Научная статья на тему 'Передвижение осуждённых к лишению свободы без конвоя или сопровождения как один из поощрительных институтов уголовно-исполнительного права'

Передвижение осуждённых к лишению свободы без конвоя или сопровождения как один из поощрительных институтов уголовно-исполнительного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ БЕЗ КОНВОЯ / REMOVAL CONDEMNED TO IMPRISONMENT WITHOUT AN ESCORT / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПООЩРЕНИЕ / ENCOURAGEMENT / МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ / INCENTIVE INSTITUTES / ENCOURAGEMENT MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбань Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается правовой институт передвижения осуждённых к лишению свободы без конвоя со стороны оказываемого им стимулирующего воздействия. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования правового регулирования передвижения осуждённых к лишению свободы без конвоя в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбань Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movement condemned to imprisonment without the escort or support as one of incentive institutes of penal right

In article the legal institute of removal condemned to imprisonment without an escort is considered from stimulating influence rendered to it. The special attention is given to questions of perfection of legal regulation of removal condemned to imprisonment without an escort within the limits of the Concept of development of Penal System of the Russian Federation till 2020.

Текст научной работы на тему «Передвижение осуждённых к лишению свободы без конвоя или сопровождения как один из поощрительных институтов уголовно-исполнительного права»

УДК 343.823

Д. В. Горбань

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ОСУЖДЁННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ БЕЗ КОНВОЯ ИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

D. V. Gorban

MOVEMENT CONDEMNED TO IMPRISONMENT WITHOUT THE ESCORT OR SUPPORT AS ONE OF INCENTIVE INSTITUTES OF PENAL RIGHT

В статье рассматривается правовой институт передвижения осуждённых к лишению свободы без конвоя со стороны оказываемого им стимулирующего воздействия. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования правового регулирования передвижения осуждённых к лишению свободы без конвоя в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

In article the legal institute of removal condemned to imprisonment without an escort is considered from stimulating influence rendered to it. The special attention is given to questions of perfection of legal regulation of removal condemned to imprisonment without an escort within the limits of the Concept of development of Penal System of the Russian Federation till 2020.

Ключевые слова: передвижение осуждённых к лишению свободы без конвоя, поощрительные институты, поощрение, меры поощрения.

Key words: removal condemned to imprisonment without an escort, incentive institutes, encouragement, encouragement measures.

Реформирование уголовно-исполнительной системы России, широкое применение принципа гуманизма при исполнении наказаний, повышение роли стимулирующих средств в исправлении осуждённых создали объективные условия для дальнейшего развития в уголовно-исполнительном праве поощрительных институтов, применяемых к осуждённым к лишению свободы. Выполняя роль позитивного стимула, они эффективно влияют на мотивацию правопослушного поведения осуждённых, обеспечивают необходимый простор для социально активной деятельности по ресоциализации и реабилитации после освобождения1.

Одной из важных теоретических проблем является вопрос о месте предоставления осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения в системе мер стимулирования правопослушного поведения осуждённых к лишению свободы.

Данная проблема возникает из-за разделившегося мнения учёных-пенитенциаристов по поводу того, является ли право передвижения осуждённого за пределами исправительного учреждения без конвоя поощрительным институтом уголовно-исполнительного права.

Первая группа учёных (В. И. Курилов, С. А. Иванов, Р. З. Лившиц, А. Г. Бережнов ) высказывает мнение, что к стимулирующим нормам относятся только позитивные средства: поощрения, льготы, преимущества или создание так называемых правовых последствий. Данная точка зрения представляется нам

1 Бабаян С. Л. Понятие и правовая природа поощрительных институтов уголовно-исполнительного права // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний: преступление, наказание, исправление. — 2012. — № 18. — С. 33-39.

2 См., напр.: Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. — М., 1991. — С. 24.

несколько неполной, так как к мерам стимулирования поведения осуждённых, помимо мер поощрения, относятся и другие правовое институты уголовно-исполнительного права.

Вторая группа учёных-пенитенциаристов (А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков, А. С. Севрюгин, Н. А. Стручков1) придерживается точки зрения, что к стимулирующим нормам относятся не только меры поощрения, льготы и другие позитивные средства воздействия на поведения осуждённых, но и меры принуждения: взыскания, запреты наказания. Данная точка зрения представляется нам также не вполне полной, так как, на наш взгляд, помимо мер поощрения и взыскания, существуют ещё правовые меры и нормы по стимулированию поведения осуждённых.

Третья группа учёных к стимулирующим (поощрительным) институтам относит не только меры поощрения и взыскания, но и иные правовые институты уголовно-исполнительного права, которые побуждают осуждённых к правопослушному поведению. Так, В. Н. Кудрявцев отмечает, что «стимулирующее действие права выражается в юридическом признании, обеспечении и защите правомерных поступков, полезных для общества» . Также данной позиции придерживается А. Ф. Сизый, говоря, что «такая позиция толкования вопросов стимулирования является перспективной. Она составляет основу создания нового, всё расширяющегося в науке уголовно-исполнительного

3

права направления, каким является юридическое стимулирование» .

Следуя данной точке зрения, можно сделать вывод, что они относят к поощрительным институтам, помимо мер поощрения и взыскания, другие позитивные институты, в частности — предоставление осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения. Данная точка зрения, на наш взгляд, правомерна: предоставление осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения является в какой-то мере поощрением для осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, так как позволяет им самостоятельно и свободно передвигаться за пределами исправительного учреждения, реализуя ограниченное конституционное право на свободу передвижения.

Толковый словарь отмечает, что «поощрение» имеет значение награды с целью побуждения к каким-либо действиям4.

Однако, рассматривая институт передвижения без конвоя в рамках поощрительного института уголовно-исполнительного права, можно отметить, что законодатель придерживается несколько иной позиции в статье 96 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, говоря, что данное право предоставляется осуждённым не для побуждения их к каким-либо действиям, а в связи с необходимостью выполняемой осуждёнными работы.

1 См., напр.: Стручков Н. А. Шупилов В. П. Исполнение уголовного наказания в капиталистических странах (США, Япония). — М.: Академия МВД СССР, 1978. — С. 62. См. также: Севрюгин А. С. Критерии и показатели исправления и перевоспитания осуждённых. — Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. — С. 15.

2 Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982. — С. 32.

3 Сизый А. Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права (проблемы теории и практики) : монография. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. — С. 13.

4 Толковый словарь русского языка / под редакцией Т. Ф. Ефремовой. — М., 2000. — С. 453.

Таким образом, исходя из положений действующего уголовно-исполнительного законодательства, можно сделать вывод, что институт предоставления осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения не является поощрительным и стимулирующим институтом уголовно-исполнительного права.

Однако считаем, что передвижение осуждённых без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения не только является поощрительным институтом уголовно-исполнительного права, но и может считаться одним из видов мер поощрения.

Так, А. Н. Михайлов отмечает, что бесконвойное передвижение осуждённых способствует повышению уровня свободы и мотивации просоциальных изменений. Он отмечает, что право бесконвойного передвижения предоставляется положительно характеризующимся осуждённым и способствует позитивным личностным изменениям1.

Исследуя зарубежный опыт предоставления осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения, следует отметить, что в зарубежных странах этот институт достаточно развит и направлен на ресоциализацию осуждённых.

В Англии существуют открытые тюрьмы, которые предоставляют заключённым возможность трудиться на сельскохозяйственных работах на территории учреждения и за её пределами, получать профессиональную подготовку и даже высшее образование2.

Весьма сходной представляется и организация процесса исполнения лишения свободы во Франции. На первом этапе отбывания наказания, по прибытии в тюрьму осуждённые должны провести определённое время в одиночной камере (не более 45 дней). Последующее отбывание наказания в зависимости от поведения осуждённых может быть связано с прохождением нескольких этапов: 1) ставшие на путь исправления осуждённые днём работают вместе, ночуют в одиночных камерах (по оборнской системе); 2) увеличение количества льгот; 3) перевод на полусвободный режим с разрешением работать за пределами тюрьмы и посещать родственников; 4) условное освобождение за хорошее поведение.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в разделе об основных направлениях развития уголовно-исполнительной системы закрепляет положение о дополнении системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации. Также Концепция предусматривает разработку новых мер поощрения, применяемых к осуждённым, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах3.

1 Михайлов А. Н. К вопросу о трансформации личности осуждённых молодёжного возраста при реализации ими права передвижения без конвоя за пределами ИУ (на примере колонии строгого режима) // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний: преступление, наказание, исправление. — Вологда, 2011. — № 13. — С. 58-63.

2 Хуторская Н. Б., Макарчук О. И. Федосова Е. В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в учреждениях открытого и полуоткрытого типа : аналитический обзор с предложениями. — М., 2010. — С. 7.

3 Собрание законодательства РФ. — 2010. — 25 октября. - № 43. — ст. 5544.

Также Концепция развития УИС в РФ относит институты условно-досрочного освобождения, изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения к мерам поощрения или взыскания, применяемых к осуждённому.

Так как передвижение без конвоя или сопровождения, на наш взгляд, оказывает стимулирующее воздействие на осуждённых аналогично мерам поощрения, то считаем целесообразным на законодательном уровне закрепить предоставление осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения в качестве меры поощрения.

На основании вышеизложенного предлагаются следующие изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ:

1) дополнить ч. 1 ст. 113 «меры поощрения, применяемые к осуждённым к лишению свободы» пунктом «к» следующего содержания: «предоставление права передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения». Данное дополнение позволяет рассматривать институт предоставления осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения в рамках института мер поощрения и предоставлять данное право осуждённым по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 113 УИК РФ.

2) внести новую статью 1141 «Порядок применения к осуждённым к лишению свободы меры поощрения в виде предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения», которая будет включать в себя содержание статьи 96, но с учётом того, что право передвижения без конвоя или сопровождения является мерой поощрения.

3) статью 96 признать утратившей силу.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — 25 октября. — № 43. — Ст. 5544.

2. Бабаян С. Л. Понятие и правовая природа поощрительных институтов уголовно-исполнительного права // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний: преступление, наказание, исправление.

— Вологда, 2012. — № 18.

3. Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. — М., 1991.

4. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.

5. Михайлов А. Н. К вопросу о трансформации личности осуждённых молодёжного возраста при реализации ими права передвижения без конвоя за пределами ИУ (на примере колонии строгого режима) // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний: преступление, наказание, исправление. — Вологда, 2011. — № 13.

6. Севрюгин А. С. Критерии и показатели исправления и перевоспитания осуждённых.

— Рязань: РВШ МВД СССР, 1989.

7. Сизый А. Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права (проблемы теории и практики) : монография. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.

8. Стручков Н. А. Шупилов В. П. Исполнение уголовного наказания в капиталистических странах (США, Япония). — М.: Академия МВД СССР, 1978.

9. Толковый словарь русского языка / под редакцией Т. Ф. Ефремовой. — М., 2000.

10. Хуторская Н. Б., Макарчук О. И. Федосова Е. В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в учреждениях открытого и полуоткрытого типа : аналитический обзор с предложениями. — М., 2010.

УДК 343.244.24

И. Н. Павлов ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

I. N. Pavlov

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUNISHMENT IN THE FORM OF COMPULSORY WORK

В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития наказания в виде обязательных работ в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

The paper discusses the main problems and prospects of the penalty of compulsory work in modern conditions of reforming the penal system.

Ключевые слова: наказание, обязательные работы, перспективы развития, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительные инспекции.

Key words: community service punishment, outlook, penal system, penal inspection.

Несмотря на длительную подготовку и достаточную разработку к введению в действие наказания в виде обязательных работ, ещё остается ряд проблем, которые возникают в ходе исполнения данного наказания.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционирует 80 уголовно-исполнительных инспекции (далее — УИИ) со статусом федеральных казенных учреждений и 2379 их филиалов.

В течение 2011 года удельный вес повторных преступлений по всем видам наказаний и уголовно-правовых мер увеличился и составил 2,65 % (АППГ — 2,44 %): среди условно осуждённых — на 0,32 %; осуждённых к ограничению свободы — на 0,9 %; осуждённых с отсрочкой отбывания наказания — на 0,26 %; осуждённых к обязательным работам — на 0,1 %1.

На возможность возникновения проблем в ходе исполнения наказания в виде обязательных работ указывали В. В. Сергеева, О. В. Филимонов, В. А. Уткин, Н. Б. Хуторская, Н. Б. Семушкин, Ю. И. Калинин, Е. Е. Фадеев, О. Н. Уваров, С. М. Зубарев, О. Г. Ковалев и др.

В основном указанные авторы в рамках проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации» посвятили свои научные работы проблемам реорганизации уголовно-исполнительных инспекций в свете исполнения альтернативных наказаний и касались вопросов:

- реорганизации уголовно-исполнительных инспекций как условия расширения альтернативных наказаний;

- изучения предложений о совершенствовании статуса и деятельности уголовно-исполнительных инспекций;

- изучения опыта и проблем реорганизации УИИ в регионах;

1 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2011 году // fsin.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.