Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМЕНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ДРУГИМ ВИДОМ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ'

О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМЕНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ДРУГИМ ВИДОМ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / СТАТИСТИКА / ЗАМЕНА НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варакосов Дмитрий Викторович

В статье рассматривается возможность замены административного штрафа обязательными работами, что может быть эффективным способом применения административной ответственности. Приводятся данные о количестве вынесенных постановлений об административном наказании в виде штрафа, что свидетельствует о его широком применении, а также о количестве рассмотренных административных материалов по неуплате штрафа в срок, что указывает на проблемы в сфере исполнения административных наказаний. Автор предлагает меры усовершенствования процедуры исполнения административных наказаний, а также применение альтернативных штрафу видов наказания, например обязательных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITY OF REPLACING AN ADMINISTRATIVE FINE WITH ANOTHER TYPE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

The article considers the possibility of replacing an administrative fine with mandatory work, which can be an effective way of applying administrative responsibility. The data on the number of decisions issued on administrative punishment in the form of a fine, which indicates its widespread use, as well as the number of administrative materials considered on non-payment of a fine on time, which indicates problems in the field of execution of administrative penalties. The author suggests measures to improve the procedure for the execution of administrative penalties, as well as the use of alternative types of punishment to a fine, such as compulsory labor.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМЕНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ДРУГИМ ВИДОМ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ»

О возможности замены административного штрафа другим видом административного наказания

ВАРАКОСОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: dvarakosov@yandex.ru

About the Possibility of Replacing an Administrative Fine With Another Type of Administrative Punishment

VARAKOSOV DMITRY VIKTOROVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagog^al Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: dvarakosov@yandex.ru

УДК 343.985

Аннотация. В статье рассматривается возможность замены административного штрафа обязательными работами, что может быть эффективным способом применения административной ответственности. Приводятся данные о количестве вынесенных постановлений об административном наказании в виде штрафа, что свидетельствует о его широком применении, а также о количестве рассмотренных административных материалов по неуплате штрафа в срок, что указывает на проблемы в сфере исполнения административных наказаний. Автор предлагает меры усовершенствования процедуры исполнения административных наказаний, а также применение альтернативных штрафу видов наказания, например обязательных работ.

Ключевые слова и словосочетания: административное право; законодательство об административных правонарушениях; административное правонарушение; административная ответственность; административное наказание; предупреждение; административный штраф; обязательные работы; статистика; замена наказания.

Annotation. The article considers the possibility of replacing an administrative fine with mandatory work, which can be an effective way of applying administrative responsibility. The data on the number of decisions issued on administrative punishment in the form of a fine, which indicates its widespread use, as well as the number of administrative materials considered on nonpayment of a fine on time, which indicates problems in the field of execution of administrative penalties. The author suggests measures to improve the procedure for the execution of administrative penalties, as well as the use of alternative types of punishment to a fine, such as compulsory labor.

Keywords and phrases: administrative law; legislation on administrative offenses; administrative offense; administrative responsibility; administrative punishment; warning; administrative fine; mandatory work; statistics; replacement of punishment.

С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в 2001 г. в законодательстве появилось понятие «административное наказание».

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ «административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами»1. Статья 3.2 КоАП РФ содержит полный список административных наказаний. Данный перечень представляет собой систему административных наказаний, которая включает в себя различные санкции в зависимости от степени тяжести нарушения в Российской Федерации.

Административный штраф в России является наиболее распространенным видом административного наказания за нарушения законодательства. В отличие от гражданско-правовых мер целью административного штрафа не является возмещение ущерба, причиненного нарушением. Его главной задачей является наказание нарушителя и предотвращение подобных нарушений в будущем. Однако в некоторых случаях административный штраф может также предусматривать компенсацию ущерба, нанесенного в результате нарушения.

Понятие и содержание административного штрафа содержится в ст. 3.5 КоАП РФ: административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, нижняя граница которого составляет 500 рублей, а верхняя доходит до 5 млн рублей.

В последнее время в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях наблюдается тенденция увеличения размеров административных штрафов. Таким образом, отметим основную позицию законодателя, которая заключается в увеличении размера административного штрафа, предусмотренного за совершение административного правонарушения [6].

П. В. Молчанов считает, что размеры действующих административных штрафов не подкреплены научными исследованиями. Он также отмечает, что логика, которую применяет законодатель при определении размеров штрафов, не всегда понятна [3, с. 46]. По данным мониторинга законодательства, усиление ад-

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 256.

министративной ответственности по некоторым статьям уже превышает разумные пределы, что может привести к снижению превентивного воздействия на нарушителей. Таким образом, П. В. Молчанов полагает, что необходимо пересмотреть систему административных наказаний и размеры штрафов, чтобы они были обоснованы научными исследованиями и не превышали разумных пределов [4, с. 21].

Авторы монографии «Модернизация административного законодательства» отмечают, что законодательство об административной ответственности развивается быстрее, чем общественные отношения. Они выражают мнение, что административные штрафы, которые не соответствуют характеру правонарушения, не должны использоваться в качестве средства обеспечения соблюдения запретов [2, с. 18]. По их мнению, использование неподъемных и несоразмерных административных штрафов может привести к негативным последствиям, таким как ухудшение экономической ситуации населения и рост коррупции. Они рекомендуют установить четкие и обоснованные критерии для определения размеров административных штрафов, чтобы они соответствовали характеру правонарушения и не наносили неоправданный ущерб населению.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются «защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений»2.

Для примера приведем статистику общего количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа за 2020—2022 гг. В 2020 г. было наложено 2 632 250 административных штрафов; в 2021 г. — 2 888 365; в 2022 г. — 3 0 1 2 4 6 83. Динамика количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа за 2020—2022 гг. изображена на рисунке 1.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 256.

3 Статистические сведения ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России. Форма «1-АП» (577) «Сводный отчет о правонарушениях». 2020-2022 гг.

В 100000 Количество административных штрафов

3 000 000 -—^ -

2 900000 --

2 800000 --

2 700000 /-

2 600 000

2 500000

2 400000 2020 2021 2022 Количество административных штрафов

Рис. 1. Динамика количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания

в виде административного штрафа за 2020—2022 гг.

300 ООО Рассмотрено судебными органами административных материалов

250 ООО - ^ -

200 ООО -^^ -

150 000

100 000

50 000

0 2020 2021 2022 Рассмотрено судебными органами административных материалов

Рис. 2. Динамика количества рассмотренных судебными органами административных материалов

по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за 2020-2022 гг.

Также приведем статистику за аналогичный период рассмотренных судебными органами административных материалов по ч. 1 ст. 20.25 (Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ). В 2020 г. судебными органами было рассмотрено 215 526 таких административных материалов; в 2021 г. — 151 751;

в 2022 г. — 245 1031. Динамика количества рассмотренных судебными органами административных материалов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за 2020—2022 гг. представлена на рисунке 2.

1 Статистические сведения ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России. Форма «1-АП» (577) «Сводный отчет о правонарушениях». 2020—2022 гг.

На основании указанных данных можно сделать вывод о том, что практика применения административных наказаний за правонарушения недостаточно эффективна и не выполняет свою предупредительную функцию. Рост числа правонарушений свидетельствует о том, что административная ответственность не достигает целей, указанных в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ [5].

В этой связи нельзя не согласиться с позицией авторов Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] об установлении возможности замены одного вида административного наказания другим видом административного наказания. По мнению авторов, это создаст правовой инструментарий для недопущения юридической возможности виновному лицу избежать назначенного наказания. Введение возможности замены административного штрафа, например на обязательные работы с учетом материального положения лица, может оказаться более справедливым и эффективным механизмом предупреждения правонарушений.

Список литературы:

1. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_326534 (дата обращения: 16.03.2023).

2. Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления) : монография / А. М. Аба-кирова, М. А. Абдыраев, Г. А. Василевич и др.; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2020.

3. Молчанов П. В. Законодательство об административной ответственности в области дорожного движения: основные этапы и тенденции развития // Административное право и процесс. 2018. № 6.

Однако необходимо учитывать, что такой механизм должен быть четко урегулирован законодательством и не приводить к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов.

Кроме того, следует уделить внимание развитию альтернативных механизмов реагирования на административные правонарушения, таких как устные предупреждения и договорные штрафы. Эти механизмы могут быть более эффективными и справедливыми в отношении определенных видов правонарушений, особенно в случаях, когда административный штраф может оказаться несоразмерным или неподъемным для нарушителя.

Также важно усилить работу с населением по пропаганде законопослушного и осознанного поведения в обществе, используя для этого различные формы общественной работы, в том числе информационные кампании, лекции и семинары, а также медиаресурсы.

Таким образом, необходимо пересмотреть и совершенствовать практику применения административных наказаний, чтобы она стала более справедливой и эффективной в предотвращении правонарушений и обеспечении безопасности.

4. Молчанов П. В. Административная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения: направления и тенденции (по результатам социологических исследований) // Административное право и процесс. 2016. № 10.

5. Новгородов Д. А. К вопросу о возможности замены административного штрафа другим видом административного наказания // Юридические исследования. 2021. № 5.

6. Юнусов В. В. Совершенствование механизма изменения размера административного штрафа в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 1 (36).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.