Научная статья на тему 'Формирование основ психологической культуры супругов в процессе подготовки к замещающему родительству'

Формирование основ психологической культуры супругов в процессе подготовки к замещающему родительству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ / ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ADOPTIVE PARENTS / FOSTER CARERS / PSYCHOLOGICAL LITERACY / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / AXIOLOGICAL COMPONENT / REFLEXIVE AND ESTIMATED COMPONENT / CRITERION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF FOSTER(ADOPTIVE) PARENTS / DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FOSTER (ADOPTIVE) PARENTS / PSYCHOLOGICAL / MEDICAL AND SOCIAL SUPPORT CENTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорова Людмила Степановна

В данной статье представлен авторский подход к понятию «психологическая культура замещающих родителей», определены её критерии. Рассматриваются компоненты психологической культуры замещающих родителей: психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой и рефлексивно-оценочный компоненты. Представлены результаты формирования отдельных компонентов психологической культуры замещающих родителей на базе центра психолого-медико-социального сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колмогорова Людмила Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing psychological culture of married couples while preparing for adoptive and foster parenting

The article represents the authors’ approach to the definition of the concept “psychological culture of foster (adoptive) parents” and identifies its criteria. The author analyzes the theory and practice in the field of psychological research, which allows to conclude that much uncertainty still exists about the components and characteristics of psychological culture of adoptive parents. Moreover, the psychological mechanisms and ways of its development have not been identified. The article deals with components of psychological culture of foster (adoptive) parents, such as psychological literacy, psychological competence, axiological components and reflexive and estimated components. The article represents results of developing separate components of psychological culture of foster (adoptive) parents within the psychological, medical and social support center.

Текст научной работы на тему «Формирование основ психологической культуры супругов в процессе подготовки к замещающему родительству»

6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Л. С. Колмогорова DOI: 10.15293/2226-3365.1506.14

УДК 159.9 + 37.015.3

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СУПРУГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАМЕЩАЮЩЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ

Л. С. Колмогорова (Барнаул, Россия)

В данной статье представлен авторский подход к понятию «психологическая культура замещающих родителей», определены её критерии. Рассматриваются компоненты психологической культуры замещающих родителей: психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой и рефлексивно-оценочный компоненты. Представлены результаты формирования отдельных компонентов психологической культуры замещающих родителей на базе центра психолого-медико-социального сопровождения.

Ключевые слова: психологическая культура, замещающие родители, психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексивно-оценочный компонент, критерии психологической культуры замещающих родителей, динамика психологической компетентности родителей, центр психолого-медико-социального сопровождения.

В настоящее время в России активное внимание субъектов психолого-педагогической помощи привлечено к сопровождению замещающих семей, в которых воспитывается более 75 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи важно, чтобы у замещающих родителей, как и у всех родителей, был достаточный уровень психологических знаний, умений и, в целом, психологической культуры. Однако проблема формирования основ психологической культуры замещающих родителей до настоящего времени

не являлась предметом научного исследования. Родители почти не готовятся к выполнению своих функций с точки зрения знания основ психологии и педагогики, что приводит к многочисленным ошибкам воспитания и драмам на жизненном пути их детей. Анализ теории и практики в области психологических исследований позволяет констатировать, что остается не раскрытым вопрос о компонентах и характеристиках психологической культуры замещающих родителей, не определены психологические механизмы и пути её формирования.

Колмогорова Людмила Степановна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования, Институт психологии и педагогики, Алтайский государственный педагогический университет. E-mail: kolmogorova52@mail.ru

6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Исследования современных педагогов и психологов (А. В. Гумницкая [1], Н. Д. Михе-ева [10], Р. В. Овчарова [11], Ю. В. Позднякова [12] и др.) обращены к психологической культуре родителей и отражают взгляд на семью как на институт культуры. Так, А. В. Гумниц-кая рассматривает психологическую культуру родителя «как психологическую характеристику личности родителя, позволяющую обеспечивать оптимальные отношения с ребенком, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей» [1]. Заслуживает внимания общее определение И. В. Дубровиной, которая рассматривает психологическую культуру личности через «психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства» [2, с. 57]. Автор подчеркивает, что «психологическая культура личности - результат духовного развития человека: активная нравственная позиция, благородство чувств, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения» [2, с. 57]. Эти характеристики психологической культуры личности имеют прямое отношение и к психологической культуре родителей.

На основе анализа психологической литературы и авторского подхода к психологической культуре личности [4] мы определили психологическую культуру замещающих родителей как составную часть общей культуры, т. к. речь не идёт о профессиональной психологической культуре. Это сложно структурированное образование, способствующее более глубокому пониманию внутреннего мира ребенка, эффективному решению задач развития, воспитания и социализации приемного ребенка, адекватному выбору способов конструктивного детско-взрослого общения и

взаимодействия. Нами выделены основные компоненты психологической культуры, которые также характеризуют и психологическую культуру замещающих родителей, а именно:

- психологическая грамотность (когнитивный компонент),

- психологическая компетентность (ком-петентностно-деятельностный компонент),

- ценностно-смысловой компонент,

- рефлексивно-оценочный компонент,

- культуротворческий компонент.

Эти компоненты наполняются различным содержанием в зависимости от того, какая профессия у родителей, каков их возраст, в каких социо-культурных условиях они развивались и т. д. Поэтому исходный уровень психологической культуры замещающих родителей различен, многие из них характеризуются, в основном, житейским, донаучным уровнем психологической культуры, т. к. не получали психологического образования. Выделенные нами компоненты являются универсальными. В процессе подготовки к родитель-ству мы не ставили задачу в ограниченных временных рамках достичь высокого уровня по всем компонентам психологической культуры. В частности, почти не затрагивался такой компонент как культуротворчество, т. к. основные усилия были сосредоточены на этапах культуроосвоения. Мы считаем, что ценностно-смысловой компонент может развиваться относительно независимо от достигнутого уровня грамотности и компетентности. В свою очередь, рефлексивно-оценочный компонент характеризует осмысление и оценку себя как субъекта психологической культуры по всем другим компонентам.

В настоящее время создаются модели психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей на разных этапах. Одна из них создана и реализована в рамках

6(28)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

деятельности краевого центра психолого-медико-социального сопровождения замещающей семьи «Семья плюс» в г. Барнауле. Сопровождение на базе центра было организовано в два этапа: на этапе подготовки кандидатов в опекуны, усыновителей к приему ребенка, лишенного родительского тепла, и после его прихода в семью, в период совместного с ним проживания.

Под нашим руководством Н. В. Колпако-вой было проведено эмпирическое исследование психологической культуры замещающих родителей на базе КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс» (г. Барнаул). Цель исследования: сформировать основы психологической культуры замещающих родителей в процессе их психолого-педагогического сопровождения.

На первом этапе работы определялся исходный уровень психологической и педагогической культуры замещающих родителей. Диагностика, определяющая уровень психологической культуры замещающих родителей, осуществлялась по четырем блокам методик: выявления психологической грамотности родителей, выявления психологической компетентности родителей, изучения родительского ценностного отношения к приемному ребенку и рефлексии готовности к выполнению родительских функций. В формировании основ психологической культуры замещающих родителей использовалась такая основная форма работы как академия замещающей семьи. На втором этапе наиболее популярными формами работы с замещающей семьёй были занятия в клубе замещающих семей, встречи в клубе выходного дня, профильные детско-ро-дительские смены. На каждом этапе проводились тематические консультации, консультации по запросам, семинары, беседы и т. д. В

конце второго этапа работы проводилась повторная диагностика психологической культуры родителей.

Испытуемыми являлись кандидаты в усыновители, опекуны (попечители), проживающие в районах и городах Алтайского края. Общий объем замещающих родителей, принявших участие в исследовании, составил 210 человек, из которых 153 женщины и 57 мужчин; 40 % - городские жители и 60 % - сельские; 43 % - желающих усыновить и 57 % -желающих оформить опеку (попечительство). Диагностика проводилась в соответствии с выделенными параметрами и на основе разработанной программы диагностики, что позволило получить достоверную и разностороннюю информацию об основных компонентах психологической культуры замещающих родителей.

На основе нашего подхода к характеристике психологической культуры [5] совместно с Н. В. Колпаковой были разработаны критерии и показатели, позволяющие определить сформированность основ психологической культуры замещающих родителей. При разработке критериев мы опирались на компоненты психологической культуры, выделенные нами ранее [4]. В нашем исследовании критерии психологической культуры были разработаны относительно каждого компонента.

Критерии психологической грамотности:

1) наличие знаний о психологических особенностях развития детей в разные возрастные периоды;

2) наличие знаний индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка;

3) знание методов и приемов воспитания приемного ребенка с учетом его возрастных и личностных особенностей;

6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

4) знание основ психологии общения и приемов межличностного взаимодействия с приемным ребенком.

Критерии психологической компетентности:

1) понимание внутреннего мира приемного ребенка (эмоциональные состояния, причины поведения);

2) выбор методов и приемов воспитания приемного ребенка с учетом его индивидуально-личностных особенностей;

3) умение находить способы продуктивного взаимодействия с ребенком в разные возрастные периоды с учетом его возможностей, интересов;

4) владение приемами конструктивного общения с приемным ребенком и другими членами семьи;

5) умение осуществлять психологический анализ поступков приемного ребенка.

Критерии ценностно-смыслового компонента:

1) проявление интереса к внутреннему миру ребенка;

2) гуманистическая направленность в сфере межличностных отношений (бережное отношение к приемному ребенку, позитивное видение его будущего);

3) ценностное принятие прошлого в жизни приемного ребенка;

4) ценностное принятие позиции замещающего родителя;

5) потребность в получении психологической помощи по вопросам развития и воспитания приемного ребенка.

Критерии рефлексивно-оценочного компонента:

1) осознание себя в роли замещающего родителя;

2) оценка собственной готовности к воспитанию приемного ребенка.

Психологическая диагностика замещающих родителей проводилась с целью выявления уровня психологической грамотности, психологической компетентности, определения ценностно-смысловых образований личности и рефлексии.

В психодиагностический комплекс входили: полуструктурированное интервью (модификация В. Н. Ослон [15]), тест психологической грамотности (Л. С. Колмогорова, Н. В. Колпакова [5]), тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев [7]), тест-опросник коммуникативных умений (Л. Михельсон [6]); методика «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков [10]), опросник определения степени присвоения родительской позиции (Е. И. Захарова [3]), методика незаконченных ситуаций (МНС) для диагностики родительской компетентности (Н. Д. Михеева [11]).

Остановимся на результатах, полученных при изучении родительской компетентности. Психологическая компетентность как компонент психологической культуры замещающих родителей по методике Н. Д. Михее-вой [8] выявлялась на основе анализа ответов родителей на определенные типы ситуаций: действия или реакции ребенка, демонстрирующие протест в отношении предлагаемых правил поведения; выражение ребенком желаний, противоречащих установленным в семье границам возможного и допустимого; проявления собственной активности ребенка. Методика представляет собой набор из 20-ти ситуаций, предъявляемых родителю из области их взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возрастов. При обработке ответов испытуемых по оценке уровня компетентности родителей осуществлялось сопоставление их ответов с эталонными: 1) описать действия, совершенные ребенком; 2) оценить действия ребенка, похвалить словесно и/или физически;

6(28)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

3) выразить свои позитивные чувства по поводу достижений ребенка; 4) указать на границы поведения, если активность ребенка их нарушает; 5) предложить видоизменение активности, которое не нарушало бы границ. Именно такой набор умений позволяет определить родительскую компетентность в вопросах понимания задач детского развития, способов межличностного взаимодействия и

обязанностей родителей в отношении воспитания приемных детей.

В результате работы по формированию основ психологической культуры в течение двух лет нами совместно с Н. В. Колпаковой выявлена положительная динамика по такому компоненту как психологическая компетентность родителей (табл.).

Таблица

Динамика родительской компетентности

Этапы Компетентные реакции Женщины (матери), % Мужчины (отцы), %

Констатирующий Умение описать действия, совершенные ребенком 31 16

Умение оценить действия ребенка, похвалить словесно и/или физически 80 37

Умение выразить свои позитивные чувства по поводу достижений ребенка 30 5

Умение указать на границы поведения, если активность ребенка их нарушает 40 47

Умение предложить видоизменение активности, которое не нарушало бы границ 20 16

Контрольный Умение описать действия, совершенные ребенком 80 53

Умение оценить действия ребенка, похвалить словесно и/или физически 90 73

Умение выразить свои позитивные чувства по поводу достижений ребенка 74 21

Умение указать на границы поведения, если активность ребенка их нарушает 78 78

Умение предложить видоизменение активности, которое не нарушало бы границ 55 47

Из таблицы следует, что в начале работы значительные различия между отцами и матерями отмечались по таким умениям как умение описать действия, совершенные ребенком, умение оценить действия ребенка, похвалить словесно и/или физически, умение выразить свои позитивные чувства по поводу достижений ребенка. В целом на этапе констатирую-

щего эксперимента был выявлен недостаточный уровень психологической компетентности родителей. Особенно это относилось к умению выразить свои позитивные чувства по поводу достижений ребенка и умению предложить видоизменение активности, которое не нарушало бы границ.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

135

6(28)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Работа с родителями в течение двух лет процесс организованный, планомерный и це-

привела к значительному повышению их пси- ленаправленный. Выделенные нами компо-

хологической компетентности. Высокие ре- ненты психологической культуры замещаю-

зультаты были получены по сформированно- щих родителей являются основанием для под-

сти следующих умений: умение оценить дей- бора содержания подготовки замещающих ро-

ствия ребенка, похвалить словесно и/или фи- дителей на каждом этапе и проведения диа-

зически, умение указать на границы поведе- гностики. Результаты контрольного этапа экс-

ния, если активность ребенка их нарушает. перимента показали, что по такому компо-

Таким образом, формирование основ ненту как родительская компетентность про-

психологической культуры замещающих ро- изошли значительные изменения, что под-

дителей в условиях центра сопровождения - тверждает эффективность проводимой с заме-

щающими родителями работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гумницкая А. В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 193 с.

2. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 464 с.

3. Захарова Е. И. Психология освоения родительства: науч. моногр. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. -

4. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.

5. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры учащихся в условиях образования: монография. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - 237 с.

6. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Диагностика психологического здоровья и психологической культуры школьников: учебное пособие - Барнаул: АлтГПА, 2014. - 343 с.

7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Социальный и эмоциональный интеллект: от процесса к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 349 с.

9. Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. - 2009. -№ 4.- С. 95-115.

10. Михеева Н. Д. Методика незаконченных ситуаций (МНС) для диагностики родительской компетенции [Электронный ресурс]. // Практична психолопя та сощальна робота. - 2010. -№ 9. - С. 49-56. - URL: http://91.250.23.197/ISAPI/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=

&Z21 ID=&I21 DBN=EKS_PRINT&P21 DBN=EKS&S21 STN=1&S21 REF=&S21 FMT=fullw_p rint&C21 COM=S&S21 CNR=&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21 STR= (дата обращения 18.10.2015).

11. Овчарова Р. В. Психология родительства: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

12. Позднякова Ю. В. Теоретико-методологические основы социальнокультурной деятельности как фактора формирования компетентности замещающих родителей // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей / под ред. Е. А. Левановой. - Выпуск 37. - М.: МПГУ, 2010. - С. 97-99.

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

258 с.

18 с.

136

6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ISSN 2226-3365

13. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Т. 2. - 248 с.

14. Ослон В. Н. Сопровождение замещающей семьи: мишени и технологии помощи: методическое пособие. - М.: Департамент семейной и молодежной политики, 2009. - 396 с.

15. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 79-90.

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1506.14

Kolmogorova Lyudmila Stepanovna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of Educational Psychology Department, Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: kolmogorova52@mail.ru

The article represents the authors' approach to the definition of the concept "psychological culture offoster (adoptive) parents " and identifies its criteria. The author analyzes the theory and practice in the field ofpsychological research, which allows to conclude that much uncertainty still exists about the components and characteristics ofpsychological culture of adoptive parents. Moreover, the psychological mechanisms and ways of its development have not been identified. The article deals with components of psychological culture of foster (adoptive) parents, such as psychological literacy, psychological competence, axiological components and reflexive and estimated components. The article represents results of developing separate components of psychological culture offoster (adoptive) parents within the psychological, medical and social support center.

psychological culture, adoptive parents, foster carers, psychological literacy, psychological competence, axiological component, reflexive and estimated component, criterion of psychological culture of foster(adoptive) parents, dynamics of psychological competence of foster (adoptive) parents, psychological, medical and social support center.

1. Gumnitskaya A. V. Psychological culture in parent-child relationship. Diss. Cand. Psychol. Sci. SPb., 2006. 193 p. (In Russian)

2. Dubrovina I. V. Applied Psychology in the maze of modern education: monograph. Moscow, MPSU Publ., 2014. 464 p. (In Russian)

3. Zakharova E. I. Psychology of development of parenting: to learn. monograph. Moscow, MGOU Publ., 2014. 258 p. (In Russian)

4. Kolmogorova L. S. Diagnosis of psychological culture of students. Moscow, VLADOS-Press Publ., 2002. 360 p. (In Russian)

5. Kolmogorova L. S. Formation of psychological culture of pupils in the conditions offormation: monograph. Barnaul AltGPA Publ., 2013. 237 p. (In Russian)

6. Kolmogorova L. S., Kholodkova O. G. Diagnosis of mental health and psychological culture of students: a tutorial. Barnaul AltGPA Publ., 2014. 343 p. (In Russian)

7. Leontiev D. A. Test life orientations (LSS). Moscow, Meaning Publ., 2000. 18 p. (In Russian)

8. Lyusin D. V., Ushakov D. V. (eds). Social and emotional intelligence: the process for measurement. Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ., 2009. 349 p. (In Russian)

9. Makhnach A. V., Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Using semi-structured interviews in the selection of adoptive parents. Psychological diagnostics. 2009. no. 4. pp. 95-115. (In Russian)

DEVELOPING PSYCHOLOGICAL CULTURE OF MARRIED COUPLES WHILE PREPARING FOR ADOPTIVE AND FOSTER PARENTING

Abstract

Keywords

REFERENCES

© 2011-2015 Bulletin NSPU

All rights reserved

138

2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

10. Mikheyeva N. D. Technique unfinished situations (MNF) for the diagnosis of parental competence. Practicality psychology that sociality robot. 2010. no. 9. pp. 49-56. (In Russian)

11. Ovcharova R. V. Psychology of Parenthood: Ouch. benefits for students. Executive. Ouch. institutions. Moscow, Academy Publ., 2005. 368 p. (In Russian)

12. Pozdnyakova Yu. V. Theoretical and methodological foundations of social and cultural activities as a factor of formation of competence adoptive parents. Problems of teacher education: Sat. Sci. Articles (ed.) E.A. Levanova. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ., 2010. Issue 37. pp. 97-99. (In Russian)

13. Karelin A. A. (ed.) Psychological tests: in 2 vol. Moscow, VLADOS Publ., 2003. v. 2. 248 p.

14. Oslon V. N. Accompanying the replacement of the family: the target technology and care: handbook. Moscow, Department of Family and Youth Policy Publ., 2009. 396 p. (In Russian)

15. Oslon V. N., Kholmogorova A. B. Substitutional professional family as one of the models to solve the problem of orphanhood in Russia. Questions of psychology. 2001. no. 3. pp. 79-90. (In Russian)

© 2011-2015 Bulletin NSPU

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.