УДК 343
ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© З. Д. Еникеев
Башкирский государственный университет, Институт права Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Достоевского, 131.
Тел.: +7 (347) 228 83 70.
E-mail: ufa_kafedra@mail.ru
На основе анализа международных актов, отечественных политико-правовых документов и проектов новых государственных образовательных стандартов по юриспруденции сформулированы научные идеи и конкретные предложения по совершенствованию высшего юридического образования в России.
Ключевые слова: международные акты, юридическое образование, Россия, оптимизация, российские политические акты, юридическая профессия.
Вопрос о развитии юридического образования в нашей стране был и остается весьма актуальным. Ведь от состояния юридического образования во многом зависят подготовка высококвалифицированных юристов и качество осуществляемой ими деятельности, которая «оказывает существенное воздействие на самые разные стороны развития российского общества, в том числе на экономику, культуру, социальные и политические факторы» [1, с. 3-4].
В наше время юридическая профессия охватывает огромный спектр сферы деятельности человека в обществе, включая область законодательной, исполнительной и судебной власти, органов управления всех уровней, руководство различными предприятиями, учреждениями, организациями, службу в правоохранительных органах, адвокатскую, нотариальную и частно-детективную деятельность, работу юрисконсульта, бизнес-юриста, юриста-политолога, -финансиста, -экономиста, научную и преподавательскую деятельность. В условиях сегодняшнего дня правовые знания нужны любому человеку, ибо без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить подлинно правовое, демократическое, справедливое, эффективное государство. По образному выражению крупного специалиста в области юридического образования академика О. Е. Кутафина, «построить правовое государство без юристов - это все равно, что построить дом без строителей»[2, с. 22]. Поэтому в решении Коллегии Министерства образования РФ от 13 февраля 2001 г. «О межведомственной программе «Развитие юридического образования в Российской Федерации» утверждается: «Юридическое образование является важнейшим фактором становления правового государственного и гражданского общества в России. Совершенствование и развитие этой социально значимой сферы образования - насущная необходимость» [3].
Как известно, согласно ст. 1 Конституции РФ, являющейся стратегической основой правового развития страны, Россия есть правовое государство. В этих условиях стране нужны не просто юристы,
а юристы, хорошо подготовленные, высококвалифицированные, обладающими незаурядными способностями выполнять свои обязанности в соответствии со статусом юриста. Необходимы юристы нового типа, юристы-личности, способные решать стоящие перед ними сложные и разнообразные задачи на новых принципах и в новых социальноэкономических условиях. Нужны юристы, творчески и оригинально мыслящие, понимающие и умеющие проводить в жизнь принцип приоритета общечеловеческих ценностей, включающих, в первую очередь, права, свободы и интересы человека; юристы, владеющие всей палитрой фундаментальных и специальных знаний, отвечающие всем параметрам модели юриста, приверженные идеям правового государства, готовые смело и решительно бороться, за справедливость, законность, правопорядок и безопасность граждан в стране. Только такие юристы могут быть конкурентоспособными на рынке труда.
Вместе с тем строительство правового государства, поступательное движение к этому строю предполагают повышение юридической грамотности, рост правосознания и правовой активности населения. Высокий уровень правосознания и правовой культуры общества - это основа правовой государственности. В связи с этим заслуживают поддержки идеи председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина о том, что государство обязано обеспечить правовую подготовку законодателей всех уровней и тех, кто должен исполнять законы; каждый педагогический вуз должен давать студентам добротную юридическую подготовку, невзирая на основной профиль будущего педагога; правовая реформа должна пронизывать всю систему высшего и специального образования. «Сейчас, например, модна профессия экономиста. Но разве можно работать менеджером на фирме, не зная досконально всех премудростей налогового, гражданского, трудового и даже уголовного права? Выпускник экономического вуза должен одновременно быть и юристом высокой квалификации... Юридическую подготовку должны получать и будущие
* Еникеев Заршат Давлетшинович — д-р юрид. н., профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права БашГУ.
врачи, и строители, и инженеры. Даже будущие кинематографисты» [4, с. 207-208].
Не будет ошибкой сказать, что здесь речь идет о необходимости внедрения в жизнь юридического всеобуча. Особенно это важно для молодежи, детей. С учетом того, что ими совершается большое количество преступлений, и подростковый криминал приобретает зверский характер, имеется необходимость учреждения во всех средних учебных заведениях штатной должности «Учитель права» и организации подготовки таких учителей в вузах. О том, насколько это важно, свидетельствуют материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях», проведенной в апреле 2000 г. Российским фондом правовых реформ совместно с Минобразованием, Минюстом и Главным государственно-правовым управлением Администрации Президента РФ [5, с. 6-7; 6, с. 58].
При этих условиях система высшего юридического образования должна ориентироваться на подготовку нужных стране юристов, но высококлассных, владеющих как полноценными теоретическими знаниями, так и практическими навыками. Круг требований, предъявляемых к юристам, довольно широк, он включает в себя даже осуществление правовой пропаганды и правового воспитания, правовое обучение всего общества. В Стандартах независимости юридической профессии, принятых в сентябре 1990 г. на конференции Международной ассоциации юристов, записано: «На представителей юридической профессии возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы и всей юридической профессии, информировать их о правах и обязанностях, а также о возможных и надлежащих способах их осуществления» (п. 5). В этих Стандартах содержится также требование о том, что юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязательств, а также прав человека и основных свобод, признанных законодательством страны и международным правом [7, с. 19-20].
Поскольку распространение юридических знаний, пропаганда права, воспитание надлежащего правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа - обязанность юристов, их надо учить этому еще в стенах вуза. Умением вести правопросветительскую и правовоспитательную деятельность должны обладать все юристы, имеющие высшее юридическое образование. Поэтому в проектах новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке юристов в форме бакалавриата, специалитета и магистратуры правильно предусматривается педагогическая деятельность, включающая преподавание пра-
вовых дисциплин и осуществление правового воспитания. Но в этих проектах не указаны учебные дисциплины, знание которых необходимо для такой деятельности. По нашему глубокому убеждению, в учебный процесс в юридических вузах следует ввести курсы: «Методика преподавания права», «Основы правового воспитания», «Методика распространения юридических знаний среди населения», «Методика оказания юридической помощи гражданам», «Социально-правовые основы участия граждан в обеспечении правопорядка».
Это важно также в контексте национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом страны 31 июля 2008 г. и предусматривающего формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, повышение правовой культуры общества в целом, расширение сети государственных бюро правовой помощи населению и методическое обеспечение их деятельности, развитие института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства [8, с. 10].
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» говорится о необходимости привлечения граждан к более активному участию в противодействии коррупции [9, с. 1]. В указе Президента РФ от 26 мая 2009 г. «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» предлагается предусматривать в Госстандартах формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону [10, с. 13]. Поскольку политико-правовые документы центральной власти страны требуют усиления антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, эта установка должна воплощаться в жизнь. Для этого, как нам представляется, есть необходимость разработки и преподавания в юридических вузах таких дисциплин, как: «Стандарты антикоррупционного поведения», «Основы антикоррупционного воспитания», «Правовые основы противодействия коррупции» и «Методика расследования коррупционных преступлений».
Выдвигая такую идею, исходим также из Резолюции Комитета Министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г. «По двадцати руководящим принципам борьбы против коррупции», в числе которых предлагается «стимулировать специализацию лиц и органов, отвечающих за борьбу с коррупцией и предоставлять им все необходимые средства и обучение для выполнения их задач» [11].
Для определения ориентиров юридического образования в нашей стране весьма значим модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 15 ноября 2003 г. К мерам предупреждения кор-
рупционных правонарушений он относит: формирование антикоррупционного общественного сознания, пропаганду антикоррупционных стандартов, антикоррупционное образование и воспитание [12, с. 112]. Для организации этой работы в России, естественно, нужна соответствующая правовая база. Необходимость создания в нашем Отечестве общегосударственной системы юридического всеобуча назрела давно. Пора ее реализовать с учетом, разумеется, задач по противодействию коррупции, преодолению правового нигилизма и повышению правовой культуры в российском обществе. Для их осуществления требуется высокая правовая воспитанность граждан, которая, как нам видится, вряд ли возможна без кардинальных законодательных решений. Поэтому необходимо разработать и издать Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в области юридического образования, правового обучения и воспитания населения».
Высокий уровень подготовки юристов немыслим без международного компонента их обучения, т. к. современный юрист должен ориентироваться и разбираться не только в отечественном, но и в мировом нормативно-правовом материале. В ст. 15 Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, студенты-юристы должны изучать и осваивать соответствующие международные акты, а их очень много. Более того, в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией прав человека, государствам предлагается включить в учебные программы всех учебных заведений вопросы прав человека [13, с. 85, 90-91]. Это является обязательным, т. к. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г., предписывает государствам обеспечить преподавание прав человека и основных свобод на всех уровнях образования, в т. ч. в учреждениях, ответственных за подготовку юристов [13, с. 134].
Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН 10 ноября 2005 г. приняла Программу помощи ООН в области преподавания, изучения и распространения и более широкого признания международного права, согласно которой изучение международно-правовых актов должно занять надлежащее место в системе преподавания правовых дисциплин во всех университетах [14].
Комитетом Министров Совета Европы 12 мая 2004 г. принята Рекомендация государствам-членам по вопросу изучения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в университетах и в рамках профессионального обучения. Она требует, чтобы Конвенция была полностью введена
в учебные курсы юридических факультетов не только в качестве самостоятельного предмета, но и как сквозная тема по каждой юридической дисциплине (уголовное право, гражданское право и т.д.) [15].
В Рекомендациях о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, принятых в Москве 24 декабря 2002 г. на Всероссийском совещании, Министерству образования РФ адресовано предложение о введении и преподавании в высших юридических учебных заведениях специальных курсов: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти», «Права человека», «Международно-правовые стандарты в сфере прав человека» и спецкурса «Европейское судебное право» [16, с. 8].
Необходимость изучения международноправовых актов и прецедентной практики Европейского суда по правам человека обусловливается также постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [17, с. 70].
При наличии таких международных и отечественно-правовых документов, думается, нет необходимости приводить иные аргументы для обоснования, что в условиях нарастания общечеловеческих проблем в современном мире юрист неполноценен, если он хорошо не владеет информацией о международно-правовых стандартах.
Интересы борьбы с преступностью диктуют необходимость особого подхода к подготовке юридических кадров для работы в правоохранительной системе. Во-первых, она должна быть бесплатной. На этот счет существует и общественное мнение, утверждающее, что бесплатно готовить надо специалистов, от которых зависит судьба государства [18, с. 16]. Кстати, согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Декларации социального прогресса и развития (ст. X, XXI) и Европейской социальной хартии 1996 г. (ст. 10), обучение должно быть бесплатным на всех уровнях [13, с. 47, 354, 606-607]. Во-вторых, обеспечение надлежащей квалификации и подготовки юристов для антикриминальной сферы - обязанность правительств и учебных заведений, как это видно из Основных принципов, касающихся роли юристов, принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в сентябре 1990 г. в Гаване [19]. «Подготовка судей, прокуроров и полицейских должна содержать международные аспекты преступности, а также вопросы техники и практики международного сотрудничества»,- говорится в обязательных для России Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы «По политике
борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» от 5 сентября 1996 г. [20, с. 88].
В нашем представлении нельзя не согласиться с предложениями о введении в учебный процесс философии права, сравнительного правоведения, юридической конфликтологии, «компьютерного» права [21, с. 16] и выделении «Основ профессиональной деятельности юриста» в самостоятельную правовую и учебную дисциплину [22, с. 37-43]. Они необходимы для формирования нового поколения юристов.
Прокурорский надзор носит многоотраслевой характер и имеет отношение ко всем специализациям, указанным в действующем Госстандарте. В свете названных документов о противодействии коррупции его роль существенно повышается. Поэтому он не может быть региональным компонентом и изучение его - рекомендательным, а следовательно, в новом Госстандарте оно должно быть переведено в разряд обязательных базовых дисциплин. В пользу этого выступают Основные положения о роли прокуроров, принятые в сентябре 1990 г. восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, рекомендация Комитета Министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», модельный закон «О прокуратуре» от 16 ноября 2006 г. для стран СНГ и другие международные акты, в которых органам прокуратуры отводится ключевая роль в борьбе с преступностью, укреплении законности и правопорядка, защите прав человека, государственных и общественных интересов.
В Госстандарте по юриспруденции третьего поколения национально-региональный компонент должен быть сохранен, т. к. Конституцией РФ республика признана государством, причем каждая республика имеет свою самобытность, историю своей государственности и правового развития. В республиках принимается много законов, в т. ч. правоохранительной направленности (например, закон Республики Башкортостан от 27 июня 2006 г. «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан»). Студенты должны их знать, т.к. в будущей своей работе в той или иной республике они будут применять и местное законодательство. Каждый государственный университет, в составе которого имеется юридический факультет или институт, не может и не должен обособляться от региона, где он находится.
К национально-региональному компоненту относится также изучение национального языка той или иной республики. Этого требует прописанный в ГПК (ст. 9), УПК (ст. 18), КоАП РФ (ст. 24.2) принцип языка судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. Чтобы грамотно оформлять правоприменительные акты и правильно употреблять юридические термины на национальном языке, надо в совершенстве
знать этот язык. Россия - многонациональная страна и подготовка национальных кадров вошла в традицию. К тому же подготовка национальных кадров есть международно-правовая установка (ст. XXI Декларации социального прогресса и развития, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 г. [13, с. 354]), и нельзя от нее отказываться.
Следует сохранить принцип подготовки юридических кадров на основе сочетания фундамента-лизации и специализации в обучении. Имея в виду то, что правоприменительная практика больше всего нуждается в специальных знаниях, должны преподаваться все спецкурсы, в изучении которых имеется объективная необходимость, причем в гораздо большем объеме, нежели предусмотрено Госстандартом. Нужно сохранить все виды практики (учебную, производственную и преддипломную), но их сроки следует увеличить. Ориентация сту-дентов-юристов на практику еще во время учебы, начиная с 1 курса, настоятельное веление времени, обусловленное необходимостью усиления защиты прав и свобод граждан, укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности правоохранительной деятельности в стране. Для такого решения вопроса имеется политико-правовая основа. В указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» предлагается предусматривать в Госстандартах увеличение объема практики.
В России даже при нынешней системе юридического образования не хватает высококвалифицированных юристов. Достаточно компетентный в области юриспруденции В. Д. Зорькин, говоря о низком профессиональном уровне подготовки юридических кадров, пишет: «Они в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. Высококвалифицированные юристы в острейшем дефиците»[4, с. 273, 284]. Дефицит не просто в юристах, а именно в высококвалифицированных юристах был и раньше. В этом ключе обращают на себя внимание рекомендации международной научно-практической конференции «Совершенствование сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности», проведенной
17 ноября 2006 г. в Санкт-Петербурге. В данном документе в числе необходимых мероприятий предлагается разработка единых стандартов в области профессиональной подготовки специалистов для кадрового обеспечения деятельности по противодействию новым вызовам и угрозам [23, с. 115].
Юридическое образование в России действительно нуждается в повышении его качества, которое могут обеспечить только государственные вузы, а не вузы, где «качество подготовки специалистов падает, а учебный процесс часто превращается в профанацию» [24, с. 88]. А для этого, по нашему мнению, должны быть созданы все необходимые
условия. Высшему юридическому образованию в нашем Отечестве нужна серьезная, особенно политическая, материальная, социальная поддержка со стороны государства. Необходимость в этом диктуют интересы страны. Как утверждает ректор МГУ В. А. Садовничий, «каких специалистов воспитаешь, такое государство, такое общество и получишь» [25, с. 3].
Для улучшения подготовки юридических кадров, с нашей точки зрения, разумно поступить так, как это указано в Болонской конвенции: каждая страна сама определяет более подходящую для себя схему образования с учетом национальных особенностей [26]. Следовательно, Россия сама должна думать, что хорошо и что плохо, не забывая при этом, что существовавшая в советское время наша система образования котировалась в мире очень высоко.
Вместе с тем необходимо учитывать, что во Всеобщей хартии университетов (Болонья,
18 сентября 1988 г.) определены основные принципы, которыми отныне и всегда должны руководствоваться университеты (курсив наш. -З. Е.). В их числе указаны:
1. Университет представляет собой автономный институт, который действует внутри обществ, организованных по-разному из-за различия географических и исторических условий. 2. Учебный процесс в университетах должен быть неотделим от исследовательской деятельности с тем, чтобы преподавание отвечало изменяющимся потребностям общества и соответствовало уровню развития научных знаний. 3. Поскольку свобода исследований, обучения и преподавания является основополагающим принципом университетской жизни, государства и университеты должны в рамках своей компетентности гарантировать соблюдение этого приоритетного требования [27].
Сочетание учебного и научного процессов, широкое вовлечение студентов в активную научноисследовательскую деятельность вузов - это одна из важных основ обеспечения высокого качества и эффективности образования. «Без науки, без научных исследований, без связи с наукой юридический учебный процесс выхолащивается, и преподавание со временем может просто превратиться в ремесло. Не в творчество, а в ремесло. Это очень опасно, потому что это скажется на уровне подготовки соответствующих юридических кадров» [28, с. 27].
Разумеется, ориентиры развития и совершенствования юридического образования сказанным не
исчерпываются. Совершенно очевидно, что при его реформировании должно быть использовано все то положительное, которое выработано человечеством в системе подготовки юридических кадров и гармонирует с подлинными интересами российского народа. Необходимо учитывать конструктивные идеи, накопленные в арсенале отечественной юриспруденции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Топорнин Б. Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М.: Институт государства и права РАН, 1996. 32 с.
2. Ответы академика О. Е. Кутафина // Рос. юрид. журнал. 2008. №6. С. 18-24.
3. URL: http://www.dvg.ru/umu/MO_RF/collegial/c4_01.htm/
4. Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI в. М.: Норма, 2008. 592с.
5. Мазаев В. Юридическое образование в школе // Рос. юстиция. 2000. №7. С. 6-7.
6. Правовое образование - в школу // Рос. юстиция. 2000. №9. С. 58.
7. Советская юстиция. 1991. № 23-24. С. 19-20.
8. Российская газета. 2008. 5 августа.
9. Российская газета. 2008. 30 декабря.
10. Российская газета. 2009. 29 мая.
11. URL: http://www.profitc1ub.md.
12. Информационный бюллетень №39. Ч. 2. СПб., 2007. С. 103-221.
13. Международные акты о правах человека. М.: Норма, 2002. С. 78-98, 130-135.
14. http://www.un.org/russian/ga/60/docs/60cmt6res.htm
15. Изучаем Европейскую конвенцию. URL:
http ://www. sutyainik.ru/rus/echr/school/int_law.html
16. Российская юстиция. 2003. №3. С. 6-8.
17. Российская юстиция. 2003. №12. С. 70-73.
18. Кого нужно обучать бесплатно? // Российская газета. 2007. 2 октября.
19. http://www.advokatrus.ru
20. Уголовное право. 1999. №4. С. 87-92.
21. Марченко М. Н. Проблемы юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2005. №1. С. 14-20.
22. Жалинский А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учебник. М.: Проспект, 2007. 368 с.
23. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. №39. Ч. 1. СПб., 2007. С. 109-115.
24. Дудырев Ф. Ф. Российское юридическое образование в эпоху реформ (Опыт сравнительно-исторического анализа) // Государство и право. 2005. №1. С. 88-91.
25. Российская газета. 2001. 12 марта.
26. Болонский процесс в России. URL: www://bologna.mgimo.ru/print.php?doc_id=22
27. URL: http://www.teacheredu.ru
28. Выступление М. Н. Марченко на студенческом форуме // Мат-лы пленарного заседания Всероссийского студенческого форума по вопросам правовой реформы 29 ноября 1995 г. С. 24-32.
Поступила в редакцию 21.07.2009 г.