УДК 378
ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1 2 © 2016 Д.Д. Климентьев , В.В. Климентьева
1канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка e-mail: [email protected] 2канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Статья посвящена проблеме обучения навыкам устной речи на продвинутом этапе владения иностранным языком. Авторы делятся опытом использования приема Эдварда де Боно «шесть шляп мышления» в целях оптимизации аудиторных занятий по иностранному языку, проходящих в форме проблемных обсуждений.
Ключевые слова: преподавание иностранных языков, проблемные обсуждения, Эдвард де Боно, шесть шляп мышления, современные информационные технологии
Проблема совершенствования навыков устной речи является одной из наиболее сложных в методике преподавания иностранных языков, так как требует от учителя способности к импровизации и мотивации обучающихся к иноязычному общению в условиях заданных лингвокультурных рамок. Особенно трудной представляется задача организовывать на занятии проблемные обсуждения, уходить от механического пересказа заранее подготовленных текстов и воспроизводства стандартных речевых шаблонов, научить учащихся вникать в тему обсуждения, внимательно слушать друг друга и искать в процессе дискуссии пути решения коммуникативных задач. В старших классах средней школы и на языковых факультетах вузов учащиеся обладают достаточной языковой (лексико-грамматической) базой, чтобы в процессе речевой активности концентрировать свое внимание на содержании, а не на форме. Однако в группе учащихся, насчитывающей более 5-6 человек, сложно вовлечь всех участников дискуссии в активное обсуждение, когда необходимо не только понять ключевого выступающего и согласиться или не согласиться с ним, но и развить тему дальше, рассмотреть различные стороны вопроса, предложить разные, подчас нестандартные, варианты решения, оставаясь при этом в рамках продуктивной и взаимовежливой вербальной коммуникации.
Один из ведущих зарубежных экспертов в области креативного мышления, Эдвард де Боно, который в конце 1960-х гг. ввел в науку понятие "lateral thinking" (латеральное /боковое/ мышление, или всесторонний нестандартный подход к решению задачи) [De Bono 1990], предложил оригинальный и эффективный прием проблемной дискуссии, основанный на психологических механизмах активного творческого поиска. Свой прием (часто в литературе называемый методом) проф. Боно назвал "Six Thinking Hats" (Шесть шляп мышления) [De Bono 1986]. Его суть заключается в распределении среди участников дискуссии определенных ролей, визуально представленных шестью разноцветными шляпами.
Белая шляпа (white paper), ассоциирующаяся с листом белой бумаги, предлагает участнику беспристрастно сосредоточиться на фактической информации,
имеющейся в его распоряжении: только голые факты и цифры, относящиеся к предмету обсуждения.
Красная шляпа (fire and warmth) наводит на мысль об огне и подталкивает участника к эмоциональному восприятию проблемы, свободному выражению своих чувств, интуиции и предчувствия. При этом не обязательно быть логичным, не нужно ничего обосновывать.
Желтая шляпа (sunshine), образ солнца и оптимизма, настраивает на активный поиск достоинств и преимуществ того или иного предложения или точки зрения, акцентирует возможные перспективы и потенциальный выигрыш, выявляет скрытые ресурсы.
Черная шляпа (a stern judge) напоминает о мантии судьи и означает осторожность. В отличие от желтой черная шляпа побуждает участника задуматься о недостатках, рисках и возможных негативных последствиях, высказывать опасения, предлагать свою критику и оценку ситуации, предостерегать других от непродуманных действий.
Зеленая шляпа (vegetation and rich growth), вызывающая в воображении бурную растительность и энергию жизни, стимулирует творчество, генерацию идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. При этом очень важно не бояться допускать ошибки или выглядеть глупо.
Синяя шляпа (the sky and overview) - это роль организатора или модератора дискуссии. Владелец синей шляпы начинает обсуждение, ставит задачи и обозначает желаемые результаты. В процессе диспута модератор следит за порядком обсуждения и за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена возможность высказаться. Он может провести голосование по предложенным вариантам решения проблемы и в конце подводит итоги.
Образная идея шляп интересна и важна сама по себе. Шляпу легко надеть и снять. Поэтому, с одной стороны, приступая к проблемной дискуссии, можно достаточно быстро распределить роли участников. С другой стороны, учащиеся с такой же легкостью и непринужденностью, как и цветные шляпы, практикуют и осваивают различные стратегии диспута (или типы мышления). Если обычно задача обсудить ту или иную проблему часто приводит учащихся в растерянность, то прием шести шляп мгновенно расширяет спектр восприятия участников дискуссии, обогащает их мышление, делает его более всесторонним.
Основные достоинства этого приема заключаются в простоте его освоения и применения, рассмотрении проблемы с разных точек зрения, вовлечении в дискуссию большего количества активных участников и большего раскрепощения участников за счет возможности надеть на себя некую «маску».
Прием «шесть шляп мышления» успешно адаптирован на практических занятиях по культуре иноязычного речевого общения в Курском государственном университете. Остановимся на основных методических моментах организации проблемных обсуждений, проводимых на старших курсах факультета иностранных языков.
Прежде всего, заранее назначается один из студентов, задача которого подготовить небольшое (5-7 минут) выступление на проблемную тему, актуальную для студентов группы. Спектр тем необычайно широк, причем студенты полностью самостоятельны в своем выборе. Главное, чтобы тема и высказываемые идеи (приветствуются смелые, даже достаточно провокационные или в некоторой степень утрированные заявления) не были оскорбительными для участников обсуждения. Это могут быть дебаты о свободном ношении оружия в США, вопросы смертной казни, службы женщин в армии, включенного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья, организации приюта для бездомных собак и кошек, авангардного театра, нетрадиционных половых отношений и т.д. Важно, чтобы тема представляла личный интерес для самого выступающего и он смог бы увлечь всех участников в действительно злободневное и эмоциональное обсуждение. В качестве возможного (но не обязательного) домашнего задания к предстоящему занятию всем студентам группы предлагается изучить статью или видеосюжет по обсуждаемой теме.
В начале занятия в целях совершенствования языковых навыков выступающий предлагает студентам заранее подготовленное задание на введение и закрепление тематической лексики (7-10 слов или выражений). После этого преподаватель раздает участникам обсуждения «шляпы» (если нет шляп, их можно заменить сложенными пополам листами цветного картона так, чтобы они стояли на столах перед каждым участником). В случае если количество участников больше 7 человек (выступающий и 6 участников со шляпами), все, кроме синей шляпы (модератора), могут быть в нескольких экземплярах. Соответственно, меньшее количество участников подразумевает отсутствие каких-либо шляп. Преподаватель проводит первое занятие в качестве выступающего (показывая пример лексического задания и проблемного выступления); в дальнейшем преподаватель участвует в обсуждениях наравне со студентами, также получая «шляпы». Помимо шляп в начале занятия один из студентов назначается оппонентом. Задача оппонента - внимательно слушать выступающего, записывать его основные аргументы и утверждения, а по завершении основного доклада выступить с ответной речью (3-5 минут), оценив важность и актуальность темы и прокомментировав все аргументы докладчика (соглашаясь или не соглашаясь с ними). Таким образом, на занятиях осваиваются стратегии, навыки и умения различных видов монологического высказывания. А именно, основной выступающий представляет заранее подготовленное монологическое высказывание (с соответствующими требованиями к его оценке), в то время как оппонент представляет неподготовленное монологическое высказывание с использованием записей, сделанных в ходе прослушивания основного доклада. Остальные участники выступают с краткими проблемными высказываниями под управлением модератора.
В итоге складывается следующий ход занятия:
1) лексическое задание;
2) распределение «шляп»;
3) вступительное слово модератора;
4) (опционально) просмотр небольшого видеофрагмента по теме дискуссии (продолжительностью до 3 минут);
5) основной доклад;
6) выступление оппонента;
7) свободная дискуссия всех участников под управлением модератора;
8) заключительное слово модератора;
9) небольшое обсуждение результатов прошедшего обсуждения (включая разбор преподавателем языковых и речевых ошибок, допущенных студентами в ходе занятия).
В ходе курса преподаватель следит за тем, чтобы каждый студент группы (описываемые занятия в группе проводятся 1-2 раза в неделю в течение академического года) обязательно попробовал себя во всех ролях.
Использование современных информационных технологий позволяет оптимизировать данные проблемные обсуждения следующим образом.
Во-первых, при подготовке к занятию студенты используют различные информационные ресурсы, при этом преподаватель учит студентов оценивать поступающую информацию на предмет достоверности. Помимо этого студентам
рекомендуются качественные информационные ресурсы (в основном это сайты известных иноязычных газет, журналов и телеканалов). Практика показала, что наибольшую популярность в рамках курса приобрела англоязычная площадка распространения уникальных идей ("ideas worth spreading") http://www.ted.com/ и ее образовательный сегмент http://ed.ted.com/.
Во-вторых, особую роль приобрела белая шляпа, связанная с представлением фактов по рассматриваемой проблеме. Теперь, если в аудитории есть компьютер, ноутбук или планшет с доступом к сети Интернет, участник с белой шляпой должен непосредственно в ходе основного доклада найти 1-3 или более интересных фактов, при этом усваивая основные положения докладчика. Такая работа позволяет совершенствовать необходимые в современном информационном технологическом обществе навыки многозадачности, подразумевающие способность одновременно выполнять несколько операций (в данном случае - слушать докладчика и осуществлять информационный сетевой поиск).
Наконец, назрела необходимость готовить будущих специалистов к работе в условиях многозадачности, которая, безусловно, стала реалией сегодняшнего дня. В большинстве ситуаций обыденного или профессионального общения человек постоянно сталкивается с восприятием и обработкой нескольких информационных потоков, на которые обязан должным образом реагировать. В этой связи вызывает интерес опыт инновационной педагогической модели Университета Южной Калифорнии [Hayles 2007: 195-196], когда во время обсуждения информация с персональных компьютеров участников (отражающая их записи, вопросы, предложения, комментарии и т.д.) выводится на 14 экранов, расположенных в аудитории вокруг круглого стола. Это означает, что каждый участник обсуждения постоянно находится в курсе того, что хотят сказать другие. Происходит необычная атмосфера, когда одновременно с основной звучащей дискуссией происходит как бы множество связанных с ней параллельных дискуссий. Нечто похожее можно наблюдать во время различных вэбинаров, когда во время звучащей лекции в специально выделенном окне чата одновременно происходит текстовый диалог множества слушателей, свободно высказывающих свои мнения и комментарии, не прерывая при этом лектора (наоборот, лектор, в свою очередь, внимательно следит за ходом текстовой дискуссии и соответственным образом корректирует содержание своей лекции). В нашем случае было бы интересно разместить в аудитории экраны по количеству шляп (и еще один экран для основного выступающего), что позволило бы более эффективно вовлекать участников в проблемную дискуссию и помогало бы им овладевать современными информационными компетенциями.
Предлагаемый нами формат организации и проведения проблемной дискуссии на иностранном языке повышает эффективность занятия, полнее вовлекает студентов в активную речемыслительную деятельность, помогает участникам раскрепощаться, приводит к более высокой мотивации учения, предлагает более широкие возможности совершенствования лингвострановедческих и информационных навыков и умений, а также овладения современными стратегиями ведения дискуссии и поиска решений. Анализ продолжительной апробации проводимых занятий в данном формате, а также проведенный среди студентов и преподавателей опрос о результативности предлагаемой методики позволяют сделать вывод о ее целесообразности и востребованности.
Библиографический список
De Bono, Edward. Lateral Thinking: A Textbook of Creativity. Penguin Books, 1990.
211 p.
De Bono, Edward. Six Thinking Hats. Granica Editions, 1986. 103 p. Hayles, Katherine N. Hyper and Deep Attention: The Generational Divide in Cognitive Modes // Profession, 2007. P. 187-199.