Научная статья на тему 'Педагогические условия успешной реализации практико-ориентированной модели формирования медиакомпетентности студентов вузов'

Педагогические условия успешной реализации практико-ориентированной модели формирования медиакомпетентности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / ПАРТИСИПАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИГРОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КУРС ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ / COURSE FOR STUDENTS’ CHOICE / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / MEDIA COMPETENCE / PARTICIPATIVE METHODS / GAME MANAGEMENT / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

В статье раскрываются педагогические условия формирования медиакомпетенции студентов вузов. Выявленный комплекс содержит три блока: мотивационно-ценностный (создание мотивации достижения у студентов вуза в процессе учебной деятельности, использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценностных ориентации), содержательный (разработка и реализация в образовательный процесс высшей школы курса по выбору студентов «Основы современного медиазнания») и процессуально-технологический (применение партисипативных методов и игрового менеджмента в обучении).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex of Successful Realization of the Practice -Focused Model of Higher School Students’ Media Competence Forming

The article reveals pedagogical environmental complex of higher school students’ media competence forming. The complex consists of three blocks: motivation-and-value (creating higher school students’ achievement motivation in the course of educational activity, using educational potential of media content in value orientations forming); informative (working out and realization into higher school educational process of a course for students’ choice "The Bases of Modern Media Knowledge»); processual-and-technological (applying participative methods and game management in training).

Текст научной работы на тему «Педагогические условия успешной реализации практико-ориентированной модели формирования медиакомпетентности студентов вузов»

УДК 74.721 ББК 46.9

Гончарова Татьяна Михайловна

соискатель

Кафедра теории и методики профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Goncharova Tatiana Mikhailovna Applicant for a Degree Chair of the Theory and Methodology of Professional Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Педагогические условия успешной реализации практикоориентированной модели формирования медиакомпетентности студентов

вузов

Pedagogical Environmental Complex of Successful Realization of the Practice -Focused Model of Higher School Students’ Media Competence Forming

В статье раскрываются педагогические условия формирования медиакомпетенции студентов вузов. Выявленный комплекс содержит три блока: мотивационно-ценностный (создание мотивации достижения у студентов вуза в процессе учебной деятельности, использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценностных ориентации), содержательный (разработка и реализация в образовательный процесс высшей школы курса по выбору студентов «Основы современного медиазнания») и процессуально -технологический (применение партисипативных методов и игрового менеджмента в обучении).

The article reveals pedagogical environmental complex of higher school students’ media competence forming. The complex consists of three blocks: motivation-and-value (creating higher school students’ achievement motivation in the course of educational activity, using educational potential of media content in value orientations forming); informative (working out and realization into higher school educational process of a course for students’ choice "The Bases of Modern Media Knowledge»); processual-and-technological (applying participative methods and game management in training).

Ключевые слова: педагогические условия, медиакомпетенция, партиси-пативные методы, игровой менеджмент, курс по выбору студентов, мотивация.

Key words: pedagogical environmental complex, media competence, participative methods, game management, course for students’ choice, motivation.

Любой образовательный процесс всегда обращается к медиа: будь то книги, фильмы или современные компьютерные технологии, включая интернет. Сегодня есть необходимость связать медиакомпетентность с концепцией непрерывного образования, сделав упор на высшей школе. Одним из обстоя-

тельств, обеспечивающих эффективную реализацию исследуемого процесса, являются педагогические условия, выявление которых предполагает рассмотрение разработанных концептуальных положений с точки зрения их практического применения.

В педагогике (Е.Ю. Никитина, Н.Ю. Посталюк и др.) [1,2] условия определяются через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса (учебная деятельность, содержание образования). Вместе с тем, необходимо также отметить, что модель может эффективно функционировать лишь при определенном комплексе условий, поскольку случайные и разрозненные условия не могут решить эту задачу на должном уровне. Мы, вслед за Е.Ю. Никитиной, под комплексом педагогических условий понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе высшей профессиональной школы, обеспечивающую достижение будущими специалистами более позитивного уровня медиакомпетентности.

При создании комплекса педагогических условий, способствующих повышению уровня медиакомпетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки, мы учитывали следующее: социальный заказ общества высшей профессиональной школе; специфику учебно-воспитательного процесса в вузе и возможности его использования для формирования исследуемых умений; ведущие идеи компетентностного, семиотического и партисипативного подходов; специфику разработанной нами модели; обусловленность культурными и историческими факторами.

Исходя из вышесказанного, нами выявлен следующий комплекс педагогических условий успешной реализации модели формирования медиакомпетентности студентов вузов, содержащий три блока и реализующий компонентный состав разработанной модели:

1) мотивационно-ценностный (создание мотивации достижении у студентов вуза в процессе учебной деятельности, использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценностных ориентаций);

2) содержательный (разработка и реализация в образовательном процессе высшей школы курса по выбору студентов «Основы современного медиазнания»);

3) процессуально-технологический (применение партисипативных методов и игрового менеджмента в обучении).

Необходимость введенных нами педагогических условий в первую очередь следует из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы образовательного учреждения, путей построения модели. Невозможность получения желаемых результатов без обеспечения предлагаемых условий и будет означать их необходимость. Достаточность выводится из результатов экспериментальной работы.

Рассмотрим каждый из сформулированных выше блоков условий.

1. Мотивационно-ценностный блок.

Первым мотивационно-ценностным условием успешной реализации педагогических условий практико-ориентированной модели формирования медиакомпетентности студентов вуза является создание мотивации достижения у студентов вуза в процессе учебной деятельности.

Особенностью современного этапа развития общества является информатизация всех сфер его жизнедеятельности, доминирование медиаконтента, определяемого как совокупность информационно значимого, содержательного наполнения электронных ресурсов. Следовательно, необходимым условием формирования мотивационно- ценностной ориентации является всесторонне использование потенциала данного феномена. В качестве ведущего мотива здесь может выступать желание быть включенным в мировое информационное пространство, быть достаточно компетентным и «критически автономным» в профессиональных вопросах, обсуждаемых в сети. Причем здесь мы можем говорить о том, что после включения студента в информационное пространство, начнет действовать и непроизвольная мотивация, заставляющая студента быть постоянно в курсе самых актуальных и обсуждаемых профессиональных событий, новостей, обсуждений. Можно говорить и возникновении в ряде случаев

отрицательной мотивации, которая подразумевает возникновение побуждений, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет в курсе основных профессиональных тенденций.

Содержательный блок

Содержательным условием формирования медиакомпетентности студентов в условиях доминирования медиаконтента является разработка и внедрение в образовательный процесс высшей школы учебной дисциплины по выбору студентов «Основы современного медиазнания». Потребность в реализации данного условия связна со сложившимся в образовательном процессе высшей школы противоречием: с одной стороны, знания, умения и навыки в области медиазнания являются необходимым условием формировании общей профессиональной культуры и обеспечивают развитие личности выпускника как полноправного члена гражданского общества, а с другой стороны, формированию медиазнаний в высшей школе уделяется недостаточное внимание.

При разработке курса «Основы современного медиазнания» нами учитывались психолого-педагогические задачи обучения (обучающая, развивающая, воспитательная), решение которых осуществлялось с учетом выявленных нами принципов модели формирования медиакомпетентности студентов.

Целью элективного курса является формирование медиакомпетентности студентов. Для этого в рамках курса решались следующие задачи:

1) развитие стойкого познавательного интереса к информации, поставляемой СМИ;

2) формирование критического мышления;

3) освоение системы знаний, составляющих основы медиакомпетен-

ции, необходимых для деятельности в профессиональной сфере;

4) овладение умениями получения, осмысления, анализа, синтеза,

систематизации полученной информации;

5) освоение способов познавательной, коммуникативной, практиче-

ской деятельности;

6) формирование опыта применения полученных знаний, умений для решения типичных задач в области медиакомпетентности.

Общий объём курса по выбору «Основы современного медиазнания» составляет 26 часов аудиторных занятий для студентов 2 курса (2 семестр), которые распределены на 13 недель: 1 занятие в неделю по 2 часа, всего 26 часов. Теоретические занятия занимают 13 часов, практические - 13 часов. Практические занятия должны быть организованы по ходу изучения теоретического материала спецкурса. При этом практическая работа проводится после изучения соответствующей темы или предшествует ее изучению. Подобные структурные изменения могут быть внесены самим преподавателем.

При разработке курса в качестве основного метода обучения нами был выбран метод целесообразно подобранных задач.

2. Процессуально-технологический блок Здесь мы говорим о применении партисипативных методов и игрового менеджмента в обучении.

Анализ научной литературы (Е.Ю. Никитина, М.В. Смирнова, Т.В. Орлова и др) [3,4,5], позволяет нам под партисипативными методами понимать способ организации взаимодействия, побуждающего субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на достижение медиакомпетентности. Иными словами, это способ, используемый преподавателем для включения обучаемых в совместную творческую деятельность по решению медиазадач, связанных с повышением уровня медиакомпетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.

Применяя партисипативные методы в процессе формирования медиакомпетентности, преподавателю необходимо стремиться: создать равные возможности для всех студентов независимо от их реальных учебных способностей для высказывания своего мнения, предложений, критики; снять эмоциональную и интеллектуальную напряженность, скованность и нерешительность студентов, отказаться от авторитарной роли преподавателя, ликвидировать запретные для обсуждения зоны.

Соблюдение данных условий представляется возможным при использовании разнообразных социальных форм в процессе формирования медиакомпетентности, таких как работа в парах, работа в группах с последующим выбором ведущего (не преподавателя). Особое внимание - обучению проектной деятельности. Отчетные работы студенты готовят в форме собственных медиапроектов (групповые, индивидуальные и коллективные формы), овладевая приемами системного анализа и критического мышления. Это могут быть вебкасты, скринкасты, вебинары, блоги, интервью, документальные фильмы, презентации, газеты, интернет-сайты и другие формы.

Включение игрового менеджмента в процесс обучения профессионально ориентированному медиаобщению - вторая составляющая процессуальнотехнологического блока педагогических условий формирования медиакомпетенции студентов вузов.

Игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения - вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности преподавателей и студентов, направленной на освоение обучаемыми конкретных знаний, умений и навыков. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Под игровым менеджментом мы понимаем управление преподавателем активными формами и методами обучения учащихся профессионально направленным на формирование медиакомпетенции у студентов вуза.

Опыт показал, что данные виды игр способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, в том числе благодаря работе с медиасредствами, активизации мышления студентов вуза, повышению их компетенций в профессиональном плане.

Выявленные педагогические условия учитывают назначение и содержание образовательного процесса в высшей школе, социальный заказ общества, возможности компетентностного, семиотического и партисипативного подходов,

являются необходимыми и достаточными для эффективного функционирования модели формирования медиакомпетентности студентов вуза.

Новизна выявленных педагогических условий заключается в том, что названные условия не были ранее рассмотрены для определенного нами предмета исследования; выявленные условия не были ранее рассмотрены в комплексе и, наконец, отличительные особенности каждого педагогического условия представлены в их характеристике.

Библиографический список

1. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования / Е.Ю.Никитина - Челябинск: ЧГПУ,2000.-101 с.

2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю.Никитина, О.Ю.Афанасьева - Москва: МАНПО,2006.- 154 с.

3. Орлова, Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы: дис. ... канд. пед. наук. / Т.В.Орлова - М., 1999. - 196 с.

4. Посталюк, Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху : Учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации преподавателей вузов / Н. Ю. Посталюк - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992.- 117с.

5. Смирнова, М.В. Развитие у студентов вузов культуры делового общения: дис.канд. пед.наук. / М.В.Смирнова. - Челябинск, 2004. - 193с.

Bibliography

1. Nikitina, E.Yu. Theoretical and Methodological Approaches To Future Teachers’ Training for Education Differentiation Management: Monograph [Text] / N.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: ChSPU Publishing House, 2000. - 101 p.

2. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text]: Monograph / E.Yu. Nikitina, O.Yu.Afanasieva. - Moscow: MANPO, 2006. -154 p.

3. Orlova, T.V. Participative Methods in the System of School Head’s Motivation-and-Target Activity: Diss. ... Candidate of Ped. / T.V.Orlova - М., 1999. - 196 p.

4. Postalyuk, N.Yu. Pedagogics of Cooperation: The Way to Success: Study Guide for Students of Higher School Teachers’ Advanced Training Faculty [Text] / N.Yu.Postalyuk. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1992. - 117p.

5. Smirnova, M.V. Higher School Students’ Business Dialogue Culture Development: Diss. ... Candidate of Ped. / M.V. Smirnova. - Chelyabinsk, 2004. - 193 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.