Научная статья на тему 'Применение инфографики в обучении иностранному языку студентов - экономистов и его учебно-педагогический потенциал'

Применение инфографики в обучении иностранному языку студентов - экономистов и его учебно-педагогический потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЛАНОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ / СИСТЕМНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / INFOGRAPHICS / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / NON-LINGUISTIC INSTITUTION / EFFECTIVE METHODS / THE PROBLEM OF STUDYING FOREIGN LANGUAGES / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENT / LOGISTICS SYSTEM / SYSTEMATIC APPLICATION / SYSTEM UNDERSTANDING / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Креер Михаил Яковлевич, Пилипчук Елена Дмитриевна

Цель. Усовершенствовать и интенсифицировать методы, применяемые для изучения иностранного языка в неязыковом вузе (студентами-экономистами), в условиях ограниченного объема учебных часов по иностранному языку в соответствии с программой изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Методы : общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей) и основные методы эмпирического исследования; наблюдение; методы математические статистики (подсчет процентного соотношения), качественный анализ результатов. Результаты : на основе изучения научной и учебно-педагогической литературы и анализа учебно-педагогической деятельности преподавателя иностранного языка, определено одно из эффективных направлений работы на занятии по иностранному языку, предложены учебные материалы и рекомендации по изучению иностранного языка с помощью инфографики. Научная новизна : в статье исследовано применение инфографики в обучении иностранному языку студентов-экономистов как одного из эффективных методов изучения иностранного языка и показаны возможности этого метода. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы учителями, преподавателями иностранного языка в вузе, учащимися при изучении иностранного языка самостоятельно в условиях изучения иностранного языка в неязыковом вузе. В дальнейшем процессе обучения можно эффективно использовать матричные структуры для усвоения лексического или грамматического материала практически без ограничения. Важность выполнения такого рода работы заключается в том, что в отличие от презентаций, задание носит полностью самостоятельный характер, т.к. готовые материалы для него невозможно в целостном виде почерпнуть из интернета, студент «собирает» конструктор, самостоятельно наполняя его соответствующим контентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Креер Михаил Яковлевич, Пилипчук Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING INFOGRAPHICS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF ECONOMIC DEPARTMENTS AND ITS EFFECTIVENESS

The main objective is to improve and intensify the methods used to study foreign languages in a non-linguistic institution of higher education in the process of teaching students majoring in economics, taking into account that foreign language hours are limited in accordance with the program. The methods applied are the following: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, generalization, systematization, cause and effect); basic methods of empirical research; observation; methods of mathematical statistics, qualitative analysis of the results. Results: Based on the study of scientific sources and analysis of the activity of foreign language teachers, it was offered to apply infographics as one of the most effective apporaches to teaching foreign languages. Scientific novelty: the article is devoted to the use of infographics in teaching students majoring in econimics as one of the most effective methods and reveals how this method can be applied. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used by school and university teachers of foreign languages, as well as by students, learning foreign languages in a non-linguistic institution of higher education. In the further learning process, it is possible to effectively use matrix structures for the assimilation of lexical or grammatical material with practically no limitation. The importance of doing this kind of work is that, unlike the presentations, the task is completely independent, because ready materials for it is impossible to collect in a complete form from the Internet, the student "collects" the designer, independently filling it with the appropriate content.

Текст научной работы на тему «Применение инфографики в обучении иностранному языку студентов - экономистов и его учебно-педагогический потенциал»

УДК 372.881.1

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ -ЭКОНОМИСТОВ И ЕГО УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

© 2018

Креер Михаил Яковлевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Иностранные языки» Пилипчук Елена Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал в Санкт-Петербурге (197198, Россия, Санкт-Петербург, улица Съезжинская дом 15-17, e-mail: ray3dog@yandex.ru)

Аннотация. Цель. Усовершенствовать и интенсифицировать методы, применяемые для изучения иностранного языка в неязыковом вузе (студентами-экономистами), в условиях ограниченного объема учебных часов по иностранному языку в соответствии с программой изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей) и основные методы эмпирического исследования; наблюдение; методы математические статистики (подсчет процентного соотношения), качественный анализ результатов. Результаты: на основе изучения научной и учебно-педагогической литературы и анализа учебно-педагогической деятельности преподавателя иностранного языка, определено одно из эффективных направлений работы на занятии по иностранному языку, предложены учебные материалы и рекомендации по изучению иностранного языка с помощью инфографики. Научная новизна: в статье исследовано применение инфографики в обучении иностранному языку студентов-экономистов как одного из эффективных методов изучения иностранного языка и показаны возможности этого метода. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы учителями, преподавателями иностранного языка в вузе, учащимися при изучении иностранного языка самостоятельно в условиях изучения иностранного языка в неязыковом вузе. В дальнейшем процессе обучения можно эффективно использовать матричные структуры для усвоения лексического или грамматического материала практически без ограничения. Важность выполнения такого рода работы заключается в том, что в отличие от презентаций, задание носит полностью самостоятельный характер, т.к. готовые материалы для него невозможно в целостном виде почерпнуть из интернета, студент «собирает» конструктор, самостоятельно наполняя его соответствующим контентом.

Ключевые слова: инфографика, преподаватель иностранного языка, неязыковой вуз, эффективные методы, проблема изучения иностранного языка, профессиональные компетенции, студент, логистическая система, планомерное применение, системное осмысление, моделирование.

APPLYING INFOGRAPHICS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF ECONOMIC DEPARTMENTS AND ITS EFFECTIVENESS

© 2018

Kreer Mikhail Yakovlevich, candidate of pedagogical sciences, head of the Department «Foreign languages» Pilipchuk Elena Dmitrievna, candidate of philological sciences, associate professor of the Department «Foreign languages» Financial University under the Government of the Russian Federation, St. Petersburg branch, St. Petersburg (197198, Russia Saint Petersburg, street Syezzhinskaya, 15-17, e-mail: ray3dog@yandex.ru)

Abstract. The main objective is to improve and intensify the methods used to study foreign languages in a non-linguistic institution of higher education in the process of teaching students majoring in economics, taking into account that foreign language hours are limited in accordance with the program. The methods applied are the following: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, generalization, systematization, cause and effect); basic methods of empirical research; observation; methods of mathematical statistics, qualitative analysis of the results. Results: Based on the study of scientific sources and analysis of the activity of foreign language teachers, it was offered to apply infographics as one of the most effective apporaches to teaching foreign languages. Scientific novelty: the article is devoted to the use of infographics in teaching students majoring in econimics as one of the most effective methods and reveals how this method can be applied. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used by school and university teachers of foreign languages, as well as by students, learning foreign languages in a non-linguistic institution of higher education. In the further learning process, it is possible to effectively use matrix structures for the assimilation of lexical or grammatical material with practically no limitation. The importance of doing this kind of work is that, unlike the presentations, the task is completely independent, because ready materials for it is impossible to collect in a complete form from the Internet, the student "collects" the designer, independently filling it with the appropriate content.

Keywords: infographics, foreign language teacher, non-linguistic institution, effective methods, the problem of studying foreign languages, professional competence, student, logistics system, systematic application, system understanding, modeling.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема изучения иностранного языка в неязыковом вузе в условиях требования интенсификации обучения на современном этапе представляется в настоящее время сложной, нуждающейся в осмыслении задачей. Изучение иностранных языков в современном обществе становится одним из важнейших условий подготовки специалистов с высокой профессиональной компетенцией. В современных условиях в изучении иностранного языка в вузе господствует межпредметный, холистический подход. Успеваемость обучающегося в вузе по иностранному языку во многом зависит от мастерства преподавателя и методов, применяемых при овладении иностранным языком в условиях дефицита учебных часов и

многих других факторов, обусловливающих учебно-педагогический процесс на современном этапе.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время имеется большое количество методов и методик преподавания и изучения иностранных языков. В связи с этим необходимы критерии выбора той методики, которая более всего подходят изучающему иностранный язык. При этом следует при выборе учитывать, что все современные методы находятся в кругу коммуникативной парадигмы обучения языкам, в рамках когнитивно-личностного и гуманистического подходов. Возникновение и развитие новейших методов изучения иностранных

языков связано с именами таких зарубежных ученых, как Д.А. Уилкинс, К. Кэндлин, Г.Дж. Уидоусон, К. Джонсон.[1,с.12]. Использованы также исследования отечественных ученых: И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова [2,с 26]. Известны коммуникативный метод Липецкой школы (Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев), социально-коммуникативный метод (П.Б. Гурвич, А.А. Миролюбов) и интенсивные методы (И.Ю. Шехтер, Г.А. Китайгородская) [3,с.12]. Методы с учетом социолингвистических и культурологических факторов отражены в трудах ученых В.В. Сафоновой, С.Г. Тер-Минасовой и других [4, с.15].

В нашем исследовании мы оперируем интегрировано-комбинированным методом, включающим в себя различные элементы известных методик в рамках коммуникативного подхода. В то же время, отдельные части метода с применением инфографики выстраиваются в логическую систему, дающую возможность планомерного применения в курсе изучения иностранного языка в вузе.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основная цель данной научной статьи изучить применение метода инфографики на занятиях по иностранному языку и выявить и показать его высокий обучающий и научно-педагогический потенциал, что ставит перед нами следующие задачи:

- показать с помощью примеров результативность метода инфографики;

- обосновать возможность и необходимость применения данного метода;

- проанализировать взаимосвязи метода с другими, также эффективными методиками, популярными в настоящее время;

- предложить программу, включающую в себя элементы метода в виде упражнений и тестовых заданий различного характера, на занятиях по иностранному языку в вузе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В настоящее время практика изучения не только иностранного языка, но и других различных учебных курсов в вузе характеризуется, по нашему мнению, двумя основными особенностями:

1) Все чаще в обучении присутствуют элементы проектного подхода и моделирования. Однако, чаще всего они носят эпизодический, разовый характер и лишены системного осмысления. Проблема моделирования учебного материала тесно связана с проблемой использования наглядности в обучении.

2) Практически любое направление вузовской деятельности в сфере обучения требует внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). «Для этого в большинстве вузов в настоящее время имеются все доступные средства, и обучающиеся в полной мере владеют навыками работы в информационной среде» [5, с.46].

3) Целью обучения становится « научить учиться», оптимально принимать и организовывать информацию, правильно ее структурировать.

Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется, тем, что он, с одной стороны, характеризуется чертами, присущими языку вообще как знаковой системе, с другой же стороны, определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей, поэтому в его изучении не обойтись без элементов проектного подхода и моделирования, а также интенсивного использования современных информационных технологий.

Л.С. Выготский характеризовал пути овладения родным и иностранным языком следующим образом: «Можно сказать, что усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный язык, - на-132

чиная с осознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу-вверх, в то время как развитие иностранного языка идет сверху - вниз» [6, с.22].

В силу этих и ряда других особенностей, результаты по освоению иностранного языка и совершенствованию знаний и умений студентов неязыковых вузов по иностранному языку, часто бывают более чем скромными, несмотря на накопленный в учебно-методической литературе обширный потенциал методик. Обучающегося планомерно приучают к самостоятельной постановке учебных задач и к выбору собственных решений. При изучении предмета обучающиеся учатся навыкам систематизации, анализа и синтеза, таким образом, учатся верно интерпретировать информацию, находящуюся в учебных заданиях и материале. Им необходимо научиться «заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты» [7, с.55]. При освоении учебного материала по иностранному языку ранее было принято ориентироваться на преимущественно левополушар-ные ментальные особенности мышления, отвечающие за рациональное восприятие, а не возможности правого полушария, дающие возможность использовать ассоциативное мышление. «Для компенсации использования в процессе обучения всех кортикальных структур мозга американский ученый Т.Бьюзен создал «интеллект-карты - mindmaps» инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся»[8,с.55].

Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Построение интеллект-карты проводится по следующим принципам:

I Этап. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения.

II Этап. Добавляются символы и графика, связанные с ключевыми словами.

III этап «Контрольная проверка и пересмотр интеллект-карты (ревизия)» [9,с.161].

Применение метода интеллект-карт в изучении иностранных языков очень многообразно и имеет широкие возможности при работе с кейсами, усвоении нового материала, при брейн-сторминге, в презентациях и многих других видах учебной деятельности.

Преимущества данного метода можно отобразить в числовом выражении:

1. Из 100% информации, предложенной на уроке, обучающийся слышит 75%, 50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25% - это очень мало. Интеллект - карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации.

2. «Интеллект - карты, по сравнению с конспектом, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% - на этапе ее восприятия» [10, с. 93].

В статье нам хотелось бы наглядно показать, как применение навыков эффективного менеджмента посредством инфографики «может повлиять не только на педагогические, но и на образовательные технологии в сфере изучения иностранного языка в вузе и в значительной мере оптимизировать их»[11,с.201]. Анализ многолетней образовательной деятельности в вузе позволяет нам констатировать, что приступая к курсу иностранного языка, многие обучающегося имеют проблемы с мотивацией. Ламентации преподавателя о пользе практического применения иностранного языка, как правило, не берутся в расчет учениками. Чтобы решить данную задачу, мы предлагаем на первом занятии по иностранному языку вместе с обучающимися построить «дерево целей» о пользе изучения языка, призванное сыграть мотивирующую роль во время прохождения учебного курса. Желательно изобразить «дерево целей» step-by-step

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

на интерактивной доске. Пусть этот рисунок в тетрадях студентов и на их планшетах будет прологом, предваряющим обучение. Можно предложить учащимся вначале нарисовать «дерево проблем» в сфере изучения иностранного языка, а затем перейти к «дереву решений». Хронометраж одного задания-7-10 минут, обсуждение результатов задания-3-5 минут. Создание графического подкрепления (шаблонов, матриц), позволяет систематизировать знания и факты, и придают обучению процессный характер.

«В цифровую эпоху всем интересен не только результат - показывайте процесс работы, устанавливайте связь с аудиторией. Наброски, схемы, отвергнутые варианты, фрагменты, рисунки, истории, образцы, видео - интересно заглянуть на творческую «кухню», - считает ведущий специалист в области образовательных технологий Л. Лефевр [12, с.114]. Когда обучающегося самостоятельно выстраивают структуру задания, используются два стиля менеджмента: стиль, поощряющий участие студентов в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение. Большая часть образовательных методов сосредоточена на инструментальном стиле и стиле поддержки. Это мотивирует обучающихся к самостоятельному мышлению, развивает творческий подход и способствует поддержанию интереса.

В дальнейшем процессе обучения можно эффективно использовать матричные структуры для усвоения лексического или грамматического материала практически без ограничения. Важность выполнения такого рода работы заключается в том, что в отличие от презентаций, задание носит полностью самостоятельный характер, т.к. готовые материалы для него невозможно в целостном виде почерпнуть из интернета, студент «собирает» конструктор, самостоятельно наполняя его соответствующим контентом. Разработка графических шаблонов-матриц - значимая часть графической фа-силитации при изучении иностранного языка. Здесь не обойтись без матриц и различных моделей, основанных на визуализации и инфографике. «Объединить группу легче в творческом процессе, когда участники рисуют, крупно пишут на модерационных картах, ранжируют, группируют. Непросто, однако, добиться при этом красоты, творит каждый как может. Неоднороден обычно и состав группы (статус, бэкграунд), и ее задачи - по качеству и масштабу», - пишет американский ученый Р.Хаус [13]. На практике можно выделить шаблоны-матрицы как направление, позволяющее преподавателю задавать рамки и контекст урока, используя, например, красочную метафору как рамку для обсуждаемого содержания. Эта рамка, структурируя процесс, дает прекрасный эффект, меняет природу и качество усвояемого материала. В процессе выполнения задания обучающиеся могут работать как индивидуально, так и коллективно.

Поддержку у учащихся, как показал опыт преподавателей кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского филиала Финансового университета М.Я. Креера и Е.Д. Пилипчук, находит также применение mindmaps в обучении ИЯ. Матрицы-схемы удобно строить, пользуясь сервисами Mindmaster. com и SpritesApp.com Piktochart. « Наши новые основные занятия в век компьютерной информации - Search, Scan, Quest. При этом мы тяготеем к «короткой» информации и «коротким» смыслам », - считают американские педагоги [14]. Принцип клипового мышления, присущий молодежи в век информатизации, можно выгодно использовать с помощью описываемого метода для совершенствования изучения языка.

Для педагога неоценимая роль подобного визуального метода состоит в том, что он в значительной мере оптимизирует объяснение материала. «Матрица-схема-это инструмент обучения, «способ упаковки» учебного материала, инструмент, который помогает нам разобраться. В данном случае преподавателю необходимо рефлексировать по поводу наиболее ключевых моментов занятия, используя навыки «образовательного ме-

неджмента» [15,с.144].. Приведем пример.

Таблица 1 -Употребление вспомогательных глаголов в настоящем времени

В качестве немного более усложненной схемы можно взять:

Do__English? Тогда вместо первого пропущенного слова можно подставлять слова, приведенные выше, а вместо второго такие слова, как: Learn, know, like (lernen, wissen, kennen,moegen) и т.п.

Инфографика доказала свою продуктивность в изучении самых различных тем на разных языковых уровнях. Можно привести некоторые примеры шаблонов в части лексического усвоения материала различных тематических циклов на занятии немецкого языка у студентов Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве РФ. Образец инфографики, приведенной ниже, относится к теме «Die Ernaehrung» («Питание»), и включает в себя 2 главные ветви «дерева» лексики по теме - 1) Gesunde Ernaehrung, 2) Ungesunde Lebensmittel , далее обучающийся наметил следующие «части» дерева из первой половины: 1а) gesunde Nahrungsmittel 1b) Vitamine 1c) Ballaststoffe 1d) Energiebedarf 1i) Idealgewicht 1f) Wasser; ко второй части: 2a) Fettgehalt 2b) Junkfood 2c)Ernaehrungsstoerungen und -gewohnheten 2d) Diaetologie 2i) kalorienreiche Lebensmittel. Далее актуализировалась лексика по более детальным «веточкам» дерева: Vegetarisch essen, Fitness,Zucker, Salz, genmanipulierte Lebensmittel,Alkohol. Дальнейшее развертывание инфографики по теме исходит из все более мелких тематических градаций по теме, причем характер отбора также свидетельствует о применении обучающимся различных навыков и умений поисковой работы. Например,как нами было замечено в процессе анализа работы над темой, девушки, как правило, выделяют в теме «Die Ernaehrung» («Питание»), лексику, касающуюся нарушений диеты, красивой фигуры и т.д.: «Schlanke Figur halten», «Diaet halten», «Naehrwerttabellen», «Bulimie», в то время, как юноши больше концентрируются на спортивном питании «Proteine», «Biotechnologie», «energische Ressourcen», «sportliche Ernaehrung».

1 übergewicht

А J с

О) "nj -С TJ С $ ф 1/> •с 1> 11 го

Рисунок 1 - Инфографика по теме «Beim Unterricht»

В процессе изготовления индивидуальной карты по теме обучающийся продумывает и закрепляет графически слова и придумывает самостоятельно символы, соответствующие каждому понятию. Для символического обозначения каждого раздела можно использовать выделение цветом, эмодзи, небольшие рисунки, шрифт, табличное форматирование разных форм и пр. Наряду с закреплением лексического материала, инфографика по теме «помогает аккумулировать информацию по теме, быстрее и детальнее ориентироваться в различных ее аспектах»[16,с11]. На рисунке 1 созданный студентами 1 курса Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве РФ вариант инфогра-фики с использованием ее на занятии немецкого языка. Помимо самостоятельно составленных схем, обучающиеся широко практикуют на занятии использование готовых шаблонов типа инфографики, предлагаемых разнообразной нормативной и учебно-методической литературой [17-20]. Например, на одном из первых занятий по немецкому языку обучающиеся осваивают общение с преподавателем на уроке благодаря инфографике Института иностранных языков (Австрия, Фрайбург), что изображено на рисунке 1. На занятии студент держит табличку с инфографикой по теме «Beim Untetmcht» в зоне визуальной доступности и, по мере заучивания слов и выражений, может самостоятельно оперировать лексикой по теме, лишь в случае ситуативных лексических затруднений прибегая к графическому шаблону.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований.

Анализируя полученные в ходе исследования результаты применения метода инфографики на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах (у студентов-экономистов), можно констатировать, что эти полученные данные вполне согласуются с представлением о методе как комбинированном наборе элементов, позволяющих эффективно организовать обучение иностранному языку, как на занятиях, так и в ходе самостоятельной работы обучающихся.

Нами проведен SWOT-анализ для оценки метода ин-фографики.

Таблица 2 - SWOT-анализ метода инфографики

Сильные стороны Возможности

Метод ориентирован на результат. Обучающегося создают образовательный объект с помощью Интернета. В результате формируются навыки и умения, которые нужны на всех предметах. Применяется как для индивидуальной работы, так и для коллективной. Использование как на занятиях, так и дистанционно; формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Формирование качеств: системного мышления,анализа,синтеза. Задействуется как рациональный,так и эмоциональный тип мышления (инсайт)

Слабые стороны Угрозы

Разный уровень когнитивного развития учащихся; необходимо учитывать степень владения тем или иным сервисом и затрачивать время на овладение им Необходимость подключения к Интернету, низкая скорость. Неправильная трактовка метода,ошибки в применении метода.Кажущаяся легкость метода.

Метод инфографики в образовательных технологиях изучения ИЯ имеет следующие преимущества:

- поддерживает творчество и стимулирует аналитические способности;

- дает системный взгляд на направление изучаемого материала в целом;

- раскрывает образовательный ресурс большой группы;

- помогает обучающимся взять обязательства в принятии самостоятельных решений в процессе обучения.

Таким образом, к неоценимым достоинствам инфографики (интеллект- карт,тМ maps, метода матрицы-

134

шаблона (графической визуализации) можно отнести следующие.

1. Метод интересен и увлекателен для обучающихся, удобен в использовании и отвечает самым современным требованиям.

2. Доступность, систематизированность, компактность.

3. Возможность четкого планирования и структурирования.

4. Аналитический характер и облегчение запоминания: вся система иностранного языка структурировано подается с помощью легких для понимания матриц, схем и таблиц, являясь своеобразной навигацией по учебному материалу. Используя их, студенты свободно и что, немаловажно, осознанно и с минимальными временными затратами разберутся в нем.

5. Процесс освоения языка базируется на «крючках», «опорных моментах»,которые помогают сосредоточить внимание там, где нужно и тогда, когда нужно. Использование этих особых инструментов и технологий позволяет открыть потенциал обучащихся и максимально использовать его в изучении языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. K. Johnson, D. Porter. Perspectives in Communicative Language Teaching. London, 1983.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова.- М.: АРКТИ - ГЛОССА, 2000.- 165 с.

3. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие / Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева.- М.: Академия, 2000.- 264 с.

4. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В.Конышева.- Мн.: Тетра Системс, 2007.- 352 с.

5. Креер М. Я., Пилипчук Е. Д. Некоторые вопросы преподавания второго иностранного языка в неязыковом вузе: немецкий после английского // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 132-137.

6. Лефевр В.А. , Дубовская В.И. Способ решения задачи как содержание обучения // Новые исследования в психологических науках.- 1995, вып. 4, С.112-120.

7. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова.- 7-е изд., стереотип.- Мн.: Высш. шк., 2001.- 522 с.

8. Бьюзен Т. и Бьюзен Б. Супермышление // Т. и Б. Бьюзен.- Мн.: «Попурри».- 2007.-222 с.

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: пособие для студентов пед. вуз. и учителей / Е.Н.Соловова.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 239 с.

10. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // ИЯШ. № 5, 2001.

11. Креер М. Я., Пилипчук Е. Д. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе с помощью тестовых заданий проблемного типа / М. Я. Креер, Е. Д. Пилипчук // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 193-203.

12. H.E. Piepho. Some Basic Principles of Communicative Foreign Language Learning. Strasbourg, 1986.

13. Tony Buzan, Chris Griffiths Mind Maps for Business 2nd edn: Using the ultimate thinking tool to revolutionise how you work.- UK Pearson Education. -2013 [Электронный ресурс] URL:https://books.google.ru/books?id=qIUoAg-AAQBAJ&dq=mind+maps&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 28.12.2014).

14. Kathy Make The Most Of Mind Maps: Increase Efficiency And Creativity [Электронный ресурс] URL:https://books.google.ru/books?id=qIUoAgAAQBA-J&dq=mind+maps&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 28.12.2014).

15. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 28.12.2014).

16. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. ФГОС основного общего образования (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) // Проект Рос. акад. Образования.- М.: Просвещение.- 2012.-155 с.

17. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез.- 4-е изд., стер.- М.: Издат. центр «Академия», 2007.- 336 с.

18. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 2005.-226 с.

19. Основная образовательная программа образовательного учреждения: Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.- 200 с.

20. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] : URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 28.12.2014).

Статья поступила в редакцию 29.05.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.