Научная статья на тему 'Развитие рефлексивных навыков студентов при подготовке проекта «Академическая презентация» на иностранном языке'

Развитие рефлексивных навыков студентов при подготовке проекта «Академическая презентация» на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / САМООЦЕНИВАНИЕ / SELF-ASSESSMENT / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ / REFLEXIVE METHODS / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / COMMUNICATION STRATEGIES / ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / LATERAL THINKING / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ACADEMIC PRESENTATION / ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ / SIX THINKING HATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Юлия Валерьевна

Данная статья посвящена проблеме формирования и развития рефлексивных навыков студентов в рамках проекта «академическая презентация». Автор описывает возможности модифицированного метода Э. Боно «Шесть шляп мышления» как механизма, способствующего рефлексивному формированию коммуникативной компетенции, а также как способа, позволяющего преодолеть коммуникативные барьеры в ходе межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивных навыков студентов при подготовке проекта «Академическая презентация» на иностранном языке»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147

Ю.В. Варламова

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ» НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Данная статья посвящена проблеме формирования и развития рефлексивных навыков студентов в рамках проекта «академическая презентация». Автор описывает возможности модифицированного метода Э. Боно «Шесть шляп мышления» как механизма, способствующего рефлексивному формированию коммуникативной компетенции, а также как способа, позволяющего преодолеть коммуникативные барьеры в ходе межличностного общения.

Мотивация, самооценивание, рефлексивные методы, коммуникативные стратегии, латеральное мышление, академическая презентация, шесть шляп мышления.

The article is devoted to the problem of students' reflexive skills in the project «academic presentation». The author describes the possibilities of the adapted method «Six thinking hats» by E. de Bono as the tool supporting reflexive formation of communicative competence as well as the method allowing to overcome communicative barriers in interpersonal communication.

Motivation, self-assessment, reflexive methods, communication strategies, lateral thinking, academic presentation, six thinking hats.

Основные инновационные процессы, которые наблюдаются в настоящее время в образовании, затрагивают главным образом содержание, средства и технологии обучения. Особое значение приобретает компетентностный подход в обучении, направленный на подготовку грамотных специалистов, способных реализовать себя в современных социально-экономических условиях и адаптироваться к постоянно меняющейся профессиональной среде. При обучении иностранным языкам, согласно ФГОС, основными задачами являются развитие коммуникативной компетенции в учебной, профессиональной и социально-общественных сферах общения; академической компетенции, нацеленной на формирования навыков для дальнейшего профессионального совершенствования в вузе и за его пределами [16]. Названные задачи тесно связаны с рефлексивными методами обучения, как механизмом получения новых знаний через себя, через постоянную, ежеминутную рефлексию происходящего субъектом. В центре внимания оказывается не просто самостоятельный человек, как изолированная система с направленностью сознания на самое себя, а система иного уровня, где человек это «человек в мире» [12, с. 335], иная целостность, задающая иной уровень рефлексии.

Анализ зарубежных и отечественных работ показывает, что механизм «рефлексия» широко обсуждается в психологическом, философском, методологическом, общенаучном контекстах. Существует множество толкований и интерпретаций данного механизма. Например, в психологии под рефлексией понимается способность разума обращать свой взор на себя [4]; внутренняя деятельность человека, ориен-

тированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний [14, с. 172]. Философия рассматривает рефлексию как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании [7, с. 231]. В социологии рефлексия связана с процессом прогнозирования и корректировки действия с целью взаимного влияния партнеров друг на друга в процессе коммуникации [15]. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями [1]. В контексте профессионального развития личности рефлексия трактуется как базовый механизм самосознания, прогнозирования, критического анализа, реорганизации и оценки уровня профессионального развития [2].

В настоящей статье категория рефлексии понимается как особый вид учебной деятельности, основанный на осмыслении и переосмыслении студентами своих знаний, умений и навыков в процессе исследования осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем [3]. Одной из форм работы с применением рефлексивного подхода, позволяющей формировать и развивать коммуникативную и академическую компетенции, является подготовка проекта «академическая презентация». Работа над проектом проводится в соответствии с методико-педагоги-ческой теорией, предполагающей поэтапность формирования знаний, стратегий, навыков. Последовательное прохождение ознакомительной, стандартизирующей, варьирующей, творческой, оценочной стадий работы позволяет студентам продемонстрировать умения строить развернутое высказывание по

заданной теме; навыки реферирования, обобщения, аннотирования; формулирование собственной точки зрения по теме; вести беседу по смежным темам; способность наглядного представить результаты своего исследования с использованием аудиовизуальных средств.

Академическая презентация представляет собой индивидуальный исследовательский мини-проект с определенными этапами подготовки:

1) определение задач, выбор и обсуждение темы;

2) отбор аутентичных источников, анализ прочитанного;

3) оформление результатов в виде устного критического "summary", содержащего элементы анализа и ссылки ни прочитанный материал;

4) подготовка и коррекция стиля устного выступления участников и стадии ответы на вопросы аудитории;

5) подведение итогов, обсуждение результатов.

Процесс подготовки проекта «академическая презентация» подчинен алгоритму движения в рефлексивном плане с поочередным прохождением этапов: остановка, фиксация, отстранение, объективация, оборачивание [13]. Для проведения рефлексивного анализа от обучающегося требуется: грамотно контролировать действия, логику развертывания своих суждений; планировать последовательность этапов деятельности; умение сопоставлять известное (то, что уже сделано) с неизвестным (что предстоит сделать); видеть противоречия в имеющихся подходах; грамотно методически подойти к анализу ситуации; понимать позиции разных авторов; применять полученную посредством анализа и синтеза информацию в зависимости от цели и установок проектной деятельности. Данный вид работы сопровождается интерактивными заданиями, в результате чего возникает рефлексивный тип взаимодействия преподаватели и обучающегося. Положительной стороной в развитии навыков общения в профессиональной сфере является высокий уровень мотивации студентов из-за тематической привязки к их курсовым работам по специальности.

Процесс планирования и создания эффективной презентации требует постоянного профессионального межличностного взаимодействия всех участников события, в результате чего неизбежно создаются различного рода трудности коммуникации. Студенты, вовлеченные в диалог между собой и с преподавателями, часто сталкиваются с проблемами, обусловленными «разрывом деятельности» или коммуникативными «барьерами» [6, с. 346], существенно осложняющими педагогический процесс. Основные причины возникновения коммуникативных барьеров связаны с работой социально-психологических механизмов, создающих препятствия, вызываемые особенностями ситуации, сообщения или личными качествами студентов. Это объясняется тем, что студенты обладают большим умственным потенциалом, хорошо анализируют материал, синтезируют информацию, воспринимают печатный текст, но все же испытывают затруднения при освоении речевых навыков.

Опыт работы со студентами показывает, что эффективность коммуникации оказывается под угрозой, речевое воздействия не воспринимается и, следовательно, не оказывает никакого влияния по причине срабатывания определенных барьерных механизмов. Например, отрицание авторитета или потеря доверия к собеседнику и его сообщению появляется при срабатывании механизма «контрсуггестия» [11]. Столкновение в процессе коммуникации разных точек зрений партнеров на одну и ту же проблему, а также неспособность адресанта во время коммуникации учитывать актуальные потребности и стремления или приписывать не существующие в действительности устремления приводят к созданию ситуационного и смыслового [5] барьеров. Различия в объеме имеющейся информации, в эрудиции и знаниях коммуникантов создают тезаурусный барьер [8]. Интеракционный барьер выстраивается из-за неумения последовательно и гибко осуществлять диалогическое взаимодействие [9]. Результатом эмоционального барьера является ограничение и/или сведению к минимуму контактов с собеседником, вызвавшим отрицательные эмоции, искажение восприятия окружающей действительности, увеличение психологической дистанции между партнерами [10].

Автор статьи рассматривает возможности применения модифицированного метода Э. Боно «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) при прохождении этапов подготовки проекта «академическая презентация». В основе метода лежит идея латерального мышления, дающая возможность обменяться мнениями, систематизировать и усовершенствовать процесс мышления, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют [17]. Процесс мышления разделен на шесть различных режимов, представленных шляпами своего цвета. Коммуниканты в процессе обсуждения проблемы обращаются к определенной «Мыслешляпе», наиболее целесообразной в сложившейся ситуации, символизирующей конкретный тип мышления, и в соответствии с правилами работают определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» [17].

Достоинством метода является то, что студенты приобретают возможность через перевоплощения поочередно сыграть роль каждой «мыслешляпы» с ее характерными чертами и качествами, избежать конфликтных ситуаций, прийти к согласию, обучиться навыкам управления вниманием, рассматривая выдвинутую гипотезу с шести разных сторон, с опорой на лексический материал выработать определенную схему действий в зависимости от ситуации. Внедрение метода подкрепляется учебно-методическим обеспечением, включающим оценочные таблицы, вопросы, рефлексивные задания, сопровождающие поэтапное решение задач в ходе проектной деятельности. Регулярное заполнение оценочных листов в группе и/или индивидуально обогащают опыт рефлексивной деятельности, отражают успехи и достижения.

Рассмотрим некоторые стадии подготовки проекта с опорой на представленный метод.

Режимом мышления «белой шляпы» можно пользоваться на этапе работы с имеющейся или пропущенной, но необходимой информацией; при сборе источников, цифр, схем, таблиц, графиков и т. д. Цифры и факты могут помочь при обосновании выбора источников, доказательстве гипотез, отстаивании своей точки зрения. Мы выясняем, какая информация нам еще необходима для решения поставленной задачи и как ее получить. Общая направленность заключается в стремлении собрать достоверную информацию, обмениваясь только фактами, цифрами, событиями; освободиться от эмоций и не демонстрировать чувства. В презентации невозможно осветить слишком большой круг вопросов, поэтому факты, статистические данные помогут систематизировать имеющиеся по теме знания и материал, сформулировать отдельные пункты, тезисы и рассуждения будущей речи.

Приступая к работе над презентацией, студентам необходимо определить, какой тип источников необходим для освещения круга проблем, вопросов, что определяют содержание основной части выступления и оценить его качество. Им предлагается предварительно выбрать источники, которые можно признать академическими / авторитетными / аутентичными. Процесс выбора источников опирается на практичное мышление и подразумевает умение вычленить нужную информацию из общего объема, способность выстроить полученные сведения об источнике в порядке достоверности содержащейся в них информации. На первом этапе рекомендуется собрать по возможности полную информацию об авторе и самой публикации с опорой на предварительно составленные вопросы. Большинство академических текстов, как правило, рецензируются экспертами и специалистами в исследуемой области, что позволяет считать, что информация, изложенная в статьях, достоверна и надежна.

Мышление в «красной шляпе» связано с чувствами и проявлением эмоций как неотъемлемой частью мыслительного процесса [17]. Эмоциональная составляющая включена не только в познавательный рефлексивный механизм, направленный на познание другого человека, его качеств, поведенческих характеристик, но и в коммуникативный рефлексивный механизм, объектом которого являются представления о внутреннем мире собеседника и причинах его поступков. Говорящему дается возможность высказаться, отработать эмоции, которые могут негативно сказаться на работе, ознакомиться с чувствами окружающих, выявить базовый эмоциональный фон, чтобы в последствии учитывать его воздействие в ходе обсуждения. Этот тип мышления позволяет эмоционально давать субъективную оценку проблеме, справляться с волнением, переключать эмоции по мере необходимости, что уменьшает число конфликтных ситуаций.

Мышление в «черной шляпе» отличается строгой логикой и четкостью обоснований своих позиций [17], помогает студентам критически оценить содер-

жание прочитанного, собственный результат, работу товарищей, акцентировать внимание на сомнительных аспектах.

Одним из ключевых критериев, который оценивается в работе над презентацией, является умение анализировать прочитанные источники и предполагает наличие у студентов способности к критическому мышлению, подразумевает навыки: выделять главное, сравнивать разные точки зрения, делать выводы на основе различных точек зрения, обобщать, классифицировать, формировать собственную позицию.

При проведении дискуссии под полями «черной шляпы» от студентов требуется сосредоточить внимание на обнаружении объективно слабых сторон в рассматриваемой проблеме, указать на явные ошибки в ходе работы, предостеречь от однобокости в подходе к рассмотрению гипотезы, установить, в каком месте аргументация противоречит рассматриваемой ситуации, усомниться в точности представляемых сведений.

Неотъемлемой частью проекта является умение редактировать собственный текст, анализировать создаваемый продукт устной речи с целью устранить недостатки логичности и аргументированности изложения, убедиться в наличии академической организации текста, его языкового и стилистического оформления.

С одной стороны, вмешательство «черной шляпы» часто требует коррекции, дополнения и изменения структуру проекта, смещения акцентов в его содержании. С другой стороны, внесенные замечания помогут в поиске выхода из ситуации, предложении новой точки зрения, альтернативной взгляду на ситуацию критикующего собеседника.

Мышление в «желтой шляпе» определяется как позитивное, теоретически обоснованное, позволяющее сознательно сосредоточиться на положительных результатах, изначально нацеленное на исключительно благоприятный исход, помогает в поиске своего видения темы [17]. Оно тесно связано с выдвижением и построением гипотез, предположений и определят способы их достижения. Студент выражает изначальную готовность принять и поддержать выдвинутую гипотезу, отыскать, увидеть и раскрыть положительные стороны ситуации, явления, проблемы.

Положительная оценка может быть основана на опыте, представленном в отобранных источниках информации, цепи логических умозаключений, предположениях и ожиданиях, умении ссылаться на авторитетные источники. Работая под полями «желтой шляпы», студенты учатся эффективно применять, ссылаться и цитировать идеи известных, авторитетных специалистов. Цитирование источников является одним из средств убедительности и доказательности выступления, поэтому важно привести не просто имя автора, которого цитируем, но и представить его как специалиста в данной области.

Работа в «зеленой шляпе» связана с творческим настроем и актуализацией латерального мышления, требует от учащихся новых способов, приемов, идей,

нестандартных подходов к решению задач [17]. Интеллектуальная функция проявляется через поиск и анализ методологии, разработку своего эффективного метода и более рационального подхода к решению поставленных задач. Планирование научного исследования определяет понимание темы и предваряет написание текста презентации. Важно, чтобы тема была актуальной с проблемно-информативным содержанием. Студенты работают с необходимой литературой, продумывают содержание и структуру, обсуждают новые предложения, возможные трудности, осуществляют нестандартный подход к решению задачи, ищут новые способы и приемы. Особое внимание выступающих обращается на порядок изложения материала, последовательность и логику, правильность построения тактики выступления. Эффективные в данных условиях приемы и способы аргументации обеспечиваются за счет использования лексических клише.

«Синяя шляпа» представляет конструктивное, творческое мышление и предназначена управлять и контролировать процесс исследования [17]. Ее используют в начале процесса обсуждения для постановки целей, задач, определения следующего мыслительного шага и при подведении итогов на определенном этапе, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. «Синяя шляпа» отвечает за планирование действий в виде цепочки последовательных шагов, демонстрацию максимальной объективности в отношении рассматриваемого вопроса со стороны каждого участника.

Студент в «синей шляпе» управляет дискуссией, по необходимости вмешивается, прерывает и направлять ее протекание в русло конструктивных решений. В ходе дискуссии учащиеся оценивают личный вклад в исследование, определяют степень актуальности проблемы и ее роль в контексте исследования, учатся продуктивно управлять процессом мышления, обобщают накопленный опыт.

Таким образом, работа со студентами показывает, что применение методики «Шесть шляп мышления» способствует развитию рефлексивных навыков как интегральной составляющей учебного процесса, помогает в совершенствовании учебных, исследовательских, коммуникативных компетенций, создает необходимые условия для развития личностного роста. Представленная схема позволяет сосредоточиться на таких видах рефлексии, как: коммуникативная, проектировочная, информационная, смысло-творческая, мотивационная, оценочно-коррекцион-ная, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Продуктивность самостоятельной работы учащихся проявляется через ав-

тономность в изучении языка и культуры, их ответственное отношение к делу, активизацию обучающихся в решении различных задач средствами изучаемого языка, критическое отношение к результатам своей деятельности в рамках ситуативной, ретроспективной и проспективной форм рефлексивной деятельности.

Литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996.

2. Быкова, Е.А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета на материале формирования профессиональной компетентности: дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Быкова. - Казань, 2007.

3. Выготский, Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский. - М., 1982.

4. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. -АлтГУ, 2000.

5. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - М., 1987.

6. Куницина, В.Н. Межличностное общение: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб., 2001.

7. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении /Дж. Локк. - М., 1985.

8. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. - Мн., 1986.

9. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. - М., 2001.

10. Платонов, Ю.П. Эмоциональные барьеры / Ю.П. Платонов. - URL: http://www.elitarium.ru.

11. Поршнев, Б. Ф. Социальна психология и история / Б.Ф. Поршнев. - М., 1979.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.

13. Семенов, И.Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - Запорожье, 1992.

14. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.

15. Соболевская, М.А. Рефлексивность современной социологической теории: от истоков к перспективам / М.А. Соболевская // Психология, социология и педагогика. -2014. - № 2. Февраль. - URL: http://psychology.snauka.ru/ 2014/02/2835.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «экономика». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140416.pdf .

17. de Bono, E. Six Thinking Hats / E. de Bono. - URL: http: //www.debonothinkingsystems.com/tools/6hats.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.