Научная статья на тему 'Модусы мышления в медиации'

Модусы мышления в медиации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
801
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Ключевые слова
MEDIATION / TECHNOLOGY / MODES OF THINKING / EDWARD DE BONO / THINKING HATS / IDENTIFICATION OF THE MODE OF THINKING / SELECTION OF THE MODE OF THINKING / МЕДИАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУСЫ МЫШЛЕНИЯ / ЭДВАРД ДЕ БОНО / ШЛЯПЫ МЫШЛЕНИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОДУСА МЫШЛЕНИЯ / ПОДБОР МОДУСА МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельниченко Роман Григорьевич

Введение: на основе научных трудов психолога Эдварда де Боно в статье демонстрируется возможность применения концепта «модусы мышления» в медиационной деятельности. Цель: показать перспективность введения медиационных технологий на основе модусного подхода и с использованием опыта юридической и психологической наук. Задача: исследование использования модусов мышления на различных стадиях медиационных процедур. Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность следующих методов научного познания: сравнительно-научный метод, метод системности и метод анализа. Результаты: автором предлагается алгоритм введения модусов мышления в компетентностную парадигму медиатора. Выводы: представленный модусный подход при работе с конфликтом в рамках медиационных процедур в качестве теоретически разработанной и апробированной на практике модели может быть рекомендован медиаторам для развития своих профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODES OF THINKING IN MEDIATION

Introduction: based on the scientific works of psychologist Edward de Bono, the paper demonstrates the possibility of applying the concept of “modes of thinking” in mediation. Using the experience of legal and psychological science, the author sets the goal to show the prospects of introducing mediation technologies based on the mode approach. The author sets the task to study the use of the modes of thinking at different stages of mediation procedures. Methods: the methodological framework for the research is a set of the following methods of scientific knowledge: the comparative and scientific method, the systematic method and the method of analysis. Results: the author proposes the algorithm of introducing modes of thinking in the paradigm of the mediator. Conclusions: the presented mode approach in dealing with a conflict in the framework of mediation procedures as a theoretically developed and tested model can be recommended to mediators for developing their professional skills.

Текст научной работы на тему «Модусы мышления в медиации»

www.volsu.ru

ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА

DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2019.1.2

UDC 34.06 LBC 67.410.1

Submitted: 14.01.2019 Accepted: 15.02.2019

MODES OF THINKING IN MEDIATION

Roman G. Melnichenko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Introduction: based on the scientific works of psychologist Edward de Bono, the paper demonstrates the possibility of applying the concept of "modes of thinking" in mediation. Using the experience of legal and psychological science, the author sets the goal to show the prospects of introducing mediation technologies based on the mode approach. The author sets the task to study the use of the modes of thinking at different stages of mediation procedures. Methods: the methodological framework for the research is a set of the following methods of scientific knowledge: the comparative and scientific method, the systematic method and the method of analysis. Results: the author proposes the algorithm of introducing modes of thinking in the paradigm of the mediator. Conclusions: the presented mode approach in dealing with a conflict in the framework of mediation procedures as a theoretically developed and tested model can be recommended to mediators for developing their professional skills.

Key words: mediation, technology, modes of thinking, Edward de Bono, thinking hats, identification of the mode of thinking, selection of the mode of thinking.

Citation. Melnichenko R.G. Modes of Thinking in Mediation. Legal Concept, 2019, vol. 18, no. 1, pp. 15-22. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.L2

УДК 34.06 Дата поступления статьи: 14.01.2019

ББК 67.410.1 Дата принятия статьи: 15.02.2019

МОДУСЫ МЫШЛЕНИЯ В МЕДИАЦИИ

Роман Григорьевич Мельниченко

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Введение: на основе научных трудов психолога Эдварда де Боно в статье демонстрируется возможность применения концепта «модусы мышления» в медиационной деятельности. Цель: показать сл перспективность введения медиационных технологий на основе модусного подхода и с использованием ем опыта юридической и психологической наук. Задача: исследование использования модусов мышле-^ ния на различных стадиях медиационных процедур. Методы: методологическую основу исследования Р-< составляет совокупность следующих методов научного познания: сравнительно-научный метод, метод ^ системности и метод анализа. Результаты: автором предлагается алгоритм введения модусов мышле-£ ния в компетентностную парадигму медиатора. Выводы: представленный модусный подход при рабо-§ те с конфликтом в рамках медиационных процедур в качестве теоретически разработанной и апроби-Л рованной на практике модели может быть рекомендован медиаторам для развития своих профессио-

^ нальных навыков.

©

Ключевые слова: медиация, технология, модусы мышления, Эдвард де Боно, шляпы мышления, идентификация модуса мышления, подбор модуса мышления.

Цитирование. Мельниченко Р. Г. Модусы мышления в медиации // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2019. - Т. 18, №№ 1. - С. 15-22. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2019.1.2

Введение

Вопросы медиационной деятельности уже давно находятся в поле научного внимания со стороны ученых-юристов [1; 4; 5]. Однако наиболее перспективным, на наш взгляд, является исследование такого ее сектора, как медиационная техника[4].

В профессии медиатора мышление является одновременно и инструментом, и объектом его работы. Медиатор в процессе своей профессиональной деятельности имеет дело как минимум со своим собственным мышлением. В ходе подготовки медиатор начинает работать с мышлением своего доверителя, а во время медиационной сессии количество мышлений, с которыми работает медиатор, увеличивается как минимум до трех: медиатора и двух клиентов.

Мышление индивида в определенный момент времени и в определенном месте (хронотопе) находится в определенном режиме (модусе). Каждый режим влияет как на процесс самого мышления, так и на его результат. Непонимание наличия подобных режимов (модусов) мышления может привести к печальным для медиационного процесса результатам, например к ступору мышления, который приводит к прекращению (срыву) процедуры медиации.

Приведем несколько примеров срыва процесса медиации из-за неумения медиатора работать с модусами мышления.

1. В процессе медиации клиенты так разбушевались, что отказались вести какие-либо переговоры.

2. В процессе медиации один из клиентов отвергал все варианты урегулирования конфликта, что позволило второму клиенту заявить о нежелании своего контрагента о чем-либо договариваться.

3. В процессе медиации стороны предложили более десяти вариантов разрешения конфликта, но так и не сумели прийти к общему мнению.

В этих и многих других случаях медиация могла быть успешной, если бы медиатор владел компетенцией в сфере модусов человеческого мышления.

Для работы медиатора с модусами мышления необходима специальная компетенция -компетенция работы с модусами мышления. В своем изложении способов развития компетенции работы с модусами мышления мы опираемся на исследование Эдварда де Боно, а именно на его работу «Шесть шляп мышления» («Six Thinking Hats») [1].

Компетенция работы с модусами мышления, в свою очередь, состоит из ряда компетенций:

• понимание наличия у человека ряда модусов мышления (информационная составляющая);

• рефлексия модуса мышления (пробле-матизация модуса);

• умение идентифицировать модус мышления (компетенция различия);

• подбор модуса мышления, необходимого в конкретной ситуации;

• навык переключения у себя и своих клиентов одного модуса мышления на другой.

Постоянно развивая у себя подобные компетенции, возможно в результате получить состоящую из этих компетенций общую компетенцию работы с модусами мышления. Опишем все компетенции поочередно в том порядке, в котором желательно их развивать. Назовем это «Пять этапов становления компетенции работы с модусами мышления».

I этап. Знание и понимание модусов мышления

Информационная составляющая - знание, понимание наличия у человека нескольких модусов мышления. Как видно из определения, для развития этой компетенции необходимы две составляющие: знание и идентификация. Знание - это информация, которую воспринимающий может воспроизвести, то

есть запомнить. Для лучшего усвоения знания целесообразно воспользоваться мнемотехникой - особыми приемами запоминания. Эдвард де Боно для лучшего запоминания зашифровал каждый модус мышления в определенном цвете. Для запоминания соответствия каждого цвета определенному модусу воспользуемся такой мнемотехникой, как опорный сигнал. Запомнив визуальный образ, который возникнет в вашем сознании во время чтения приведенного ниже текста, вы запомните, какой цвет с каким модусом мышления ассоциируется.

Опорный сигнал - светофор. Представьте себе светофор. Столб светофора черного цвета, он стоит и всем мешает. Черный цвет - это критический модус. На черном столбе приклеено белое объявление, и вы констатируете, что оно висит, но буквы на нем не разобрать и вам все равно, что на нем написано. Белый цвет - это модус описания. Верхний сигнал светофора красный, он порождает у вас бурю эмоций, подобно тем, которые возникают у быка при виде красной тряпки. Красный цвет - это эмоциональный модус. Средний, желтый сигнал светофора настраивает вас на оценку того, в каком преимущественном положении вы находитесь: скоро вы пойдете, но сейчас отдыхаете. Желтый цвет - это модус оценки преимущества в настоящем. Зеленый сигнал светофора - настраивает вас на движение вперед, движение к новому. Зеленый цвет - это креативный модус. И, наконец, сам светофор расположен на фоне синего неба. Вы осознаете, что у вас может быть несколько модусов мышления. Синий цвет - это модус рефлексии.

Второй элемент информационной компетенции - понимание. Понимание - это способность запомнившего оперировать запечатленной в памяти информацией. Для понимания модуса мышления приведем, как де Боно связывает цвет и модус мышления: «В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Рассмотрим краткое описание каждого из режимов.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Можно предложить много других шляп для других аспектов мышления. Однако я убежден, что этих шести шляп достаточно. Большее количество шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее количество -не адекватным» [1].

Для того чтобы проверить себя в том, понимаете ли вы соотношение цветов и модусов мышления, ответьте себе на несколько вопросов:

• как связан красный и зеленый цвет;

• какого цвета ваше мышление в момент, когда вы читаете этот вопрос;

• какой цвет лучше подходит для медиации?

Если вы ответили на эти вопросы, то с большой долей уверенности можно констатировать, что вы понимаете, что такое модус мышления, а значит получили компетенцию «информационная составляющая» и готовы к развитию у себя следующих модусов.

II этап.

Проблематизация модуса мышления

Проблематизация модуса - это рефлексия модуса мышления. Можно знать и даже понимать, что такое модус мышления, но если медиатор «не видит» этот модус в ходе конфликта, то это понимание будет для него бесполезным. Таким образом, для того чтобы в конкретной конфликтной ситуации работать с

модусом, необходима рефлексия (самосознание медиатора) того, что тот модус, в котором находятся медиатор и его клиент (клиенты), препятствует разрешению конфликта. То есть следует увидеть (идентифицировать) проблему модуса мышления. Одним из основных маркеров, позволяющих рефлексировать проблему модуса мышления на практике, является ступор мышления.

Ступор мышления. Некоторые режимы мышления в определенной ситуации могут привести к ступору мышления, то есть невозможности продуктивно (результативно) мыслить. Результатом ступора мышления может быть разрыв коммуникации, то есть прекращение процедуры медиации. В свою очередь, идентифицировать ступор мышления можно по следующим маркерам:

• безрезультативный разговор «по кругу»;

• молчание (стороны ничего не могут сказать);

• агрессия (резкие высказывания в адрес медиатора или другой стороны);

• бегство (попытка покинуть или отложить процедуру медиации).

Все эти состояния должны быть идентифицированы медиатором. То есть в своем внутреннем диалоге у медиатора должна прозвучать фраза: «У нас ступор мышления». Только в этом случае медиатор сможет начать работу с модусами мышления. Рефлексированный медиатором ступор мышления - это знак к началу работы с модусами мышления.

Для развития у себя компетенции про-блематизации модуса мышления проведите следующий эксперимент. Выявите в течение дня хотя бы один случай ступора мышления у себя или у окружающих вас людей. Довольно часто ступор мышления наступает в ходе конфликта, то есть экстремальной для индивида ситуации, в которой он часто доходит до остановки мышления. Когда вы зафиксируете ступор мышления, произнесите про себя фразу: «Фиксирую ступор мышления». Вечером подведите итог своим наблюдениям. Если в течение какого-либо дня вы не менее трех раз произнесли про себя фразу: «Фиксирую ступор мышления», - вы можете констатировать, что вы обладаете компетенцией проблематизации модуса мышления

и можете переходить к развитию следующей компетенции.

III этап.

Идентификация вида модуса мышления

Компетенция различия - умение идентифицировать модус мышления. Рефлексировав при помощи фразы: «У нас ступор мышления», - необходимо понять, с каким именно модусом или сочетанием модусов у нас проблемы.

По концепции, на которую мы опираемся, можно идентифицировать шесть модусов: критичности (красный цвет), описательный (белый цвет), эмоциональный (красный цвет), положительного состояния (желтый цвет), креативный (зеленый цвет) и рефлексивный (синий цвет). Однако каждый модус, в свою очередь, может вызывать разные виды ступора мышления. Кроме того, проблемы могут возникать также из-за того, что участники конфликта находятся в различных модусах. То есть необходимо рефлексировать не только тот модус, в котором находятся конфликтующие стороны, но и его связь с тем ступором мышления, который он или его сочетание с другим модусом вызвал. Подобных вариантов может быть бесконечное множество. В качестве примера приведем некоторые из них.

Повышенная эмоциональность (эмоциональный модус - красный цвет). Повышенный эмоциональный фон как клиентов, так и медиатора переводит их из рационального мышления в «мышление» чутья, эмоций, пресуппозиций и предрассудков. Повышенная эмоциональность блокирует рацио и делает невозможным рациональное обсуждение возникшей конфликтной ситуации.

Признаки повышенной эмоциональности: разговор на повышенных тонах, активизация невербальных способов коммуникации (махание руками, приставание), изменение цвета кожных покровов.

Медиатор не всегда может рефлексировать повышенную эмоциональность сторон. Дело в том, что по причине мемниса (рефлексивного копирования) медиатор порой сам переходит на повышенную эмоциональность, а значит перестает ее осознавать. То есть

медиатор должен отказаться для себя от эмоционального модуса.

Безэмоциональность (эмоциональный модус - красный цвет). Эмоции являются движущей силой как коммуникации, так и мышления. При низком эмоциональном фоне, например в начале работы, весьма затруднительно установить коммуникацию (начать общение) и включать другие модусы (креативности, критичности и т. п.).

Признаками пониженной эмоциональности является вялый, часто прерывающийся разговор, скука, отсутствие у сторон интереса в самом общении, как с медиатором, так и с контрагентом.

Беспомощность (описательный модус -белый цвет). Реакцией как медиатора, так и его клиентов может быть чувство потерянности. Они описывают настоящее. В этом настоящем находится неразрешенный конфликт, и стороны могут только констатировать это неприглядное настоящее.

Признаками беспомощности сторон могут быть их высказывания и вопросы типа: «Я не знаю, что делать дальше в этой ситуации», «Ничего не приходит на ум»...

Путаница (креативный модус - зеленый цвет). Огромное количество идей, которые поступают в случае «разогнанного» креативного модуса, может сделать затруднительным выбор того варианта, который подошел бы для разрешения конфликта. Стороны «тонут» в вариантах.

Признаком путаницы может стать бесконечное перебирание сторонами вариантов, безостановочное генерирование новых вариантов, забывание уже предложенных вариантов. Стороны «мечутся».

В этом случае отсутствует критический модус, при помощи которого возможно отсеять «слабые» варианты и оставить наиболее «жизнеспособные».

Скептицизм (критический модус - черный цвет). Сторона или стороны, а иногда и сам медиатор, скептически относятся ко всем предложениям, которые возникают в ходе медиации. Если скептицизм наблюдается только у одной стороны, последняя отвергает все предложенные другой стороной идеи, если скептицизмом заражены все стороны, то ступор наступает мгновенно - нет идей даже для скепсиса.

Признаками скептицизма является ситуация, при которой стороны с ходу отвергают все предложения по разрешению конфликта: «Нет, это не подходит», «Это все неверно».

Для развития у себя компетенции различия модусов мышления проведите следующее упражнение. Когда вы в течение дня произносите про себя фразу: «Фиксирую ступор мышления» (см. компетенцию «проблематизация модуса мышления»), идентифицируйте, в каком модусе или модусах мышления находились участники события. Для этого мысленно наденьте на участников конфликта колпак того цвета, который соответствует его модусу мышления в момент произнесения вами фразы: «Фиксирую ступор мышления». Вечером опишите эту ситуацию и проанализируйте, верно ли вы подобрали цвет колпака? Если по окончании дня вы подобным образом в письменном виде проанализируете три ступора мышления, вы можете отметить для себя тот факт, что у вас присутствует компетенция различения модусов мышления.

IV этап. Подбор модуса мышления

Подбор модуса - умение подобрать необходимый в конкретной ситуации модус как для самого себя (медиатора), так и для своих клиентов. В случае, если медиатор рефлексирует наличие у себя или своих клиентов модуса, приводящего к ступору мышления, необходимо переключить модус. Это переключение подобно смене роли, которую человек играет на сцене конфликта. Для переключения модуса его необходимо сначала подобрать. То есть подобрать ту роль, которая наиболее подходит для идентифицированной ситуации.

Выбор необходимого модуса - это простая и одновременно сложная задача. В ходе практики работы с конфликтами уже выработаны определенные шаблоны выбора альтернативного модуса, однако при анализе конкретной ситуации медиатор может прийти к заключению об ином «не шаблонном выборе». Предложим несколько шаблонов выбора модуса, необходимого для переключения.

Критический на креативный модус. В некоторых конфликтных ситуациях у сторон наступает ступор мышления в случае, когда медиатор предлагает им выработать какие-

либо варианты разрешения конфликта. Стороны не могут этого сделать, так как у них активирован критический модус и любое предложение, даже свое собственное, они сразу же отвергают. Правило, подходящее к этому случаю, можно сформулировать следующим образом: «Критический и креативный модус не сочетаются», - то есть человек не может одновременно находиться в обоих этих модусах. В этом случае черный (критический) следует заменить на зеленый (креативный) модус.

Креативный на критический модус. В этом случае так же действует правило: «Критический и креативный модус не сочетаются». Это ситуация, при которой излишнее количество идей не подвергается сторонами критическому анализу. В этом случае зеленый (креативный) следует заменить на черный (критический) модус.

Эмоциональный на оценочный модус. За шквалом эмоций человек не в состоянии оценить ситуацию, а значит начать продуктивно над ней работать. Необходимо, убрав эмоции, хотя бы для самого себя описать и приблизиться к пониманию реальной ситуации. В этом случае красный (эмоциональный) следует заменить на белый (описательный) модус.

Замена интенсивности модуса. Иногда нет необходимости заменять модус, следует просто изменить его интенсивность. Особенно часто это целесообразно для красного (креативного) модуса. Иногда модус излишне яркий - алый (сверхэмоциональность) следует приглушить, то есть снизить интенсивность эмоций. В других случаях излишне темный - бордовый (неэмоциональность) следует осветлить, то есть подогреть эмоции, например, в целях активизации коммуникации.

V этап. Смена модусов мышления

Смена модусов мышления - завершающая компетенция работы медиатора с модусами мышления. После выбора модуса для замены медиатору необходимо провести операцию смены модусов. Здесь возможен широчайший спектр вариантов. Предложим лишь некоторые из них.

Объяснение. Сторонам прямо объясняется необходимость смены модусов и предлагается этот модус сменить:

• «предложите свой вариант разрешения ситуации» (критический на креативный);

• «давайте посмотрим, выполнимы ли предложенные Вами варианты?» (креативный на критический);

• «опишите возникшую ситуацию от третьего лица» (эмоциональный на описательный);

• «скажите, что можно увидеть хорошего в этом варианте?» (критический на оценку преимущества).

Эхо техника. Эта медиативная техника используется, в частности, для понижения излишне эмоционального (алого) модуса. Например, медиатор говорит излишне эмоционально настроенным сторонам: «Рассказывайте ваше видение ситуации мне, а не Вашему оппоненту» [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для развития у себя компетенции переключения модусов выполните следующее задание. Когда вы в течение дня произносите про себя фразу: «Фиксирую ступор мышления» (см. компетенцию проблематизации модуса мышления), наденете на участников этого события колпак соответствующего их модусу цвета (см. компетенцию различения модусов), мысленно подберите участникам колпаки другого цвета и просчитайте, что из этого может получиться. Если возможный результат вас устраивает, попытайтесь изменить модус мышления у участников ступора мышления, возможно, у себя в том числе. Вечером опишите эту ситуацию шестью вариантами, мысленно поочередно надев на себя колпаки шести цветов: черного, белого, красного, желтого, зеленого и синего. Если вам это удалось, вы получили компетенцию переключения модусов мышления. В награду вы получаете и осознание того, что вы обладаете общей, комплексной компетенцией идентификации и работы с модусами мышления.

Подведем итоги. Если медиатор овладел компетенцией проблематизации, отличия, подбора и переключения модусов, он получил компетенцию работы с модусами мышления. Овладеть этой компетенцией можно и индивидуально, например следуя указаниям в вышеприведенном тексте, но результативней делать это в группе в ходе тренингов.

Тренинг для развития компетенции работы с модусами мышления, как показывает практика, весьма результативное мероп-

риятие. В ходе подготовки к этому тренингу изготавливаются как минимум шесть шляп шести цветов: черного, белого, красного, желтого, зеленого и синего. Желательно изготовить по шесть шляп для каждого участника тренинга. Сам тренинг состоит из двух этапов: информационный и практический.

В ходе информационного этапа участникам группы предоставляется информация о модусах мышления. Затем задаются вопросы на понимание.

В ходе практической части участникам раздаются шляпы и предлагается надевать шляпы различного цвета, при этом «включать» то мышление, какое символизирует цвет надетой шляпы. Объект для мышления может быть любой, например такой: необходимость в компетенции идентификации и работы с модусами мышления для профессионального медиатора.

Обобщим правила работы с модусами мышления:

- различайте модусы мышления;

- меняйте в зависимости от ситуации модусы мышления;

- по возможности работайте с одним модусом мышления;

- примеряйте к своим клиентам различные цвета мышления.

Результаты. Представлена технология использования модусов мышления в медиа-ционной деятельности. Каждый технологический этап описан, аргументирован, указаны трудности, которые могут возникнуть у медиатора при прохождении каждой стадии.

Заключение. Представленный модус-ный подход при работе с конфликтом в рамках медиационных процедур как теоретически разработанная и апробированная на практике модель может быть рекомендован медиаторам для развития своих профессиональных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Боно, Э. де. Шесть шляп мышления / Э. де Боно. - СПб. : Питер Паблишинг, 1997. - 256 с.

2. Геворкян, Т. В. Медиация как один из альтернативных способов разрешения споров и ее влияние на правовую культуру общества / Т. В. Геворкян // Вестник Волгоградского государственного

университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2013. -№ 1 (18). - С. 155-158.

3. Мельниченко, Р. Г Медиация : учеб. пособие для бакалавров / Р. Г. Мельниченко. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 192 с.

4. Мельниченко, Р. Г. Технологичность медиаци-онной деятельности / Р. Г. Мельниченко // Legal Concept = Правовая парадигма - 2017. - Т. 16, № 2. - С. 123-128. -DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.2.18.

5. Перекрестов, В. Н. Признание вины как условие медиации в уголовном процессе / В. Н. Перекрестов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. -2011. - № 1 (14). - С. 205-209.

6. Трофимов, Я. В. Современное развитие медиации в Российской Федерации: правовые или неправовые принципы составляют ее основу? / Я. В. Трофимов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2013. - № 1 (18). - С. 76-80.

REFERENCES

1. Edvard de Bono. Shest shlyap myshleniya [Six thinking hats]. Saint Petersburg, Piter Publ., 1997. 256 p.

2. Gevorkyan T.V. Mediatsiya kak odin iz alternativnykh sposobov razresheniya sporov i ee vliyanie na pravovuyu kulturu obshchestva [Mediation as one of the Alternative Ways of Dispute Resolution and its Impact on the Legal Culture of the Society]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2013, no.1 (18), pp. 155-158.

3. Melnichenko R.G. Mediatsiya: ucheb. posobie dlya bakalavrov [Mediation: a Textbook for Bachelors]. Moscow, Izdatelsko-torgovaya korporatsiya "Dashkov i K", 2014. 192 p.

4. Melnichenko R.G. Tekhnologichnost mediatsionnoy deyatelnosti [Processability of Mediation Activity]. Legal Concept = Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2017, vol. 16, iss. 2, pp. 123-128. DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.2.18

5. Perekrestov VN. Priznanie viny kak uslovie mediatsii v ugolovnom protsesse [Confession of Guilt as a Factor of Mediation in the Criminal Process]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5. Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2011, no. 1 (14), pp. 205-209.

6. Trofimov Ya.V Sovremennoe razvitie mediatsii v Rossiyskoy Federatsii: pravovye ili nepravovye printsipy sostavlyayut ee osnovu? [Modern Development of Mediation in the Russian Federation: Do Legal or Nonlegal Principles form its Basis?] Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5. Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2013, no. 1 (18), pp. 76-80.

Information about the Author

Roman G. Melnichenko, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of Law, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-2496-1511

Информация об авторе

Роман Григорьевич Мельниченко, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник института права, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2496-1511

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.