© Гаврилов Д.А., 2012
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 340.1 ББК 67.0
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» В МАГИСТРАТУРЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Д.А. Гаврилов
Статья посвящена отдельным фундаментальным проблемам преподавания дисциплины «Актуальные проблемы теории государства и права» лицам, обучающимся в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция». Данная проблема приобрела новое звучание в связи с принятием нового образовательного стандарта высшей школы и требует новых методов решения в современных условиях.
Ключевые слова: интегративное знание, актуальные проблемы юридической науки, классическая методология, прецеденты толкования, юридическая практика.
14 декабря 2010 г. подписан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N° 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) “магистр”)» [1].
Принятие этого документа послужило нормативной основой для существенного изменения содержания и направленности основной образовательной программы магистратуры по юриспруденции. Дело обстоит не только в необходимости совместить потребности национальной системы высшего юридического образования с Болонским процессом, а в
том, чтобы модернизировать процесс подготовки специалистов высшей квалификации по юридической профессии - магистров права.
Как следует из пункта 4.1 стандарта, область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
Пунктом 4. 3 предусмотрено, что магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности: а) правотворческая; б) правоприменительная; в) правоохранительная; г) экспертно-консультационная; д) организационно-управленческая; е) научно-исследовательская; ж) педагогическая. В соответствии с требованиями времени конкретные виды профессиональной деятельности магистра согласовываются не только с вузом, но и с объединениями работодателей.
В рамках каждого вида профессиональной деятельности определен свой круг профессиональных задач. Например, для сферы правотворчества - это подготовка нормативных правовых актов и т. п.
Обращает на себя внимание то, что проведение научных исследований, образование и воспитание в сфере права не составляют самостоятельного объекта профессиональной деятельности будущих магистров, хотя именно на этих видах деятельности лежит основная доля ответственности за формирование профессиональных и деловых качеств юриста. Приоритетными формами занятости юристов провозглашаются правореализационная и правоохранительная деятельность.
Новым требованием в государственном стандарте является положение о том, что в результате освоения основных образовательных программ магистратуры выпускник должен обладать совокупностью общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (раздел 5). При этом основными задачами обучения в магистратуре объявляются осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1), обладание способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2).
Основная образовательная программа магистратуры включает в себя, помимо прочего, общенаучный и профессиональный циклы. Дисциплина «Актуальные проблемы теории государства и права» находится в разделе «Профессиональный цикл», а знания, умения и навыки по этой дисциплине определяются вузом на основании решения кафедры, отвечающей за реализацию программы.
Отмеченные обстоятельства налагают на преподавателя, ведущего занятия с магистрантами по актуальным проблемам теории государства и права, особые обязанности по совершенствованию процедур проведения учебных занятий, тщательному подбору эмпирического и теоретического материала для эффективного осуществления правового воспитания и преподавания соответствующей
юридической дисциплины. Данные усилия необходимо сконцентрировать по следующим ведущим направлениям:
1. Освещение тематики курса «Актуальные проблемы теории государства и права» не представляется возможным, в том числе в современных условиях, без расширенных и углубленных знаний, умений и навыков применения методологий правовой науки. Несмотря на наличие этого условия в качестве требуемого результата изучения базовой части общенаучного цикла, оно в полной мере распространяется на обучение по профессиональному циклу. Это свидетельствует о том, что, наряду с традиционной диалектико-материалистической методологией, для целей обслуживания потребностей и нужд юридической практики необходимо шире и интенсивнее привлекать материал и достижения неклассических методологических систем: синергетики, герменевтики, математики, юрислингвистики, концептологии, коммуникации и т. д. Именно в сферах практического приложения способностей юриста данные методологии выражают и проявляют свой познавательный потенциал.
Магистрант должен иметь в виду, что развитие законодательства, юридической науки и практики происходит сегодня в виде более сложных траекторий, когда подготовка проектов правовых актов осуществляется методом «проб и ошибок». Она зачастую основана на краткосрочных и локальных потребностях приведения правовой системы в упорядоченное состояние в условиях хаоса, недостаточной гармонизации и неуравновешенности, свойственных современному праву. Это придает процессу изучения актуальных проблем теории государства и права явно выраженный синергетический эффект.
При рассмотрении вопросов разработки нормативных правовых актов и их применения в конкретных сферах юридической деятельности возрастает роль юридической герменевтики. Причем появилось даже самостоятельное научное направление - юрислин-гвистика, занимающееся трактовкой смысла юридических текстов, задающее правила их понимания, объяснения и интерпретации [7]. Познавательная роль герменевтической методологии ценна тем более, чем в большей
степени мы вынуждены адаптировать право к динамично развивающимся общественным отношениям и осуществлять это посредством толкования, конкретизации, аналогии и других логико-понятийных операций. Магистрант должен видеть, что герменевтика и вызванная ею к жизни проблема смыслопорождения в праве - это попытка объяснить повышенное значение судебной практики в Российской Федерации, выявить ее основные формы: прецеденты толкования, прецеденты применения, пра-воположения и деловые обыкновения [2, с. 116]. Сказанное относится и к операциям «герменевтического круга», подстановки себя на место автора и читателя и т. д.
Особое внимание при подготовке учебных занятий следует посвятить постнеклас-сическим методологиям интегративного типа: концептологии [4], теориям правовой коммуникации и диалога [6; 8], сетевого права [5, с. 423] и др. Сейчас развитие юридического научного знания идет по тому пути, что каждая модель правопонимания пытается объявить себя «универсальной», «интегративной» и т. д. В процессе обучения важно указать магистранту, что формирование и совершенствование методологии юридического познания идет постоянно и не может исчерпать себя выводом о «финальности» той или иной мировоззренческой системы. Согласно одной из точек зрения, весь вопрос только в том, каково направление методологических усилий: творческое обновление самой диалектики путем «приращения» к ней альтернативных познавательных процедур или же дополнение диалектики этими процедурами? И то, и другое призвано вести к одинаковому результату -совершенствованию юридической науки и развитию ее методологии [3, с. 87].
2. Важное место в процессе преподавания актуальных проблем теории государства и права принадлежит положениям нового государственного стандарта об осознании юристами высокой социальной значимости своей будущей профессии, формировании уважительного отношения к праву и закону, проявлении ими нетерпимости к коррупции и коррупционному поведению. Если с первыми двумя задачами, в целом, можно согласиться, то в отношении борьбы с коррупцией дело обстоит гораздо сложнее. В стандартах иных профес-
сий, кроме юриста, аналогичных положений не обнаруживается. Корни коррупции, как и многих других видов социального зла, лежат в системе социальных отношений, сложившихся в данном обществе. Следовательно, принятие системных мер и формулирование конкретных программных шагов в этой области -это дело всего общества. Поэтому недопустимо взваливать социальную ответственность за коррупцию и эффективность борьбы с ней только на юридическое сообщество.
На наш взгляд, участие магистранта в борьбе за «чистоту» юридической профессии как раз связано с вопросами формирования и соблюдения этики юриста. При всех обстоятельствах и условиях, в каких бы юрист не оказывался, он должен руководствоваться одной приоритетной задачей - максимально возможными законными способами защищать права личности и не предавать нравственные основы профессии. Коррупция созревает нередко там, где имеет место дефицит моральных принципов и норм. Известны случаи (их немало), когда в коррупционных схемах состоят люди достаточно обеспеченные. Казалось бы, кто их вовлекает в коррупционные отношения? Поэтому особенно при анализе проблем правосознания, правореализации, субъективных прав и юридических обязанностей, правонарушения и юридической ответственности возникает вопрос об этических способах противодействия коррупции. Следовательно, преподаватель, обучающий магистрантов по указанной дисциплине, не может стоять в стороне от данных процессов, а должен через образовательную и воспитательную деятельность принимать в них самое активное участие. Здесь при освещении общих задач курса и далее при необходимости обращается внимание магистранта на социологические и философские основания теоретикоправового знания о коррупции.
3. Несмотря на академический и формализованный характер курса «Актуальные проблемы теории государства и права», в процессе обучения магистрантов необходимо активно использовать данные официальной юридической практики, прежде всего практики конституционного правосудия. По своему значению и последствиям выводы органов конституционного правосудия о ценностных основа-
ниях, нормативной аргументации решений имеют сходство с выводами юридической доктрины и науки на уровне общеправовой теории. Это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, для магистрантов по теории права обосновать целостность теоретико-правового знания и его преимущество перед отраслевым знанием. Во-вторых, доказать, что современный юрист должен обладать широким кругозором и ориентироваться в проблемах и запросах судебной и иной правоприменительной деятельности. В-третьих, как вытекает из практики набора магистрантов в Волгоградский государственный университет, поступая в магистратуру профильной направленности по теории государства и права, бакалавр юриспруденции должен ощущать, что он делает непростой, но правильный выбор в пользу комплексного, теоретического знания о праве. В-четвертых, так как данный предмет преподается для всех магистрантов по юриспруденции, направленность и характер используемой юридической практики должны быть адекватны предмету и особенностям уголовного, гражданского, финансового и других отраслей права. В-пятых, должно будет соответствовать признаку актуальности в формулировке изучаемой дисциплины.
4. Необходимо шире использовать современные способы организации учебной деятельности магистрантов. Реализация компетентно-стного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-иссле-
довательской, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики и который является основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов (пункт 7.3 стандарта).
Указанные формализованные требования в равной мере применимы и к обучению в магистратуре по дисциплине «Актуальные проблемы теории государства и права» по направлению подготовки «Юриспруденция». Свободная и инициативная дискуссия по проблемам методологии, коррупции, практики конституционного правосудия и другим вопросам профессиональной юридической деятельности является главным условием успешного овладения чрезвычайно сложным материалом данного учебного курса.
Однако надо отдать предпочтение именно такому нетрадиционному принципу, в плане подготовки и изучения дисциплины основанному на «здравом смысле», консервативному подходу - в духе гуманизма, профессиональной этики и поиска истины. Данные традиционные критерии научного познания позволят раскрыть предназначение, призвание ученого-преподавателя и его незаменимую роль в преподавании дисциплины «Актуальные проблемы теории государства и права» по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степень) «магистр».
ШИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - 4 апр. (№ 14).
2. Вопленко, Н. Н. Правоприменительная практика: понятие, признаки и функции / Н. Н. Вопленко, А. П. Рожнов. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. - 205 с.
3. Гаврилова, Ю. А. История и методология юридической науки : учеб. -метод. пособие / Ю. А. Гаврилова, И. В. Ростовщиков, И. В. Тушка-нов. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 132 с.
4. Гаврилова, Ю. А. Смысловое поле права (философско-правовой аспект) : монография / Ю. А. Гаврилова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011.- 154 с.
5. Голоскоков, Л. В. Методология исследования модернизации права: классический и информационно-коммуникативный подходы / Л. В. Голоскоков // Современные методы исследования в правоведении / под. ред. Н. И. Матузо-ва, А. В. Малько. - Саратов : СЮИ МВД России, 2007. - 560 с.
6. Поляков, А. В. Коммуникативная концепция права (проблемы генезиса и теоретикоправового обоснования) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Поляков Андрей Васильевич. - СПб., 2002.
7. Русский филологический портал. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.philology.ru /linguistics2/golev-99.htm (дата обращения: 28.09.2012). - Загл. с экрана.
8. Честнов, И. Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности / И. Л. Честнов. - СПб., 2000.
SPECIFICITY OF TEACHING THE COURSE OF “ACTUAL PROBLEMS OF THEORY OF STATE AND LAW” IN THE MAGISTRACY CURRICULUM
OF “JURISPRUDENCE”
D.A. Gavrilov
The article is devoted to basic topical problems of a technique of teaching “Actual problems of theory of state and law” in the magistracy course for the students mastering in jurisprudence. The aforementioned issue has gained its topical idea alongside with the introduction of the new state educational standard in higher institutions and demands new methods of solution in the present-day situation.
Key words: integrative knowledge, topical problems of legal science, classical methodology, precedents of interpretation, practice of law.