Научная статья на тему 'Структура и факторы психологической компетентности'

Структура и факторы психологической компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2776
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Ирина Александровна

В статье рассматриваются факторы психологической компетентности в соответствии с ее различными структурными блоками. На основе корреляционного анализа эмпирических данных определены и описаны факторы мотивационно-волевого, функционального и рефлексивного блоков психологической компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и факторы психологической компетентности»

И.Л. ЕГОРОВА

СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье рассматриваются факторы психоло- определены и описаны факторы мотивационно-

гической компетентности в соответствии с ее волевого, функционального и рефлексивного блоков

различными структурными блоками. На основе психологической компетентности педагогов. корреляционного анализа эмпирических данных

Психологическая компетентность, мотивационно-волевой, функциональный и рефлексивный компоненты, направленность личности.

В современных условиях реформирования образования, формирования и реализации компе-тентностного подхода ведущую роль приобретает не только развитие знаний, умений и навыков специалиста, но и развитие его личности. Традиционная система образования, опирающаяся на воспроиз-ведение в профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, заложенных в процессе обучения, все чаще оказывается несостоятельной в силу быстрых социальных изменений, многократного увеличения объема информации, часть которой быстро устаревает или оказывается непригодной для использования в конкретных ситуациях. Переориентация образования на продуктивность, творчество и практицизм требует комплексного подхода к процессу профессионального становления: необходимо не просто формировать знания, умения и навыки, но и воспитывать личность специалиста, развивая помимо профессиональной еще и психологическую компетентность.

Не случайно наряду со специальными профессиональными компетенциями сегодня выделяются компетенции, имеющие общий, «надпрофессиональный» характер: умение проявлять инициативу, самостоятельно проектировать собственную деятельность, ставить цели, принимать личную ответственность, творчески решать проблемы, совершенствовать не только окружающий мир, но и свою собственную личность.

Отметим, что важность психологической компетентности для специалистов сферы «Человек - Человек» (по Е. А Климову) давно уже никем не оспаривается. Что же касается других типов профессий, то о необходимости развития не только профессиональной, но и психологической компетентности этих специалистов заговорили лишь недавно. Таким образом, мы приходим к необходимости развития психологической компетентности специалиста любой профессии.

Психологическая компетентность является сложным многоплановым образованием. В современной науке отмечается, что компетентность - составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также в уровне их решения [1].

Проанализировав все исследования, связанные с психологической компетентностью, можно предложить модель структуры психологической компетентности педагога.

Структура психологической компетентности содержит три основных компонента:

1) мотивационно-волевой компонент включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;

2) функциональный компонент в общем случае проявляется в виде психологических знаний, умений, навыков преподавателя, необходимых для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии (компетентность в сфере индивидуально-психологических особенностей человека, социально-психологическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность );

3) рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированностъ таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы (аутопсихологическая компетентность).

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер и являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Таким образом, психологическая компетентность педагога является одной из интегративных характеристик его личности.

Теоретический анализ разнообразных критериев психологической компетентности и ее отдельных составляющих позволил привести данные показатели в соответствие с предложенной Е.Н.Каменской [2] трехкомпонентной структурой психологической компетентности.

Критериями мотивационно-волевого компонента психологической компетентности преподавателя вуза, на наш взгляд, являются:

- приверженность гуманистическим идеалам в образовании;

- устойчивая внутренняя мотивация педагогичес -кой деятельности и интерес к ней;

- умение проявлять инициативу;

- умение самостоятельно проектировать собственную деятельность;

- умение принимать личную ответственность;

- потребность в саморазвитии и совершенствовании собственной компетентности;

- позитивная самооценка и самоуважение;

- самореализация в профессии, предполагающая творческий подход в педагогической деятельности.

Перечень критериев функционального компонента психологической компетентности является самым обширным и включает следующие параметры:

- знание закономерностей фукнционирования познавательных психических процессов;

- знание индивидуально-психологических особенностей студентов;

- знание способов управления своим психическим состоянием;

- знание типовых ситуаций педагогического взаимодействия и их основных характеристик (целей, позиций, норм и правил, средств);

- знание о возможных трудностях в ситуациях обучения и путях их преодоления;

- владение разнообразными формами организации учебного процесса;

- умение строить адекватный образ ситуации;

- умение распознавать индивидуально-психологические особенности учащихся;

- умение устанавливать контакты и благоприятные взаимоотношения со студентами и коллегами;

- умение выражать свою позицию;

- умение поставить себя на место собеседника;

- широкий репертуар техник коммуникативного поведения и адекватность (уместность) их применения в конкретных типовых ситуациях педагогической деятельности;

- умение давать обратную связь и анализировать обратную связь, полученную от студентов;

- умение разрешать споры, улаживать конфликты, преодолевать трудности в конкретных ситуациях;

- владение способами оптимизации собственного психического состояния.

Рефлексивный компонент психологической компетентности описывается, по нашему мнению, через следующие критерии:

- активность личности;

- склонность к самоанализу;

- ориентация на сотрудничество и коллективный успех;

- способность точно оценивать качество работы и ее последствия.

Целостная диагностика психологической компетентности предполагает анализ как системы внутренних средств, обеспечивающих планирование деятельности и ее реализацию, так и реального поведения в реальных повседневных ситуациях [3].

В ряде курсовых и дипломных работ (О.АГолу-бовская, Е.В.Овсянникова), выполненных под нашим руководством, был собран эмпирический материал, позволяющий не только диагностировать различные компоненты психологической компетентности педагогических работников, но и опытным путем определить структуру психологической компетентности.

В качестве испытуемых выступили лица обоего пола в возрасте от 25 до 55 лет со стажем педагогической деятельности от 5 до 35 лет. Всего выборка составила 80 человек, из них 30 учителей школ, 30 педагогов дополнительного образования, 20 преподавателей вузов.

Исследование проводилось с помощью метода тестирования по ряду методик.

Нами были использованы следующие методики:

- методика Б.ИДодонова «Предпочитаемые переживания»;

- копинг-тест АЛазаруса;

- методика «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» И. Д. Ладанова, В.А Уразаевой;

- тест коммуникативных умений Л.Михельсона;

- методика диагностики социально-психологичес-ких установок личности в мотивационно-потреб-ностной сфере О.Ф.Потемкиной;

- тест-опросник А В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»;

- методика А В. Карпова «Диагностика рефлексии». Методика Б.ИДодонова «Предпочитаемые переживания» включает в себя следующие направленное -ти: альтруистическая, коммуникативная, глорическая, праксическая, пугническая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизигивная.

1. Атьтруистические эмоции. У испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать.

2. Комму ника тивные эмоции. Ярко выраженная потребность в общении.

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Ярко выраженная потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности.

4. Праксические эмоции. Потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности.

6. Романтические эмоции. Ярко выраженное стремление к необычному, таинственному.

7. Гностические эмоции (от греч. gnosis - знание) -эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном.

S. Эстетические эмоции. Потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, человек переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition -приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них.

Копинг-тест АЛазаруса включает в себя следующие шкалы: конфронтационный ко пинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.

1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

S. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Методика «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» ИД. Ладанова, В.А Уразаевой, содержащая следующие шкалы: ориентация на принятие партнера, ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера, ориентация на достижение компромисса.

Тест коммуникативных умений Л.Михельсона, который представляет собой разновидность теста достижений, построен по типу задачи, у которой имеется три возможных варианта ответов: зависимый, агрессивный и компетентный.

Блоки умений:

1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты).

2. Реагирование на справедливую критику.

3. Реагирование на несправедливую критику.

4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.

5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет».

7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

S. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.

9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.

10. Реагирование на попытку собеседника вступить в контакт.

Методика диагностики социально-психологичес-ких установок личности в мотивационно-потребност-ной сфере О.Ф.Потемкиной включает в себя следующие установки: «Ориентация на процесс», «Ориентации на результат», «Ориентация на альтруизм» и «Ориентация на эгоизм».

Тест-опросник АВ. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» включает в себя две субшкалы: настойчивость и самообладание. Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека, его стремление к завершению начатого дела. Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

Методика А В. Карпова «Диагностика рефлексии» позволяет определить уровень рефлексии как формы психической деятельности, проявляющейся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций.

На основании полученных данных был произведен расчет коэффициента корреляции Спирмена с целью выявления структуры мотивационного, функционального и рефлексивного блоков психологической компетентности.

Корреляционный анализ проводился как по всей выборке, так и по каждому блоку в отдельности.

Корреляционный анализ по всей выборке показал следующие результаты.

Ведущую роль среди параметров психологичес-кой компетентности играет направленность личное -ти. Наибольшее количество статистически значимых связей было обнаружено по шкалам гностической и коммуникативной направленности. У респондентов с гностической направленностью развиты рефлексия (г=0,434, р<0,05) и самоконтроль (г=0,583, р<0,001), испытуемые адекватно ориентируются в ситуации (г=0,503, р<0,01), сосредоточены на ее анализе с тем, чтобы найти возможные решения (выходы), построить адекватное поведение (г=0,606, р<0,001).

У лиц с коммуникативной направленное тью больше развит функциональный блок коммуникативной компетентности, а именно поиск контактов (г=0,406, р<0,05), поиск социальной поддержки (г=0,446, р<0,05), принятие ответственности (г=0,391, р<0,05) и планирование поведения (г=0,376, р<0,05).

Праксическая направленность коррелирует с копингом «планирование решения проблемы» (г=0,425, р<0,05) и со шкалой рефлексивности (г=0,469, р<0,01), что говорит о существенном вкладе в психологическую компетентность не только фокусировки на проблеме, но исклонности ксамоанализу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивационный блок психологической компетентности обнаруживает связи со следующими измеренными нами параметрами: с альтруистической (г=0,465, р<0.01), коммуникативной (г=0,498, р<0.01), праксической (г=0,496, р<0.01), пугнической

(г=0,356, р<0.05), романтической (г=0,678, р<0.001), гностической (г=0,391, р<0.05), эстетической

(г=0,496, р<0.01) направленностями; со следующими ко пингами: планирование решения проблемы

(г=0,505, р<0.01), положительная переоценка

(г=0,424, р<0.01); со следующими ориентациями: на принятие партнера (г=0,666, р<0.01), на адекватность

восприятия и понимание партнера (г=0,577, р<0.001), на достижение компромисса (г=0,486, р<0.01).

Функциональный блок психологической компетентности связан с такими параметрами, как коммуникативная (г=0,331, р<0.05), праксическая (г=0,342, р<0.05), романтическая (г=0,340, р<0.05) направленности личности; со следующими копингами: самоконтроль (г=0,493, р<0.01), поиск социальной поддержки (г=0,524, р<0.01), планирование решения проблемы (г=0,711, р<0.001), положительная переоценка (г=0,481, р<0.01); с ориентацией на принятие партнера (г=0,386, р<0.05).

Рефлексивный блок связан с такими свойствами, как альтруистическая (г=0,536, р<0.01), праксическая (г=0,419, р<0.01), гностическая (г=0,731, р<0.001), эстетическая (г=0,418, р<0.01) направленности

личности; с копингом «планирование решения проблемы» (г=0,504, р<0.01); с ориентацией на результат (г=0,357, р<0.05), а также связан с общим показателем волевой саморегуляции (г=0,613, р<0.001), настойчивостью (г=0,528, р<0.01) и самообладанием (г=0,538, р<0.01).

Интегральный показатель психологической компетентности, рассчитанный по данным всех проведенных нами исследований, связан со следующими факторами: альтруистической (г=0,472, р<0.01),

коммуникативной (г=0,388, р<0.05), праксической (г=0,521, р<0.01), романтической (г=0,515, р<0.01), гностической (г=0,545, р<0.01), эстетической

(г=0,502, р<0.01) направленностями личности; с такими стратегиями совладания с трудными ситуациями, как самоконтроль (г=0,443, р<0.01), планирование решения проблемы (г=0,752, р<0.001), положительная переоценка (г=0,490, р<0.01); со следующими ориентациями: на принятие партнера (г=0,511, р<0.01), адекватность восприятия и понимания партнера (г=0,481, р<0.01), на достижение компромисса (г=0,409, р<0.05). Интегральный показатель психологической компетентности связан с рефлексией (г=0,393, р<0.05), а также с общим показателем волевой саморегуляции (г=0,448, р<0.001), настойчивостью (г=0,371, р<0.05) и самообладанием

(г=0,465, р<0.01).

Таким образом, альтруистическая, коммуникативная, праксическая, гностическая направленности личности, планирование решения проблемы, положительная переоценка, ориентация на адекватность вое -приятия собеседника и на его принятие, настойчивость и самообладание, а также высокий уровень рефлексивности личности являются основными факторами психологической компетентности педагогов.

Таким образом, было выявлено, что педагогичес -кие работники - деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность

- начатое дело. Им свойственно уважение к социальным нормам. Можно наблюдать также отражение уровня произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Это люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственные им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неиз-

вестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.

Основные компоненты психологической компетентности педагогов, выявленные нами на основе количественного и качественного анализа, представлены следующим образом.

Мотивационно-волевой блок психологической компетентности (мотивы, цели, потребности, ценностные установки, творческое проявление личности в профессии, устойчивая внутренняя мотивация и интерес к профессиональной деятельности) выстраивается прежде всего за счет направленности личное -ти (познавательной, коммуникативной, практичес-кой). Кроме того, существенный вклад в мотивационный блок вносят ориентация на адекватное восприятие, понимание и принятие собеседника, а также применение зрелых и позитивных стратегий совладания с трудными ситуациями (положительная переоценка и планирование решения проблем).

Ведущими факторами функционального блока психологической компетентности является коммуникативная и практическая направленность личности, а также целый спектр стратегий преодоления трудных ситуаций - самоконтроль, поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Такие данные говорят о существенном вкладе в психологическую компетентность педагогов используемых ими способов решения проблем. Разрешение трудной ситуации в данном случае выступает как наиболее важный индикатор психологической компетентности педагога, что подтверждает ряд тезисов, выдвинутых нами при исследовании ситуационного подхода к психологической компетентности [4].

Рефлекс ив ный блок психологической компетентности описывается прежде всего через уровень настойчивости, самообладания и общей волевой саморегуляции как показателей умения контролировать собственное поведение в трудных ситуациях. Существенный вклад в этот блок вносит стремление к достижению результата деятельности, планирование решения проблем и альтруистическая, познавательная и праксическая направленность личности.

Таким образом, трехкомпонентная структура психологической компетентности оправдала себя в наших исследованиях, поскольку было обнаружено большое количество значимых корреляционных связей между общими оценками мотивационного, функционального и рефлексивного блоков и свойствами личности, которые, по нашему мнению, являются параметрами психологической компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Остапчук Н.В., Комарова М.В. Детерминанты формирования психологической компетентности педагога: сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2005. №1 (13) [Электронный ресурс]. URL:

http ://www .ncstu.ru

2. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологи-

ческой помощи // Введение в практическую социальную психологию. М., 1999.

3. Каменская Е.Н., Демидова И.Ф., Егорова И А. и др. Психологическая компетентность преподавателя вуза. Таганрог, 2009.

4. Егорова И А. Ситуационный подход к проблеме психологической компетентности преподавателя вуза// Вестник ТИУиЭ. 2009. № 1 (9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.