■^fefr- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ния и обоснования той или иной точки зрения, подбирают высказывания известных лиц, фактологический материал и статистические данные.
В-третьих, необходимо очертить примерный круг вопросов для обсуждения, которые должны быть использованы как для разъяснения собственной позиции, так и для выявления возможных заблуждений.
Рассмотренные формы организации учебной деятельности могут быть также использованы при проведении контроля подготовленной монологической и неподготовленной диалогической речи, уровня освоения языка и использования речевых клише, усвоения маркеров дискурса и лексико-грамматических конструкций и т.п.
Важно отметить, что достоинством подобных мероприятий является развитие критического мышления и интеллектуального потенциала личности. Но следует учитывать, что «знать», как утверждает один из основоположников системного подхода Р. Лакофф, — это не одно и то же, что «понимать», так как знание формируется анализом, а понимание приходит через синтез. От того, насколько правильно будет сформировано понимание окружающей нас действительности и ее особенностей, зависит не только наше отноше-
ние к происходящему, но и наше собственное место в этом мире, наше личностное и языковое взаимодействие и наша оценка деятельности окружающих нас лиц.
Литература
1. Ворошкевич Д.В. К вопросу о повышении уровня коммуникативной компетенции // Сб. мат. науч. сессии. 2009—2010.
2. Маковецкая М.С. Особенности речевого взаимодействия участников группового общения // Мат. Межд. науч.-практ. конф. М., 2008. С. 325—329.
3. Маркова Е.С. Дебаты как форма контроля речевых умений на английском языке // Мат. Межд. науч.-практ. конф. М., 2008. С. 268—314.
4. Надаретон А.П. Лекции по социальной и политической психологии. СПб., 2003.
5. Стернин И.А. О понятии коммуникативного сознания народа // Мат. Межд. науч.-практ. конф. М., 2008. С. 148—152.
6. URL: htpp://www. Criticalthinking.org / icat.html.
7. Welfson N. Rules of Speaking // Language and Communication. London: Longman, 1983.
8. Softline direct. № 9. 2008. Р. 160.
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
(НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
И.А. МАЛАШИХИНА,
доктор педагогических наук, профессор Ставропольского государственного университета
Научная специальность: 13.00.03 — коррекционнаяпедагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема беспрепятственного доступа к образованию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включения инвалидов всех категорий в систему непрерывного образования. С целью решения указанной проблемы предлагается создание Инклюзивного Ресурсного центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья на факультете психологии Ставропольского государственного университета, обосновывается необходимость и эффективность такого центра.
Ключевые слова: образование, дистанционное образование, инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья, обучение инвалидов, инклюзивный ресурсный центр.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡К
ABOUT POSSIBILITIES OF TRAINING OF PERSONS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE STAVROPOL STATE UNIVERSITY)
I.A. MALASHIHINA,
the doctor of pedagogical sciences, professor the Stavropol state university
Annotation. The paper considers the problem of easy access to education for persons with disabilities, including persons with disabilities of all categories in a system of continuous education. In order to solve this problem is proposed to create the Inclusive Resource Center for Persons with Disabilities at the Department of Psychology of Stavropol State University, explains the need and effectiveness of such a center.
Keywords: education, distance education, the disabled, people with disabilities, learning disabilities, inclusive resource center.
Особую важность проблема безбарьерного доступа к образованию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включения инвалидов всех категорий в систему непрерывного образования приобретает для современной России. По имеющимся данным, 16% российских детей страдают хроническими заболеваниями. На начало 2003 г. в стране насчитывалось 620,3 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, причем прирост их численности в сравнении с 1996 г. составил 158 тыс. чел. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья примерно в 1,5 млн чел., что составляет около 4,5% общего числа детей в стране (Т.В. Волосовец, 2003; Б.В. Белявский, А.С. Гос-порьян, М.А. Новикова, 2006).
На 1 января 2010 г. численность инвалидов, состоящих на учете в органах труда и социальной защиты СКФО, приблизилась к 250 тыс. человек, в их числе более 8 тыс. детей-инвалидов. Удельный вес инвалидов среди населения округа составляет более 9% (это низкие показатели).
В Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, по словам Президента РФ Д.А. Медведева, «государственная поддержка не может сводиться исключительно к выплатам и льготам. Наша задача — создать для инвалидов комфортные условия жизни, такую развитую систему их реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь».
Некоторые вузы проводят планомерную работу по интеграции студентов-инвалидов в вузовскую
среду: Институт социального развития Новосибирского государственного технического университета (230 человек), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (170 человек), Челябинский государственный университет (150 человек), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (146 человек), Московский педагогический государственный университет (110 человек), Красноярский государственный торгово-экономический институт (108 человек), Уральский государственный педагогический университет (135 человек).
В свете представлений о необходимости обеспечения двойственной реабилитационно-образова-тельной функциональной направленности педагогического процесса в учреждениях, ведущих профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, фундаментальное значение приобретает инфраструктурное обеспечение реабилитационного сопровождения и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья как субъектов профессионально-образовательной деятельности.
С этой целью на факультете психологии Ставропольского государственного университета предлагается создание Инклюзивного ресурсного центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья, функционирующего в масштабах всего университета, включающего в себя специализированный учебный модуль и комплекс для обеспечения дистанционного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это оборудование будет включать в себя специализированный радиокласс для лиц с нарушениями слуха, программно-методический комплекс для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедийные компьютеры
^¡К ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
специальной конфигурации для мониторинга, коррекции и реабилитации студентов — инвалидов по слуху. Наряду с этим часть учебных аудиторий оборудована компьютерной техникой, оснащенной программами синтеза речи, брайлевскими дисплеями, причем эти компьютеры объединены в локальную сеть и имеют скоростной выход в Интернет, что, в частности, позволит незрячим студентам пользоваться электронным фондом и электронным каталогом Фундаментальной библиотеки университета.
Инклюзивность будет заключаться в следующем:
1) все студенты должны быть включены в образовательную и социальную жизнь вуза;
2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад;
3) задача инклюзивного ресурсного центра — построить систему, удовлетворяющую потребности каждого студента с ограниченными возможностями здоровья;
4) в инклюзивном ресурсном центре все студенты, а не только студенты с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность.
Основными содержательными направлениями сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья будут выступать: психологическое — адаптация к условиям вузовского образования, коррекция отношения к своим ограниченным возможностям здоровья и формирование адекватной самооценки, развитие и коррекция коммуникативных свойств и качеств, повышение мобильности; организационно-педагогическое — оптимизация средовых условий учебно-образовательной деятельности студентов-инвалидов, разработка и внедрение специальных наглядных средств, подбор специальных дидактических материалов для организации и проведения коррекционной работы; просветительское — повышение коммуникативной культуры студентов с ограниченными возможностями здоровья, информирование общественности о специфических образовательных потребностях этой категории студентов и факторах их удовлетворения.
Таким образом, результатом создания Инклюзивного ресурсного центра при Ставропольском государственном университете будет являться:
♦ формирование личности профессионала и профессиональных компетенций обучающихся по про-
граммам бакалавриата и магистратуры за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей студента с ограниченными возможностями здоровья;
♦ социальная профессиональная, психологическая реализация статуса личности в социально-экономической сфере СКФО;
♦ развитие общественного сознания личности, понимания места и роли индивидуума в жизни общества, включение в социальные и природные процессы;
♦ формирование потребности высокой культуры здоровья, сознания важности и значимости здоровья каждой отдельной личности;
♦ формирование профессиональных качеств, знаний, умений и навыков;
♦ реализация профессионально-трудового потенциала инвалида;
♦ самоутверждение в признании объективной ценности и престижности своего квалифицированного труда;
♦ формирование самосознания личности, определение принципов проведения границ зависимости от других, понимание свободы, умение ею пользоваться, развитие способности самокоррекции поведения, понимание самоценности простых общечеловеческих нравственных норм общения как реального пути решение актуальных социальных проблем и др.;
♦ формирование нравственного, духовного богатства личности, широты и глубины профессиональной личностной культуры, умения решать творческие задачи, гибкости и пластичности мышления, стремления к постоянному обновлению знаний и совершенствованию умений;
♦ подготовка специалистов по перспективным профессиям, связанным с научно-техническим прогрессом и рыночными отношениями в СКФО.
Таким образом, построение процесса профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском государственном университете должно исходить из понимания образования как активного процесса, который отвечает потребностям личности и общества, интегрирует личность в общество с учетом социальных, социально-экономических, ценностных и культурных характеристик, чему будет способствовать деятельность Инклюзивного ресурсного центра как неотъемлемой части образовательного профессионального пространства СКФО для обозначенной категории студентов.