических свойств, отражающих необходимый минимум знаний и умений, позволяющих достичь успехов в различных вариантах взаимодействия личности с миром, людьми и собой, что является показателем ее психологической грамотности, в частности, и психологической культуры в целом. Низкие показатели сформированности указанных характеристик выступают основной причиной возникающих болезненных состояний, стрессовых ситуаций, проблем в социальном взаимодействии между людьми и т.д. Именно поэтому важно иметь представление о сформированности психологической культуры личности на разных этапах ее становления.

Изложение основного материала статьи. Психологическая культура личности - междисциплинарный феномен, имеющий на сегодняшний день множество научных подходов и концепций, рассматривающих ее различные аспекты, уровни и составляющие (Л. Д. Демина, Н. И. Исаева, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков, Н. И. Обозов, К. М. Романов и др.). Так, психологическая культура личности активно анализируется в контексте проблем общекультурного развития человека (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков и др.), профессиональной подготовки и трудовой деятельности (И. П. Волков, Т. А. Ильина, Ф. Ш. Мухаметзянова и др.), трактуется как культура познания, общения и поведения (М. К. Тутушкина), связывается со способностью личности преодолевать невротические компоненты собственного внутреннего мира (А. Б. Орлов) и т. д. [1; 2; 3]. В контексте общего культурного развития человека она позволяет расширить возможности субъекта адекватно взаимодействовать с окружающим миром в ходе целенаправленных внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды) или саморазвития. О. И. Мотков определяет психологическую культуру личности как «комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений...», высокий уровень ее развития включает «систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [4, с. 7].

7 Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке ЮУрГГПУ «Формирование психологической культуры у участников образовательного процесса» (рег. № 2017-КНМ-08-02, дата рег.: 25.03.2017).

В психологической литературе встречаются различные точки зрения к рассмотрению структуры психологическая культура личности (Н. Н. Обозов, Л. С. Колмогорова, А. В. Корнеева, К. М. Романов и др.). Так, в свете параметрического подхода она активно рассматривается как интегральное, комплексное образование [5]. Основу нашего исследования составляет идея о выделении в структуре психологической культуры личности трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (интеллектуального), ценностно-смыслового (духовно-нравственного) и практического (поведенческого) [6; 7].

Когнитивный (интеллектуальный) компонент психологической культуры представляет собой систему психологических процессов и психологических знаний, обеспечивающих ориентировку личности в многообразии психических явлений (личностных чертах, состояниях, мотивах поведения, отношениях и др.), в других людях, целеполагание и проектирование оптимальных способов воздействия на людей. Речь идет о психологической грамотности личности, представляющей собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение.

Ценностно-смысловой (духовно-нравственный) компонент можно определить как устойчивое личностное отношение человека к себе и другим людям. Данное отношение зависит от того, какое место в системе его ценностей занимают люди: как равноправные личности, как инструменты (средства) решения личных или каких-то иных проблем, как культы поклонения, как благодетели и т. д. Данный компонент соотносится с системой духовно-нравственных ценностей общества [6].

Практический (поведенческий) компонент представлен системой соответствующих умений и навыков, обеспечивающих возможность использования знаний и психологического мышления в процессе взаимодействия с людьми в различных условиях и ситуациях. В него входят навыки межличностного взаимодействия, психологического воздействия на людей, предотвращения конфликтов, управления собственными эмоциональными состояниями, владения собственными мыслительными, мнемическими функциями и т. д. [8].

На основе всего вышесказанного можно говорить о том, что одними из основных составляющих психологической культуры личности являются: психологическая грамотность (когнитивный компонент), понимание ценности и неповторимости каждого человека (ценностно-смысловой компонент), способность грамотно организовать и поддерживать конструктивное взаимодействие (включающая умение управлять собственным состоянием и поведением, способность к сопереживанию, коммуникативную компетентность в целом и др.) (практический компонент).

С целью изучения сформированности показателей психологической культуры на разных возрастных этапах организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 160 человек.

Эмпирическое исследование представлено несколькими этапами.

1. Подбор диагностического инструментария, адекватного цели исследования. В связи с тем, что в настоящее время не существует единой методики, направленной на изучение психологической культуры обучающихся в единстве всех ее структурных компонентов, нами подобран и применен комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение некоторых элементов, наиболее полно, по нашему мнению, отражающих содержание психологической культуры (см. табл. 1).

2. Проведение диагностической процедуры. Эмпирическое исследование организовано на базе МОУ «Лицей № 24» г.о. Саранск с привлечением 120 обучающихся (40 младших школьников, 42 обучающихся среднего звена, 38 старшеклассников) и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» г.о. Саранск с участием 40 студентов в возрасте 18-19 лет.

3. Обработка и анализ результатов исследования.

Таблица 1

Комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение элементов психологической

культуры личности

Компонент психологической культуры личности Изучаемая шкала Методика

когнитивный компонент психологическая грамотность тест «Психологическая грамотность» Л. С. Колмогоровой

ценностно-смысловой компонент ценности личности методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

практический компонент коммуникативная компетентность тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсона

В ходе изучения особенностей когнитивного компонента обучающихся разных возрастов посредством теста «Психологическая грамотность» Л. С. Колмогоровой [9] получены следующие результаты. Уровень психологической грамотности студентов несколько выше, чем у школьников: у большинства из них (55 %) выявлен средний уровень, у 30 % - выше среднего, у оставшихся 15 % - ниже среднего. Самые низкие показатели психологической грамотности отмечены у младших школьников: для 75 % из них характерен низкий уровень и для 25 % - ниже среднего. Психологическая грамотность 47,6 % обучающихся среднего звена соответствует низкому уровню развития, у 28,6 % выявлен уровень ниже среднего и у 23,8 % -средний. Для 47 % старших школьников характерен средний уровень психологической грамотности, 26 % имеют уровень ниже среднего, 17 % - низкий и 10 % - выше среднего.

Приведем результаты качественного анализа полученных данных по каждому субтесту методики. При выполнении субтеста «Понятия» обучающиеся демонстрировали поверхностные психологические знания, допускали ошибки при определении психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), черт характера и эмоциональных состояний человека. Для младших школьников наиболее сложными оказались такие понятия и термины, как «воображение», «мышление», «органы чувств». В представлениях школьников также отмечены некоторые неточности и ошибки в описании щедрости, находчивости, справедливости. Старшеклассники и студенты не смогли правильно объяснить значение терминов

«абстрактный», «ригидный», «интимный», «гармония», «релаксация», «конформизм» и др.

Затруднения у всех испытуемых вызвал субтест «Ситуации». Большинство младших школьников и обучающихся среднего звена школы не смогли понять сути самого задания и многие из них отказывались от его выполнения. Часть старших школьников и студентов также испытали значительные трудности при анализе предложенных ситуаций. В ходе выполнения заданий, направленных на определение причин описанного поведения героя, испытуемые зачастую давали оценку самой ситуации и поведения героя, а не ее психологическое истолкование, что позволяет констатировать у большинства обучающихся вне зависимости от их возраста низкий уровень сформированности элементарных навыков психологического анализа ситуаций.

С решением психологических задач (субтест «Осведомленность»), связанных с применением научных и житейских психологических знаний, психологической интуицией, справилось в основном старшеклассники (55,3 %) и студенты (70 %). Младшие школьники (80 %) и обучающиеся среднего звена (66,7 %) при выполнении задания испытывали значительные затруднения, что, по-нашему мнению, обусловлено небогатым житейским опытом и несформированностью психологической интуиции.

Наибольшие трудности вызвали задания, связанные с описанием переносного смысла «крылатых» выражений и метафор (субтест «Метафоры»). Выявлено, что 82,5 % младших школьников, 78,6 % обучающихся среднего звена, 52,6 % старшеклассников и 30 % студентов не в полной мере могут объяснить значение и происхождение многих из них, часто используемых в повседневной жизни («принцесса на горошине», «гадкий утенок», «валять дурака», «гомерический хохот», «крокодиловы слезы» и др.).

Наличие значительного количества ошибок при выполнении заданий, поверхностные фрагментарные знания и представления обучающихся в области психологии, основанные на личном житейском опыте и полученные «понаслышке», свидетельствуют о недостаточной сформированности когнитивного компонента психологической культуры обучающихся.

В ходе изучения ценностно-смыслового компонента психологической культуры обучающихся посредством теста «Ценностные ориентации» М. Рокича [9] сделаны выводы о доминирующих ценностях обучающихся разных возрастных групп. Так, среди терминальных ценностей у младших школьников ведущими являются: «развлечения» (наличие современных игрушек, гаджетов), они характерны для 55 % испытуемых; «благополучие и здоровье семьи» (20 %); ценности, связанные с «познанием и образованием» (хорошая успеваемость, чтение книг, желание признания успехов родителями, учителем и сверстниками) -выявлены у 12,5 % учащихся. У обучающихся среднего звена школы доминирующими являются такие терминальные ценности как: «наличие хороших и верных друзей» (66,6 %), «свобода» (38 %) и «любовь» (21,4 %). В старшем школьном возрасте на первый план выходят: «получение образования высокого уровня» (58 %), «любовь» (47 %), «интересная работа» (29 %). Наиболее значимыми терминальными ценностями студентов являются «активная деятельная и продуктивная жизнь» (58 %), «интересная работа» (35 %), «счастливая семейная жизнь» (27,5 %).

Сравнительный анализ инструментальных ценностей обучающихся также позволил выделить некоторые особенности в их проявлениях на разных возрастных этапах. Младшими школьниками отмечаются исполнительность и ответственность (70 %); большинством обучающихся средних классов - ценности, соответствующие желаемым личностным качествам (независимость (62 %), честность (43 %), жизнерадостность (23 %)). Старшеклассники высоко ценят качества, необходимые для овладения и дальнейшей реализации будущей профессиональной деятельности: образованность (широта знаний, высокая общая культура) - доминирует у 55 % испытуемых; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - у 37 %; широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) - 23,4 %. В студенческой среде наиболее важные позиции занимают такие ценности как: рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), характерен для 47,5 % респондентов; эффективность в делах (37,5 %) и независимость (25 %).

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что ценностно-смысловой компонент психологической культуры обучающихся разных возрастов имеет свои специфические характеристики, обусловленные возрастными особенностями, психическими новообразованиями, ведущим видом деятельности и ближайшими планами на будущее.

Уровень сформированности коммуникативной компетентности как составляющей практического компонента психологической культуры личности изучен с помощью теста «Коммуникативные умения» Л. Михельсона [9]. В ходе исследования установлено, что процент обучающихся, демонстрирующих компетентное, уверенное поведение увеличивается пропорционально возрасту респондентов. Так, младшие школьники во многих коммуникативных ситуациях зачастую реагируют неэффективно, отмечая проблемы и трудности в сфере общения. Большинство учащихся младших классов (55 %) принимают позицию «пристройка снизу» в ситуациях несправедливой критики, зачастую не умеют обратиться к сверстнику с просьбой или ответить отказом на чужую просьбу при необходимости. Большинство агрессивных реакций является ответом на задевающее, провоцирующее поведение (40 %). Уверенные, компетентные ответы зафиксированы в основном в случаях оказания и принятия сочувствия, помощи, поддержки (85 %), а также реагирования на свой успех и неуспех (75 %).

Чуть больше половины обучающихся среднего звена школы (52 %) также имеют низкий и ниже среднего уровни сформированности коммуникативных умений, проявляющиеся в преобладании зависимых или агрессивных реакций при реагировании на справедливую и несправедливую критику (28 %), в ситуациях «задевающего» поведения (24 %), в группе ситуаций «умение ответить отказом» (38 %) и при вступлении в контакт (44 %). Часть правильных, уверенных реакций они демонстрируют в основном при оказании и принятии знаков внимания (34 %), при реагировании на попытку другого (сверстника) вступить в контакт (20 %) и при обращении за помощью (24 %).

Коммуникативные умения старших школьников сформированы несколько лучше, чем у обучающихся средних классов. Во многих ситуациях они демонстрируют компетентное, уверенное поведение, это касается, прежде всего, умений оказывать и принимать знаки внимания (58 %), реагировать на справедливую критику (50 %), обратиться к сверстнику с просьбой (47 %). Неуверенное, зависимое поведение чаще всего наблюдается при принятии сочувствия и поддержки от другого (68 % случаев), при различных типах взаимодействия со сверстниками (самостоятельное вступление в контакт - 44 %, попытки других вступить в контакт - 41 %). Агрессивные реакции, как и в предыдущих группах респондентов, чаще всего отмечаются в

ситуациях провоцирующего, задевающего поведения (37 %) и несправедливой критики в адрес ребенка (34 %).

Студенты, по сравнению с учащимися, существенно меньше проявляют агрессивные и зависимые способы реагирования в различных коммуникативных ситуациях, к каковым, прежде всего, относятся задевающее и провоцирующее поведение (45 %). Правильные уверенные реакции используются ими при ответе на справедливую (75 %) и несправедливую критику (55 %), в ситуациях демонстрации знаков внимания (80 %), проявления сочувствия и поддержки, они умеют адекватно принимать подобные действия от других в свой адрес (70 %), демонстрируют уверенный тип поведения в ситуациях, требующих ответить отказом (75 %), при знакомстве и вступлении в контакт с другим человеком (65 %) и пр. Более высокий уровень коммуникативной компетентности студентов можно объяснить наличием у них знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения дисциплин психологического цикла, являющихся обязательными на начальном этапе профобразования.

Таким образом, в ходе оценки коммуникативной компетентности установлено, что у всех обучающихся наименее сформированы умения реагировать на несправедливую критику и задевающее, провоцирующее поведение. Указанные умения свидетельствуют о доминировании у испытуемых низкого уровня сформированности практического компонента психологической культуры.

Выводы. По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

1. Психологическая культура личности представляет собой многомерное, системное, целостное личностное образование, отражающее особенности взаимодействия и отношения человека к себе, другими людьми и окружающему миру в целом. В ее основе лежат психологические знания (когнитивный компонент), ценностные представления (ценностно-смысловой компонент) и способность грамотно организовать, поддерживать конструктивное взаимодействие (практический компонент). Высокий уровень развития психологической культуры позволяет решать задачи самоопределения, саморазвития, саморегуляции, социальной адаптации и др.

2. Проведенное исследование свидетельствует о недостаточном уровне сформированности рассматриваемых структурных компонентов психологической культуры у всех обучающихся вне зависимости от возраста. Знания и представления обучающихся в области психологии в основном являются фрагментарными, стихийными, основанными на личном житейском опыте. Они обладают ограниченным репертуаром психологических понятий, необходимых для понимания себя и других людей, в реальном межличностном общении коммуникативные умения не реализуются ими в полной мере. Ценностные ориентации в основном направлены на себя и во многом обусловлены возрастными особенностями испытуемых, их психологическими новообразованиями, ведущим видом деятельности и социальной ситуацией развития.

3. Результаты исследования подчеркивают необходимость создания и внедрения в учебный процесс образовательных учреждений модели целостного формирования психологической культуры в единстве всех ее компонентов у школьников и студентов в условиях непрерывного образования.

Литература:

1. Дементьева Е. В. Формирование психологической культуры у будущих специалистов: дис... канд. психол. наук. Казань, 2007. 232 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19190277 (дата обращения: 03.08.2017).

2. Gerritsen M. The role of culture in communication. Edinburgh, United Kingdom : Edinburgh university press, 2011. 208 p.

3. Обозов Н. И. Психологическая культура отношений. СПб : Питер, 1995. 267 с.

4. Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности» // Школьный психолог. 1999. № 15. С. 8-9.

5. Смирнова Е. Е. Формирование психологической культуры педагогов в процессе повышения их квалификации: автореф. дис. .канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. 22 с.

6. Романов К. М. Психологическая культура личности. М.: Когито-Центр, 2015. 314 с.

7. Дементьева Е. В., Алаева М. В. Понимание психического состояния как элемент практического компонента психологической культуры будущего специалиста // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4 (4). С. 78-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15642070 (дата обращения: 03.08.2017).

8. Алаева М. В., Дементьева Е.В., Канакова О. В. Результаты формирования практического компонента психологической культуры подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2016. № 2 (25). С. 73-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26223147 (дата обращения: 03.08.2017).

9. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие. М.: Владос-Пресс, 2002. 360 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Алексеева Наталья Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация В статье рассматривается возможность развития коммуникативных свойств личности на занятии по иностранному языку в процессе обучения студентов навыкам публичной речи. Представлена коммуникативная структура личности, а также её классификация и характеристика основных её компонентов. Дано описание основных этапы публичного выступления и их развивающий функции.

Ключевые слова: публичное выступление, этапы публичного выступления, коммуникативные свойства личности, структура коммуникативных свойств, лингвистические свойства, когнитивные свойства, психологические свойства духовно-нравственные установки.

Annotation. The article deals with the challenges in developing of communicative properties of the future specialist studying presenting techniques of public speaking at the English language classes. The communicative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.