Научная статья на тему 'К вопросу применения метода "Шесть шляп мышления" технологии развития критического мышления при изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"'

К вопросу применения метода "Шесть шляп мышления" технологии развития критического мышления при изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / МЕТОД "ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ" / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неделяева Анна Вячеславовна, Ельцова Ольга Валерьевна

В статье рассматривается актуальность использования технологии развития критического мышления на занятиях по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных организациях высшего образования. Авторами предлагается описание и анализ экспериментальной работы по теме «Терроризм. Основы противодействия терроризму». Отмечены преимущества метода «Шесть шляп мышления» в развитии креативности студентов, данный метод предоставляет возможность рассмотрения некоторых противоречивых вопросов темы с разных позиций, а также позволяет совершенствовать у студентов навыки активного слушания, а также владения монологической речью, выразительной аргументацией. Уделено внимание стадии рефлексии учебного занятия, оцениванию выступлений студентов с презентацией, оцениванию выступлений «капитанов» и членов команд. Обоснована необходимость использования интерактивных методов обучения при рассмотрении темы «Терроризм. Основы противодействия терроризму».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE USE OF “THE SIX HATS METHOD” OF THE CRITICAL THINKING TECHNOLOGY IN TEACHING “LIFE ACTIVITIES SAFETY”

The article is considering the issue of the use of the critical thinking technology in the “Life Activities Safety” course in higher educational institutions. The authors cover the description and analysis of the experimental work dedicateded to the topic "Terrorism. Fundamentals of Counteractions". The paper highlight the advantages of the "Six Hats" method in the development of the students' creativity, now that the method offers a possibility of considering a number of controversial issues from different positions, thus perfecting the habit of active listening, monological speech competence and expressive argumentation. Much attention is dedicated to the stage of the class reflexion, evaluation of the students' presentations, the activity of the “captains” and members of the teams. The authors stress the importance of the use of interactive methods in teaching the topic "Terrorism. Fundamentals of Counteractions".

Текст научной работы на тему «К вопросу применения метода "Шесть шляп мышления" технологии развития критического мышления при изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"»

УДК 37.026

А.В. НЕДЕЛЯЕВА1, О.В. ЕЛЬЦОВА2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация

2Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, г. Глазов, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В статье рассматривается актуальность использования технологии развития критического мышления на занятиях по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных организациях высшего образования. Авторами предлагается описание и анализ экспериментальной работы по теме «Терроризм. Основы противодействия терроризму». Отмечены преимущества метода «Шесть шляп мышления» в развитии креативности студентов, данный метод предоставляет возможность рассмотрения некоторых противоречивых вопросов темы с разных позиций, а также позволяет совершенствовать у студентов навыки активного слушания, а также владения монологической речью, выразительной аргументацией. Уделено внимание стадии рефлексии учебного занятия, оцениванию выступлений студентов с презентацией, оцениванию выступлений «капитанов» и членов команд. Обоснована необходимость использования интерактивных методов обучения при рассмотрении темы «Терроризм. Основы противодействия терроризму». Ключевые слова: технология развития критического мышления, метод «Шесть шляп мышления», безопасность жизнедеятельности, креативность, развитие, формирование, совершенствование.

A. V. NEDELYAEVA1, O.V. ELTSOVA2

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Glazov Korolenko State Pedagogical Institute, Glazov, Russian Federation

TO THE ISSUE OF THE USE OF "THE SIX HATS METHOD" OF THE CRITICAL THINKING TECHNOLOGY IN TEACHING "LIFE ACTIVITIES SAFETY"

Abstract. The article is considering the issue of the use of the critical thinking technology in the "Life Activities Safety" course in higher educational institutions. The authors cover the description and analysis of the experimental work dedicateded to the topic "Terrorism. Fundamentals of Counteractions". The paper highlight the advantages of the "Six Hats" method in the development of the students' creativity, now that the method offers a possibility of considering a number of controversial issues from different positions, thus perfecting the habit of active listening, monological speech competence and expressive argumentation.

Much attention is dedicated to the stage of the class reflexion, evaluation of the students' presentations, the activity of the "captains" and members of the teams. The authors stress the

importance of the use of interactive methods in teaching the topic "Terrorism. Fundamentals of Counteractions".

Keywords: critical thinking technology, the "Six Hats" method, Life Activities Safety, creativity, development, formation, perfection.

Введение в проблему

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе одной из наиболее сложных в методическом плане является тема «Терроризм. Основы противодействия терроризму». В настоящей статье мы предлагаем обсудить преимущества технологии «Развитие критического мышления», отдавая предпочтение методу «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Данный прием достаточно давно активно применяется в обучении [20].

Тема «Терроризм. Основы противодействия терроризму» в настоящее время является действительно актуальной. Терроризм как проявление насилия принимает форму преступных актов, ведущих к бессмысленной гибели людей и имущества и устрашению населения, имеющих целью получение максимально возможного международного и регионального отклика [7, с. 256]. Терроризм обусловлен идеологией насилия, которая имеет различные истоки (различные виды терроризма). Эта идеология насилия, как «раковая опухоль», расползается по всему миру, формируя все новые и новые очаги террористической «заразы» как в отдельных регионах мира, так и представляя угрозу для безопасности всего мирового сообщества.

Большое значение имеют и вопросы противодействия терроризму. При изучении теоретических основ антитеррористической деятельности в помощь педагогу и студенту может быть предложено учебное пособие «Основы противодействия терроризму» [10], хотя некоторые из вопросов надо пересматривать заново с учетом изменяющихся условий.

В настоящее время воспитание нетерпимости к любым проявлениям насилия, в том числе к террористической угрозе, является важной этической задачей.

Закономерно возникает вопрос - в какой форме обсуждать эти проблемы, как сделать занятие по тематике «Терроризм» наиболее продуктивным для студентов. Ответ дает технология развития критического мышления, которая позволяет выбрать наиболее интересную для обсуждения форму рассмотрения материала.

Так, в статье Е.Ю. Грудзинской отмечается, что критическое мышление позволяет не только сформировать умение замечать противоречия, недостатки, пробелы в информации, но и взвешенно анализировать разнообразные источники, осмысливать собственную позицию [2].

Данная технология позволяет формировать навыки работы с информацией. В процессе данной работы увеличивается уровень восприятия информации, ее понимания и анализа. Таким образом формируется особый стиль мышления, характеризующийся пониманием многозначности точек зрения, гибкостью, рефлексивностью, открытостью [3].

Возвращаясь к задаче формирования этических представлений у студентов, необходимо обратить внимание на статью Кеннета Хау, который обозначает цели этического обучения и акцентирует внимание на том, что вовлечение студентов в «критическую рефлексию» является самой главной целью обучения этике [19].

Одним из инструментов развития критического мышления является метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, который может применяться при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его [1].

Метод используется для разностороннего анализа какого-либо явления, для проведения занятия по обобщению опыта, например, после изучения достаточно большой темы [4]. В статье Антонио Фиерро отмечено, что прием «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно является «элегантно» простым методом организации принятия решения [17].

Метод «Шесть шляп мышления» позволяет разделить мышление на шесть типов, каждому из которых соответствует метафорическая цветная «шляпа» [1; 12].

Цель и задачи исследования

Цель исследования, выявить преимущества использования метода «Шесть шляп мышления» при изучении некоторых теоретических вопросов курса «Безопасность жизнедеятельности».

Задачи:

1. Описать метод «Шесть шляп мышления» в соответствии с учебными задачами.

2. Оценить преимущества данного метода.

Описание методов проведения исследования

Ранее нами в статьях «Реализация компетентностного подхода в курсе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» путем использования некоторых приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [3] и «Некоторые аспекты использования технологии критического мышления в преподавании курса "Безопасность жизнедеятельности"» [8] описана технология развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология была применена на занятиях в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко и в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (Мининский университет).

Развивать критическое мышление у студентов можно при использовании метода проектов [6], а у школьников - при использовании игровых технологий [5]. В преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» большое внимание уделяется интерактивным методам обучения [9].

В настоящее время в Глазовском государственном педагогическом институте технология развития критического мышления на занятиях по «Безопасности жизнедеятельности» используется при изучении тем «Природные опасности. Действия населения при угрозе наводнения, землетрясения, пожара», «Оказание первой медицинской помощи», «Терроризм» и пр.

Вариантом технологии развития критического мышления является метод «Шесть шляп мышления». В данной статье обосновано применение данного метода при изучении темы «Терроризм. Основы противодействия терроризму».

Метод был апробирован в Мининском университете при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в группе студентов, обучающихся по направлению подготовки «Информационные системы и технологии» (экспериментальная группа, 1 курс). Контрольная группа студентов изучала тему «Терроризм» с использованием метода проблемного обучения (группа студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Физическая культура»).

Результаты исследования и их обсуждение

Тема занятия «Терроризм. Основы противодействия терроризму».

Методы: проблемное обучение, «Шесть шляп мышления».

Для рассмотрения теоретических аспектов проблемы можно рассмотреть вопросы, предложенные в учебнике Л.А. Михайлова с соавт. [7], а также другие вопросы, связанные с этой тематикой.

Основные вопросы темы:

1. Основные понятия темы: терроризм, теракт, противодействие терроризму.

2. Причины терроризма.

3. Социальные факторы, влияющие на распространение терроризма.

4. Виды терроризма, примеры террористических актов.

5. Борьба с терроризмом на государственном уровне.

6. Мероприятия при террористической угрозе в учебном заведении, на других объектах.

Основные понятия темы рассматриваются согласно трактовкам Федерального закона

«О противодействии терроризму» [16]. Среди причин терроризма можно выделить следующие причины: нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем на государственном уровне; терроризм порождается войной и военными конфликтами, в рамках которых теракты становятся частью военных действий; нерешенность важных экономических и финансовых вопросов и др. [7]. Любой из предложенных вопросов для обсуждения может явиться основой для дискуссии.

Использование метода «Шесть шляп мышления» на занятии

На занятиях по «Безопасности жизнедеятельности» при изучении темы «Терроризм. Основы противодействия терроризму» нами были использованы разные педагогические методы. Контрольная и экспериментальная группы имели примерно одинаковое количество студентов (26-28 человек). Предварительно по 6 студентов из каждой группы получили перечень основных вопросов темы и подготовили доклады с презентацией. В контрольной группе обсуждение докладов было по традиционному варианту «круглого стола». В экспериментальной группе был использован метод «Шесть шляп мышления».

При использовании метода «Шесть шляп мышления» на занятии студенты, которые не являются докладчиками, могут быть поделены на 6 групп. Количество студентов в таких подгруппах - 3-4 человека. При этом в каждой подгруппе назначается капитан команды, который будет выражать мнение своей группы от лица конкретной «шляпы». Дается время для оценки выступлений докладчиков с позиций разных «шляп», вырабатывается коллективное мнение. После выступлений докладчиков оценивается не только сам доклад с презентацией, но и глубина проработки темы с позиции «шляпы».

«Белая шляпа» - оценка выступления докладчиков на основе конкретных фактов, без эмоций, без субъективных оценок.

«Желтая шляпа» - выделение в докладе позитивных сторон, аргументация, почему они являются позитивными.

«Черная шляпа» - это противоположность «желтой шляпе». Выделение в выступлении противоречий, недостатков.

«Красная шляпа» - эмоциональная «шляпа», описание собственного эмоционального состояния с определенными моментами рассматриваемого выступления.

«Зеленая шляпа» - творческая «шляпа», формулирование ответа на вопрос «Что можно было бы обсудить иначе, почему и как именно?»

«Синяя шляпа» - это философская «шляпа», ее задача - обобщение высказываний других «шляп». Задача «синей шляпы» является наиболее сложной, так как на студентов-«носителей» этой шляпы ложится ответственность подведения итогов обсуждения в разных группах. При наличии большого количества противоречивых мнений преподаватель выполняет роль «арбитра» при подведении итогов обсуждения.

Использование данного метода служит достижению нескольких целей. Во-первых, развитие креативности студентов, во-вторых, возможность рассмотрения некоторых противоречивых вопросов темы с разных позиций. В-третьих, данный метод позволяет совершенствовать у студентов навык активного слушания, а также владения монологической речью, выразительной аргументацией.

В контрольной группе был использован метод проблемного обучения. Конечно, в рамках «круглого стола» тоже наблюдалась дискуссия, но она была не столь занимательной, как в случае применения метода «Шесть шляп мышления».

Стадия рефлексии

Обязательным этапом при применении технологии развития критического мышления является стадия рефлексии. Этап рефлексии может быть как в конце занятия по теме, так и в виде тестового контроля на следующем занятии. При проведении тех форм занятий, которые были описаны выше, с нашей точки зрения, удобнее оценивать работу всей группы в целом непосредственно сразу после дискуссии. При этом преподаватель заранее выбирает и сообщает студентам определенный алгоритм оценивания.

Оценивание доклада с презентацией

Существуют разные подходы к оценке выступления студента с использованием электронной презентации. Для оценивания выступления студента за основу были взяты критерии оценки выступления, описанные в электронном ресурсе А. Савицкой [14]. Для упрощения оценивания за основу были взяты следующие критерии,

1) Структура презентации (количество слайдов не более 10-12, наличие титульного слайда, цель и задачи доклада, наличие ссылок на все использованные источники).

2) Текст на слайдах (наиболее важная информация, ключевые слова, нумерованный список).

3) Наглядность (иллюстрации дополняют тему, иллюстрации хорошего качества, для наглядности используются также таблицы, схемы, графики).

4) Дизайн презентации (единый шаблон оформления, текст легко читается, презентация не перегружена эффектами).

5) Содержание презентации (отражены основные вопросы темы, информация полная и понятная, присутствует своя точка зрения по вопросу, ошибки и опечатки отсутствуют).

6) Требования к выступлению (докладчик свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи; выступающий свободно отвечает на вопросы; электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его) [14].

За каждый пункт выставляются следующие баллы, 0 - позиция отсутствует, 1 -слабый ответ, 2 - хорошо, 3 - отлично. Итого за презентацию студент может набрать баллы и получить оценки, «15-18 баллов» - оценка «5», «12-14 баллов» - оценка «4», «9-11 баллов» -оценка «3».

Оценивание выступления капитанов команд

Оценивание выступлений капитанов команд «белая шляпа», «красная шляпа», «черная шляпа», «желтая шляпа», «зеленая шляпа», «синяя шляпа» происходит по следующим критериям:

1) выступающий свободно владеет содержанием вопроса, ясно излагает идеи;

2) выступающий придерживается своей «игровой роли»;

3) выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы из аудитории;

4) выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней;

5) выступающий придерживается правил дискуссии, не переводит дискуссию в непримиримую полемику;

6) выступающий может обобщить итоги своего выступления. Оценивание выступлений членов команды проходит по аналогичным критериям.

За каждый пункт выступления капитанов команд и членов команды выставляются следующие баллы: 0 - позиция отсутствует, 1 - слабый ответ, 2 - хорошо, 3 - отлично. Итого за выступление студент может набрать баллы и получить оценки: «15-18 баллов» - оценка «5», «12-14 баллов» - оценка «4», «9-11 баллов» - оценка «3». Кроме того, капитаны команд могут получить дополнительно по 3 балла за активность.

Преимущества технологии «Шесть шляп мышления»

При проведении занятия с использованием метода «Шесть шляп мышления» в активное обсуждение удается вовлечь всех студентов, знакомство с проблемой происходит на более глубоком уровне, результаты оценивания более высокие. Например, если в контрольной группе студентов средний балл за работу на занятии по теме «Терроризм. Основы противодействия терроризму» был в пределах 3,8 баллов, то в экспериментальной группе средний балл был в пределах 4,6 баллов.

Концепция «Шести шляп мышления» предусматривает «параллельное мышление». Это «боковое, латеральное», конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Одним из принципов параллельного мышления является принцип «как улучшить коммуникацию в команде» [11].

В статье «Технология "Шесть шляп мышления"» описаны некоторые преимущества метода, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой («позитивной шляпой»).

1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Использование технологии «Шесть шляп мышления» позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением [15].

2. Использование метафоры «Цветные шляпы» (черная шляпа, зеленая, синяя и т.д.) позволяет легко научить этому методу.

3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне изучения сложных вопросов.

4. Вследствие структурирования работы мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

5. «Надевание шляп» позволяет легко обсуждать спорные вопросы и переключать мышление, при этом человек должен соблюдать «правила игры», обращаясь друг к другу вежливо.

6. Поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный

промежуток времени, метод позволяет выработать компромиссную точку зрения [15].

Все перечисленные выше преимущества были выявлены при применении метода «Шесть шляп мышления» на занятии «Терроризм. Основы противодействия терроризму».

Заключение

Для нашей страны, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед современным обществом [13].

Изучение тематики, связанной с проблемами терроризма, предполагает использование интерактивных форм обучения, а именно (далее список по данным Интернет-источников):

1) коммуникативно-диалоговые формы в виде дискуссии,

2) имитационно-игровые формы (ролевые игры),

3) проблемно-поисковые формы (урок-исследование, разработка и защита творческих проектов),

4) рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера),

5) инфокоммуникационные формы (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции) [13].

Сложность рассмотрения темы «Терроризм. Основы противодействия терроризму» обусловлена рядом обстоятельств. В условиях роста экстремизма и возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска». Поэтому задача по профилактике опасных явлений в молодежной среде становится чрезвычайно важной. Следующий факт, вызывающий тревогу, - уровень знаний молодежи по противодействию терроризма явно недостаточен. Однако, по данным Интернет-источников, «школьники и студенты, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии» [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях проведения «круглых столов» по разным проблемам темы «Терроризм. Основы противодействия терроризму» студентам предоставляется возможность открыто обсудить эти сложные проблемы. Использование методики «Шесть шляп мышления» позволяет не только более осмысленно изучить противоречивые вопросы темы, но и способствовать конструктивности и продуктивности своего мышления.

Таким образом, использование некоторых методов технологии развития критического мышления не только развивает креативность, навыки аргументированной речи студентов, но и формирует вдумчивое отношение к материалу курса «Безопасность жизнедеятельности», в частности способствует выработке нетерпимого отношения к явлениям современности, представляющим угрозу для всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунова Ж.А. Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления. [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/statya-priem-shlyap-kak-sposob-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-551774.html (дата обращения: 30.04.2016).

2. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник ННГУ. 2005. Выпуск 1(6). С. 181188.

3. Ельцова О.В. Реализация компетентностного подхода в курсе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» путем использования некоторых приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Вектор науки ТГУ. 2013. №4. С. 225-227.

4. Загашев И. Как решить любую проблему. СПб: Прайм-Еврознак, 2002.

5. Касьянова Л.Ю. Критическое мышление: способы развития и закрепления. [Электронный ресурс]. URL: http://топ-школа.рф/kriticheskoe-myshlenie-sposoby-razvitiya-i-zakrepleniya/ (дата обращения: 30.04.2016).

6. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/rol-setevoy-proektnoy-deyatelnosti-v-organizatsii-/ (дата обращения: 30.04.2016).

7. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. 302 с.

8. Неделяева А.В. Некоторые аспекты использования технологии критического мышления в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» // Перспективы науки. 2015. №10(73). С. 22-24.

9. Неделяева А.В., Глыбина О.В. Интерактивное обучение при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/interaktivnoe-obuchenie-pri-izuchenii-distsipliny-/ (дата обращения: 29.02.2016).

10. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. ЯД. Вишнякова. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11. Презентация «Технологии креативного мышления «Шесть шляп» [Электронный ресурс] // Портал готовых презентаций. URL: http://prezentacii.com/tekhnologii/10622-tehnologii-kreativnogo-myshleniya-shest-shlyap.html (дата обращения: 29.05.2016).

12. Прищепа Т.А. «Шесть шляп мышления»: технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.html (дата обращения: 30.04.2016).

13. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой [Электронный ресурс]. URL: http://dogend.ru/docs/index-411882.html#555787 (дата обращения: 29.05.2016).

14. Савицкая А. Критерии оценки выступления с использованием электронной презентации [Электронный ресурс]. URL: wiki.nios.ru/images/8/8c/SavickayaKrit-press2.doc (дата обращения: 30.04.2016).

15. Технология «Шесть шляп мышления» [Электронный ресурс] // Сайт для вожатых детских оздоровительных лагерей. URL: http://summercamp.ru/ (дата обращения: 29.05.2016).

16. Федеральный закон «О противодействии терроризму». ФЗ №35 от 06.03.2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 29.05.2016).

17. Antonio Fierro. Review of the Taming of the Time Stealers // Journal of Teacher Education. 2002. January. Vol. 53, №1. Р. 81-82.

18. Edward de Bono. Six Thinking Hats [Electronic resource]. Available at.: http://www.amazon.com/Six-Thinking-Hats-Edward-Bono/dp/0316178314. (accessed: 30.04.2016).

19. Kenneth R. Howe. A Conceptual Basis for Ethics in Teacher Education // Journal of Teacher Education. 1986. May. Vol. 37, №3. Р. 5-12.

20. Make Better, Faster Decisions. Six Thinking Hats [Electronic resource]. Available at.: http://www.debono.com/de-bono-toolkit/six-thinking-hats/ (accessed: 30.04.2016).

REFERENCES

1. Gorbunova Zh.A. Priem «6 shljap» kak sposob razvitija kriticheskogo myshlenija [The method of "six hats" as a a way of development critical thinking]. Available at: http://infourok.ru/statya-priem-shlyap-kak-sposob -razvitiya-kriticheskogo-mi shleniya-551774.html (accessed 30.04.2016) (in Russian).

2. Grudzinskaja E.Ju. Pedagogicheskaja tehnologija «Razvitie kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pis'mo» v podgotovke specialistov [Educational Technology "Development of critical thinking through reading and writing" in training of specialists]. VestnikNNGU. 2005. Vypusk 1(6). Pp. 181-188. (In Russian)

3. El'cova O.V. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v kurse discipliny «Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» putem ispol'zovanija nekotoryh priemov tehnologii «Razvitie kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pis'mo» [Realizing competency building approach in the academic course "Basics of life vital functions safety" through the use of some elements of the technology "Reading and Writing for Critical Thinking"]. Vektor nauki TGU, 2013, no. 4, pp.225-227. (In Russian)

4. Zagashev I. Kak reshit' ljubuju problemu [How to Decide any problem]. St. Petersburg, Prajm-Evroznak, 2002. (In Russian)

5. Kas'janova L.Ju. Kriticheskoe myshlenie: sposoby razvitija i zakreplenija [Critical thinking: the development and consolidation methods]. Available at: http://топ-школа.рф/kriticheskoe-myshlenie-sposoby-razvitiya-i-zakrepleniya/ (accessed 30.04.2016) (in Russian).

6. Krupoderova K.R. Rol' setevoj proektnoj dejatel'nosti v organizacii edinogo informacionno-tvorcheskogo obrazovatel'nogoprostranstva [The role of network project activity in organization of student common information-creative space]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/rol-setevoy-proektnoy-deyatelnosti-v-organizatsii-/ (accessed 30.04.2016) (in Russian).

7. Mihajlov L.A., Solomin V.P., Mihajlov A.L. i dr. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: uchebnik dlja vuzov [Life Safety: A textbook for high schools]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 302 p. (In Russian)

8. Nedeljaeva A.V. Nekotorye aspekty ispol'zovanija tehnologii kriticheskogo myshlenija v prepodavanii kursa «Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» [Some aspects of using critical thinking

technology in teaching "Life Safety" course]. Perspektivy nauki, 2015, 10(73), pp. 22-24 (in Russian).

9. Nedeljaeva A.V., Glybina O.V. Interaktivnoe obuchenie pri izuchenii discipliny «Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» [Interactive forms and methods in teaching "Life Activities Safety"]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4 (8), p.33. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/interaktivnoe-obuchenie-pri-izuchenii-distsipliny-/ (accessed 29.02.2016) (in Russian).

10. Osnovy protivodejstvija terrorizmu: ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenij [Basics of the fight against terrorism: a training manual for high schools ]. Pod red. Ja.D. Vishnjakova. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006. (In Russian)

11. Prezentacija «Tehnologii kreativnogo myshlenija «Shest' shljap» [The presentation "Six hats" Technology of creative thinking". Portal of ready presentations]. Available at: http://prezentacii.com/tekhnologii/10622-tehnologii-kreativnogo-myshleniya-shest-shlyap.html (accessed 29.05.2016) (in Russian).

12. Prishhepa T.A. «Shest' shljap myshlenija»: tehnologija razrabotki i ocenki innovacionnyh idej pri obuchenii shkol'nikov proektirovaniju ["Six thinking hats": technology development and evaluation of innovative ideas in teaching of schoolchildren]. Internet-zhurnal «Jejdos», 2007, 30 sentyabrya. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.html (accessed 30.04.2016) (in Russian).

13. Rekomendacii po obrazovatel'nym programmam i metodikam formirovanija antiterroristicheskoj ideologii u shkol'nikov i uchashhihsja srednih special'nyh i vysshih uchebnyh zavedenij v regionah so slozhnoj obstanovkoj [Recommendations for educational programs and methods of forming the anti-terrorist ideology of schoolchildren and students in secondary and higher education institutions in the region with a complex situation]. Available at: http://dogend.ru/docs/index-411882.html#555787 (accessed 29.05.2016) (in Russian).

14. Savickaja A. Kriterii ocenki vystuplenija s ispol'zovaniem jelektronnojprezentacii [Evaluation Criteria appearances with electronic presentation]. Available at: http://www.wiki.nios.ru/images/8/8c/SavickayaKrit-press2.doc (accessed 30.04.2016) (in Russian).

15. Tehnologija «Shest' shljap myshlenija» [Technology "Six Thinking Hats"]. Sajt dlja vozhatyh detskih ozdorovitel'nyh lagerej. Available at: http://summercamp.ru/ (accessed 29.05.2016) (in Russian).

16. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terrorizmu». FZ №35 ot 06.03.2006 g. [The Federal Law "On Combating Terrorism". Federal Law №35 dated 06.03.2006]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ (accessed 29.05.2016) (in Russian).

17. Antonio Fierro. Review of the Taming of the Time Stealers // Journal of Teacher Education. 2002. January. Vol. 53, no, 1. Pp. 81-82.

18. Edward de Bono. Six Thinking Hats [Electronic resource]. Available at.: http://www.amazon.com/Six-Thinking-Hats-Edward-Bono/dp/0316178314. (accessed: 30.04.2016).

19. Kenneth R. Howe. A Conceptual Basis for Ethics in Teacher Education // Journal of Teacher Education. 1986. May. Vol. 37, no. 3. Pp. 5-12.

20. Make Better, Faster Decisions. Six Thinking Hats [Electronic resource]. Available at.: http://www.debono.com/de-bono-toolkit/six-thinking-hats/ (accessed: 30.04.2016).

© Неделяева А.В., Ельцова О.В., 2016.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Неделяева Анна Вячеславовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: trudngpuAnna@mail. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Nedelyaeva Anna Vyacheslavovna - candidate of biological sciences, Associate professor of the Physiology and Human Safety Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: trudngpuAnna@mail.ru

Ельцова Ольга Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, Глазов, Российская Федерация, e-mail: eltzowa@mail.ru

Eltsova Olga Valerjevna - candidate of pedagogical sciences, Associate professor in Physical Training, Health and Safety; Glazov Korolenko State Pedagogical Institute. Glazov, Russian Federation, e-mail: eltzowa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.