Научная статья на тему 'Новые подходы к формированию правосознания студентовюристов в условиях модернизации системы вузов России'

Новые подходы к формированию правосознания студентовюристов в условиях модернизации системы вузов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / LEGAL EDUCATION / LEGAL CONSCIOUSNESS / LAW STUDENTS / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатова Марина Константиновна, Надыгина Елена Владимировна, Носакова Елена Сергеевна

Рассматриваются новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в национальном исследовательском университете, а также факторы, влияющие на формирование правосознания молодых юристов, и требования, предъявляемые законодателем к их личностным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатова Марина Константиновна, Надыгина Елена Владимировна, Носакова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO FORMING LEGAL CONSCIOUSNESS OF LAW STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA

New approaches to forming legal consciousness of law students in a national research university are considered. Some factors that influence the formation of young lawyers legal consciousness are also considered along with the requirements imposed by the legislator regarding their personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к формированию правосознания студентовюристов в условиях модернизации системы вузов России»

ПРАВО

УДК 34.001.92

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВУЗОВ РОССИИ

© 2010 г. М.К. Горбатова, Е.В. Надыгина, Е.С. Носакова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского marina_gorbatova@mail.ru

Поступила в редакцию 08.04.2010

Рассматриваются новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в национальном исследовательском университете, а также факторы, влияющие на формирование правосознания молодых юристов, и требования, предъявляемые законодателем к их личностным характеристикам.

Ключевые слова: юридическое образование, правосознание, студенты-юристы, национальный исследовательский университет.

В последние годы система высшего профессионального образования Российской Федерации переживает очередной реформационный период. В частности, можно отметить проявление таких глобальных тенденций в системе высшего образования России, как интернационализация образовательных систем, интеграция учреждений высшего профессионального образования, увеличение числа высших учебных заведений путем создания новых видов образовательных учреждений или увеличения филиальной сети уже существующих вузов.

В качестве наиболее яркого примера влияния мировых тенденций на образовательную систему России можно назвать создание новых видов, категорий и форм учреждений высшего профессионального образования: федеральных университетов (созданных в форме автономных учреждений) и национальных исследовательских университетов.

Основной целью создания национальных исследовательских университетов является формирование современного исследовательского университета, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России, обеспечение национальной безопасности и повышение конкурентоспособности российской науки и образования на глобальных рынках знаний и технологий.

Пунктом 2.1. ст. 9 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в систему учебных заведений России введена новая

категория вузов - национальный исследовательский университет. Данная категория устанавливается правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Согласно обозначенному федеральному закону правительством Российской Федерации утверждается положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования).

В 2009 году прошел конкурс, по результатам которого категория «национальный исследовательский университет» была присвоена 12 учебным заведениям нашей страны, в том числе Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского.

Согласно Программе развития ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» на 2009-2018 гг.», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 16 ноября 2009 г. № 602, национальный исследовательский университет призван решать следующие задачи: совершенствовать образовательную

деятельность; развивать интеграцию образования, вузовской и академической науки и производства; развивать и повышать эффективность научно-инновационной деятельности; создавать

условия для проведения исследований по широкому спектру научных направлений; развивать кадровый потенциал; развивать материальнотехническую базу для научно-образовательной деятельности за счет создания и развития полноценной информационной и инновационной структуры; создать эффективную систему управления университетом.

Одним из средств реализации задачи совершенствования образовательной деятельности является реализация инновационных образовательных программ. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно». Данная статья значительно расширяет возможности федеральных и национальных исследовательских университетов по эффективной реализации образовательной деятельности. Это особенно важно в контексте модернизации высшего образования и возведения его на качественно более высокий уровень.

Формирование образовательных стандартов и требований позволит высшему учебному заведению самостоятельно определять направления деятельности с учетом быстро меняющихся потребностей времени.

На сегодняшний день одна из таких потребностей - это модернизация юридического образования, которое является основным источником формирования профессионального правосознания будущих юристов, определяющего уровень развитости любой правовой системы. К сожалению, сегодня профессиональное правосознание и правовая культура юристов находятся не на должном уровне.

Снижение уровня профессионального правосознания и правовой культуры является следствием падения качества юридического образования. Понятно, что за падением качества юридического образования неизбежно последует падение уровня самой правоприменительной деятельности.

Не случайно проблема качества подготовки юристов взята под контроль органов государственной власти России. Данной тематике были посвящены недавние крупные совещания в Прокуратуре Российской Федерации и Министерстве юстиции Российской Федерации, ею

всерьез занялись на са о в с е уровне руководства страны.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на встрече с членами президиума Ассоциации юристов России, проходившей 16 апреля 2009 года в Кремле, обозначил проблему повышения качества юридического образования в стране как одно из приоритетных направлений деятельности. «От качества юридического образования зависит очень многое, - сказал президент. - Количество юристов, которых готовят сейчас, просто закритично высокое. Эти люди зачастую не могут найти себе работу. А если находят, то это ещё опаснее, потому что я ещё могу себе представить не до конца грамотного юриста, который помогает компании, юридическому лицу, хотя это тоже плохо, это может создать проблему самому предприятию, но если такой выпускник оказывается в кресле следователя или адвоката, ещё страшнее - в конечном счёте судьи, это может иметь очень серьёзный негативный эффект для всей нашей страны [1]».

Действительно, в настоящее время в России подготовку по юридической специальности осуществляют 1211 образовательных учреждений, из них 542 государственных вуза и 669 негосударственных вуза. Для сравнения укажем, что в СССР юристов готовили всего 52 вуза, и все они были государственные [2]. В вузах России по программам высшего юридического образования обучается около 740 тысяч студентов. Это составляет почти 1/10 часть всех студентов вузов России. Очевидно, что высшее юридическое образование стало гораздо более массовым, чем в советское время. Система высшего юридического образования оказалась не вполне готовой к таким изменениям. Это выразилось прежде всего в непропорциональном увеличении контингента студентов-юристов по сравнению с ростом научно-педагогических кадров вузов, осуществляющих подготовку по юридической специальности. Если в целом по системе высшего образования количество студентов, приходящихся на одного преподавателя, увеличилось в 2 раза, то по юридической специальности оно увеличилось в 2,5-3 раза.

Негативные последствия перекосов в развитии высшего юридического образования выразились в заметном снижении качества высшего юридического образования. Оно не коснулось нескольких десятков ведущих вузов страны, осуществлявших подготовку юридических кадров для правоприменительных органов еще в советское время [3].

С целью прекращения выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров

для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышения правовой культуры выпускников юридических специальностей, всего населения в стране, а также противодействия коррупции 26 мая 2009 года президентом Российской Федерации был подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [4]. Согласно указу одной из наиболее важных и необходимых мер по модернизации юридического образования является формирование правосознания обучающихся путем привития нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону.

Прививать нетерпимость к коррупционному поведению и уважительное отношение к праву следует в процессе формирования правосознания студентов-юристов, прежде всего посредством профессионального юридического образования. Целесообразным представляется введение специальных учебных курсов антикоррупционной направленности для обучающихся по специальности (направлению подготовки) «Юриспруденция». К примеру, на юридическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2009 года успешно читается курс «Антикоррупционное право» для студентов магистратуры.

Частично существующий сегодня уровень профессионального правосознания юристов обусловлен реформами 90-х годов XX века и начала XXI века, в ходе реализации которых система высшего юридического образования подверглась качественной и количественной трансформации. В результате существующая сегодня система высшего юридического образования - не результат целенаправленной политики, а система, во многом сформированная спонтанным путем; система, отличающаяся по основным параметрам от системы, действовавшей в советский период; система, которая, по мнению многих ученых-юристов, менее эффективна и внутренне противоречива.

Частично же невысокий уровень профессионального правосознания юристов обусловлен внешними факторами, влияющими на него в настоящий момент. В частности, частая смена государством правовых взглядов, нестабильное законодательство, общественное мнение, падение нравственности, отсутствие патриотического воспитания, навязывание чуждых нашему менталитету идеологий и т.д.

Все это дает основание оценивать состояние профессионального правосознания юристов как требующего срочных значительных изменений.

Особенно это касается правосознания студен-тов-юристов, от которых зависит успешное развитие правовой системы страны в будущем.

Понятие правосознания является сложным и многогранным [5-10]. Одно из общепризнанных определений правосознания дано Н.М. Юрашевичем. Согласно ему правовое сознание

- «система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридических ситуациях» [11].

Таким образом, правосознание кроме отражения права, правовой действительности призвано регулировать поведение людей, выставляя некие внутренние (знание права, отношение к праву, понимание правомерности и неправомерности своих действий) и внешние (правомерное поведение, влияние на качество норм, закреплённых в законодательстве) барьеры на пути к анархии и вседозволенности. Однако далеко не всегда данные барьеры являются эффективными. В реальной жизни знание норм права не является необходимым и достаточным для правомерного поведения человека в юридически значимых ситуациях; важно согласие, солидарность с установленными правилами, добровольность их исполнения.

Существуют различные виды правосознания: массовое правосознание, правосознание различных социальных групп (правосознание молодежи, граждан старшего возраста; правосознание жителей городов и жителей сельской местности), правосознание групп населения по образовательному и профессиональному признакам.

По словам М.Н. Марченко, профессиональное правосознание юриста представляет собою научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности; воспитание правосознания является необходимой составной частью профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, поэтому развитое правосознание и правовая активность являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства [12].

В контексте развития современного государства особенно важным представляется исследование формирования правосознания учащейся

молодежи вследствие выявления у этой социальной группы недостаточной развитости чувства ценности права. Так, в ходе исследования правосознания этой группы в России и Белоруссии в 2005-2006 гг. был сделан вывод о том, что учащиеся не ассоциируют право с общеобязательными нормами, ограничивающими их поведение... Это требует внесения серьезных коррективов во всю работу по формированию правосознания, в том числе в части формирования уважения к праву и закону [13].

Особенно значимым является исследование формирования профессионального правосознания студентов-юристов в вузах, поскольку именно от них в ближайшем будущем будет зависеть состояние нормативно-правового регулирования страны. Важность такого исследования подкрепляется тем фактом, что студенты-юристы составляют значительную часть всех студентов высших учебных заведений.

Особенность данной социальной группы выражается в том, что это группа пограничная, которая, будучи сформированной первоначально из носителей обыденного правосознания, переходит постепенно в ходе образовательного процесса в группу носителей профессионального сознания, а часть студентов, наиболее склонная к исследовательской деятельности, -в группу представителей научного правосознания.

Необходимо отметить, что студенческая среда неоднородна: являясь носителем правосознания, приближенного к профессиональному, каждый отдельный студент обладает своим собственным индивидуальным правосознанием, на которое оказывает влияния семья, где воспитывался студент, его личностные характеристики, круг общения и вся окружающая его действительность.

Одной из важнейших характеристик правосознания студентов-юристов является знание права, действующего законодательства, умение применять его на практике. Но только знание правовых норм не является гарантией правомерного поведения при применении правовых предписаний на практике: будущие специалисты в области права должны обладать рядом других качеств, таких как мышление на перспективу, моральные установки, культура поведения, профессиональная этика, гуманизм, терпимость, антикоррупционная устойчивость и ряд других.

Деятельность юриста имеет свои специфические особенности, она предъявляет высокие требования к его деловым и духовным качествам. Знание социальных норм, стойкий имму-

нитет к правово у нигилиз у и анти орали, воспитание, исключающее мотивы личной пристрастности, душевной глухоты, субъективизма, злоупотребление властью и служебным положением, нравственно стойкий человек - вот главные качества характера юриста, работающего как на государственной, так на частной основе [14].

Ю.И. Стецковский также отмечает, что подлинному юристу необходимы строгие моральные установки, поскольку в ближайшем будущем уже вчерашний студент будет участвовать в разрешении сложных правовых проблем, разрабатывать законы, заниматься иной юридической практикой [15].

Учитывая легкость восприятия и усвоения информации в юном возрасте, нельзя обойти вниманием факторы, оказывающие активное влияние на формирование правосознания молодого юриста.

По мнению М.Н. Марченко, на формирование правосознания молодого юриста оказывают влияние следующие факторы:

- мировоззренческие аспекты, идеология как выражение интересов класса, социальной группы;

- полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в городе или сельской местности, бытовая среда, в том числе и возможное общение с лицами, побывавшими за преступления в местах лишения свободы;

- правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов [12].

К перечисленным выше факторам следует добавить еще несколько, также активно влияющих на формирование правосознания студен-тов-юристов. Среди них:

- историческая инертность правосознания, проявляющаяся в убежденности населения в несоблюдении законов самим законодателем и практической возможности игнорирования норм, содержащихся в нормативно-правовых актах.

Исследователи русской правовой истории и проблем развития правосознания указывают на низкий уровень последнего у российского народа.

Слабое понимание значимости права для социального бытия характеризовало практически всю российскую общественную мысль. Один из видных правоведов России профессор Б.А. Кис-тяковский в статье «В защиту права (интеллигенция и правосознание)», помещенной в сборнике «Вехи» в 1909 г., отмечал: «Притуплен-

ность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям является результатом нашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» [16].

Таким образом, низкий уровень правосознания населения, его инертность являются результатом сформировавшейся за века убежденности населения в несоблюдении законов самим законодателем и практической возможности его «обойти»;

- общественное мнение.

Массовое правосознание формирует общественное мнение; оно, в свою очередь, находит выражение в СМИ, деятельность которых впоследствии влияет на формирование правосознания. Так, результаты проведенного социологического исследования среди студентов-юристов [17] показали, что деятельность СМИ активно влияет на формирование правосознания молодых представителей юридической общественности, являясь одним из важных источников получения информации;

- частая смена государством правовых взглядов, выражающаяся в смене правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах, и способствующая «расслоению» правосознания.

Это «расслоение» препятствует формированию как правосознания в целом, так и отдельных его видов, в том числе профессионального правосознания студентов-юристов. Следствиями «расслоения» правосознания являются сложность различения субъектами правомерности и противоправности действия, сложность оценки содержания нормативноправового акта. «Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержание конкретного юридического документа» [12]. В данном случае нормативно-правовые акты, призванные расширять содержание правосознания, выступают не в качестве способа обогащения и конкретизации содержания правосознания, а в качестве средства его деструктуризации;

- информационные технологии.

В эпоху всеобщей компьютеризации на пороге информационного общества можно констатировать, что информационные технологии оказывают огромное влияние именно на молодую часть общества. Студенчество всегда являлось проводником новых идей и достижений, легко принимающим и впитывающим новые знания и открытия. Интернет,

мобильные технологии, различные компьютерные программы и справочно-правовые системы достаточно легко и быстро осваиваются молодежью и активно используются ею как во время образовательного процесса, так и в свободное от занятий время. Можно сказать, что для большинства студенческой молодежи компьютер, подключенный к сети Интернет, является неотъемлемым атрибутом ее существования.

Как было описано выше, обозначенные нами факторы часто могут негативно влиять на процесс формирования правосознания молодых правоведов. Но эти факторы не должны стать препятствием на пути исследования и воспитания правосознания студентов-юристов.

Нельзя говорить о воспитании правосознания студента-юриста в отрыве от его личности. В связи с этим в первую очередь необходимо воспитывать юриста как полноценную личность, обладающую не только правовой грамотностью, но и нравственностью.

Следует рассмотреть взгляды государства на личность юриста. Должен ли он обладать нравственностью? Какие еще личностные качества должны быть присущи юристу?

В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению 521400 - «Юриспруденция» степени (квалификации) бакалавр юриспруденции [18] и специальности 021100 - «Юриспруденция» квалификации юрист [19] выпускник должен обладать:

- гражданской зрелостью и высокой общественной активностью,

- профессиональной этикой, правовой и психологической культурой,

- глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина,

- высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений,

- чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело,

- принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты,

- необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений,

- чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- пониманием сущности и социальной значимости своей профессии;

- четки представление о су ности, характере и взаимодействии правовых явлений;

- знанием основных проблем в дисциплинах, определяющих конкретную область его деятельности, видением их взаимосвязи в целостной системе знаний, значения для реализации права в профессиональной деятельности.

Аналогичные требования предъявляются к магистрам юриспруденции. Как видим, нравственное сознание является одним из основных качеств, которое должно быть присуще настоящему юристу.

В свете готовящихся к принятию федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению (специальности) «Юриспруденция» степеней (квалификаций) бакалавр, магистр целесообразно проанализировать проекты данных нормативных документов.

Так, в соответствии с проектом ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) магистр юриспруденции, одобренным Президиумом Совета УМО по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации (протокол № 9 от 02.07.2008 г.) [20], выпускник должен обладать универсальными (социальноличностными и общекультурными, общенаучными, инструментальными) и профессиональными (в правотворческой, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности) компетенциями. В качестве одной из универсальных (социально-личностной и общекультурной) компетенций рассматривается способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.

В соответствии с проектом ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификации (степени) бакалавр [21] к выпускнику предъявляются требования по владению общекультурными и профессиональными компетенциями.

Выпускник в соответствии с п. 5.1 проекта ФГОС должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии;

- достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-5);

- нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону (ОК-6);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, способностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-13);

- владением основными методами защиты населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);

- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, обозначенные новые федеральные государственные образовательные стандарты в сравнении с действующими на настоящий момент государственными образовательными стандартами имеют ряд преимуществ и недостатков. Так, формулировка «достаточный уровень профессионального правосознания» сразу вызывает ряд закономерных вопросов: можно ли говорить о категории достаточности/недостаточности уровня

правосознания? Что означает достаточный уровень правосознания? Достаточен для каких целей?

Также в представленном проекте нового ФГОС нет требований к нравственной характеристике личности юриста. На наш взгляд, упущено воспитание одной из важнейших характеристик личности - нравственности как элемента профессионального правосознания юриста. Правовое и нравственное воспитание должно охватить все уровни обучения и воспитания (семью, школу, колледжи, вузы) [22]. «Нормальное правосознание может быть развито и упрочено в душе только в связи с ее общим, моральным и нравственным воспитанием» [6], -пишет известный российский правовед И.А. Ильин. Таким образом, говоря о формировании правосознания, нельзя забывать и о формировании нравственности как важнейшего элемента профессионального правосознания юриста.

Стоит отметить, что новые стандарты более совершенны, поскольку требуют от юриста нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, способности быть аналитиком, быть частью современного информационного общества. Последнее требование представляется особенно важным.

Как было обозначено ранее, согласно федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ, кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки является одной из важнейших задач национальных исследовательских университетов. В программе развития ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» на 2009-2018 гг.» предусмотрена разработка новых программ повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических и управленческих работников. Мероприятием 3.2. Блока 3 Программы предполагаются стажировки научнопедагогических работников университета в ведущих российских и зарубежных научных центрах, профильных предприятиях высоких технологий.

Повышение квалификации и стажировки преподавателей влияют на повышение результативности преподавательской и научной деятельности. Преподаватель юридических дисциплин, обновляющий знания по преподаваемой дисциплине, вооруженный передовым опытом преподавания, активно использующий инновационные методики обучения, способен более активно прививать студентам интерес к дисциплине, развивать их профессиональные компетенции, формировать более высокий уровень

профессионального правосознания в духе уважения к праву и закону, нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Так, с целью повышения уровня квалификации преподавателю юридических дисциплин было бы полезно периодически (не реже одного раза в два года) участвовать в обучающих семинарах, посвященных инновационным образовательным технологиям (таким как модульные и игровые технологии, кейс-обучение) и методам их реализации.

Важным пунктом программы развития ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» на 2009-2018 гг.» является применение информационных технологий в разных областях знания - в физике, химии, биологии, социальных и гуманитарных науках. Для реализации Программы предполагается развитие учебно-научных инновационных комплексов (УНИК), которые объединяют факультеты и институты ННГУ, работающие по близким тематикам. Так, на базе ряда кафедр факультета социальных наук, факультета международных отношений, факультета управления и предпринимательства, исторического, экономического, филологического, юридического, финансового факультетов и факультета физической культуры и спорта, специализирующихся в области социально-гуманитарных проблем развития науки и высоких технологий, теории и практики взаимодействия социально-гуманитарной сферы и высоких технологий, создан УНИК «Социально-гуманитарная сфера и высокие технологии: теория и практика взаимодействия». Создание подобных УНИКов позволит подойти к реализации образовательного процесса в комплексе с учетом потребностей современного общества: обеспечит подготовку специалистов-юристов более широкого профиля, обладающих знаниями на стыке юриспруденции с социологией, экономикой, психологией, историей, политологией и международными отношениями; расширит практическую составляющую в юридическом образовании, а также обеспечит эффективность проведения междисциплинарных научных исследований.

Нужно отметить, что система подготовки юристов, основанная на изучении юридических дисциплин в совокупности с другими гуманитарными дисциплинами (междисциплинарность обучения), сыграет важную роль в формировании правосознания студентов-юристов. Так, по мнению профессора Йохана Брёйнсма, для формирования мыслящей личности юриста необходимо владение им комплексом знаний в различных областях [23].

Использование уникального учебно-лабораторного и научного оборудования, в том числе компьютерных классов, оснащенных современным телекоммуникационным оборудованием, с возможностью проведения телемостов и видеоконференций, правовыми базами данных, новыми моделями учебно-образовательных программ, а также использование практических моделей, на наш взгляд, положительно повлияет на формирование высокого уровня правосознания будущего юриста.

В частности, использование информационных технологий в образовательном процессе позволит улучшить подготовку юридических кадров с точки зрения потребностей современного информационного общества, выполнить требования нового федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция» в части обладания студентами навыками работы с компьютером как средством управления информацией и навыками аналитического мышления, позволяющими быстро реагировать на происходящие изменения. Таким образом, будет реализована задача формирования правосознания студентов-юристов, которые будут адекватно реагировать на изменения, направленные на создание информационного общества.

Развитие кадрового потенциала, внедрение информационных технологий, проведение междисциплинарных исследований обеспечат более качественную подготовку специалиста-юриста, обладающего высоким уровнем профессионального правосознания.

Кроме того, право национального исследовательского университета на реализацию образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, разрабатываемых самостоятельно, позволит создать образовательные программы обучения студентов-юристов, направленные на полноценное формирование их профессионального правосознания путем акцентирования внимания на уважительном отношении к праву и закону, формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям, воспитание нравственной личности, способной к аналитическому мышлению и работе с информационными технологиями.

Список литературы

1. Официальный интернет-сайт Президента России (http://tours.kremlin.ru/appears/2009/04/16/1446_ type633 76_215143. shtml)

2. Стенограмма Всероссийской конференции Ассоциации юристов России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства

юстиции Российской Федерации на тему: «О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования» от 10.06.2009 // Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (http://www.alrf.ru/projects/quality/oldnewsstenogr).

3. Горбатова М.К., Петров А.В. Подготовка юридических кадров: воспитательная и антикоррупционная составляющие // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Выпуск 1. 2009. № 6.

4. Справочно-информационная система «Гарант» Платформа F1 ЭКСПЕРТ.

5. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различие // Государство и право. 2005. № 7. С. 69.

6. Ильин И.А. Теория государства и права // М., 2003. С. 97.

7. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 384-385.

8. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования // М., 1999. С. 51, 265.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права // СПб., 2006. С. 359.

10. Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. № 5. С. 21.

11. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. № 2. С. 180.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник // М., 2004. С. 354-364.

13. Певцова Е.А. Теория правосознания молодежи: современные правовые аспекты. Гражданин и право. 2007. № 3.

14. Гриб В.В. Факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания российских юристов // История государства и права. 2003. № 6.

15. Стецковский Ю.И. Судебная власть. М.: Дело, 2000. С. 3-4.

16. Кистяковский Б. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // «Русский Архипелаг: сетевой проект «Русского Мира»» (http://www. archipelag.ru/agenda/povestka_XX/vehi/kniga/right/).

17. Научно-исследовательские работы по проблеме «Формирование антикоррупционного правосознания в процессе подготовки юристов в вузах», реализующегося в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

18. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 521400 - «Юриспруденция» степени (квалификации) бакалавр юриспруденции // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный портал Российское образование (http://www.edu.ru/mon/modules. php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op =viewlink&cid=2707&min=60&orderby=titleA&show= 10&fids%5B%5D=318).

19. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальности 021100 - «Юриспруденция» квалификации юрист // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный портал Российское образование (http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name= Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2707).

20. Официальный интернет-сайт Московской государственной юридической академии им. О.Е. Ку-тафина (http://www.msal.ru/main/ymo_3 .html).

21. Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификации (степени) бакалавр // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/?page=12).

22. Арзамасов Ю.Г. Проблемы подростковой преступности в крупных городах и пути ее профилактики // Гражданин и право. 2007. № 4.

23. Йохан Брёйнсма. Три этапа юридического образования // Журнал «Российское право в Интернете». № 2. 2005. С. 1-7.

NEW APPROACHES TO FORMING LEGAL CONSCIOUSNESS OF LAW STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA

M.K. Gorbatova, E. V. Nadygina, E.S. Nosakova

New approaches to forming legal consciousness of law students in a national research university are considered. Some factors that influence the formation of young lawyers’ legal consciousness are also considered along with the requirements imposed by the legislator regarding their personal characteristics.

Keywords: legal education, legal consciousness, law students, national research university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.