Научная статья на тему 'О воспитательной работе с осуждёнными в Российской Федерации'

О воспитательной работе с осуждёнными в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1102
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЁННЫЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / CONDEMNED / CORRECTION CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов Андрей Михайлович

В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About educational work with condemned in the Russian Federation

In article the main problems of legal regulation of educational work with condemned in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «О воспитательной работе с осуждёнными в Российской Федерации»

№ 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 января. - № 7 (по состоянию на 1 января 2013 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2012) // Российская газета. - 1994. - № 238239; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7. -Ст. 609.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 07.06.2013) // Российская газета. - 1997. -№ 15-119; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7. -Ст. 309.

4. Губенко А. Регулирование труда осуждённых к лишению свободы // Законность. - 2005. - № 11 (Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М.: АО Консультант-Плюс, 1992-2013).

5. Гурай Г. А. Обеспечение реализации прав осуждённых на труд // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 6 (Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. -Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М.: АО Консультант-Плюс, 19922013).

6. Мазин А. Л. Сдельная и повременная форма оплаты труда: преимущества и недостатки. Элитариум. Центр дистанционного образования. 2008. http://www.elitarium.ru/2008/11/26/sdelnaja_povremennaja_oplata_truda.html.

УДК 343.825

А. М. Потапов О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЁННЫМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

A. M. Potapov ABOUT EDUCATIONAL WORK WITH CONDEMNED IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными в Российской Федерации.

In article the main problems of legal regulation of educational work with condemned in the Russian Federation are considered.

Ключевые слова: осуждённый, воспитательная работа, исправление осуждённых, правовое регулирование.

Key words: condemned, educational work, correction condemned, legal regulation.

Одним из приоритетных направления реформирования уголовно-исполнительной системы является усиление психолого-педагогических методов работы с осуждёнными, внедрение новой системы мотивации их правопослушного поведения1. Важную роль в достижении данных целей

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

играет воспитательная работа с осуждёнными как одно из основных средств их исправления.

Основы правового регулирования воспитательной работы закреплены в международных стандартах отбывания наказания и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

К международным документам, закрепляющим содержание воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными (1955 г.) и Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), провозглашающие воспитательную цель наказания в виде лишения свободы как основную1. В частности, в Европейских пенитенциарных правилах закреплено, что «цель исправительного воздействия на осуждённых состоит в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство в той степени, в какой это позволяет срок заключения, способность формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами. Схожие по содержания положения касаются и оказания воспитательного воздействия в отношении осуждённых к наказаниям, не связанных с изоляцией от общества.

Законодательное закрепление воспитательной работы в качестве основного средства исправления осуждённых в Уголовно-исполнительном кодексе РФ 1997 г. (далее - УИК РФ) является отражением принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике. При этом правовое регулирование воспитательной работы с осуждёнными имеет свои особенности, вызванные педагогизацией процессов, которые подлежат законодательной регламентации.

В первую очередь необходимо отметить, что ч. 1 ст. 9 УИК РФ определяет исправление осуждённых как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Учитывая, что исправление является основной целью воспитательной работы, то данное положение уголовно-исполнительного закона имеет прямое отношение к ней. Необходимо отметить и то обстоятельство, что содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать и общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).

В УИК РФ указывается, что воспитательная работа проводится с учётом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, а также обстоятельств совершённых ими преступлений (ч. 4 ст. 109 УИК РФ). Кроме того, в УИК РФ закрепляются направления воспитательной работы с осуждёнными (ч. 1 ст. 110 УИК РФ): нравственное, правовое, трудовое,

1 См.: Слепцов И. В. Международные соглашения и рекомендации, определяющие стандарты обращения с правонарушителями и основные направления подготовки персонала исправительных учреждений : сборник международных документов. - Ч. 1., Ч. 2. - Костанай: Академия Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан, 2012.

2 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

физическое, эстетическое и иное воспитание, а также её формы: индивидуальные, групповые, массовые (ч. 2 ст. 110 УИК РФ). Также УИК РФ устанавливает принцип дифференциации при организации воспитательной работы, заключающийся в учёте вида исправительного учреждения, срока наказания, условий отбывания наказания, определена её основа, опирающаяся на психолого-педагогические методы работы с осуждёнными (ч. 2 ст. 110 УИК РФ).

В УИК РФ закрепляется обязанность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить необходимые материально-технические условия для организации воспитательной работы (ч. 3 ст. 110 УИК РФ). Кроме того, устанавливается обязательный для администрации исправительного учреждения учёт участия осуждённых в проводимых воспитательных мероприятиях при определении степени их исправления, а также применении к ним мер поощрения и взыскания.

В ходе решения вопросов об условно-досрочном освобождении осужденного, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, предоставлении ему ежегодного трудового отпуска с правом выезда, других поощрений большое значение имеет его участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в отряде, исправительном учреждении.

Широкий круг вопрос, связанных с организацией воспитательной работы с осуждёнными, закреплён в подзаконных актах.

В первую очередь необходимо отметить, что Концепция развития УИС РФ до 2020 г. предусматривает усиление психолого-педагогических методов воздействия на осуждённых, стимулирования их правопослушного поведения. Для реализации данного положения Концепции в исправительных учреждениях происходит внедрение ряда новых направлений деятельности. Одним из них является практика функционирования «социальных лифтов» в ИУ, работа которых строится в соответствии с методическими рекомендациями по использованию данной системы в условиях действующего законодательства1.

Кроме указанных документов, в процессе отбывания наказания применяется ряд подзаконных актов, непосредственно регулирующих организацию отдельных направлений воспитательной работы с осуждёнными.

Так, приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» определяет особенности организации работы в отряде осуждённых2.

Организация воспитательных мероприятий проводится в исправительных учреждениях в соответствии с установленными правилами

1 См.: http:// ФСИН РФ/structure/social/vospitatelnaya%20rabota.

2 См.: Российская газета. - 2006. - № 42.

внутреннего распорядка и не должна нарушать режим отбывания наказания1. Отмечается необходимость организации воспитательной работы с осуждёнными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества2.

Кроме того, опыт организации воспитательной работы с осуждёнными, передовые методы и формы работы с ними должны соответствующим образом накапливаться и распространяться3. На подзаконном уровне решены вопросы по материально-техническому обеспечению воспитательной работы4.

Безусловно, указанные положения международных стандартов, отраслевого законодательства и подзаконных актов формируют правовую основу организации воспитательной работы с осуждёнными. При этом существуют моменты, которые обращают на себя внимание при оценке правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными.

В частности, это отсутствие законодательного определения воспитательной работы, что затрудняет определение её сущности и содержания при организации её форм и направлений, которые законодатель отразил в уголовно-исполнительном законе. Не решают данную проблему и подзаконные акты5. В связи с этим считаем целесообразным закрепить в уголовно-исполнительном законе понятие воспитательной работы, как это сделано в отношении ряда других средств исправления осуждённых. Как альтернативный вариант возможно закрепление его в подзаконном акте.

Кроме того, указанные выше положения УИК РФ свидетельствуют о широком распределении элементов воспитательной работы с осуждёнными по тексту закона (как в Общей части, так и в Особенной), что с остальными средствами исправления осуждённых не происходит. Непосредственно воспитательной работе отводится ряд статей в разделе, регулирующем воспитательное воздействие на осуждённых, что явно недостаточно ввиду отсутствия чёткого механизма реализации данного средства исправления осуждённых. К сожалению, данный вопрос фактически не решён и на подзаконном уровне, за исключением организации воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными к лишению свободы6. Исходя из

1 См.: приказ Минюста РФ от 03 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.

2 См.: приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» // Российская газета. - 2009. - № 151.

3 См.: приказ ФСИН РФ от 19 августа 2005 г. № 721 «О работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в Федеральной службе исполнения наказаний» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2006. - № 3.

4 См.: Постановление Правительства РФ от 02 августа 1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осуждёнными в исправительных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 32. - Ст. 3787.

5 Отметим, что ранее такое определение закреплялось в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы с 2000 по 2006 г.г. См.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3.

6 См.: Приказ Минюста РФ от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» // Официально не опубликован.

изложенного, считаем необходимым организацию работы по нормативному обеспечению организации воспитательной работы с осуждёнными в других видах исправительных учреждений, а также в учреждениях, исполняющих наказания, не связанных с лишением свободы. Особенно данный вопрос является актуальным в связи с расширением видов таких наказаний.

Обращает внимание и необходимость изменения подходов в закреплении норм материально-технического обеспечения воспитательной работы с осуждёнными, которые фактически не изменялись на протяжении последних пятнадцати лет. При этом практика внедрения электронного документооборота, реализации элементов системы «социальных лифтов» требует этого уже сегодня.

УДК 343.8

Е. Ю. Марухно

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОСУЖДЁННЫМИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

E. Y. Marukhno

IMPLEMENTATION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS ACCORDING TO THE ADDRESS WITH THE CONDEMNED: GENDER ASPECT

В статье рассматривается ряд проблем, возникающих при исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, и его нормативное регулирование в международных стандартах.

In article a number of the problems arising at an execution of the punishment in the form of imprisonment concerning women, and its standard regulation in the international standards is considered.

Ключевые слова: международные стандарты обращения с осуждёнными, лишение свободы, осуждённые женщины.

Key words: the international standards of the address with condemned, the imprisonment, the condemned women.

Женщины продолжают составлять малую часть общего числа заключённых в мире. Тем не менее, в большинстве стран мира с увеличением числа заключённых наблюдается рост числа женщин-заключённых. Россия занимает третье место в числе стран с самым большим количеством заключённых после США и Китая. В Российской Федерации, по данным ФСИН России, в 2012 г. число женщин, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, составляло 10140 человек из 114532 всего спецконтингента1.

Исследователи подчеркивают негативное воздействие пребывания в местах лишения свободы женщин; потребности женщин зачастую не принимаются во внимание. В большинстве стран система исполнения наказаний не способна устранить факторы, лежащие в основе женской преступности, что приводит к увеличению числа случаев рецидива.

1 См.: www.fsin.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.