Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковом университете'

Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / STAGES OF TEACHING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ / TRAINING STRATEGIES / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ / PROJECT TECHNOLOGY / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ТЕСТ / TEST / АТТЕСТАЦИЯ / ATTESTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалагинова Е.А.

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков организации самостоятельной работы в неязыковом вузе. Цель статьи определить содержание самостоятельной работы на нескольких этапах обучения иностранному языку студентов-бакалавров, представить учебные стратегии для выполнения заданий и предложить наиболее эффективные технологии. Суть исследования заключается в выполнении студентами предложенных заданий для самостоятельной работы по видам речевой деятельности на трех этапах обучения иностранному языку и проверке эффективности написания студентами тестов, а также в прохождении аттестации. Методами исследования являются следующие: метод сравнения, метод группировки заданий для самостоятельной работы по этапам и метод статистического анализа. В результате использования системы разработанных заданий для выполнения самостоятельной учебной деятельности, применения продуманных учебных стратегий и продуктивных технологий студенты лучше пишут тесты и проходят аттестацию, становятся более самостоятельными, творческими и ответственными. Выполнение предложенных заданий, знание учебных стратегий позволяет студентам строить устную и письменную речь на иностранном языке более логично, аргументированно и правильно; приобретать новые знания; овладевать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Обучающиеся овладевают основными методами, способами и средствами получения и переработки информации. Технологии проектов и портфолио являются действенными для самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студентов в вузовской и профессиональной среде. Благодаря этим технологиям студенты учатся овладевать приемами выполнения проектных заданий на иностранном языке; правильно организуют процесс собственного развития; выражают свое мнение; дают оценку своим действиям и аргументируют собственное решение. У студентов формируется ответственность за ход и результаты овладения языком; сознательность в организации собственной учебной деятельности; самостоятельность и креативность при выполнении заданий. Они принимают активное участие в определении динамики своих достижений. Предлагаемые технологии могут применяться при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалагинова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of studentsbachelors in teaching foreign language at non-linguistic university

The given article is devoted to one of the actual problems of methods of foreign languages teaching: organization of independent work at non-linguistic higher educational establishment. The purpose of the article is to determine the contents of independent work at several stages of teaching foreign language of students-bachelors, to present training strategies for performing the tasks and to suggest the most effective technologies. The essence of the research is to do the suggested tasks for independent work according to kinds of speech activity at three stages by students and to check the effectiveness of writing tests and passing the attestation. The research methods are: method of comparison, method of classification tasks for independent work according to the stages and method of statistical analysis. As a result of using the system of worked out tasks for performing independent activity, considered training strategies and productive technologies, students write tests better and pass attestation, become more independent, creative and responsible. Doing the suggested tasks, knowing the training strategies give the students possibility to form oral and written speech in foreign language more logically, argumentatively and correctly; to get new knowledge; to possess the culture of thinking, ability to generalization, analysis and perception of information; to put the purpose and to choose the ways of its achievement. The learners master the main methods, ways and means of getting and understanding information. Technologies of projects and portfolio are effective for self-organization, self-knowledge, self-appraisal, self-development and self-presentation of students in higher school and professional environment. Thanks to these technologies learners are taught to possess ways of performing project tasks in foreign language; organize process of own development correctly; express their opinion; give estimation of their actions and argue their own decision. The responsibility for course and results of mastering language; consciousness in organization of own educational activity; independence and creativity in fulfilling the tasks are formed. Students take active part in determination dynamics of their achievements. The suggested technologies can be used in foreign language teaching of students at non-linguistic specialties.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковом университете»

УДК 378.147:801 doi: 10.25730/VSU.7606.18.027

Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковом университете

Е. А. Шалагинова

старший преподаватель кафедры иностранных языков неязыковых направлений, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров.

ORCID: 0000-0001-7174-9957. E-mail: lady.shalaginova@inbox.ru

Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков - организации самостоятельной работы в неязыковом вузе. Цель статьи - определить содержание самостоятельной работы на нескольких этапах обучения иностранному языку студентов-бакалавров, представить учебные стратегии для выполнения заданий и предложить наиболее эффективные технологии. Суть исследования заключается в выполнении студентами предложенных заданий для самостоятельной работы по видам речевой деятельности на трех этапах обучения иностранному языку и проверке эффективности написания студентами тестов, а также в прохождении аттестации. Методами исследования являются следующие: метод сравнения, метод группировки заданий для самостоятельной работы по этапам и метод статистического анализа. В результате использования системы разработанных заданий для выполнения самостоятельной учебной деятельности, применения продуманных учебных стратегий и продуктивных технологий студенты лучше пишут тесты и проходят аттестацию, становятся более самостоятельными, творческими и ответственными. Выполнение предложенных заданий, знание учебных стратегий позволяет студентам строить устную и письменную речь на иностранном языке более логично, аргументированно и правильно; приобретать новые знания; овладевать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Обучающиеся овладевают основными методами, способами и средствами получения и переработки информации. Технологии проектов и портфолио являются действенными для самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студентов в вузовской и профессиональной среде. Благодаря этим технологиям студенты учатся овладевать приемами выполнения проектных заданий на иностранном языке; правильно организуют процесс собственного развития; выражают свое мнение; дают оценку своим действиям и аргументируют собственное решение. У студентов формируется ответственность за ход и результаты овладения языком; сознательность в организации собственной учебной деятельности; самостоятельность и креативность при выполнении заданий. Они принимают активное участие в определении динамики своих достижений. Предлагаемые технологии могут применяться при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: иностранный язык, этапы обучения, самостоятельная работа, учебные стратегии, технология проектов, портфолио, тест, аттестация.

В программе дисциплины «Иностранный язык» для подготовки бакалавров в неязыковом вузе большое количество часов отводится на самостоятельную работу, поэтому ее организация является важной и актуальной. Современное образование готовит квалифицированного работника, способного к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности [9]. Самостоятельная работа становится одной из ведущих форм организации учебного процесса и предполагает всемерное развитие у обучающихся готовности к постоянному, непрерывному саморазвитию, стремлению к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике [16, с. 4].

Данной проблемой занимается ряд исследователей. Например, Г. М. Фролова и А. Н. Щукин считают, что самостоятельная работа относится к организационной форме обучения. Ее эффективность зависит от осознания студентами цели такой работы, от овладения процедурой самой работы и умения пользоваться стратегиями овладения языком [20, с. 75].

Н. Ф. Коряковцева выделяет основные характеристики ситуации развития, которые проявляются в самостоятельной учебной деятельности студентов: направленность на развитие и самоопределение обучаемого как языковой личности; обеспечение условий для самоопределения и саморазвития студента; опора на аффективные (эмпатические] качества лич-

© Шалагинова Е. А., 2018

ности в процессе поиска, выбора и принятия решения [10, с. 91]. Самостоятельная работа по иностранному языку становится важнейшим компонентом учебного процесса [1].

Программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы] направлена на «формирование у студентов:

- ответственности за ход и результаты овладения иностранным языком;

- сознательности в организации собственной учебной деятельности;

- самостоятельности и креативности при выполнении заданий;

- активного участия в определении динамики своих достижений» [14, с. 7].

В УМК по дисциплине «Иностранный язык» для студентов, обучающихся по направлению «Психология» (уровень бакалавриата], разработанном Е. А. Шалагиновой, предусмотрено, что самостоятельная работа складывается из следующих элементов: подготовка к аудиторным занятиям, подготовка к текущей аттестации, подготовка к тестам по модулям [17, с. 3].

Проблема обучения иностранному языку бакалавров неязыковых факультетов заключается в неумении студентов правильно организовать свою самостоятельную работу и подготовиться к тестированию и аттестации на должном уровне. Для решения данной проблемы была выдвинута гипотеза о влиянии предложенной системы заданий, действенных учебных стратегий и технологий на успешное выполнение тестов студентами и получение ими аттестации. Для проверки этой гипотезы было организовано исследование. Цель исследования -улучшить написание тестов и прохождение аттестации студентами-бакалаврами благодаря использованию заданий для самостоятельной работы, действенных учебных стратегий и продуктивных технологий на трех этапах обучения иностранному языку.

В течение учебного года (2017-2018] было проведено исследование в Вятском государственном университете с бакалаврами I курса очного отделения направления 37.03.01 «Психология». В данном исследовании приняли участие 20 студентов. Методами исследования выступают следующие: метод сравнения, метод группировки заданий для самостоятельной работы по этапам и метод статистического анализа.

Специфика самостоятельной работы в неязыковом университете состоит в преемственности школьного и вузовского образования, в совершенствовании умений и навыков во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, в последовательном выполнении студентами специально разработанной системы заданий преподавателя, в применении действенных учебных стратегий и продуктивных технологий.

На начальном этапе обучения иностранному языку задания для самостоятельной работы сводятся к повторению правил, заучиванию и разбору примеров, пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, диалогов, монологов и небольших текстов. Помимо обучения основам нормативного произношения предлагается повторение и освоение студентами элементарной грамматики и лексики. На самостоятельную работу выносятся задания типа: составьте рассказ по схеме, плану; опишите то или иное явление, предмет, лицо, действие; сделайте сравнительный анализ текстов, схем, теорий и т. д.

Преподавателю при этом необходимо обращать внимание студентов на совершенствование всех видов речевой деятельности.

Аудирование. Внимание студентов обращается на ритм речи - ударные и неударные слова в потоке речи; деление речевого потока на синтагмы; интонации предложений различных типов; понимание главной информации; письменную фиксацию ключевых слов при прослушивании текста; письменное восстановление текста после его прослушивания.

Говорение. Применяются выступления с небольшими сообщениями, подготовленными заранее; создание текста в устной форме на основе прочитанного.

Чтение. В качестве заданий для самостоятельной работы предлагаются определение темы текста с опорой на заголовок; выделение главной мысли; понимание общего содержания текста; выявление перечня рассматриваемых в тексте вопросов; отделение главной информации от второстепенной.

Письмо. Заданиями для самостоятельной работы выступают фиксация информации, полученной при чтении текста; подготовка записей ключевых слов и выражений текста; конспект текстов; описание фактов, явлений, событий.

В конце начального этапа, который занимал два месяца, был проведен тест. Успешно справились с тестом 85% обучающихся, 85% были аттестованы.

На основном этапе для самостоятельной работы предлагаются следующие задания: прослушайте аудиотекст продолжительностью 3-4 минуты и выполните задание преподавателя; составьте монологическое высказывание объемом 20-25 предложений по указанной теме, используя изученную лексику; изложите события текста с позиции другого человека; употребите в диалоге разговорные формулы в зависимости от коммуникативной ситуации; обсудите в парах представленные короткие тезисы и выясните, какая тема затрагивается, какая ситуация ее иллюстрирует.

На данном этапе у студентов формируются компетенции профессиональной направленности. Делается упор на лексико-грамматический материал по специальности, студенты готовят как небольшие сообщения, так и доклады и презентации на профессиональные темы. Студенты учатся использовать обороты языка, которые характерны для научной речи.

По каждому виду речевой деятельности предлагаются специально подобранные задания.

Аудирование: установление последовательности, логической связи фактов, передаваемых в аудиосообщении; понимание взаимосвязи фактов, явлений, событий; выявление в аудиотексте причинно-следственных отношений; установление логико-смысловой структуры текста.

Говорение: изложение фактов в последовательности в соответствии с коммуникативной задачей; построение сообщения логично и последовательно.

Чтение: изучение информации текста точно и полно; установление смысловой связи внутри абзацев и между ними; осуществление поиска и выявление желаемой информации; установление логических связей между фактами; догадка о значении незнакомых элементов текста по контексту, сходству с родным языком; использование в качестве опоры для понимания заголовков, подзаголовков, иллюстраций.

Письмо: письменный перевод текста на иностранный язык; составление письменного конспекта текста.

По окончании основного этапа, который длился четыре месяца, 90% студентов успешно прошли тест. Аттестацию получили 90% обучаемых.

Заключительный этап обучения, который занимает два месяца, предполагает реферирование и аннотирование оригинальных текстов по специальности, создание проектов и знакомство с основами делового письма.

Для эффективной подготовки к аннотированию и реферированию текстов по специальности студентам предлагаются такие виды самостоятельной работы: самостоятельное чтение и изучение рекомендуемой теоретической литературы; самостоятельная библиографическая работа с источниками; терминологическая работа (работа с глоссариями].

Применяются следующие задания для оценки понимания текстов.

Чтение: изучающее чтение - составление плана пересказа текста; поисковое - составление вопросов к тексту; ознакомительное - подбор заголовков из предложенных вариантов; подготовка материалов для учебного проекта; распознавание структуры текста, выделение его смысловых частей; использование комментариев, пояснений, примечаний для лучшего понимания содержания текста; предвосхищение понимания содержания текста по содержанию заголовка, предыдущего фрагмента.

Письмо: написание эссе, сочинения, делового письма; заполнение анкеты, резюме; оформление заявки на участие в конкурсе, проекте; письменный перевод текста; выполнение письменных заданий по образцу; подготовка материалов для учебного проекта; написание конспекта по тексту.

Говорение: подготовка сообщений по заданной теме; решение проблемной ситуации в диалоге; комментирование фактологического материала; подготовка рассказа о жизненном эпизоде.

После заключительного этапа тест был выполнен бакалаврами на 95%, количество аттестованных студентов достигло 95%.

Особое внимание при организации самостоятельной работы студентов-бакалавров при обучении иностранному языку в неязыковом университете следует уделять знакомству с учебными стратегиями [14, с. 16].

В учебных стратегиях отражены последовательность и специфика действий студента. До того как выполнить задание, студенту нужно наметить цель; определить пути достижения цели; выделить наиболее подходящий способ решения; составить план выполнения действий; выбрать вспомогательные ресурсы.

При выполнении задания обучающемуся предлагается обратить внимание на контекст; привлечь свой потенциал; применить подходящие способы запоминания; извлечь основную информацию; использовать полученную информацию на практике; оценить результаты; определить ошибки; провести анализ трудностей; выделить новую цель; обозначить способы ее достижения; начать выполнять задание.

По окончании выполнения задания студенту следует понять результат; провести рефлексию проделанной работы и полученного результата; подумать о наилучших приемах работы; сделать сравнение своей самооценки с самооценкой других студентов, дать самооценку и сравнить ее с оценкой педагога.

Чтобы оптимизировать самостоятельную работу студентов при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык», нужно выбрать оптимальные методы обучения [2, с. 190]. Желательно сочетать традиционные методы и инновационные технологии. Наиболее подходящими технологиями для самостоятельной внеаудиторной работы являются технология проектов и технология портфолио.

Технология проектов ориентирована на взаимодействие студентов в социуме, на сотрудничество, решение проблем, связанных с будущей профессией. Преподавание иностранного языка в неязыковом вузе представляет собой интеграцию базовых языковых знаний со специальными дисциплинами [3]. Работая над проектом, каждый студент имеет возможность проявить собственную фантазию, креативность, самостоятельность [13].

Проектная методика - метод обучения, в основе которого лежит личностно-деятельност-ный подход к обучению [12, с. 235]. Студент является «субъектом» обучения. Отношения «преподаватель - студент» строятся на принципах партнерства, основанного на увлекательной совместной деятельности и сотрудничестве, направленных на достижение общей цели [6, с. 143].

Проекты различаются по характеру доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по количеству участников, по продолжительности и т. д. [19, с. 142] Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, творческий отчет и т. д. [11, с. 46]

Виды проектов в области изучения языка подразделяются на конструктивно-практические; игровые-ролевые; информационные и исследовательские; издательские; сценарные; творческие работы и др.

Рассмотрим один из примененных нами проектов. Название проекта - «Великобритания». За основу был взят текст из учебного пособия [7, с. 113].

Этапы работы над проектом:

1-й этап - поисковый. На этом этапе студентами определяется тематическое поле и формулируется тема проекта. Идет поиск и анализ проблемы, ставится цель проекта. Формируются малые творческие группы по три-четыре человека, которые выбирают свою мини-тему. Студентами были предложены следующие мини-темы: «Географическое положение», «Столица», «Экономика», «Политическая система».

2-й этап - аналитический. На данном этапе происходит анализ имеющейся информации, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта; составление плана реализации проекта; анализ ресурсов. Творческие группы должны собрать материал по своей мини-теме.

3-й этап - практический. На данном этапе осуществляется текущий контроль качества и рефлексии субъектов проектирования, вносятся изменения в конструкцию и технологию.

4-й этап - презентационный. В ходе его проводится подготовка презентационных материалов, а затем презентация проекта «Великобритания».

5-й этап - контрольный. Анализируются результаты выполнения проекта. Оценивается качество выполнения проекта. Происходит самооценка участников проекта.

Технология проектов формирует у студентов навыки исследовательской работы: поиск информации (работа со справочной литературой, словарями, сетью Интернет], обработка полученных данных; развивает коммуникативные навыки и культуру общения. Метод проектов развивает также познавательные навыки студентов: умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление [18, с. 95].

Что касается метода портфолио, то он позволяет студентам организовать процесс собственного развития. Для преподавателя портфолио студента является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности. Выделяют такие типы портфолио, как рабочий, протокольный и итоговый [13].

Работа над портфолио ведется в течение всего курса обучения иностранному языку.

Портфолио должно отвечать следующим требованиям: иметь творчески оформленную обложку, отражающую личность и интересы студента, и четко сформулированное оглавление; листы должны свободно извлекаться, что позволяет вносить изменения в содержание портфолио; важно обеспечить соответствие содержания названию рубрик и полноценную наполняемость рубрик.

Портфолио может включать дидактические материалы, используемые студентом в процессе изучения языка, результаты выполнения контрольных заданий, самостоятельные и творческие работы студента. Целесообразно выделить в портфолио разделы для грамматики и разговорных тем. Выставляемая студенту оценка за портфолио состоит из самооценки, оценки преподавателя и оценки всей группы [4].

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что продуманная системная организация самостоятельной работы при обучении иностранному языку в неязыковом университете положительно влияет на академические достижения студентов, выполнение тестов и прохождение ими аттестации.

Выполнение обучающимися системы заданий для самостоятельной работы на начальном, основном и заключительном этапах обучения, знание и применение обучающимися учебных стратегий приводят к развитию способности студентов логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на иностранном языке; эффективно приобретать новые знания; овладевать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и переработке информации. Обучающиеся четко ставят цели самостоятельной работы и ищут оптимальные пути их достижения. Самостоятельная работа активизирует мыслительные процессы, способствует проявлению инициативы и творчества.

Технологии проектов и портфолио позволяют обучать иностранному языку как социальному феномену, формируют у студентов умение самостоятельно действовать в различных социальных ситуациях. Эти технологии способствуют четкому выражению студентами своего мнения и аргументации собственных решений. Если преподаватель будет осознавать необходимость развития рефлексии личности, ориентировать студентов на самообразование, самоанализ, самооценку, то будут созданы благоприятные условия для развития личности студента [15; 5]. Для самостоятельного выполнения заданий студенты должны уметь планировать, выбирать наиболее целесообразные способы выполнения заданий на каждом этапе, систематически проводить самоконтроль и самокоррекцию.

Итак, самостоятельная работа при обучении иностранному языку в неязыковых университетах должна быть системно выстроена и ориентирована не только на продуктивную учебную деятельность, но и на личность студента, его инициативу, развитие его профессиональных компетенций и творческого потенциала.

Список литературы

1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 46-49.

2. Васькина Т. И., Поцепай С. Н. Организация самостоятельной работы в аграрном вузе // Сборник научных статей по итогам V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. С. Артемовой, Н. А. Сальниковой, Е. А. Цыганковой. Брянск : БГИТУ, 2017. С. 187-192.

3. Васькина Т. И., Поцепай С. Н. Современные педагогические технологии при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам в неязыковых вузах : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2016. С. 167-172.

4. Воронова Е. Н. Использование обучающих технологий в процессе изучения иностранного языка в вузе // Сборник статей Межвуз. науч.-практ. конф. Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-т, 2016. С. 49-54.

5. Воронова Е. Н. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка / / Сипакова И. Н., Александрова Е. А. и др. Организация самостоятельной работы студентов. Саратов : Изд-во Техно-Декор, 2015. С. 70-101.

6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. завед. М. : Академия, 2004. 336 с.

7. Говорим и читаем по-английски : метод. пособие / сост. М. М. Кувалдина. Киров : ВятГГУ, 2011. 209 с.

8. Голуб Л. Н. Развитие коммуникативной компетенции студентов на занятиях иностранного языка // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 64-69.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154. URL: http:www/edu.ru/ db/mo/Data/d_02/393.html.

10. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М. : Академия, 2010. 192 с.

11. Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. № 6. С. 45-48.

12. Методика преподавания иностранных языков: общий курс : учеб. пособие / под ред. А. Н. Шамова. М. : АСТ, 2008. 253 с.

13. Полежаев В. Д., Полежаева М. В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения / / Современные наукоемкие технологии. 2008. № 3. С. 77-78.

14. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. 32 с.

15. Развитие умения рефлексии в языковом образовании : метод. рек. / под ред. Л. М. Малых. Ижевск, 2008. 42 с.

16. Сергеенкова В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Минск : РИВШ, 2004. 132 с.

17. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык», направление 37.03.01 «Психология». Киров : ВятГУ, 2017. 42 с.

18. Шалагинова Е. А. Метод проектов на занятиях по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества : материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. М. : Перо, 2015. C. 95-97.

19. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательными процессами. М. : «Пед. поиск», 2001. 162 с.

20. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. М. : Академия, 2015.

288 с.

Organization of independent work of students- bachelors in teaching foreign language at non-linguistic university

E. A. Shalaginova

senior lecturer of the Department of foreign languages of non-linguistic areas, Vyatka state University.

Russia, Kirov. ORCID: 0000-0001-7174-9957. E-mail: lady.shalaginova@inbox.ru

Abstract: The given article is devoted to one of the actual problems of methods of foreign languages teaching: organization of independent work at non-linguistic higher educational establishment. The purpose of the article is to determine the contents of independent work at several stages of teaching foreign language of students-bachelors, to present training strategies for performing the tasks and to suggest the most effective technologies. The essence of the research is to do the suggested tasks for independent work according to kinds of speech activity at three stages by students and to check the effectiveness of writing tests and passing the attestation. The research methods are: method of comparison, method of classification tasks for independent work according to the stages and method of statistical analysis. As a result of using the system of worked out tasks for performing independent activity, considered training strategies and productive technologies, students write tests better and pass attestation, become more independent, creative and responsible. Doing the suggested tasks, knowing the training strategies give the students possibility to form oral and written speech in foreign language more logically, argumentatively and correctly; to get new knowledge; to possess the culture of thinking, ability to generalization, analysis and perception of information; to put the purpose and to choose the ways of its achievement. The learners master the main methods, ways and means of getting and understanding information. Technologies of projects and portfolio are effective for self-organization, self-knowledge, self-appraisal, self-development and self-presentation of students in higher school and professional environment. Thanks to these technologies learners are taught to possess ways of performing project tasks in foreign language; organize process of own development correctly; express their opinion; give estimation of their actions and argue their own decision. The responsibility for course and results of mastering language; consciousness in organization of own educational activity; independence and creativity in fulfilling the tasks are formed. Students take active part in determination dynamics of their achievements. The suggested technologies can be used in foreign language teaching of students at non-linguistic specialties.

Keywords: foreign language, stages of teaching, independent work, training strategies, project technology, portfolio, test, attestation.

References

1. Belyaeva A. Upravlenie samostoyatel'noj rabotoj studentov [Management of independent work of students] // Vysshe obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2003, No. 6, pp. 46-49.

2. Vas'kina T. I., Pocepaj S. N. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v agrarnom vuze [The organization of independent work in the agricultural high school] // Sbornik nauchnyh statej po itogam V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.- Collection of scientific articles on the results of the V International scientific- pract conf. / under the editorship of V. S. Artemova, N. A. Salnikova, E. A. Tsygankova. Bryansk. BSITU. 2017. Pp. 187-192.

3. Vas'kina T. I., Pocepaj S. N. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii pri obuchenii studentov inostran-nomuyazyku v neyazykovom vuze [Modern pedagogical technologies in teaching students a foreign language in not language high school] // Voprosy sovremennoj filologii i problemy metodiki obucheniya yazykam v neyazy-kovyh vuzah: sb. materialov VI Mezhdunar. nauch.-prakt konf.- Problems of modern Philology and problems of methods of teaching languages in non-linguistic universities: proceedings of VI Intern. scientific- pract. conf. Bryansk. 2016. Pp. 167-172.

4. Voronova E. N. Ispol'zovanie obuchayushchih tekhnologij v processe izucheniya inostrannogo yazyka v vuze [The use of educational technologies in the process of learning a foreign language in high school] // Sbornik statej Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Nac. issled. - Collection of articles of scientific-pract. conf. Nat. research Nizhniy Novgorod State University. 2016. Pp. 49-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Voronova E. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka [Pedagogical support of students' independent work when learning a foreign language] // Si-pakova I. N., Aleksandrova E. A. i dr. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov [Organization of independent work of students]. Saratov. Publishing house Techno-Dekor. 2015. Pp. 70-101.

6. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannymyazykam: Lingvodidaktika i metodika : ucheb. posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in.yaz. vyssh. ped. ucheb. zaved. [Theory of foreign language teaching: Didactics and methodology: textbook for students of linguistic universities and fac. of foreign languages of higher ped. universities. M. Academiya. 2004. 336 p.

7. Govorim i chitaem po-anglijski : metod. posobie - Speak and read English: method. tutorial / comp. M. M. Kuvaldina. Kirov. VyatSHU. 2011. 209 p.

8. Golub L.N. Razvitie kommunikativnoj kompetencii studentov na zanyatiyah inostrannogo yazyka [The development of communicative competence of students at lessons of foreign language] // Aktual'nye voprosy ehkonomiki i agrobiznesa: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Actual problems of Economics and agribusiness: proceedings of the VIII Intern. scientific- pract. conf. M. 2017. Pp. 64-69.

9. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 g. - The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010 / / Prilozhenie k prikazu Minobrazovaniya Rossii ot 11.02.2002 № 393 Pravitel'stva RF ot 13.12.2013 № 1154 - Annex to the order of the Ministry of education of Russia of 11.02.2002 № 393 of the Government of the Russian Federation of 13.12.2013 № 1154. Available at: http:www/edu.ru/db/mo/Data/ d_02/393.html.

10. Koryakovceva N. F. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: produktivnye obrazovatel'nye tekhnologii [Theory of teaching foreign languages: productive educational technologies]. M. Academiya. 2010. 192 p.

11. Kruglova O. S. Tekhnologiya proektnogo obucheniya [Technology of project training] // Zavuch - Head teacher. 1999, No. 6, pp. 45-48.

12. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: obshchij kurs: ucheb. posobie - Methods of teaching foreign languages: general course: tutorial / under the editorship of A. N. Shamov. M. AST. 2008. 253 p.

13. Polezhaev V. D., Polezhaeva M. V. Portfolio studenta kak instrument sozdaniya individual'noj traektorii obucheniya [Portfolio of student as a tool for creating individual learning paths] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern science-intensive technologies. 2008, No. 3, pp. 77-78.

14. Primernaya programma po discipline «Inostrannyj yazyk» dlya podgotovki bakalavrov (neyazykovye vuzy) - Sample program in the discipline "Foreign language" for bachelors (non-linguistic universities). M. IPK MGLU "Rema". 2011. 32 p.

15. Razvitie umeniya refleksii vyazykovom obrazovanii: metod. rek. - Development of reflection skills in language education: method. recommendations / ed. by L. M. Malyh. Izhevsk. 2008. 42 p.

16. Sergeenkova V. V. Upravlyaemaya samostoyatel'naya rabota studentov [Controlled independent work of students]. Minsk. National Institute of Higher Education. 2004. 132 p.

17. Uchebno-metodicheskij kompleks po discipline «Inostrannyj yazyk», napravlenie 37.03.01 «Psiholo-giya»- Educational-methodical complex on discipline "Foreign language", direction 37.03.01 "Psychology". Kirov. VyatSU. 2017. 42 p.

18. SHalaginova E.A. Metod proektov na zanyatiyah po inostrannomuyazyku u studentov neyazykovyh spe-cial'nostej [Method of projects in foreign language classes for students of non-linguistic specialties] // Problemy i perspektivy social'no-ehkonomicheskogo reformirovaniya sovremennogo gosudarstva i obshchestva : materialy XXMezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Problems and prospects of socio-economic reform of the modern state and society: materials of XX international scientific-pract. conf. M. Pero. 2015. Pp. 95-97.

19. SHamova T. I., Davydenko T. M. Upravlenie obrazovatel'nymi processami [Management of educational processes]. M. "Ped. search". 2001. 162 p.

20. SHCHukin A. N., Frolova G. M. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov [Methods of teaching foreign languages]. M. Academiya. 2015. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.