Научная статья на тему 'Педагогические принципы формирование медиакомпетенции студентов вуза'

Педагогические принципы формирование медиакомпетенции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СМИ / КОМПТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТ ВУЗА / MEDIA COMPETENCE / FORMING / MASS MEDIA / COMPETENCE APPROACH / SEMIOTIC APPROACHES / PARTICIPATIVE APPROACH / STUDENT OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

В статье обосновывается актуальность формирования медиакомпетентности в современном обществе, эксплицируется понятие медиакомпетентности, выявляются педагогические принципы и подходы ее формирования у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Principles of Formation of the Media Competence of High School Students

In article the urgency of formation of media competence of a modern society  is proved, the definition of media competence is deduced, pedagogical principles and approaches of its formation at students of high schools come to light.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы формирование медиакомпетенции студентов вуза»

УДК 75.041 ББК 659

Гончарова Татьяна Михайловна

соискатель

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Goncharova Tatiana Mikhailovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods

Педагогические принципы формирование медиакомпетенции

студентов вуза

Pedagogical Principles of Higher School Students’ Media Competence Forming

В статье обосновывается актуальность формирования медиакомпетентности в современном обществе, эксплицируется понятие медиакомпетентности, выявляются педагогические принципы и подходы ее формирования у студентов вузов.

The article proves the urgency of media competence forming in modern society, the definition of media competence is deduced, pedagogical principles and approaches of higher schools students’ media competence forming are revealed.

Ключевые слова: медиакомпетентность, формирование, СМИ,

комптентностный подход, семиотический подход, партисипативный подход, студент вуза.

Key words: media competence, forming, mass media, competence approach, semiotic approach, participative approach, higher schools student.

Проблема медиакомпетентности специалистов и выпускников вузов уже давно достаточно остро стоит в развитых странах Запада и приобретает всю большую актуальность в нашей стране. Государство отводит важную роль развитию информационного общества в России, повышению медиакомпетентности своих граждан. Утвержденная 16 ноября 2010 года долгосрочная государственная программа «Информационное общество на 2011 -2020 годы» ставит своею целью получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Долгосрочная цель программы к 2020 году поднять Россию до первой десятки международного рейтинга по индексу развития информационных технологий [2].

Это невозможно сделать без медиаобразования, повышения медиакомпетентности россиян, поскольку для успешной работы информационного общества мало просто поставить современное информационное оборудование, надо научить людей работать с ним, применять его на практике, творчески использовать полученную информацию. Объективно, сегодня работа 70% населения мира так или иначе связана с созданием, переработкой и передачей медиатекстов [3]. По мнению многих исследователей, тексты СМИ сегодня представляют собой социальнозначимые сообщения, превалирующие в обществе над другими видами текстов. Для человека 21 века умение понимать и верно оценивать масс-медиа и распространяемую ими информацию является такой же важной формой грамотности, как умение читать и писать.

Проблема определения медиакомпетенции связана с порождаемыми медиатехнологическим развитием быстрыми изменениями в обществе, которые едва поддаются обозрению. Прежде всего, медиакомпетенция описывает общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа, поэтому она должна быть определена над основными умениями, такими как умения ориентироваться и действовать в медиамире. Под этим понимается, что медиакомпетенция не привязывается только к новым информационным технологиям, но и включается в старые [4].

Сегодня существует немало определений понятий, связанных с медиакомпетенцией. Среди них: «медиобразование», «медиакомпетентность», «медиакомпетенция», «медиаграмотность», которые в различных

исследованиях используются как синонимы. На наш взгляд, часть из них носит однобокий характер, и не могут быть употреблены в качестве общего термина, объединяющего все предложенные выше. Их всего этого многообразия наиболее целостный характер носят термины «медиаобразование» и «медиакомпетентность». Но поскольку медиакомпетентность есть качественный результат и цель медиаобразования, то, на наш взгляд, у студентов следует формировать именно медиакомпетентность, как конечный результат медиаобразования.

Исходя из этого, мы считаем возможным рассматривать медиакомпетенцию как ключевую компетентность высшего образования, часть профессиональной субкультуры всех отраслей, интегративное качество личности специалиста, состоящее из умений работы с информацией, включающих в себя поиск, сбор, понимание медийного языка и подтекстов медиасообщений, их оценку, критический анализ, переработку, интерпертацию, а также способность создавать, получать и передавать медиасообщения с помощью мультимедийных средств и способность верно оценивать и эффективно использовать варианты взаимодействия медиа и общества.

Сложность и многоуровневость процесса формирования медиакомпетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки, многофакторность его развития ставят на повестку дня проблему выработки адекватного теоретико-методического инструментария для ее исследования. Для решения поставленной задачи нами были проанализированы подходы общенаучного и конкретно-научного уровней, образующих в совокупности сложную систему, характеризующуюся соподчинением между названными уровнями.

Этим анализом мы стремились выявить ошибочное и добиться перевода положительно оцененных методов и структур в форму принципов и предписаний исследовательской деятельности. В целом анализ исследуемых подходов позволяет говорить об их глубоком внутреннем единстве, взаимосвязи, взаимодополняемости, комплиментарности, о наличии реализации интересующей нас проблемы. Каждый из проанализированных подходов в определенной степени находит свое отражение в решении проблемы. Наряду с этим в теории и практике высшего профессионального образования наметилась тенденция синтеза уже известных ранее теоретико-методических подходов, к числу которых мы относим компетентностный, семиотический и партисипативнй подходы, отдельные элементы которых просматриваются на протяжении всей истории познания человеческой мысли и могут быть детерминированы в русле развития исследуемой нами проблемы.

Компетентностный подход (ДА. Иванов, В.В. Краевский, Т.М. Ковалева, И.Я. Лернер, К.Г. Митрофанов, М.Н. Скаткин, О.В. Соколова, Г.П. Щедровицкий, И.Д. Фрумин А.В. Хуторский и др.) - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Многие ученые одной из основных проблем современного образования называют несоответствие содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Т.М. Ковалева связывает компетентностный подход с «идеей открытого заказа на школьное образование» и говорит о том, что идея компетентностного подхода для современной школы - это прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования [5].

В научной литературе (Д.А. Иванов, Т.М. Ковалева, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова и др.) выделяют четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании.

Первая линия на формирование ключевых компетентностей надпредметного характера. К этой линии относятся педагогические техники и технологии формирования умений, не относящихся к самому предмету. Проецируя данный аспект на область медиаобразования, необходимо отметить, что основными умениями являются прежде всего умения работать с информацией, умения работы с текстом, умения письменного изложения мысли, умения работать с современными медиа, умение презентовать результаты работы.

Вторая линия реализации компетентностного подхода связана с формированием обобщенных умений предметного характера. К ним относятся умения понимания медиаязыка, умения интерпретировать полученные медиазнания, умения создания медиасообщений.

Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера всего образования. Применительно медиаобразования здесь следует отметить следующие умения:

умение создания медиасообщения, понимание медиатестов, умение адекватно реагирования на медиавысказывание собеседника, умение построения эффективной медиакоммуникации, умение отбора и использования того, что могут предложить современные медиа, умение разработки своего медиапродукта; умение критического понимания медиатекстов. В этом же направлении рассматривается идея адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни. Данная линия затрагивает содержание медиаобразования, что является весьма актуальным, в связи с изменениями последних десятилетий. Тематическое построение курса медиаобразования должно соответствовать новым реалиям, а не содержать устаревший материал.

Четвертой линией реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками». Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни и на работе [6]. Медиакомпетентность, прежде всего, имеет практическую направленность, поскольку современный мир сегодня невозможно представить без средств массовой информации и коммуникации. Данная линия реализации компетентностного подхода способствует формированию следующих знаний и умений: умение адекватно использовать специфические реалии в рамках медиамира, умение грамотно работать с медиаинформацией, умение взвешенно определять социальные воздействия медиа на личность и общество в целом, знание форм принятого вежливого обращение в медиасреде и умение соответственно ситуации общения правильно их применять, знание особенностей, запретов и этических норм в медиасреде.

Все эти четыре направления являются весьма актуальными для модернизации высшей школы. Продвижение по каждому из них будет способствовать повышению компетентности наших выпускников, их готовности к работе и жизни и успешной интеграции в мировое сообщество.

Второй составляющей избранной нами теоретико - методической основы является семиотический подход, представленный в работах таких

исследователей как Р. Карнап, Ч.У. Моррис, Я.Р Мукаржовский, Ч.С. Пирс, Ф. де Сосюр, А.П. Тарский, Н.С. Трубецкой, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Р.О. Якобсон и др. позволяет связывать культуру с речью в фактах. В круг интересов семиотики входят человеческая коммуникация, общение животных, различные информационные и социальные процессы, развитие культуры, всех видов искусства и др.

Мы солидарны с мнением А.А. Веряева, который считал, что знаковые системы делают процесс мышления более продуктивным, выводящим на динамические и статистические закономерности предмета познания. Следовательно, большое значение следует уделять семиотическому компоненту образования вообще, и коммуникативного образования в частности. Образование - процесс достижения цели, процесс деятельности и движения, в котором обязательна деятельность обучаемого. Когда присутствует только она, говорят о самообразовании и самовоспитании. Но реально существует процесс взаимодействия с опредмеченным человеческим опытом, а опыт, в свою очередь, опредмечивается в знаковом материале [7].

Следует отметить, что традиционное языкознание концентрировало внимание только на знаках, однако новейшая семиотика сосредоточивает свой интерес на высказывании как полном знаке, с которым соотносится не отдельный элемент опыта, а некая целостная ситуация положения дел. Мы разделяем мнение ученых (М.М. Бахтин, Ч.Ю. Пирс, О.Г. Филимонова) о том, что и знак, и высказывание являются носителями информации, однако представление о высказывании богаче В своих исследованиях М.М. Бахтин (138) подчеркивает, что высказывание является «строительным материалом» в производстве текстов. В этой связи мы полагаем, что следующей семиотической единицей, которая должна рассматриваться в рамках семиотического подхода к управлению коммуникативным образованием, является связный текст.

Таким образом, мы можем сказать, что управление коммуникативным медиаобразованием студентов с позиций семиотического подхода - это управление процесса порождения/восприятия у обучаемых определенных

семиотических единиц (высказываний, текстов) тип, форма, содержание которых определяются культурным процессом и коммуникативными целями обучаемых и соответствуют сферам и ситуациям, в рамках которых будет происходить общение данной категории выпускников учебного заведения

Анализ научной литературы, обобщение эффективного педагогического опыта, собственная деятельность в качестве главного редактора газеты и интернет-сайта позволяют нам утверждать, что формирование медиа компетентности студентов вузов в образовательном процессе будет более эффективным в случае диалогичного взаимодействия преподавателя и студентов при принятии совместного решения. Таким образом, третьей составляющей теоретико-методической стратегии был нами избран партисипативный подход (Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, М.В. Смирнова и др.), предполагающий взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы, связанной с медиакоммуникациями, которое является субъект-субъектным. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему [8].

Мы в своем исследовании рассматриваем партисипативный подход как теоретико-методическую стратегию, построенную на понимании студента как свободной, целостной, творческой личности, способной по мере повышения своего уровня медиакомпетентности к профессиональному взаимодействию с представителями других медийных субъектов, к самостоятельному выбору ценностей и самоопределению в окружающем мире, привлечению будущего специалиста к принятию решений на основе соучастия и организации кооперативной совместной деятельности с преподавателем, а также межличностной коммуникации, что в дальнейшем будет способствовать успешному интегрированию в мировое сообщество и современное медийное пространство.

Таким образом, основываясь на ведущих положениях медиакомпетентности, таких как: воплощение опыта медикоммуникаций на практике, творческое и критическое отношение к процессу коммуникации, мы

пришли к выводу, что в процессе формирования медиакомпетентности наиболее перспективным будет применение интеграции компетентностного, семиотического и партисипативного подходов.

Библиографический список

1. Подписана и утверждена программа «Информационное общество на 2011-2020 годы» [электронный ресурс]. - URL: http://www.gosbook.ru/node/11284 (дата обращения -27.03.2011).

2. Рыжих, Н.П. Медиобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Кучма, 2007. -187с.

3. Протопопова, В.В. Медиакомпетентность современного педагога//Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: в 2-х т. Т.1. Педагогика. Психология. - Самара: ПГСГА, 2009. - 285-288с.

4. Ковалева, Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности - что общего и в чем различие//Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. / Т.М.Ковалева, Красноярск, 2003. - 36с.

5. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. / Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова, учеб.- метод.пос. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

6. Веряев, А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: Автореферат дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01/ А . А . Веряев; Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 2000. - 38 с.

7. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием

студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю.Никитина,

О.Ю. Афанасьева, Москва: МАНПО,2006.- 154 с.

Bibliography

1. Information Society of 2011-2020 [Electronic Resource]. -Access Mode: http://www.gosbook.ru/node/11284 (Reference Date - 27.03.2011).

2. Ivanov, D.A. Competence Approach in Education. Problems. Concepts. Toolkit / D.A. Ivanov. - М.: APK and PRO, 2003. - 101p.

3. Kovaleva, T.M. School Abilities and Key Competences: Similarities and Differences // Development Pedagogics: Key Competences and Their Forming: Materials of 9th Scientific-and-Practical Conference / T.M.Kovaleva. - Krasnoyarsk, 2003. - 36 p.

4. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Higher School Students’ Communicative Education: Perspective Approaches [Text]: Monograph / E.Yu.Nikitina, O.Yu.Afanasieva. -Moscow: МАОТО, 2006. - 154 p.

5. Protopopova, V.V. Modern Teacher’s Media Competence / V.V. Protopopova // Higher Liberal Arts Education of XXI Century: Problems and Prospects: In 2 V. V.1. Pedagogics. Psychology. - Samara: PGSPSA, 2009. - P. 285-288.

6. Ryzhikh, N.P. Higher Pedagogical School Students’ Media Education on the Material of the English Screen Arts / N.P. Ryzhikh. - Taganrog: Kuchma, 2007.- 187p.

7. Veryaev, A.A. Semiotic Approach to Education in Information Society: Synopsis of Diss. ... Dr of Ped.: 13.00.01 / A.A.Verjaev. - Barnaul: Barnaul State Ped. University, 2000. - 38 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.