Научная статья на тему 'Технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к реализации дистанционной модели обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к реализации дистанционной модели обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА КОЛЛЕДЖА / REMOTE MODEL OF LEARNING DISABILITIES TECHNOLOGY TRAINING COLLEGE / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА / STAGES OF TRAINING / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ / CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чотчаева Фатима Аубекировна

В статье анализируются ведущие тенденции в организации инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования. Перечислены основные модели дистанционного обучения студентов-инвалидов. Представлен опыт колледжа связи, одного из субъектов РФ (Ставропольский край), по реализации модели дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описана технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к экспериментальной деятельности, включающая этапы и педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чотчаева Фатима Аубекировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к реализации дистанционной модели обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Activity borders of «Societies of a relief aid» as shows a set of examples, were beyond far charity and have for the first time rallied around themselves not only merchants and well-founded part of society, but also simple people of country, petty-bourgeois estates, government employees.

Thus, all in a century the Siberian high school has endured large-scale high-quality changes in system of educational charity - from a single donation, is frequent under pressure from the power, to long-term charity at first of merchants, and then and other estates and groups of the population in the form of work of charitable societies.

The general civil consciousness and peace initiative in social problems - an indicator of healthy development of society.

References

1. «About an order of assignment of special names to all-useful establishments» // Complete collection of laws of the Russian Empire III Volume XVII (1897).

2. «About establishment of a grant of a name of the sovereign emperor Nicholas II for a man's gymnasium of the Ishimsky province and for a man's gymnasium of the Tobolsk province». // Magazine of the ministry of national education» 1914. Part 54.

3. Bochanova G. A., Goryushkin L. M., Nozdrin G. A. Charity history sketches in Siberia in the second half of the 19th - the beginnings of the 20th centuries Novosibirsk: Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, 2000.

4. Boyko V. P. Tomsk merchants. Tomsk: Aquarius, 1996.

5. Complete collection of Laws of the Russian Empire. № 57978.

6. «East review». February 24, 1883.

7. Lityagina A. V. Impact of education on a way of life of the population in the West Siberian cities in the second half of the 19th - the beginnings of the 20th centuries // Bulletin of the Tomsk state university, 2010. №. 335.

8. Sokolov A. R. «Charity in national education and her role in transformation of the Russian society». St. Petersburg: Liki Rossii, 2005.

9. State Archive of the Tomsk. Fond 126. Inventory 1. Archiving 225.

10. State archive in Tobolsk. Fond 152. Inventory 27. Archiving 112.

11. State archive in Tobolsk. Fond152. Inventory 36. Archiving 496.

12. The index of the offered capitals on the Ministry of national education. St. Petersburg, 1912.

13. Zhuravleva N. N. Female education in the Tomsk province in the second half of the 19th - the beginnings of the 20th centuries. // Thesis of the candidate of historical sciences. Barnaul, 2005.

Technology training of engineering-pedagogical staff of the college for the implementation of distance learning models of students

with disabilities Chotchaeva F. (Russian Federation) Технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к реализации дистанционной модели обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья Чотчаева Ф. А. (Российская Федерация)

Чотчаева Фатима Аубекировна / Chotchaeva Fatima — преподаватель, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольский колледж связи им. Героя Советского Союза В. А. Петрова, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются ведущие тенденции в организации инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования. Перечислены основные модели дистанционного обучения студентов-инвалидов. Представлен опыт колледжа связи, одного из субъектов РФ (Ставропольский край), по реализации модели дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описана технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к экспериментальной деятельности, включающая этапы и педагогические условия. Abstract: the article analyzes major trends in the organization of inclusive education in secondary vocational education. Lists the main models of distance education for students with disabilities. The experience of the College of communications, one of the subjects of the Russian Federation (Stavropol Krai), on the

84

implementation of a model of distance training of persons with disabilities. Describes the technology training of engineering-pedagogical staff of the College for experimental work, including stages and pedagogical conditions.

Ключевые слова: дистанционная модель обучения инвалидов, технология подготовки персонала колледжа, этапы подготовки персонала, условия реализации модели.

Keywords: remote model of learning disabilities technology training College, stages of training, the conditions of implementation of the model.

В отечественной системе среднего профессионального образования идет поиск эффективных моделей и технологий обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Подобный интерес стимулируется такими инновациями последних лет, как внедрение идей инклюзивного образования в образовательную практику учреждений среднего профессионального образования. Подобный опыт накоплен во многих субъектах Российской Федерации. Например, в технологическом колледже № 21 Москвы в течение нескольких последних десятилетий осуществляется подготовка учащихся с нарушениями слуха по следующим профессиям: оператор электронного набора и верстки, автомеханик, слесарь по ремонту автомобилей. С конца девяностых годов ХХ столетия в Амурском педагогическом колледже в городе Благовещенске начато обучение детей-инвалидов с нарушениями слуха по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» с использованием сурдоперевода [1, 2]. C 2009 года в системе среднего профессионального образования реализуется другой инновационный проект - «Дистанционное образование детей-инвалидов». В рамках этого проекта Ставропольский колледж связи имени героя Советского Союза В. А. Петрова становится экспериментальной площадкой по апробации модели создания ресурсного центра дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (краевой центр дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья). Программа эксперимента имеет четко выраженную социальную значимость и задачи обеспечения равного доступа к качественному освоению образовательных программ студентов-инвалидов независимо от уровня и особенностей их развития.

В настоящее время проблема доступности качественных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями остается открытой и приобретает свою значительную актуальность в связи с обширной численностью детей с инвалидностью, в том числе и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Так, согласно статистическим данным, в настоящее время в России насчитывается более 0,6 млн. детей школьного возраста с особыми потребностями, причем, как свидетельствует прогноз, в ближайшие двадцать лет их число достигнет 1,2-1,5 миллиона. Обширен контингент таких детей и в г. Ставрополе. В соответствии с данными государственной статистики по Ставропольскому краю на 01.01.2010 г., в Ставрополе проживает 1147 детей с особыми нуждами. Из них 500 детей с двигательными расстройствами (248 школьного возраста). Среди этой группы фактически обучается только 152 ребенка, причем в общеобразовательных учреждениях проходят обучение только 46 человек. Высока доля детей с указанной патологией, которая не охвачена никакими образовательными услугами (40 %) и не реализует свое право на качественное образование [5].

В практике российского образования сформированы и реализуются следующие модели дистанционного обучения студентов-инвалидов:

1. Обучение реализуется непосредственно в центре дистанционного обучения, куда зачисляются обучающиеся.

2. Обучение осуществляется непосредственно в образовательном учреждении, которое одновременно выполняет функции ресурсного методического центра, занимающегося сопровождением детей-инвалидов по месту их жительства.

3. Обучение происходит на основе совместного учебного плана двух или более образовательных учреждений [4, с. 20].

В Ставропольском колледже связи реализуется первая модель обучения, что обусловлено наличием в крае большого количества детей, имеющих нарушения здоровья.

За время реализации программы эксперимента в колледже накоплен ценный опыт обучения и сопровождения обучающихся в системе дистанционного обучения (создание индивидуального плана обучения и индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальной диагностики: промежуточной и итоговой) в создании программно-технических средств. В статье акцентируется внимание на реализации методической функции колледжа как ресурсного центра. Это обусловлено тем, что у нас сложилось твердое убеждение в том, что успех любого проекта и модели напрямую связан с уровнем подготовки педагогов к инновационной деятельности.

Наши выводы коррелируют с выводами многих ученых, например, по мнению Е. С. Слюсаревой, одним из барьеров, препятствующих развитию инклюзивного образования в системе профессионального образования, является неподготовленность (когнитивная, практическая, личностная) педагогических кадров к реализации идей инклюзивного образования [3, ^ 19].

Исходя из этого, важной частью программы эксперимента в колледже стала подпрограмма «Подготовка инженерно-педагогического персонала колледжа к опытно-экспериментальной работе». В том, что мы правы в выстраивании логики эксперимента, подтвердили данные социологического опроса по теме: «Ваша готовность к опытно-экспериментальной работе». Опрос с 60 респондентами (30 преподавателей и 30 мастеров производственного обучения) показал, что 72 % имеют поверхностные знания в области инклюзивного образования и 60 % нуждаются в пополнении знаний по практическому применению и информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Материалы социологического опроса послужили исходными данными для построения технологии подготовки инженерно-педагогического персонала к компетентной деятельности в условиях колледжа, который как образовательная система содержит в себе потенциал для расширения знаний как в области инклюзивного образования, так и в сфере дистанционного обучения. Технология включает в себя разработку концепции поэтапного формирования искомых знаний у инженерно-педагогического персонала колледжа и обоснования оптимальных условий.

Технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к реализации программы эксперимента включает три этапа: диагностический, теоретический и организационно-деятельностный. На диагностическом этапе, как отмечалось выше, осуществлялась диагностика соответствующих потребностей инженерно-педагогических работников и оценки их готовности к инновационной деятельности. Результаты диагностики позволили определить задачи и содержание обучения персонала колледжа. На этом же этапе с инициативной группой преподавателей, мастеров производственного обучения, являющихся членами Временного научно-исследовательского коллектива, была разработана концепция инклюзивного обучения студентов-инвалидов в условиях колледжа. Один из разделов данной концепции посвящен профессиональному росту инженерно-педагогических кадров колледжа. В разделе акцентируется внимание на том, что инновационная деятельность может стать системообразующим компонентом по развитию и совершенствованию профессиональной педагогической компетентности персонала учреждения. При этом отмечается, что формированию этой готовности к экспериментальной работе способствует учет следующих принципов:

1. Мотивация инженерно-педагогических работников.

2. Опора на профессиональный и личностный опыт.

3. Ориентация на коллективное творчество, совместное проектирование инновационной деятельности.

4. Самообразование участников инновационной деятельности.

На втором (теоретическом) этапе формировалась методологическая компетентность инженерно-педагогических работников колледжа. Персонал колледжа прошел обучение по проблемам дистанционного обучения в ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», а по аспектам инклюзивного образования подготовка осуществлялась в корпоративном семинаре на базе собственного учреждения. Для лучшего усвоения идей и принципов организации обучения лиц с ограниченными возможностями совместно с ведущими учеными края был разработан практикум «Теория инклюзивного образования в заданиях, вопросах и проектах».

Третий этап обозначен в технологии как организационно-деятельностный. На этом этапе предусматривается развитие у персонала колледжа таких важных умений, как проектирование, моделирование и организация инновационной деятельности. Каждый преподаватель и мастер производственного обучения создал по своему предмету кейс-пакет для обучающегося, в который вошли рабочая программа, теоретические аспекты изучаемых дисциплин и рекомендации к их изучению, контрольные вопросы и задания.

Практика показала, что данная технология наиболее эффективна в том случае, если выявлены условия ее реализации. В ходе экспериментального исследования были обоснованы следующие педагогические условия:

• создание в колледже открытой созидательно-развивающей среды для инновационной, экспериментальной деятельности инженерно-педагогических работников;

• разработка технологии подготовки персонала колледжа к реализации модели дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

• разработка дидактико-методического обеспечения дистанционной модели обучения.

Таким образом, созданная и апробированная в экспериментальном режиме технология подготовки инженерно-педагогического персонала колледжа к реализации дистанционной модели обучения

студентов-инвалидов является одним из вариантов решения подобной проблемы. В нашем понимании данная технология представляет собой целенаправленную, организованную систему подготовки инженерно-педагогических работников к компетентностной деятельности по организации инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами дистанционной модели обучения. Выделенные педагогические условия обуславливают функционирование модели и обеспечивают эффективность процесса обучения.

Литература

1. Макарова И. А., Фролова М. Л., Рахимова Н. В. Инклюзивное профессиональное образование: опыт внедрения в условиях Амурского педагогического колледжа // Психологическая наука и образование, 2014. № 1. С. 63-71.

2. Морозова Е. А. Перспективные направления коррекционной помощи студентам с ОВЗ по слуху в системе проф. образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2012. № 2. С. 42-51.

3. Слюсарева Е. С. Теоретико-методологические и практические основы подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования. Ставрополь: СГПИ, 2013 с.

4. Суворова И. В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 5. С. 19-22.

5. Образование в Ставропольском крае: статистический сборник территориального органа федеральной службы государственной статистики по СК за 2009 год // Консультант Плюс.

6. Чотчаева Ф. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями: теория и практика // European research, 2015. № 10. С. 117-122.

Teach future entrepreneurs to manage in team Rakhmatullaeva D. (Republic of Uzbekistan) Обучать будущих предпринимателей управлять в команде Рахматуллаева Д. Р. (Республика Узбекистан)

Рахматуллаева Дурдона Равшановна / Rakhmatullaeva Durdona - старший научный сотрудник, соискатель, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего профессионального образования,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Abstract: the article reveals the basic pros and cons of teamwork; problems and complexities which may face the participants this or that command.

Аннотация: в статье раскрыты основные плюсы и минусы командной работы; проблемы и сложности, с которыми могут столкнуться участники той или иной команды.

Keywords: team, conflict, solving, brainstorming.

Ключевые слова: команда, конфликт, решения, мозговой штурм.

Team activities of has always been demanded by and more effective compared with the activity of one person. Where several persons are working, productivity enhanced significantly. Therefore, especially in our time, the team is necessary for most activities. But no matter how great, nor look results the team, it also has its own nuances and obstacles.

Those who regulate all the problems and difficulties encountered in the command itself during the execution of various works, is its leader, the boss, the commander, the chief could be called as your heart desires. Head is the face of the team, in the first place it is and the results of its work done to her, he is also responsible for all the mistakes and shortcomings committed in collective activities. He is responsible for all regulation and resulting in the team conflict, because during such incidents subordinates refer to him. Leader actually assumes the role of a judge, who competently and with minimal disruption to others to solve the problem and at the same time it will involve in the process of solving all participants, thus more than uniting them with each other. But at the same time the leader cannot answer for the preferences and opinions of each individual member of the team, he only expresses any general conclusions.

Separately it is necessary to disassemble the side of conflict. The conflict is a phenomenon in itself inevitable, or at the very least, you need to make a huge amount of effort to avoid it. As a rule, part of the working time is spent on the conflict, most of the more-their decision. Conflicts also referred to the negative effects of dysfunctional, and they carry the destructive force for the team spirit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.