Научная статья на тему 'Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе'

Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1796
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / PROJECT-BASED LEARNING / ACADEMIC SKILLS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CRITICAL THINKING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Юлия Валерьевна

В статье исследуется роль метода проектов при обучении дисциплине «английский для профессиональных целей» с комплексным развитием академических навыков студентов неязыковых вузов: описаны этапы организации проектной деятельности, представлены практические рекомендации. В работе подтверждается эффективность применения метода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся, и использования его как средства повышения мотивации студентов к самостоятельному овладению иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варламова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Foreign Language Professional Competence through Implementing Project-based Learning while Training Students of Non-linguistic Institution Academic Skills Development

This paper is devoted to teaching academic skills gradually on the subject of ESP English for Specific Purposes through implementing project-based learning approach. The article considers each of the stage of the project with detailed description, provides practical advice. It discusses the challenges and the perspectives of development and improving project work applied in academic context. It is also suggested that project based learning can maintain motivation, encourage students autonomous involvement into the learning process.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе»

УДК 378.147

Варламова Ю.В.

Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе

В статье исследуется роль метода проектов при обучении дисциплине «английский для профессиональных целей» с комплексным развитием академических навыков студентов неязыковых вузов: описаны этапы организации проектной деятельности, представлены практические рекомендации. В работе подтверждается эффективность применения метода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся, и использования его как средства повышения мотивации студентов к самостоятельному овладению иностранным языком.

This paper is devoted to teaching academic skills gradually on the subject of ESP English for Specific Purposes through implementing project-based learning approach. The article considers each of the stage of the project with detailed description, provides practical advice. It discusses the challenges and the perspectives of development and improving project work applied in academic context. It is also suggested that project based learning can maintain motivation, encourage students autonomous involvement into the learning process.

Ключевые слова: метод проектов, академические навыки, коммуникативная компетенция, критическое мышление, мотивация.

^y words: project-based learning, academic skills, communicative competence, critical thinking, motivation.

В настоящее время российское языковое образование, рассматриваемое как структурно сложное многоплановое явление, претерпевает существенные изменения. Меняются требования к уровню интеллектуального и нравственного развития человека, к его социальной и профессиональной готовностям, необходимым для жизни в современном постоянно изменяющемся мире. В связи с этим возникает потребность перейти с содержательной стороны на непосредственно результативность образовательного процесса в компетентностном формате, что проявляется в использовании познавательных, регулятивных, коммуникативных стратегий. Особое внимание уделяется планированию самостоятельного обучения путём сознательного и активного поиска и присвоения информации. Согласно ФГОС, к числу планируемых результатов освоения образовательной программы относятся личностные достижения, готовность и заинтересованность к саморазвитию, способность формировать ценностно-смысловые установки, демонстрировать успехи по каждому из направлений профессиональной подготовки с многообразной структурой квалификаций [12].

© Варламова Ю.В., 2014

В условиях общемирового открытого образовательного пространства и принятия «антропоцентрического» [5] принципа как ведущего при определении языкового образования необходим переход от классического формирования знаний, умений, навыков к их развитию на основе личностно-ориентированной модели. Поэтому обучение, направленное только на получение, запоминание и сохранение материала в памяти, уже не может удовлетворять современным стандартам и требует обращения к процессу «интериоризации» [1] как механизму усвоения и присвоения знаний.

Компетентностный подход призван соотнести содержание обучения с требованиями рынка труда. Возрастает потребность в профессионально ориентированных, конкурентоспособных специалистах, умеющих самостоятельно и творчески подходить к решению проблем, выбирать, синтезировать и усваивать постоянно возрастающий объем информации, заранее прогнозировать и адаптироваться к различным жизненным ситуациям [9]. Следовательно, изменения в образовании должны быть главным образом нацелены на реорганизацию учебного процесса в целом, что в первую очередь касается целей, содержания и методов. Необходимы современные технологии для формирования качественно нового типа мышления, подбора и поиска стратегий, способных повлиять на повышение эффективности обучения за счет активизации студентов, интенсификации и использования инновационных методов проведения занятий, их методического обеспечения. Возможность интеграции будущих исследователей в международную научную среду требует развития и постоянного совершенствования навыков научно-исследовательской деятельности не только на родном, но и на иностранном языке. В центре внимания оказываются профессиональные и академические умения и навыки, инструментом развития которых может стать иностранный язык, преподаваемый в неязыковом вузе. «Язык, а, следовательно, и языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей» [2, с. 8].

В рамках проводимой реформы образования российскими учеными разрабатываются и применяются на практике различные методы и подходы при обучении иностранным языкам. Большое практическое применение в настоящий момент имеет вновь возродившийся и активно используемый метод проектов. Опирающийся на разработанную исследовательскую базу проектный метод хорошо вписывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики как средство развития профессиональных и академических умений и навыков. Данный метод способствует межпредметной интеграции знаний, повышает мотивацию, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения [4] и в значительной степени активизирует самостоятельную исследовательскую деятельность студента, а, следовательно, и самообучение.

Вопросам методики преподавания иностранных языков и оптимизации учебного процесса посвящены труды многих учёных, таких как:

Н.И. Алмазова, A.B. Барыбин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Г.А Китайгородская, А.В. Конышева, Е.И Пассов, И.А. Зимняя, Т.Е. Сахаров, Т. Хатчинсон, А. Уотерс и др. Большое внимание уделяется методу проектов как инновационной основе для совершенствования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции: И.Л. Бим, В.В. Гузеев, И.А. Зимняя, Т.Е Сахарова, О.М. Моисеева; классификации проектов с выявлением возможных преимуществ и недостатков: М.Ю. Бухаркина, В.В.Копылова, А.П. Кузнецова, А.А. Немченко, О.А. Побокова, Е.С. Полат, С. Хайнс; реализации метода проектов на практике для обучения различным дисциплинам, в том числе для обучения иностранным языкам: Л.С. Банникова, С.И. Горлицкая, М.В. Моисеева, Н.Ю. Пахомова, И.А. Федоренко, Е.Н. Ястреблева; разработке новых дисциплин на базе метода проектов в высшей школе: О.В. Брыкова, И.Ю. Соловьева; использованию возможностей проектного метода как средства профессиональной подготовки студентов: Т.Е. Бацаева, М.Ю. Бухаркина, А.В. Курова, И.И. Мазур, Е.С. Полат.

К сожалению, анализ научной и научно-методической литературы не всегда однозначно и полно освещает вопросы, связанные с применением проектных методов при обучении дисциплине «английский для профессиональных целей» (English for Specific Purposes) с одновременным комплексным развитием академических навыков для дальнейшего применения в научно-исследовательской деятельности. Очень часто дисциплина «профессиональный английский язык» осознается как узкоспециализированная. В результате студенты изучают английский язык, который может быть востребован только для чтения научной литературы по своей специализации, участия в конференциях, но не позволяет формировать систему интеллектуальных знаний, умений и навыков для автономного обучения. Дополнительного исследования требуют вопросы, связанные с механизмом рефлексии, а именно организации обучения, способствующего формированию рефлексивного стиля обучения как основы для приобретения и развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности.

Целью данной статьи является описание и анализ целесообразности применения на практике проектного метода, оценка его эффективности при обучении студентов дисциплине «английский для профессиональных целей» с академической составляющей. Мы хотим выявить плюсы, обратить внимание на недостатки, сформулировать проблемы для дальнейшего исследования.

Выбор проектного метода в образовательных целях объясняется гибкостью самой модели, которая полностью переносит акценты на познавательную и научную деятельность студентов. Использование в учебном процессе принципов проектного метода позволяет вооружить студентов наряду с внешне ориентированными коммуникативными учебными стратегиями, цель которых создать благоприятную среду обучения, (когнитивный план общения, посредством которого контролируется оптимальное

решение коммуникативных задач) [6]; когнитивными (повторение, организация, слуховое и зрительное восприятие знакомого материала, синтез) [14]; и метакогнитивными стратегиями (планирование, постановка цели, мониторинг, регулирование, оценка) [14]. Студенты в процессе выполнения проекта определяют конкретные учебные цели и успешно достигают их при помощи сочетания концептуальной, иллюстративной, тренировочной и контролирующей составляющих.

В данной работе под проектной методикой понимается метод, «предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [8, с. 14]. Это определение всецело отражает требования и цели, предъявляемые к проектной деятельности, а также подчеркивает значимые положительные стороны проектного метода в соответствии с новыми стандартами обучения, а именно: мотивация, индивидуализация в обучении, проблемность в выборе темы, критическое мышление, интеграция знаний и умений из различных областей.

Применение проектной методики полностью соответствует концепции преподавания иностранного языка [7], основанной на компетентност-ном подходе и направленной на достижение максимального соответствия международным стандартам в области преподавания иностранных языков [12]. Разработка и реализация проектного метода проводится согласно целям и задачам курса [11], и заключается в совершенствовании компетенций, составляющих иноязычную профессионально-коммуникативную компетенцию. Каждое занятие, и дисциплина в целом структурируются с учетом поставленных целей, задач, методов и навыков, которые студенты должны приобрести по окончанию курса. В основе исследования лежит гипотеза: применение проектного метода способствует комплексному формированию академических навыков студентов (в области академического чтения, академического письма, академического аудирования, научной речи), рефлексивного стиля обучения, оптимизирует обучение до уровня профессионального владения иностранным языком, готовит студентов к дальнейшему обучению и научной деятельности с использованием иностранных языков.

Учебная дисциплина состоит из трех тесно связанных между собой модулей, преподается студентам 3 курса по направлению 080100.62 «Экономика» (бакалавр). Каждый модуль содержит разноплановые теоретические и практические задания, направленные на формирование профессионально-коммуникативной компетенции. Для успешного освоения программы курса студентам рекомендуется посещать все занятия; принимать активное участие в обсуждениях, семинарах, дискуссиях, присутствовать на индивидуальных консультациях, делать дополнительные тренировочные упражнения, и представлять итоги индивидуальной деятельности.

Первый модуль посвящен развитию навыков чтения. Студенты учатся подбирать источники, извлекать информацию, анализировать научную литературу в рамках заданной тематики; работать с иноязычной литературой с целью критической переработки информации, читать научные тексты большого объема по теме исследования, используя различные техники чтения; делать сравнения, выводы, сжимать информацию и представлять в виде «summary» на иностранном языке.

Задания второго модуля помогают в развитии навыков академического письма. Студенты знакомятся с особенностями, типами и структурными компонентами академического эссе, этапами написания текста, требованиями предъявляемыми к академическим письменным текстам. На занятиях прорабатываются основные элементы эссе: цель и задачи, грамматическое и стилистическое построение предложений и абзацев, развертывание темы исследования, последовательность повествования, построения аргументации в поддержку (или опровержение) представляемых позиций, логика изложения. Особое внимание уделяется рассмотрению таких необходимых элементов академического письма, как цитирование, перефразирование и определение критериев плагиата.

Третий модуль нацелен на формирование навыка академической презентации Студенты в течение всей работы над модулем проходят все этапы работы над выступлением по теме своего исследования.

Применяемые методы обучения: проектный, коммуникативный, демонстрационный, и когнитивный. Инновационность предложенной модели обучения состоит в том, что, она позволяет комплексно развивать основные виды речевой деятельности, сочетать как групповую так и самостоятельную виды работ, эффективно развивать академические навыки, необходимые студентам для дальнейшего обучения в вузе, преуспеть в написании и защите выпускной квалификационной работы на иностранном языке. Эссе и презентация становится одновременно и формами обучения и современным инструментом контроля знаний. В дополнение к базовому учебнику [13] автором был разработан блок заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, включающий теоретические и практические части. Тренировочные лексические и грамматические задания, оценочные листы, ссылки на видео- и аудиоматериалы, содержащие актуальную информацию на языке оригинала размещались в электронной системе LMS (Learning Management System). Система позволяет преподавателю дистанционно взаимодействовать с каждым из студентов, при необходимости вносить исправления и комментировать выполненные письменные работы. Вводимый лексический и грамматический материал рассчитан на студентов уровня B2-C1 и содержит тексты и ресурсы сопровождающие исследования. Каждый этап проекта имеет четкую последовательную структуру и заканчивается рефлексивной стадией, заполнением оценочных листов и обсуждением итогов работы студентов индивидуально и в группах.

Выделяются следующие этапы работы над исследовательским проектом: 1 этап - погружение в проект; 2 этап - планирование; 3 этап - разработка темы, осуществление деятельности; 4 этап - оформление результатов; презентация; 5 этап - оценка результатов работы. Выбранный тип проекта требует от учащихся хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования, поиск и представление источников информации, методов исследования, результатов.

Начальный этап знакомит студентов с основами проектной деятельности и критериями оценивания. Студентам предлагается выбрать тему проекта, в рамках темы сформулировать проблему, определить ее суть, предложить и обсудить возможные пути ее решения. Преподаватель вместе со студентами определяет область знаний в профессиональной сфере, в которой студенты чувствуют себя уверенно и могут добиться наибольшего результата. Тема исследования должна быть в первую очередь интересна самим студентам, а выбранная проблема актуальна для контекста их профессиональной деятельности. Тема также должна апеллировать к фоновым знаниям студента, что способствует поиску и выбору материала по исследованию.

Уже на первом этапе необходимо обеспечить индивидуализацию проектной деятельности через задания с высоком уровнем проблемности, где можно выразить свою точку зрения, обеспечить столкновение мнений, организовать дискуссию. Проблемная ситуация активизирует процессы для автономной работы, студенты сами начинают конструировать, переконструировать и реконструировать имеющиеся знания [3].

Задача с выбором и обоснованием темы облегчается тем, что на этапе написания курсовых работ по профильным дисциплинам, у студентов появляется необходимость обращения к актуальным источникам на иностранном языке, чтобы компенсировать недостаток знаний в выбранной области исследования. Иностранный язык в этом случае выступает как средство получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в научных целях.

Второй этап посвящен поиску и отбору необходимой информации, планированию деятельности по реализации проекта, прочтению научных статей по теме исследования, сужению темы исследования, формулировке исследовательского вопроса, выдвижению гипотез, которые определяют дальнейшее развитие проекта, обсуждение и обоснование каждой из гипотез, путей решения проблемы. Формулировка целей определяет весь последующий ход проекта его логику, выбор источников, содержание, сопутствующие задачи, которые можно решить параллельно с реализацией основной цели.

Студенты работают с источниками на иностранном языке, поэтому необходимо определить критерии для выбора источников, и критерии определения степени их академичности. Доступ к интернету позволяет извлекать огромное количество текстов по заданной теме, что значительно

облегчает работу, но и создает трудности в том, как правильно выбрать подходящий текст. Научные статьи, это, как правило, тексты большого объема, следовательно, на этапе планирования внимание уделяется формированию следующих навыков: умение работать с научными англоязычными академическими источниками; проводить критическую оценку прочитанного с применением стратегий поискового, просмотрового и детального чтения; умение находить гипотезы, аргументы, доказательства факты, понимать суждения авторов научных статей для дальнейшего использования при написании эссе и «summary». Информация, заложенная в одном и том же тексте, может быть интерпретирована различно и приводить к разным выводам, поэтому важную роль в работе с текстом имеет критическое осмысление и обсуждение результатов прочитанного.

Правильно подобранные профессионально ориентированные тексты обеспечивают адекватный отбор языкового, речевого материала для создания собственных аналогичных произведений. Чтение способствует получению фактической информации по широкому кругу обсуждаемых вопросов, интеграции и контролю смежных речевых умений и языковых навыков [10]. На этом этапе необходимо максимально активизировать использование системы упражнений, ориентированной на обучение разным видам чтения, извлечения информации, разворачивания и компрессии информации, коммуникативные задания на контроль функциональной лексики и грамматики. Упражнения на отработку всех речевых и языковых навыков и умений строятся с опорой на текст и письменные установки к заданиям.

В конце второго этапа студенты отчитываются по проделанной работе, сдают письменно оформленный план с четко сформулированными темой, исследовательским вопросом и гипотезой, а также заполненные оценочные листы с кратким summary по каждому из выбранных источников. На этом этапе очень важно сформировать у студента заинтересованность и ответственность за результат, дать ощутить востребованность их действий и вклада в разработку проблемы.

На третьем этапе осуществляется подготовка продукта проектной деятельности через написание академической письменной работы. Оценочным продуктом данного этапа становится академическое эссе, написанное по теме исследования с опорой на прочитанные источники. Одним из требований, предъявляемых к письменным работам академического характера, является требование умения представить тему с содержательным аргументом. Прежде чем приступить к написанию работы, учащимся необходимо выбрать, какой жанр эссе (аргументативное, сравнения и противопоставления, причины и следствия) наилучшим образом подойдет для раскрытия темы, разделить и сгруппировать все новое, что они узнали по теме исследования на основе прочитанного, от их собственных суждений. Структура эссе выбирается в зависимости от его жанра.

Дополнительные письменные задания помогают студентам умело использовать языковые структуры в соответствии с выбранным жанром, понимать структурную организацию текста параграфа, приводить аргументацию, следовать логике изложения материала, выражать главную мысль и вспомогательные идеи, применять средства когезии, правильно оформлять библиографию, цитирование и ссылки на источники.

На этом этапе возникает необходимость в консультационных часах и разработке тренировочных заданий, которые помогут восполнить пробел в знаниях и облегчить усвоение представленного материала. Индивидуальные и групповые консультации с преподавателем способствуют более углубленному проработке проблемных областей, с которыми сталкиваются студенты в процессе написания текстов, получению обратной связи на эссе, для определения проблемных зон в процессе работы над академическими текстами, планирования дальнейшей деятельности, направленной на их доработку.

На четвертом этапе проводится подготовка и презентация результатов исследования. Особое внимание уделяется таким разделам как: структура, содержание, оформление слайдов в формате Power Point, подготовка текста выступления, репетиция выступления и стадии ответов на вопросы. Студенты в течение всей работы над модулем проходят все этапы работы над выступлением по теме своего исследования. Перед зачетом у студентов имеется возможность смоделировать ситуацию «итоговый зачет», выступить перед своими товарищами, поучаствовать в обсуждении и получать обратную связь с учетом критериев оценки.

На данном этапе от студентов требуется продемонстрировать такие умение и навыки как: устно представить логичный, хорошо структурированный текст со связным переходом от одной части высказывания к другой, используя средства когезии. Ответ должен отражать критический анализ прочитанной литературы по теме исследования с грамотно оформленными ссылками на использованные источники. Оценивается умение представить, обосновать и отстоять свою точку зрения, продемонстрировать вклад в исследуемую проблему, подтверждая аргументами и правильно расставляя акценты.

На стадии ответов на вопросы демонстрируется готовность поддержать дискуссию, уверенно отвечать на вопросы, понимая позиции других участников. Владея приёмами монологической и диалогической речи, выступающие должны уверенно обосновать свою позицию, практически безошибочно используя разнообразные сложные грамматические структуры, необходимый словарный запас, абсолютно грамотное функциональное использование лексических средств.

Заканчивается четвертый этап, проведением групповой консультации, когда все участники проекта имеют равную возможность корректно давать обратную связь друг другу через заполнение оценочных листов на каждого

участника: искать сильные стороны, обращать внимание на слабые, давать советы, рекомендации.

Пятый этап представляет собой рефлексивную стадию проекта, анализ и обобщение результатов. Студенты подводят итоги проделанной работы, проводят критический самоанализ, самооценку реализации поставленных целей. Для этого учащимся предлагается, согласно утвержденным критериям, заполнить оценочные таблицы по результатам своей собственной работы.

В результате реализации проекта мы пришли к следующим выводам. Несмотря на то, что всегда остаются единичные студенты, которые из-за низкой мотивации и уровня владения иностранным языком не способны осуществлять проектную деятельность на иностранном языке, разработанная модель позволяет студентам преподнести себя как личность, реализовать на практике усвоенные умения, навыки и способы работы, продемонстрировать свою индивидуальность; учит выбирать правильные и оптимальные пути для решения поставленных задач, учитывать и прогнозировать возможные варианты, а также предоставляет условия для непрерывного самообразования.

Структурированная и заранее продуманная схема проектной работы способствует развитию всех компонентов коммуникативной компетенции в процессе иноязычной речевой деятельности, а также позволяет тематически сосредоточиться на языковом и речевом материале, отражающим специфику будущей профессиональной деятельности студента. Построение работы по предложенной схеме полностью соответствует целям и задачам программы курса и способствует поэтапному комплексному развитию академических навыков. Плавный переход от прочтения англоязычных источников, анализа и осмысления полученной информации через процесс написания текстов академического характера на иностранном языке приводит к отработке навыков устного представления гипотез, идей, мыслей и выводов исследования в форме академической презентации. Заполнение оценочных листов в ходе выполнение проектных заданий позволяют студентам ощутить практическую пользу от проделанной работы, оценить свои возможности и результаты, проанализировать недостатки. Все это заметно повышает мотивацию к изучению языка, исследовательской работе, а, значит, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Для повышения плотности общения на языке важно сбалансировать подачу теоретического и практического материала. Проектный метод следует совмещать с коммуникативными видами аудиторной работы, активно использовать интерактивные задания для оценки полученных навыков и умений студентов. Использование разнообразных формы общения, таких как обсуждения, дискуссии, лекции, применение игровых форм, моделирование на занятиях ситуаций общения, которые отражают реальный контекст деятельности учащихся, развивает коммуникативные навыки и способствует повышению мотивации.

Рекомендуется использовать систему LMS (Learning Management System) для обеспечения непрерывности обучения. Работа в LMS становится неотъемлемой частью учебной программы при условии сокращения аудиторных часов на изучение языка в неязыковом вузе. Система готовит студентов к активной автономной деятельности по повторению и изучению грамматики и лексики, пополнению словарного запаса. Работая в системе, студенты имеют возможность выражать свою точку зрения, защищать позиции, проводить аргументацию, как устно, так и письменно. Неоспоримым достоинством системы является создание условия для планирования, управления и контроля учебной деятельности, повторения и обобщение необходимого грамматического и лексического материала.

Для реализации проектного метода необходима соответствующая профессиональная подготовка и методическая компетентность преподавателя, гибкость в организации учебной деятельности, умение сочетать традиционные и нестандартные, инновационные методы в образовательном процессе по иностранному языку и индивидуальный подход в работе с каждым студентом.

Проектный метод требует четко разработанной структуры и отведенного времени для выполнения работы на каждом этапе. Каждый этап должен иметь свои цели и задачи, быть логически законченным и способствовать развитию определенных компетенций. Очень важно расположить, распланировать проект таким образом, чтобы каждый предыдущий этап являлся опорой для выполнения последующего. Таким образом, каждое аудиторное занятие представляет собой звено в общей цепи подготовки, что значительно оптимизирует весь процесс обучения, делает его более целенаправленным и последовательным. Каждый этап заканчивается заполнением и оформлением оценочных листов и письменных отчетов.

В целом, результаты применения проектного метода позволяют рассмотреть возможность дальнейшего распространения данной формы организации обучения.

Список литературы

1. Выготский Л.С. История развития психических функций // Психология. - М., 2002. - С. 512-755.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидак-тика и методика. - М.: Aкадемия, 2006. - 336 с.

3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 2005. - 373 с.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

5. Зимняя ИА. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

6. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: УРСС. 2006. - 310 с.

7. Концепция преподавания английского языка в Государственном университете -Высшей школе экономики (1 ступень - бакалавриат). - М., 2010. - 21 с.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

9. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС. 2005. - С. 5-16.

10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

11. Программа Иностранный язык (английский) для направления 080100.62 «экономика» подготовка бакалавра (3 курс). - СПб., 2013. - [Электронный ресурс]: http://fs.nashaucheba.ru/docs/60/index-1311193.html

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «экономика». - [Электронный ресурс]: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/8/20111115140416.pdf (дата обращения: 17.03.2013).

13. McCormack J., John Slaght J. English for Academic Study: Extended Writing and Research Skills. Course Book. - Garnet Education, 2012. - 154 p.

14. Thompson I., Rubin J. Can Strategy Improve Listening Comprehension // Foreign Language: Georgetown University Press, 1992. - Annuals 3. - P. 331-341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.