Научная статья на тему 'О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГУ / К. Д. УШИНСКИЙ / В. А. СУХОМЛИНСКИЙ / Ю. Н. СТАРИЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонникова Е.В.

Публикация посвящена юридической педагогике как междисциплинарной области научного знания. Предложено авторское понимание юридической педагогики. Сделан вывод о том, что многие нормативные предписания современного российского права сформулированы на основе педагогических разработок. Уделено внимание некоторым актуальным темам современной юридической педагогики в классическом университете на основе сведений о деятельности юридического факультета Воронежского государственного университета на протяжении последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT LEGAL PEDAGOGY IN HIGHER EDUCATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The publication is devoted to legal pedagogy as an interdisciplinary field of scientific knowledge. The author's understanding of legal pedagogy is proposed. It is concluded that many normative prescriptions of modern Russian law are formulated on the basis of pedagogical developments. The publication focuses on some topical issues of modern legal pedagogy at a classical university based on information about the activities of the Faculty of Law of Voronezh State University over the past few years.

Текст научной работы на тему «О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

105 ЛЕТ ЮРИДИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПУБЛИКАЦИИ УЧЕНЫХ ФАКУЛЬТЕТА

УДК 340

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/2/7-16

О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Е. В. Сазонникова Воронежский государственный университет

ABOUT LEGAL PEDAGOGY IN HIGHER EDUCATION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

E. V. Sazonnikova Voronezh State University

Аннотация: публикация посвящена юридической педагогике как междисциплинарной области научного знания. Предложено авторское понимание юридической педагогики. Сделан вывод о том, что многие нормативные предписания современного российского права сформулированы на основе педагогических разработок. Уделено внимание некоторым актуальным темам современной юридической педагогики в классическом университете на основе сведений о деятельности юридического факультета Воронежского государственного университета на протяжении последних лет. Ключевые слова: юридическая педагогика, юридическое образование, юридический факультет ВГУ, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ю. Н. Старилов.

Abstract: the publication is devoted to legal pedagogy as an interdisciplinary field of scientific knowledge. The author's understanding of legal pedagogy is proposed. It is concluded that many normative prescriptions of modern Russian law are formulated on the basis of pedagogical developments. The publication focuses on some topical issues of modern legal pedagogy at a classical university based on information about the activities of the Faculty of Law of Voronezh State University over the past few years. Key words: legal pedagogy, legal education, faculty of law of VSU, K. D. Ushinsky, V. A. Sukhomlinsky, Yu. N. Starilov.

2023 г. Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника1, его миссия - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

2023 г. - год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики

1 См.: О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника : указ Президента РФ от 27 июня 2022 г. № 401. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Сазонникова Е. В., 2023

К 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского, 105-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского, 60-летию со дня рождения Ю. Н. Старилова

Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870)2.

2 Ушинский Константин Дмитриевич (19 февраля 1823 г., Тула - 22 декабря 1870 г., Одесса - по старому стилю) - русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России. После окончания в 1840 г. гимназии он поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. После блестящего окончания обучения в 1844 г. был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1846 г. назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук знаменитого Демидовского лицея по кафедре энциклопедии законо-

К. Д. Ушинский

В. А. Сухомлинский, 1968 г.

2023 г. - год 105-летия со дня рождения советского педагога-новатора, публициста, учителя Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970)3. Педагогическая система В. А. Су-

ведения, государственного права и науки финансов. Из-за обвинений в неблагонадёжности в сентябре 1849 г. Ушинский оставил лицей. Его отец Дмитрий Григорьевич Ушинский (отставной офицер, участник Отечественной войны 1812 г.) в 1824 г. был назначен судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии. См. подробнее: Ушинский, Константин Дмитриевич // Википедия. Дата обновления: 25.05.2023. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid= 194907 &oldid= 130647434 (дата обращения: 10.06.2023).

3 Сухомлинский Василий Александрович (28 сентября 1918, с. Василевка, Херсонская губ. - 2 сентября 1970, пос. Павлыш, Кировоградская обл.) - советский педагог-новатор, писатель, публицист, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель шко-

хомлинского была основана на идее «человек -высшая ценность»4.

Педагогика как дисциплина первоначально относилась к философии и лишь в XVII в. выделилась в самостоятельную отрасль знаний, но при этом не включала в себя проблематику вузовского обучения. Даже выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский считал, что педагогика ограничивается главным образом средней школой, он писал: «У педагогики очень широкое основание и очень узкая верхушка: дидактика первоначального обучения может наполнить томы; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: "Знай хорошо свой предмет и излагай его ясно"»5.

В настоящее время учебников по юридической педагогике в нашей стране немного. Один их первых, в котором системно изложен курс педагогики высшей школы с учетом специфики юридического образования, написан профессором К. М. Левитаном6. Из более поздней учебной литературы выделяется пособие для обучающихся в магистратуре профессора А. В. Долматова и Л. А. Долматовой7. С 1998 г. в России издается журнал «Юридическое образование и наука» -печатный орган Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации, тем не менее научных

лы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Окончил Полтавский педагогический институт (1938). С 1948 г. - директор Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. См.: Сухомлинский, Василий Александрович // Википедия. Дата обновления: 02.03.2023. URL: https:// ru.wikipedia.org/?curid=1148425&oldid=128980535 (дата обращения: 12.06.2023). Фото В. А. Сухомлинского из публикации: Резванцева А. А. «Сердце отдаю детям». К 95-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского // Восход. 2013. № 11. URL: https://rossasia.sibro.ru/voshod/ article/45479? ysclid=lisuvn9xea933695173 (дата обращения: 12.06.2023).

4 См.: Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М., 1990. С.15.

5 См.: Вельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике) // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. Доступ из справ.-правовой «Консультант-Плюс» ; Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. М., 1949. Т. 6. С. 306.

6 См.: Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. М., 2008. 432 с.

7 См.: Долматов А. В., Долматова Л. А. Юридическая педагогика : учеб. пособие. СПб., 2019. 236 с.

статей, посвященных юридической педагогике8, не так много9.

По мнению К. Н. Левитана, педагогика высшей школы сложилась как самостоятельная дисциплина в системе повышения квалификации преподавателей вузов в 1980-е гг., а юридическая педагогика - это «исследование и проектирование учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управление этим процессом».10

В развитие понимания юридической педагогики, по К. Н. Левитану, надо принять во внимание то, что юридическим знаниям сегодня учат в рамках не только профессионального, но и общего и дополнительного образования, а в профессиональном образовании юридическое содержание присутствует на разных уровнях в разном объеме во многих направлениях и специальностях подготовки. Кроме того, юристы получают образование не только в юридических вузах, но и в других учебных заведениях (на факультетах университетов, в академиях, вузах неюридической направленности). Поэтому проблемное поле юридической педагогики как научного направления, возникшего на стыке педагогики и юриспруденции, представляется включающим и все выше обозначенные составляющие, при этом основными являются исследование и развитие учебно-воспитательного процесса при получении среднего профессионального образования с присвоением квалификации «юрист» и высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция» в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, а также по перечню специальностей с присвоением квалификации «юрист» в специалитете.

Еще в XIX в. крупный немецкий философ и педагог И. Ф. Гербарт обосновал положение, согласно которому педагогический процесс осуществляется одновременно в трех связанных между собой формах, к которым он относил: управление, обучение и нравственное воспита-

8 См., например: Вельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике) // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс»; Они же. Педагогический процесс в системе образовательных отношений // Юридическое образование и наука. 2009. № 2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 См.: публикации из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» и НЭБ elibrary.ru (прим. авт.).

10 См.: Левитан К. М. Юридическая педагогика. С. 7,

8, 30.

ние11. И здесь уместно вновь вспомнить слова К. Д. Ушинского: «посредниками между наукой и воспитанием должны быть педагоги, а это именно у нас до сих пор плохо признается: до сих пор ещё у нас многие думают, что достаточно получить университетское образование по какому-нибудь предмету, чтобы и преподавать его с успехом в низших и средних учебных заведениях, хотя практика, кажется, уже немало доказывала ошибочность этой мысли»12.

Педагогика высшей школы (в том числе и юридическая педагогика) нацелена в первую очередь на личностно-профессиональное развитие студентов, ведь в будущем многим из них придется как решать сугубо юридические задачи (составлять юридические документы, работать со справочными правовыми системами, консультировать граждан и др.), так и обращаться к педагогическим знаниям в практической деятельности (что особенно важно для сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, аппаратов уполномоченного по правам ребенка и, конечно, будущих работников сферы юридического образования и правового просвещения). Но в не меньшей степени юридическая педагогика нацелена и на преподавателя, ведь педагогические знания способствуют более глубокому осознанию им ответственности за выполнение своего профессионального долга.

Сегодня юридическая педагогика, исходя их конкретных исследовательских целей и задач, в разной степени объединяет знания из многих педагогических наук: общей педагогики, истории педагогики, возрастной педагогики, педагогики высшей школы, андрагогики, специальной, социальной, исправительно-трудовой педагогики и др. Особую группу составляют предметные педагогики, исследующие содержание, формы, методы преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин, преподаваемых студентам.

Юридическая педагогика - это междисциплинарная область научного знания. По своему функциональному назначению она является от-

11 См. об этом: Вельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике) // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12 Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М., 1939. Т. 2. С. 385-386.

раслью педагогики. Тем не менее объект познания юридической педагогики - правовая сфера общества, которая является общей с юридической наукой13.

Достижения педагогической науки применяются не только в процессе преподавания юридических дисциплин обучающимся. Многие нормативные предписания современного российского права сформулированы на основе педагогических разработок. Так, из педагогической системы В. А. Сухомлинского в действующей Конституции Российской Федерации прямо восприняты постулаты о человеке как высшей ценности («В нашем обществе на практике осуществляется принцип: высшая ценность - Человек»), почитании памяти предков и ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями («чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее»), уважении к старшим («уважение, почитание старших поколений - закон нашей жизни... Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней - мудрость многих поколений») и многие другие14.

>:< >:< >:<

Далее в данной публикации внимание будет уделено некоторым актуальным темам современной юридической педагогики в классическом университете на основе сведений о деятельности юридического факультета Воронежского государственного университета на протяжении последних лет15.

1. Одна из новых проблем для юридической педагогики вырисовывается в связи с растущей информатизацией учебного процесса и внедрением дистанционного способа получения образования, характеризующегося применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии. Плюсы и ми-

13 См.: Долматов А. В., Долматова Л. А. Юридическая педагогика. С.10.

14 Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. С. 31, 52, 61.

15 Старилов Юрий Николаевич - декан юридического факультета ВГУ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, председатель исполкома ВРО «Ассоциация юристов России». Эмпирическая основа публикации составлена по материалам сайта юридического факультета ВГУ (URL: http://www.law.vsu.ru).

Ю. Н. Старилов

нусы дистанционного обучения стали уже общеизвестными, поэтому их перечисление не приводится.

Внимание заслуживает педагогическая практика, накопленная на юридическом факультете ВГУ, в условиях дистанционной формы обучения в период пандемии и позднее. В частности, 23 марта 2020 г. ученый совет юридического факультета принял решение по вопросу «Об организации деятельности юридического факультета ВГУ по реализации основных образовательных программ при переходе на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». Преподаватели юридического факультета оперативно разработали, зарегистрировали и выставили на платформе «Электронный университет» (edu.vsu.ru) электронные курсы по дисциплинам текущего семестра. Электронные курсы должны были как минимум содержать методические рекомендации по реализации курса и фонды оценочных средств для текущей и промежуточной аттестаций. Довольно быстро основной формой работы со студентами стали в то время видеоконференции: в таком формате проводились не только занятия, но и студенческая научная сессия, встречи с абитуриентами и даже концерт юридического факультета в рамках фестиваля «Первокурсник - 2020».

В условиях цифровизации образовательного процесса доведение учебно-воспитательной информации до студентов, а также обратная связь с ними успешно обеспечиваются посредством сайтов вуза и факультета, страниц кафедр

факультета в социальных сетях, каналов на ви-деохостингах, различных мессенджеров. Работа над сайтом юридического факультета ВГУ была начата 15 января 2012 г. В настоящее время здесь размещена обширная информация о его деятельности.

2. Ещё один принципиально не новый, но содержательно обновленный вызов для юридической педагогики - это включение в область её изучения проблем преподавания юридических дисциплин на других факультетах по другим направлениям подготовки. Преподаватели-юристы активно участвуют в формировании правосознания посредством правового обучения и просвещения студентов, которые будут работать по самым разным профессиям, а не только в сфере юриспруденции.

В Воронежском государственном университете в учебные планы неюридических факультетов включены дисциплины, формирующие универсальные компетенции по разным направлениям и специальностям подготовки:

1) «Основы права и противодействие противоправному поведению», в которой обобщенно представлены основные знания из области общей теории государства и права и отраслевых правовых наук, в том числе антикоррупционного законодательства и законодательства о противодействии экстремизму и терроризму;

2) «Правовые и организационные основы противодействия противоправному поведению», в которой обобщенно представлены знания из области антикоррупционного законодательства и законодательства о противодействии экстремизму и терроризму.

Кроме того, в учебные планы по многим направлениям подготовки бакалавров и специалистов в требуемом объеме включены дисциплины, содержащие знания из специальных отраслевых юридических наук. Так, на историческом факультете ВГУ в учебном плане по направлению подготовки бакалавров «Политология» (профиль «Публичное управление и политический менеджмент») предусмотрены дисциплины «Конституционное право», «Избирательное право», формирующие общекультурные компетенции; на факультете прикладной математики, информатики и механики ВГУ в учебном плане по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в информационном обществе») предусмотрена дисциплина

«Конституционное право», формирующая одну из профессиональных компетенций.

Обобщенно, основная сложность преподавания для студентов - не юристов заключается здесь в том, что эти студенты воспринимают правовые дисциплины зачастую как второстепенные, ведь они учатся по другим направлениям подготовки или специальностям, при том, что правовая грамотность у них минимальна. В такой ситуации преподаватель юридической дисциплины в условиях ограниченности количества часов аудиторных занятий подспудно является ещё и популяризатором юридической науки, просветителем, призванным заинтересовать студентов, раскрыть для них мир права, значение правового регулирования в жизни общества, в особенности применительно к будущей профессиональной деятельности обучающихся. По опыту преподавания на неюридических факультетах отмечу, что студенты этих факультетов с особым интересом относятся к правовым знаниям, которые носят прикладной характер применительно к их будущей профессии.

3. Юридическое образование согласно федеральному государственному образовательному стандарту включает в себя не только юридические знания, но и знания из других социально-гуманитарных наук. Здесь проблемы юридической педагогики находятся уже в фокусе внимания не столько профессорско-преподавательского корпуса юристов, сколько представителей иных факультетов и кафедр. В частности, при преподавании иностранного языка используются юридические темы.

Отдельно надо сказать о тех дисциплинах, в содержании которых юридический компонент имеется наряду с иными: философскими, культурологическими, социологическими, историческими, политологическими. Такова новая дисциплина «Основы российской государственности», включенная в учебные планы всех факультетов Воронежского государственного университета с 1 сентября 2023 г. О введении данного курса Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил в декабре 2022 г. на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвящённом вопросам реализации молодёжной политики в современных условиях, а соответствующее поручение было подписано в январе 2023 г. Президент, в частности, сказал: «Наша задача - дать молодым людям России прочную опору в виде досто-

верных знаний и с этой целью в том числе разработать и внедрить в учебные процессы отдельный академический курс, посвященный истории и основам российской государственности». Разработчики данного курса заложили в его основу так называемый «пентабазис», состоящий из пяти частей-смыслов: человек, семья, общество, государство, страна. Исходя из этого, авторы проекта нового курса включили в него следующие разделы: «Что такое Россия»; «Российское государство-цивилизация»; «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации»; «Политическое устройство России»; «Вызовы будущего и развитие страны»16.

4. Образовательные практики при обучении студентов по юридическим направлениям и специальностям подготовки должны соответствовать документам стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшим документом такого рода является Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Здесь к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

В 2023 г. на юридическом факультете ВГУ состоялся цикл мероприятий духовно-нравственной направленности: открытая лекция доктора филологических наук, доцента факультета журналистики ВГУ, члена Союза российских писателей Владимира Васильевича Колобова «Воронеж!.. Родина. Любовь!», приуроченная к 95-летию поэта Анатолия Владимировича Жигулина (21 февраля); творческая встреча с Александром

16 См. подробнее: ПляйсЯ., ЭскиндаровМ. Как преподавать в вузе «Основы российской государственности» // Рос. газета. 2023. 2 мая ; В России началась подготовка специалистов для преподавания основ российской государственности. URL: https://mmobmauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/66775 (дата обращения: 07.06.2023).

Евгеньевичем Масловым, подполковником ФСБ в отставке, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры уголовного права ВГУ на тему «Патриотическое воспитание молодёжи» (27 апреля); творческая встреча с Юрием Михайловичем Анохиным, Героем России, кавалером трех орденов Мужества, полковником спецназа МВД России, выпускником юридического факультета ВГУ (17 марта) и др.

5. Важное педагогическое значение имеют мероприятия, посвященные истории альма-матер. На юридическом факультете ВГУ в этом направлении ведется большая работа.

С подачи декана юридического факультета ВГУ, профессора Юрия Николаевича Старилова открыта картинная галерея деканов и профессоров юрфака (в 2016 г.)17.

На протяжении ряда лет по инициативе Ю. Н. Старилова издаются брошюры из серии «Библиотека студента-первокурсника юридического факультета ВГУ»18. В связи с этим вспоминаются слова В. А. Сухомлинского, обращенные к молодому поколению: «Незаменимым источником знаний и неисчерпаемым источником твоего духовного богатства является книга. Создавай свою библиотечку. Умей не только читать, но и перечитывать. Чтение - это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, волн»19.

Становится доброй традицией лекция Юрия Николаевича на тему «Вклад первого декана юридического факультета ВГУ профессора Льва Адамировича Шалланда в теорию конституционного контроля (конституционной юстиции)»20. В 2022 г. она была прочитана дважды: ко дню рождения юридического факультета и ко дню

17 См. об этом: Старилов Ю. Н. Отчет декана о работе юридического факультета ВГУ в 2015/2016 учебном году. Воронеж, 2016. С. 8 ; Его же. Отчет декана о работе юридического факультета ВГУ в 2016/2017 учебном году. Воронеж, 2017. С. 10 ; Его же. Отчет декана о работе юридического факультета ВГУ в 2017/2018 учебном году. Воронеж, 2018. С. 35.

18 См.: ШершеневичГ. Ф. О чувстве законности : публичная лекция, читанная 10 марта 1897 г. / ввод. зам. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2018. 36 с. ; Реформа на века : к 155-летию Судебной реформы 1864 года в России / сост.: Д. В. Зотов, Ю. Н. Старилов, Г. В. Стародубова, А. Ю. Астафьев. Воронеж, 2019. 42 с.

19 Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. С. 118.

20 Лекция на основе опубликованной в 1905 г. статьи профессора Л. А. Шалланда «Верховный Суд и конституционные гарантии» (прим. авт.)

воссоздания юридического факультета в ВГУ в 1958 г., а также включена в план мероприятий, посвященных празднованию 105-летия юридического факультета ВГУ в 2023 г.

Сегодня Воронежский государственный университет - это крупнейший центр подготовки юристов в Российской Федерации. История ВГУ и его юридического факультета богата запоминающимися датами и событиями, славным профессорско-преподавательским составом и замечательными студентами. Чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы студенты осознавали -новейшая история факультета пишется ежедневно в том числе и каждым из них, им важно рассказывать о прошлом их альма-матер. Моим вкладом в изучение и популяризацию истории Воронежского государственного университета и его юридического факультета являются более двадцати публикаций, в том числе две книги: «Юридический факультет Воронежского государственного университета: в начале пути. 1918» (Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. 136 с.) и «Перешагнув рубеж столетья...» (Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2022. 242 с.), приуроченные к 100-летнему и 105 -летнему юбилеям университета и факультета соответственно.

6. Помимо предусмотренных учебным планом форматов обучения, таких как аудиторные учебные занятия (лекции и практические занятия), подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ, существуют иные: юридическая клиника, студенческое научное общество, конкурсы, заседания научных студенческих кружков, игровые учебные процессы, студенческие научные и дискуссионные клубы, студенческие дебаты и т. д.

Относительно новый формат научной, практической и образовательной деятельности на юридическом факультете ВГУ представляют собой Центр избирательного права и процесса, Научно-образовательный центр юридической антропологии и конфликтологии, Центр правовых инноваций и примирительных процедур ВГУ.

На заседании ученого совета юридического факультета ВГУ, состоявшемся 26 мая 2023 г., была одобрена инициатива кафедры конституционного и муниципального права по присвоению имени профессора Виктора Степановича Основина участковой избирательной комиссии № 1408, работающей во время проведения выборов в здании юридического факультета Воронежского государственного университета.

7. Большое педагогическое значение имеют ежегодные встречи декана юридического факультета Ю. Н. Старилова со студентами. Целью таких встреч является возможность непосредственного общения обучающихся с представителями деканата, а также вручение грамот и благодарностей за достижения в научной, учебной и иных сферах.

В жизни каждого студента есть два собрания, которые играют важную роль в деле приобщения к истории и традициям юридического факультета ВГУ и запоминаются навсегда. Первое собрание знаменует начало учебы: 1 сентября каждому первокурснику его студенческий билет передает лично декан юридического факультета. Второе собрание посвящено завершению учебы, каждому выпускнику Ю. Н. Старилов вручает диплом. Фотографии на память, незабываемые эмоции, волнение перед новым этапом в жизни.

После окончания университета многие выпускники проводят свои встречи в стенах корпуса юридического факультета, их с теплом встречает декан факультета, он рассказывает о том, как сейчас живет факультет, о планах и достижениях. На память об этих встречах их участникам традиционно вручают сувенирную продукцию с символикой факультета, книги о его истории. Юрфак гордится своими выпускниками и с глубочайшим уважением относится к ним, они - часть большой и дружной семьи профессионалов, воспитанных факультетом (в честь выдающихся выпускников в 2022 и 2023 гг. изданы «Календари выпускников»).

8. Педагогическую функцию выполняет символика юридического факультета ВГУ. Девиз «Обучение на юридическом факультете ВГУ - гарантия успеха в профессии юриста и признания экспертным сообществом!» был предложен деканом Ю. Н. Стариловым. Он ориентирует абитуриентов, студентов и выпускников на достижение самых высоких профессиональных вершин. Знак разработан в 1998 г., в качестве обязательных элементов были предложены открытая книга и фигура богини Фемиды, олицетворяющей в древнегреческой мифологии правосудие. Знак изображен на штампе и бланке юридического факультета ВГУ, а также размещен на фасаде корпуса.

К 100-летию юридического факультета ВГУ в 2018 г. был снят кинофильм, посвященный истории и современности факультета.

9. Неоспоримое педагогическое значение имеют практики - учебная и производственная. Практико-ориентированная направленность отечественного юридического образования как тенденция возникла в середине XIX в. В 1855 г. видный цивилист, профессор Дмитрий Иванович Мейер21 опубликовал монографию «О значении практики в системе современного юридического образования», в которой он выразил свою педагогическую позицию: «Смеломожно сказать, что при устранении практической стороны в образовании юридическом самая обширная и стройная чисто теоретическая система обращается в великолепную фантасмагорию, которая именно тем опаснее для дела цивилизации, чем величавее размеры системы, ибо, с одной стороны, кажется, что все сделано, чтобы просветить будущего юриста и создать из него надежное орудие правосудия, деятельного вещателя непреложных юридических истин; с другой стороны, усматривается, что все умственные и нравственные сокровища, которыми щедрой рукой наделила его наука, напутствуя на практическое поприще, на первых же порах рассыпаются, и новобранец-практик остается разве при нескольких громких фразах, при довольно высоком мнении о себе и довольно низком - о других, и вынужден за самым скудным руководством и поучением обращаться к пошлой рутине и скрепя сердце принимать от нее милостыню». Кстати говоря, именно в педагогическом труде, посвященном практике в юридическом образовании, Д. И. Мейер впервые в отечественном правоведении употребил термин «юридическая клиника»: «Это присутствие при юридических консультациях и посредническом разбирательстве и в некоторой мере участие в них»22.

21 Мейер Дмитрий Иванович (1819, Санкт-Петербург -1856, Санкт-Петербург) - доктор права (1848), педагог. Окончил Петербургский Главный педагогический институт по разряду юридических наук (1841).

С 1845 по 1855 г. преподавал в Императорском Казанском университете. В декабре 1855 г. стал профессором Императорского Санкт-Петербургского университета по кафедрам гражданского права и истории русского права, но вскоре, в январе 1856 г., умер. См. подробнее: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета : за сто лет (1804-1904) : в 2 ч. / под ред. Н. П. Загоскина. 1904. Ч. 1. С. 44-49. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01003976175?page=23 (дата обращения: 14.06.2023).

22 См.: Мейер Д. И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1856. 50 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_ 003572771 (дата обращения: 12.06.2023).

Вот что об этом написано в Биографическом словаре профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (с. 47): «Убежденный в необходимости облегчить студентам резкий переход от университетской науки к жизни, Мейер устраивает юридическую "клинику", где, подобно римскому юристу, в присутствии учеников дает консультации всем желающим».

В настоящее время наряду с практиками большое внимание уделяется работе по профессиональной ориентации студентов, проводятся встречи с работодателями. Большой потенциал есть у такой формы, как экскурсия, когда студенты под руководством преподавателя непосредственно посещают суды, иные органы публичной власти. Например, 8 октября 2022 г. по приглашению Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда студенты 4-го курса юридического факультета в сопровождении заместителя декана Ю. Б. Носовой посетили ознакомительную экскурсию, приуроченную к Х Всероссийскому съезду судей. Примечателен также формат практико-ориентированного обучения на юридическом факультете ВГУ, когда подготовка студентов проходит в составе следственной и прокурорской групп целевой подготовки, а также группы целевой подготовки для работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Отрадно, когда по итогам практико-ориен-тированных форм обучения студенты получают приглашения о трудоустройстве, а факультет -благодарности от работодателей за подготовку выпускников.

Юридическая педагогика - научное направление, сложившееся на стыке педагогики и юриспруденции, объединяющее в самом широком понимании знания о закономерностях передачи юридических знаний в процессе обучения и воспитания, в том числе знаний об учебно-воспитательном процессе в юридическом вузе или на юридическом факультете.

Повышение качества юридического образования во многом зависит от личности преподавателя, от того, насколько он способен наставлять в правильном направлении профессиональное развитие будущего выпускника и управлять этим процессом. Каждая эпоха ставит перед юридической педагогикой новые задачи. Каждое поколение представителей профессорско-преподавательского состава, опираясь на опыт своих предшественников, привно-

сит в юридическую педагогику новые идеи и разработки, получает новые результаты в своей работе.

Замечательно, что подавляющее большинство педагогов, работающих на юридическом факультете ВГУ, - это выпускники факультета.

Важно, чтобы новые поколения студентов и преподавателей знали о педагогах, которые заложили и развивали традицию юридического образования в Воронежском государственном университете, помнили и чтили их память. На юридическом факультете ВГУ много делается для увековечения памяти учителей: ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные жизни и творчеству педагогов, издаются публикации об их жизни и творчестве.

Декану юридического факультета ВГУ, профессору Юрию Николаевичу Старилову принадлежат такие проникновенные слова: «Каждому благодарному ученику всегда хочется сказать о своем учителе как-то особенно: самые главные слова, сердечные и искренние. К большому счастью, ученые юридического факультета очень уважительно относятся как к истории родного факультета, так и к его представителям, к известным ученым, которые внесли огромный вклад в развитие юридического факультета Воронежского государственного университета»2Ъ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

Вельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике) // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С.27-37.

Вельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в системе образовательных отношений // Юридическое образование и наука. 2009. № 2. С. 25-35.

Долматов А. В., Долматова Л. А. Юридическая педагогика : учеб. пособие. СПб. : СЮА, 2019. 236 с.

Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. М. : Норма, 2008. 432 с.

Мейер Д. И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань : Тип. Университета, 1856. 50 с.

ПляйсЯ., Эскиндаров М. Как преподавать в вузе «Основы российской государственности» // Рос. газета. 2023. 2 мая.

Реформа на века : к 155-летию Судебной реформы 1864 года в России / сост.: Д. В. Зотов,

23 Старилов Ю. Н. Из публикаций последних лет : воспоминания, идеи, мнения, сомнения... : сб. избр. науч. тр. Воронеж, 2010. С. 30.

Ю. Н. Старилов, Г. В. Стародубова, А. Ю. Астафьев. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2019. 42 с.

Старилов Ю. Н. Отчет декана о работе юридического факультета ВГУ в 2015/2016 учебном году. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. 97 с.

Старилов Ю. Н. Отчет декана о работе юридического факультета ВГУ в 2016/2017 учебном году. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017. 125 с.

Старилов Ю. Н. Отчет декана о работе юридического факультета ВГУ в 2017/2018 учебном году. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018. 139 с.

Старилов Ю. Н. Из публикаций последних лет : воспоминания, идеи, мнения, сомнения... : сб. избр. науч. тр. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. 636 с.

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М. : Педагогика, 1990. 288 с.

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 2 / с ввод. ст. и примеч. В. Я. Струминского. М. : Государственное учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 470 с.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. Т. 6. 447 с.

Шершеневич Г. Ф. О чувстве законности : публичная лекция, читанная 10 марта 1897 г. / ввод. замеч. Ю. Н. Старилова. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018. 36 с.

References

Belsky K. S., Zaitseva L. A. Pedagogical process in a law school (a cycle of materials on university pedagogy) // Legal education and science. 2009. No. 1. P. 2737.

Belsky K. S., Zaitseva L. A. Pedagogical process in the system of educational relations // Legal education and science. 2009. No. 2. P. 25-35.

Dolmatov A. V., Dolmatova L. A. Legal Pedagogy. Textbook. St. Petersburg : SUA, 2019. 236 p.

Levitan K. M. Legal pedagogy: textbook. Moscow : Norma, 2008. 432 p.

Meyer D. I. On the importance of practice in the system of modern legal education. Kazan : University Printing Office, 1856. 50 p.

Plyays Ya., Eskindarov M. How to teach at the university "Fundamentals of Russian statehood" // Rossiyskaya Gazeta. 2023. May 2.

Reform for the ages: to the 155th anniversary of the Judicial Reform of 1864 in Russia / comp.: D. V. Zotov, Yu. N. Starilov, G. V. Starodubova, A. Yu. Astafiev. Voronezh : VSU Publishing House, 2019. 42 p.

Starilov Yu. N. Dean's report on the work of the Faculty of Law of VSU in the 2015/2016 academic year. Voronezh : VSU Publishing House, 2016. 97 p.

Starilov Yu. N. Dean's report on the work of the Faculty of Law of VSU in the 2016/2017 academic year. Voronezh : VSU Publishing House, 2017. 125 p.

Starilov Yu. N. Dean's report on the work of the Faculty of Law of VSU in the 2017/2018 academic year. Voronezh : VSU Publishing House, 2018. 139 p.

Starilov Yu. N. From publications of recent years: memories, ideas, opinions, doubts... : a collection of selected scientific papers. Voronezh : Voronezh State University Publishing House, 2010. 636 p.

Sukhomlinsky V. A. How to raise a real person : (Ethics of communist education). Pedagogical heritage / comp. O. V. Sukhomlinskaya. Moscow : Pedagogy,

1990.288 p.

Ushinsky K. D. Selected pedagogical works / with an introductory article and notes by V. Ya. Struminsky. T. 2. Moscow : State Educational and Pedagogical Publishing House of the People's Commissariat of Education of the RSFSR, 1939. 470 p.

Ushinsky K. D. Collected works. Moscow : Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1949. T. 6. 447 p.

Shershenevich G. F. On the sense of legality : a public lecture given on March 10, 1897 / introductory remarks by Yu. N. Starilova. Voronezh : VSU Publishing House, 2018. 36 p.

Воронежский государственный университет Сазонникова Е. В., доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права

E-mail: sazon75@mail.ru

Поступила в редакцию: 10.04.2023

Для цитирования:

Сазонникова Е. В. О юридической педагогике в высшей школе: вопросы теории и практики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 2 (53). С. 7-16. DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/2/7-16.

Voronezh State University Sazonnikova E. V., Doctor of Legal Sciences, Professor of the Constitutional and Municipal Law Department

E-mail: sazon75@mail.ru

Received: 10.04.2023

For citation:

Sazonnikova E. V. Abozut legal pedagogy in higher education: questions of theory and practice // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 2 (53). P. 7-16. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2023/2/7-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.