Научная статья на тему 'О ВОСПИТАНИИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ ЭТИКИ В СВЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ДИСЦИПЛИН'

О ВОСПИТАНИИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ ЭТИКИ В СВЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Правосознание / правовая этика / новые дисциплины. / legal consciousness / legal ethic / new disciplines.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багреева Елена Геннадиевна, Бланков Александр Сергеевич

В статье рассматривается вопросы повышения роли правосознания и правовой этики при подготовке студентов-юристов в связи с изучением в ВУЗах новых учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUES OF INSTILLING LEGAL CONSCIOUSNESS AND LEGAL ETHICS IN LAW STUDENTS IN THE LIGHT OF STUDYING NEW DISCIPLINES

The article discusses the issues of increasing the role of legal consciousness and legal ethics in the preparation of law students in connection with the study of new academic disciplines at universities.

Текст научной работы на тему «О ВОСПИТАНИИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ ЭТИКИ В СВЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ДИСЦИПЛИН»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-383-385 БАГРЕЕВА Елена Геннадиевна,

NIION: 2018-0076-11/23-914 доктор юридических наук, профессор,

MOSURED: 77/27-023-2023-11-914 профессор Финансового Университета

при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник Государственного университета по землеустройству, e-mail: bagreg@yandex.ru

БЛАНКОВ Александр Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист РФ, доцент Государственного университета по землеустройству, e-mail: as_blankov1@mail.ru

О ВОСПИТАНИИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ ЭТИКИ В СВЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается вопросы повышения роли правосознания и правовой этики при подготовке студентов-юристов в связи с изучением в ВУЗах новых учебных дисциплин.

Ключевые слова: Правосознание, правовая этика, новые дисциплины.

BAGREEVA Elena Gennadievna,

doctor of law, professor, professor of Financial University under the

Government of the Russian Federation

BLANKOV Alexander Sergeevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the State University of Land Management Honored Lawyer of the Russian Federation

ON THE ISSUES OF INSTILLING LEGAL CONSCIOUSNESS AND LEGAL ETHICS IN LAW STUDENTS IN THE LIGHT OF STUDYING

NEW DISCIPLINES

Annotation. The article discusses the issues of increasing the role of legal consciousness and legal ethics in the preparation of law students in connection with the study of new academic disciplines at universities.

Key words: legal consciousness, legal ethic, new disciplines.

Сегодняшнее время критических противоречий и обострения глобальных проблем современности привели к геополитическим изменениям в мире обязывают нас по-новому пересмотреть, в том числе подготовку специалистов в высшей школе. Как известно, с нового учебного года во всех вузах страны в программы обучения студентов введены ряд новых дисциплин. Так, исторические науки, исходя из результатов новейших исследований, по-новому увидели историю нашей страны и предложили изучать новый курс "История России". Кроме того, Проектом концепции учебно-методического комплекса модуля "Основы российской государственности", утвержденный письмом Минобрнауки Рос-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

сии (№МН-11) 1516-ПК от 21.04.2023) обязал ВУЗы также ввести указанный курс. И, наконец, Указ Президента РФ №47 от 16.08.2021г. утвердив "Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024г." также рекомендовал ввести курс "Противодействие коррупции" в учебные планы подготовки магистров.

Понятно, что вопросы, обозначенные в названии данной статьи, а именно проблемы воспитания у студентов-юристов правосознания и правовой этики находят своё отражение и воплощение и в уже изучаемых курсах таких как "Введение в специальность "Юриспруденция", "Правовая этика', "Юридическая психология", "Теория государства и права", а в историческом аспекте -

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

"История государства и права", "Основы безопасности жизнедеятельности" и других гуманитарных дисциплинах согласно ФГОС ВПО.

Одна из задач работы - проанализировать каким образом социальные, исторические, граж-данско-патриотические и нормативно-правовые проблемы воспитания и обучения "работают" в контексте гуманитарной основы создания воспитывающей среды в профессиональном образовании. В этой связи нами сделана попытка методически правильно обосновать межпредметные, междисциплинарные связи различных учебных курсов при обучении и воспитании у будущих юристов необходимого уровня правосознания и правовой этики.

Первоначально определим, что составляет сущность и содержание юридической профессии в целом. В социальном плане сущность данной профессии, труда юристов заключается в обеспечении функционирования механизма правового регулирования. В содержании труда юристов можно выделить как социальный, так и функциональный аспекты. Социальный аспект указывает на характер труда, его социально-экономическую направленность. Характер труда - качественный, существенный признак трудовой деятельности человека.

Функциональный характер труда юристов подчас не зависит от конкретно-исторических форм его организации и функционирования, его социального характера. В нем содержится и то общее, что присуще работе юристов с точки зрения ее содержания, независимо от того, в каком обществе она осуществляется. Не случайно можно найти много совпадающего в функциях, связанных, например, с отправлением правосудия, осуществляемых судьей в традиционном и современном обществах.

Данные постулаты, как исходные положения, изучаются на 1-ом курсе по дисциплине "Введение в специальность "Юриспруденция". Однако, об этом же говорится и на лекциях по "Теории государства и права", "Теории государства и права зарубежных стран", "Истории России", "Правоохранительные органы". Таким образом, можно выделить межпредметные связи и по проблемам воспитания правосознания студентов.

Напомним, что феномен правосознания выражается как сумма представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (в нашем случае - студенчества) к действующему на сегодняшний день и желаемому праву. Таким образом, оно является видом и формой общественного сознания вместе с нравственным, религиозным, политическим, эстетическим и др.

Следовательно, правосознание, как важный элемент правовой системы, исторически трансформируется вместе с формированием государства и права. И здесь мы также видим взаимосвязь и взаимопроникновение проблемы воспитания правосознания с теоретическими и практическими курсами по теории и истории государства и права, по основам государственности, истории России, и даже криминологии, хотя изучаемой на последних курсах ВУЗов по темам "Личности преступника", "Предупреждение преступлений". Отметим, что демографически неоднородном (что совершенно естественно) и социально дезориентированном обществе правосознание, безус-ловно,разнородно.

Мы сделаем попытку отчасти раскрыть содержание правосознания в зависимости от возраста и уровня образования подрастающего поколения и молодежи. (См. таблицу 1)

Таблица 1. Взаимосвязь правосознания по отношению к уровню образования.

Содержание правосознания Уровень образования, учебные дисциплины

1. Обыденное (массовые представления молодых и несовершеннолетних людей, настроения по поводу права, возникающее под влиянием малого жизненного опыта) 1. Среднее (общеобразовательные школы с углубленным изучением права, колледжи и техникумы) "Обществознание", "Основы права"

2. Профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики) 2. Высшее (бакалавриат, специалитет) "Философия", "Правоведение", "Теория государства и права", "История России", "Основы Российской государственности" и тд.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

3. Научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права)

З.Высшее, послевузовское (магистратура, аспирантура, докторантура)

"Философия права", "Противодействие коррупции", Специальные дисциплины

Перейдем к вопросу о воспитании у студентов-юристов правовой этики, ибо профессия основывается не только глубоких правовых знаниях, учениях и навыках в работе, формировании у них правосознания, но и на соблюдении этических представлений, разделяемых юридическим сообществом.

В различных ВУЗах встречаются следующие термины - юридическая этика, правовая этика, профессиональная этика юриста. Понятно, что все они являются синонимическими, т.е. обозначающими одно и то же. Обозначим лишь, что одной из разновидностей профессиональной деятельности является правовая этика юриста, представляющая собой сумму моральных требований к работникам юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их деятельности и вне служебного поведения.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов системы знаний и четкого представления о том, что является предметом и задачами профессиональной этики юриста, выделяющих её в самостоятельную дисциплину среди юридических и философских наук, осознание социальной значимости будущей профессии, изучение современных представлений об общечеловеческих началах нравственности и этике как учения о нравственности, ключевые особенности нравственной подготовки специалистов по юриспруденции. Эта общая цель достигается путем решения соответствующих задач, а именно:

- анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуациии, возникающие в сфере действий правовой регуляции;

- использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективность и осуществлять ее в соответствии с предъявляемыми профессиональной этикой требованиями;

- анализировать и оценивать нравственные аспекты деятельности участников судопроизводства;

- выработать у студентов четкое представление о системе нравственных ценностей в современном обществе и праве, а также особенностях морально-этических в правовом регулировании отношений возникающих между различными субъектами права.

Как же соотносятся понятия "правосознания" и " правовая этика"? Это убедительно продемонстрировано в анализе компетенций обучающе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

гося, которые формируются в результате освоения дисциплины "нравственная этика".

Так, выпускник должен обладать такой общекультурной компетенцией, а именно осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания.

Что касается профессиональной компетенции, то также выпускник способен осуществлять данную компетенцию на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

И, наконец, изучение данной дисциплины должно базироваться и "подпитываться" на таких курсах и разделах, как "Философия", "Философия права", "Введение в специальность "Юриспруденция", "История России" и "Основа Российской государственности", "Теория государства и права" и 'История отечественного государства и права", "Юридическая психология".

А уже после освоения данной дисциплины студент будет подготовлен для следующих курсов учебного плана: "Конституционное право", "Административное право", "Правоохранительные органы", "Прокурорский надзор", "Уголовное право", "Уголовно-процессуальное право", "Противодействие коррупции" и "Адвокатура в РФ".

В этой связи перед преподавателями высшей школы стоит задача методически верно, по крупицам выявлять межпредметные связи перечисленных курсов для воспитания у студентов правосознания и правовой этики, тем самым выполняя "нравственные заветы", оставленные нам великим русским адвокатом А.Ф. Кони, а именно:

"Студент обязан выносить из университета не один багаж систематизированных сведений, но нравственные заветы, которые исчерпываются в источнике добра, правды и серьезного знания, называемого наукой; эти заветы и в конце жизни светят студенту и умиляют его при мысли об уни-верситете"[1].

Список литературы:

[1] Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Собр. Соч. М.:1967. - т. 5. С.115.

Spisok literatury:

[1] Koni A.F. Nravstvennye nachala v ugo-lovnom processe // Sobr. Soch. M.:1967. - t. 5. S. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.