Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2018. Т. 23. С. 77-87
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru/index.html
УДК 159.923.5
Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель
И. М. Кыштымова, Л. В. Скорова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. Обоснована важность введения в терминологический аппарат психологии понятия «психологическая медиакомпетентность», определения его места в ряду семантически близких понятий «медиакультура», «медиакомпетентность», «психологическая культура», «психологическая компетентность». Аргументируется тезис о междисциплинарном статусе рассматриваемой категории, подчеркивается ее значение для психологии образования и развития личности. Авторы обосновывают суждение о продуктивности культурно-психологического и психосемиотического подходов к изучению процессов психических трансформаций, опосредованных новыми типами знаковых кодов. Предложено определение психологической медиа-компетентности, представлена его метауровневая модель, описан ее компонентный состав. Дана характеристика структурных компонентов психологической медиа-компетентности, намечены критерии оценки ее сформированности.
Ключевые слова: культура, компетентность, психологическая медиакомпетентность, модель, семиотика, информационный код.
Введение
Важность определения понятия психологической медиакомпетентности и введения его в терминологический аппарат психологии развития и образования связана с изменением коммуникативного пространства, невиданными ранее темпами происходящего в наше время: возникновением и распространением новых информационных каналов и культурных кодов, опосредующих становление личности. Телевидение и Интернет в значительной степени определяют сегодня траектории групповых и индивидуальных развивающих процессов, и их удельный вес в системе коммуникаций человека неуклонно возрастает. Понимание механизмов психического развития, представления об их детерминантах, темпах и нормах претерпевают неизбежные в условиях доминирования медиакоммуникаций изменения, и это обусловливает важность овладения психологом новыми знаниями и умениями, позволяющими осуществлять продуктивную деятельность психологического сопровождения образовательного процесса в условиях трансформации развивающей среды.
В «Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации до 2025 г.» [7] делается акцент на необходимости перестройки деятельности психолога с учетом возникновения новых,
обусловленных развитием информационных технологий и низким уровнем безопасности информационной среды рисков: коммуникационных, контент-ных, потребительских, технических и интернет-зависимости; подчеркивается важность решения психологом задач, связанных, во-первых, с формированием у детей умения ориентироваться в сложном мире медиапростран-ства, критически оценивать транслируемую посредством современных информационных каналов информацию; во-вторых, с просвещением педагогов и родителей по вопросам психологической безопасности в медиасреде, распознавания ее деструктивных признаков, использования продуктивного потенциала медиатекстов в целях обучения и воспитания. Современный психолог слабо подготовлен к выполнению этих трудных задач, без решения которых, однако, его деятельность по психологическому сопровождению образовательного процесса в новых условиях не будет продуктивной. Набор профессиональных компетенций психолога образования, таким образом, с необходимостью должен быть дополнен психологической медиакомпетент-ностью. Актуальность определения психологической медиакомпетентности связана и с нечеткостью семантических границ между понятиями «медиа-культура», «психологическая компетентность» и «медиакомпетентность», являющимися производными для определяемого в работе термина.
Описание модели психологической медиакомпетентности
«Психологическая медиакомпетентость» представлена в системе ее отношений с «психологической компетентностью» и «медиакомпетентно-стью» как метауровневыми образованиями, описан ее компонентный состав, предпринята попытка структурного и содержательного определения группового и личностного уровней, для которых само понятие психологической медиакомпетентности будет являться метауровневым.
Базовым семиотическим концептом, исходным для интерпретации анализируемых понятий, является «культура» как «система информационных кодов, закрепляющих... социальный опыт, который выступает по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения как их надбиологические программы» [18, с. 407]. Это семиотическое понимание культуры положено в основу представления о ее мегауровневом статусе в представляемой нами модели (рис. 1). Культура как система иерархически организованных знаков и знаковых кодов транслирует смыслы и значения, регулирующие человеческую жизнедеятельность, ее пространство является развивающим, а его преобразования обусловлено изменением каналов и кодов трансляции значимой информации, эти процессы определяют механизмы становления личности в условиях современного развивающего пространства.
Мегауровень
Культура
Медиакультура Психологическая культура
Макроуровень
Медиакомпетентность
Психологическая компетентность
Мезоуровень
Психологическая медиакомпетентность
Психологический компонент
Семиотический компонент
Эстетический компонент
о
н т «
с о
о m
н о
н е Ч о
Я л я
о
й и к с е
т н а м е С
й и к с е
с к
ат н и С
й и к
а л П
а
л
^
а л е ит
Ч
а к
Я
СО t
ь о
л в
е т
с
и с
з а ук
р с
б и
Уровень групп
Психологическая медиакомпетентность
Субъектов образовательных
Социологов, политологов
Специалистов по связям с общественностью и рекламе
Менеджеров
Юристов
Журналистов
Личностный уровень
Психологическая медиакомпетентность личности
Рис. 1. Модель психологической медиакомпетентности
Необходимость понимания активно происходящих в связи с развитием медиа изменений системы культурных кодов - их усложнения, увеличения разнообразия и выполняемых функций; специально разрабатываемых для управления человеческим поведением способов употребления знаков, транслируемых медиаканалами, - обусловила введение в научный оборот производных понятий: «аудиовизуальная культура» и «медиакультура» наряду с «культурой непосредственного общения» и «книжной культурой» [11; 14]. Основные механизмы формирования и трансляции ценностей куль-
туры реализуются через аудиовизуальные коды посредством медиаканалов, сопровождаясь «глобальным искажением любой реальности» [15, с. 558], созданием и трансляцией новых смыслов, не содержащихся в исходном (реальном) дискурсе. Это создает безграничные возможности для манипуляций участниками медиакоммуникаций и, с другой стороны, обостряет проблему выбора и умения ориентироваться в сложных медийных гипертекстах.
Опосредующая развитие человека роль медиакультуры обусловила ее анализ с позиций психологии развития и образования личности, возникновение новой научной отрасли - медиапсихологии, изучающей процессы создания и восприятия информации, транслируемой средствами медиа, поведение человека в медиасреде, влияние медиакоммуникаций на ценности отдельной личности и общества, способы защиты от нарушающей психологическую безопасность медиаинформации. В научный оборот вводится понятие «медиакультура личности», которое рассматривается как один из уровней медиакультуры наряду с медиакультурой отдельных социальных групп и общества в целом и включает в себя 1) способность адекватно реагировать на процессы информатизации социальной сферы; 2) умение анализировать медиатексты и медиасообщества, 3) степень сформированности критического мышления [3].
Медиакультура, таким образом, тесно связана с другим важным понятием - «психологическая культура», под которым понимаются способ гармонизации внутреннего мира личности [4]; инвариант любого вида профессиональной культуры [20]; система знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности [5]; комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений [12]; понимание и знание себя и других людей, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми [13]; «механизм эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, доминанта психологического здоровья и фактор качества любой человеческой деятельности» [16]; составная часть общей культуры человека, позволяющая ему понимать внутренний мир других людей, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующая самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия [6].
В качестве основных компонентов психологической культуры рассматриваются психологическая грамотность; психологическая компетентность; ценностно-смысловой компонент; рефлексия и культуротворчество [6]. В компонентный состав психологической культуры сегодня включают и ме-диаграмотность [17]. Психологическая культура, таким образом, в силу своей семантической объемности является более общим образованием относительно психологической компетенции.
Психологическая компетентность рассматривается как системная характеристика человека, позволяющая ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью, предполагающая соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, ситуации [6]. Такое общее определение позволяет разным авторам включать в психологическую компетентность широкий круг явлений: критическое мышление, рефлексию, целостное видение мира, адекватное использование психологических средств познания, самопознания и общения, анализ прошлого опыта и его использование для решения актуальных психологических проблем; овладение знаниями и умениями для решения конкретных психологических проблем, задач; выработку эффективных программ поведения и деятельности в различных ситуациях.
В пределах психологического дискурса определение психологической компетентности семантически безгранично. В качестве ее компонентов рассматривают психологические знания и умения; Я-концепцию; активность, направленную на самого себя с целью оптимальной самоорганизации; саморегуляцию, обеспечивающую наибольшую эффективность действий; профессиональное самосознание - образ своего профессионального «Я» [1; 6]. В структуру психологической компетентности включают: 1) когнитивно-смысловой компонент; 2) мотивационно-целевой; 3) эмоционально-поведенческий; 4) операционально-регулятивный [1]. Психологическая компетентность, таким образом, связана с решением любого рода задач, реализацией любых форм поведения и деятельности, проявлением психической активности человека в самых разных областях и определяет готовность к ним.
Другим метауровневым образованием для рассматриваемого в статье понятия является междисциплинарное понятие «медиакомпетентность», обозначающее продуктивность деятельности и коммуникаций в медиасреде. Медиакомпетентность трактуется как «совокупность мотивов, знаний и умений человека, его способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [19, с. 76]. Показатели медиакомпетентности разнородны по используемым основаниям: 1) мотивационный (мотивы контакта с медиа и медиатекстами - жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.), 2) контактный (частота общения/контакта с медиа и произведениями медиакультуры - медиатек-стами), 3) информационный (знания терминологии, теории и истории меди-акультуры, процесса массовой коммуникации), 4) перцептивный (способности к восприятию медиатекстов), 5) интерпретационный (умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатек-сты разных видов и жанров на основе определенных уровней развития ме-диавосприятия и критического мышления), 6) практико-операционный/деятельностный (умения выбирать те или иные медиа и ме-диатексты, создавать/распространять собственные медиатексты, умения са-
мообразования в медийной сфере), 7) креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности - перцептивном, игровом, художественном, исследовательском и другом, связанном с медиа) [19].
Широта обсуждаемых в научных трудах компонентов медиакомпетент-ности, их обращенность к производителю медиатекстов, в частности включение в компонентный состав «знания истории медиакультуры», «частоты контакта с произведениями медиакультуры», обусловливают метастатус уровня ее рассмотрения как более объемного образования относительно понятия психологической медиакомпетентности, при том что психологические компоненты непременно включаются в разные модели медиакомпетентности.
Психологическая медиакомпетентность определяется как мезоуровне-вое образование в представляемой модели. Мы понимаем под психологической медиакомпетентностью часть общей, медиа- и психологической культуры личности, представляющую собой психологические знания о массовых коммуникациях и медиакоммуникациях, о психических процессах и способах их актуализации в процессах медиакоммуникации, о закономерностях и возрастных особенностях развития личности в медиапространстве, о методах манипуляции человеком средствами медиасообщений, о критериях определения степени безопасности медиасреды, ее образовательного и развивающего потенциала, о способах защиты потребителей медиаинформа-ции, прежде всего детей, от деструктивного воздействия транслируемых медиаканалами сообщений, об условиях психологически продуктивной коммуникации в медиасреде. Психологическая медиакомпетентность предполагает владение умениями осуществлять психологический анализ медиа-продуктов - печатных, радио-, телевизионных и интернет-сообщений - с целью определения особенностей их психологического воздействия на потребителя медиаинформации.
Психологическая медиакомпетентность имеет разную значимость и векторы реализации для двух групп участников медиакоммуникаций: с одной стороны, создателей медиапродуктов (журналистов, рекламистов, бло-геров, политиков, шоуменов, разработчиков компьютерных игр), авторов художественных медиатекстов (мультипликационных и художественных фильмов); с другой стороны - потребителей медиатекстов (зрителей, слушателей, пользователей компьютерных сетей, геймеров). Для создателей медиа-текстов доминантными умениями могут быть прагматические - направленные на привлечение внимания к транслируемой информации и воздействие на поведение для реализации прагматических целей, например актуализации покупательской мотивации средствами рекламного сообщения. Для группы потребителей медиапродуктов психологическая компетентность предполагает, прежде всего, владение знаниями, которые помогут им ориентироваться в огромном неструктурированном мире медиаинформации, извлекая из него полезные для развития знания, и защищаться от деструктивного влияния. Важность психологической медиакомпетентности участников образовательного процесса связана с необходимостью реализации ими этих функций прежде всего для обеспечения психологической безопасности и развития детей.
Психологическая ориентация в медиапространстве тесно связана с пониманием медиатекстов, представляющих собой сложные информационные образования, анализ особенностей воздействия которых невозможен без знания специфики используемой системы кодов, которая, в свою очередь, обусловливается типом используемой знаковой системы. Поэтому психологическая медиакомпетентность с необходимостью включает, помимо психологического компонента, семиотический и эстетический.
Семиотический компонент предполагает понимание сущности и особенностей функционирования знаковых систем, посредством которых моделируется то или иное медиасообщение, - вербальных и образных: музыкальных, пластических, изобразительных и др. Семиотический подход к анализу медиатекстов согласуется с положениями культурно-исторической психологии о роли знакового опосредствования деятельности и развития человека, роли знаков в освоении культурного опыта и становлении личности. Научные исследования психологической медиакомпетентности - ее структуры, содержания, свойств и связей - могут быть продуктивны с опорой на положения культурно-исторической психологии и семиотики.
Семиотическое исследование медиатекста как знакового образования предполагает анализ его семантики (отношения знаков к обозначаемым ими явлениям), синтактики (отношения знаков внутри системы, формальные характеристики текста) и прагматики («отношения знаков к конкретной деятельности и общению» [10, с. 264]). Формальные (синтаксические) особенности текста не безотносительны к смыслу выражаемого и в значительной степени определяют характер воздействия медиасообщения на воспринимающего его человека. Общая направленность семиотических исследований - «от наших знаний о языке через метаязык к внеязыковой реальности» [2, с. 15], к человеческому сознанию и поведению; от анализа знаковых особенностей текста - к транслируемым им явным и неявным смыслам сообщения. Опыт реализации семиотического подхода к анализу вербальных и визуальных текстов представлен в работах по психологическому анализу вербальных текстов и рекламных роликов [8; 9].
Необходимость выделения эстетического компонента медиакомпетент-ности связана с тем, что медийные сообщения часто строятся как произведения искусства, при их моделировании широко используются приемы художественной выразительности, с помощью которых, в частности, автор добивается силы эмоционального воздействия и передачи транслируемых смыслов на неосознаваемом уровне. Понимание законов создания художественной формы и ее анализ требуют от медиакомпетентного человека знаний в той области, знаковые средства которой послужили основой медиа-текста: литературной, музыкальной, изобразительной или киноэстетики.
Психологическая составляющая «психологической медиакомпетентно-сти» содержит несколько компонентов.
1. Когнитивный представлен знаниями психологии, которые позволят человеку успешно вступать в процессы коммуникации в условиях ме-диасреды и проводить анализ психологических эффектов медиа. Он включает осведомленность о функциях коммуникаций и характеристиках кон-
структивного общения; особенностях межличностных и массовых коммуникаций; социально-психологических и личностных особенностях субъектов общения; основных характеристиках, уровнях и функциях самовыражения; самопрезентации; особенностях мыслительных процессов; особенностях взаимного влияния людей в процессе коммуникации; типичных коммуникационных трудностях; методах воздействия на участников коммуникаций. Когнитивный компонент предполагает владение способами самопознания и самовыражения в медиасреде; способами психологического познания других в медиапространстве; формами организации социального взаимодействия; способами преобразования информации и выявления ложных сведений и искажений в ней; способами решения задач, связанных с критическим анализом медиаинформации, ее отбором и использованием в развивающих и образовательных целях.
2. Ценностно-смысловой компонент включает: а) готовность к пониманию медиаинформации, которое определяется, во-первых, мотивацион-ной направленностью, желанием понять факты, события, явления, представленные в различных информационных источниках; во-вторых, способностью установить транслируемые медиатекстами смыслы, соотнести свою позицию с ориентацией создателя текста; в-третьих, формированием мнения и критической оценки информации на основе культурных ценностей и своих личностных смыслов; б) коммуникативную направленность как личностную характеристику, обусловливающую выбор мотивов, целей, приемов и способов в ситуации массовых коммуникаций.
3. Рефлексивный компонент представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов деятельности по присвоению психологической медиа-культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят в результате восприятия медиатекстов и работы с медиаинформацией; осмысление собственного уровня психологической медиаграмотности и компетентности.
4. Креативный компонент медиакомпетентности выражает готовность к восприятию и пониманию нестандартных медиатекстов, необычных способов презентации транслируемой информации, способность к критическому анализу такой информации; умение изменять аналитические алгоритмы медиапродуктов, исходя из их особенностей; способность генерировать идеи, творчески преобразовывать и представлять информацию.
5. Деятельностный компонент представлен опытом трансляции (обучения) навыкам конструктивного взаимодействия в медиасреде и критического анализа медиаинформации.
Психологическая медиакомпетентность является метауровневым образованием для 1) личностной медиакомпетентности и 2) психологической медиакомпетентности профессиональных и социальных групп, в которые включен человек.
Значимость компонентов психологической медиакомпетентности в профессиональных группах неодинакова и будет определяться задачами деятельности. Например, психологическая медиакомпетентность педагога-психолога как одного из субъектов образовательных отношений обусловливается задачами, сформулированными в Концепции развития психологиче-
ской службы в образовании, стоящими перед системой образования, с учетом значимости информационно-коммуникативного фактора в развитии детей: формирование у детей умения ориентироваться в современной информационной среде; поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде; формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве; повышение уровня информационной компетентности как самих школьников, так и взрослых - родителей, педагогов и психологов; преодоление культурно-информационного разрыва между поколениями современных школьников и их родителей [7]. Решение этих задач требует от педагога-психолога развития всех компонентов психологической медиакомпетентности.
Психологическая медиакомпетентность другого субъекта образовательных отношений - учителя определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, основной образовательной программы, которые содержат описание информационной компетентности как результата освоения программы обучающимися. В связи с этим описанные выше компоненты психологической медиакомпе-тентности требуют уточнения. Так, когнитивный компонент следует дополнить осведомленностью учителя о возрастно-психологических особенностях развития личности, определяющих характер ее отношение к медиаинформа-ции, ее восприятие и переработку, что позволит учителю эффективно работать по формированию информационной компетентности обучающихся.
Личностный уровень модели характеризует психологическую медиа-компетентность конкретной личности. Удельный вес ее компонентов в этом случае определяется возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Например, рассматривая психологическую медиакомпетент-ность ребенка дошкольного возраста, мы понимаем, что она будет отличаться от психологической медиакомпетентности ребенка младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, обусловливаться социальной ситуацией развития и психофизиологическими особенностями детей.
Выводы
Важность введения в научный тезаурус понятия психологической ме-диакомпетентности связана с изменением развивающего коммуникативного пространства, увеличением в нем удельного веса медиакоммуникаций. Педагог и психолог, не обладающий психологической медиакомпетеностью, сегодня не способен в полной мере выполнять стоящие перед ним задачи, обеспечивать психологическую безопасность, продуктивное развитие и полноценное образование личности современных детей. Сложность определения понятия связана с его междисциплинарностью; неопределенностью семантических границ со сходными понятиями «психологическая культура», «психологическая компетентность» и «медиакомптентность»; подвижностью компонентного состава, связанного со спецификой психологической медиакомпетентности у создателей медиатекстов и их пользователей, у профессиональных групп и отдельной личности. Мы предприняли попытку уровневого представления психологической медиакомпетентности в виде ее
метауровневой модели, опираясь на положения культурно-исторической психологии о знаковом опосредствовании развития и семиотики о системных законах функционирования знаковых систем. Исходя из базового положения о медиапространстве как развивающей среде со специфическими каналами передачи информации, знаками и кодами, мы представили психологическую медиакомпетентность в ее связности с культурой как метауровнем трансляции знаковой информации, психологической и медиакультурой как макроуровневыми образованиями, описали мезоуровень психологической медиакомпетентности и производные от него компонентные уровни. На основе представленной модели разрабатываются методы развития психологической медиакомпетентности у психологов образования.
Список литературы
1. Аболина Н. С. Психологическая компетентность личности: содержание, уровни и механизмы развития : монография / Н. С. Аболина, Н. В. Остапчук. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2011. - 229 с.
2. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: от психолингвистики к лингвосинергетике / В. Г. Боротько. - М. : КомКнига, 2006. - 286 с.
3. Жижина М. В. Культурно-психологическая компетентность личности: содержание и исследование в молодежной среде / М. В. Жижина // Психол. наука и образование. - 2009. - № 9. - С. 62-70.
4. Исаева Н. И. Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры / Н. И. Исаева // Науч. исслед. Белгор. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 121-130
5. Климов Е. А. Основы психологии : учебник / Е. А. Климов. - М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 295 с.
6. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника / Л. С. Колмогорова // Вопр. психологии. - 1999. - № 1. - С. 83-91.
7. Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] // Факультет психологии МГУ : сайт. - URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/psy_service/2016/ 2016-11-18/conception.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
8. Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности / И. М. Кыштымова. -Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. - 579 с.
9. Кыштымова И. М. Образ клоуна в медийном нарративе: имманентный анализ медиатекста и его восприятие молодежью / И. М. Кыштымова // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. - 2017. - Т. 22. - С. 21-29.
10. Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Ин-т практ. психологии ; Ворнеж : Модэк, 1996. - 384 с.
11. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М. : Акад. проект, 2015. - 443 с.
12. Мотков О. И. Психология самопознания личности : практ. пособие / О. И. Мотков. - М. : Рос. акад. образования ; Ин-т развития личности, 1993. - 131 с.
13. Обозов Н. И. Психологическая культура отношений / Н. И. Обозов. -СПб. : Питер, 2002. - 155 с.
14. Разлогов К. Э. Искусство экрана: Проблемы выразительности / К. Э. Разлогов. - М. : Искусство, 1982. - 158 с.
15. Разлогов К. Э. Экранная культура / К. Э. Разлогов // Теоретическая культурология. - М. : Акад. проект ; Ектеринбург : Делов. кн. ; РИК, 2005. - С. 557-562.
16. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека : монография / В. В. Семикин. - СПб. : Союз, 2002. - 155 с.
17. Скорова Л. В. Медиакомпетентность в структуре психологической культуры и ее развитие у подростков / Л. В. Скорова // Педагог-психолог в современном образовании: личностный потенциал и его развитие : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2017. - С. 70-77.
18. Степин В. С. Культура / В. С. Степин // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М. : Канон, 2009. - С. 405-409.
19. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007 - № 10 - С. 75-108
20. Яценко Е. А. К вопросу о формировании культуры «Я» студентов педагогического колледжа / Е. А. Яценко // Образование и общество. - 2009. - № 3. -С. 71-74.
Psychological Media Competence: a Meta-Level Model
I. M. Kyshtymova, L. V. Skorova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. There is a necessity to introduce the concept of «psychological media competence» into a psychological research vocabulary and to identify its place among semanti-cally close concepts «media culture», «media competence», «psychological culture», «psychological competence». It's argued that the category under study has an interdisciplinary status. It is of vital importance for the psychology of education and personality development. The authors argue in favor of efficiency of the cultural-psychological and psycho-semiotic approaches to the study of the processes of psychic transformations predetermined by new types of sign codes. The definition of psychological media competence has been proposed; its meta-level model has been presented, and its components have been explained. The structural components of psychological media competence have been described. The criteria for assessing level of its development have been marked out.
Keywords: culture, competence, psychological media competence, model, semiotics, information code
Кыштымова Ирина Михайловна доктор психологических наук, профессор кафедра психологии образования и развития личности
Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: info@creativity.ru
Скорова Лариса Владимировна кандидат психологических наук, доцент заведующая кафедрой психологии образования и развития личности Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: larisa.skorova@gmail.com
Kyshtymova Irina Mikhailovna
Doctor of Sciences (Psychology),
Professor, Department of Psychology
of Education and Personality Development
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
e-mail: info@creativity.ru
Skorova Larisa Vladimirovna Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Head of the Department of Psychology of Education and Personality Development Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 e-mail: larisa. skorova@gmail. com