Научная статья на тему 'Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания'

Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1565
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбатова Марина Константиновна, Домнина Анастасия Валерьевна

Рассматривается категория содержания правосознания, анализируются основные теоретические подходы к определению содержания профессионального правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE CONTENT OF PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS

The category of the content of legal consciousness is considered, main theoretical approaches to the definition of professional legal consciousness are analyzed.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания»

ПРАВО

УДК 332.340.114.5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

© 2013 г. М.К. Горбатова, А.В. Домнина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Пиступило вредокцию 08.02.2013

Рассматривается категория содержания правосознания, анализируются основные теоретические подходы к определению содержания профессионального правосознания.

Ключевые сливо: профессиональное правосознание, правовая культура, содержание и структура правосознания.

Деятельность по формированию необходимого уровня профессионального сознания страты юристов, подготовке профессионалов для эффективной работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для развития правовой системы общества и совершенствования каждого из ее структурных компонентов. От этого напрямую зависит эффективность процессов развития России как демократического, правового, социального государства, реформирование ее экономики и социальной структуры, укрепление позиций в мировом сообществе.

Как элемент правовой культуры общества профессиональное юридическое сознание формируется в процессе исторического развития общества, взаимодействия материальных и духовных компонентов правовой культуры, функционирования юридической науки и юридического образования. Особую роль в формировании профессионального юридического сознания играет существующая в стране система профессионального образования, особенно на ступени высшей школы. Не случайно в рамках модернизации системы государственного управления российским обществом в качестве одного из приоритетных направлений была выделена необходимость развития и совершенствования юридического образования, правовой грамотности населения и правосознания.

26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Его целью является прекращение выпуска неквалифи-

цированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышение правовой культуры всего населения в стране, противодействие коррупции.

Президентом РФ 28.04.2011 г. (№ Пр-1168) утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В качестве приоритетных направлений государственной политики российского государства определены повышение правосознания и правовой культуры граждан, преодоление правового нигилизма, для достижения этих целей намечен комплекс мероприятий. В частности, в разделе 7 Основ «Меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров» закреплено развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида; совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей; распространение положительного опыта вузов по созданию и функционированию юридических клиник.

В современной научной литературе существует значительное количество трудов, посвященных категории правосознания. Можно отметить несколько основных направлений исследования данной категории. Ряд ученых рассматривают правосознание различных социальных групп [1], есть работы, посвященные пра-

вовой психологии и правовой идеологии [2], деформации правосознания [3]. В последние годы рядом ученых были проведены исследования влияния информационных технологий на правосознание [4]. Немногочисленные научные работы посвящены профессиональному правосознанию и юридическому образованию, особенностям их взаимодействия, взаимосвязи правовой культуры и юридического образования [5].

В настоящей статье предпринята попытка проанализировать категорию содержания профессионального правосознания, рассмотреть основные теоретические подходы, существующие в науке, к определению содержания профессионального правосознания.

Профессиональное правосознание - это один из элементов правовой культуры общества, определяющий ее качественный уровень, упорядоченная совокупность правовых знаний, убеждений, представления о праве, формирующееся у юристов профессионалов, специалистов-правоведов на основе мировоззренческой правовой идеологии и специальных юридических знаний и практической юридической деятельности.

Для выделения специфических особенностей профессионального правосознания, отличающих его от иных видов правосознания и иных правовых явлений, понимания роли профессионального правосознания в правовой культуре необходимо обратиться к исследованию категории содержания правосознания, к анализу совокупности взаимосвязанных (структурированных) элементов правосознания.

На наш взгляд, для того чтобы понять содержание профессионального правосознания, необходимо выделить основные элементы (блоки) его составляющие, определить последовательность и закономерности их формирования, проследить взаимосвязь между элементами (блоками) структуры, выявить роль и значимость каждого из элементов в структуре содержания правосознания и понять влияние различных факторов на развитие (функционирование) элементов содержания. В ходе исследования будем вначале рассматривать основные блоки (элементы) содержания правосознания в целом, а затем исследовать особенности элементов содержания профессионального правосознания.

Вопрос о содержании правосознания в литературе не является однозначно решенным. Долгое время господствовала так называемая «статическая» модель правового сознания, в соответствии с которой выделялось два элемента: правовая идеология и правовая психология. В работах современных авторов сформировался иной подход, иная модель профессионального правосознания - «информационная», в соответ-

ствии с которой в структуре правосознания можно выделить три составляющие: познавательную, оценочную и волевую.

В соответствии со «статической» моделью правосознание является сложным структурным образованием, в котором в зависимости от того, на какой основе - эмоциональной или интеллектуальной - функционирует правосознание, можно выделить чувственный и рациональный элементы: правовую психологию и правовую идеологию.

Именно с психологического осмысления правовой действительности начинается профессиональная деятельность, на ее основе строятся в последующем теории, принципы, доктрины.

В современной юридической науке принято считать, что правовая психология - это несистематизированное и нерационализированное восприятие правовой действительности в виде чувств, эмоций и переживаний, характерных для общества в целом или конкретной социальной группы [6]. Правовая психология - это живой источник правовых идей и представлений, «без их правильного понимания любая правовая политика обречена на провал». При принятии новых правовых актов необходимо учитывать эмоциональные моменты и настроения в обществе, прогнозировать реакцию на новый закон со стороны населения и профессиональных юристов.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Правовая психология является значимым элементом правового регулирования общественного сознания [7].

Довольно интересные мысли о правовой психологии были высказаны Р.С. Байниязовым. По его мнению, важнейшими элементами правовой психологии личности является правовая совесть, интуитивное понимание, стремление к справедливому, жизненному праву, правовая интуиция, позволяющая полно осознать квинтэссенцию юридических феноменов. Правовая психология представляет собой важный и сложный структурный слой правосознания, объединяющий духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, воли, воображения, фантазии, интуиции и др. [8]

Если правовая психология - это внешний, поверхностный или даже чувственный аспект правосознания, то правовая идеология выражает сущность, смысл, природу права. Сфера применения правовой идеологии - это выражение интересов, взглядов политических партий, общественных движений, государства в целом. В истории были разные доктрины права, на-

пример позитивистская, марксистская доктрина права. Сейчас примером может здесь служить доктрина правового государства, которая должна соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. Но это в идеале, то, к чему мы должны стремиться [7].

Анализируя идеологическую сферу, необходимо исходить из того, что юристы - наиболее активные носители правовой идеологии, играющие существенную роль в ее выработке и формулировании. Юристы вырабатывают предложения по совершенствованию государственной политики и нормативно-правового регулирования, выявляют проблемы как в законодательстве, так и в правоприменительной практике, вырабатывают новые правовые идеи и теории.

Отличие содержательного уровня правовой психологии и правовой идеологии у носителей правосознания можно оценить только через их практическую деятельность. И если действиями носителей обыденного сознания в основном движет психологическая составляющая, то носители профессионального и научного сознания поступают в большей степени под давлением идеологической составляющей.

Статическая модель правосознания получила в юридической литературе довольно широкое распространение. Однако такой подход к выделению структурных элементов правосознания не позволяет учесть уровни психологической структуры личности (она выстраивается по одним и тем же законам у всех людей, отличным будет лишь ее наполнение) и мотивацию деятельности.

Для более детального изучения столь сложного и комплексного феномена, как правовое сознание, уяснения его содержания необходимо обратиться к «информационной» модели. В соответствии с «информационной» моделью правового сознания в структуре правосознания выделяются три составляющие: познавательная, оценочная и волевая [9]. Согласно данной модели правовое сознание структурировано на основе сформулированного Л.С. Выготским принципа единства сознания и деятельности. Подобное толкование вызвано идеологическими причинами, необходимостью следования марксистско-ленинским догмам: «бытие определяет сознание», «сознание вторично» и т.п. [10]. В результате выделены следующие три уровня правосознания: 1) направленность, состоящая из эмоционально-образного, логиконормативного, принципиально-волевого блока; 2) опыт социально-правовой активности; 3) мотивация поведения в сфере права, под-

разделяющаяся на мотивацию позитивную и негативную.

Такой подход к выделению элементов структуры профессионального правосознания позволяет максимально отразить особенности именно профессионального правосознания, отграничить его от правосознания других профессиональных групп и точнее определить специфику его функционирования.

В свою очередь, эмоционально-образный блок характеризует отношение к действующим законам и образам права. Указанный блок характеризует основанное на эмоциях отношение индивида к праву, создание образцов права. Формирование профессионального сознания юристов должно быть направлено не только на формирование глубокого уважения к правовым ценностям, личного убеждения, привычки соблюдать действующие законы, ответственность за исполнение юридических обязанностей. В этой связи необходимо, с одной стороны, совершенствовать знание правовых норм и умение их применять, с другой - воспитывать твердые установки, направленные на соблюдение законов.

Логико-нормативный блок характеризует правовую информированность, свидетельствует

о знании правовых норм и понимании права, широту кругозора. Формирование логиконормативного блока должно включать следующие направления: 1) формирование знаний действующего законодательства; 2) формирование адекватного типа правопонимания (сюда можно включить такие компоненты, как понимание социальной природы права, его принципов). При этом все указанные разновидности знания должны быть сопряжены с пониманием, а не с механическим запоминанием.

Основная задача студента-юриста должна заключаться не столько в получении знаний конкретных норм права, сколько в понимании его принципов и смысла правового регулирования в каждой из основных сфер общественной жизни.

Проиллюстрируем данное положение результатами опроса, проводимого среди студентов на юридическом факультете ННГУ. На вопрос «В чем Вы видите социальное назначение права?» были даны ответы, представленные на рисунке.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в целом для студентов-юристов характерны высокая оценка роли и значения права в жизни общества, достаточно развитое чувство социальной ответственности.

Значительная часть студентов связывают социальное назначение права с установлением мер юридической ответственности лиц, нарушающих предписания права (10%); с выражением и защитой интересов всего общества (10%). И лишь

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

□ является выражением прогресивных идей и принципов 7%

□ является условием развития демократии

7%

□ способствует становлению рыночных отношений 1%

□ способствует устранению из жизни общества негативных явлений 4%

□ способствует нравственному воспитанию граждан 6%

□ устанавливает меру ответственности лиц, нарушающих предписания права 10%

□ выражает и защищает интересы всего общества, государства 10%

□ является условием становления правового государства 8%

□ обеспечивает в обществе необходимую справедливость 8%

□ выражает и защищает личные права и интересы граждан, обеспечивает свободу личности 20%

□ обеспечивает контроль за поведением членов общества, устанавливает в нем необходимый порядок 19%

Рис. Социальное назначение права

незначительная часть считает, что социальное назначение права способствует нравственному воспитанию граждан (6%). Все-таки преимущественно право рассматривается как инструмент защиты в первую очередь государственных интересов и только потом - отдельных граждан, что свидетельствует о скептической оценке роли личности в современном государстве.

Отметим также, что лишь небольшое количество студентов связали его с развитием демократии (7%). Показательно и то, что только один процент опрошенных рассматривают право как способ становления рыночных отношений.

При формировании знаний действующего законодательства важное значение имеет доступность, мобильность получения информации и возможность быстрого обмена опытом. Важное место в данном процессе отводится информационным технологиям. В современной научной литературе под информационными технологиями понимается основанная на достижениях современной компьютерной техники и средств коммуникации совокупность процессов воздействия на информацию, инструментарий для получения разнообразной информации, а также способ взаимодействия между членами современного общества, способ совместного принятия решений и рождения новых знаний,

создания законодательства, развития правовой системы государства в целом и способ воздействия на сознание, а следовательно, и на его составляющую - правосознание [11]. Именно посредством развития информационных технологий расширяется возможность получения разнообразной информации.

Постепенно информационные технологии превращаются в мощный инструмент психологического и идеологического воздействия, охватывая своим влиянием все большую аудиторию. Новые формы взаимодействия профессионалов различных направлений (судей, работников правоохранительных органов, адвокатов, ученых-юристов) по разрешению проблемных вопросов, возникающих при применении действующего законодательства, будут содействовать совместной выработке и принятию решений, преодолению коллизий и восстановлению пробелов в законодательстве, совершенствованию законодательства, адаптации его к реалиям информационного общества.

Практически все органы власти имеют свои официальные сайты в Интернете, где размещены нормативно-правовые акты, а также информация о проводимых в государстве мероприятиях. Технологии сайтов позволяют на них активно обсуждать правовую проблематику. С помощью развития информационных техноло-

гий можно вовлекать население, профессиональных юристов в процесс обсуждения важных для общества и государства законопроектов и уже действующих нормативно-правовых актов. В целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения 9 февраля 2011 года Президентом РФ был подписан Указ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных и федеральных законов». Отныне законопроекты, затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, по решению Президента Российской Федерации могут быть вынесены на общественное обсуждение. Тексты законопроектов подлежат размещению в сети Интернет на официальных или специально созданных сайтах с указанием времени, в течение которого будет проводиться общественное обсуждение.

Также во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 октября 2010 г. № Пр-3011 [12] в период с 1 декабря 2010 г. по

1 февраля 2011 г. на сайте www.zakonoproekt 2010.ru проводилось открытое публичное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Размещенные на сайте материалы законопроекта вызвали большой интерес как у профессионального сообщества, так и у обычных граждан, которые представили значительное число замечаний и предложений к тексту. В итоге был принят новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [13].

3 апреля 2012 года Совет Федерации вынес на общественное обсуждение разработанный рабочей группой верхней палаты законопроект, направленный на совершенствование порядка формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В обсуждении данного законопроекта принимали участие как рядовые граждане, так и представители органов власти всех уровней, ученые, политологи, социологи, специалисты в области государственного и муниципального управления, экспертное сообщество - словом, все, кому небезразлично состояние российской государственности. В результате был принят новый Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [14]. Согласно данному закону в назначении членов Совета Федерации - представителей от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации будут участвовать жители соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, возможность оперативной коммуникации студентов-юристов и профес-

сиональных юристов между собой, а также возможность их коммуникации с государственными структурами, участие в общественном обсуждении законопроектов положительным образом сказывается на профессиональном правосознании.

Принципиально-волевой блок правосознания является показателем степени усвоения принципов права и степени решимости реализовать эти принципы. Данный блок есть определенный итог усвоенной информации и результат ее оценки. Этот блок характеризуют такие качества юриста, как октивнисть, степень усвиения принципив и требивоний прово, глубикоя убежденнисть в спроведливисти еги предписоний, гитивнисть решительни и целе-устремленни виплищоть требивония зокино в жизнь [15].

Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «бакалавр», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464 [16], и «магистр», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763 [17], предъявляют ряд квалификационных характеристик к выпускникам юридических вузов, в частности указывают следующие качества, которыми должен обладать юрист: осознание социальной значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального правосознания, способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдение принципов этики юриста, нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону.

Опыт социально-правовой активности выражается в совокупности принадлежащих юристам профессиональных навыков и умений. Они являются главными показателями профессионализма юридических работников и свидетельствуют о высоком уровне развития принадлежащего им правового сознания. Существенное значение здесь имеет промежуточная итоговая аттестация, поскольку с помощью нее можно оценить полученные студентом знания. Однако экзамены и другие формы аттестации практически не позволяют оценить практические навыки и умения.

В настоящее время в России квалификация юриста присваивается самим вузом путем выдачи диплома о высшем юридическом образовании. Существует несколько ведомственных систем, предъявляющих собственные квалифи-

кационные требования к юристам, это - судебная система, адвокатура, нотариат. Задача ведомственных квалификационных экзаменов и испытаний - обеспечить определенный профессиональный уровень специалистов в конкретной юридической корпорации. По ряду юридических специальностей законом не предусмотрено наличие юридического образования (например, судебные приставы).

В большинстве зарубежных стран действуют особые квалификационные механизмы допуска к профессии юриста. Диплом, как правило, не всегда является условием для получения статуса юриста - для этого необходима внешняя квалификационная оценка компетентности. Во многих странах для получения статуса юриста необходимо сдать квалификационные экзамены, которые принимаются ассоциацией юристов или иной аналогичной по статусу организацией. В некоторых странах для получения квалификации юриста необходима стажировка или прохождение юридической практики (Германия, Англия, Япония, Корея). Это позволяет минимизировать появление некомпетентных и случайных людей на юридических должностях. Все это свидетельствует о том, что юридическая профессия имеет большое значение для государства и общества.

Учитывая, что деятельность по формированию страты юристов, подготовке профессионалов для работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для всей правовой системы общества, Президентом РФ одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования была выбрана именно необходимость развития и совершенствования юридического образования. 26 мая 2009 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Его целью является прекращение выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышение правовой культуры всего населения в стране, противодействие коррупции. Ассоциация юристов России, в свою очередь, предлагает рассмотреть возможность установления в нашей стране дополнительных квалификационных механизмов для юристов в виде единого квалификационного экзамена. Ассоциация юристов предлагает ввести единый квалификационный экзамен в качестве добровольного шага для подтверждения уровня квалификации юристов.

В качестве аргументов для введения единого квалификационного экзамена можно назвать следующие. Во-первых, данный экзамен позво-

лит оценить действительные знания и умения выпускников вузов, как теоретические, так и практические; во-вторых, обеспечит независимый характер аттестации выпускников путем введения в состав аттестационной комиссии ведущих научных и авторитетных преподавательских работников, представителей государственных органов и практических работников по профилю. Такой экзамен был бы особенно актуален для выпускников непрофильных вузов и для тех представителей юридической профессии, чья работа связана с риском оказания неквалифицированной юридической помощи.

Необходима дальнейшая детальная проработка этого вопроса с учетом зарубежного и российского опыта, а также результатов обсуждения в профессиональном юридическом сообществе.

Следует остановиться еще на одной проблеме юридического образования, решением которой профессиональное юридическое сообщество должно заняться самым активным образом. Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в декабре 2005 года была обозначена необходимость разработки отраслевых требований к профессиональным стандартам. Однако на сегодняшний день отсутствуют профессиональные стандарты (квалификационные требования) по юридическим должностям.

Профессиональные стандарты предназначены для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации в соответствии с предъявляемыми сегодня требованиями к качеству, подбору, расстановке и использованию юридических кадров. Инициатива и заказ на разработку профессиональных стандартов должны исходить непосредственно от работодателей, а организацию данной работы следует возложить на органы государственной власти, осуществляющие регулирование конкретной профессиональной области [18].

Сфера мотивации профессионального сознания юристов включает как позитивные мотивы соблюдения законов, так и группу негативной, то есть нежелательной для общества мотивации. Юристы руководствуются самыми разнообразными мотивами при совершении правомерных действий, в том числе и нежелательными, но допустимыми в тот или иной период развития общества.

Простор для процветания негативной мотивации возможен при несоответствии законодательства существующим общественным отношениям, при наличии пробелов в праве либо несовершенстве отдельного нормативно-правового акта.

Выделение в структуре профессионального правосознания согласно «информационной» модели рассмотренных выше блоков позволяет максимально полно обозначить специфику именно профессионального правосознания юристов. Однако, на наш взгляд, рассматриваемая модель является недостаточной для исследования такого сложного явления, как профессиональное правосознание.

Опираясь на анализ существующих подходов к категории правосознания, предлагаем подход к содержанию профессионального правосознания, опирающийся на последовательность освоения правовой действительности и вовлечения в профессиональную юридическую деятельность юристов (в процессе юридического образования и юридической практики). С этой позиции можно выделить следующие блоки в структуре профессионального правосознания по очередности их формирования: первый блок - интеллектуальный (включающий в себя приобретаемые правовые знания и навыки); второй блок - эмоционально-оценочный (включающий правовые эмоции и оценки, формирующиеся на основе приобретенных знаний) и третий блок - профессиональный (включающий волю и опыт, формирующиеся в результате практической юридической деятельности). Рассмотрение выделенных блоков в структуре профессионального правосознания станет предметом последующих исследований по данной тематике.

Изучение структуры и содержания профессионального правосознания позволяет познать его сущность, значение и роль в правовой культуре общества. Важность дальнейших исследований содержания профессионального правосознания обусловлена возможностью наметить основные направления минимизации искажения правосознания, разработать меры по предотвращению инертности мышления, бюрократизма, формализма в работе и коррумпированности.

Списик литературы

1. См.: Аверин А.В. Судебное правоприменение и формирование научно-правового сознания судей (проблемы теории и практики): Автореф. дисс. ... д.ю.н.: 12.00.01. Саратов, 2004; Бондарев А.А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих: Дисс. ... к.ю.н. Москва, 2000. 251 с.; Клишина А.В. Профессиональное правосознание адвокатов: теоретико-правовое исследование: Дисс.

...к.ю.н.: 12.00.01. Москва, 2008. 193 с.; Клишина А.В. Об особенностях профессионального правосознания адвокатов // Право и государство. 2007. № 11; Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Российский судья. 2008. № 8. С. 44-47.

2. См.: Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. Дисс. ...д.ю.н. Саратов, 2006; Байков А.Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства. Дисс. .к.ю.н. Екатеринбург, 2006; Мурунова А.В. Правовой менталитет и правовая идеология как структурные элементы правосознания // История государства и права. 2008. № 6; Затонский В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности // Право и политика. 2007. № 6.

3. См.: Кузнецов Р.А. Деформации профессионального правосознания юристов. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Екатеринбург, 2006; Хван Д.А. Деформация профессионального правосознания юристов // Административное и муниципальное право. 2008. № 2; Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Российский судья. 2008. № 8.

4. См.: Лебедева Н.Н. Правовая культура личности и Интернет (теоретический аспект). Дисс. ... к.ю.н. М., 2003; Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества. Дисс. ... к.ю.н. М., 2004; Пискунова С.С. Правовая информация как средство формирования правового сознания граждан. Дисс. ... к.ю.н. М., 2004; Надыгина Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание. Дисс. . к.ю.н. Нижний Новгород, 2007.

5. См.: Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: Ав-тореф. дис. ... к. ю. н. Ростов-на-Дону, 2008. С. 29; Горбатова М.К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01. Н. Новгород, 2007; Курлаева Е.И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов: Дис. ... к.ю.н. 12.00.01. М., 2005; Петров А.В., Горбатова М.К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России. Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Синюкова Т.В. Правосознание и правовое воспитание. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 460.

7. Свирин Ю.А. Особенности правосознания на современном этапе // Юридическое образование и наука. 2007. № 3.

8. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. Автореф. дисс. ... д.ю.н. Саратов, 2006.

9. См.: напр.: Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / Перевод с румынского. Под ред. Д.А. Керимова, А.В. Мицкевича. М.: Прогресс, 1974. С. 82-93.

10. Леванский В.А. Моделирование в социальноправовых исследованиях. М.: Наука, 1986. С. 114.

11. Надыгина Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание: Дисс. ... к. ю. н.: 12.00.01. Н. Новгород, 2007.

12. Перечень поручений по итогам встречи с лауреатами конкурса «Учитель года России - 2010» // http://kremlin.ru/assignments/9236

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.

14. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. № 283. 07.12.2012.

15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Прогресс, 1995. 271 с.

16. ФГОС ВПО по направлению подготовки

030900 «Юриспруденция» квалификации (степени) бакалавр // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/?page= 12).

17. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификации (степени) магистр // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http: //mon. gov. ru/dok/npa/mon/?page=47.

18. Блажеев В.В., Свистунов А.А. Проблемы и перспективы развития юридического образования // Судья. Сентябрь. 2011. С. 17.

THEORETICAL APPROACHES TO THE CONTENT OF PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS

M.K. Gorbatova, A. V. Domnina

The category of the content of legal consciousness is considered, main theoretical approaches to the definition of professional legal consciousness are analyzed.

Keywords: professional legal consciousness, legal culture, content and structure of legal consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.