Научная статья на тему 'Возрастные возможности становления психологической культуры школьников'

Возрастные возможности становления психологической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
715
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА / ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / PUPIL''S PSYCHOLOGICAL CULTURE / THE FUNCTIONS OF THE PSYCHOLOGICAL CULTURE / THE INDICES OF THE PSYCHOLOGICAL / CULTURE OF THE PUPIL LEAVING A SCHOOL PROVIDING GENERAL EDUCATON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорова Людмила Степановна

В статье рассматриваются понятие и функции общей психологической культуры личности, представлены показатели психологической культуры, которые соответствуют возрастным возможностям школьников и могут стать ориентиром для разработки образовательных программ для старшеклассников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age possibilities of the formation of pupils'' psychological culture

The article considers the concept and the functions of the general psychological culture of personality, produces the indices of the psychological culture which correspond to the age possibilities of the pupils and can be the orientation for the working out of the educational curricula for the senior pupils.

Текст научной работы на тему «Возрастные возможности становления психологической культуры школьников»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Л.С. Колмогорова (Барнаул)

Аннотация. В статье рассматриваются понятие и функции общей психологической культуры личности, представлены показатели психологической кулыуры, которые соответствуют возрастным возможностям школьников и могут стать ориентиром для разработки образовательных программ для старшеклассников

Ключевые слова: психологическая культура школьника, функции психологической культуры, показатели психологической культуры выпускника средней общеобразовательной школы

В теории JI.C. Выготского был заложен подход к решению проблемы возрастных возможностей учащихся в учении через рассмотрение сензитивности возрастных периодов. Возрастные возможности - это ресурсы развития личности в каждый конкретный период. Им подчеркивалось, что, упустив повышенные возможности сензи-тивного периода, можно тем самым пропустить наилучшие внутренние условия для развития какого-либо психического новообразования, восполнить которое в более поздние периоды уже практически не удается.

Возникает вопрос: каковы возможности учащихся в освоении ими психологического опыта и как эти возможности используются современной системой образования?

Возрастные возможности усвоения знаний учащимися широкомасштабно изучались психологами в 195080-е гг. в рамках системы развивающего обучения. Учитывая потребности практики, в 90-х гг. психологи стали активно разрабатывать и включать в учебный процесс предметы, связанные с психологией.

Однако комплексных исследований особенностей процесса освоения учащимися психологического опыта и его результативности, при многообразии существующих психологических учебных программ, практически не проводилось. В настоящее время ориентиром образования становится общая культура личности, и в этой связи следует отметить, что генезис психологической культуры в условиях психологического образования в рамках специально организованной педагогической деятельности остается недостаточно исследованным. Также требует операционализации и само понятие «психологическая культура», так как оно, за некоторыми исключениями, не раскрывается и не используется для отслеживания эффективности внедряемых образовательных программ.

В специальной литературе определения общей (непрофессиональной) психологической культуры даются A.A. Бодалевым, Е.А. Климовым, Л.Д. Деминой, О.И. Мотковым, H.H. Обозовым, В.В. Семикиным и др.

Понятие «общая психологическая культура личности» явилось также предметом нашего анализа. Она характеризуется наличием функций, задач, признаков, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она должна стать, на наш взгляд, предметом изучения и освоения в школьном возрасте как одна из составляющих базовой культуры личности. Такая постановка проблемы определяется прежде всего функциями психологической культуры личности, которые заключаются в следующем:

1) сохранении и передаче тех достижений в психологических взглядах, теориях, методах, а также в личностном определенном культурном уровне, которые создали бы преемственность поколений и условия для последовательного прогресса человечества (репродук-гивно-трансляционная функция);

2) обеспечении социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, половым и другим признакам, обеспечении эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств (конструктивно-адаптационная функция);

3) обеспечении эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, самосовершенствования (регулятивно-корректирующая функция);

4) ориентировании, планировании в процессах жизненного самоопределения, сознательного проектирования, «построения» человеком своей жизни, судьбы, разрешении возникающих в жизни противоречий, кризисов (проектировочно-ориентационная функция);

5) гармонизации внутреннего мира человека, создании целостной непротиворечивой Я-концепции, состояния внутреннего благополучия, обеспечении полноценной

Психология развития

духовной и душевной жизни человека, повышении качества жизни (гармонизирующе-синергетическая функция);

6) обеспечении прогресса, обновлении индивидуального и общественного человеческого бытия во всех сферах жизни человека (продуктивно-порождающая функция).

Мы определяем общую психологическую культуру личности следующим образом: это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенности собственной жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человеко-знания и собственной жизни.

Можно выделить следующие составляющие, или структурные компоненты, психологической культуры личности, которые стали основой для определения нами параметров диагностики, а также ориентиров образовательной деятельности:

1) когнитивный (психологическая грамотность);

2) психологическая компетентность;

3) ценностно-смысловой;

4) рефлексивно-оценочный;

5) культуротворческий.

Основанием выделения компонентов является специфика содержания и функций каждого из них, отражение генезиса культуры личности, представленность процесса и результата культуроосвоения и культуротворче-ства. При исключении какого-либо компонента отсутствует полнота характеристики культуры личности.

Наше исследование было посвящено теоретическому и экспериментальному исследованию проблемы генезиса психологической культуры учащихся, ее показателей, достигаемых как в условиях стихийного становления, так и при целенаправленной деятельности школы по ее повышению.

Было проведено исследование процесса становления психологической культуры учащихся на основе реализации разработанного коллективом авторов под нашим руководством интегрированного курса «Человекозна-ние» для общеобразовательной средней школы (с 1-го по 11-й классы).

Результаты исследования показали, что у учащихся к концу обучения в начальной школе значительно возрастают коммуникативная компетентность, стремление стать лучше, неэгоистическая направленность желаний, развиваются личностная и поведенческая рефлексии, позитивный характер отношений и самоотношения, в целом происходит «обогащение» Я-концепции.

Результаты диагностики в старших классах показали, что наиболее весомые достижения в ходе экспериментального обучения касаются психологической грамотности, коммуникативной компетентности, самооценки, гармонизации системы ценностей и потребности в самореализации.

На основе анализа психологической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы в школе нами разработаны показатели, свидетельствующие об оптимальном уровне психологической культуры выпускников школы как результате образовательной деятельности на основе учета сензитивности периода. Они могут быть достигнуты в результате систематического психологического образования, а также характеризовать возрастные возможности старшеклассников в плане освоения ими психологической культуры и, соответственно, являться целевыми ориентирами образования в средней школе:

1) осознание различий научной, паранаучной и житейской (обыденной) психологии, специфики психологического познания, его средств и методов, роли психологии в жизни человека и общества, отличий психологии от смежных областей знаний о человеке;

2) освоение эмпирических и теоретических понятий, представлений из различных отраслей психологии, имеющих наибольшее значение для дальнейшей личной и общественной жизни, профессиональной деятельности;

3) познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, необходимых и достаточных для выбора профессии, самосовершенствования, самореализации, построения эффективных и удовлетворяющих личность межличностных отношений;

4) понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания, индивидуальные особенности в общении, взаимоотношениях, поведении, освоение психологической позиции в различных ситуациях;

5) освоение «номенклатуры» средств и способов познавательной деятельности (перцептивной, мнемичес-кой, интеллектуальной, имажитивной), общения, анализа различных ситуаций, самоорганизации, саморегуляции, владение семиотической составляющей общения, познания и поведения;

6) готовность к самообразовательной деятельности, в том числе в области человекознания, самоопределению, самосовершенствованию, самопроектированию, а также реальный опыт самоосуществления в этих направлениях;

7) освоение базисных коммуникативных умений (около 50), среди которых: умение вступать в контакт, умение слушать другого, умение обратиться с просьбой, умение оказать и принять сочувствие, поддержку, умение сказать «нет» адекватно ситуации, умение оказывать и принимать знаки внимания, умение реагировать на справедливую и несправедливую критику, умение понимать состояние другого человека, умение анализировать мотивы поведения другого человека и свои собственные, умения обращаться с просьбой, благодарить, прощаться, извиняться;

№19

Сибирский психологический журнал

2004 г.

8) преобладание позиции «на равных» в общении, готовность к сотрудничеству, совместной деятельности;

9) свободное самовыражение, самопредъявление, отсутствие скованности и закомплексованности (умение выражать свои чувства и мысли);

10) выработка идеалов, убеждений, ценностных ориентации, стремлений, принципов, в основе которых лежат гуманистические общечеловеческие ценности;

11) интерес к внутреннему миру человека и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого человека;

12) сформированность базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую «форму», самочувствие, развивать нравственные качества, самосовершенствоваться в намеченной области (областях), заниматься самообразованием, жить по законам Истины, Красоты и Добра, быть полезным членом общества, выстраивать свою жизненную перспективу, стремиться к жизнетворчеству;

13) принятие ответственности за свои действия, свой выбор, вера в свои силы и возможность контролировать события собственной жизни, преобладание внутренней локализации контроля;

14) самоидентификация согласно полу и возрасту, во времени и пространстве социума и культуры;

15) сформированность познавательных, профессиональных интересов и готовность к выбору профессии на основе учета необходимых объективных и субъективных условий;

16) благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение;

17) развитая рефлексия, активное и оправданное обращение к ретроспективной и перспективной, коммуникативной познавательной и личностной рефлексии. Анализ и сравнение своего поведения, поступков, действий с социально принятыми нормативами, ожиданиями других людей, дифференциация «Я-реальное», «Я-зеркальное», «Я-идеальное»;

18) удовлетворенность своей жизнью, самореализацией, полноценное проживание настоящего, следуя принципу «здесь и теперь», ощущение осмысленности и наполненности собственной жизни, состояние внутренней непротиворечивости между возможным и желаемым, отсутствие фрустрации в отношении жизненных перспектив, построение их в соответствии со своими возможностями;

19) творческий подход к делам, отношениям, пониманию человека с проявлением гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий;

20) развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт, поиск новых форм и способов поведения, общения.

Следует отметить, что эти показатели могут быть лишь частично достигнуты в школах, не включающих в практически ориентированные курсы человекознания (в том числе психологии) систематическое изучение человека и себя в частности.

AGE POSSIBILITIES OF THE FORMATION OF PUPILS' PSYCHOLOGICAL CULTURE L.S Kolmogorova (Barnaul)

Summary. The article considers the concept and the functions of the general psychological culture of personality, produces the indices of the psychological culture which correspond to the age possibilities of the pupils and can be the orientation for the working out of the educational curricula for the senior pupils.

Key words: pupil's psychological culture, the functions of the psychological culture, the indices of the psychological, culture of the pupil leaving a school providing general educaton.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.