Научная статья на тему 'Подготовка юридических кадров: воспитательная и антикоррупционная составляющие'

Подготовка юридических кадров: воспитательная и антикоррупционная составляющие Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / TRAINING OF LEGAL PERSONNEL / ANTI-CORRUPTION LEGAL CONSCIOUSNESS / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров А. В., Горбатова М. К.

Анализируются воспитательная и антикоррупционная составляющие подготовки студентов в высших учебных заведениях по специальности (направлению подготовки) «Юриспруденция», возможные пути их модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петров А. В., Горбатова М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF LEGAL PERSONNEL: EDUCATIONAL AND ANTI-CORRUPTION COMPONENTS

The authors analyze educational and anti-corruption components of the training of legal personnel in higher education institutions, and ways of its modernization.

Текст научной работы на тему «Подготовка юридических кадров: воспитательная и антикоррупционная составляющие»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 6 (1), с. 263-269

263

УДК 34.001.92

ПОДГОТОВКА ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

© 2009 г. А.В. Петров, М.К. Горбатова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского marina_gorbatova@mail.ru

Поступоли вредикцою 27.10.2009

Анализируются воспитательная и антикоррупционная составляющие подготовки студентов в высших учебных заведениях по специальности (направлению подготовки) «Юриспруденция», возможные пути их модернизации.

Ключевые слови: подготовка юридических кадров, антикоррупционное правосознание, высшие учебные заведения.

После разрушительного периода 90-х годов в развитии России начался период созидания, когда на уровне власти и гражданского общества постепенно стала осознаваться необходимость существования России как единого государства, основанного на мощной современной экономике, гармонизированного в социальном отношении, сохраняющего и развивающего национальную российскую культуру, играющего ключевую роль на мировой арене. Этот подход требует укрепления правовых начал в функционировании общества, которые были принципиально не нужны в деструктивный период, перехода на новый уровень развития всех элементов правовой его системы.

В развитии и функционировании правовой системы страны особую роль играет страта профессиональных юристов. Это достаточно концентрированная группа людей, которая непосредственно или опосредствованно определяет основные параметры правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечивает реализацию режима законности и охрану правопорядка, составляет основную массу работников различного рода юридических органов. Юрист-профессионал - ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов. Переход правовой системы на новый уровень, по сути, определяется степенью подготовленности к этому профессиональных юридических кадров.

Российская система подготовки профессиональных юридических кадров имеет давнюю историю, сложившиеся традиции. Она, в целом, обеспечивала высококвалифицированными кадрами ключевые области правотворческой и правоприменительной деятельности. В современ-

ной России подготовка юридических кадров осуществляется в специализированных институтах, академиях и классических университетах. При этом университетская подготовка всегда отличалась фундаментальностью, разносторонностью и высочайшим уровнем качества.

Особенности современного этапа подготовки юридических кадров нельзя адекватно оценить вне понимания тенденций развития системы высшего профессионального образования в стране. К таким тенденциям следует отнести прежде всего резкий количественный рост контингента обучающихся в системе высшего профессионального образования. С 1993 года количество вузов в России с филиалами выросло с 871 до почти 3500. Численность студентов за тот же период выросла с 2.5 млн до 7.6 млн. На 1000 человек в России сегодня приходится 52 общающихся в вузах. Это один из самых высоких показателей в мире.

Прирост объема обучающихся произошел главным образом за счет развития внебюджетных форм обучения. В 1995 году доля внебюджетных студентов в вузах составляла 8.6%, в 2000 году она уже равнялась 34.4%, в 2005 году превысила 50%. В настоящее время доля внебюджетных студентов в вузах приближается к 60%. Этот рост осуществлен в подавляющей части за счет государственных вузов, где обучается 85% всех студентов.

К новым тенденциям в системе высшего профессионального образования следует также отнести: расширение спектра направлений подготовки; разнообразие содержания образовательных программ; разнообразие видов и форм подготовки обучающихся; динамизм системы образования и др. [1, 2].

Эти тенденции характерны и для высшего юридического образования. В настоящее время в России подготовку по юридической специальности осуществляют 1211 образовательных учреждений, из них 542 государственных вуза и 669 негосударственных вузов. Для сравнения укажем, что в СССР юристов готовили всего 52 вуза, и все они были государственные. В вузах России по программам высшего юридического образования обучается около 740 тысяч студентов. Это составляет почти десятую часть всех студентов вузов России [2-7].

Развитие юридического образования в рамках отмеченных тенденций сопровождалось рядом негативных процессов. К ним следует отнести:

• неадекватный реальным потребностям общества рост численности студентов, обучающихся на юридической специальности;

• подготовку значительной части студен-тов-юристов в непрофильных вузах, чего ранее просто не было;

• существенное расширение заочных форм обучения по сравнению с очными формами;

• сосредоточение значительного контингента студентов-юристов на филиалах, что ранее носило ограниченный характер;

• превалирование внебюджетной основы обучения над бюджетной и размывание государственного характера подготовки юристов.

Особо следует отметить непропорциональный рост контингента студентов по сравнению с численностью научно-педагогических кадров вузов, осуществляющих подготовку по юридической специальности. Если в целом по системе высшего образования количество студентов, приходящихся на одного преподавателя, увеличилось в 2 раза, то по юридической специальности оно увеличилось в 2.5-3 раза.

В совокупности негативные элементы в развитии высшего юридического образования выразились в заметном снижении его качества. Не затронув глобально несколько десятков ведущих вузов страны, осуществлявших подготовку юридических кадров еще в советское время, снижение качества образования стало в целом массовым. Страна постепенно наполняется «специалистами», формально имеющими диплом юриста, но неспособными профессионально грамотно осуществлять практическую юридическую деятельность и эффективно работать в системе юрисдикционных органов.

Понятно, что за падением качества юридического образования неизбежно последует падение уровня самой правоприменительной деятельности. Не случайно проблеме качества подготовки юристов были посвящены недавние

крупные совещания в Прокуратуре Российской Федерации и Министерстве юстиции Российской Федерации, им всерьез занялись на самом высшем уровне руководства страны [8].

В формировании профессионального юриста в процессе юридического образования обратим внимание на его двоякую роль по отношению к правовой культуре общества [2, 9-20]. Юридическое образование - это прежде всего процесс передачи студентам научных правовых знаний. Они не просто транслируются в процессе обучения, а аккумулируются, перерабатываются исходя из задач образовательного процесса, организуются в формы, необходимые для усвоения обучающимся мышлением. Таким же образом в процессе обучения происходит передача навыков и опыта профессиональной юридической деятельности, накопленных в процессе ее функционирования.

Юридическое образование выступает здесь как самостоятельная активная часть правовой культуры, создающая ее особые элементы и являющаяся одним из главных каналов передачи правовой культуры от одного поколения профессиональных юристов к другому. Эрозия юридического образования, отмеченная ранее, неизбежно приводит к нарушению этой основной функции юридического образования. Профессиональная правовая культура начинает воспроизводиться в урезанном и искаженном виде.

Второй аспект влияния юридического образования на профессиональную правовую культуру заключается в одновременном формировании общечеловеческих и профессиональных качеств юриста как личности. Процесс правового воспитания, в отличие от обучения, направлен не на развитие интеллекта как такового, а на ориентацию студента в системе основных социальных ценностей, как в целом, так и в сфере профессиональной юридической деятельности.

Правовое воспитание, выходя за сугубо профессиональные рамки, состоит в целостном подходе к личности. Оно содержательно включает гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни и др. Здесь используются особые формы: беседы со студентами, встречи с выдающимися людьми, личный пример, привлечение студентов к общественно значимым акциям, к донорству и благотворительности, организация работы по социальному проектированию и др. Его важной составляющей является направление противодействия деструктивному поведению

студентов, в том числе наркомании, пьянству, хамству и др.

Отметим, что негативные процессы, проявившиеся в системе высшего профессионального юридического образования, особенно болезненно отразились именно на воспитательной составляющей. Этой стороной образования отчасти вообще перестали заниматься, а там, где эта работа сохранилась, она явно ушла на второй план, как в силу материальных, так и идеологических причин. Процесс усугубился рядом факторов общесоциального характера, определивших иной психологический настрой студенческой молодежи, среди которых:

• остающийся низким уровень обеспеченности значительной части населения страны и достигшее значительных размеров расслоение российского общества по имущественному признаку;

• отсутствие в течение длительного времени четкой, финансово обеспеченной и последовательно реализуемой государственной политики по отношению к молодому поколению страны;

• потеря значительной частью молодежи, в том числе студенческой, идеологических ориентиров, вследствие прекращения организованной деятельности в этом направлении;

• заполнение идеологического вакуума примитивными, бездуховными и, подчас, открыто выраженными криминальными заменителями.

Правовое воспитание включает в себя наряду с общечеловеческими формирование совокупности качеств, которые составляют особенные стороны личности профессионального юриста. Основные требования к этой стороне образования наиболее полно отражены в государственном стандарте. В действующем стандарте по специальности «Юриспруденция» указано, что юрист должен:

• обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью,

• профессиональной этикой, правовой и психологической культурой,

• глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина,

• высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений,

• чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело,

• принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты,

• необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений,

• чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности [21].

Проект нового образовательного стандарта бакалавра и магистра юриспруденции устанавливает уже иной перечень требований, как в количественном, так и качественном отношении [22]. В соответствии с ним в области воспитания личности целью ВПО является:

• формирование у обучающихся следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм;

• глубокое уважение к закону и идеалам правового государства;

• чувство профессионального долга;

• организованность; коммуникативность;

• толерантность; общая культура.

Обратим внимание на очевидное снижение

требований к личностным характеристикам профессионального юриста и подумаем, не является ли эта тенденция недооценкой задачи правового воспитания в процессе профессионального юридического образования и отражением общего кризиса в профессиональном юридическом образовании?

Укажем на некоторую расплывчатость и даже абсурдность ряда требований проекта. Например, что означает для юриста глубокое уважение к закону? Это позиция стороннего наблюдателя. Профессионал-юрист должен не просто уважать законы, а профессионально обеспечивать формирование и точное применение законодательства в соответствии с задачами российского общества и государства. Он должен сам свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, другие законы и быть в этом плане примером для других людей.

Или - чувство профессионального долга. Юрист, как и другой работник, должен не столько чувствовать, сколько безусловно исполнять свои профессиональные обязанности. В представленном в стандарте виде это очень напоминает одного из героев бессмертного произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», который, обворовывая дом престарелых, постоянно испытывал чувство стыда. Это и предлагается воспитывать у профессиональных юристов?

Важно отметить то, чего в проекте стандарта нет. Например, отсутствие для юриста требования основывать все свои профессиональные действия на Конституции представляется наиболее ярким выражением его ущербности. Наконец - отсутствие требований для юриста в

отношении правонарушений. Речь не может идти, как в действующем стандарте, о чувстве нетерпимости к правонарушениям. Юрист должен не чувствовать, а быть нетерпимым к правонарушениям, а система образования должна воспитывать его в таком духе.

Особо остановимся на проблеме, которая стала явно актуальной для России, в том числе для системы юрисдикционных органов, и о которой в действующем стандарте и проекте отсутствует даже упоминание, - о воспитания нетерпимого отношения к коррупции.

Коррупция, как и стремление противодействовать ей, возникли, видимо, вместе с самой системой власти. По крайней мере, упоминания

о правовом запрете коррупции можно найти в самых ранних источниках права. Параметры коррупции как социального явления достаточно полно определяются в современной литературе, в том числе и в юридической [23-29]. Не давая оценок имеющимся определениям коррупции и различиям широкого и узкого понимания ее содержания, сформулируем для себя операционное определение. Коррупция - это использование служебных полномочий лицами, наделенными властными функциями, с целью получения от других лиц незаконного материального вознаграждения.

Причины коррупции достаточно многообразны и лежат в плоскости взаимоотношений гражданского общества и государства. В системе причин можно выделить объективные составляющие, к которым относятся неразвитость системы социально-экономических отношений в стране; отсутствие зрелых институтов гражданского общества, способных на равных взаимодействовать с государством; сосредоточение в руках государственного аппарата значительной части административных и финансовых ресурсов.

Это такое состояние социальной системы, когда любое более или менее значимое действие может быть совершено только с согласия государственных структур, когда любое лицо, наделенное публичными полномочиями, может без всяких вразумительных оснований проверять деятельность частных лиц. Основная причина коррупции - в наличии искаженных форм взаимодействия гражданского общества и государства, которые следует выявлять, основываясь на серьезном объективном анализе, и корректировать.

Вторая группа причин коррупции коренится в общественном, групповом и индивидуальном сознании, когда коррупция воспринимается как неизбежное и в целом допустимое состояние взаимодействия между гражданским обществом

и государством. Социологические исследования показывают именно такое состояние массового сознания в России, что связано с историческими и актуальными процессами, определившими доминирование государственного аппарата в системе социальных взаимосвязей.

Возрастание масштабов коррупции в России и понимание того, что коррупция не только серьезно препятствует продуктивному развитию российского общества, но и становится прямой угрозой национальной безопасности, обусловило принятие ряда решительных мер по противодействию коррупции. Приняты специальные законодательные акты, в том числе:

• Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;

• Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

• Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568);

• Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»;

• Приказ Генеральной прокуратуры РФ от

1 октября 2008 г. № 196 «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2007 г. № 141 «Об утверждении Программы противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России»;

• Приказ Федерального агентства по образованию от 26 сентября 2008 г. № 1320 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в деятельности Федерального агентства по образованию»;

• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 31 августа 2007 г. № 1988 «Об утверждении Положения о Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по реализации программы противодействия коррупции».

Акты о противодействии коррупции принимаются на уровне региональных государственных структур. Так, в Нижегородской области приняты: Закон Нижегородской области от 7 марта 2008 г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области»; Указ Гу-

бернатора Нижегородской области от 24 сентября 2008 г. № 43 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти Нижегородской области».

По оценкам социологов, сфера профессиональной деятельности юристов, особенно правоохранительных органов, оказывается в современном обществе на одном из первых мест, уступая только коррупционности исполнительной власти. Трагедия ситуации заключается в том, что именно профессионалы-юристы должны в первую очередь бороться с коррупцией.

Несмотря на правильность и очевидную необходимость мер, принимаемых государством по борьбе с коррупцией в системе юрисдикционных органов, ситуация не может быть исправлена только административными способами. Состояние системы определяют люди, точно так же, как система определяет их сознание. Разорвать этот с1гси1ш vitiosus можно лишь создавая в стране систему антикоррупционного воспитания, которая должна охватывать все социальные институты, формирующие качества личности как человека и профессионала. Ключевая роль в этой системе принадлежит профессиональному образованию.

Изучение состояния антикоррупционного воспитания при подготовке профессиональных юридических кадров показывает, что в вузах на сегодняшний день отсутствует системная работа в этом направлении. Более того, в системе профессионального юридического образования действует ряд факторов, которые способствуют развитию профессионального правосознания юристов как раз в противоположном направлении.

Во-первых, на состояние антикоррупционного правосознания студентов-юристов прямо влияют факторы, определяющие негативные тенденции в профессиональном юридическом образовании. Некачественное юридическое образование, профанация образования как такового, реальная возможность получить диплом о высшем профессиональном юридическом образовании фактически не учась - это особо питательная среда для формирования коррупционного правосознания.

Во-вторых, вузовская система сама в определенной степени подвержена коррупции, которая не носит таких масштабов, как в собственно государственном аппарате, но по характеру представляет даже более серьезную угрозу для общества. Дело в том, что атмосфера коррупционности в вузе, создаваемая даже одним преподавателем из сотни, порождает нормальное отношение к коррупции у тысячи студентов.

В-третьих, вузовская организация, в том числе в области воспитательной работы, не имеет на

сегодняшний день отработанных механизмов и структур проведения антикоррупционного воспитания. В сознании вузовских управленцев есть и фактор недооценки воспитательной работы в этом направлении, и упование на то, что для решения проблем коррупции достаточно системы превентивных и карательных мер.

Направленность на преодоление этих проблем создает благоприятную среду для ведения продуктивной работы по формированию антикоррупционного правосознания студентов-юри-стов, которая должна осуществляться в формах, учитывающих специфику студенчества. Начальным компонентом этой работы должно стать формирование, принятие и реализация программы антикоррупционного воспитания студентов-юристов как раздела плана воспитательной работы вуза. Такая программа, как представляется, могла бы включать в себя перечисленные ниже направления работы.

1. Разработка и включение в учебные планы специальных курсов антикоррупционной направленности, например таких, как антикоррупционное законодательство или система юридической ответственности за коррупцию и др.

Сюда же относится разработка и внедрение курсов, способствующих формированию правильных ориентиров в правосознании студентов, например таких, как этика профессиональной юридической деятельности, мораль и право в правоприменительной деятельности и др.

2. Систематическое информирование сту-дентов-юристов о реально ведущейся борьбе с коррупцией, юридической ответственности за совершение коррупционных действий, о разрушительных последствиях коррупции для профессиональной карьеры конкретных лиц.

Такое информирование должно осуществляться при активном участии в нем структур в системе юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, внутренних дел и др.), отвечающих за внутреннюю безопасность.

3. Организация акций антикоррупционной направленности, например таких, как «Юристы против коррупции», и привлечение к активному участию в них максимально возможного числа студентов-юристов.

В ходе проведения таких акций студенты под управлением модераторов могли бы обмениваться представлениями о причинах и характере коррупции, наиболее распространенных ее формах, разрушительных последствиях коррупции для правоохранительных органов, средствах противодействия коррупционным проявлениям, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных действий и т.п.

4. Развертывание доступных на уровне вуза или юридического факультета форм пропаганды действий антикоррупционной направленности.

В рамках этого направления могли бы создаваться специальные рубрики в газетах и других вузовских средствах массовой информации, изготавливаться и распространяться листовки с призывами антикоррупционной направленности, создаваться и распространяться на электронных носителях видеоролики о борьбе с коррупцией, изготавливаться майки, значки, блокноты с надписями против коррупции и др.

5. Действенной формой пропаганды могло бы стать формирование специального антикоррупционного сайта, где студенты получали бы информацию о действующем законодательстве по борьбе с коррупцией, о проводимых в вузе мероприятиях по антикоррупционному воспитанию. В рамках этого сайта студенты могли бы обмениваться мнениями о состоянии коррупции и эффективности антикоррупционных действий.

Конечно, только данными мерами не может быть исчерпано многообразие форм воспитательной работы со студентами, в том числе по формированию антикоррупционного правосознания. Важно, однако, эту работу начинать, понимая, что стратегически именно она является ключевой для качественного изменения отношения к коррупции.

Список литературы

1. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Черты нового / Руководитель авторского коллектива Р.Г. Стронгин. Н. Новгород,

2006.

2. Петров А.В., Горбатова М.К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.

3. Петров А.В., Горбатова М.К. Высшее юридическое образование: проблемы современного развития. Юридическая наука, образование и практика: актуальные вопросы. Сборник научных статей. Выпуск 2. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос-университета, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Марченко М.Н. Проблемы юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2005. № 1.

5. Кропачев Н.М., Попондопуло В.Ф., Филиппова М.В., Шевелева Н.А. Система высшего юридического образования в России: состояние и перспективы развития // Правоведение. 2004. № 5.

6. Кропачев Н.М., Хохлов Е.В. Юридическое образование в России: выбор пути // Правоведение. 2003. № 2.

7. Малько А.В., Афанасьев С.Ф. Интеграция юридического образования и науки как основное направление российской образовательной политики // Право и образование. 2005. № 3.

8. План мероприятий по совершенствованию высшего юридического образования на 2009-2011 учебные годы, утвержденный министром образования и науки РФ.

9. Петров А.В., Горбатова М.К. Юридическое образование как элемент правовой культуры общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 3. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007.

10. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития // Дис... канд. юрид. наук: 12.00.01. Чебоксары, 2004. С. 30.

11. Аграновская Е.Б. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

12. Русинов Р.К., Семитко А.П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997.

13. Червонюк В.И. Теория государства и права. М., 2007. С. 466.

14. Карташов В.Н. Юридическая практика в правовой системе общества. В кн.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. М., 1998.

15. Бельский К.Т. Социалистическое правосознание: диалектика формирования и развития. Ярославль, 1979.

16. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.

17. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1987.

18. Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения (философско-методологический очерк). Киев, 1976.

19. Щегорцев В.А. Социология правосознания. М., 1981.

20. Теория государства и права / Под ред. В.Я. Кикотя и В.В. Лазарева. М., 2008. С. 443-452.

21. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 «юриспруденция», утвержденный приказом Министерства образования РФ 2 марта 2000 года № 686 // Юридическое образование и наука. 2000. № 1.

22. Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://mon.gov.ru/press/news/6295/)

23. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты. Автореферат дис... докт. юрид. наук. Москва, 2009.

24. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 6 (351). 2008.

25. Талапина Э.В. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. № 6. 2006.

26. Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. № 5. 2007.

27. Трикоз Е.Н., Цирин А.М. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. № 9. 2007.

28. Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. № 2.

2007.

29. Цирин А.М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. № 3. 2009.

TRAINING OF LEGAL PERSONNEL: EDUCATIONAL AND ANTI-CORRUPTION COMPONENTS

A. V. Petrov, M.K. Gorbatova

The authors analyze educational and anti-corruption components of the training of legal personnel in higher education institutions, and ways of its modernization.

Keywords: training of legal personnel, anti-corruption legal consciousness, higher education institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.